Каша из топора
Дискуссионная тема на предмет обсуждения легенд, мифов, фактов и документов связанных с Кашино-Шиверским монастырем, попытка создать его историю из ничего с помощью добрых людей.
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 386 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1399 | Наверх ##
20 мая 2021 17:07 Vasiliipetrovih написал: [q] а буде не я впредь по обличенью явился или по свидетельству найдется что кого либо Утаили, то повинны по положенному по указу штрафу без всякого милосердия.[/q]
Ужасный почерк, но переписан, с точностью до буквы, печатный текст ревизской сказки. Нравы уже смягчились. Ранее за утайку душ полагалась смертная казнь, а имущество - забрать на великого государя. Vasiliipetrovih написал: [q] Список заверил Ефстафий Буянов[/q]
Читать: сельский заседатель Ефстафей Буянов. Оный Буянов видимо учился грамоте у церковных, поэтому Ефстафей и иного написания имени не ведает. | | Лайк (1) |
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 386 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1399 | Наверх ##
14 июня 2021 14:31 Название книги Дополнения къ Актамъ историческим, собранныя и изданныя археографическою комиссиею. Томъ второй Санктпетербургъ. Въ типографии Эдуарда Праца. 1846. Страницы 238-239 Параграф 85. – 1640 после 1 сентября. Отписка Ленских воевод Петра Головина со товарищами, о прибытии их на Ленский волок и о сделанных ими распоряжениях по сбору ясака и другим предметам. Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси холопы твои, Петрушка Головин, Матюшка Глебов, Еуфимко Филатов челом бьют. В прошлом государь, во 148 году, июня в 21 день, пошли мы холопы твои, из Енисейского острогу на государеву твою службу в великую реку Лену, и в ходу нам холопам твоим была мешкота за судами и за порогами, суды взяли мы, государь, холопы твои, в Енисейском остроге старые, и тем судам в дороге была поделка; и на Кашине, государь, пороге и на Илимском твою государеву казну, пушки и пушечные и хлебные запасы, выгружали и обносили на себе, а на Тунгусском, государь, пороге и на Мурском, и на Аплинском, и на иных порогах, многая была мешкота и простои, взводили, государь, суды(а) по канатам, человек по семидесят и по осьмидесят одно судно; а в Енисейском остроге нам холопам твоим гребцов не дано, и шли своими людишками и наймиты безлюдно. А пришли, государь, мы холопы твои на Ленский волок августа в 21 день, и твою государеву казну, пушки и пушечные и хлебные твои государевы и служивых людей всякие запасы, выгрузя из судов, устроя в о(а)нбары, стаои зимовать на Ленском волоку; А на Лену, государь, реку перейти было за волок неколи, стало поздно; а судов, государь, служилые люди Тобольские и Енисейские на Куте реке под Ленским волоком сделали десять дощеников, а ныне, государь, мы холопы твои, в прибавку к тем десяти дощеникам служилым людям велели сделать, с великою нужею, 12 дощеников, да 3 ладьи, да в разные реки для посылки малых дощеников. А будет бы, государь, мы, холопы твои, и ранее пришли на Ленский волок, с пушками было, государь, за волок на Лену реку и с запасы перейти не можно, на волоку, государь, до верх Муки речки горы и грязи большие, и речка, государь, Мука каменистая и мелкая, таскают по ней на плотах великою нужею и большое по двадцати пудов, и то в омутах многажды топят. А на Лену, государь, мы, холопы твои, послали в Якуцкой острог для иноземцев, чтобы в них не было никакого мнения и шатости, письменного голову Василия Пояркова, а с ним служивых людей 28 человек, да в Олекомской острожек сына боярского Воина Богданова, да с ним служивых людей в прибавку к прежним три человек, всех бех хлебных запасов; а велели, государь, ему Василию Пояркову, сыну боярскому Воину Богданову и служилым людям взять в Олекомском и в Якутском острогах хлебных запасов взаймы у торговых людей до весны: а только бы, государь, их послать на Лену с хлебными запасы, и им было до заморозов в Якутской острог не поспеть. А для твоего государева ясачного сбору, в разные места и на заставу и на Лену реку, где переходят с Лены реки на Нижнюю Тунгуску торговые и промышленные