Тамга
Тамга́ — родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество.
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18651 | Наверх ##
18 марта 2022 12:00 Тамга – знаменья – трезубец – гербыКогда первобытный род разделился на общины и семьи, родовые эмблемы превратились в семейные, а позже в личные. Тамга - это не просто родовой знак, которым тавровали скот и метили межевые камни. Это прежде всего сигнал “Я свой”. Он изначально содержал не только родовой смысл, но и смысл географический. Носители одной тамги - земляки, люди одной родины.Необходимость в подобной маркировке объективно существует в любом обществе, осознающем простейшее противопоставление «свой — чужой». По мере выделения клановых, профессиональных и др. групп, и усложнения связей внутри этой структуры, необходимость существования подобных знаковых систем возрастает. С появлением письменности применение родовых знаков уменьшается. Дальнейшие пути развития тамгообразных знаков превращают их либо в гербы, либо в священные символы, либо в элемент орнамента. Однако иногда тамга по-прежнему остается родовым знаком подтверждения принадлежности, владения и т.д. Доподлинно неизвестно, какой смысл заложил Тимур, выбрав именно этот знак для государственной печати, но заслуживает внимание следующее объяснение: каждый круг означает часть света, а владелец символа является их Властителем. До эпохи великих географических открытий (XV в.), считалось, что мир состоит из Европы, Азии и Африки, омываемых Внешним Океаном. Утвердивший господство над этими частями света, может считаться Властелином Мира. Пять веков спустя, Геральдическая Палата России примет во внимание Тамерланову печать, и включит знак в герб Самарканда.  Крымские караимы избрали себе герб в форме геральдического щита с изображениями знаков «сенек (деревянные вилы)» и «калкан — щит», заимствованных с мраморной плиты, вмурованной неизвестно когда и кем над воротами восточной башни города-крепости Чуфут-Кале. https://vasily-sergeev.livejou...l0w5yh50ui --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (2) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18651 | Наверх ##
18 марта 2022 12:24 О.И. ХОРУЖЕНКО ИМЕННЫЕ ТАМГИ РУССКОГО ДВОРЯНСТВАВ.Н. Татищев обладал неким источником, перечислявшим названия нескольких сотен родовых, иначе говоря, наследуемых тамг, принадлежавших русским дворянским родам. Историк привел названия девятнадцати таких эмблем. Ряд данных генеалогии, топонимики и этнонимики подтверждает достоверность его данных. Кажется, что, помимо обладания именными тамгами, у родов - владельцев тамг мало общего. Среди них - все пять титулованных боярских «больших» родов, которые, согласно Котошихину «бывают в боярах, а в окольничих не бывают»: князья Черкасские, Трубецкие, Голицыны, Долгоруковы, Ромодановские. Рядом с ними - нетитулованные старомосковские бояре Бутурлины, Вельяминовы, Салтыковы, Собакины, Татищевы, Шереметевы; княжеский, но скромный в служебном и поземельном отношении род Гагариных; провинциальные дворяне Воейковы, Оладьины и Хрущовы, достаточно поздно попавшие в московский список; наконец роды, пополнившие его уже в самом конце XVII в. - Бахметевы, Давыдовы, Офросимовы, Исуповы. Иначе говоря, практика использования тамгообразных знаков была достаточно распространена в среде русских дворян вне зависимости от их статуса. По времени возникновения упомянутых родов можно приблизительно датировать как источник Татищева, так и саму практику бытования именных тамг. Речь должна идти о периоде с конца XVI - начала XVII в., когда все девятнадцать родов уже сложились и получили свои родовые прозвания, до конца XVII в., когда пришла мода на геральдические композиции. Разумеется, отдельные роды могли владеть тамгами и раньше. Ряд тамг принял имя главы рода («Минчак», «Салтык», «Трубецкой», «Шеремет»), как это и было в обычае у тюркских народов. В других случаях тюркский племенной символ сохранил свое общеплеменное наименование и совпадает с этнонимом («Кабарда», «Аргутап», «Сургут»). Некоторые из названий эмблем, приведенных Татищевым, созвучны прозваниям, бытовавшим в дворянской среде. Это тамга Бахметевых «Порывай», Татищевых - «Нуздай», Собакиных - «Доезжай» (ср. Смиряй, Заломай, Впрягай и т.