Тамга
Тамга́ — родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество.
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18616 | Наверх ##
26 июля 2021 20:13 11 ноября 2021 11:16 Тамга моего прапрадеда по маме называется "шея верблюда" "В средневековье культ верблюда усвоили тюрки в Приуралье и Туркмении от ираноязычных племен, и для ханов он стал символом власти. Профиль верблюда красовался на монетах Хивы. Как наследие этого культа можно рассматривать и тамгу (родовой знак) «шея верблюда» у одного из айлинских племен башкир, которое сформировалось в Приуралье и затем только пришло на Южный Урал." http://www.xn--74-6kca2cwbo.xn...i_pochemu/Эрлик = Верблюд = Змей. У башкирского рода аи тамга - S-образный символ, который трактуется как «шея верблюда» S или «змейка» S. Использование символа верблюда в культовом прикладном искусстве народов Центральной Азии имеет глубокие корни. Верблюд на протяжении нескольких тысячелетий являлся одним из объектов почитания. Изображения верблюдов встречаются на металлических пряжках из Сибири, Приуралья, Западного Казахстана. В середине I тыс. до н.э. металлические пряжки с верблюдами являлись одним из атрибутов захоронений социальной элиты. В погребении усуньской жрицы из Каргалы среди культовых предметов были два золотых перстня со скульптурными фигурками верблюдов, инкрустированных бирюзовыми вставками. Образ животного присутствует и на таких культовых предметах, как курильницы, которые использовались для обрядовых действий во время церемоний. https://proza.ru/2015/07/10/1016 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18616 | Наверх ##
16 августа 2021 8:34 ТАМГА - КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник «В нашем роду первым грамотным человеком стал один из моих старших братьев – Муртаза, – вспоминает народный поэт Башкирии Мустай Карим. – А до него никто из наших не умел даже ставить свою подпись. Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе лошади, даже на топорище». В качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда — буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям. Всего по тептярскому сословию среди наиболее употребительных можно выделить следующие тамги: капка – ворота (отмечена среди жителей дд.Альметево, Бишмунча, Новое Надырово, Сулеево, Урсалабашево, Чупаево), казаяк – гусиные лапки (Бигашево, Бишмунча, Кама – Исмагилово, Маметево, Сулеево, Тайсуганово, Урсалабашево, Чупаево), оччыбык – три прута (Альметево, Кама – Исмагилово, Новое Надырово, Урсалабашево), чукеч – молоток (Бигашево, Бишмунча, Кама – Исмагилово, Сулеево, Чупаево), тарак – гребенка (Альметево, Бигашево, Кульшарипово, Маметево, Новое Надырово, Чупаево), дуга (Кама – Исмагилово, Новое Каширово). В то же время многие из этих тамг зафиксированы у ямских и ясачных татар региона. Казаяк - тамга моего прадеда по отцу Янтемирова Шарафутдина, также зафиксирована в метрических книгах.
 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (2) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18616 | Наверх ##
16 августа 2021 8:39 11 ноября 2021 11:23 Родовые тамги ряда кряшенских деревень. Семейнородовые кланы кряшен правобережного Прикамья зачастую сохраняют память о предках трех, четырехсотлетней давности. Например, одним из наиболее древних кланов здесь считается род мерес с тамгой казаяк – гусиная лапа (казаяк тамгалы меряслар ыруы). Ответвления этого клана, часто не помнящие о своем родстве, но помнящие о своем легендарном предке, которого звали Меряс карт – старик Мерес, имеются во многих селениях Мешинского бассейна, где их называют мерəс, мерəт, мелəс, мəлəс. Их фамилии также очень разнообразны, например: Маресьевы, Мрясовы, Морозовы, Анисимовы и т.д. http://tuganaylar.ru/blog/blog...iy-makarov
 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (2) |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4073 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 10491 | Наверх ##
16 августа 2021 10:24 В вашу коллекцию Тамга башкирского старшины Каратабынской волости Таймасова (1786 г.). Приложил его поверенный Хадяс Мавлютов.
  --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (3) |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4073 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 10491 | Наверх ##
16 августа 2021 10:26 И еще: тамга старшины Айлинской волости (1792 г.)
