Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Херсон 1900-1917

Занимательный исторический очерк.
События глазами очевидца Векслера Иосифа Наумовича.

← Назад    Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: Avtenieva
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
Векслер Иосиф Наумович

Херсон и его жители
Исторический очерк

(на правах рукописи)

Экземпляр рукописи из личного архива М. А. Шорра

1963 г.

Хранится в Херсонском областном краеведческом музее.

Многоуважаемый гражданин директор!

Пишет Вам коренной житель г. Херсона, врач-пенсионер товарищ Векслер Иосиф Наумович. Мне 72 года. Волею судьбы я проживаю в Харькове, но всегда с удовольствием вспоминаю мой родной город Херсон, а свои воспоминания изложил в очерке «Херсон и его жители». Прошу Вас принять его от меня в подарок. Здесь много интересного материала по истории города.

В Херсоне много жителей, приехавших в город в течение последних 20–30 лет. Они не знают истории города. Здесь имеются материалы по истории гражданской войны, участником которой я был – эти материалы интересны для музея Революции, если такой имеется в Херсоне. Здесь имеются материалы из жизни Общественной библиотеки (не знаю, как она теперь называется). Имеются очень интересные материалы по истории Городского театра. Эти материалы никому не известны. Если этот мой скромный труд получит Вашу положительную оценку, то я буду Вам очень благодарен, если Вы мне сообщите Ваше мнение.

С уважением, Векслер Иосиф Наумович

8 июля 1963 года.

Часть 1-я

Херсон предреволюционный
Исторические районы
Известно, что в 1778 году Ивану Ганнибалу сыну Абрама (Ибрагима) Петровича (арапа Петра Великого) было поручено построить крепость Херсон на месте устаревшего небольшого укрепления Александр-Шанца. Через три года на месте глухой «фортеции» аннинского времени раскинулся большой город с военной гаванью, адмиралтейством, верфью и арсеналом.

При строительстве города были отдельные районы, форштадты: Северный форштадт, который включал в себе Богоугодную улицу, возле Богоугодного заведения (1-я Советская больница); затем 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю Форштадтскую улицы; Военный форштадт, где были военные учреждения, крепость с собором Екатерины. За Панкратьевским мостом находилась балка, и район за этой балкой назывался «Забалка», а за ней «Сухарное», где в свое время сушили сухари для армии. За «Сухарным» – «Казенный сад», где находилось сельскохозяйственное училище, ныне Сельскохозяйственный институт. Затем центр, и по другую сторону Говардовской улицы продолжение Северного форштадта – «Мельницы».
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
***

Другие дамы, и не только дамы, не обладавшие никакими талантами для того, чтобы как-нибудь существовать, сидели на базаре, на толкучке и продавали свои вещи. Нужно учесть еще то обстоятельство, что 4 года шла гражданская война, страна была разорена, промышленность разрушена, приложить свои руки где-нибудь не было возможности, безработица до начала первой пятилетки была большая. Люди бросались, хватались, где только можно было, чтобы иметь возможность существовать. Бывшие люди и работники государственных учреждений не пользовались доверием в новых государственных учреждениях, их на работу не принимали и они должны были искать себе каких-нибудь других источников существования.

Извегков

Так, в Херсоне, в гимназии был учитель Извегков. Его сын окончил Херсонскую гимназию, затем одесский юридический факультет и работал в Херсоне мировым судьей. Это прекрасный, интеллигентный человек, но работать в новых условиях он не мог и занялся продажей на улице мороженого. Он дома готовил мороженое и развозил на тачке по улицам. В Херсоне был председатель областного суда Бодрого. При Советской власти он работал рассыльным при юротделе. Позже переехал в Одессу, и там его Ч. К. арестовала и расстреляла.

Политическая активность

Жизнь выбила людей из колеи, все стали энергичными, подвижными, стали интересоваться политикой.

Раньше, до революции, политикой никто не интересовался. Были какие-то подпольные кружки, но жители их не знали и не знали чем они занимаются.

В 1905 году они активизировались, распространяли прокламации, в общем, вели агитационно-пропагандистскую разоблачительную работу. Этих людей в Херсоне было мало, и активную работу по производству революции и свержению царского режима они производить не могли.

Русская масса придерживалась старого режима, верили в незыблемость власти, своего царя-батюшку.

Рабочая масса была религиозна, ходила в церковь, выполняла обряды, пила водку и верила, что так положено и ничто не должно измениться.

