http://baptist.by/page.php?id=4Краткая История церквей Союза ЕХБ в Беларуси
Распространение христианства на древних землях Беларуси началось после крещения народа в Киеве в 988 году. Первые крещения на белорусской земле совершались в 990 г. в Полоцке по повелению князя Изяслава, сына великого князя Владимира. Но распространение христианства на территории нынешней Беларуси происходило медленно, и ещё долгое время население этих земель сохраняло языческие обычаи.
Христианство, распространившееся на белорусских землях, было византийского, точнее православного, обычая и оно уже намного было удаленным от первохристианства.Среди такого внешне показного христианства были и более светлые периоды, когда в те далёкие времена появлялись одарённые личности, просвещённые светом Евангелия намного более других людей и оказывающие положительное влияние на духовное развитие общества.Так, в XII в. среди служителей христианства прославился Кирилл Туровский (1130 -1183), живший и трудившийся в небольшом городе Турове, на правом берегу реки Припять, на юго-западе Беларуси (в нынешней Гомельской области). Его деятельность оставила глубокий след и светлый пример для народа Беларуси.
В начале ХV в. на территорию Беларуси стали проникать из Чехии идеи Яна Гуса. Иероним Пражский, друг и соратник Яна Гуса, с разрешения князя Витавта Великого в 1413 году посетил Витебск и Вильно и в течение двух месяцев проповедовал Слово Божие. Многие из витеблян приняли тогда Господа как своего Спасителя.
Идея Яна Гуса и Иеронима Пражского, их живая вера и святая жизнь, а особенно их мученическая смерть, оказали огромное влияние на жизнь и деятельность великого просветителя белорусского народа Франциска Скорину (1490-1551), родившегося в г. Полоцке в семье купца. Обладая большими способностями, Франциск Скорина получил богословское образование в Кракове, а затем медицинское - в Италии, где ему было присвоено звание доктора медицины. Его деятельность совпала с временем деятельности Мартина Лютера в Германии и Жана Кальвина в Швейцарии.
Через Франциска Скорину идеалы Реформации стали распространяться и на его родной земле в Великом Княжестве Литовском как тогда называлась Беларусь. Самое значительное что сделал Франциск Скорина это то что он перевёл Библию на белорусский язык того времени и издал её в Праге. Он написал вступление-комментарий ко всем книгам Библии, в которых, кроме объяснений тематики книг, изложил и свои взгляды на веру, историю, государство, права и обязанности граждан страны.
В 1525 г. Скорина встретился с основателями Реформации в Германии Мартином Лютером и Меланхтоном с желанием осуществить такую же Реформацию на своей родине. И в дальнейшем он многое сделал для того, чтобы идеи Реформации, проникли в высшие круги белорусского народа. Деятельность Скорины, особенно перевод Библии, оказала большое влияние на жизнь всех восточных славянских народов.
В ХVI веке идеи протестантизма, в основном кальвинизма и лютеранства, стали быстро распространяться в пределах Великого княжества Литовского. Наибольшее распространение в ХVI веке получило реформатское (кальвинское) движение. Как известно, Кальвин имел переписку с Великим князем литовским Сигизмундом Августом. В 1535 году появились первые протестантские церкви в г. Слуцке и других городах Беларуси. Широкое распространение реформатской веры началось благодаря деятельности канцлера Великого княжества Литовского Князя Николая Радзивилла Чёрного, который познакомился с реформатским учением будучи студентом за границей и уверовал со своей семьей в 1553 г. В протестантские реформатские церкви перешли многие князья, известные в стране люди и государственные деятели. К концу ХVI века на Беларуси уже было около 250 христианских протестантских церквей, которые очень активно занимались духовным просвещением народа.
Дальнейшему распространению чистого Евангелия помешала контрреформация католической церкви. В 1564 г. в Беларуси появились иезуиты. Протестантизм в Беларуси в те дни был жестоко подавлен.
Евангельское пробуждение в Беларуси началось во второй половине XIX века. Оно было связано с духовным пробуждением, которое началось в Российской империи: на Украине, на юге России, в Закавказье и в Петербурге. В Беларуси распространение евангельской вести началось несколько позже примерно на 20 лет и приходится на 80-е годы XIX века. Дух Святой употребил самих белорусов для евангелизации своего народа. Он нашел и вдохновил простых людей из народа, которые, уверовав, стали делиться вестью спасения с окружающими людьми. Это были люди, родившиеся на своей белорусской земле и принявшие евангельскую веру в тех местах, куда повела их рука Божия.
