Разрозненные страницы
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1018 | Наверх ##
13 мая 2021 12:57 №15.
Профессор Петр Васильевич Знаменский
История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования.
Сведения о Михаиле Илларионовиче Масловском
 | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1018 | Наверх ##
13 мая 2021 12:58 №15.
Продолжение
 | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1018 | Наверх ##
13 мая 2021 12:58 №15.
Продолжение
 | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1018 | Наверх ##
15 мая 2021 9:04 №16.Александр Васильевич Тюстин, Игорь Сергеевич Шишкин Пензенская персоналия СЛАВУ ПЕНЗЫ УМНОЖИВШИЕ Том 2 [М–Т] Стр. 23. МАСЛОВСКИЙ Алексей Илларионович(1841 – 25.08.1892) — священник, богослов, краевед. Родился в Большой Ижморе Керенского уезда. В 1860 г. окончил Пензенскую духовную семинарию, его однокашниками были будущие протоиереи П.И. Рачинин и Ф.П. Карсаевский, действительный статский советник, директор Варшавской гимназии № 4 П.Г. Веденяпин. По окончании учебы был рукоположен в священника Троицкой церкви города Саранска. Масловский принадлежал к наиболее образованному гуманитарному слою пензенского духовенства, стремившегося к духовному образованию и воспитанию прихожан. Образованность А.И. Масловского была сформирована не столько в стенах семинарии, сколько на бытовом уровне: он выписывал церковные журналы «Странник», «Церковно-общественный вестник», а также светские — «Дело», «Вестник Европы», «Сын Отечес тва», «Русские ведомости». В своём приходе Алексей Илларионович открыл церковноприходскую школу, служил законоучителем в поселянской школе, женской прогимназии (за создание которой хлопотал много лет), городского четырёхклассного училища. Талант педагога-организатора, педагога-методиста нашёл воплощение в двух изданных им книгах «Краткая церковная история» и «Уроки по Закону Божиему». Его усилиями были открыты свыше 20 церковноприходских и много земских школ. В течение 25 лет Масловским было опубликовано множество публицистических и историко-краеведческих работ, что стало основанием для избрания Алексея Илларионовича действительным членом Пензенского губернского статистического комитета. Одной из ценных работ признана его большая статья «Бунт Стеньки Разина в пределах Пензенской губернии», опубликованная в «Памятной книжке Пензенской губернии на 1889 год». Кроме того, А.И. Масловский считается самым лучшим знатоком пензенской церковной старины. С 1998 г. в Саранске проводятся Масловские чтения. Стр. 23-24. МАСЛОВСКИЙ Михаил Илларионович(1834 – 02.10.1912) — видный российский богословский педагог, статский советник. Родился в Большой Ижморе Керенского уезда. Отец Илларион Венедиктович Масловский ( 1804–1876) — строитель и священник местного храма. В 1854 г. Михаил окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1858 г. — Казанскую духовную академию. С 1858 г. и до конца своей жизни Масловский проработал учителем, а затем и смотрителем Лысковского духовного училища Нижегородской епархии, открытого в 1849 г. Михаил Илларионович придавал особое значение пополнению фундаментальной библиотеки училища, в которой в 1888 г. насчитывалось 733 экземпляров. Много лет он избирался членом епархиального училищного совета. В 1908 г. Масловский пригласил преподавателем училища Дмитрия Александровича Григорова, который исследовал русские иконописные подлинники, в большом количестве украшавшие построенный рядом Вознесенский храм. На посту смотрителя Лысковского духовного училища М.И. Масловский дослужился до чина статского советника, был удостоен ордена Св. Владимира 4-й и 3-й ст. и золотых часов с вензелем императора. После его смерти для поддержки бедных учеников училища была учреждена стипендия им. Масловского. Похоронен Михаил Илларионович Масловский на Новодевичьем кладбище Москвы. Источник: https://dl.liblermont.ru/DL/sh...iya_II.pdf
 | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1018 | Наверх ##
25 мая 2021 7:51 №17.Масловский Илларион Венедиктович(1804 – 12.03.1876) Протоиерей, с 1828 года – священник церкви с. Большая Ижмора Керенского уезда. С. Большая Ижмора Земетчинского района, в ограде церкви. А.В. Тюстин. Пензенский некрополь XVII – начала XX вв.
