selena59Модератор раздела  Самара, Россия Сообщений: 78 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 166 | Наверх ##
8 марта 2021 11:59 10 сентября 2021 2:50 ЧАСТЬ 1
Март 2021
В самом начале поиска на сайте Открытый список мы нашли Сергея Филипповича Голубева, 1903 г.р., портного, репрессированого в 1935 г. Но никаких доказательств, что это наш родственник, конечно, не было. Как не было и уверености ни в имени, ни в отчестве, ни даже в фамилии родителей. В папином восстановленном свидетельстве о рождении в графе Отец – имя Сергей. В графе Мать – прочерк. Ищем черную кошку в темной комнате.
3 января 2021 послали запрос в УФСБ по Псковской области по С.Ф.Голубеву, и вот, по прошествиии двух месяцев, получили ответ. Да!!! это наш дед, Сергей Филиппович Голубев! Невероятная буря эмоций! Поймет лишь тот, кто сам пережил.
А мы ведь уже успели сродниться с ним, потому что еще до официального подтверждения начали проверять метрические книги прихода Курилово, куда входила д.Речки Себежского, потом Идрицкого района (относившаяся сначала к Витебской губернии, после революции к Калининской, Великолукской, Тверской, ныне Псковской области).
Фамилию Голубевы в мериках стали писать только в 1914 г., до этого писали только имена и отчества, поди угадай. Так что это вообще единственный год, где есть фамилии. Но удалось отмотать назад, проверяя все годы подряд. В семье Филиппа Федотовича и Варвары Ивановны Голубевых родилось, насколько нам известно сегодня, 9 детей. Еще не все годы проверены, и метрики сохранились тоже, к сожалению, не за все годы.
- Татьяна Филипповна (1885 г.р.) - Филимон Филиппович (1886 г.р), женился в 1908 г. на Анне Максимовне, дочери кр. Максима Даниловича из д.Гречухино - Мария Филипповна (1889 г.р), вышла замуж в 1908 за Леонтия Ивановича, запасного старшего унтер-офицера, сына Ивана Семеновича из д.Пристань, проживавшего в с.Бубново Опочецкого уезда - Егор (Георгий) Филиппович (1890 г.р.), был женат на Евфросинье Борисовне (1901 г.р.), сын Александр Егорович (1927 г.р.) - Евгения Филипповна (примерно 1890-х годов рождения) - Елизавета Филипповна (примерно 1890-х годов рождения) - Василий Филиппович (1900 г.р.) - Иван Филиппович (1902 г.р.) - Сергей Филиппович (1905 г.р.)
Получается, что год рождения в Открытом списке указан неточно, Сергей Филиппович Голубев родился не в 1903, а в 1905 г. Профессия - портной, место работы - артель «Красный Швейник», Жена Ирина Матвеевна (1906 г.р.), домохозяйка, родила двоих детей – Николая (1931 г.р.) и моего отца, Петра (1933 г.р.).
В ноябре 1935 г. Сергей Филиппович Голубев был арестован, в апреле 1936 года осужден по ст.58-10 к лишению свободы в ИТЛ на 3 года (реабилитирован в 1999 г.прокуратурой Псковкой обл.). Согласно справке, в 1935 г. в д.Речки Себежского района проживали старший брат Василий Филиппович и мать Варвара Ивановна. Отец Филипп Федотович умер еще в 1917 г.
Папа, которому в момент ареста было полтора года, конечно, не помнит этих событий. Но они с братом помнят смерть матери перед войной (по описанию похоже, что после полостной операции) и вроде бы помнят присутствие отца в тот момент. Значит, Сергей Филиппович вернулся к семье из заключения и продолжал работать в артели портным.
В период с 1932 г. по 1935 г. братья Филимон, Егор и Иван Голубевы были арестованы и были приговорены к разным срокам, а потом высылке в Севкрай, вместе с членами их семей. Кроме них, на сайте много других репрессированных Голубевых, уроженцев д.Речки. Все были реабилитированы в 1990-е годы. Про их дела напишу отдельно.
Дальнейшая судьба Сергея Филипповича нам пока неизвестна, и вопросов больше, чем ответов.
Куда после ареста мужа переехала Ирина Матвеевна с детьми, чтобы выжить (эвакуация в 1942 г.была из Западной Двины, а Красный Крест указал д.Ямище Смоленской области). Может быть, там жил кто-то из ее семьи.
Когда отец вернулся к семье, в конце 1938-го или в 1939 году, это помогло бы определить период, в который произошла смерть матери. Где это произошло.
Был ли призван Сергей Филиппович на фронт и если да, из какого военкомата (Красный Крест сообщает, что оба родителя умерли).
Как получилось, что никто из большой семьи Голубевых не смог взять мальчиков к себе после смерти матери/родителей.
Остались ли мать и братья-сестры Голубевы в Речках или Идрице во время войны, и если да, остался ли кто-то в живых после оккупации.
На сегодняшний день разослано 36 официальных запросов, пока только два принесли информацию.
ЧАСТЬ 2
Июнь 2021
В середине июня почта принесла толстый пакет документов из ФСБ.
В конверте - копии документов из уголовных дел на деда и трех его братьев 1935. Приложены тюремные фотографии Филимона, Егора и Ивана Голубевых, но фотографии деда нет.
Анкета подтвердила уже известные факты: родился в дер.Речки, на момент ареста с женой и двумя малолетними сыновьями проживал в пос. Идрица (рядом с Речками), работал портным в артели «Красный Швейник».
Из показаний на допросе и приложенной справки из сельсовета видно, что крестьянская семья Голубевых была большой, жили одним хозяйством, земли обрабатывали много. Четверо братьев полгода занимались сельским хозяйством, зимой уезжали на заработки в другие регионы, в основном, на стройки. То есть, зарабатывали отходничеством.
