Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тамга

Тамга́ — родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество.

    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: Tugan
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18616
Тамга моего прапрадеда по маме называется "шея верблюда"
"В средневековье культ верблюда усвоили тюрки в Приуралье и Туркмении от ираноязычных племен, и для ханов он стал символом власти. Профиль верблюда красовался на монетах Хивы. Как наследие этого культа можно рассматривать и тамгу (родовой знак) «шея верблюда» у одного из айлинских племен башкир, которое сформировалось в Приуралье и затем только пришло на Южный Урал."
http://www.xn--74-6kca2cwbo.xn...i_pochemu/

Эрлик = Верблюд = Змей.

У башкирского рода аи тамга - S-образный символ, который трактуется как «шея верблюда» S или «змейка» S.

Использование символа верблюда в культовом прикладном искусстве народов Центральной Азии имеет глубокие корни. Верблюд на протяжении нескольких тысячелетий являлся одним из объектов почитания. Изображения верблюдов встречаются на металлических пряжках из Сибири, Приуралья, Западного Казахстана. В середине I тыс. до н.э. металлические пряжки с верблюдами являлись одним из атрибутов захоронений социальной элиты. В погребении усуньской жрицы из Каргалы среди культовых предметов были два золотых перстня со скульптурными фигурками верблюдов, инкрустированных бирюзовыми вставками. Образ животного присутствует и на таких культовых предметах, как курильницы, которые использовались для обрядовых действий во время церемоний.
https://proza.ru/2015/07/10/1016
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18616
ТАМГА - КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник
«В нашем роду первым грамотным человеком стал один из моих старших братьев – Муртаза, – вспоминает народный поэт Башкирии Мустай Карим. – А до него никто из наших не умел даже ставить свою подпись. Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе лошади, даже на топорище». В качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда — буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям.
Всего по тептярскому сословию среди наиболее употребительных можно выделить следующие тамги: капка – ворота (отмечена среди жителей дд.Альметево, Бишмунча, Новое Надырово, Сулеево, Урсалабашево, Чупаево), казаяк – гусиные лапки (Бигашево, Бишмунча, Кама – Исмагилово, Маметево, Сулеево, Тайсуганово, Урсалабашево, Чупаево), оччыбык – три прута (Альметево, Кама – Исмагилово, Новое Надырово, Урсалабашево), чукеч – молоток (Бигашево, Бишмунча, Кама – Исмагилово, Сулеево, Чупаево), тарак – гребенка (Альметево, Бигашево, Кульшарипово, Маметево, Новое Надырово, Чупаево), дуга (Кама – Исмагилово, Новое Каширово). В то же время многие из этих тамг зафиксированы у ямских и ясачных татар региона.
Казаяк - тамга моего прадеда по отцу Янтемирова Шарафутдина, также зафиксирована в метрических книгах.

Прикрепленный файл: Тамга.bmp
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (2)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18616
Родовые тамги ряда кряшенских деревень.
Семейнородовые кланы кряшен правобережного Прикамья зачастую сохраняют память о предках трех, четырехсотлетней давности. Например, одним из наиболее древних кланов здесь считается род мерес с тамгой казаяк – гусиная лапа (казаяк тамгалы меряслар ыруы).


Ответвления этого клана, часто не помнящие о своем родстве, но помнящие о своем легендарном предке, которого звали Меряс карт – старик Мерес, имеются во многих селениях Мешинского бассейна, где их называют мерəс, мерəт, мелəс, мəлəс. Их фамилии также очень разнообразны, например: Маресьевы, Мрясовы, Морозовы, Анисимовы и т.д.


http://tuganaylar.ru/blog/blog...iy-makarov

Прикрепленный файл: 5dc418fe95179_тамга5.jpg
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (2)
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4073
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 10491
В вашу коллекцию
Тамга башкирского старшины Каратабынской волости Таймасова (1786 г.). Приложил его поверенный Хадяс Мавлютов.

Прикрепленный файл: 1786 Тамга старшины Баратабынской волости.jpg1786 Хадяс Мавлютов поверенный.jpg, 376914 байт
---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (3)
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4073
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 10491
И еще: тамга старшины Айлинской волости (1792 г.)

Прикрепленный файл: 1792 Тамга Кильмяка Дербишева_Айлинская волость.jpg
---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (2)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18616
Тамга прадеда Янтемирова Шарафетдина - казаяк-трезубец


Прикрепленный файл (Тамга пдф.pdf, 217031 байт)
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (1)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18616
Вокруг этого знака периодически возникают страсти, поскольку он имеет отношение к символу Украины. Мы не будем на этом заострять внимание, кроме самой информации об этом из статьи:

Соболева Н.А. "О загадочном знаке первых русских монет".
"С легкой руки Н.М. Карамзина, описывавшего сребреники Ярослава Владимировича и отметившего на оборотной стороне "в средине надпи­си знак подобный трезубцу" (2), знак под этим названием вошел в историю. В настоящее время эмблема, именуемая "трезубец", приобрела поистине мировое политическое звучание, ибо используется в качестве герба суве­ренного государства — Республики Украина. Естественно, что новый статус трезубца вызвал и новую волну интереса к нему, прежде всего как к политическому знаку, символизировавшему самостоятельность украин­ского государства еще в далеком 1917 г. Тогда председатель Центральной Рады, крупнейший украинский историк М.С. Грушевский предложил использовать трезубец Киевской Руси как герб Украинской народной рес­публики. Этот "герб Владимира Великого" в начале 1918 г. и был утвержден Радой. И хотя через год его сменил герб Советской Украины с сер­пом и молотом, по мнению многих украинцев, только трезубец символи­зирует государственность их земель. Не случайно "Тризубом" назывался политический журнал украинской эмиграции, издававшийся в 20-е гг. XX в. в Париже, на страницах которого была изложена одна из последних версий исторической значимости фигуры, изображенной на древнерус­ских монетах, печатях и прочих предметах, бытовавших не только в глу­бокой древности, но и на протяжении многих столетий на Украине и в России (3). Политизация "тризуба" в современности, так же как и в первые десятилетия XX в., вызывает к жизни все более и более оригинальные ис­следовательские построения, в которых наряду с фантастическими рас­шифровками трезубца — "знака Рюриковичей" — предлагается и вер­бальное его изменение: вместо "тризуба" — "якорь-крест" (4). К сожале­нию, даже в новейших работах эта эмблема "по старинке" называется гербом и осмысливается в контексте "геральдики Киевской Руси X—XI вв.", что выглядит явной архаикой на фоне научных достижений в облас­ти семиотики, геральдики, многочисленных трудов о знаках отечествен­ных и зарубежных"
https://www.staraya-moneta.ru/lib/721/

