Рязанов А. Ф. Благодарненцы в XVIII – XIX веках. Часть 2. Благодарное и окрёстные села. Ставрополь, 2014.
Читать, скачать с Яндекс.Диска бесплатно:
https://yadi.sk/i/X6eKLXmsACKkqQ Присланные к поселению в селение Сабля.Статья размещена в краеведческом сборнике Ставропольский хронограф за 2012 год. Представлена с изменениями и дополнениями.
В истории заселения сёл и городов Ставропольского края есть много тайн и загадочных страниц. До 1917 года царское правительство скрывало негативные факты своей деятельности на Кавказе, а в советское время просто не приветствовались исследования истории России в капиталистический период её развития. В результате мы сейчас имеем куцую историю своей малой Родины-Ставрополья, да и всей России в целом. Мало проводится исследований по этой тематике. Поэтому, та часть общества, которая интересуется прошлым нашего края, ищет свои родовые корни, всегда приветствует новые материалы, найденные в громадном обьёме архивных документов.
История заселения сёл степного Предкавказья содержит интересные фак-ты. Мы расскажем об одном из них – о поселении в село Саблинское по указу императрицы Екатерины-II нижних чинов лейб-гвардии Семёновского полка в 1792 году.
Считается, что история села Саблинского началась с заселения в 1781-1785 годах. Ревизская сказка села на 1795 год представляет состав поселенцев в следующей последовательности: дворцовые крестьяне, поселённые в первой половине 1788 года из Тамбовского наместничества Моршанской округи села Алгосова, это- Солонины, Хлюстовы, Рыльцовы и другие. Всего дворцовых крестьян-30 мужского и 15 женского пола.
Затем, с первой половины 1792 в список записаны однодворцы из Рязанского наместничества Сапожковской округи села Сарай и из Орловского наместничества Ливенской округи из деревни Роговой и села Успенского. Этот список начинается с Архипа Емельяновича Старкова. Всего однодворцев числилось –мужского пола-74,женского-31. Экономических крестьян в Саблинском было 50 мужчин и 40 женщин. Прибыли они из Тульского наместничества Новосильской округи сел Подьяковлево и Игумново. Старшим у них был Кудинов Парфён Павлович. Несколько семей были из Рязанского наместничества Скопинской округи села Павлова (Черникова).
Далее перечислены арестанты, сосланные на поселение: Гаврила Родионов из Московской губернии за воровство и грабёж; из Черкасской станицы войска Донского казак Егор Колесников за убийство двух подследственных в Кавказской палате уголовного суда, а также Сидор Муратов и Степан Скачков за праздношатание. В феврале 1790 года прибыли на поселение лишённый штурманского чина Григорий Чупров и лишённый священства Иван Аникеев. Эти не считались ни в каком окладе, т.е. не платили налоги.
А всех крестьян было 167 мужского пола и 86 женского.
Эту ревизскую сказку 31 января 1795 года подавал староста-экономический крестьянин Тимофей Стаканов, первостатейный (сборщик налогов) Михаил Галяндин(или Галагин),его помошник Семён Шелаев(или Шеликов) и « первые оного села старики- Фома Кутупов,Осип Щиголев,Никита Соловьёв,Иван Ермаков и Сафон Солонин. За них, неграмотных, руку приложил сельский писарь отставной солдат Горского егерского батальона Василий Иванович Ловягин».
Отдельным списком перечислены 103 поселённых в Сабле в 1786 году нижних чинов из разных полков и батальонов Кавказского корпуса.
Из знаменитого Горского егерского батальона, который в 1783 году был отправлен графом П.С.Потёмкиным в Грузию прибыли и поселены 19 чело-век, из Владимирского пехотного полка-12, из Астраханского драгунского полка-9, прибыли после службы в Кабардинском егерском батальоне 6 человек , из главной артиллерии-8, из второго Московского пехотного полка-5, по 2 человека из Белорусского егерского батальона и Казанского пехотного полка, трое из Куринского пехотного полка и 32 нижних чина без указания прежнего места службы. Из этого количества за 9 лет(1786-1795) умерли 57 человек,11- бежали или не вернулись с прежних мест жительства после полученных отпусков, один был помещён в богадельню, один-в инвалидную команду Московской губернии,один переведён в город Ставрополь.
Таким образом, в селе Сабля к 1795 году могли остаться и давать потомство 36 отставных нижних чинов. Кроме того, часть умерших до 1795 года имели жён и детей, прижитых на прежних местах службы, а некоторые поженились на вдовах и девицах из местных поселений- Калиновского, Медведского, Нины, Высоцкого, а у Игнатова Ивана Игнатьевича жена была из польской нации. Жены у отставных солдат были значительно моложе своих мужей. Так, в двух семьях разница в возрасте составляла от 34 до 39 лет, в одиннадцати семьях от 22 до 29 лет, в девяти семьях от 12 до 19 лет и только в девяти семьях она была в пределах 4-11 лет.
