7 ноября
Уже не праздник, но событие
Ludmillaскончалась 16 марта 2009 Светлая ей память!  Москва Сообщений: 5768 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1612 | Наверх ##
16 ноября 2005 13:35 | | |
Nata K Киев Сообщений: 434 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 304
| Наверх ##
16 ноября 2005 20:01 16 ноября 2005 20:03 Ludmila Да, без эмоциональной окраски иногда бывает обойтись тяжело, особенно, когда эти эмоции имеют под собой вполне определенную документальную почву, описанную, например, украинским белоцерковским историком и краеведом В. Перервой (вольный перевод с укр.):
«Священники… не оставались равнодушными к судьбе своих мирян – крепостных. Иногда, рискуя получить расправу, пастыри направляли в Киев жалобы на помещиков, которые подавляли религиозные нужды православных мирян. В глубокой епархиальной провинции батюшка часто был единственным кто мог заступиться за «отих рабів німих». В 1806 г. священники села Пархомовки Сквирского уезда И. Дроздовский и А. Мирович изложили в письме в консисторию довольно детальную картину отношения местных панов к релизиозным нуждам крепостных. Они писали, что пан Ф. Крыжановский заставляет работать своих крестьян в наибольшие православные праздники и издевается над ними. А взрослые сыновья этого помещика «забирають від чоловіків для беззаконного свого задоволення дружин та [...] гвалти (*насилие) і безчиння здійснюють» (ЦГИАУ Ф.127 Оп.351 Д.53 Л.1-3). Во время одного из богослужений пан вместе с помощниками ворвался в храм и начал вязать кандидатов в рекруты, «набравши» таким образом 20 новобранцев. За эти поступки суд заставил Ф. Крыжановского заплатить штраф в 15 рублей. Вместе с этим, за необоснованную жалобу были оштрафованы и священники, поскольку они не смогли доказать вины сыновей помещика («гвалти» вообще тяжело доказываются), Архивные документы фиксируют факты, когда священников карали за выдачу паспортов крестьянам, которые отвозили в Киев жалобы на своих панов. (В этих случаях властью виделось подстрекание крестьян к бунту). Так, в 1835 г. с этой целью выдал крестьянам паспорт священник с. Студенец Богуславского уезда Ефрем Еленецкий. Пастырь за вмешательство в отношения помещика Л. Павловского и крестьян был наказан штрафом в 10 руб. «на вдов и сирот» (ЦГИАУ Ф.127 Оп.38 Д.12 Л.17). Священник в пояснительной записке рассказывал, что помещик обтяжує крестьян работой и жестокими наказаниями, не дает «говіти» даже на страстную неделю, посылает крестьян на опасные работы в карьер, где они гибнут тощо (ЦГИАУ Ф.127 Оп.38 Д.12 Л.15). Другой помещик с того же Богуславского уезда доложил митрополиту, что «в имениях ее сиятельства гр. Браницкой такое злоупотребление возникло, статься может, и мимо ведома ее, что управители и экономы, не уважая никаких, Церковью установленных правил, принуждают крестьян к работам. Так и сегодня, в день Покрова Божией Матери в моей приходской церкви с прихожан почти никого не было, а были в тот день на работах господских» (1827 г.) (ЦГИАУ Ф.127 Оп.30 Д.133 Л.1). В другом имении А.В. Браницкой – Ольшанице (*Васильковский уезд) – ситуация была подобной. Ее описал местный священник Афанасий Данилевич: «Они, мои прихожане, да и прочих священников, слышу, графские крестьяне не только во днях седмицы, но и в праздники и воскресные дни работными делами заниматься принуждены, находятся бо или по винокурням, или цегельнях, или заводам поташным, мельницах, гумнах» (ЦГИАУ Ф.127 Оп.76 Д.22 Л.1). Виновником этого положения священник называет эконома Беньковского, который «муча без меры всегда людей, до такой степени злобы доходит наказаниями своими, что и за самое злодейство или убийство едва ли так осудят законы; и такими бесчеловечными от 30 до 100 телесных ударов наказаниями в ужас привел прихожан моих» (ЦГИАУ Ф.127 Оп.76 Д.22 Л.1). Именно с этого имения, как свидетельствует пастырь, часто убегали крепостные, оставляя свои семьи. Губернатор приказал васильковскому нижнему земскому суду разобраться с этим делом и наказать эконома. Управляющий с м. Медвина не только заставлял крестьян работать по воскресеньям и праздникам, но и жестоко наказывал тех, кто это делать отказывался. При этом, как свидетельствовал медвинский священник с Николаевской церкви Максим Левитский, пан Пясецкий не забывал еще и поглумиться над православной верой. Наказывая, он любил шутить с помощниками: «пойди к попу, да возьми освященных розг, потому что вас теперь можно только освященными розгами бить» или «нужно послать за кадилом да обкадить… (здесь должно разуметь часть тела по большей части выдерживающую наказания) и тогда бить!» (ЦГИАУ Ф.127 Оп.820 Д.145 Л.1-2). Об этом также духовная власть уведомила губернатора. Не давали помолиться нашим предкам не только панские работы, но и панские развлечения. В 1870 г. один из священников известил митрополита в следующем: «В нашей местности ежегодно с наступлением осени предпринимаются охоты в лесах под предлогом истребления хищных зверей, но более для удовольствия сильных мира сего. Временем для охоты, говоря по совести, всегда избирается воскресный или праздничный день и то не иначе, как с восходом солнца, как раз во время заутрени». Перед этим сельские урядники пол-ночи сгоняют людей, чтоб те с самого утра уже были на охоте – «и все это с бранью и угрозами» (ЦГИАУ Ф.127 Оп.759 Д.509 Л.1). Именно поэтому церковный благовест смешивается с бранью местных владельцев, а служба проводится в полупустой церкви…». (В. Перерва. „Православне Надросся у XIX столітті”, стр. 155-156).