Конечно, и среди русских рабочих была революционно настроенная молодежь, но в таком городе, как Херсон, производств было мало и организованной рабочей силы было мало.

Праздники и выходные

Целую неделю рабочая молодежь работала, а в воскресенье вечером ходила гулять на Суворовскую улицу, причем дефилировали только от Потемкинской улицы до Торгового переулка, туда и обратно.

Суворовская улица – это главная, центральная улица. Раньше она называлась Эгизовской по фамилии купца Эгиза, который имел там свои магазины, потом ее переименовали в Суворовскую. После Октябрьской революции ее стали называть улицей 1-го Мая и после II отечественной войны снова улица Суворова. Суворову снова начали отдавать почет и уважение как славному, знаменитому полководцу и великому русскому патриоту.

В Страстную субботу, за один вечер до наступления светлого воскресенья, праздника Пасхи, люди ходили с ветками вербы, и тогда рискованно было ходить среди рабочей молодежи, которая в шутку своими вербами избивала проходящих.

Рабочая масса намного отличалась своим внешним видом и образом жизни от своей буржуазии. Который семейный рабочий дома откармливал кабанчика и резал кабанов 2 раза в год: на Новый Год и на пасху, так что колбасой и салом он был обеспечен.

Покупали в лучшей лавке пяти пудовый куль муки, покупалась водка, и так называемый «культурный отдых» был обеспечен. Пили водки много. Евреи пили мало спиртных напитков, и только дома в праздники, а рабочая масса, в особенности люмпен-пролетариат даже на улице.
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
Пьянство

Всюду были государственные винные лавки «монопольки», где продавалась исключительно водка. Бутылки были различной величины: маленькие по 100 грамм /мерзавчики/ стоили 11 копеек, по 250 грамм – стоили 23 копейки, полулитровые – 42 копейки, и даже штоф, 1/4 ведра. Водка была 40%-ой.

На пасху евреям разносили специальную еврейскую пасхальную водку. Это была крепкая водка, градусов 60, так что для закоренелых пьяниц такая водка представляла большой интерес. Их желудок и нервная система уже на 40º водку не реагировали. Так пили много и напивались пьяными.

Любители выпить заходили в «монопольку» брали бутылку за 13 копеек, выходили снова на улицу, и так как головка бутылки была залита сургучом, то этот сургуч оттирался об стенку, затем умело ударяли донышко бутылки об ладонь, и пробка выскакивала. Затем эта бутылка опрокидывалась горлышком в рот, и одним духом содержимое выпивалось. Пьяница затем заносил обратно эту бутылку в винную лавку, получал за пустую бутылку 2 копейки, потом выходил на улицу и тут же сваливался на землю и засыпал. Стена возле монопольки была покрыта красным сургучом. Нередко пьяные приходили в состояние крайнего алкогольного возбуждения и начинали между собой драться. Дрались жестоко, грубо, дико, до крови. Кулаками разбивали головы, лицо, рвали одежду. Кончалось тем, что вмешивалась полиция, и пьяные отправлялись в кутузку, отсыпаться. Я видел такого пьяного в камере. Он лежал на полу, с полной потерей сознания, в состоянии полнейшего алкогольного отравления, весь залитый рвотными массами.

Такая система продолжалась на протяжении многих лет. Эту систему поддерживало царское правительство. Это отвлекало рабочих от революции, от революционных мыслей и желания изменить распорядок жизни как-нибудь революционным путем. Население систематически спаивалось, и люди становились привычными алкоголиками. Люди привыкали к водке, и без водки никак не могли жить. Они даже не могли себе представить жизнь без водки.

Спаивание народа имело ещё и тот смысл, что потребление алкоголя приносило государству миллиард рублей дохода в год, который шёл на борьбу с революцией. Правительство спаивало народ, и оно было заинтересовано в постоянном алкогольном затемнении. Народ настолько привык пить водку, что позже, уже при Советской власти, несмотря на борьбу с алкоголизмом, многие продолжали пить.

В журнале «Крокодил» №16 от 10.6.1962 года имеется карикатура: слесарь водопроводчик для ремонта водопровода требует у домашней хозяйки на пол-литра за труды, и иначе воды не будет.

Как-то я спросил одну женщину, пьет ли её муж, и она ответила: «а это как водится». Иначе она себе не мыслила, чтобы муж не пил.

