Соликамск и район.
Происхождение, история заселения и др.
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3708 | Наверх ##
9 августа 2019 13:59 7 ноября 2024 11:15 Что и где можно посмотреть.
1.Из истории города и края. Стр.1,,7,8,12,13,14,19, 20,21,25. 2.Ревизские сказки,метрические,писцовые книги,перепись населения. Стр.1,2,3,4,5 3.Достопримечательности города и района.Стр.3,5,6,7,10,12,19, 21,25. 4.Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Стр.1,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13, 20,21,22, 23,25. 5.Развитие солеварения.Стр.1,8, 22,23,24, 25 6.Артемий Бабинов и Бабиновская дорога. Стр.6,8,12,13,14 7.Известные люди о Соликамске. Стр.14,15, 16,17,18,19, 20. 8.Соликамск в живописи и литературе. Стр.15,16,17,18,19, 20,21. 9. Музеи Соликамска.Стр.3,5,6,12,13,19,20,22 --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3708 | Наверх ##
1 декабря 2022 12:42 12 апреля 2023 11:17 Соликамск в литературе Олег Владимирович ЮрковКак-то листая литературно-художественный сборник «Молодой человек», выпущенный в Перми в 1980 году, я обнаружила стихотворение «На Северном Урале» Олега Юркова. В стихотворении сразу угадывается образ Соликамска. Родился поэт в 1935 году в г. Сухуми. По окончании школы поступил в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1959 году по специальности "инженер-металлург". Работал в проектных и научных организациях. Параллельно окончил факультет повышения квалификации Московского полиграфического института (Ленинградский филиал) по специальности "редактор". Занимался в литературных объединениях Ленинграда, при Дворце культуры им. Первой пятилетки, в мастерской "Вторая книга" при Союзе писателей. Первая книга вышла в 1979 году в издательстве "Советский писатель". Автор пятнадцати стихотворных книг, многих эссе и рецензий, критических заметок. Участник конференций писателей и литературных поездок. Член Союза писателей России. Долгое время жил в Санкт-Петербурге. О себе он писал: «Всю жизнь ездил по стране, как по научно-инженерным делам, так и в литературные поездки». Ушёл из жизни 28 октября 2020 года, ему было 85 лет. Вполне может быть, что имея специальность инженера – металлурга, он мог быть на практике или в командировке на Соликамском магниевом заводе. На северном Урале Над пятиглавьем – птицы, птицы, птицы косым крылом касаются луны. Сугробы в центре солевой столицы – свидетели российской старины. Здесь по лесам бродил медведь коварный. Молчу, лишь всё понять хватило б сил. Вдоль берега – колодцы, солеварни, похожий на избушку магазин. Крыльцо и колокольня на примете. Вот осмотрю старинку, а потом – всё то, что на раскопанной планете возведено расчётом и трудом. Что выстроено впрок, не для парада, ту лампу, что людей сюда влекла из деревень, что просыпались рано, из мирного отцовского угла. Река глухую скважину питала. Летела вниз бадья под колесом. Стране великой – соли не хватало. Кто мог ей дать ту благостную соль? Нет, не купцы, что набивали трюмы речных судов, стоявших у мели. А те, что и сутулы и угрюмы, сквозь дым печей, которые прошли. И было им известно достоверно, день прошлый и день будущий каков. И шли они, раскачиваясь мерно, шли к Октябрю под тяжестью мешков. Им было богу некогда молиться. Как избы, оседали корабли. Был долог путь, и соль была на лицах Чуть солонее, чем из-под земли. ______________ Т. Буякова, гл. библиограф ЦГБ --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3708 | Наверх ##
30 марта 2023 11:53 Памятник жертвам политических репрессий «Камень слёз и плача» Памятник установлен в северной части города (район киноцентра «Чайка»), в сквере на пересечении улиц Черняховского и Добролюбова. На постаменте, облицованном черными мраморными плитами и с фрагментом металлической решетки спереди, установлены две гранитные глыбы одна на другой, увитые колючей проволокой НАДПИСЬ«Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать...» (строки из поэмы Анны Ахматовой «Реквием» выгравированы на черной доске, вмурованной в камень) ДАТА ОТКРЫТИЯ30 октября 2008 г. АВТОРархитектор Юлия Якимова (ООО «Орхидея») УСТАНОВЛЕН ПО ИНИЦИАТИВЕпочётного гражданина города Соликамска, председателя общественной организации «Возрождение», секретаря городской комиссии по реабилитации репрессированных Э. А. Гриба НА СРЕДСТВА от пожертвований жителей города и при финансовой поддержке градообразующих. Автор фото:Олеся Перелыгина *** Историческая справка: г. Соликамск – «столица» двух крупных лагерных образований : Усольлага и Соликамлага. В составе спецконтингента этих лагерей с 1942 по 1946 гг. находилось около 20 тыс. трудмобилизованных российских немцев. Только в Усольлаге погибло более 3,5 тыс. трудармейцев.