люди, послали мы, холопы твои, выбрать лутчих служивых людей, приведчи их, по твоему государеву указу ко кресту; а целовальников, государь, с ними торговых людей не послали потому, торговые люди, которые были на волоку, и у тех всех промыслы свои, послать было, государь, их с ними служивыми людьми, и их бы промыслы залегли, и товей бы государевой десятинной казне был недобор. А зимовали мы, государь, холопы твои, на Ленском волоку со всеми служилыми людьми, и хлебные запасы у служивых были на один год несполна; и в лишке было, государь, хлебных запасов, что осталось от Енисейских служивых людей окладов, и те, государь, лишние хлебные запасы и свои оклады служилые люди волочили за волок великою нужею, на себе, нартами, по четыре пуда на нарте и меньше; а ходу, государь, с Илима реки за волок до устья Муки реки с нартою взад и вперед три дни; а нарты, государь, купить меж себя по полтине и по 20………; а возки, государь, ныне зимним путем с пуда по гривне. А пушки, государь, и пушечные запасы, и судовые снасти, и вино горячее, и церковное строенье, и хлебные запасы на неокладные расходы, и всякие твои государевы запасы, 1540 пудов, перевезли мы, холопы твои, через Ленской волок на лошадях торговых и промышленных людей, и на суды возили лес теми же лошадьми; а мы, государь, холопы твои, и письменные головы, и подъячие, за волок запасенка возили собою; а впредь, государь, на Ленском волоку оставить надо служивых 100 человек, и оставить 20 лошадей для возки запасу и для судового дела…… Из рукописи под заглавием: «Списки Якутской Архивы», в лист, на 982 л., писанной с подлинных столбцов для Академика Миллера, во время путешествия его по Сибири – Принадлежит Императорской Академии Наук. Страницы 243-246 Параграф 89. – 1640-1641. Росписание рекъ: а) от Енисейска до Ленской переволоки и b) впадающих в Лену от реки Куты до Ленских верховьев и прочь. - 1. Роспись против чертежу рекам и порогам от Енисейского острогу вверх до Ленского волоку, по которым шли на государеву службу на великую рек Лену в Якутцкой острог из Енисейского острогу стольники и воеводы Петр Головин, Матвей Глебов, дьяк Еуфимей Филатов, во 148 году, и сколько до которой реки судового ходу, и сторонным рекам, которые пали в Тунгуску и в Илим реку. От Енисейского острогу шли до устья Енисея же реки, которая течет из под Красного Яру, три дни; а иноземцы называют тою реку Большою Кемью (современное примечание к оригиналу издания - Бий-Хем??.... перевод с Тувинского - Большой Енисей??, тогда в данном случае иноземцы это Тувинцы??), а Тунгуску зовут Енисеем; а та река Кемь пала в Тунгуску реку с правую сторону (современное примечание к оригиналу издания – шли вверх по течению – следовательно «по правую сторону» буквально и есть идучи вверх по течению справа….) А от Енисейского устья до Тунгусского первого порогу половина дни ходу; а у порогу камень утес, суды взводили канатами человек по 70-ти и больши; стояли на том пороге три дни. А от Тунгусского порогу до реки Тотарской два дни ходу, впала в Тунгуску реку с левую сторону; живут Тунгусы, ясак платят в Енисейский острог. А от Тотарской реки до Тасеевы реки два дни ходу, впала в Тунгуску реку с правую сторону; а по той Тасееве реке живут Тунгусы, ясак с себя платят в Енисейский острог. А от Тасеевы реки до Рыбных островов два дни ходу; а в Рыбных островах кочуют Тунгусы, ясак платят в Енисейский острог. А от Рыбных островов до реки Киянки 3 дни ходу, впала в Тунгуску реку с левую сторону, кочуют те же, ясак платят в Енисейский острог. А от Киянки реки до устья Каменки реки день ходу, пала в Тунгуску реку с левую сторону; кочуют Тунгусы, ясак платят в Енисейский острог. А от Каменки реки до устья Иркинеевы реки два дни ходу, впала в Тунгуску реку с левую сторону; Тунгусы с Тасеевы реки переходя, ясак платят в Енисейский острог. А от Иркинеевы реки до устья Карабылы реки день ходу, впала в Тунгуску реку с правую сторону; кочуют те же Тунгусы с Тасеевы реки, ясак платят в Енисейский острог. А от Тасеевы реки до устья Муры реки четыре дни ходу, впала в Тунгуску реку с правую сторону; а на устье той реки Муры порог камень утес, суды