Как-то тема эта пошла более в обвинительное русло пролетариата, поэтому я и попыталась защитить сначала его. Теперь в отношении „белых”. Часть предков по линии моей матери (на сегодняшний день выявила пять родов) имели дворянский или как тогда на Белоцерковщине называли – шляхетский статус. Большинство из них были лишены его по законам Российской Империи еще в 1830-40-х годах – не смогли подать документы (растерянные или уничтоженные в период многочисленных гайдамацких восстаний в XVIII в. на Правобережной Украине), доказывающие их дворянское происхождение. Дольше всех продержались Плешкановские, т.к. частично сохранили свои бумаги и имели немалые деньги, чтобы оплатить эту процедуру (она была далеко небесплатной). Я пока так и не смогла выяснить откуда у них в роду герб, который принадлежал великим литовским князьям. Но и они в 1870-х годах, после польского восстания (хоть и не принимали в нем никакого участия, да и вообще не имели к полякам, похоже, никакого отношения) были переведены сначала в мещане, а затем в крестьяне. Благодаря природному трудолюбию и большому количеству детей им удавалось вести свое хозяйство достойным образом, в результате чего, после 1917 года они были дважды раскулачены. После всех этих „исторических событий” выходец из дворян (мой прадед) Аггей Плешкановский в 1920-х годах женился на простой крестьянке Евдокии (до этого Плешкановские роднились только с равными себе по статусу и с духовными лицами), т.е. получается, что опять в моем рождении виноват 1917 год! И в смерти этого прадеда тоже он оказался виноват, т.к. прадед умер в 1933 году в возрасте 29 лет во время голодомора от заворотка кишок. Произошли события, на которые я не в силах была повлиять, но которые полностью повлияли на событие со МНОЙ. То есть получается, что наше появление на свет создалось набором определенных исторических событий. Могу ли я утверждать, что если бы не произошло хотя бы одного из них, то для меня, сейчас, или кого-то из моих предков, или, в конце концов, каждого ныне живущего из нас жилось бы ЛУЧШЕ?!! Интересно, а родилась бы Лидочка у Ефима и Ирины, если бы не было 1917 года? Чтобы воспринимать и отображать историю без этических оценок, на МОЙ взгляд, нужно быть либо душевнобольным, либо железным ящиком с клавиатурой. Вы правы, это, действительно, противоречит природе человека. Я уже где-то писала, что история (по моему ЛИЧНОМУ мнению) одна из немногочисленных наук, которая не может быть объективной, так как в ней кроме календарных дат описываются отношения между субъектами, отображенные зачастую другими субъектами, воспринимающими эти события через призму своих персональных чувств, ощущений и знаний, выработанных в процессе своего уникального жизненного пути (отсюда и эмоциональная окраска). Поэтому и сомневаюсь насчет применения в истории принципов глобализма. Кто может сказать наверняка, взорвались бы дома в Москве, если бы Ельцин в свое время не влез на танк? Варианты выбирайте сами: а) мог не влезть; б) мог влезть на(в) что-то другое; в) вместо него на танк мог влезть кто-то другой. Об „оранжевых” напишу чуть позже, т.к. дитя требует внимания.
P.S. 1. Все вышесказанное прошу рассматривать как мое личное мнение, которое никому не собираюсь навязывать. 2. Касательно ссылки. Все правильно, Екатерина ввела крепостное право в МАЛОРОССИИ. Правобережная Украина (Киевская, Волынская и Подольская губернии), где проживали мои предки, вошла в состав Российской Империи после третьего раздела Польши и жила до этого по несколько иным законам, предусматривающим аренду земли у польских шляхтичей либо у панов, бывших когда-то членами кОзацких старшин. Зато после 1895 года получила последствия Указа 1783 года по полной программе. Кстати, а где хранятся результаты 4-ой ревизии по Малороссии? На территории Правобережной Украины такая ревизия не проводилась.
