На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Перед тем, как ставить оценку, ознакомьтесь с главной страницей рейтинга архивов, чтобы понять оцениваемые критерии. Оценка 1 - очень плохо, 10 - очень хорошо;
Добрый вечер! Составляя генеалогическое древо, обнаружила, что наши родственники в начале 19 века переселились из Серпуховского уезда в с. Казинка Валуйского уезда Воронежской губернии, были старообрядцами. Местные жители называли их серпухами. Потом в середине 19 века, они переехали на юг в Приазовье (х. Нижняя Козинка), и оттуда в Большую Козинка Кущевского района (ныне х. Красная Поляна). Переезжали везде группой разных семей, но фамилии везде встречаются одинаковые - Александров (мой родственник), Фетисов, Аникиев, Ирхин, Макаров (мой родственник), Щулькин, Гавринев, Захаров, Старков, Медведев, Воропаев, Исаев, Мусорин . Ищу из какого населённого пункта Серпуховского уезда они выехали? Вдруг кому-то попадались такие данные.
Eugenia_m Из другого вашего сообщения видно, речь идет об удельных/государственных крестьянах. Таких и надо смотреть. В ревизских сказках. Оцифровано не много. Фамилий не было, на них не ориентируйтесь. По именам отчествам. Переселения в Воронежскую губернию встречаются, особенно много было в Битюгскую волость ( но, как правило из Хатунской дворцовой волости). Смотрите удельные селения ближе к самому Серпухову. https://epoisk.ru/cases/51/8/48/?highlight=серпуховс https://epoisk.ru/cases/51/8/47/?highlight=серпуховс
Вариант 2 найти РС воронежской губернии где впервые окажутся указанными переселенные крестьяне. Тогда будет понятно, хотя бы время действия, а может и более подробная география перемещенцев.
>> Ответ на сообщение пользователя Agrip901 от 16 января 2025 18:51 Большое спасибо за подсказки! В Воронежском архиве нашла РС по Казинке Валуйского уезда за 1811 год, там уже они были
Здравствуйте. За праздничные дни удалось найти целую ветвь серпуховских предков Капинкиных.Спасибо Яндекс архив. Самый старший представитель династии Алексей Федоров Капинкин(1700-1785),нашлась запись о его кончине на 85 году от неизвестной болезни. Возникает вопрос,а где ещё можно поискать ? Какова обстановка с ,3,4 ревизиями по Серпухову? Кто то работал с первыми ревизиями в РГАДА,какие впечатления.
[/q]
3-я ревизия практически нечитаемая, но по Серпухову и уезду много исповедок, хорошо просматривается весь 18 век.
Иностранные подданные в Серпухове в XIX- начале XX в. В Серпухове на ул. 1-я Московская, 5/28 расположен "Немецкий дом".Это четырехэтажное здание с водопроводом и канализацией было построено в 1904 году архитектором С.С.Фридрексом для иностранных служащих фабрик "Товарищества мануфактур Н.Н.Коншина". Местные краеведы говорят, что "тут жили технические специалисты - англичане, бельгийцы, французы". Действительно, в 1880 году в "Статистических данных по Московской губернии" Е.М.Дементьев пишет, что на фабриках «Товарищества мануфактур Н.Н.Коншина в Серпухове» числились английские и эльзасские(французские) мастера, механик англичанин, чешский директор-колорист Виборный, директор-англичанин (Крошо (Crowsho)). В то же время Бумагопрядильная фабрика И.Н.Коншина управлялась английским специалистом Э. Вельмслеем; механик и главные мастера также были все англичане. На фабрике П.И. Рябова - директор прядильного отделения - англичанин Чернок. На фабриках Товарищества мануфактур Третьяковых - английские и эльзасские мастера, механик англичанин Ли; у фабриканта М.И.Серикова работал английский механик Г.Монкс. Иностранцы могли жить и работать не только при фабриках, но и служить аптекарями, гувернерами, бухгалтерами, врачами, музыкантами, архитекторами, фотографами. Некоторые имели свои дома. Интересно проверить в архивах упоминания иностранных подданных в Серпухове в XIX- начале XX в. Самое раннее, что удалось найти, это 1843 год, содержатель Серпуховской аптеки провизор Емилиан Романов Бейер и его жена Берта Егоровна, Михаил Егорович Клейн - француз-католик. В 1860х-1870х годах встречается частое упоминание французских подданных. В метриках зарегистрированы браки с русскими женщинами и рождение детей. Например, брак в 1871 году Иосифа Андреевича Бома (33г) и Софии Алексеевны (39л) Левитской, дочери соборного протоиерея Воскресенской церкви Серпухова. Поручителем жениха были швейцарский аптекарский помощник Богдан Федорович Иорданов и француз Август Андреевич Бом. Имя Августа Андреевича Бома упоминаемся часто, вероятно того владельца граверной мастерской на ул.