Законодательство, исключающая из бесплатных функций архивных учреждений организацию работы пользователей в читальных залах по личному заявлению исследователей, что противоречит существующим положениям архивного законодательства , устанавливающего правовй режим доступа к документам и их использования:
1) Федеральный Закон №125 “Об Архивном деле в Российской Федерации” от 22.10.2004 года в части ст. 24 п.1, пункт 1 статьи 26.
Пункт 1 статьи 24:”Пользователь архивных документов имеет право свободно использовать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивных документов , справочно-поисковых средств, а также информации об этих средствах, а также подлинников и(или)копий необходимых ему документов”.
Статья 26 пункт 1:”Пользователь архивных документов имеет право использовать, передавать распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему документах , а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом”.
2) Приказом Федеральной Архивной Службы России от 06.07.1998 года (регистрационный номер 1660) №51 в части ст. 1.5. :”Право за посещение читальных залов архивов и пользование документами не взимается”.
3) Ст. 29 ч.2, ст. 44 Конституции Российской Федерации.
4) Ст. 10 Основ Законодательства Российской Федерациии О культуре от 09.10.1992 года.
5) Статья 12 Основ Законодательства Российской Федерации О культуре в редакции от 01.01. 2000 года.
Следует отметить, что ситуация, сложившаяся с Национальным Архивом Республики Карелия, ярким проявлением которой является нынешнее дело, может найти лишь легитимное, судебное, законное решение, ав иных возможностей не преду смотрено.
Спор идет вокруг нескольких принципиальнейших вопросов:
1. Принцип всеобщности достпу к архивной информации, который подразумевает по просту то, что все люди независимоого от своей социальной, профессиональной, организационной, гендерной, фонда РФ, при этом доступ свободный, нерегламентированный, нелимитированный, неограниченный, то есть любой гражданин Российской Федерации может заениматься в государственных архивах сколь угодно долгое время ( в течении своей биологической жизни) со всеми документами, соотвествующими его научным, социальным, исследовательским, творческим интересам, при этом совершенно безвозмездно( бесплатно), естественно при полном соблюдении всех условий пользования этими документами ( аккуратности, бережности, прецизности в обращении с этими документами) независимо от:
1. Социальной принадлежности - работник организации, безработный, имеющий постянное мест жительство - не имеющий постоянного места жительства, иных условных - безусловных, оффиицальных - неоффициаольных, социальных - асоциальных характеристик и условных дифференциаций.
2. Профессиональной принадлежности - не только работники научно-исследовательских и образовательных учреждений, но и любой человек с улицы, предъявивший удовтоверение личности и оформивший соотвествующее заявление- будь то рабочий, предприниматель, шахтер, вахтер, дворник, слесарь, уборщицы и так далее без различий по профессиональному признаку.
3. Гендерный - и женщины, и мужчины.
4. Гражданственности - граждане РФ , граждане зарубежья, граждане иных иностранных государств, лица бех гражданства.
2) Принцип свободного доступа к информации.
А именно:
Получение доступа к информации , а также бесплатное пользование архивными документами , втом числе по личному заявлению гражданина, иностарнца, лица без гражданства , в том числе возможность их полного копирования собственными техническими средствами, при соблюдении основополагающего принципа свободного доступа к информации и ее полученияв любом виде, втом числе свобода получать, прооизводить , распространять информацию любым сппопсобом независимо от государственных границ.
3. Принцип , закрепленный нормами конституционного права о праве граждан на компенсацию нанесенного незаконными решениями и действиями прав граждан вреда государством, в том числе в данном случае - права на свободный доступ кинфорации и ее получение в любом виде, право на свободу творческой, научно-исследовательской, компилятивной деятельности путем обязания органа государственной власти или государственного учреждения совершить действия, направленные на устранение допущенного нарушения , а также компенсацию вреда, нанесенного гражданину путем допущения его законных пра в и свобод.
В отношении правоотношений истца с ответчиком данное право на компенсацию вреда, наесенного путем нарушения права, выявляется в обязании НА РК совершить определнные действия, напрвленные на реализацию данного права в следующем возможном виде:
1.) Допу стить до работы в читальный зал Национального Архива.
При создавшихся по вине стороны, допустившей нарушение права, условий невозможности осуществления даннго права в указанных условиях, создать особые условия как вид компенсации осуществленного по вине отвечтика допущенного нарушения права на свободны й доступ кинформации и ее получение в любом виде.
2). Компенсация ущерба путем:
1. Создания особых условий доступа к архивныим документам согласно судебного решения, постановления, приказа ( выдача на дом, предоставление возможностей работы с документами в дополнительное к основном у рабочему времени в здании архива).
2. Изготовление ксерокопий документов, недополученных в период времени, в течении которого существовали условия нарушения права или действовал дискриминационный режим в отношении указанного права , либо иных копийных материалов с документов - машинописных, рукописных, электронных копий с документов, в том числе тех, которые в социальном порядке признаены вневедомоственной экспертизий или по основаниям соотсвествующего акта состояния дела находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии полностью за счет отвечитика, либо по себестоимости изготовления документов (, материалов с исключением стоимости за предоставление услуг, в том числе за предоставление документов , работ и налогобложения согласно соотвествующего п 6 Номенклатуры архива, действующего в настоящее время). в количестве , указанном в иске, согласно судебного приостановления, решения, приказа. как условие устранения ущерба, нанесенного путем нарушения права на свободный доступ к информации и ее получение в любом виде.