Знаки в виде двузубца и трезубца выделены при исследовании кера­мики Биляра — крупнейшего поселения в Волжской Булгарии (53). Иссле­довательница считает, что однозначной семантической трактовки этих знаков быть не может, но подчеркивает их большую социальную обус­ловленность по сравнению, например, с гончарными клеймами. Наличие подобных знаков на сосудах автор объясняет существованием особого "коммерческого языка возможно, восходящего к тамгам", распростра­ненного "в интернациональных торгово-производственных кругах в рам­ках средневековья, по крайней мере в регионах наиболее сильного взаи­модействия"

Прикрепленный файл: Трезубец.JPG
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18616
Тамга дома Бату и флаги Золотой Орды

Первой картой, где зафиксирован флаг Золотой Орды является портулан Анджелино Далорто (иногда его имя пишут как Анхелино Дулсерт). Портуланами назывались морские карты эпохи Возрождения с конца XIII до XVI века, на которых показана акватория Средиземного и Черного морей, а также часть европейской Атлантики. Всего Анджелино Далорто сделал два портулана: первый портулан датируется второй половиной 1320-х гг. Второй портулан из собрания Парижской Национальной библиотеки, датирован 1339 годом и составлен на острове Мальорка. С точки зрения Золотой Орды нам интересен второй портулан, так как на нем изображена территория Золотой Орды с символами власти. Если бегло смотреть на карту, то можно увидеть символ Золотой Орды: тамга дома Бату вместе с полумесяцем.
%D0%A5%D0%B0%D0%BD%20%D0%A3%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D0%90%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%20.jpg

https://vlast.kz/avtory/16749-flagi-zolotoj-ordy.html
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18616
А.И. Бугарчев, П.Н. Петров
МОНЕТНЫЕ КЛАДЫ
БУЛГАРСКОГО ВИЛАЙАТА
XIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIV ВВ.
МОНОГРАФИЯ

Данная монография является научно-учебным изданием и посвящена изучению кладов Джучидских
монет, битых в Булгаре в XIII – первой трети XIV вв. Впервые через анализ состава монетных кладов,
топографию их находок были установлены особенности монетного обращения и их причины. Авторы
раскрыли характер денежной политики Джучидов в Булгарском вилайате в изучаемый отрезок времени.
В книге учтено 35 кладов, кроме того, изучена метрология монет, приведена 131 фототаблица с изображениями 1542 дирхамов из большинства кладов. Впервые проведено комплексное исследование по установлению хронологической последовательности чеканки анонимных недатированных типов монет, выпущенных в Булгарском регионе. Настоящее исследование существенно изменяет сложившиеся на сегодняшний день представления об организации денежного обращения в Золотой Орде в XIII – первой трети XIV века и его этапности. Введение, главы I и II, а также заключение написаны авторами совместно в
равных долях, глава III написана А.И. Бугарчевым.
Монография представляет интерес для археологов, нумизматов, историков, музейных сотрудников,
а также краеведов и всех, интересующихся историей Джучидов.

В данной монографии привлекают внимание, так называемые "двуногие тамги" на монетах Булгарского вилайата.
http://goldhorde.ru/wp-content...D0%9D..pdf
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18616
Гаяз Исхаки и Идель-Урал

«Гаяз Исхаки в первую очередь — большой писатель, драматург, его произведения оказали большое влияние на других писателей. Это человек, выпустивший в начале XX века восьмитомник, таких тогда не было. Тукай воспринимал его как вожатого, великого. Исхаки выпускал газеты, в которых пропагандировал свободу народа, равенство всех национальностей, поднимал политические вопросы», — напоминает профессор Миннегулов. «Исхаки — сильный прозаик, а вот как драматурга я его не до конца принимаю», — рассказывает «БИЗНЕС Online» лауреат Тукаевской премии Зайдулла, который перевел на татарский главное произведение жизни Гаяза эфенди «Идель-Урал», написанное на русском языке в Европе и опубликованное впоследствии на французском и английском языках. «Там он рассказывает о путях выживания татар, которое возможно только при обретении независимости и тюркского единения», — говорит современный драматург.
https://www.business-gazeta.ru/article/373767

Книга Гаяза Исхаки «Идель-Урал» дает общее представление, логику и основные вехи политической истории татар. Штат Идель-Урал — нереализованный проект национального государства татар и башкир. Попытка реализации привела лишь к непродолжительному (1 марта — 28 марта 1918 года) существованию так называемой «Забулачной республики», существовавшей в татарской части Казани.

Здесь хорошо видно, что тамга дома Бату одновременно стала символом не состоявшегося штата Идель-Урал.

92-326-2299-6-VC203041_m_600x600.jpg
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: Tugan
Вверх ⇈