д.). Однако, поскольку в родословных росписях данных родов такие прозвания не встречаются, вопрос о происхождении этих названий остается открытым. Мы предположили, что наряду с заимствованием тамги представители русских дворянских родов могли позаимствовать в оригинале или в переводе и другой атрибут тюркской племенной организации - урак, боевой клич, часто совпадавший с названием племенной тамги. Это предположение может дать объясненние названий ряда символов. Изображения именных дворянских тамг неизвестны. С большой долей осторожности можно допустить тождественность тамгообразной фигуры на печати И.Ю. Бахметева 1679 г. с родовой тамгой Бахметевых «Порывай», бортный знак Г.И. Исупова («поперек дуба две палицы, меж палиц два рубежа, а сверх палиц щепера стоячая» - 1567 г.) с тамгой «Аргутап». Еще более осторожно мы предположили, что тамгообразные фигуры в видоизмененном виде вошли в позднейшие гербы ряда дворянских родов из перечисленных Татищевым. Автору этих строк не хотелось быть ложно понятым «новыми хронологами», пантюркистами и другими сторонниками нетрадиционных методологий. Факт широкого бытования у русских дворян тамгообразных эмблем, заимствованных у татар или оригинальных, остается пока гипотезой, требующей дальнейшего изучения. Трудность этой задачи состоит в малой источниковой базе. Тамги, скорее всего, редко использовались на дворянских печатях. Сферой их применения была, очевидно, та органика, которая не представлена в музейных и архивных коллекциях. Это клейма скота, метки на бортных деревьях, межевые рубежи. Последние изображения зафиксированы писмеными источниками и отличаются известным разнообразием. Возможно, систематическое выявление и изучение этого материала, как и других памятников ранней русской эмблематики, даст более точные представления об именных наследуемых тамгах дворянских родов. https://elar.urfu.ru/bitstream...l0w7rqybqk --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18651 | Наверх ##
18 марта 2022 12:37 Кавказские руны
Фамильные гербы есть не только у европейских дворян, но и у уважаемых семей на Кавказе. Они называются «тамга», появились еще до нашей эры и снова входят в моду. Но расшифровать их уже невозможно  Кузнец-оружейник Арсен Хашкожев, этнический кабардинец, переехал из Кабардино-Балкарии в Майкоп пять лет назад. Он занимается изготовлением холодного оружия, используя в качестве образцов старинные адыгские сабли и кинжалы. Его работы можно встретить не только в Адыгее, но и в других регионах России и за рубежом. — Сейчас тамга стала популярна по всему Северному Кавказу, есть такая тенденция. Люди охотно приобретают вышивки, сувениры из дерева, любят заказывать родословный герб на серебряных изделиях. На мои работы я наношу тамгу своего рода Хашкожевых. Наша тамга очень интересная, она частично заимствована у кабардинского рода Трамовых. Они жили в районе Пятигорска. Наш род не был княжеским, но имел право селиться на территории одного из дворянских родов. Так что мои предки поселились на землях Трамовых. Трамовы использовали тамгу в виде сердца. Мои предки немного видоизменили ее — наш фамильный герб выглядит как открытое сердце, очевидно, это символ гостеприимства. Бывает, что я ставлю на свое изделие тамгу заказчика: клиенты любят, когда их клеймо изображено на оружии или на серебряных изделиях. Те, кто уважает себя и свой род, знают, как выглядит их фамильный герб. Но мало кто знает, что он означает. Иногда вместо тамги просят написать фамилию на адыгском языке или арабской вязью.  