Боровицкой (сейчас ул.Володарского). Чета Бом посещала Троицкий собор, хотя Иосиф Андреевич был католиком. При станции Серпухов Московско-Курской железной дороги проживали французские гражданине В.Ф.Кифер и Г.В.Пилатри, немецкие служащий К.Мюллер и начальник участка инженер путей сообщения А.А.Герке. Французы ездили крестить своих детей, родившихся в Серпухове, в Московскую Римско-католическую церковь Св. Людвика (сейчас на улице Малая Лубянка, дом 12А).В документах упоминаются фамилии родителей и крестных: Вейс (Weiss), Гюль, Брунци, Клейн, Бом, Сифелер, Нефф. Среди них Евгений Рейсер был колористом, а Генрих Сиферлен - химиком. Французские подданные В.Ф.Кифер и Г.В.Пилатри проживали при станции Серпухов Московско-Курской железной дороги (упоминаются в документах церкви Cв.Николая Чудотворца с.Бутурлино). Ещё встречаются фамилии Бем, Мейер, Гольдер, Клёрс, Бокнер, Витц, Гюг. Иностранцы продолжали ассимилироваться в русском обществе , и уже в 1903 году уже обрусевшие православные Н.Г. Кребс и Н.А. Баер вступают в брак в Покровской церкви Серпухова. Следует отметить предприимчивого француза Петра Фуке, который в 1863 году брал в аренду землю с каменоломней у игуменьи Митрофании Владычнего монастыря на левом берегу Нары. А в 1864 году он хотел взять в аренду монастырский известковый завод. Архивные дела данного периода показывают, что британские подданные оставили мало "следов" в документах. Если французы создавали семьи с русскими женщинами, то британцы не спешили вступать в брак с местными, а если и вступали, то скорее всего по-расчету. Вероисповедание как правило не меняли, если рожали детей, то возили крестить их в Москву Римско-католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (сейчас на ул.Малая Грузинская, 27/13с1). Например, родители-британцы Вильгельм и Мария Ратклиф крестили там дочь Берту 20 мая 1893 года. Среди прочих можно выделить британского протестанта Иосифа Иосифовича Грунди (Joseph Grundy,записан как "Грунди", но в английском языке произносится как "Гранди"). В 1896 году он сочетался браком в Успенском соборе Серпухова с православной Антониной Дмитриевной Беляевой. Можно предположить, что брак с дочерью купца Дмитрия Беляева был выгоден обеим сторонам. Возможно, Иосиф Грунди был родственником Джозефа Гранди (Joseph Grundy) (1863-1961), американского промышленника и политика. В этом браке родилось 6 детей: Наталия (1897 гр), Ольга(1898гр), Анна(1899гр), София(1903гр), Николай(1906гр), Мария (1907гр). Однако, попался один документ Ревизская сказка 1856 года, в котором говорится, что подданный Британии Иосиф Давыдович Фокс, принявший православие, и его малолетние сыновья Василий и Федор приняли присягу на подданство России (указ Московской казенной палаты №13252 от 10.08.1855г). Ещё упоминаются серпуховских церковных документах британцы-протестанты Роман Иванович Гольцкрафт, Любовь Яковлевна Гамисон, купец Фома Яковлевич Ормстон, Василий Васильевич Стровель и принявший православие перед смертью шестидесятилетний Джон Табен в 1907 году, похороненный на Занарском кладбище в 1872 году Яков Джеймс Коль 75 лет. Больше всего упоминаний с 1854 по 1918 год встречается о германских, австрийских и прусских подданных, вступающих в брак с крестьянками, мещанками, реже купеческими дочерями в Серпухове. Все они были либо католики, либо лютеране. Мозенберг, Зуске, Шварц,Изер, Деметер, Буркгардт, Шнейдер, Клодт, Фортштейер,Стерцель - вот некоторые из фамилий. Некоторые становились восприемниками серпуховичей. Так, в 1884 году прусский подданный Альфред Кацман стал крестным сына купца П.И.Рябова Валериана. Серпуховские служащие, купцы тоже сочетались браком с немками-лютеранками. Например, купец Я. В. Варгин и купеческий сын П.И.Перешивкин женились на лютеранках. В 1890е-1916 гг в Серпухове пастор викарий Д.