Кладбище заключенных Усольлага в г. Соликамск. Дата захоронения:1938–1970-е. Адрес: Пермский край, Соликамский район, г. Соликамск, микрорайон Боровск. Усольлаг был организован 05.02.1938 и действует в виде ИТК по сей день. Специализировался на заготовке леса и производстве изделий из дерева. Пика численности спецконтингента достиг в 1942 (01.01.1940 – 37 111 чел.) 12.01.1942 в ИТЛ был создан отряд из мобилизованных немцев. На 01.01.1942 их насчитывалось 4940 чел., на 01.01.1943 – 5697, на 01.01.1944 – 8836, 01.01.1945 - 7930. Процент смертности в 1942 г составил 11%, а в 1943 – 7,5%. Из них умерло в лагере за период 1942-1947 гг. более 3,5 тыс. чел. Источник сведений: Кириллов В.М. Трудмобилизованные немцы на Урале: состояние и новые аспекты исследования проблемы // Начальный период Великой отечественной войны и депортация российских немцев: взгляды и оценки через 70 лет: Материалы 3-й международной научно-практической конференции. Саратов, 26–28 августа 2011 г. М.: «МСНК-пресс», 2011. С. 627–655. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
VSS1 Начинающий
Сообщений: 41 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 14 | Наверх ##
2 апреля 2023 17:27 | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3708 | Наверх ##
6 апреля 2023 11:39 Соликамские наводнения Соликамск находится на двух реках – Каме и Усолке. Заречная часть исторического центра расположена на низменном месте, где раньше было болото. Веками, каждую весну Усолка, разливаясь, «подтапливала» правобережные улицы. К этому привыкли. Но были годы, когда вода Камы, находящейся в нескольких километрах от центра, выходила из берегов и не давала прохода Усолке. Тогда улицы утопали на один-два аршина (до полутора метров) и даже левый берег частично оказывался под водой. Соликамские летописи довольно часто сообщают о наводнениях и половодьях. Разлив Усолки, 1902 г.Первое значительное наводнение, судя по летописи, произошло в 1680 году, когда вешняя вода с Камы была «зело велика». Куда было деться Усолке? Разлив дошел до Борка — поляны за кузницами по Чердынской дороге. Сейчас это первая остановка автобуса по направлению в Боровск. В память о таком большом разливе на Борке был поставлен крест. В 1717 году снова «на болотной стороне затопило мало не все улицы». Подмокла и соль в амбарах, стоявших на правом берегу. Обычно солепромышленники успевали погрузить ее на суда до «большой воды». На сей раз уровень реки поднялся очень быстро, и с погрузкой не успели.  Через девятнадцать лет ситуация повторилась — приготовленная к весенней отправке соль снова вымокла в амбарах и оказалась негодной. Солепромышленники потерпели значительные убытки. Заречные улицы той весной превратились в маленькую Венецию. Люди передвигались на лодках, жили на чердаках. Затопило даже вход в Крестовоздвиженский собор. В 1768 году большое, но кратковременное наводнение случилось от быстрого таяния снега. Снегопады в тот год были обильные, а весна стояла очень теплая, без ночных заморозков. Вода вновь доходила до ступеней в собор, но скоро отступила. И в 1785 году «подмокал» Крестовоздвиженский собор, и в 1810-м. Он единственный из соликамских храмов стоит на самом берегу. Вероятно, предполагая разливы Усолки, строители возвели его на «особливом фундаменте» — на продольных лежнях забитых в землю свай, что удерживает стены храма от разрушения. В 1810 году затопило даже большой мост рядом с собором, его пришлось спешно укреплять, чтобы не снесло водой. По заречным улицам опять передвигались на лодках. И через пятнадцать лет соликамцы снова взялись за весла. Разливы были и в 1824, и в 1825, и в 1856 годах. Последние значительные наводнения в Соликамске случились в 1902 и 1914 годах. В 1902 году широкий разлив Усолки почти достиг Борка, как двести лет назад. В 1914 году, в связи с большой водой, были даже остановлены солеваренные заводы. Ф.Н. Панаев, основатель метеостанций в Соликамске и Перми, в своей книге «Краткий географический очерк Соликамска» отмечал закономерность подобных явлений. По его наблюдениям, периодичность разливов Камы – 50 и 25 лет. И в это время в Соликамске обязательно происходит наводнение. Прочие разливы усольской воды связаны с другими явлениями, например, резким таянием снега или многонедельными проливными дождями. В соликамской летописи особо отмечено даже осеннее наводнение. В 1636 году зима наступила только на Рождество, а до того шли беспрерывные дожди, «и вода в реках была обильна, и высота их равнялась весеннему половодью». В тот год озимой хлеб на полях вымок, людям пришлось пахать и сеять зерно заново на праздник Введения (21 ноября по старому стилю). Предкам можно только посочувствовать и полюбоваться очередным разливом Усолки XXI века. Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3708 | Наверх ##