взводили по канатам многими людьми два дни; кочуют Тунгусы, ясак платят в Енисейский острог. А от Муры реки до устья Чадобши (современное название Чадобца) реки 2 дни ходу, впала в Тунгуску реку с левую сторону; кочуют Тунгусы, ясак платят в Енисейский острог. А от устья Чадобши (современное название Чадобца) реки до устья Коды реки два дни ходу, впала в Тунгуску реку с левую сторону; кочуют Тунгусы, ясак платят в Енисейский острог. А от Коды реки до Кашина порогу (современное примечание именно порогу а не шиверы как в более поздних документах), два дни ходу; а на пороге запасы выгружали, и повозилися в лодках версты с полторы, и стояли неделю, и суды взводили канаты многими людьми, и июля в 12 день на тот порог сверху вода пришла вдруг большая, и половину судов через порог взвели одним днем без выгрузки, а не было б прибылой воды, и стоять бы за выгрузкою другая неделя. А от Кашина порогу до устья Ковы реки два дни ходу, впала в Тунгуску реку с правую сторону; кочуют по ней Тунгусы, ясак платят в Енисейский острог. А от Ковы реки до Аплинского порогу день ходу, на пороге камень утес, суды взводили канаты многими людьми три дни. А от Аплинского порогу до устья Каты реки пять дней ходу, впала в Тунгуску реку с левую сторону; кочуют по ней Тунгусы, ясак платят в Енисейский острог. А против Каты реки за Тунгускою рекою Едорма река, впала в Тунгуску реку с правой стороны; кочуют по ней те же Тунгусы, ясак платят в Енисейский острог. А от Каты и от Едормы реки до устья Олевы реки два дни ходу, впала в Тунгуску реку с левую сторону; кочуют по ней переходя с Лепы и с Куты Шеманские люди, ясак платят на Ленский волок. А от Олевы реки до устья Тушамы реки три дни ходу, впала в Тунгуску реку с левую сторону; кочуют по ней Шеманские же Тунгусы, ясак платят на Ленской волок. А от Тушамы реки до устья Кондарепши (как вариант современной Карапчанки ??) реки 3 дни ходу, впала в Тунгуску реку с левую сторону; кочуют по ней Шеманские же Тунгусы, ясак платят на Ленской волок. А от Кондарепши (как вариант современной Карапчанки ??) реки до Богдармы (как вариант современной Бадармы) реки день ходу, впала в Тунгуску реку с правую сторону; кочуют по ней Тунгусы те же Шаманцы переходя, ясак платят на Ленской волок. А от Богдармы (как вариант современной Бадармы) реки до устья Илима реки день ходу, пала в Тунгуску реку с левую сторону. А от устья Илима реки Тунгуска пошла направо в Брацкие люди, а вершина у Тунгуски реки вышла из Байкала озера. А от Тунгусского устья вверх по Тунгуске реке до Илимского устья реки, промеж больших порогов, многие быстрые места, и по тем быстрым местам подъимали суды канатами же многими людьми. А от Илимского устья до Илимского Большого порогу 2 дни ходу; а промеж камени быстрые места, взводили суды канатами 3 дни; а на Большом пороге пушки и пушечные и хлебные запасы выгружали и обносили на себе за порог 300 сажен, и стояли за выгрузкою 2 недели 2 дни, а суды взводили канатами всеми людьми. А от Большого Илимского порогу до другого Илимского порогу день ходу; суды взводили канатами многими ж людьми день. А от верхнего Илимского порогу до Ленского волоку, по обе стороны Илима реки, на тех днищах конного езду пашеных мест добрые земли в разных местах 1650, сенных покосов 4920 копен. А от другого Илимского порогу до Тубы реки 3 дни ходу, впала в Илим реку с левую сторону; кочуют по ней Тунгусы Шамагирцы и Минпугирцы, ясак платят на Ленский Волок. А от Тубы реки до Тушамы реки 3 дни ходу, впала в Илим реку с левую сторону, кочуют по ней Тунгусы, ясак платят на Ленской же волок. А от Тушамы реки до Яра реки день ходу, впала в Илим реку с правую сторону, кочуют по ней Шемагирские же Тунгусы, переходя с Лены и с Купы реки, ясак платят на Ленской же волок. А от Яра реки до Игирмы реки день ходу, впала в Илим реку с правую сторону (современное примечание - в издании 1846 года опечатка – если по Илиму идти вверх Игирма по левую сторону), кочуют по ней Тунгусы Шемагирцы же, ясак платят на Ленской волок. А от Игирмы реки до устья Туры (как вариант современное название Туриги) реки день ходу, впала в Илим реку с правую сторону, кочуют по ней Тунгусы, Шемагирцы же ясак платят на Ленской же волок. А от Устья Туры (как вариант современное название Туриги) реки дорога в Браты, по Тунгусской сказке ходу до Брацких людей двенадцать дней, а тех Брацких людей близко, на Тунгуске реке, на устье Оки реки острожек, а в нем годуют Енисейские служилые люди; а повыше Туры реки, не доходя Ленского волоку на днище, соляной росол течет из горы, из камени ключи в разных местах на стрельбище (как вариант современная речка Солянка….