Еврейские погромы

Таким спившимся людям специальные агенты из охранного отделения внушали мысль о том, что всё зло от евреев, поляков и студентов, и для улучшения своей жизни нужно бить жидов, поляков и студентов, и царское правительство периодически устраивало дикие погромы. Это хорошо изобразил А. М. Горький в своём очерке «Погром».
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
Погром в Кишинёве

Первый погром был в Кишиневе в 1903 году. Это было чрезвычайным происшествием в жизни страны. Это произвело в обществе впечатление, как если бы взорвалась атомная бомба. Громилы убивали зверски евреев, насиловали женщин, разбивали квартиры, тут же тёмные элементы грабили. Обычно погром продолжался несколько дней, затем вмешивалась полиция, казаки и становилось тихо. В виду так называемых, беспорядков, вводилось военное положение с соответствующими законами военного времени, как то: хождение до определенного часа, запрещение собраний, сборищ и т.п.

Организатором кишиневского погрома был редактор черносотенской газеты «Знамя» Повальский-Крушеван.

Погром в Херсоне

Так как революционное движение нарастало и приближался 1905 год с революционными выступлениями рабочих, то царское правительство вынуждено было выпустить манифест 17 октября. 18 октября в воскресенье на Суворовской улице было много народа, все говорили о происходящих политических событиях и неожиданно на улице появилась пьяная банда громил с дубинами и с криками. Народ в панике разбежался. Начался еврейский погром, который продолжался 3 дня. На улице банда напала на проходившего Певзнера, члена социал-демократической партии и настолько его избили, что он в больнице умер. Он был похоронен на еврейском кладбище. Еврейское благотворительное общество поставило ему памятник с надписью: «жертва еврейского погрома».

* Благотворительные общества
Несколько слов о благотворительных обществах. В Херсоне как во всех городах имелись национальные благотворительные общества. Это были организации буржуазных обществ, которые оказывали материальную помощь бедному населению своей национальности. Так в Херсоне было еврейское, католическое, т.е. польское, лютеранское благотворительное общества. Для примера можно привести такой случай. На Северном форштадте водопровода не было и был еврей водовоз по имени «Гилька» (фамилия не известна). Это был бедняк, который своим ремеслом водовоза должен был содержать семью и вдруг его лошадь внезапно заболела и сдохла. Он подал прошение в Еврейское благотворительное общество и ему выдали 50 рублей. Он купил себе другую лошадь и продолжал возить воду в бочки.

*
После трёх дней погрома согласно приказу и инструкции из Петербурга вмешивалась полиция, выезжали казаки с нагайками и громилы рассеивались.

Громилы от всей этой истории ничего не имели, но возле них орудовали различные тёмные элементы, которые занимались грабежом. И после погрома, когда становилось тихо, появились новые богачи. На 2-й день погрома происходила патриотическая демонстрация. Впереди толпы носили икону, портрет Николая II, хоругви из церкви. Пели «боже царя храни», «Спаси господи», «Коль славен». Тут же в толпе находились работники охранки и жандармерии. Многие русские, чтобы не пострадать от погрома, чтобы их громилы тоже не причислили к евреям, на окнах выставляли иконы.
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
Тахчогло

Интересный случай произошёл в Херсоне в 1905 году во время погрома.

Толпа громил и хулиганов шла с демонстрацией по Греческой улице. Впереди несли икону с хоругвями. Когда они приблизились к дому, который принадлежал офицеру капитану 57-го Модлинского полка Тахчогло, где проживало много евреев, этот офицер Тахчогло вышел на улицу с группой вооруженных солдат и скомандовал толпе разойтись. Когда толпа не починилась, он приказал солдатам дать залп в воздух. Толпа увидела, что предстоит опасное и серьезное дело и разбежалась. Таким образом в этом районе погром был прекращен. Но так как Тахчогло совершил акт нежелательный для охранки, ему было предложено выйти в отставку. Он вышел в отставку в чине подполковника. Он приобрел популярность среди еврейского населения.

Позже на Суворовской улице, угол Воронцовской был выстроен банк «2-й Взаимный кредит» или «Вторкред» и ему евреи предложили пост директора банка. Он сделался банковским коммерсантом и по-видимому справлялся с работой, потому что работал вплоть до ликвидации банка в связи с Октябрьской революцией. Этот Тахчогло в личной жизни был хорошим человеком, любил весело пожить, был гулякой.