12 апреля 2023 12:44 САКРАЛЬНАЯ ТОПОГРАФИЯ СОЛИКАМСКА В КОНЦЕ XVI – НАЧАЛЕ XVII ВЕКАЧагин Георгий Николаевич. Советский и российский историк, этнолог, краевед. Автор свыше 500 научных и популярных публикаций, в том числе около 40 монографий. Заведующий кафедрой древней и новой истории России Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор исторических наук, профессор (1995—2018) Сакрализация окружающей среды – обязательная потребность в традиционном социуме. Она оформлялась множеством способов – архитектурой, искусством, храмонаречениями, часовнями, крестами, захоронениями, топонимами, источниками и др. Средством воплощения среды служит организация конфессиональной жизни. Создатели сакральной среды, как правило, наделяют ее еще историческим содержанием. В полное мере это свойственно Соликамску, сакральная топография которого отличалась двумя особенностями. Она ориентировалась на православие, которое исповедовало население города, и на важные исторические события, которые в нем происходили и воздействовали на духовную жизнь населения. Мы взялись за реконструкцию сакрального пространства Соликамска по писцовой книге 1624 г., а это значит, что оно формировалось на протяжении предшествующего XVI в., в конце которого в жизни города произошло важное событие. Отсюда начиналась открытая Артемием Бабиновым дорога в Сибирь во вновь строящийся г. Верхотурье, которая давала новый большой импульс в развитии Соликамска.В исследовательском процессе мы идем несколькими направлениями. Первым – литургическим, которое базируется на изучении богослужения. Вторым – реликтовым, восстанавливающим конкретную наполняемость культовых сооружений. Третьим – историко-архитектурным, опирающимся на взаимосвязь с историей храмов, приходов, городского пространства. К сожалению, наши источники на начало XVII в. не позволяют реконструировать прямые связи культовых сооружений с литургическими процессами и развитием почитания святых, однако некоторые важные вопросы нами проясняются. В первой четверти XVII в. Соликамск имел два собора, две приходские и две монастырские церкви. Одна церковь находилась на территории кремля. В посадской части города господствующее положение занимали деревянные соборы, наделенные почетным статусом (поэтому они и назывались соборами). Вознесенский Троицкий монастырьЛетний Свято-Троицкий собор выглядел величаво. Основной шатровый храм во имя Святой Троицы с приделом, посвященным святителю Николаю Чудотворцу, размещался на одном ярусе. Другая часть собора была двухэтажной. Верхний престол посвящался святому Иоанну Предтече, нижний – святым мученикам Борису и Глебу. Зимний собор посвящался Стефану Пермскому – основателю Пермской епархии с кафедрой в городке Усть-Вымь на р. Вычегде. Возникновение его состоялось в связи с канонизацией Русской Православной Церковью Стефана Пермского в 1549 г.. Собор был небольшим, без приделов, но убранство его, судя по описи 1624 г., выглядело достаточно богатым и разнообразным. Это объяснялось тем, что в зимнем соборе службы шли чаще, чем в летнем Свято-Троицком соборе. Помимо того, заметим, что в описи собор титуловался «храмом во имя Стефана Великопермского чудотворца», в чем нашло отражение особого почитания и признания заслуг Стефана Пермского. От его духовного наследника – епископа Пермского Ионы Пермь Великая в 1462 г. впервые приняла православие. Святитель Стефан Пермский **Согласно житию, Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 г. в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать священные книги и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должности канонарха (церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор) и чтеца.
В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Овладев богатой церковной культурой, святой Стефан страстно мечтал обратить зырян ко Христу.
