ИМЕННИК — оттиск клейма изготовителя, который ставится на всех ювелирных изделиях из драгоценного металла. Он содержит индивидуальные знаки изготовителя и знаки, указывающие на год клеймения.
Именники обязаны иметь и ставить на свои изделия все организации и индивидуальные предприниматели. Знаки именников регистрируются и утверждаются Пробирной палатой ежегодно. Все знаки именника должны быть заключены в единый контур. Форму контура (одинаковую для всех изготовителей) госинспекции определяют самостоятельно.
Оттиски именника и пробирного клейма обычно наносят на внутреннюю сторону изделий...._____
Сообщение litana.
Клеймо: серебро "84" пробы с гербом города , фабрики "Грачевъ", инициалы пробирного мастера с датой "А.Ш 1894". Россия, Санкт-Петербург. (Фирма после 1893 года вошла в пробирное управление Санкт-Петербурга, с этого времени фамилию "Грачев" на именнике на ставили.)
ФАБРИКА БРАТЬЕВ ГРАЧЕВЫХКрупной петербургской фирмой по производству золотых, серебряных и гальванических изделий с годовым оборотом в 125 тысяч рублей была фирма братьев Грачевых , основанная в 1866 году Гавриилом Петровичем Грачевым , до тех про работавшим в фирме «Гассе». Фирма приобрела известность в 70-е гг. XIX века, когда к управлению пришли сыновья Гавриила Петровича – Михаил и Семен, образовав Товарищество братьев Грачевых , пайщиками которого стали еще 5 сыновей основателя предприятия. На фабрике работало 87 рабочих. Михаил и Григорий Грачевы усердным трудом и знанием дела способствовали тому, что художественные изделия их фабрики приобрели большую известность не только в России, но и заграницей пользовались значительным спросом. В 1900 году был основан торговый дом « Братья Грачевы », фирма имела магазин на Невском проспекте. Предприятие Грачевых , как и многие другие ювелирные фирмы, прекратило свое существование в 1918 году.
Братья Грачевы продавали свои изделия не только в России но и за рубежом, где они пользовались популярностью. Так, на всемирных выставках в Париже 1889 и 1900 гг. фирме были присуждены золотые медали, а в 1893 году – бронзовая медаль за эмалевые и филигранные изделия.
Изделия мастеров фирмы удостаивались высоких наград на международных выставках в Копенгагене и Чикаго, на всероссийских промышленных выставках (например, на Всероссийской выставке в 1896 г. в Нижнем Новгороде они получили высшую награду «Государственный герб»). В 1892 году Грачевы получили звание придворных поставщиков.
Как Курлюковы и Мишуковы в Москве, братья Грачевы в Петербурге были исполнителями, главным образом, церковных заказов. Они создавали различные изделия из серебра с эмалью, но «церковный» ассортимент определял стилистику произведенийфирмы.
Фирма занималась производством предметов культа, быта, туалета, скульптуры, столовых и чайных сервизов, посуды, в разных исторических стилях. Фабрика братьев Грачевых была самой известной в Петербурге, изготавливавшей предметы в «русском» стиле. Братья Грачевы много работали с эмалью в различных техниках в т.ч. с «оконной» или витражной. Композиционный замысел ювелиров фирмы Грачевых зависел во многом от древней канонизированной формы предмета и от строгой обусловленности расположения на нем изображений и орнаментов.
В процессе создания своих произведений мастера чаще всего брали за образец какой-либо старинный памятник ювелирного искусства и создавали ему своеобразную авторскую реплику. Зависимость от художественных схем прошлых веков сказывается, главным образом, в тех работах, которые выполнялись в традиционных технических приемах – эмали по скани и резьбе. Изделия же, создававшиеся в новой технике витражной эмали, не вызывали прямых ассоциаций со старинными предметами ни в форме, ни в декоре. Но все-таки, фирма братьев Грачевых даже в поздних своих произведениях, которые по пластическому решению соответствовали художественным нормам модерна, оставалась верной духу национального искусства. Среди петербургских ювелирных предприятий второй половины XIX века она наиболее тесно примыкала к основному направлению неорусского стиля.
Источник: "Русскiй Антикварiатъ" А. Петракова
[ Изображение на стороннем сайте: 4ee2fdea2ec0.jpg ]
_____
Изделия из благородных металлов .....Для всех городов в XVIII и XIX веках накладываемые пробирерами клейма состояли из: 1) клейма с гербом города, с годом или без, в щитках различной формы;
2) клейма с начальными буквами имени и фамилии именника пробирного мастера с годом или без года, всегда в прямоугольном щитке;
3) клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, т.е. число золотников чистого золота или серебра в лигатурном фунте, всегда в прямоугольном щитке.
Мастера , мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клейма-именники до предъявления изделий государственному пробиреру. Клейма с двумя или тремя начальными буквами имени и фамилии мастера помещались в щитках разнообразной формы и с различными начертаниями букв. Иногда мастера ставили на именнике полную свою фамилию. Придворные мастера фирм и фабрики XIX и XX вв. вместе с именником имели право ставить на своих изделиях клеймо с изображением государственного герба. Возникшие в начале XX века артели мастеров-серебряников также имели собственные клейма с указанием номера артели. Например, двадцатая артель серебряников ставила следующее клеймо - "20", вторая художественная артель - "2ХА". Из вышесказанного следует, что на золотых и серебряных изделиях должны находиться два именника - пробирного мастера и мастера , изготовившего вещь. Различить их можно по следующим признакам:
1)
на клейме пробирного мастера обыкновенно находится изображение даты-года, чего никогда не бывает на клеймах мастеров ;
2) если клеймо пробирного мастера не сопровождается годом, то следует обратить внимание на форму щитка, так как клейма мастеров бывают самых разных форм, в то время как именник пробирного мастера - обязательно помещен в прямоугольном щитке;
3) если оба именника заключены в прямоугольных щитках и без точного года, то различить их можно только зная имена и фамилии мастеров и пробирных мастеров того времени...
(из справочника "Оценка ювелирных изделий" изд-ва Металлургия, 1996 г.)________
Что касается ложки
Зикарон, то мои рассуждения сводятся к тому, что буква L, действительно монограмма (вензель), которой «отметили» фамильное серебро. Сама ложка была сделана в Германии (национальная марка «полумесяц и корона», утвержденная Декретом от 7 января 1886 г.). Буква D в ромбе – год выпуска изделия. А вот фамилия (буква имени не разборчива) Wohlauer – принадлежит не мастеру литья ложки (может и ему), а ювелиру или владельцу мастерской золотых и серебряных изделий, которые делали монограмму («подписывали» фамильные столовые приборы из серебра, делая гравировку…. и т.д.,) Были стандартные буквы (монограммы), которые передавались из рук в руки таких ювелирных дел мастеров, но были и такие ювелиры, которые старались внести в монограмму свои (отличительные) элементы «письма», меняли: завиток, наклон, орнамент…. с у четом пожелания заказчика. Собирая приданное невесты, родители (из знати или из числа придворных особ) ставили монограмму на всех вещах приданного (постельное белье, столовые приборы, текстиль и др.)….. Пример –
[ Изображение на стороннем сайте: 59e36bc70080.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: bd722aa8ea60.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: 05323832a67c.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: 3273b432ab4f.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: f26d9732d9b6.jpg ]