Исследуя историю того времени, мы находим, что Слово Евангелия было принесено в Беларусь из четырёх источников.
Во-первых, с юга Украины. Бедные белорусские крестьяне с середины XIX в. выезжали из родных мест Беларуси на заработки на юг Украины в колонии немецких поселенцев, в основном менонитов. Там они встретили свидетелей евангельской истины, через них уверовали в Иисуса Христа и, вернувшись на родину, благовествовали Евангелие своим односельчанам. Так стало распространяться Евангелие на юго-востоке Беларуси на Гомельщине в селах Уть и Усохи.
Во-вторых, из России. Во время первой мировой войны некоторые из жителей западных областей Беларуси оказались в числе беженцев, выехавших вглубь России, особенно в Омскую и Томскую области, где встретили общины верующих. Там они уверовали и привезли Благую Весть к себе на родину. Так в г. Омске в церкви баптистов принял Евангелие Антон Григорьевич Кирцун родом из д.Маричи Зельвянского р-на Гродненской обл. В 1922 году вернулся в родные места и начал активно благовествовать Евангелие. Вскоре образовались церкви в Зельве, Волковыске, Лысках, Низянах.
В-третьих, из Германии и Австрии. В период первой мировой войны белорусы, служившие в русской армии, попадали в немецкий и австрийский плен; там встретили верующих, уверовали и, вернувшись на родину, стали благовестниками Евангелия в своих семьях и в своей местности. Такими благовестниками были Лука Михайлович Гладкий из села Лесовня (Минская область), Даниил Иванович Шикоренко из Брагинского р-на (Гомельская область).
В-четвертых, из стран Западной Европы и Америки. Некоторые из бедных жителей Беларуси выезжали на заработки в страны западной Европы и в Америку, там уверовали, и, приехав домой, становились первыми благовестниками Евангелия в своих селениях. Это благовестники Иосиф Пуховский из Пружан, Даниил Павлович Шельпук из Симонович, Дрогичинского р-на, Даниил Федынич из д. Стриганец, Фёдор Бычик из д. Воловель - из Брестской области. В территории Минской области трудились Демид Иосифович Поляков (Подоресье Старо-дорожского р-на), Павел Афанасьевич Аксючиц (д. Матвеевка, Борисовского р-на). Некоторые из них даже окончили библейские школы в США и вели настоящую миссионерскую работу у себя на родине.
Большое значение и значительный вклад в дело евангелизации белорусского народа в конце XIX и начале ХХ вв. внесли братья-книгоноши. Это были истинные первопроходцы в деле евангелизации и живые свидетели Господа Иисуса Христа. В те времена не было ни радио, ни телевидения, ни других СМИ, ни быстрого транспорта. Пешком с сумкой, полной книг, за плечами они шли от селения к селению. Непогода, бездорожье, голод, холод сопутствовали им. Но сердце горело любовью к Господу, и они шли и несли Благую Весть во всё новые места. Они получали книги из духовных центров в Москве и Петербурге, разносили по Беларуси, раздавали даром или, продавая за символическую плату. Книгоноши также устраивали богослужебные собрания в городах, посёлках, деревнях, приглашая население слушать Слово Божие и призывая к покаянию.
Так известно, что в Минске книгоношей был Герасим Степанович Андрюхов. Он начал свой труд с 1902 года и активно благовествовал Евангелие. В 1913 году он был царской властью арестован, осуждён и сослан в Сибирь. К 1914 году образовавшаяся община насчитывала 21 член.
Мина Родионович Вересов, родом со станции Брожа, Бобруйского р-на, находясь на службе в царской армии в 1912 году в г. Либава (ныне Лиепая в Латвии), уверовал и, демобилизовавшись, уехал в Петербург, присоединился к Союзу Евангельских Христиан, возглавляемый И.С. Прохановым. Пройдя библейские курсы по евангелизации, был направлен Прохановым для духовной работы в Бобруйск. Как книгоноша он обошёл многие селения Минской, Гомельской и Могилевской областей. Благодаря его служению образовались церкви в г. Бобруйске и в сёлах Бортники, Добасно, Воротынь вокруг Бобруйска.
Во второй половине 80-х гг. Благая Весть донеслась в Витебскую, Могилёвскую и Минскую губернии. В самом Витебске собрания открылись в 1888 году, а в Полоцке - в 1883 году. Евангелизацией была охвачена вся Минская губерния. В самом Минске в 1905 году уже существовала группа верующих. Из соседней Прибалтики Слово Божие и его проповедь было принесено в город Гродно. В Брестской области евангельская церковь возникла в 1905 году.