Он составил азбуку языка зырян и перевел на него несколько церковных книг. За заслуги ростовский епископ Арсений (1374 – 1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к проповеднической деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую – Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ благословил его и посвятил в сан иеромонаха. В обратный путь он снабдил его антиминсами (антиминс – четырехугольный, из шелковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии), святым миром и богослужебными книгами, а князь Димитрий Донской дал ему охранные грамоты. В 1383 г. святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель имел свой подход к каждому, учитывал способности учеников с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых научил писать по-пермски. Приходские церкви обладали зимними и летними приделами. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы имела приделы в честь святой мученицы Параскевы Пятницы и Рождества Христова. Шатровая церковь во имя Климента папы Римского включала придел в честь страстотерпца Христова Георгия и зимний храм на нижнем ярусе во имя святого пророка Ильи.  Двухъярусной выглядела церковь во имя святого Архистратига Михаила Архангела на территории кремля (крепости), в которой престол во имя Архангела Михаила находился внизу, а престол во имя Спаса Нерукотворного образа – вверху.  Основной храм Вознесенского монастыря посвящался Вознесению Господню, а придел его – Благовещению Пресвятой Богородицы. Над святыми вратами возвышалась церковь во имя Михаила Малеина. По сведениям 1624 г., в семи соликамских храмах имелось 15 освященных престолов. Их именования можно объединить в следующие группы. Один престол посвящался Святой Троице, три – событиям из жизни Иисуса Христа (Рождество, Вознесение, Спас Нерукотворный), один – Богородице, десять – святым (Николай Чудотворец, Иоанн Предтеча, Борис и Глеб, Стефан Великопермский, Параскева Пятница, Климент папа Римский, Георгий Победоносец, пророк Илья, Архангел Михаил, Михаил Малеин). Убедительным свидетельством полноты духовной жизни служит пример почитания в Соликамске мученика Климента папы Римского. Находясь на Римской кафедре с 92 по 101 г., он занимался апостольской проповедью Иисуса Христа, имел успех в крещении населения. Император Торян обвинил его за то, что он «хулил языческих богов». За это его осудили и изгнали в Крым. Но там святой Климент продолжал проповедовать веру Христову, пока не был утоплен в море. С тех пор память о святом великомученике стала чтиться на Руси. Поэтому в начале XVII в. в Соликамске, как и в Чердыни, ему посвящалась церковь. Почитание первых русских святых Бориса и Глеба, в безвинной гибели которых Русская Православная Церковь усмотрела духовный подвиг ради веры, наглядно проявилось в посвященном им престоле в Свято-Троицком соборе. Сакральную идею храмов ярко воплощали иконостасы. Среди соликамских иконостасов начала XVII в. выделялся четырехъярусный иконостас Свято-Троицкого собора. Его «двери царские и северные», «деисус, праздники и пророки» были написаны «на золоте». Следующим богатым иконостасом являлся иконостас собора Стефана Великопермского. В деревянных храмах, судя по описи 1624 г., преобладали иконы Богоматери разных иконографических вариантов, но чаще образ Богоматери Одигитрии, а также иконы Спаса Нерукотворного, Николая Чудотворца, Архангела Михаила, Троицы. Образ Богоматери Одигитрии утверждал в сознании православного населения ее главное предназначение – путеводительницы (Одигитрия – по-гречески путеводительница). Богородица получила такое имя в Константинополе – столице Византии. Её образ широко расходился по землям древней Руси, когда Русь признавалась наследницей Византии. Как видно, с образом Богоматери Одигитрии осваивались и пермские земли, как только они оказались в составе Русского государства. Самым богатым собранием икон обладал Свято-Троицкий собор. В нем одним из лучших являлся образ Живоначальной Троицы. Как сообщается в описи 1624 г., он был «обложен серебром басменным, а у него прикладу пять венцов серебряные, сканые с финифты золочены, в одном венце три ренья жемчужные в низку большим и мелким жемчугом, а в двух венцах раковины и винисы, да три цаты с каменьем же, да цата низана жемчугом, да пять гривен серебряных, да гривна витая, пелена червчатая, камка низана жемчугом». Окладами украшались еще три особо чтимые иконы – Богородицы Неопалимой купины, Богородицы Одигитрии, Николая Чудотворца. Образ живописный в окладе чаще всего характеризуется в описи так: «Обложен серебром басменным, золочено», «образ окладной басменной». Чтимые иконы помимо окладов украшали венцами (нимбами), цатами, гривнами, серьгами, крестами, камнями и ризами, шитыми жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Иногда на одной иконе висело до шести венцов и десяти гривен, например, так было в церкви Архистратига Михаила. Об украшениях сохранилось в описи 1624 г. много сведений. Венцы и серьги часто выделялись цветными камнями, финифтью, шейные гривны серебряные и золоченые делались витыми, цаты с гравировкой подвешивались к венцам на цепочках. В благодарность за выздоровление некоторые иконы украшались привесками, изображавшими руки, ноги, глаза. В убор икон входили покровы и пелены. В описи названы «пелена червчатая камка низана жемчугом», «пелена шита разными шелки по червчатой камке, опушена камкою желтой», «пелена дороги лазоревы, опушена зенденью желтою» и др.. Драгоценными являлись подвесные