Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Станы Вяземского уезда XVI-XVII вв.

Карта станов Вяземского уезда 16-17в.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 12 13 14 15 16 * 17 Вперед →
Модератор: nikita0995
nikita0995
Модератор раздела

nikita0995

Россия, Краснодар
Сообщений: 1633
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1622
КАРТА:




Станы:

1. Стан Заболоцкий
2. Стан Красносельский
3. Стан Порецкий
4. Стан Боровской
5. Стан Заднепреевский
6. Стан Глухолитвиновский
7-8.Станы Ворконский и Задымский
9. Стан Гжельский
10. Стан Поречье и в Сережанях
11. Станы Серая сторона и Середняя
12. Стан Волстенской
13. Стан Лосменской
14. Стан Крутой (Крутогорский)
15. Стан Кощеевский
16. Стан Холмецкой (Холмец)
17. Стан Пожога
18. Стан Исконской и Боян
19. Стан в Заселье Волгове и Ларенки
20. Стан Закасенский и Мосальский
21. Стан Гряцкой
22. Стан Каменской
23. Стан Труфановской
24. Стан Тесовской Хотславль
25. Стан Загробский
26. Стан Холмец-Каменской
27. Стан Удцкий
28. Стан Козельский
29. Стан Баринский
30. Стан Озеренский (Озерна)
31. Стан Великопольский
32. Стан Дубровский (Дубровенский)
33. Стан Нерыцкий
34. Стан Жадинский
35. Стан Туровской
36. Стан Бывалицкий
37. Стан Вяцкий
38. Стан Полупинский
39. Стан Жилинский
40. Стан Козловский
41. Стан Пригородный (Пригороцкий)
42. Стан Хмелицкий
43. Стан Волоцкий
44. Стан Менц
45. Стан Молоцкий
46. Стан Кляпикова слобода
47. Стан Побуховский
48. Стан Липецкой

Волости:

1*. Волость Кикинская
2*. Волость Дмитровская (Дмитрово Городище)
3*. Волость Воскресенская
4*. Волость Коробовская
5*. Волость Собакинская (стан Кок)
6*. Волость Новосельская
7*. Волость Горковская
8*. Волость Тесовская
9*. Волость Закасенская
10*. Волость Потаповская
11*. Волость Царево Займище
12*. Волость Замошская
13*. Волость Жулинская
14*. Волость Жирковская
15*. Волость Сычевская
Лайк (8)
demyanov
Участник

Подольск
Сообщений: 111
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 65

fert19 написал:
[q]

nikita0995 написал:
[q]


demyanov написал:
Заказал РГАДА ф.1209 оп.1 д.950 (это вроде 1631 год) Писцовая книга Вяземского уезда писца В. Волынского.

[/q]


Кроме д. 950, 1624-1625 гг., Писцовая книга Вяземского уезда писца В. Волынского. Список XVII в. Печ. оп. № 364. Лл. 1-554
в описи указано д. 951, 1625-162... гг., Писцовая книга Вяземского уезда, писца В. Волынского. Список XVII в. Печ. оп. № 364. Лл. 1-644


[/q]


Да, тоже обратил внимание. За 1594-1595 тоже 2 книги и Красносельский стан был в первой. Здесь пошел по той же логике и по ка заказал просмотр и копию первой книги.
fert19
Участник

Сообщений: 56
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 21

nikita0995 написал:
[q]

А можно ли ссылочку на статью Павлова-Сильванского, в которой он пишет про книгу 608?
[/q]

В.Б. Павлов-Сильванский. Писцовые книги России XVII в. Проблемы источниковедения и реконструкции текстов. М. 1991. Глава вторая. Писцовые книги Вяземского уезда конца XVI - первых лет XVII в.
markyakovlev

markyakovlev

Сообщений: 107
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 101
>> Ответ на сообщение пользователя nikita0995 от 17 марта 2023 15:02

Заметил такую вещь. Не знаю, как с другими сёлами, но дата постройки Казулинской и Бело-Бережской церкви указана у Редкова (а вернее в Смоленских Епархальных ведомостях, откуда взят материал) не корректно. Сказано, что Казулинская церковь устроена Иваном Тимофеевичем Боборыкиным в 1652 году, а Бело-Бережская Прокофием Дмитриевичем Жегаловым в 1650 годах. Однако эти люди жили как раз в первой половине 18 века, а не в 17м. Да и в переписной книге 1678 года указаны ещё старые церкви (в Казулино церковь Георгия Страстотерпца, а в Белом Береге царя Константина и царицы Елены). Можно предположить, что ошибка в дате ровно на 100 лет и должно быть 1752 и 50 соответственно, но и Прокофий Жегалов и Иван Бобрыкин указаные в Ландратке 1716-17 года, умерли до 1742и 1747 года соответственно. Помимо прочего в Ландратке указаны уже новые церкви во имя Николая Чудотвоца в этих сёлах. 1690 и 92 год так же исключается, так как в это время эти помещики тоже не жили. Вот и получается некий сумбур с датами. При этом есть ещё более странный документ: Сведения о церквях Вяземского уезда за 1766-67 годы (ГАСО, ф.48, оп.1, д.301), в котором указаны снова старые церкви в Казулино и Белом Береге (в прикреплённом фото). Каша какая-то получается.