Начавшаяся евангелизация в конце ХIХ века проходила с большим трудом. Сильное сопротивление оказывали православные священники, которые объявили проповедников живого евангельского Слова сектантами, раскольниками, штундистами, привлекали к расправе с ними простых людей, отдавали их полиции.
Царское правительство, возбуждаемое иерархами православной церкви, всячески препятствовало распространению евангельского движения. Поэтому до революции 1917 года в Беларуси было зарегистрировано только единицы из общин: в селе Уть на Гомельщине, в Витебске.
В начале ХХ столетия, особенно после революции 1905 года, евангелизация пошла более успешно. Очень скоро церкви выросли в Гомеле, Бобруйске, Черикове, Могилёве и во многих других городах и селениях Беларуси. Служители Божии группировались вокруг двух образованных в России Союзов: Союза Баптистов с центром в Москве и Союза Евангельских Христиан с центром в Петербурге. Они координировали духовную работу братства вплоть до времени гонений в 30-е годы. Служители Союзов посещали общины Беларуси. Так город Гродно посетил не один раз брат Фетлер. Также посещали и братья из Киева и других городов Украины. Из белорусского братства вышли служители всероссийского масштаба. Это брат Л.Д.Приймаченко и Евстратенко.
Революция 1917 года лишь на одно десятилетие принесла небольшую религиозную свободу. Декрет об отделении церкви от государства и о свободе совести лишил господствующую православную церковь её льгот и преимуществ и поставил в одинаковые условия со всеми. Проповедь Слова Божия стала быстро распространяться по всем областям Беларуси. Во многих местах возникли новые церкви. Это был настоящий духовный подъём.
Нужно отметить, что, начиная с военного и революционного времени (1915 -1917 гг.), история церквей в Беларуси идет в двух руслах. История церквей в Западной Беларуси с 1919/20 до 1939 года отлична от истории церквей в восточной (советской) Беларуси. В Западной Беларуси церкви имели достаточно широкую свободу для своей деятельности. Здесь в 20-е и 30-е годы совершалась активная евангелизация белорусского населения. В Гродненской области много потрудился брат Антон Григорьевич Кирцун (1880-1938) - талантливый проповедник, снискавший большую любовь среди верующих. Благодаря его ревностному служению образовались церкви в Зельве, Волковыске, г. Лиде и др. местах.
В 1922 году в г. Гродно был прислан из Лодзи брат Пётр Крашенин, один из ближайших сотрудников А.Г. Кирцуна. Он возглавлял служение в общине баптистов, затем переехал в Барановичи. На его место в 1925 году был прислан брат Г.С. Мельничук, также окончивший библейскую семинарию в Лодзи. В Острино трудился пресвитером К.С. Велисейчик, (впоследствии ст. пресвитер ЕХБ по БССР). В Первомайске - Александр Николаевич Сакович, ученик брата А.Г.Кирцуна. Братья Иосиф Дубовой, Иван Попко, Крокас, уверовавшие вместе с А.Г.Кирцуном в г.Омске, находясь в беженцах, вернулись в село Бородичи возле Зельвы и открыли общину баптистов, в которой трудились до 1939 года. В г. Волковыске пресвитером трудился брат Николай Дубовой, а после него - Пётр Мартынович Расюк; в деревне Низяны - Кузьма Ильич Севашко, который впоследствии трудился ст. пресвитером по Гродненской области. Благодаря служению брата Михаила Ивановича Попко образовалась община баптистов в г. Лиде. В Слониме пресвитерское служение совершал брат Даниил Александрович Ясько. В те годы он много потрудился как христианский поэт. Он слагал стихи на духовные темы на русском и белорусском языках, помещал их в журналах "Христианский Союз", "Маяк", "Сеятель истины", "Христианин". Даниил Ясько написал трилогию "Вера, Надежда, Любовь", сделал поэтическое переложение всего "Псалтиря", написал много прекрасных стихов. После второй мировой войны он трудился в США в Союзе русско-славянского братства.
В г. Бресте и его окрестностях много потрудился брат Дзекуц-Малей (1988-1955). Он прошёл духовную подготовку на библейских курсах в Петербурге в Союзе ЕХ ещё до первой мировой войны. В 1921 году приехал в Брест и начал труд по евангелизации. Он организовал курсы по подготовке проповедников и регентов. Ему много помогал в деле евангелизации брат Иосиф Артёмович Андросюк, уверовавший в немецком плену. Благодаря их служению вскоре во многих селениях вокруг Бреста образовались церкви ЕХБ.