пелены с лицевым шитьем, которые повторяли живописный вариант образа. О таком редком произведении собора Стефана Великопермского в описи 1624 г. читаем: «… пелена атлас бел, на ней шит образ Николы чудотворца». В обычае было возлагать покров по верху иконы, а пелену подвешивать сзади или по нижнему краю ее так, чтобы она свисала до пола. Кроме того, некоторые иконы помещались в резные киоты. Традиция украшения икон в православии давняя, она известна еще в Византии. Заступничество икон обязательно предполагало подношение им драгоценных окладов, привесок и пелен. Особо влияли на духовную жизнь населения города и паломников иконы, прославившиеся чудотворениями. Почетом пользовались нерукотворные образы Сретения и Спасителя, которые до помещения в церкви (первый – в Спасскую церковь, второй – в Свято-Троицкий собор), пребывали, как гласило местное предание, в уцелевшей башне от крепости города.  Согласно записанному преданию, в истории города был случай: пришли раз грабить его сибирские татары, и для защиты от них выставили оба образа. Враги приняли их за больших настоящих воинов (лики были написаны в натуральную величину) и со страху убежали. С тех пор в народе эти образы стали называть «башенными». Сначала в церкви Успения, затем в церкви Параскевы Пятницы и еще позднее в Воскресенской церкви (названные церкви возводились на месте сгоревших деревянных церквей) находилась чудотворная икона Параскевы Пятницы, в календарный день которой в городе справлялся главный праздник «Девятая Пятница» и в честь ее проводился крестный ход. Почиталась икона Сретения Господня, пребывавшая на аналое в Свято-Троицком соборе. Икона имела небольшие размеры. Вокруг сцены Сретения изображались двунадесятые праздники. Почитался аналойный складной образ Святителя Николая в Свято-Троицком соборе. История этого образа возводилась к событиям взятия Иваном IV Казани в 1552 г.. Когда царь подошел к Казани, соликамцы обратились к нему с просьбой помочь защитить их город от вражеских набегов сибирских народов. Но вместо войска царь пожаловал просителям икону Святителя Николая. Получив благословение, они привезли ее в Соликамск и поместили в Свято-Троицкий собор. У жителей Соликамска сформировалось представление о помощи иконы в защите города сначала от врагов, а затем и от любых несчастий. В 1624 г. икона описывалась так: «Образ на аналое Николы чудотворца в киоте обложен серебром чеканным, венец и цата чеканные ж золочены, в венце ж яхонт лазорев невелик, да в два лала, да в цате бирюза, да две винисы, да прикладу два золотых обнизано в две нити жемчугом средним, на притворах писаны господские праздники, обложены серебром басменным; пелена отлас бел, на ней шит образ Николы чудотворца, кругом пелены обнизано жемчугом средним. Пред образами свеча неугасимая в медной лампаде».  Аналойный образ Святителя Николая Чудотворца помещался в резном створчатом киоте с богатыми украшениями: серебряными позолоченными листами и накладками, бархатом, живописью. Икона дополнялась лицевой пеленой, также описанной в 1624 г.. Вокруг образа Николая Чудотворца размещался вышитый шелком тропарь Святителю. Причем текст, по наблюдению А.М. Луканина, был тем вариантом, который сохранялся в неисправленных, дониконовской печати книгах: «Правило вере и образ кротости, воздержанию учителя яви тя Господь стаду твоему, яже и вещем истинна, сего ради стяжав смирением высокая…» Городские богослужения в Соликамске дополнялись крестными ходами. Они наиболее точно воспроизводили историю и сложившуюся православную традицию. Самое подробное описание соликамских ходов составил А.М. Луканин в пору своей настоятельской деятельности в Соликамске в 1848-1853 гг.. Крестные ходы представляли собой народные шествия со священными предметами и молебнами, возглавляемые настоятелем Свято-Троицкого собора в особо почитаемые места города и его ближайшей округи. Соприкосновение с ними для паломников оказывалось апогеем духовной радости. Сложилась тесная связь крестных ходов с датами церковного календаря, с почитанием защитников города, павших в конце XV-XVI в. от набегов сибирских отрядов. Благодаря своим ярким храмам и святыням Соликамск воспринимался народом как град Божий, святое место, частица Святой Руси на Урале.  Невозможно установить дату первого крестного хода в день Параскевы Пятницы. Ее не смог выявить и священник А.М. Луканин. Он отдавал предпочтение исторической памяти «о положивших живот свой за веру и отчизну», с чем и мы согласны. Павшие за город, по словам летописцев, изначально воспринимались защитниками не только города, но и «острова спасения православия» на уральской земле. Очевидно, этот обычай возник по инициативе местного духовенства после третьего сожжения Соликамска в 1581 г. сибирским отрядом во главе с пелымским (сибирским) князем Кихеком. Не зря же это разорительное нападение оставило сильную печать в местной церковной истории. Со временем обычай хождения с крестом благословили епископы Вологодские и Великопермские, под покровительством которых Соликамск, как и вся пермская земля, стал пребывать с 1585 г..  Накануне «Девятой Пятницы» в Соликамск стекались жители ближних и дальних мест Соликамского и Чердынского уездов. Съезжались с товарами купцы, готовились местные торговцы. Из чердынского села Ныроб несли чудотворный образ Святителя Николая, а из пригородного села Городище – явленную икону Знамения Божией Матери.  