Прикрепленный файл: IMG_20241030_024830.jpg
Лайк (1)
nikita0995
Модератор раздела

nikita0995

Россия, Краснодар
Сообщений: 1633
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1622

markyakovlev написал:
[q]
Заметил такую вещь. Не знаю, как с другими сёлами, но дата постройки Казулинской и Бело-Бережской церкви указана у Редкова (а вернее в Смоленских Епархальных ведомостях, откуда взят материал) не корректно. Сказано, что Казулинская церковь устроена Иваном Тимофеевичем Боборыкиным в 1652 году, а Бело-Бережская Прокофием Дмитриевичем Жегаловым в 1650 годах. Однако эти люди жили как раз в первой половине 18 века, а не в 17м. Да и в переписной книге 1678 года указаны ещё старые церкви (в Казулино церковь Георгия Страстотерпца, а в Белом Береге царя Константина и царицы Елены). Можно предположить, что ошибка в дате ровно на 100 лет и должно быть 1752 и 50 соответственно, но и Прокофий Жегалов и Иван Бобрыкин указаные в Ландратке 1716-17 года, умерли до 1742и 1747 года соответственно. Помимо прочего в Ландратке указаны уже новые церкви во имя Николая Чудотвоца в этих сёлах. 1690 и 92 год так же исключается, так как в это время эти помещики тоже не жили. Вот и получается некий сумбур с датами. При этом есть ещё более странный документ: Сведения о церквях Вяземского уезда за 1766-67 годы (ГАСО, ф.48, оп.1, д.301), в котором указаны снова старые церкви в Казулино и Белом Береге (в прикреплённом фото). Каша какая-то получается.
[/q]


Приветствую, Марк!
Из личного опыта - неоднократно сталкивался с тем, что историческая информация, которая приводится священнослужителями 19 века в разного рода околоцерковных изданиях типа Епархиальных Ведомостей - иногда не соответствует действительности, то есть не бьётся с информацией из реальных исторических документов. Лично я связываю это с тем, что авторами этих материалов были священники, например вот Николай Никитич Редков тоже был выпускником духовной семинарии, и поэтому при всем уважении к их трудам - история и краеведение были вероятно не основным, не профильным их занятием, в связи с чем для своих публикаций они могли использовать не вполне достоверные источники, в числе которых например более ранние материалы других своих коллег, в которые закрались неточности.

Поэтому я отношусь к подобным источникам с осторожностью, думаю что вряд ли стоит пытаться понять почему тот или автор написали так, а не иначе, и считаю что доверять в первую очередь нужно архивным документам.

Историей строительства храмов в указанных вами сёлах я не интересовался, конкретно навскидку не подскажу, нужно кропотливо разбираться. Например достоверна ли ваша информация о том, что Иван Тимофеевич Боборыкин не жил в 17 веке? У Редкова на стр.165 он вдобавок записан как "стольник", что еще больше намекает на 17-й век: "Второй деревянный храмъ во имя св. Николая, съ при­дѣломъ во имя великом. Георгія, устроенъ стольникомъ Иваномъ Тимофеевичемъ Боборыкинымъ въ 1652 г. храмъ этотъ уп. въ 1774 г. " Бегло погуглил, и читаю "Боборыкины: Афанасий Павлович, Афанасий и Сергей Фёдоровичи, Василий Никитич, Иван Артемьевич, Пётр и Иван Ивановичи, Иван Тимофеевич — стольники (1658-1692)[9]." Источником указан Указатель лиц к Боярским книгам из МАМЮ. Таким образом похоже в 17-м веке действительно был такой персонаж, возможно он дожил и до 1717г когда вы увидели упоминание о нем в ландратке, а может существовал его полный тезка, и возможно конкретно в этом факте информация Редкова достоверна.
markyakovlev

markyakovlev

Сообщений: 107
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 101
>> Ответ на сообщение пользователя nikita0995 от 30 октября 2024 14:30
[q]