по правую сторону). А от Туры (как вариант современное название Туриги) реки до Ленского волоку два дни ходу, где зимовья и анбары …… каменныя. За Илимом против зимовья гора …… каменная…… и над зимовьем. А с Илима реки через Ленской волок летняя дорога лежит через Камень, до колодца, на лошадях запасы возить на вьюках по пяти и по шести пудов, а найму с пуда дают летом до колодезца по гривне, а от колодезца на вершину Муки реки на тележках пудов по 10-ти и по 12-ти возят, а найму дают с пуда по пяти алтын; а ходу пешему человеку с ношею через волок с Илима реки до Муки реки день, а в осень наймут с пуда по полтине и по двадцати алтын; а Мукою рекою запас плавят на плотах, пудов по пятнадцати и по двадцати, до Купы реки два дни, а Купою и Кутою реками плавят на тех же плотах до Лены реки два дни; а Купа и Кута реки мелки, и порозжее судно не пройдет. А зимняя дорога санная от Илима реки лежит через Камень на устье Муки реки, а найму с пуда в нынешнем во 149 году по гривне, а в прошлых годах было с пуда по две гривны и по полуполтине; а с Илима с возом ехать до устья Муки реки два дни, и на Муке и на Купе делают суды, и нагрузя с запасы сплывают на Лену за льдом вешнею водою; а по Куте и по Купе рекам кочуют переходя те же Шаманские люди, а ясак платят на Ленский волок. А от Ленского волоку вверх по Илиму реке на днище пашенных мест, добрые земли, в разных местах, девяносто восемь десятин, сенных покосов 500 копен. А от Ленского волоку вверх по Илиму реке до Казачьей речки 5 верст (современное примечание – опечатка??... как вариант 5 дней ???) ходу, впала в Илим с левую сторону; кочуют переходя ясачные Тунгусы. А от Казачьей реки до Кочуя реки в легких судах 8 дней ходу, впала в Илим реку с левую сторону; кочуют Тунгусы князец Мукиня. А от Кочуя реки вверх по Илиму до Илимских вершин 8 дней ходу, вышла из Камени; кочуют по ней Налатцкие Тунгусы, князей Мукиня, а роду его человек с 40, а дает с себя ясак на Ленской волок не со всех. А с Илимския вершины до Брацких людей пешего ходу два дни; а по сказке Тунгусской те Брацкие люди близко Братского острогу где годуют из Енисейского острогу служилые люди. Страница 248 – Оба акта из рукописи под заглавием: «Списки Якутской Архивы», в лист, на 982 л., писанной с подлинных столбцов для Академика Миллера, во время путешествия его по Сибири – Принадлежит Императорской Академии Наук. Ссылка https://cloud.mail.ru/public/wmZk/SSNYTr6xa | | Лайк (1) |
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 386 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1399 | Наверх ##
5 августа 2021 7:34 Интересно имеет ли отношение к Шестаковым Кежемской слободы Афанасий Федоров Шестаков http://www.npacific.ru/np/magazin/1-96_r/articl64-68.htmведь как известно вкладчики монастырей (в данном случае Кашиношиверского монастыря) были ребята не простые..., и не рядовые.... (Ревизская сказка Илимского уезда 1722 г. (без начала и конца)) ГАИО ф.1.оп.1.д.5 лист 261 об. В другом дворе пашенной крестьянин Семен Якимов Косаткин сказался 28 лет, жена у него Матрена 25, у него сын Козма к году, дочь Марья 3 лет, у него ж живет Кашиной шиверы пустынно Спасской вкладчик Василей Васильев Шестаков сказался 40 лет, у него жена Орина 22, у него ж дочь Домна 2, у него ж сирота крестьянской сын Максим Федоров 13 лет. https://rodirkutsk.ru/?s=%D0%9...0%B3%D0%BE | | Лайк (1) |
ovt Москва Сообщений: 238 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2178
| Наверх ##
16 августа 2021 15:18 16 августа 2021 17:27 Просматривая старые записи: Подушная перепись г. Енисейска и уезда в 1719 -1720 гг. Присуд Рыбенского острога. Сказка № 1440.