Иконы влияли на чин праздничных богослужений, расширяли символическое пространство города, подчеркивали значение Соликамска как важного православного центра Северного Прикамья, что, несомненно, усиливало сходство города с другими признанными центрами православия. Подготовка к крестному ходу и церемония его проведения включали несколько статей. Под статьями в богослужении понимались службы и каноны, которые исполнялись в честь святого или праздника. Святые, поминаемые в статьях, подбирались в соответствии с символами мест, где проходил крестный ход. Обязательно включалась статья в честь праздника Параскевы Пятницы. В четверг, накануне «Девятой Пятницы», перед вечерней службой духовенство в сопровождении прихожан под звон колоколов выходило на окраину города совершить церемонию встречи выносных икон из сел Ныроба и Городища. Иконы приносились в Свято-Троицкий собор, и начиналось всенощное бдение – богослужение, состоящее из вечерни, утрени и первого часа. Оно длилось целую ночь и поэтому названо всенощным бдением или бодрствованием. Каждый прихожанин стремился не пропустить молебны в честь Богоматери, Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Рано утром в пятницу в соборе и во всех приходских церквях, за исключением Воскресенской, стоящей рядом с собором, начиналась литургическая служба. По ее окончанию в собор приходило все духовенство города. Крестный ход начинался с выноса икон, принесенных в Соликамск. Процессия подходила к каждой церкви города, останавливалась у алтаря для литийного (общего, усиленного) богослужения с чтением Евангелия в честь храма и после «осенения города крестом и освящения его водой» следовала к другой церкви. При его окончании обязательно исполнялась стихира Параскеве Пятнице. Завершался крестный ход у Свято-Троицкого собора благодарственным молебном Господу Богу за спасение города от вражеских нашествий. И хотя процессия не приближалась к могилам защитников города, как это было в других шествиях, темой из истории города крестный ход заканчивался. В целом Соликамск уподоблялся единому храму, в котором происходило собирание отдельных приходов. Соборный крестный ход признавался лучшим средством от напасти. По времени проведения, массовости и по выражению благодарности Богу его можно отнести к категории празднично-благодарственных крестных ходов. Праздничный день в честь Параскевы Пятницы завершался литургической службой в Воскресенской церкви перед ее образом, который находился здесь постоянно, в присутствии приносных сельских икон. Почитание икон из сел Ныроба и Городища продолжалось на следующий день в приходских церквях. Были случаи, когда благочестивые прихожане уносили иконы из церквей в свои дома и устраивали почитание аналогично церковному со всенощным бдением. Значение икон было велико и для сельских жителей. В Соликамске регулярно справлялся поминальный крестный ход в Семик – в четверг седьмой недели по Пасхе. Семик, как известно, являлся главным днем поминовения предков у населения Северного Прикамья. Таковым он остается во многих места и в наши дни. Причем, следуя традиции, в Семик обязательно поминали умерших неестественной смертью, так называемых «заложных покойников». Интересны подробности этого крестного хода. Под благовест жители собирались в Свято-Троицком соборе, откуда во главе с настоятелем собора посещали пять исторических могил города. Сначала процессия направлялась на кладбище, где поминали «православных воинов и всех за веру и отечество живот свой положивших». Далее участники крестного хода шли к могиле, находящейся в огороде городского жителя Рогожникова (по данным А.М. Луканина, относящимся к 1882 г.), оттуда – к могилам, находящимся вблизи Богоявленской, Воскресенской и Спасской церквей. Все шествовали со свечами. На могилах или невдалеке от них (некоторые места захоронений были заняты строениями) совершались литийные богослужения. Могила с захоронениями воинов в часовне, приписанной Богоявленской церкви, стояла на берегу р. Усолки (севернее церкви). В ней, судя по скопированному списку Пермской консисторией в начале XX в., находился мраморный гроб с надписью: «Упокой, Господи, со Святыми здесь погребенных христолюбивых воинов, положивших живот свой на защиту богоспасаемого града Соликамска во время опустошительного набега ногайских татар в 1581 году». На боку гроба была еще одна надпись: «Часовня построена в древние времена, а надмогильный памятник – в лето 1888 года при богоявленском старосте и градском голове И.П. Безукладникове». Возле Спасской церкви, напротив северо-восточного угла ограды, стояла каменная часовня, и в ней хранился древний деревянный крест, на котором было написано 38 имен воинов, «избиенных во время набега ногайских татар». От часовни Спасской церкви крестный ход направлялся еще к одной могиле, находившейся за городом, на левой стороне пермского тракта, где, по словам летописца и историков, «происходила битва соликамцев с татарами». Отсюда крестный ход возвращался к началу своего пути – в Свято-Троицкий собор. Надо полагать, что традиция почитания воинов и всех погибших за город возникла в XVI в., когда еще продолжались набеги неприятелей из Сибири. И то, что крестный ход закрепился за Семиком, обусловлено, как уже отмечали, древней православной традицией – воины погибли действительно неестественной смертью. Следующий крестный ход устраивался 8 июля в честь явления иконы Знамения Божией Матери, которая, как святыня, хранилась в церкви села Городища. Как известно, ее приносили в Соликамск на праздник Параскевы Пятницы. Выносную икону принято было оставлять