Например достоверна ли ваша информация о том, что Иван Тимофеевич Боборыкин не жил в 17 веке? У Редкова на стр.165 он вдобавок записан как "стольник", что еще больше намекает на 17-й век: "Второй деревянный храмъ во имя св. Николая, съ при­дѣломъ во имя великом. Георгія, устроенъ стольникомъ Иваномъ Тимофеевичемъ Боборыкинымъ въ 1652 г. храмъ этотъ уп. въ 1774 г. " Бегло погуглил, и читаю "Боборыкины: Афанасий Павлович, Афанасий и Сергей Фёдоровичи, Василий Никитич, Иван Артемьевич, Пётр и Иван Ивановичи, Иван Тимофеевич — стольники (1658-1692)[9]." Источником указан Указатель лиц к Боярским книгам из МАМЮ. Таким образом похоже в 17-м веке действительно был такой персонаж, возможно он дожил и до 1717г когда вы увидели упоминание о нем в ландратке, а может существовал его полный тезка, и возможно конкретно в этом факте информация Редкова достоверна.
[/q]


Здравствуйте, Никита, спасибо за ответ! Иван Тимофеевич, приведенный Вами - это полный тезка владельца Казулино, потому что в указанный промежуток только родился его отец Тимофей Иванович. Аргументы мои следующие: по переписным книгам 1646 года, в которых как раз Вы помогли мне найти села Заднепровского стана, владельцем Казулино указан Иван Андреевич Вырубов, и церковь указана старая. Где-то в 1676 году Иван умер и большое поместье было разделено между его вдовой, двумя дочерями и братьями. У меня есть раздельная книга из РГАДа. В ней указана так же старая церковь. Казулино по разделу указано за вдовой Акулиной с дочерью Анной, а деревня Федино за дочерью Прасковьей с мужем Василием Фёдоровичем Грибоедовым. По отказной книге 1676 Василий Грибоедову получает Казулино под обязательство нести службу и взять в дом вдову Акулину, а Федино передать в прожиток Анне. Этот отказ как раз и подтверждается переписной книгой 1677-78 года, где опять же прописана старая церковь. Однако через пару лет Грибоедов умер и его вдова Прасковья вышла замуж за стяпчего Тимофея Ивановича Боборыкина. В 1679 году ему отказано Прасковьино прожиточное поместье. По отказу 1693 он уже стольник. Нашел на одном сайте информацию, что в боярском списке 1686 он упоминается как стольник. С 1703 отставной, оставленный для посылок. В 1712 отправлен на поселение в Котлин. Судя по Ландратке упоминается владельцем Казулино по переписной книге 1710 года. А вот Иван Тимофеевич появляется в промежутке 1710-1716 года. Указан в Ландратке и по ревизиям 1719 и 1722-27. С ним вместе как раз появляется упоминание о новой церкви в Казулино. При чем нигде, кстати, не указано, что он стольник. В первой РС сказано что он проживает в Москве, а в доп. ревизии указано что он Лейб-гвардии Семеновского полку прапорщик. Однако в интернете я нашёл упоминание о том, что он стольник. После его смерти по РС 1747 года, за малолетством детей, вотчиной владеет его жена капитанша Марфа Данилова, а в 1763 году его сын Фёдор. В 1764 полковник Фёдор Боборыкин продал Казулино Лыкошиным. Вот такая история. Поэтому дата 1652 никак не связана ни с одним Боборыкиным владевшим Казулино, однако похоже что Иван Тимофеевич Боборыкин действительно построил церковь. Но откуда эта дата приведена такая конкретная, очень интересно. Эта дата перекочевала из епархиальных ведомостей во все исторические статьи о Казулино


По Прокопию Дмитриевичу Жегалову аналогично: в 1646 указан его предок Иев Иванович Жегалов, в 1676 Дмитрий Григорьевич Жегалов. Прокопий Дмитриевич упоминается в боярском списке 1691, переписи 1710, в боярских списках 1712 и 1713, Ландратке 1716-17, первой РС 1719 и доп.РС 1722-27


Прикрепленный файл: IMG_20241030_205751.jpg
nikita0995
Модератор раздела

nikita0995

Россия, Краснодар
Сообщений: 1633
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1622
>> Ответ на сообщение пользователя nikita0995 от 6 июня 2024 16:07

Благодаря Михаилу Васильеву (xeothy) удалось ознакомиться с делами РГАДА ф.1209 оп.1 д.950 и д. 950, имеют одинаковое название "Писцовая книга Вяземского уезда писца В. Волынского. Список XVII в. Печ. оп. № 364." - http://rgada.info/opisi/1209-opis_1-1/0252.jpg




Дело 950 состоит из 554 частично сохранившихся ветхих листов с угасшим текстом, на которых удается прочитать лишь отдельные обрывки слов на некоторых листах, для примера пара листов в приложении.