С уважением, Наталья (Киев) --- Варавы (Грозы), Зеленские, Кияновские, Костыны, Левинские, Липовенко, Лобченко, Марущенко, Мокрицкие, Нестыкайло, Саенко, Плешкановские, Рембецкие, Майстренко, Хаян ... - Киевская обл.; Костины, Дмитриевы - Кемский р-н (Карелия); Щербуха, Хрипун - Полтав | | |
sd Есаул. Вечно молодой, вечно пьяный.  Москва, Таганка Сообщений: 284 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 83 | Наверх ##
16 ноября 2005 22:55 17 ноября 2005 8:25 Nata KNata K написал: [q] Если бы этого всего не было, НЕ БЫЛО БЫ И МЕНЯ и не смогла бы я обо всем этом сейчас здесь писать.[/q]
Если сэтой точки зрения рассуждать, то слава Богу, что были Гитлер и Сталин, а то, вдруг, меня бы не было! --- Гвардия погибает, но не сдаётся! | | |
sd Есаул. Вечно молодой, вечно пьяный.  Москва, Таганка Сообщений: 284 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 83 | Наверх ##
16 ноября 2005 22:58 Nata KNata K написал: [q] Национализма не терплю в любом его проявлении[/q]
Посмотрите определение националиста у Бунина в "Окаянных днях" и у Шульгина. Не надо думать, что националист - это РНЕ. --- Гвардия погибает, но не сдаётся! | | |
sd Есаул. Вечно молодой, вечно пьяный.  Москва, Таганка Сообщений: 284 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 83 | Наверх ##
16 ноября 2005 23:00 Nata KNata K написал: [q] ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО СУДИТЬ ИСТОРИЮ?[/q]
История на то и история, чтобы мы могли о ней рассуждать. И учиться. --- Гвардия погибает, но не сдаётся! | | |
sd Есаул. Вечно молодой, вечно пьяный.  Москва, Таганка Сообщений: 284 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 83 | Наверх ##
16 ноября 2005 23:04 17 ноября 2005 8:27 Nata KNata K написал: [q] Может быть нам не 25 октября 1917 года судить нужно, а то, что не смогли профессионально и гуманно реализовать его идеи?[/q]
Вы знаете, слава Богу, что ваши не смогли совсем уж профессионально реализовать идеи 25-го октября! Иначе и меня бы не было! Да и Вас! --- Гвардия погибает, но не сдаётся! | | |
Nata K Киев Сообщений: 434 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 304
| Наверх ##
17 ноября 2005 0:45 sdТретьему столику больше не наливать!!! Наталья (Киев) --- Варавы (Грозы), Зеленские, Кияновские, Костыны, Левинские, Липовенко, Лобченко, Марущенко, Мокрицкие, Нестыкайло, Саенко, Плешкановские, Рембецкие, Майстренко, Хаян ... - Киевская обл.; Костины, Дмитриевы - Кемский р-н (Карелия); Щербуха, Хрипун - Полтав | | |
Nata K Киев Сообщений: 434 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 304
| Наверх ##
17 ноября 2005 1:20 sdsd написал: [q] слава Богу, что были Гитлер и Сталин, а то, вдруг, меня бы не было![/q]
Как это для Вас не прискорбно, но факты - упрямая вещь. sd написал: [q] История на то и история, чтобы мы могли о ней рассуждать. И учиться.[/q]
Рассуждать и учиться - согласна, а вот судить - по-моему, это прерогатива Бога! sd написал: [q] Вы знаете, слава Богу, что ваши не смогли... [/q]
Мало ваши каши ели, чтобы наших одолели... С уважением, Наталья (Киев) --- Варавы (Грозы), Зеленские, Кияновские, Костыны, Левинские, Липовенко, Лобченко, Марущенко, Мокрицкие, Нестыкайло, Саенко, Плешкановские, Рембецкие, Майстренко, Хаян ... - Киевская обл.; Костины, Дмитриевы - Кемский р-н (Карелия); Щербуха, Хрипун - Полтав | | |
slade Курск Сообщений: 136 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 48
| Наверх ##
17 ноября 2005 1:44 Написал длиннющий пост, но он канул в лету при отправке, а тут смотрю дискуссия... Прошу пардона, но вмешаюсь. | | |
valeriy Москва Сообщений: 674 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 207 | Наверх ##
17 ноября 2005 1:56 А мне чего-то и вмешиваться неохота. Кажется Nata K всех в другую сторону повела, явный лидер. --- Бибиковы, Гапоновы, Аносовы, Ковалевы, Ященковы, Ослоповы, Князевы, Моховы, Фроловы, Нетелевы, Строевы, Бобковы, Моклаковы, Телковы, Хрипушины, Сезины, Медведевы. Москва, Брянск, Воронеж. | | |
|