На Кашине шивере Спаской пустыни Строитель иеромонах Боголеп, монахи Макарий, Лев, Козма, Петр, Корнилий по евангелской заповеди господни и по монашеству еже ей ей по истинне не утая в помянутой пустыне своево ведения единыя полдуши також и вкладчики и крестьяне про лета свои порознь сказали. ... Вкладчики бездворные, 23 души мужеска полу. Домовые, 4 души мужеска полу, а живут они в монастырских дворех. Пашенный крестьянин з двором, Федор Попов, 70 лет, с детьми, 7 душ мужеска полу. ... а ежели мы строитель иеромонах Боголеп с монахами и вкладчики, домовые и крестьяне в сей своей скаске утаили хотя единыя за манастырем полдуши и за ту б нашу лживую скаску указал б великий государь учинить нам смертную казнь.
К сей скаске вместо <...> Игнатея Артемьева, Никиты Артемьева, Тимофея Брусова, Федора Попова з детьми руку приложил по их велению и за себя Кашины шиверы Спаские пустыни бывшаго строителя сын и вклатчик Иван Путилов руку приложил. (Источник : РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1614 Л.480-481) | | Лайк (1) |
ovt Москва Сообщений: 238 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2178
| Наверх ##
16 августа 2021 15:30 16 августа 2021 20:03 Комментарий к сказке подушной переписи КШМ. 1. Основатель и бывший строитель КШМ Иоаким Путилов в этой сказке уже отсутствует. Его сын, Иван Иванов Путилов 35 лет, бездетен - среди вкладчиков бездворных. 2. Шестаков в сказке не упомянут. Среди вкладчиков КШМ: Иван Гаврилов(?) Кокшаров, 40 лет, и его пасынок Андрей Михайлов Быков, 12 лет. Василей Верхотуров, 50 лет. 3. Таким образом, на 6 монахов в монастыре - 34 души "мужеска полу" (возрастом от двух месяцев до 95 лет). Деревни и заимки монастырские не упоминаются, единственный двор пашенного крестьянина. 4. Сведения 2-й ревизии (1744 г.) КШМ приведены в теме https://forum.vgd.ru/post/1246/105577/p3237712.htm#pp32377125. Деревня Усть-Кодинская в КШМ не входила, с ее жителей взяли отдельную сказку. | | Лайк (2) |
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 386 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1399 | Наверх ##
18 ноября 2021 15:46 ГРАМОТЫ КОЛЛЕГИИ ЭКОНОМИИ - ссылка на РГАДА ФОНД 281 ОПИСЬ 11 1448-1766 Ед.хр. 4542-6034 Всего 1491 ед.хр. 4594 53 1702 Февраля 10 дня. Памяти строителю Енисейской Спасской пустыни Иоакиму ПУТИЛОВу с братиею на владение пашенною землею и сенными покосами. ...в конце оной приложена черновосковая печать стольника и воеводы Богдана Даниловича Глебова, а по листам скрепил Алексей Пустобородов. 4595 54 1702 Февраля дня. Данная строителю Енисейской Спасской пустыни Иоакиму ПУТИЛОВу с братиею на владение пашенною землею и сенными покосами по речкам Тунгуске и Коде. https://forum.vgd.ru/post/252/...#pp3032343 | | Лайк (1) |
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 386 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1399 | Наверх ##
18 ноября 2021 15:47 ТУЛИШЕНЬ (Ту Ли Шень) «Путешествие Китайского посланника к Калмыцкому Аюке Хану» с описанием земель и обычаев Российских. Перевел с Манжурского на Российской язык коллеги Иностранных дел Надворный Советник Алексей Леонтиев. В Санкт Петербурге при Императорской Академии Наук 1762 года Получа сочиненную в Дорги Ямуне повелительную грамоту к Аюк Хану, и взяв подводы и проводников, выехал я с моею свитою из Пекина 51 года 5 луны в 20 м числе. (1712 года в Маие или Июне) Часть маршрута от Иркутска до Енисейска (по реке Ангаре) уже летом 1713 года ГОРОД ИРКУЦК Стоит от Байкала на западосевер по расстоянию более 150 ли, в близи города по дорог пологие горы. Ангара идет мимо города по западной сторон с