Брестскую церковь посещали известные служители Божии: В.Ф. Марцинковский, доктор богословия брат И.В. Непраш, председатель Союза Баптистов Польши брат В.И. Гутше, Людвиг Шендеровский. Все они принимали участие в обучении проповедников и регентов.
В г. Кобрине в 20-е и 30-е годы благовестие совершали братья К.Я. Ярошевич, Г. Сацевич и И. Букович. Они образовали "Союз Церквей Христовых" (СЦХ), в который вошло более 90-ти общин Брестской, Ровенской и Волынской областей. Они же издавали журнал "Христианский Союз", стараясь освещать в нём многие стороны христианской жизни церквей.
А на западе нынешней Витебской области в районах, входивших в западную Беларусь, трудился брат И.Т. Михайлов (1908-1981). Он был ревностным книгоношей в своей юности, затем учился на библейских курсах в Бресте и в Лодзи. В период его служения образовались церкви в г. Глубокое и в соседних селениях.
История церквей в восточной Беларуси в начале 20-х годов полна новых открывшихся возможностей.
В то время в городе Минске в баптистской церкви ревностно трудился одарённый брат, преданный Богу служитель, пастор и регент Борис Степанович Чеберук, оставивший о себе самую светлую память в сердцах знавших его людей. Не один раз его посещали прибывшие из США братья-белорусы Д.И. Поляков, К. Юржиц и П.А. Аксючиц, одарённые и очень популярные служители Божии, основавшие свои общины в Минской области. Брат Чеберук основал в своей церкви хор, отличавшийся чудесным звучанием.
В 1923 году в Минске была организована вторая церковь - церковь евангельских христиан, которую возглавил присланный из Петербурга от Союза ЕХ брат Виктор Николаевич Чечнев, который и был её пресвитером. Она просуществовала до 1933 года, когда была закрыта органами власти.
В г. Слуцке (100 км южнее Минска) своё служение совершал очень опытный и одарённый служитель брат В.И. Величко. В 1925 году в Слуцке произошло самое большое в Республике пробуждение: было крещено 270 душ новообращенных. (В 1943 году такое же пробуждение повторилось: тогда было крещено более 300 душ.) В 1925 году в Слуцке прошёл окружной съезд Союза Евангельских Христиан. К концу 20-х годов Слуцкая церковь была самой крупной по количеству членов по всей Беларуси.
Из г. Слуцка Слово Божие распространилось в окрестные районы, и образовались церкви в Цалевичах, Лесовне, Старобине, Поварчицах, Сковшине и др. местах.
В Цалевичской церкви пришёл ко Христу брат Антон Митрофанович Кецко (1907-1978), в дальнейшем много потрудившийся в Союзе ЕХБ Беларуси.
В городе Гомеле благословенное служение нёс брат М.Г. Герасименко. Благодаря его служению образовались церкви вокруг Гомеля. В Бобруйске и окрестностях служение совершал М.Р. Вересов, в Могилёве - Баранов С.И.. В Витебске трудились братья И.Н. Тарасюк, М.С. Евдокимов, И. Степанов.
В 1924-1927 гг в г. Витебске было большое пробуждение и многолюдные крещения.
Наступили 30-е годы, оказавшиеся для церквей ЕХБ очень тяжёлыми. В 1929 году правительство издало новое положение о религиозных организациях, сильно ограничивавшее религиозную деятельность. Стали закрываться все церкви, начались повальные аресты служителей пресвитеров, диаконов, проповедников, регентов и даже членов общин. Многие из арестованных были приговорены к смертной казни, иные сосланы в лагеря. Мало кто из них остался жив и вернулся на родину.
В 1929 году со вступлением в силу нового закона о религиозных организациях брат Чеберук, пресвитер Минской общины, был арестован и осуждён, а после освобождения в 1937 году был снова арестован и расстрелян советскими властями.
Но в 30-е годы все церкви ЕХБ на территории нашей Республики были закрыты, молитвенные дома конфискованы, служители арестованы, дети Божии рассеяны. Это были мрачные годы Сталинских репрессий, годы тяжёлых испытаний для верующих. И всё же церковь Христова выжила, выстояла по слову Христа, что "врата ада не одолеют её" (Мф. 16:18).