По обрывкам слов удалось понять, что текст книги 950 является аналогичным тексту (за исключением нумерации поместий, она другая) содержащемуся в двух других книгах, которые сохранились гораздо лучше - РГАДА ф.1209 оп.1 д.618 и ф.1209 оп.1 д.619, а именно:
- листы с 2 по 475 дела 950 содержат точно такой же текст, который содержится на листах с 489 по 741 книги 619 (описание земель в станах Загробском, Жилинском, Труфановском и прочих)
- листы с 476 по 523 нечитаемы
- листы с 523 об по л. 541 об содержат в себе описания поместий из книги 618 в станах Заселье Волгове и Ларенки, Закасенский и Мосальский, Гряцкой, Каменской, Труфановский.

Листы которые не удалось идентифицировать составляют около 10% объема книги, предполагаю что они так же содержат текст, аналогичный части текста книг 618 и 619.

Интересно, что текст данной книги 950 не содержит в себе тех ошибок, которые были допущены в книгах 618 и 619.
Например в приложении копия листа 613 из книги 619, который содержит явные ошибки: "Ондрюшинское Васенкинское Федоровых дедей Змеева поместье"
И так же в приложении копия листа 203 об из книги 950, на котором можно различить аналогичный текст, но без ошибок: "Ондрюшинское да Сенкинское Федоровых детей Змеева поместье".




Дело 951 сохранилось похожим образом, угасший текст, но меньше ветхих листов и больше листов поддаются прочтению.
Нумерация листов книги начинается с листа 1140, заканчивается листом 1786, всего 644 листа.
Первый десяток листов нечитаемы, далее на листе 1150 уже отчетливо удается прочитать " Деревня Печонкина на речке на Бебрее да на усть речки Курца.", и далее:
- до листа 1260 - идет описание поместных и порозжих земель Пригородного стана Вяземского уезда, такое же какое приведено в книге 619 (с листа 776 до листа 852)
На листах 1260об - 1317 содержится описание Хмелицкого стана, такое же как в книге 619 (с листа 852 до листа 888 об.)
На листах 1317об - 1779 содержится описание поместий и порозжих земель Волоцкого стана, такое же как в книге 619, заканчивается пустошами Васюковского поместья Семенова сына Нерыбина (л. 1199об. кн.619)
Последние 8 листов книги 951 плохо читаемы и сохранились обрывками, но вероятно там текст аналогичный тексту книги 619( c листа 1120 до примерно листа 1125)


Таким образом получается, что книги ф.1209 оп.1 д.950 и д.951 к сожалению не содержат в себе какой-то новой полезной информации, кроме той что приведена в книгах 618 и 619.

Прикрепленный файл: PXL_20241212_133824645.jpgPXL_20241212_133852074.jpg, 2942292 байтЛист 203 об кн.950.jpg, 2852673 байтЛист 613 кн.619.jpg, 983734 байт
Лайк (2)
Solomka
Начинающий

Тула
Сообщений: 49
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 38
Добрый день!
Подскажите пожалуйста к какому стану относились деревни Вязищи и Колодези? Или они только к Воскресенской волости относились? Пока еще в администрировании не разобралась(( Еще меня интересует деревня Фощи (Хвощи), но я не знаю когда она образовалась, к сожалению
Буду крайне признательна!
---
Ищу сведения об Анисимовых из Ушаково Муромцевского района Омской области, Филимоновых из Тульской области и Соломках Харьковской области Украины
nikita0995
Модератор раздела

nikita0995

Россия, Краснодар
Сообщений: 1633
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1622

Solomka написал:
[q]
Добрый день!
Подскажите пожалуйста к какому стану относились деревни Вязищи и Колодези? Или они только к Воскресенской волости относились? Пока еще в администрировании не разобралась(( Еще меня интересует деревня Фощи (Хвощи), но я не знаю когда она образовалась, к сожалению
Буду крайне признательна!
[/q]


Приветствую, Solomka!

Так вы найдите на карте (ссылка на которую есть в самом первом посте этой темы) места где находились интересующие вас деревни, и сами увидите к какому стану или волости относились.

Если например вы имеете в виду вот эту деревню Вязищи и вот эту деревню Колодези, то - да, в то время они относились к Воскресенской волости Вяземского уезда (а позднее - к Воскресенской волости Юхновского уезда).
Волости и станы в то время существовали параллельно друг с другом, то есть волости не входили в станы, и станы не входили в волости, это были административные единицы одного порядка.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 12 13 14 15 16 * 17 Вперед →
Модератор: nikita0995
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник nikita0995 » Станы Вяземского уезда XVI-XVII вв. [тема №124856]
Вверх ⇈