в Соликамске до 8 июля – дня явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (летняя Казанская) и святого великомученика Прокопия. В этот день, когда многие православные организовывали коллективное посещение полей, икону Знамения Божией Матери несли крестным ходом в село Городище, заносили в храм, посвященный ей, а оттуда после литургической службы доставляли на место явления, которое находилось в лесу на расстоянии 6 верст. В часовне, поставленной на месте явления, именуемого в народе логами, совершалось благодарственное моление Богородице, водоосвящение, затем процессия возвращалась в храм села Городище. Этот крестный ход, если судить по времени освящения в селе Городище первого храма в честь Знамения Божией Матери, впервые мог быть организован в середине XVII в.. Еще один крестный ход в честь Богородицы совершался 8 сентября из Соликамска в пригородное село Усть-Боровское. Он был приурочен ко дню Рождества Богородицы, которой в местном храме посвящался главный престол. Какие-нибудь святыни во время крестного хода не почитались. Крестный ход имел исключительно праздничный характер. Праздничным являлся крестный ход, совершаемый в день святого Георгия, 23 апреля, жителями Соликамска в пригородную деревню Попово. О времени и причинах его учреждения ничего неизвестно. Примером преображения народных оградительных хождений в просительные крестные ходы явился самый поздний по времени учреждения крестный ход, совершаемый в Соликамске на неделе всех святых из Свято-Троицкого собора в часовню святителя Николая, находящуюся на окраине города. Эту часовню жители назвали «башенною», поскольку она была воздвигнута на месте долго стоявшей городской оборонительной башни. В характеристике крестных ходов для нас важны данные, что память о духовных покровителях Соликамска, святыне кладбищ, могилах защитников побуждала православных христиан поддерживать здесь памятники – церкви, часовни, кресты. По древним преданиям водружение креста соединялось с началом проповеди и служило знаком будущего или начинающегося торжества православия над неверием. Скажем еще, что водруженный крест служил источником ободрения, утешения, в нем чувствовали спасительную силу от бед и напастей, врагов видимых и не видимых. К сожалению, у нас нет источников для реконструкции бытовых сторон крестных ходов. При наличии их можно было бы более полно показать народное представление о паломничестве – подготовку к нему, бытовую атрибутику, костюм, питание, поведенческие нормы людей разных сословий и даже проявление наряду с религиозностью признаков этнического свойства. Благодаря этому, несомненно, заявленная тема выглядела бы более содержательной.  Приведенные материалы в целом позволили реконструировать связи церковной архитектуры, престолы храмов и историю города. Хождение в праздники и памятные события церковной и светской жизни от собора к городским, а в некоторых случаях и сельским храмам служит актом собирания сакрального пространства воедино. То же единство городских приходов знаменовали литии, которые совершал настоятель Свято-Троицкого собора в праздники престолов. Литии служили и освящением пространства города вне храма. Таким образом, все приближалось к главному значению – по будням и праздникам организовывать духовную жизнь в исторически сложившемся сакральном пространстве Соликамска. Эта традиция жила долго, пока не началось закрытие храмов и отторжение православной веры из сознания людей. В заключении остается отметить, что изложенный материал и его обобщение по ранней сакральной топографии Соликамска вполне сопоставим с поздним вариантом сакрализации городского пространства. И это закономерно, поскольку нынешние каменные церкви преимущественно заменили прежние деревянные, как целиком в самостоятельные церкви, так и в качестве внутренних престолов. В таком случае передавалась и ранняя традиция формирования и использования сакрального пространства. Если разрабатывать экскурсионные маршруты по нынешним храмам Соликамска, то непременно следует наполнять их тем символическим обоснованием, истоки которого лежат в ранней сакрализации города. Тема эта по своему духовному содержанию многосторонняя, и она еще ожидает исследователей и экскурсоводов. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (2) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3708 | Наверх ##
24 апреля 2023 11:47 Спортивная жизнь Соликамска в первой половине ХХ века В здоровом теле – здоровый дух! Как много в этом лозунге слышится из далекого советского прошлого. Тому, чтобы уделять большое внимание физической подготовке и спорту в целом, послужили гражданская война и революционные события происходящие на всей территории России. Вновь образовавшемуся молодому Государству нужны были здоровые, сильные, ловкие, быстрые и выносливые воины, готовые встать на защиту своего Отечества. Каждый молодой человек советской страны, который готов быть активным участником строительства нового коммунистического общества, должен понимать, что данные навыки можно приобрести, занимаясь физической культурой и спортом. Так и в Соликамске развитие физкультурного движения шло в ногу со временем. С открытием Верхнекамских калийных месторождений происходит резкий толчок в развитии промышленности. В Соликамске начинается строительство градообразующих предприятий города, которое непосредственно влияет на развитие спортивного движения. Строятся новые спортивные сооружения, стадионы, обустраиваются школы, детские площадки, городские территории, на которых устанавливаются спортивные снаряды в основном силами комсомольцев. С введением норм ГТО (готов к труду и обороне) и БГТО (будь готов к труду и обороне (для подростков), Соликамский Горисполком требует от городского комитета по делам физкультуры и спорта уделять большое внимание развитию спортивных секций, для вовлечения в них молодежи. Любимой командной игрой в Соликамске был футбол. В 1925 году не имея спортивной площадки, местные футболисты гоняли мяч по городской площади у сада. В 1932 году по Постановлению Президиума Соликамского Горсовета, для развертывания дальнейшей работы физкультуры при Горсовете был организован Совет Физкультуры в составе: инструктора физкультуры – т. Панова, Горздравотдела – т. Елманова, Райвоенкомата – т. Филиппова, мед.