Большой интерес для современников представляет факт поселения в Саблинском 107 нижних чинов лейб-гвардии Семёновского полка из Санкт-Петербурга. Во время войны со Швецией в 1788-1790 годах Россия защитила свои границы. В конце 1791 года Ясским мирным договором закончилась война с Турцией. Под влиянием Французской революции в Польше была принята конституция, которая дала политические права третьему сословию. Екатерина II боялась проникновения свободолюбивых идей в империю. Австрия и Пруссия поддержали Россию и с помощью лёгкой победоносной войны к июлю 1792 года они разделили Польшу. В это время царица всё больше отдаляла от ведения политических дел своего сына Павла и готовила к восшествию на трон внука Александра. В отличие от матери, которая всегда выступала за статус Российской империи, как страны-завоевательницы, Павел ни с кем не хотел воевать, а желал устроить государство по прусскому типу: легко управляемое и экономически развитое. Он открыто стал возражать матери по поводу ведения бесконечных войн, которые изнуряли и истощали страну. К тому же Павел выступал против взятия под защиту России христиан Грузии, Армении и Азербайджана. Он пользовался некоторым влиянием в гвардейских полках, что раздражало стареющую императрицу.
Стремясь оградить себя от возможных дворцовых переворотов, Екатерина использовала передышку между войнами и провела ротацию в гвардейских частях. К тому же вновь возвращённый ко двору её фаворит князь Г.А.Потёмкин настоятельно предлагал усилить Предкавказье поселением туда отставных нижних чинов. В 1792 году императрица повелела уменьшить численность гвардейских полков, отослать по другим частям 250 унтер-офицеров и заменить старший офицерский состав. Вследствие этого для села Сабля предназначили 107 нижних чинов лейб-гвардии Семёновского полка, который к тому времени находился в Польше. Проделав пеший изнурительный переход из Варшавы, не заходя в Санкт-Петербург, они прибыли осенью 1792 года к месту поселения в село Саблю к жившим там крестьянам и отставным нижним чинам Кавказского корпуса.
Израненные в боях, утомлённые долгим переходом, люди практически оказались накануне зимы в чистом поле в неизвестных климатических условиях и во враждебном окружении горских и степных племён.
Если крестьянин-переселенец имел семью, какой-то скарб и продукты, то отставные солдаты кроме шинели и пустого походного ранца не имели ничего. До января 1793 года не дожили 9 человек. Всего же к 1795 году из числа нижних чинов этого полка умер 31 человек, бежали четверо, не прибыли к поселению после отпусков 21 человек.
По возрасту они были представлены так: 27 человек в возрасте 41-51 год, 25 человек в возрасте 31-40 лет, 21 человек в возрасте 26-30 лет и 30 человек от 19 до 25 лет. За плечами у них была выслуга: от 25 до 30 лет прослужили 5 человек, от 21 до 25 лет- 22 человека, от 11 до 20 лет-19 чело-век, от 6 до 10 лет-6 человек, от 3 до 5 лет-36 человек и по 1-2 года прослу-жили 17 человек.
Все тяготы и лишения походной жизни с ними разделили и их семьи. Женаты были пятеро нижних чинов: сержант Андреев Спиридон 38 лет, его жене Федосье Семёновне было 40, капрал Тимофеев Яков 32 года, жене Марье Трофимовне 33, их дочери Василисе было в 1792 году 5 лет, капрал Савельев Иван 24 года, жене Прасковье Ивановне 27, капрал Христорадов Иван 31 год, жене Анне Александровне 35 лет. Рядовой Подлин Иван 23 лет взял жену Ирину Павловну 32 лет из селения Чёрного Леса у экономического крестьянина Кабанова.
До настоящего времени факт поселения в Саблинском отставных нижних чинов прославленного лейб-гвардии Семёновского полка, одного из первых полков, созданных Петром-I нигде не упоминался. Видимо, генерал-губерна-тору графу П.С.Потемкину неудобно было это вспоминать- ведь это его под-чинённые не обеспечили обустройство поселенцев,что принесло страдания им и даже гибель.
Найдена и прочитана ещё одна страница по истории заселения степного Предкавказья. Наша локальная история мало изучается по первоисточникам. До сих пор не найден список отставных солдат, поселённых в сельце Благодарном ещё до начала строительства Азово-Моздокской линии. Нет исследования по селу Донскому в части поселения туда до июня 1795 года около 100 семей ясашных крестьян из Казанской губернии (все мусульмане). Требуют уточнения даты основания некоторых селений на нынешней территории края, которые почему-то все увязаны со строительством линии, хотя имеют более раннюю историю, чем Ставропольская и другие крепости.
Государственный архив Ставропольского края раскрыл ещё одну неизвестную страницу. Интересно, живут ли на Ставрополье потомки тех славных воинов, брошенных императрицей на усиление второго эшелона Азово-Моздокской линии в 1792 году; знают ли они свои родословные, берущие начало от тех отставных нижних чинов лейб-гвардии Семёновского полка?