востокополудня к западосеверу. Река Иркут пришед с западополудня, пала в Ангару реку. Городской стены и крепости нет, походит на слободу, в нем домов более 800, зделанных из целых бревен на подобии чердаков, живут Руские, а от части и Мунгалы. В ГОРОДЕ Церьквей 5. Рынок. Градоначальник и стольник Федор Ивановичь, у которого в ведомстве и весь тамошней уезд. Войска 500 человек. Лавки, столы, стулья, скамейки, телеги, сани, дощеники, лодки, и водяные мельницы. Колокола, бубны, деревянные Хету Фичаху (Хету Фичаху: флейтъверс), сиповки, гусли, скрыпки. Делают льняной холст, шерстяную выбойку, и юфть. Ячмень, пшеница, гречуха, овес, лен ретька, репа, капуста, лук, чеснок. Лошади, коровы, бараны, свиньи куры, утки, сабаки, кошки. Воду употребляют колодезную. В рек рыба разных родов. Снег расстаял и лед на Ангаре упал в исходе 3 месяца; а трава, и листья на деревах стали появляться, и на Байкале лед упал около 10 числа 4 месяца. От Иркуцка Ангарою рекою езда была опасна от того, что в ней много порогов, быков, и срывов, по берегам каменные высокие горы, холмы, мысы, подобные светлым и красивым пирамидам, камни над водою висят на несколько сажен, вода по быстроте своей шумит очень громко, в воде камни стоят как бугры или сваи, и собою волнам преградины составляют; а когда бывает сильной ветр, то на таких местах быстрота не меньше спущеной из лука стрелы. РЕКА АНГАРА. Вышла из Байкала, течет к западосеверу мимо города Иркуцка, сошлась с Енисеем рекою, и пала в Северное море; вода светлая, течение быстрое величиною Селенги реки больше, по обеим ее сторонам высокие и крутые горы и мысы, а местами, есть болота, и горки не большие пологие, много лесов и рощей, ростет ель, сосна, осина, береза, черемуха, и отчасти розовые цветы и тростник. Отъехав от Иркуцка города более 1000 ли, вода начинается мутная. в Ангару пали многие реки, а именно Иркут против города Иркуцка, пришед от западополудня;. Илимь по расстоянию от города более как на 1900 ли, от востокосевера; но от сего места, где Илим в Ангару вошел реку, протягающуюся до Енисея, руские называют уже не Ангарою, но Тунгускою; а кроме помянутых двух рек еще пало в Ангару маленьких речек более 10; в ней опасных мест числом 22, из которых быками называемых 5, порогами 8, срывами 9, руские быками называют такие места, где при берегах в воде острые бугры, а над водою навислые мысы. Порогами называют те места, где на берегах утесы, а в воде лежат большие камни, как колоды, и от того вода бьет в низ, подобно запруженным спускам. Срывами, где каменные отмели, и вода бежит весьма быстро. Когда выехали мы из Иркуцка, в то время на Ангаре у берегов снег еще не совсем стаял, было в остатках толщины чи на 2 и на 3, а в иных местах более джана. До города Енисейска ехали мы ровно 19 суток, а расстояние с лишком на 3000 ли. По берегам на ровных местах изредка видны были пашни и деревни, в которых живут Руские, Бураты и Солоны. Имена быков Метбес, Бадарманской, Додарской, Мевинской, Войдамской. Имена порогов Похмельной, Пьяной, Падун, Долгой, Шеманской, Апулинской (личное примечание – Аплинский), Сдер, Лось. Имена срывов (личное примечание шивер). Обиомсосани Лось, Байге, Горохов (личное примечание – Гороховая), Готимск (личное примечание - Ковинская), Гасина (личное примечание - Кашина), Офисна, Джулагина, Госая (личное примечание –Косая). В Енисейск приехали мы в 23 м числе 5 месяца. Тушошней градоначальник Александр Семеновичь встретил нас с военными людьми, с знамем, с барабанным боем, с музыкою, и при том с фузейною и пушечною пальбою. Мы стояли в сем городе пятеры сутки, за тем, что вперед надобно