Пензенские хроники. Краеведческий портал. .http://www.penzahroniki.ru/ind...na-bukvu-m | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1018 | Наверх ##
3 июня 2021 13:32 30 июля 2021 15:11 №20.Масловский Стефан Филиппович, священник сел Смольково и Анненково Саранского уезда (1838 – 12.04.1889) = 1878 год. № 14. С.2. Часть офиц. РАСПОРЯЖЕНІЕ ЕПАРХИАЛЬНОГО НАЧАЛЬСТВА. Пензенская духовная Консисторія слушали отношеніе Правленія Пензенской Духовной Семинаріи слѣдующаго содержанія: Правленіе Пензенской Духовной Семинаріи честь имѣетъ сообщить Консисторіи, что послѣ Св. Пасхи опоздали явкою въ Семинарію слѣдующіе воспитанники на один день III кл.— Илья и Осипъ Кудрявцевы, Иванъ Николаевскій, Николай МасловскійСообщая о семъ для взысканія штрафа съ родителей означенныхъ учениковъ, Правленіе Семинаріи честь имѣетъ присовокупить Николай Масловскій, сынъ священника села Смалькова, саранскаго уѣзда, Стефана Масловскаго;Дополнение: Сын окончил ПДС в 1881 году по первому разряду, 7 по счету*** = 1883 год. № 17. С.3. Часть офиц. Награждены набедренниками священники: 5) села Анненкова Стефанъ Масловскій,*** = 1884 год. Адрес-Календарь Пезенской губернии за 1884 год. Стр. 93. Саранский уезд Уездное Земское Собрание Гласные: от землевладельцев Масловский Стефан Филиппович, священник*** = 1889 год. №10. С.4. Часть офиц. Списокъ лицамъ духовнаго званія Пензенской епархіи, кои 1) Всемилостивѣйше удостоены, въ 9 день апрѣля 1889 г., наградъ Высочайше жалуемыхъ, за службу по епархіальному вѣдомству: е) скуфьею: саранскаго уѣзда, церкви села Анненкова, священникъ Стефанъ Масловскій; *** = 1889 год. № 15. С. 18 – 21. Часть неофиц. Священникъ Стефанъ Филипповичъ Масловскій. (Некрологъ).12-го апрѣля текущаго 1889 года, послѣ продолжительной и тяжкой болѣзни, скончался священникъ Ст. Ф. Масловскій па 52 году отъ рождепія и 30-мъ священства. Сынъ діакона, изъ окончившихъ курсъ семипаріи 1856 г., о. Стефанъ .12 сентября 1859 года былъ рукоположенъ во священника къ церкви села Смалькова саранскаго уѣзда. Село Смальково— это одинъ изъ бѣднѣйшихъ приходовъ Пепзенскон епархіи; по о. Стефанъ прожилъ въ этомъ приходѣ 24- года, хотя по своему образованію могъ бы занять лучшій приходъ. И если въ 1882 году онъ, наконецъ, перешелъ въ другой приходъ— село Апненково, Саранск, у., то вынужденъ былъ къ тому пожаромъ, истребившимъ въ том году все его имущество въ селѣ Смальковѣ. О. Стефанъ, къ чести сказать, не любилъ мѣнять приходы; не завидовалъ и богатымъ приходамъ; онъ любилъ добывать средства къ жизни своими трудами, которыми ускорилъ и смерть свою. 5-го іюля 18S8 года онъ былъ па сѣнокосѣ, гдѣ трудился надъ уборкою сѣна наравнѣ съ рабочими. Мучимый жаждою, онъ напился холодной воды; отчего тотчасъ потерялъ голосъ, а затѣмъ развилась у него горловая болѣзнь, отъ которой и умеръ. О. Стефанъ велъ жизнь весьма трудовую, изыскивая изъ хозяйства средства къ своему пропитанію. Приходъ Смалькова могъ дать ему не болѣе 200 р. въ годъ, а ему нужно было, чтобы прожить съ семействомъ, изъ котораго трое были въ духовныхъ училищахъ, не мепѣе 600 р.