 --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (2) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18616 | Наверх ##
17 августа 2021 7:06 17 августа 2021 7:25 Тамга прадеда Янтемирова Шарафетдина - казаяк-трезубец
Прикрепленный файл (Тамга пдф.pdf, 217031 байт)--- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (1) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18616 | Наверх ##
17 августа 2021 7:30 11 ноября 2021 8:37 Вокруг этого знака периодически возникают страсти, поскольку он имеет отношение к символу Украины. Мы не будем на этом заострять внимание, кроме самой информации об этом из статьи: Соболева Н.А. "О загадочном знаке первых русских монет". "С легкой руки Н.М. Карамзина, описывавшего сребреники Ярослава Владимировича и отметившего на оборотной стороне "в средине надписи знак подобный трезубцу" (2), знак под этим названием вошел в историю. В настоящее время эмблема, именуемая "трезубец", приобрела поистине мировое политическое звучание, ибо используется в качестве герба суверенного государства — Республики Украина. Естественно, что новый статус трезубца вызвал и новую волну интереса к нему, прежде всего как к политическому знаку, символизировавшему самостоятельность украинского государства еще в далеком 1917 г. Тогда председатель Центральной Рады, крупнейший украинский историк М.С. Грушевский предложил использовать трезубец Киевской Руси как герб Украинской народной республики. Этот "герб Владимира Великого" в начале 1918 г. и был утвержден Радой. И хотя через год его сменил герб Советской Украины с серпом и молотом, по мнению многих украинцев, только трезубец символизирует государственность их земель. Не случайно "Тризубом" назывался политический журнал украинской эмиграции, издававшийся в 20-е гг. XX в. в Париже, на страницах которого была изложена одна из последних версий исторической значимости фигуры, изображенной на древнерусских монетах, печатях и прочих предметах, бытовавших не только в глубокой древности, но и на протяжении многих столетий на Украине и в России (3). Политизация "тризуба" в современности, так же как и в первые десятилетия XX в., вызывает к жизни все более и более оригинальные исследовательские построения, в которых наряду с фантастическими расшифровками трезубца — "знака Рюриковичей" — предлагается и вербальное его изменение: вместо "тризуба" — "якорь-крест" (4). К сожалению, даже в новейших работах эта эмблема "по старинке" называется гербом и осмысливается в контексте "геральдики Киевской Руси X—XI вв.", что выглядит явной архаикой на фоне научных достижений в области семиотики, геральдики, многочисленных трудов о знаках отечественных и зарубежных" https://www.staraya-moneta.ru/lib/721/Знаки в виде двузубца и трезубца выделены при исследовании керамики Биляра — крупнейшего поселения в Волжской Булгарии (53). Исследовательница считает, что однозначной семантической трактовки этих знаков быть не может, но подчеркивает их большую социальную обусловленность по сравнению, например, с гончарными клеймами. Наличие подобных знаков на сосудах автор объясняет существованием особого "коммерческого языка возможно, восходящего к тамгам", распространенного "в интернациональных торгово-производственных кругах в рамках средневековья, по крайней мере в регионах наиболее сильного взаимодействия"
 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18616 | Наверх ##
11 ноября 2021 7:25 11 ноября 2021 7:54 Тамга дома Бату и флаги Золотой Орды
Первой картой, где зафиксирован флаг Золотой Орды является портулан Анджелино Далорто (иногда его имя пишут как Анхелино Дулсерт). Портуланами назывались морские карты эпохи Возрождения с конца XIII до XVI века, на которых показана акватория Средиземного и Черного морей, а также часть европейской Атлантики. Всего Анджелино Далорто сделал два портулана: первый портулан датируется второй половиной 1320-х гг. Второй портулан из собрания Парижской Национальной библиотеки, датирован 1339 годом и составлен на острове Мальорка. С точки зрения Золотой Орды нам интересен второй портулан, так как на нем изображена территория Золотой Орды с символами власти. Если бегло смотреть на карту, то можно увидеть символ Золотой Орды: тамга дома Бату вместе с полумесяцем. https://vlast.kz/avtory/16749-flagi-zolotoj-ordy.html --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18616 | Наверх ##
11 ноября 2021 8:31 А.И. Бугарчев, П.Н. Петров МОНЕТНЫЕ КЛАДЫ БУЛГАРСКОГО ВИЛАЙАТА XIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIV ВВ. МОНОГРАФИЯ Данная монография является научно-учебным изданием и посвящена изучению кладов Джучидских монет, битых в Булгаре в XIII – первой трети XIV вв. Впервые через анализ состава монетных кладов, топографию их находок были установлены особенности монетного обращения и их причины. Авторы раскрыли характер денежной политики Джучидов в Булгарском вилайате в изучаемый отрезок времени. В книге учтено 35 кладов, кроме того, изучена метрология монет, приведена 131 фототаблица с изображениями 1542 дирхамов из большинства кладов. Впервые проведено комплексное исследование по установлению хронологической последовательности чеканки анонимных недатированных типов монет, выпущенных в Булгарском регионе. Настоящее исследование существенно изменяет сложившиеся на сегодняшний день представления об организации денежного обращения в Золотой Орде в XIII – первой трети XIV века и его этапности. Введение, главы I и II, а также заключение написаны авторами совместно в равных долях, глава III написана А.И. Бугарчевым. Монография представляет интерес для археологов, нумизматов, историков, музейных сотрудников, а также краеведов и всех, интересующихся историей Джучидов. В данной монографии привлекают внимание, так называемые "двуногие тамги" на монетах Булгарского вилайата. http://goldhorde.ru/wp-content...D0%9D..pdf --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18616 | Наверх ##
11 ноября 2021 9:03 11 ноября 2021 10:41 Гаяз Исхаки и Идель-Урал «Гаяз Исхаки в первую очередь — большой писатель, драматург, его произведения оказали большое влияние на других писателей. Это человек, выпустивший в начале XX века восьмитомник, таких тогда не было. Тукай воспринимал его как вожатого, великого. Исхаки выпускал газеты, в которых пропагандировал свободу народа, равенство всех национальностей, поднимал политические вопросы», — напоминает профессор Миннегулов. «Исхаки — сильный прозаик, а вот как драматурга я его не до конца принимаю», — рассказывает «БИЗНЕС Online» лауреат Тукаевской премии Зайдулла, который перевел на татарский главное произведение жизни Гаяза эфенди «Идель-Урал», написанное на русском языке в Европе и опубликованное впоследствии на французском и английском языках. «Там он рассказывает о путях выживания татар, которое возможно только при обретении независимости и тюркского единения», — говорит современный драматург. https://www.business-gazeta.ru/article/373767Книга Гаяза Исхаки «Идель-Урал» дает общее представление, логику и основные вехи политической истории татар. Штат Идель-Урал — нереализованный проект национального государства татар и башкир. Попытка реализации привела лишь к непродолжительному (1 марта — 28 марта 1918 года) существованию так называемой «Забулачной республики», существовавшей в татарской части Казани. Здесь хорошо видно, что тамга дома Бату одновременно стала символом не состоявшегося штата Идель-Урал. --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
|