Одним из таких вернувшихся был диакон Минской церкви баптистов Павел Игнатьевич Лагута, отбывший пятилетний срок в Карагандинских лагерях. Он был сильный молитвенник, и Бог спас его по его вере и молитве. В 1941 году с началом немецкой оккупации брат Лагута пешком обходил улицы Минска и собрал рассеянных чад Божиих, восстановил служение Минской церкви. К нему присоединился брат А.М. Кецко, Дмитрий Никифорович Грицко и др.
Хотя годы оккупации были временем лихолетья для всего белорусского народа, но евангельским церквам они принесли некоторую передышку от тяжёлых гонений 30-х годов. Во многих городах и селениях евангельские церкви были восстановлены, дело Божие двинулось вперёд.
Несмотря на военное время церковь ЕХБ жила полнокровной жизнью. Братья трудились, ставили задачи по евангелизации и воспитанию членов, молились за победу. К великому удивлению, служители Белорусского братства ЕХБ в июне 1944 г. ещё при немецкой оккупации созвали в Минске конференцию ЕХБ.
Во время немецкой оккупации А.М. Кецко был пресвитером Минской церкви и много содействовал распространению проповеди Евангелия в пределах нашей Республики. Жертвуя собой, он с другими братьями и сестрами спасали еврейских детей в детских домах. Несмотря на это в 1945 году он был арестован и осуждён на 10 лет за религиозную деятельность во время оккупации. Вернувшись из лагерей, он снова включился в труд для Господа. С 1968 по 1978 гг он был старшим пресвитером по Минской области и зам. ст. пресвитера по Беларуси.
Во время войны 1941-1945 гг. сталинский режим вынужден был пересмотреть своё отношение к верующим и дать им некоторую свободу, разрешив регистрировать общины и поставлять служителей, хотя и под неусыпным контролем уполномоченных по делам культов.
И в дальнейшем, несмотря на сопротивление атеистических властей, в которые вместе с сатаной всячески препятствовали развитию дела Божия, наши евангельские церкви росли и укреплялись.
В 1944 году церкви евангельских христиан и церкви баптистов объединились в один Союз ЕХБ. В этом Союзе церкви трудились многие годы, испытывая радости, перенося горе и страдания от преследований советского государства. И чем тяжелее был гнёт, чем сильнее гонения, преследования, ущемление прав и чем презрительнее отношение, тем сильнее была любовь и вера, тем крепче и спаяннее был коллектив церквей, тем ближе к Богу были наши члены, и поэтому души светлее и привлекательнее. Оттого и росли наши церкви, росло братство.
Сразу же после образования Союза ЕХБ в пределах бывшего Советского Союза было избрано руководство Союзом, а в Беларуси был назначен старшим пресвитером по республике Виктор Н. Чечнев. Он нес это служение с 1944 года по 1957 год. В служении ему помогали областные старшие пресвитера, которых было вначале 12 (по количеству областей), а позже шесть. Следующий долгий период церквами в Беларуси руководил Константин Степанович Велисейчик - с 1957 по 1976 год. На эти годы пришлось самое сильное давление на церковь со стороны государственной власти. С 1977 года служение старшего пресвитера по Беларуси совершал Иван Васильевич Букатый. Трудное время для церквей продолжалось, но временами чувствовалось и облегчение. В это время церковь в Минске смогла реконструировать свой молитвенный дом, (в 1981 году), что было, несомненно, милостью Божией к верующим.
Первый ветер перемен церкви ощутили в 1988 году во время празднования 1000-летия крещения Руси. Постепенно начали открываться новые возможности для проповеди Евангелия и свидетельства о Христе. В общинах получили развитие практически все стороны церковной жизни, а также начались многие новые формы служения. Это и открытие воскресных школ для детей, и миссионерская работа в новых местах, духовное образование для братьев и сестер, как на очной форме обучения, так и заочно. Стали организовываться миссии, а в 1989 году открылись первые библейские курсы.
В этот же период стали проводиться первые Съезды в белорусском братстве, а с 1990 года оформился Союз ЕХБ Беларуси, как самостоятельный Союз. Союз ЕХБ Беларуси вошел в Федерацию Союзов СНГ.
В 1994 году Букатого, как председателя Союза, сменил Александр Иванович Фирисюк, который нес это служение до 2002 года. В этот период были открыты многие новые церкви, стал издаваться журнал "Крыница Жыцця" с 1994, а в 1997 году открылось обучение в Минской Богословской Семинарии. За период с 1990 по 2002 год было открыто 177 новых церквей в городах и селах Беларуси. Сейчас в Союзе ЕХБ в Беларуси 293 церкви и в них 13778 членов.