— 700 р. Вотъ онъ и умудрялся достать недостающіе 500 р. изь земли. И доставалъ каждогодно. Но за то не зналъ ни минуты покоя. Лѣтомъ онъ почти жилъ въ полѣ: самъ разсѣвалъ хлѣбъ,—возилъ съ поля, самъ молотилъ его. Вообще наблюдалъ въ хозяйствѣ за всѣмъ такъ, что у него ни одпо зерно пе пропадало даромъ. Но это хозяйство нисколько не отвлекало покойнаго отъ исполненія прямыхъ своихъ обязанностей; онъ никогда не оставлялъ службъ въ воскресные и праздничные дни; никогда не заставлялъ прихожапъ дожидаться его въ исполненіи требъ, на которыя являлся всегда по первому зову. Но при этомъ онъ никогда не притѣснялъ пасомыхъ платами за требы: дадутъ ли ему что за исполненіе требъ, или не дадутъ,— онъ никогда не спрашивалъ; потому что смотрѣлъ на эти доходы всегда съ прискорбіемъ. Онъ жалѣлъ бѣдныхъ прихожанъ, и самъ всегда старался дать бѣдняку, а не получить отъ него. За то всѣ прихожане относились къ нему съ любовію и довѣріемъ, какъ къ родному отцу. Въ 1882 году у о. Стефана сгорѣлъ домъ въ Смальковѣ, погорѣло все имущество, скопленное 22-лѣтними трудами. Домъ былъ не застрахованъ. Строить новый было не на что; и онъ волей - неволей долженъ былъ перейти въ другой приходъ, болѣе богатый, и съ церковнымъ домомъ. Такое мѣсто открылось въ Анненковѣ. Но стоило роднымъ большого труда— убѣдить о. Стефана перейти въ этотъ приходъ. бывало скажешь ему: „что ты не попросишься въ другой лучшій приходъ, — у тебя дѣти, для которыхъ пужны средства?“... „Не могу, отвѣтитъ, не могу оставить прихожанъ, которые меня любятъ; не знаю— пріобрѣтешь ли еще Такую любовь въ другомъ прйходѣ?“ Насколько любили его прихожане, ясно доказываетъ тотъ фактъ, что по его убѣжденію они закрыли кабакъ въ своемъ селѣ, и доселѣ не открываютъ. При уборкѣ хлѣба прихожйне, особенно Смальковсісіе, охотно шли къ о. Стефану на помощь. По переходѣ въ Анненково, о. Стефанъ много хлопоталъ объ открытіи церковно-прих. школы. Онъ много разъ собиралъ сходы, разъяснялъ пользу школы, убѣждалъ прихожанъ открыть оную, обѣщаясь даромъ преподавать въ ней законъ Божій, и даже находилъ средства къ постройкѣ училища помимо сборовъ съ прихода: но всѣ убѣжденія не могли сломпть упорнаго сопротивленія нѣкоторыхъ личностей. Дѣло въ томъ, что въ Анненковѣ шесть разныхъ обществъ; у каждаго общества— свой староста; привести ихъ къ соглашенію не было никакой возможности. Такъ и не удалось о. Стефану открыть училище, что очень огорчало его. Занятія хозяйствомъ нисколько не отвлекали покойнаго отъ чтенія книгъ. О. Стефанъ былъ большой любитель книгъ; онъ читалъ много, и обо всемъ могъ разсудить здраво и логично, такъ что съ нимъ пріятно было приводить время въ бесѣдахъ. Пустыхъ рѣчей онъ не любилъ; но о вопросѣ дѣльномъ, полезномъ онъ говорилъ охотно и дѣльно, какъ человѣкъ умный и начитанный. Въ послѣднее время онъ занятъ былъ бесѣдами съ молоканами села Ромоданова,cap. у. Приглашенный приходскимъ свящеиннкомъ того села, о. Стефанъ имѣлъ съ ними двѣ бесѣды, въ которыхъ ему удалось уличить молоканъ въ ихъ ложномъ ученіи. Онъ составлялъ конспектъ и дальнѣйіпихъ бесѣдъ съ ними, но молокане отъ бесѣдъ уклонились. Съ четвертой недѣли в. поста о. Стефанъ потерялъ всякую надежду па выздоровленіе и сталъ готовиться къ смерти. Онъ просилъ сосѣднихъ священниковъ особоровать его, пріобщить св. 'Таинъ, что они исполнили. Лежа на смертномъ одрѣ, о. Стефанъ не выражалъ никакого ропота. „Благодарю Бога, говорилъ покойный, что Онъ сподобилъ меня послужить 30 лѣтъ; по своему слабому здоровью, по трудамъ, которые я понесъ, я не чаялъ прожить столько11. Въ первый депь св. Пасхи онъ могъ еще говорить и разговѣлся; но затѣмъ сталъ слабѣть и 12 числа тихо, безъ страданій умеръ. Миръ душѣ твоей добрый и 'честный труженикъ вертограда Господня! Свящ. А. М.*** Сведения об отце.= 1874 год. ПЕВ. №18. Стр. 442. Часть офиц. СВѢДѢНІЯ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХІИ. Умершие исключаются из списков Діаконы: Ростовки, Нижнеломовскаго уѣзда, Филиппъ Масловскій; | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1018 | Наверх ##
