Началом поисков для меня было довольно объёмистое древо, которое составил мой дед при участии моей троюродной сестры.
Согласно семейным преданиям, наш род Лытовых происходил из с. Апраксина Нижегородской области.
По тем же преданиям, фамилию присвоили во второй половине 19 века, когда ещё был жив родоначальник Иван Данилов (или Данилкин). Его и его потомков "наградили" фамилией за какой-то конфликт с помещиком Новосильцевым (довольно либеральным по общероссийским меркам, но тем не менее, всё равно помещиком.
Лытов - от диалектного "лытать", то есть отлынивать.
К большому сожалению, я не успел расспросить деда - он умер лет 20 назад. Тем не менее, благодаря информации от моей троюродной сестры, получилось довольно объёмистое древо.
Я внёс его на Geni.com - разумеется, информация о ныне живущих или недавно умерших родственниках закрыта, но о тех, кто жил до войны и ранее, всё можно посмотреть подробно, начиная от самого дальнего известного мне предка:
https://www.geni.com/people/%D...3000114058Ту же информацию на сайте можно просмотреть в виде древа (я приложил снимок экрана).
Фактически, родоначальником можно считать не Ивана Данилова, а его сына Алексея Ивановича (моего прапрадеда), поскольку о его братьях-сёстрах, которые у него наверняка были, я ничего не знаю.
Вся его семья, дети и внуки жили в том же Апраксине до начала 1930-х, женились и выходили замуж за местных. Один из детей Алексея, Николай Алексеевич, был полным Георгиевским кавалером (его упоминали в других темах ВГД), однако рано умер (от тифа) в 1918 году в Нижнем Новогороде. Тем не менее, у него было несколько детей, потомки которых живы до сих пор.
Алексей Иванович, по семейным преданиям, был мельником (уточнение июля 2021 г.:
не мельником, владел маслобойкой, которая перешла к его сыну):
https://www.geni.com/people/%D...2999961089Вся его семья, включая моего прадеда Андрея Алексеевича и его детей, была в 1931 г. "раскулачена" и примерно в 1931-1932 гг. отправлена в ссылку в Челябинскую область. В поезде умерла малолетняя Лидия (р. 1928 или 1929), сестра моего деда. Но мой дед этой участи избежал. Незадолго до раскулачивания он поступил в Нижегородский техникум изучать радиотехнику. Когда весть о раскулачивании дошла до него, он написал Калинину - и как ни странно, сработало, сверху дали знать, что его трогать не следует (но всех остальных родственников от высылки это не спасло).
Во время войны он был в тылу, работал по специальности. Женился незадолго до войны, в 1945 году родился мой отец. В конце войны деда направили создавать телефонную сеть сначала в Вильнюс, а затем, незадолго до рождения отца - в Харьков, где он и остался и был директором городской телефонной сети до середины 1980-х.
Потомки деда и его брата обосновались в Украине (Киев и Харьков). Я живу в Канаде, другие потомки моего поколения тоже большей частью живут в разных странах мира.
Остальные родственники живут в основном в Нижнем Новгороде или в Москве и пригородах. Очень дальние родственники по моей фамилии, говорят, до сих пор живут в Апраксине.
ОДНОФАМИЛЬЦЫ. Я заметил, что у нас есть однофамильцы в Поволжском регионе. Конечно, регион тот же, но есть вероятность, что они к нашим отношения не имеют.
Где-то на форуме была тема, где писалось, что необычно высокое число крестьян из Сергачского уезда переехали во второй половине 19 века в Астраханскую губернию на заработки - возможно, поволжские Лытовы принадлежат к этой волне.
В Москве также есть Лытовы, связь которых с нами установить затруднительно.
Зато Лытовы в Нижегородской области - с очень высокой вероятностью из "тех самых".
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ. Где-то лет 10 назад мне написал молодой человек с такой же, как у меня, фамилией, он был родом из с. Салганы Нижегородской области в нескольких десятках км от Апраксина.
Его контактов у меня не осталось.
Есть шанс, что это могли быть очень дальние родственники, на уровне моего прапрадеда или его братьев. Я практически ничего не знаю о той ветви, а в Салганах, судя по всему, Лытовы - фамилия нередкая.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С ДРУГИМИ АПРАКСИНСКИМИ ФАМИЛИЯМИ: прапрадед Алексей Иванович был женат на Татьяне Романовне Ошариной. Ошарины тоже принадлежат к старинным родам Апраксина. Позднее его внук и брат моего деда женился на другой Ошариной, Зое Алексеевне.
В газете Большого Болдина есть журналист, Виктор Владимирович Ошарин (уже довольно пожилой), который несколько лет назад на выставке о родном районе представил огромное генеалогическое древо Ошариных, включая связи с другими родами (в том числе моим). Но я узнал об этом задним числом, к сожалению, электронной почтой он не пользуется.
Прадед был женат на Прасковье Ивановне Усачёвой.
Наконец, генетическое тестирование на 23andme выявило у меня относительно близкую (на уровне прапрадеда) родственницу, чья мама была родом из Апраксина, но при этом её имя и имена её предков мне вообще ничего не говорили и я даже не представляю себе, как они могли быть со мной связаны (с большой вероятностью - либо через мою прабабушку, либо через сестру моего прадеда или прапрадеда, чьих имён я не знаю. Как говорят генеалоги, линия прабабушек - самая загадочная.
КОРНИ РОДА: в Апраксине большая часть семей были чистокровными русскими, переселенцами откуда-то из Владимирской или Московской губернии (когда именно они переселились в Нижегородскую - вопрос; возможно, в XVIII веке). Было в селе и несколько мордовских семей, но их отличали и помнили об их происхождении до самой революции, после чего всё это стало неактуальным. Лытовы вроде бы принадлежали к чистокровным русским. Анализ на 23andme показал, что около 98% генокода типичны для "среднего русского", и только около 1% можно рассматривать как типичные для финно-угров (понятно, что гены не имеют языка, это всего лишь усреднённая статистика по популяциям).
Согласно крестьянской переписи 1917-1920 гг., в то время в Апраксине жили следующие фамилии:
Абрамов, Агафонов, Аксенов, Арапов, Бакалдин, Баринов, Бездетнов, Безсчастнов, Белянцев, Бесплоднов, Болшаков, Бочков, Булатов, Васолов, Володин, Воронов, Галкин, Гвоздарев, Глазов, Горелышев, Грешняков, Грызлов, Гурьянов, Гусев, Давыдов, Денисов, Елизаров, Итальянкин, Кадашев, Калашниковы, Каравашкин, Карпов, Кирсанов, Козин, Коленьков, Коломазов, Комаров, Комолов, Конов, Корнилов, Корнишин, Кубынин, Кузин, Кузнецов, Кузовенков, Кусторкин, Лазарев, Ларин, Ларкин, Лобанов, Лосев, Лушников, Лысов, Лытов (это две разные апраксинские фамилии, но переписчик объединил под одной - Лысов), Манаев, Маркелов, Матянин, Муленков, Намеднин, Наумов, Никишин, Ошарин (Ашарин), Пальцев, Подладов, Поясков, Ребров, Романов, Роштанов, Савельев, Савокин, Сверчков, Сиземин, Ситников, Скугаров, Стоеросов, Сусин, Сучков, Табелев, Тарханов, Титов, Урюпов, Усачев, Фадеев, Храмов, Хромов, Хрустов, Ширшев, Шлепнев, Юденков, Юдин, Якимов, Яшенкин.