В Херсоне был кафе-шантан Гринченко, и этот Тахчогло ежевечерно посещал шантан и просиживал до 2-х часов ночи, а утром являлся на работу в банк. Приходится удивляться, как у него хватало сил. Своим выступлением против погромщиков он поднял свой авторитет и во время революционного разгула 1918 года, и последующих годов. Когда офицеры были взяты под подозрение как контрреволюционеры и арестовывались, его никто не ругал. Позже, уже в период НЭПа, когда из церквей были изъяты церковные ценности, которые пошли в уплату американским капиталистам за помощь голодающим, его привлекли к судебной ответственности, за якобы сокрытие ценностей. Тахчогло был в церковном совете, он был умным и толковым человеком, умел выступать, и на суде доказал что церковные ценности не были утаены, а он проводил сбор денег среди прихожан церкви на приобретение других предметов религиозного культа, причем аргументировал различными соответствующими постановлениями правительства. Из этого суда ничего не вышло, и суду пришлось подсудимых оправдать.

*

Организация еврейских погромов для отвлечения масс от революции, было в те годы неприятным и не красивым событием, которое роняло авторитет правительства в глазах общественного мнения.

Правительство старалось как-то сгладить это впечатление. Более активные члены полиции и жандармерии, о которых население знало как причастных к организации погромов правительство переводило в другие города, чтобы успокоить общественное мнение.

Так, после погром 1905 года из Херсона были убраны помощник пристава Жуковский (большой мерзавец, подлая личность) и один жандарм, фамилию его не знаю (его все знали, высокого роста, полный, после погрома он тоже исчез). Он шёл по тротуару сбоку от толпы громил и указывал где нужно было громить.

Жандармы все были высокого роста и полные. Они подбирались согласно специальной инструкции о комплектовании корпуса жандармов. Шеф корпуса жандармов была императрица – мать Мария Федоровна. Она была дочерью датского короля. Во время революции она была в Крыму, и ей удалось вырваться и уехать морем в Данию.

Еврейские погромы с точки зрения правительства были необходимым мероприятием. Вся политика царского правительства строилась на национальном и особенно на еврейском вопросе. Принцип Древнего Рима «разделяй и властвуй» /Divide et impera/ строго выдерживался в политике царского правительства. На Кавказе, где было много национальностей, также проводилась политика натравливания одной национальности на другую. Еврейский вопрос играл большую роль, в особенности на Украине, где была сконцентрирована еврейская масса.
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
Евреи-революционеры

Вполне естественно, что среди угнетённой массы выделялись евреи активные революционеры, которые проводили революционную работу вместе со всей остальной массой революционеров. После революции, когда революционная работа велась открыто и была более активной, выявились целый ряд евреев активистов, революционеров. В Херсоне активными деятелями были Миша Крепис, он был позже убит бандитами. Он был сыном архитектором Креписа, коренной житель Херсона; затем Меламед – он погиб во время наступления в районе Казачьи Лагери. А вообще среди евреев революционеров было много видных активистов, как-то Свердлов, Землячка, Гопнер, Стеклов и многие другие. Большевики проводили революционную работу по организации масс, и готовили их для будущих боев и массовых организованных выступлений. Индивидуальный террор не входил в программу большевистской партии, его проводили социалисты-революционеры. В Херсоне жила семья врача Финкельштейна. Сын его студент, учился в Одессе, и неожиданно этот молодой человек застрелился. Он состоял в партии эс-эров и должен был по заданию партии совершить террористический акт. Он не мог, и поэтому предпочел самому уйти из жизни. Это было чрезвычайным происшествием в жизни общества.

Царская охранка для борьбы с революцией направляла в революционные организации провокаторов. В Херсоне было частное еврейское училище Нелькина. О нём говорили, что он был агентом охранки. Его Училище помещалось по Ришельевской улице.

В 1912 году на праздновании по случаю 100-летия Отечественной войны в Киеве, на торжественном патриотическом спектакле в Оперном театре, позади председателя совета министров Столыпина, сидел Багров, агент охранки, он же член партии социалистов-революционеров. И этот Багров, тут же в театре, выстрелил Столыпину в затылок. Багрова, конечно, повесили. И тогда по всей России искали Багровых, как будто все Багровы могли отвечать за этого провокатора.

После этого на Крещатике, против здания Городской Думы, монархисты поставили Столыпину памятник с надписью: «Вам нужны великие дела, нам нужна великая Россия. Русские люди». После революции этот памятник убрали, а постамент служил для расклейки афиш.