3 июня 2021 14:02 №21.ДУХОВНЫЕ УЧИЛИЩА — нач. сословные учеб. заведения по подготовке низших членов клира (дьяконов, причетников и др.). Как самостоят. учеб. заведения существуют с 1808. До этой даты входили в состав семинарий как низшие «классы», в к-рых изучались славянское и рус. письмо, росс. грамматика, чтение, Закон Божий и др. богословские предметы. Д. у. имели четырехгодичный курс обучения. К нач. 20 в. в Пенз. епархии было три Д. у. Пензенское Д. у. открыто в 1818 для детей духовенства Пенз., Городищ., Мокш., части Инсар. и Саран. уездов. До 1857 размещалось во флигеле здания духовной семинарии. В 1857 для уч-ща было приобретено здание – дом купца Яшева (ныне ул. Чкалова, 56). В 1822 в программу уч-ща было введено, с миссионерскими целями, изучение тат. языка. В 1905 в уч-ще было 195 уч-ся, в том числе 27 представителей др. сословий. За право обучения с иносословных уч-ся, а также выходцев из др. епархий взималась плата. На содержание Д. у. ежегодно затрачивалось до 26,5 тыс. руб. Здесь обучались историк В. О. Ключевский, медики Н. Н. Бурденко и Н. И. Студенский, писатели А. А. Богданов и С. Н. Елеонский и др. Тихоновское Д. у. открыто в 1822 и до 1880 находилось в Н. Ломове. После перевода в П. в 1880 разместилось в здании жен. епарх. уч-ща на Лекарской ул. (ныне ул. Володарского, гл. корпус НИИФИ). Тихоновским стало именоваться с 1884 после устройства при уч-ще домовой церкви во имя св. Тихона Задонского. Обучались дети духовенства Керенск. (ныне Вадин. р-н), Наровч., Н.-Ломов., Чембар. (ныне Белинск. р-н), части Инсар. и Саран. уездов. На 1905 в уч-ще было 185 уч-ся, в т. ч. 13 представителей др. сословий. Имелось общежитие на 150 мест. Учащимся из светских сословий места в общежитии не предоставлялись даже за плату. Ежегодные затраты на содержание составляли 22 тыс. руб. Краснослободское Д. у. открыто в 1844 для детей духовенства Наровч., Краснослобод. (ныне Респ. Мордовия), Инсар., Саран. уездов. К 1905 в уч-ще было 169 уч-ся, в т. ч. 29 представителей др. сословий. Имелось общежитие на 125 мест. На содержание Д. у. ежегодно затрачивалось до 26,5 тыс. руб. В Краснослободском Д. у. учились лингвист А. Н. Гвоздев и историк и этнограф Б. Н. Гвоздев. Все Д. у. были закрыты в 1918 постановлением СНК. Лит.: Пензенская епархия; Корольков К. Пензенская епархия в царствование императора Николая I //ПЕВ. 1896. № 17–19; Пензенское духовное училище: Истор. очерк //ПЕВ. 1891. № 7–13, 15; 1892. № 23, 24; 1893. № 1, 2, 4, 5, 10, 11, 26; 1894. № 1–6. Троицкий А. Из прошлого женских духовных училищ //ПЕВ. 1895. № 6; Полосин Н. И. Духовное образование в Пензенском крае //Очерки истории народного образования Пензенского края. П., 1997. А. Б. Никонов. ДУХОВНЫЕ УЧИЛИЩА / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. http://inpenza.ru/duxovnoe-uchilishhe/ | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1018 | Наверх ##
3 июня 2021 15:00 №22.
За все годы существования журнала Пензенские Епархиальные Ведомости (1866 – 1917), лишь единожды упоминается дьячок, имевший фамилию Масловский. Дальнейшие сведения о нем отсутствуют.
= 1867 год. №17. С.279. Часть офиц. Августа 2-го. Дьячки с. Низовки, Нижеломовскаго у., Левъ Масловскій и заштат. г. Верх. Ломова соборной ц. Феофан Вѣнковъ перемѣщены одинъ на мѣсто другаго.