ехать три дни сухим путем, а в городе готовых подвод не было. Градоначальник приехав к нам, звал нас к себе. Мы у него были; подарил нам четверым по паре соболей и по десяти песцов; а при том свиньями и вином. Мы когда не стали принимать, то он напротив так говорил: К нам из ваших людей от век никто не приезживал; а ныне когда по щастию нашему вас великого, превосходного Святейшего Хана господ послов у себя повидели, то уже по истинне не знаем, как бы угощение свое усугубить; сердца полны радости, но на оказание того никаких хороших вещиц не имеем. Я приношу сие за один знак усердного моего почитания, примите пожалуйте, не остыдите меня. На сие мы так говорили: Мы по милости Его Величества нашего Превосходного Святейшего Государя все с собою везем, что бы ни понадобилося; а съестными припасами от вашего Государя так довольны, что всегда много остается; то правда, что мы, видя толь великую вашу приязнь и ласку, подарки принять бы и должны, но законы и обычаи наши не дозволяют; ибо у нас едущим по указу Государеву брать от людей ничего не велено. Градоначальник выслушав сие, к принятию неотступно принуждал; но мы однакож соболей и песцов не приняли, и во удовольствие его оставили свинью и вино; потом, в знак своей благодарности, подарили ему четыре камки. Из Енисейска выехали мы 26 числа. Градоначальник проводил таким образом, как встретил. ГОРОД ЕНИСЕЙСК Стоит от Иркуцка на западосевере, по расстоянию водяного пути более как на 3000 ли; а сухого пути на месяц езды; округ города пологие горы и широкие буераки; река Енисей пришла от полуденной стороны: она величиною больше Ангары. Ангара сошлась с Енисеем на востокополуденной стороне, по расстоянию от города не далее как на десятой ли, и сошедшись идет мимо города на востокосевер в Северное море. В городе Городовой стены и крепости нет, домов более 1000, живут одни руские люди. Церьквей 8. Рынок. Градоначальник и столник Александр Семеновичь. Войска 800 человек. Строение домов, пашенные промыслы, скотоводство, и прочее, и все тамошних людей житье, равно как в Иркуцке. Солонов руские называют Каминханами и Тунгусами. Сии Солоны держат у себя белых оленев, и употребляют оных в телегах и во всем как лошадей. В лесах есть хорьки и фазаны. В тамошних северных и весьма студеных местах есть такой чудной зверь, которой живет и ходит внутрь земли, а из земли выходить не может, для того, что как скоро его поверьх земной воздух хватит, тотчас умирает. Сей зверь очень велик; в нем весу более десяти тысячь гинов. (Гин: Китайской фунт; в нем российских фунт 32 золотника). Сего зверя кости белы, гладки и мягки, подобны слоновым зубам, а при том крепки и не ломки находят оные у рек на брегах в земле. Руские делают из них мелкую посуду и гребни. Мясо сего зверя весьма холодной натуры, может в человеке утолять горячку и всякой жар. Мунгалы по своим законным книгам называют такого зверя Мамонт, а Китайцы Хишу. Енисейск недалеко от северного моря, так что езды до моря не более месяца; а мы понеже ехали Енисейскими местами в должайшие дни пред летним солнечным поворотом, то ночи иногда были так светлы и коротки, что можно в шахматы играть, и одна заря от другой почти ни мало не отставала. Из Енисейска выехали мы на Маковской волок, и проехав оной в два дни остановились в Маковской слободе, которая стоит на берегу реки Кети. Ссылка http://drevlit.ru/docs/russia/.../text1.php | | Лайк (3) |
ovt Москва Сообщений: 238 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2178
| Наверх ##