Процесс Бейлиса

Так как во всех бедах всегда были виноваты евреи, то правительство в отместку устроило знаменитый «процесс Бейлиса». Это был скандальный позорный процесс, которым царское правительство опозорилось на всю Европу. Организатором этого процесса был министр юстиции Щегловитов. Этот Щегловитов издал в свое время указ, в силу которого евреи, оканчивающие юридический факультет, не могли быть помощником присяжного поверенного, т.е. не могли заниматься юридической практикой.

Суть «дела Бейлиса» состояла в следующем. В Киеве убили христианского мальчика Володю Ющинского. Причастные к этому делу были темные личности с некоей Верой Чебыряк.

Обвинили в убийстве одного бедняка еврея Бейлиса, который будто бы убил христианского мальчика с ритуальной целью, чтобы кровь христианского мальчика примешать к муке, из которой выпекалась пасхальная маца.

Тут процесс был организован не только против Бейлиса, но обвинение в каннибальстве было брошено целой нации. На защиту Бейлиса стали крупнейшие адвокаты страны, как Грузенберг, Петербургский раввин Мазе и другие.

Процесс превратился в диспут: употребляют ли евреи христианскую кровь или не употребляют. Процесс был состряпан неудачно, и Бейлиса оправдали, но авторитет русского правительства пал низко в глазах Европы. Вел процесс председатель суда Виппер. О нём в Киеве распевали песню: Как председатель Виппер налетел на триппер…
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
Случай в Тюбенгене

Припоминается такой случай. В 1914 году в маленьком городке Тюбенгене в Вюртемберге какой-то садист в погребе убил девочку. В таком тихом городке как Тюбенген (18 тысяч жителей, 60 километров от Штутгардта) это стало известно, и об этом все говорили. В пансионе мадам Берлохер (Nanclerstrasse 14), вдова одного немецкого инженера за обеденным столом заговорила об этом убийстве и сидевший за столом один немецкий офицер по фамилии Фах сказал: «если бы это было в России, то сразу же состряпали бы ритуальное убийство».

*

Интересно, что в Древнем Риме, когда там появились первые христиане, а христианское учение распространялось вначале только среди обездоленного пролетариата, христианам было брошено обвинение об употреблении ими крови римлян и христиане подвергались преследованиям, гонению и уничтожению в цирке на арене, куда на них выпускали диких и хищных зверей. Это тоже было своеобразным отвлечением масс от революции.

Неизвестно откуда взялась эта легенда об употреблении евреями христианской крови, но царское правительство её охотно использовало, для затемнения масс недовольных жизнью и вспоминается, во время процесса Бейлиса, какой-то крестьянин в Херсоне сказал, что если будет доказано что жиды пьют христианскую кровь то будем быть жидов.

*

Правительство использовало дикие инстинкты грубых несознательных масс для производства погромов, но эти громилы были храбры, когда им приходилось иметь дело с беззащитными, ничего не ожидающим населением, но если они встречали организованный отпор, то разбегались. Особенно активно вели себя организованные группы самообороны, которые выступали против толпы громил и не давали им возможности громить. Против этих групп выступала полиция.

Случай с Погоровским

Вспоминается такой случай. В Херсоне на 3‑ей Форштадтской улице жил некий Лейзер Погоровский в своём домике. Он торговал мясом на базаре. Когда громилы во время погрома подошли к его дому, он выстрелил из охотничьего ружья, но тут моментально прискакали конные полицейские и жандармы, и интересовались не громилами и погромщиками, а тем, кто стрелял и по какому праву. После чего толпа этого Погоровского избила и потом он через некоторое время умер. Квартиру его разгромили. По всей улице летели перья из разорванных перин. У него в квартире были шикарные фикусы. Их поломали.

*

В эти погромные дни писатель Чириков написал пьесу «Евреи», которая заканчивается погромом. Эта пьеса обошла все театры России, имела большой успех, благодаря своему злободневному характеру. Одну из главных ролей в Херсоне играл артист Доро‑Владимиров. Он позже умер от рака желудка. Эта пьеса прогремела при участии известного артиста Орленева.

Громилы были неизвестными людьми. Они вербовались из грузчиков – портовых рабочих. Это была темная масса, почти все алкоголики, так что в пьяном виде они были способны на все дела, на которые их направляла охранка.