Мадина Хацукова — хозяйка нальчикского ателье, где шьют национальные костюмы, — говорит, что тамги сегодня используют достаточно широко. — Практически ни одна свадьба в КБР не обходится без свадебных флагов, на которых изображены тамги жениха и невесты. Много лет назад наша мастерская, пожалуй, была первой, где клиентам предлагали вышивку тамги на башлыках. А сегодня мы их вышиваем и на мужских рубашках, и на женских сумочках, и на нарукавных подвесках. И помимо того, что родовой знак несет в себе информацию о принадлежности к роду, он работает и на эстетику. Каждый из этих знаков красив. Мадина считает, что тамги восходят к тотемным изображениям родового строя, которые впоследствии подверглись стилизации и превратились в графический символ. https://etokavkaz.ru/traditcii...=yandex.ru --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (2) |
lionna7 Сообщений: 138 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 66
| Наверх ##
20 апреля 2022 0:12 Здравствуйте! А как можно по тамге установить принадлежность к определенной народности? Вот какая у одного из моих предков:
 | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18651 | Наверх ##
20 апреля 2022 6:21 20 апреля 2022 6:45 lionna7 написал: [q] Здравствуйте! А как можно по тамге установить принадлежность к определенной народности? Вот какая у одного из моих предков:[/q]
По тамге определить принадлежность к народности нельзя, можно говорить о принадлежности к этноязыковой общности у которых тамга являлась частью принадлежности к роду, а не к народности. подобная тамга могла быть у татар, башкир, казахов, карачаевцев, балкарцев, дагестанцев, азербайджанцев и т.д. Иногда одна и та же тамга может встречаться у разных народов, что может быть признаком некогда бывшей общности. Надо проследить, где она встречается и тогда можно будет говорить о вашей принадлежности к татарскому, башкирскому, казахскому , азербайджанском роду и т.д. Часто представители с одинаковой тамгой являются представителями одного рода, но и это не обязательно, поскольку у кочевых племен постоянно происходили перемещения. --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18651 | Наверх ##
9 июня 2022 11:11 Тамги тюрков-огузов Ахмеда Биджана Языджыоглу  Страница из Сельчукнаме Языджиоглу , где перечислены Огузытамги В первые дни Османской империи османы страдали от обвинений в их происхождении. И Кады Бурханеддин , и Тимур подвергли сомнению османский суверенитет в Анатолии . Кады Бурханеддин высмеял османов, заменив слово kayıkçı («лодочник») на Kayı , название племени османской семьи. Османы пытались доказать свое благородство. Мурат II был особенно обеспокоен обвинениями, и Языджиоглу Али было поручено написать книгу о происхождении османской семьи. Сельчукнамя кратко обсуждает генеалогию османской династии , утверждая, что османское происхождение от Сельджуки Анатолии . Сельчукнаме - единственная официальная история Императорского двора от правления Мурада II . https://wiki5.ru/wiki/Sel%C3%A7ukname? --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
IAvolkova Новичок
Москва Сообщений: 3 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 0 | Наверх ##
29 августа 2022 22:05 всех приветствую! в настоящее время исследую историю своего рода, а именно тамгу и какие секреты она содержит) восстановила 7 поколений по линии прабабушки мамы, жду историю древа по прадедушке. если кому известны данные знаки, либо экспертов в области родовых знаков, буду признательна за рекомендации. есть также Ревизские сказки
 | | Лайк (3) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18651 | Наверх ##
30 августа 2022 6:21 IAvolkova написал: [q] всех приветствую! в настоящее время исследую историю своего рода, а именно тамгу и какие секреты она содержит)
восстановила 7 поколений по линии прабабушки мамы, жду историю древа по прадедушке.