***
Что касается, псаломщиков, то известны имена Степана, Давида и Петра, которые после окончания ПДС не успели жениться, поэтому временно были направлены в села пензенской епархии на псаломщические места. = 1881 год. №19. С.6. Часть офиц. Определены: Въ псаломщики: 1) въ с. Ушенку керенск. у., окончившій курсъ Пензенской дух. семинаріи Степанъ Масловскій, августа 21;
***
= 1889 год. №1. С.3. Часть офиц. Определены на псаломщические места: оконч. Курсъ Пенз. дух. Семинаріи Д. Масловскій въ с. Ушенку, керенск. у.;
***
= 1891 год. №21. С.363. Часть офиц. Перемѣщены: с. Ромоданова, Саранск, у., псаломщикъ Василій Астрологовъ и с. Пятницкаго, керенскаго уѣзда, псаломщикъ Петръ Масловскій— одинъ на мѣсто другого;
***
= 1892 год. №16. С.270. Часть офиц. Окончивший курс семинарии Петр Масловский – на псаломщическое место в с. Колесовку.
***
В селе Ушенка Керенского уезда в 1868-1879 годах служил священником Иоанн Масловский. Вскоре его место займет Степан Масловский.
Давид Масловский через некоторое время будет перемещен в село Большая Ижмора Керенского уезда, где ранее служили священниками его дед и отец.
Пока остается не установленной личность псаломщика Петра Масловского, перемещенного из села Пятницкого в село Ромоданово.
Все остальные Масловские, упоминаемые в ПЕВ, пребывали в сане священника или протоиерея.
| | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1018 | Наверх ##
4 июня 2021 13:21 №23.Петр Иванович Масловский (1870 – 1930). А. Троицкий. Списки воспитанниковъ, окончившихъ полный курсъ въ Пензенской Духовной Сеыинаріи съ 1800 по 1900 гг. Выпуск 1892 года. Второй разряд 16. Петр Масловскій*** ПЕВ. 1892 год. № 16. С.270. Часть офиц. Окончивший курс семинарии Петр Масловский – на псаломщическое место в с. Колесовку. *** ПЕВ. 1900 год. №10. С.60. Часть офиц. Всемилостивѣйше пожалованы въ 3 день февраля сего года Набедренниками: священниковъ церквей: села Куземкина, Керенскаго уѣзда, Петра Масловскаго.*** ПЕВ. 1907 год. №10. С.154. Часть офиц. С П И С О К Ъ священноцерковнослужителей Пензенской епархіи награжденныхъ Епархіальнымъ Начальствомъ ко дню Св. Пасхи въ семъ 1907 году. Скуфьями: Керенск. у: села Куземкина— Петръ Масловскій;*** ПЕВ. 1911 год. № 22. С. 767. Часть офиц. Утверждены: священники села Куземкина Петр Масловскій и села .Колесовкп Александръ Коронатов въ должности членовъ благочинническаго совѣта по 2 округу, Керенскаго уѣзда,-—26 октября: *** ПЕВ. 1914 год. №24. С. 682. Часть офиц. Утверждены: священники церквей: села Куземкина, Керенского уезда, священник Петр Масловский и села Алексеевки того же уезда Ераст Знаменский в должности членов благочиннического совета по 2-му округу, 17 ноября. *** Масловский Петр Иванович (1870, Пензенская обл., Башмаковский р-н, с.Знаменское--1930) русский, образование: духовная семинария, б/п, церковь с.Знаменское, священник, житель: Пензенская обл., Башмаковский р-н, с.Знаменское, РСФСР Арест: 1930.11.27 Арест. Пенз. Окротдел ОГПУ СВК Осужд. 1930.11.27. Обв. 58-10 а/с агитация, направленная против всех мероприятий партии Приговор: предъявлено обвинение Реаб. 1996.08.16 Прокуратурой Пензенской области, основание: Закон 91 [База данных о жертвах репрессий Пензенской обл.] | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1018 | Наверх ##
5 июня 2021 6:32 №24.Фрагмент статьи Д.А.Сысуева «Очерк истории Свято-Предтеченской церкви (к 220-й годовщине ее устроения)». … Сохранился уникальный снимок, относящийся к 1898 году на котором запечатлены сокурсники Петра Владимировича. Удалось установить имена всех изображенных на фото, что стало небольшим открытием и дает возможность вернуть из небытия имена и лица семинаристов, многие из которых были продолжателями известных в округе священнических династий. Семинаристы V-го курса Пензенской духовной семинарии г. Пенза март 1898 г. (из семейного архива В.В.Ивенина). Публикуем их имена (перечисление идет слева направо с верхнего ряда вниз): Сергей Петров, Василий Соколов, Валериан Мемнонов, Илларион Масловский, Евгений Степанов, Ераст Знаменский, Евлампий Петров, Сергей Архангельский, Николай Кочеулов, Петр Трубецкой. Источник: https://www.seminariasaransk.ru/xram.htmlДополнение: Илларион Масловский окончил полный курс Пензенской Духовной семинарии в 1899 году по второму разряду под №25.
 | | |
|