На 3‑ей Форштадтской улице (ныне ул. Фрунзе) жили преимущественно евреи. Проживающими русскими евреи не интересовались, и русские не интересовались евреями. Каждая национальная группа жила в собственном национальном мирке, столкновений у них никаких не было. На углу 3‑ей Форштадтской улицы и Успенского переулка, против синагоги была бакалейная лавочка Козина. Покупатели у него были почти исключительно евреи и жили бок о бок много лет, и если бы полиция не занималась организацией погромов, то никогда бы не было столкновений между этими группами населения.
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
Революция в деревне

Но еврейскими погромами революцию уже нельзя было остановить. Количество рабочих причастных к революции, увеличивалось, революционное движение из городов перекатилось в деревни, и там революционные выступления были озаглавлены как аграрные беспорядки.

Безземельное крестьянство, не имея руководства партии, как в городах, жгло помещичьи имения, ломало инвентарь помещика. Богатые помещики и хуторяне испугались революционных событий на селе и постарались перебраться в город. Так появились дома особняки Линке, Рябинина и др.

Связи революционного движения в селе с движением в городах не было, оно носило стихийный характер, и потому царскому правительству было легко с ним справиться. По деревням пошли войска, преимущественно казаки, драгуны, народ секли нагайками. Казаков царское правительство использовало для подавления революции на селе. Это была кулацкая часть сельского населения, правительство их обеспечивало землёй и при той политической несознательности правительство легко могло из них формировать карательные отряды. Тюрьмы в эти годы были переполнены. По малейшему подозрению проводились обыски, и за какую бы то ни было брошюрку с революционным содержанием, можно было попасть в тюрьму, а потом на выселение в отдаленные места, в Сибирь.

Случай с Ильёй Векслером

Вспоминается рассказ тюремного врача Векслера Ильи Харитоновича (его позже немцы убили). Во время осмотра заключенных, подлежащих высылке, врач обратил внимание на одного из них и, согласно его заключению, этот заключенный был отставлен от этапа. Позже, уже при Советской власти, этот бывший заключенный оказался видным работником тюремного ведомства и привлек этого врача Векслера к работе врачом в тюрьму. Фамилии, к сожалению, не знаю.

*

Вспоминается, как начальник губернской тюрьмы в одном доме у своих знакомых предупреждал, что если имеется в доме какая-нибудь подозрительная брошюра, необходимо ее уничтожить. Это беспокойное время длилось три года. Затем наступило временное затишье.

Правительство вело соответствующую агитацию и пропаганду среди мало сознательных элементов общества, чтоб направлять озлобление и недовольство, мол, в другую сторону, по неправильному пути, в сторону, выгодную для правительства.
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
Общество «Трезвость»

В Херсоне по Греческой улице находился клуб «Общества трезвости». Там эти малосознательные рабочие, люмпен пролетариат, обрабатывались идеологически и готовились для совершения санкций, т.е. антиреволюционных преступлений и действий. Особенно активным воспитателем этой будущей массы погромщиков был в Херсоне Иван Павлович Фоменко, агент охранки. После еврейского погрома он исчез.

Священник Зыков

Церковь, как правительственный аппарат, поддерживала мероприятия правительства и тоже проводила соответствующую агитацию. Вспоминается такой случай. В Херсоне, в I Мужской гимназии преподавал «Закон божий» священник Зыков. Он преподавал этот предмет много лет вплоть до революции. «Закон божий» был самым важным из учебных дисциплин. Учили его все 8 лет. Изучали его только православные, а евреи, лютеране, католики его не изучали. Мальчикам приходилось заучивать наизусть огромные тексты и они нам говорили: «какие вы счастливые, что не должны учить эту пакость».

Обычно после пасхальных каникул священник заходил на урок в класс и приветствовал учеников словами: «Христос воскрес», а ученики отвечали: «Воистину воскрес», и вот однажды после такого приветствия один из учеников поднялся и спросил: «Батюшка, а как можно доказать что «Христос воскрес?» На это возмущенный Зыков ответил: это что тебя жиды научили?!… Это произвело сильное отрицательное впечатление на учеников. Зыков был ужасно вредным человеком. На всех молебствиях он следил, чтобы русские мальчики аккуратно посещали их, и если кто‑нибудь прогуливал, не посещал гимназическую церковь, то он потом взыскивал. Память на это у него была хорошей. Он жил на Греческой улице, в своем домике.
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
Поминки у христиан

Столкновений среди учеников на национальной или религиозной почве не было. У нас в классе было 40 учеников, из них 5 евреев, и столкновений у нас с русскими мальчиками не было. Помню, как-то, такой случай был. Умер от туберкулеза ученик Богашев, он был в 5 классе. Вся семья – это были учителя, отец, брат, сестра, и все потом умерли от туберкулеза. Весь класс со священником Зыковым пошёл его хоронить. Этим гимназическая администрация хотела выразить своё уважение семье учителя Богашева.