Отходничество, отхожий промысел - временная, чаще всего, сезонная работа, уход с места постоянного жительства крестьян Российской империи на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками».
Из допроса С.Ф. Голубева 6 ноября 1935 года:
«Отец мой имел земли всех угодий 32–36 га, лош – 2, коров – 3, это же хозяйство оставалось и после революции». Отец Филипп Федотович умер в 1917 г., а раздел хозяйства братья произвели только в 1929 г. Судя по всему, сделали это, чтобы раздробить крупное хозяйство, уже началось время навешивания кулацких ярлыков и массового загона в колхозы.
В 1921 г. 16-летним подростком Сергей уехал в соседнюю деревню Чертово Родионовского сельсовета, поступил в ученики к портному (узнать бы, к кому), выучился портновскому делу. Почему он, единственный из семьи, самый младший, выбрал другую профессию, в то время как остальные братья занимались сельским хозяйством и строительством в отходничестве, стало понятно немного позже из материалов "дела".
Из допроса (графа «Социальное положение до революции»):
«До революции находился на иждивении братьев, был болен до 15 лет.возр. инвал. (были отняты ноги)».
Никакой расшифровки или медицинского освидетельствования нет, есть только догадки. Может быть, это был полиомиелит, или что-то с позвоночником, поэтому до 15 лет не ходил или плохо ходил. Как он двигался потом, мы не знаем, дети не помнят. Но на военном учете не состоял, по инвалидности, как отмечено в анкете. А мы-то пачками слали запросы в окрестные военкоматы.
"после революции С 1921 г. имел 1 корову и хату, землю не пахал"
Очевидно, году в 1929-30 женился на Ирине Матвеевне. Девичья фамилия жены, моей бабушки, пока не расшифрована, она 1906 г.р., а метрики за этот год отсутствуют, пока не за что зацепиться. В 1931 родился старший сын, через 2 года младший, мой отец.
На допросе архиважными были вопросы об имущественном положении до и после революции. "Заподозренным" было дано пояснение, что дореволюционных лошадей, коров, телят и овец в в хозяйстве нет, осталась 1 свинья. Ни заводами и фабриками, ни мельницами и тракторами семья не обладала, наемной рабочей силой не пользовалась. Сами ездили на заработки. Конечно, трудно причислить к кулакам работающего инвалида с двумя малыми детьми и одной свиньей в хозяйстве, но если очень надо, то можно. И «свидетели» нашлись.
Из допроса:
Вопрос: - Скажите кто из ваших родственников участвовал в бандах, кто из них был судим, раскулачен и выслан
Ответ: - Из моих братьев, а также я сам в бандах никогда не участвовали, в 1930 г. 3 моих брата Филимон, Егор и Иван были осуждены за к–р деятельность против проводимых мероприятий советской власти, в частности, против коллективизации. Старший Филимон был осуждён к 5 годам, остальные двое к 3 годам л/св. После возвращения Филимона и Егора, в 1935 году Егор был раскулачен и выслан, больше родственников репрессированных у меня не имеется. Я лично к репрессиям не подвергался за исключением того что находился под следствием 1935 г. По какому вопросу мне не известно, спрашивали только о социальном имущественном положении, остальное мне неизвестно.
Вопрос: - Скажите по какому вопросу вы собирали в 1934 г. собрание женщин
Ответ: - Лично я в 1934 году в своем доме никаких собраний женщин не проводил. Но посетители у меня бывали часто, исключительно приходили по делу, т.е. приносили заказы, Так как я в то время работал портным.
Вопрос: - Скажите бывали ли у вас на квартире в 1934 г. священники
Ответ: - В 1934-м году ко мне на квартиру никаких священников не приходило.
Допрос длился 1 час 15 минут, было задано 6 вопросов, три из них – точно приведены выше, остальные - про имущественное и социальное положение.
Арестован 6 ноября 1935 г, приговор вынесен 1 апреля 1936 г. Неужели это был единственный допрос?! что происходило в течение полугода предварительного заключения, почему нет ни фотографии, ни медсправки, не указано место отбывания наказания.
Из приговора:
«...Рассмотрев весь материал добытый в стадии предварительного расследования, допросив подсудимого ГОЛУБЕВА и свидетелей и огласив показания неявившихся свидетелей, Специальная коллегия установила:
Что подсудимый ГОЛУБЕВ проживая в деревне Чертово, Родионовского с/совета, начиная с 1933 г. и по день ареста среди колхозников и единоличников занимался антисоветскими высказываниями, которые были направлены против организации колхозов, одновременно с этим высказывания провокационные измышления пораженческого характера и клеветнические измышления о положении колхозов и колхозников. Антисоветские высказывание ГОЛУБЕВА подтверждены показаниями свидетелей, допрошенных как на предварительном, так и на судебном следствии.
На основании изложенного и в совокупности всех данных дела специальные коллегии определила: предъявленное ГОЛУБЕВУ обвинение по ст. 58 – 10 ч. 1 У.К. признать доказанным, поэтому и руководствуясь ст. 36 УПК и ст. 45,47 и 48 У.К. ПРИГОВОРИЛА:
ГОЛУБЕВА Сергея Филипповича на основании ст. 58 – 10 ч. 1 У.К. лишить свободы на ТРИ (3) года»
Должны же в деле быть еще какие-то документы, послан третий запрос в ФСБ. Ждем.
(продолжение последует в другом посте, поскольку количество прикрепленных документов ограничено)
        --- Голубевы (д. Речки, Себежский район, Псковская область), Демидовы, Быковы, Мельниковы, Гузненковы (с. Спиридоновка, Самарская обл.) |