если кому известны данные знаки, либо экспертов в области родовых знаков, буду признательна за рекомендации. есть также Ревизские сказки[/q]
Тамга, в какой то степени может сама являться генеалогическим древом в некоторых случаях. По вашему рассказу не совсем понятна связь с Крымом, хотя многие роды на территории Татарстана и Башкортостана возводят свои генеалогические древа к Крыму, например Каринские князья, потомки Надыра Уразметова и т.д., но в сегодняшнем понимании, это не совсем крымские татары. "Чтение тамг. Тамги читаются также, как и рисование генеалогического древа, каждый новый член рода добавляет к основной тамге дополнительную черточку (см. таблица 1, б) [4], при этом иногда у тамг есть числитель и знаменатель, где тот или иной элемент тамговой дроби принадлежит материнскому роду и обычно не изменяется, так как генеалогическое древо ведется по мужской линии (см. тамги чингизидов в таблице 1, а) [5].  Таблица 1. Видоизменение родовых и семейных тамг путем наращивания и отражения Однако в эл тамгах (тамгах, принятых в качестве герба государства) могут меняться обе части тамговой дроби, что видно на примере основной тамги кемских (енисейских) кыргызов в Южной Сибири (см. таблицу 2)[5]. Из таблицы следует, что варианты тамг являются изменением одной основной, тамгой кемских кыргызов была кыргыз эл тамга (см. таблицу 2) – тамги взяты из памятников письменности кемских кыргызов. Скорее всего, народная этимологии основной тамги кыргызов нашла отражение в легенде об их происхождении, «в VI в.н.э. китайские источники сообщали: "Племя цзянькунь (qïrqïz) не принадлежит роду волка. Пещера, где родился их предок, находится к северу от гор Цюйманьшань. (Они) сами рассказывают (о происхождении своего предка), как в глубокой древности, ниспосланный сверху Дух спарился с коровой в этой пещере". [6]  Таблица 2. Изменение тамг у детей с добавлением дополнительного элемента и кыргыз эл тамга (основная тамга) Тамги также определяют начало речи в вертикальных эпитафиях тюрков – источник слова, как источник первоначала рода – от земных или небесных или женских или муских начал (см. таблицу 3, а – рисунок божественного предка на войлочном ковре из Пазырыка, Алтай, VII до н.э., б – петроглиф из Чулуута, Монголия, III тыс. до н.э.)[7]. Здесь рассматривается связь принципа тамгообразования и принципа изобретения букв для тюркского (и древнекыргызского) письма. За основу берутся тамги енисейских кыргызов (хотя сам принцип тамгообразования универсален для евразийского пространства степей), где существует наращивание тамги потомков путем прибавления к основной тамге дополнительных элементов. При этом в этих элементах присутствуют так называемые мужские и женские элементы – для правящих родов было также важно показывать тамги материнского рода, особенно в так называемых катунских фратриях (где божественный первопредок шел с материнской стороны, а не с отцовской). Данный принцип также использовался в изобретении букв для тюркского письма. Идея использования мужских и женских элементов существовала и после тюркского письма – в корейском письме, которое возводят к монгольскому (уйгурскому) письму, применяются элементы инь-ян (то есть мужское и женское начало, как и в тамгах)." https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:2143 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (1) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18651 | Наверх ##
19 декабря 2022 11:33 Ырк Битиг. Книга знаков. Руническое руководство евразийской мудрости. Перевод и толкования Бронислава Виногродского и Федора Черницына. М.: Издательский дом «Русская Философия», 2020 https://gorky.media/reviews/drevnetyurkskaya-kniga-peremen/Ырк Битиг — поразительная книга: единственный полностью сохранившийся памятник рунического письма древних тюрков (датируется IX–X веками), обнаруженный в 1907 году английским путешественником Аурелем Стейном в пещерах Дуньхуана на далекой западной окраине Китая. Состоит из 65 символов-сюжетов, отмечающих отдельные, в загадочном беспорядке собранные жизненные ситуации, а по сути — моменты и качества жизни одновременно человеческой и мировой, ибо человек и природный мир повсюду на Востоке сплетены воедино. Это мир без идей и принципов, данный в россыпи, как сама жизнь. Ибо, как заметил русский поэт, жизнь прекрасна тем, что она подробна. Истина может быть только конкретной.  Гадательные тексты неизбежно иносказательны, и слова в них удерживают свою исконную многозначность. В них предъявлена свободная игра смысла, где постоянно только непостоянство и все продолжается в своем инобытии. Рассеяние есть образ (невообразимый) превращения; в нем жизнь жительствует, скрывая себя. Однако и сокрытие не может не сокрыться само и предстать чистой явленностью, великим изобилием жизни. В моменте превращения все вещи изливаются в одно; в нем все на виду, но никто ничего не видит. Вот где кроется разгадка префикса «перво-» в слове «первотекст». В пределе жизненных метаморфоз таится безмерная и вечно отсутствующая глубина чистого, беспредметного хаоса, совпадающего с незыблемым покоем. --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (1) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18651 | Наверх ##
12 ноября 2023 18:46 Кокорина Н.А. Знаки ремесленников на булгарских литейных формах
Прикрепленный файл (Гусиная лапка.docx, 223330 байт) Прикрепленный файл (Знаки ремесленников.pdf, 898212 байт)--- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
|