Фрей от Лютеранской церкви Святого Михаила(в Немецкой слободе г Москвы, снесена в 1928г) причащал лютеран немцев. Например, Ф. фон Штраус, бурильщика Нея Рейнгольда и его жену Женни, капельмейстера П.Кукай и его жену Евгению, мастера-ткача Г.Бейера и его жену Паулину и дочь Лилли. Другой пастор А.Зигфрид (от Евангелическо-лютеранского кафедрального собора Св. Петра и Павла, сейчас Старосадский пер., 7/10с6, Москва) крестил новорожденных детей на дому, например, у инженера-механика Луига Германа и его жены Эльвиры Адели. Приток лютеран в Московскую губернию был связан с созданием мануфактур или со строительством мельниц. Так, лютеране являлись владельцами Староспасской (близ с.Баранцевское, г.о.Чеховский) мельницы на р.Лопасне в Хатунской волости Серпуховского уезда. Они работали на мельнице, полотняных и суконных мануфактурах в Серпухове. Так как лютеран в Серпухове и уезде было достаточно много относительно других неправославных верующих, в приходе серпуховского Крестовоздвиженского храма числились прихожане этого вероисповедания. Только одно упоминание нашлось в Серпухове о нидерландце (Гольберге Бернгофе) и нескольких швейцарцах. Один из них - Феликс Бареллетт, к дому которого подкинули младенца в 1874 году. Интересен тот факт, что в период с 1917 по 1918 годы зарегистрировано много браков крестьянок и серпуховских мещанок с венграми и австрийцами. В свидетелях браков по жениху тоже были венгры. Попадаются такие фамилии, как Прасе, Вальтер,Годьян, Фучко, Дерегди, Рейсман, Шпигель, Штейгтмар и другие. Это были молодые люди 20-30 лет. Может быть, они были бывшими военнопленными после Первой Мировой войны и пожелали остаться в России, присоединиться к красной Армии.
--- Салосины,Шлектарёвы, Гаврилины,Фетисовы, Москвины - - Моск.обл.;
Николаевы,Клепиковы - Тульская губерния;
Захаровы,Новиковы- Смоленская обл. Ельнинский р-н дСелибка
t.me/serpuhovhistory
>> Ответ на сообщение пользователя AnastasiyaSh от 18 января 2025 15:37
Очень заинтересовал господин В.Ф Кифер,проживающий при станции железной дороги.Вот бы узнать его отчество. Дело в том,что мой прапрадеда Георгий Петрович Чижов ,губернский секретарь проживал также а Бутурлино. Он был женат ( скорее всего вторым браком) на Анне Францевна ,римско католического вероисповедания. Детей они крестили в Николаевской церкви Бутурлино по православному обряду.Это 1870-1880гг. Восприемником у них был часто брат Николай Чижов,старший телеграфист,работавший при станции. Запись о венчании Георгия и Анны пока нет. Где они нашли друг друга, загадка. Вдруг у г.Киппера была сестра?)
При станции Серпухов Московско-Курской железной дороги проживали французские гражданине В.Ф.Кифер и Г.В.Пилатри, немецкие служащий К.Мюллер и начальник участка инженер путей сообщения А.А.Герке.
[/q]
edge написал:
[q]
Очень заинтересовал господин В.Ф Киппер,проживающий при станции железной дороги.Вот бы узнать его отчество.
[/q]
Проживающая при ст - Серпуховъ Французскій подданный гражданинъ Валентинъ Ѳеодоровъ (Фердинандов )Киферъ и законная жена его Марья Ардіева ; оба православнаго вѣроисповѣданія . Запись учинена съ билета выданнаго изъ Иностраннаго отдѣленія Канцеляріи Московскаго Генералъ Губернатора отъ 27 Іюня 1902 года за No1612м . На основ . конс . свид . ср . по 10 - е Іюля 1907 года и со словъ родильницы Маріи Киферъ , https://yandex.ru/archive/cata...уезд+кифер https://yandex.ru/archive/cata...3f11ae/286
В обозначении есть Братская могила защитников кремля,под литерой А. Интересно,она сейчас существует?
[/q]
Нет, сейчас это место никак не обозначено, судя по схеме оно находится рядом с Успенской церковью:
Правда, территория фабрики в этой части изменилась, как минимум с середины 20 века, когда строили мост, но положение церквей относительно Соборной Горы соответствует схеме 19 века. Очень жаль, что память об этом не сохранилась в повседневной жизни людей!!! Сейчас летом там - луг, а зимой - катание с горки, т.к. она в этом месте полога и длинна. Ещё в литературе встречается описание "убогого дома" - места, где хоронили бездомных, неизвестных людей. Судя по описанию, оно тоже, видимо, было где-то с этой стороны относительно Соборной горы.