Похоронили мальчика на русском кладбище, как это полагалось, а потом начали расходиться, и получилось как-то так, что все русские мальчики успели уйти, а мы, 5 еврейских мальчиков, ещё не успели уйти. И тут отец умершего подошёл к нам и попросил не уходить, а отправиться к ним домой откушать, и пришлось евреям принять участие в поминках.

Этот христианский обычай пришёл в христианство от древних языческих славян. Только те язычники устраивали поминки на могиле, а современные, культурные христиане – дома. Ужасно глупый обычай. Люди забывают, что умер близкий человек, хорошо закусывают и выпивают, и настроение делается совсем не кладбищенское.

*
Среди педагогов были антисемиты. Одни не высказывались открыто, а другие не скрывали своего антисемитизма. Был в Реальном училище учитель Осьминский. Своего антисемитизма он не скрывал. Был там ещё священник. Он возмущался тем, что когда его еврейский мальчик встречает, то плюется, и его нельзя было переубедить, что мальчик мог случайно плюнуть. Во II Женской гимназии был священник Синицын. И он, и его дочь, ученица этой же гимназии, были антисемиты.

Священники гуляют

Церквей было много, и там занимались одурманиванием верующих. Святые отцы не были верующими, они были духовными чиновниками, которые проводили свою работу в соответствии с теми инструкциями, которые они получали от своего духовного начальства, и работали хорошо. Но эти священники были такими же людьми, как и все, со всеми страстями и желаниями. Зарабатывали они много, и денег у них было много. И если им уж так захотелось проветриться, отдохнуть самим от своего духовного угара, то можно было взять достаточную сумму денег и приехать в Херсон. И в гостинице, на Потемкинской улице угол Ганнибаловской, устроить себе отдых на несколько дней с вином и женщинами. Благо, в те годы проституция процветала, и эта категория женщин была очень доступна.
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
Avtenieva
Модератор раздела

Avtenieva

Россия, Самара
Сообщений: 229
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 222
Публичные дома

В Херсоне были кроме вольных проституток ещё публичные дома. Так, на Потемкинской улице, между 2‑й и 3‑й Форштадтскими улицами был публичный дом Гольдштейна. Была знаменитая Анна Леонтьевна. Извозчики знали все эти злачные места и при желании могли отвести клиента за 20 копеек куда угодно. Этой теме писатель Шолом‑Алейхем посвятил пьесу «Бог мести». Хорошо описал публичный дом Куприн в романе «Яма».

Добрые пастыри

Среди священников были люди, которые любили труд и занимались трудом в свободное от своих обязанностей время.

Священник Горянов

По Ришельевской улице была старообрядческая церковь. При церкви был огромный двор и там священник Горянов, который имел свою квартиру при церкви, разводил виноград. Он много возился с ним и ежегодно собирал большой урожай винограда. У него было 2 сына. Оба окончили в Херсоне духовное училище. Старший сын Ваня потом закончил в Петербурге духовную академию и стал священником, а младший сын Кира, поступил в Харьковский ветеринарный институт и стал ветеринарным врачом. Это была симпатичная семья.

Священник из Чабурды

Вспоминается еще священник в селе Чабурда, за Алешками (ныне Цюрупинск). Он работал как обыкновенный крестьянин. Когда же нужно было идти в церковь для отправления своих духовных дел, он надевал рясу и шёл на свою работу в церковь, а в остальное время рясы не носил. Он пользовался большим уважением среди местных крестьян.
---
Гомельские, Лукьянец, Лерман, Куценок (Украина, Одесса, Киев, Белая Церковь, Чернобыль) Ягодниковы, Каменных, Блюменталь, Бламериус, Бостельман (Нижний Новгород, Свердловск, Свердловская обл, Ирбит) Автеньевы, Долетто, Грицевы-Гричавичус, Шкундины, Краусгар, Лебедевы (Измаил, Ярославль,
← Назад    Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: Avtenieva
Вверх ⇈