19 ноября 2021 13:24 19 ноября 2021 13:57 Вариант прочтения дневника Тулишеня (Ту Ли-Чэнь), в переводе Рассохина, публиковал Миллер в "Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах" (1764, № 7, с. 3—48; № 8, с. 99—150; № 9, с. 195—234; № 10, с. 291— 353; № 11, с. 387—427). Копия страниц "Имена быкам, порогам, шиверам" на Ангаре из № 8:
 | | Лайк (2) |
Vasiliipetrovih Модератор раздела
Россия, Кодинск Сообщений: 386 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1399 | Наверх ##
13 января 2022 14:16 19 января 2022 6:36 Из путевого журнала Даниэля Готлиба Мессерщмидта за 1725 год, страница 376-377 от устья Курейки до Кашиной шиверы Источник (перевод с современного немецкого) Путевой журнал Даниэля Готлиба Мессершмидта. Научная экспедиция по Енисейской Сибири. 1721–1725 годы / Перевод, составление, комментарии: Г. Ф. Быконя, И. Г. Фёдоров, Я. И. Фёдоров. — Красноярск : РАСТР, 2021. — 496 с. : ил. с вк. ISBN 978-5-901926-22-2 ссылка https://www.litres.ru/g-f-byko...-66959128/Источник (перевод дневников Мессершмидта со Старонемецкого (древнегерманского) . Публикация дневников Мессершмидта осуществлялась в ГДР, в Берлине (Messerschmidt, 1962–1977) составителями E. Winter, G. Uschmann под общей реакцией G. Jarosch. Однако это издание осталось незаконченным, а публикация текстов (изданных с купюрами) приближена к орфографии современного немецкого языка и содержит ряд неточностей в названиях географических пунктов. Доступно к просмотру в РГБ (Российская Государственная Библиотека) по ссылке https://search.rsl.ru/ru/record/01005613737Описание Заглавие Forschungsreise durch Sibirien. 1720-1727 [Текст] / D. G. Messerschmidt ; Hrsg. von E. Winter und N. A. Figurovskij ; Mit einem Vorw. von W. Steinitz und A. V. Topčiev Дата поступления в ЭК 12.07.2012 Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) Выходные данные Berlin : Akad.-Verl., 1962-1977 Физическое описание 5 т.; 25 см Серия (Quellen und Studien zur Geschichte Osteuropas / Deutsche Akad. der Wissenschaften zu Berlin. Arbeitsstelle für Geschichte der deutsch-slawischen Wissenschaftsbeziehungen; Hrsg. von E. Winter) Том T. 1: Tagebuchaufzeichnungen 1721-1722 [Текст]. - 1962. - VIII, 379 с.; 5 л. ил., карт. : ил., карт. Язык Немецкий Места хранения FB XXI 432/40 OMF Ф 2-65/1192 Карточка Мессершмидт, Даниил Готлиб. Forschungsreise durch Sibirien. 1720-1727 [Текст] / D. G. Messerschmidt ; Hrsg. von E. Winter und N. A. Figurovskij ; Mit einem Vorw. von W. Steinitz und A. V. Topčiev. - Berlin : Akad.-Verl., 1962-1977. - 5 т.; 25 см. - (Quellen und Studien zur Geschichte Osteuropas / Deutsche Akad. der Wissenschaften zu Berlin. Arbeitsstelle für Geschichte der deutsch-slawischen Wissenschaftsbeziehungen; Hrsg. von E. Winter). T. 1: Tagebuchaufzeichnungen 1721-1722 [Текст]. - 1962. - VIII, 379 с.; 5 л. ил., карт. : ил., карт. T. 1: Tagebuchaufzeichnungen 1721-1722 [Текст]. - 1962. - VIII, 379 с.; 5 л. ил., карт. : ил., карт. (Quellen und Studien zur Geschichte Osteuropas / Deutsche Akad. der Wissenschaften zu Berlin. Arbeitsstelle für Geschichte der deutsch-slawischen Wissenschaftsbeziehungen; Hrsg. von E. Winter) Шифр хранения: FB XXI 432/40 OMF Ф 2-65/1192 | | Лайк (1) |
ovt Москва Сообщений: 238 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2178
| Наверх ##
30 апреля 2022 21:50 Дополнительное подтверждение, что "дворец" не являлся какой-то особенностью Кашино-Шиверского монастыря.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Кн.1601 Книга 1717 г. города Енисейска приходная денежной и товарной В.Г. казны (лл.1-187об).
сборы с дымов (лл.130-144об) З дымов вместо повалешного по 2 денги з дыму ... (138) в Спаском Усолье на дворце с четырех дымов | | Лайк (2) |
|