персонала – т. Корякиной, представителей от Союза горнорабочих, строителей, ВЛКСМ. С конца 1920-х развернулось обширное строительство на поселке Калиец. В 30-е годы на стадионе поселка Калиец проводились спортивные праздники. Руководил всей спортивной работой Иван Лазарев. В этот же период в Соликамске стали образовываться добровольные спортивные общества (ДСО), члены которых состояли в основном из рабочей молодежи: «Калийщик», затем «Химик», «Буревестник», «Учитель», «Динамо», «Спартак», коллективы школ города. Все больше молодых комсомольцев получают очень значимые значки ГТО. В школах спортивного инвентаря было мало. Устраивали свои соревнования по таким видам спорта как легкая атлетика, коньки, теннис, шашки, шахматы, лыжи. Очень хорошо был развит туризм. Дополнительно на спортивные секции школы и ПТУ направляли учащихся в секции предприятий, но там инвентарь на прокат выдавался только своим работникам. В период каникул для учащихся школ и училищ были разработаны планы, в которые помимо культурного досуга были включены занятия в кружках и секциях со спортивным уклоном, а также военизированные соревнования. Постановлением Президиума Горсовета от 23.12.1936 года принято решение об устройстве катка в городе на базарной площади. Для этого в пятидневный срок, структурным подразделениям было необходимо: установить столбы и провести освещение площади катка; выделить по одной лошади для устройства катка; изыскать средства с профсоюзов на приобретение культоборудования; организовать ремонт помещения внизу церкви, подготовив его под базу физкультуры и теплушку катка; договориться с учащимися старших классов и педтехникума об участии в устройстве катка; подыскать и нанять сторожа катка. 18 мая 1939 года состоялась первая спортивная эстафета имени газеты Соликамский рабочий по маршруту куб Горняков-Город-клуб Горняков. Первой преодолела и получила переходящее Красное Знамя команда коллектива «Калийщик» (25 мин. 10 сек), второе место заняла команда спортобщества «Динамо» (26 мин. 22 сек.) Традиция существующая с 1939 года и до наших дней – легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Соликамский рабочий» с каждым годом наращивала количество команд участников.В связи с вступлением в силу о всеобщей воинской обязанности соликамские рабочие, служащие и ИТР совершили поход в противогазах. А рабочие Боровского сользавода 45 минут проработали в противогазах. К обороне готовились абсолютно все, в том числе и домохозяйки, был создан кружок ворошиловских стрелков. Во время войны, хоть и устраивались спортивные соревнования, но все-таки, организация физкультурной работы в городе пошатнулась: «…комитет по делам физкультуры и спорта, как таковой распался, руководители бюро физ-ры на местах не подобраны, спортинвентарь расхищается, государственный план 1943 г. по подготовке значкистов сорван, к зимнему сезону 1943-44 г. физкультурные организации не готовы…». За время летнего профсоюзно-комсомольского кросса 1944 года в соревновании по бегу и метанию гранаты 69 человек из 80 сдали нормы. Первые годы после войны были достаточно тяжелые, т.к. требовалось восстанавливать большую часть заброшенных спортивных сооружений. В городском Совете Физической Культуры и Спорта один за другим сменяются председатели, которые по Решениям Исполкома не справляются со своей работой. В мае 1947 года на очередном заседании бюро ГК ВКП(б) после доклада председателя ГК по делам Физкультуры и Спорта тов. Пыстогова, городской комитет партии обязал Директора калийного комбината провести ремонт стадиона на поселке Калиец и обеспечить в мае его открытие. Руководству магниевого завода подготовить и открыть парк культуры и отдыха уже к концу мая. Директору Бумажного комбината и начальнику Бумстроя предложено немедленно приступить к строительству стадиона «Бумажник», а зав. Горкомхозом предложено привести в порядок заречный сад города. В этот период Соликамск по массовости спорта отстал от других городов области, поэтому задачи были поставлены жесткие. Член ДСО «Спартак» В. Мелькова становится чемпионом области по лыжам 1947 года. ДСО «Спартак» районный совет общества, избранный в октябре 1946 года объединил в себе 7 физкультурных коллективов (120 членов). В начале года «Спартак» занимал по городу по техническим показателям занимал лишь 5 место, то к концу закрытия зимнего сезона он уверенно вышел вперед, за что был вручен переходящий приз ГК по делам физкультуры и спорта. Сообщество ставит перед собой определенные задачи (установить спортснаряды, перекладины, канаты, кольца, сделать баскетбольную и волейбольную площадки, расчистить беговые дорожки и прыжковые ямы). Для повышения качества работы городской комитет по делам физкультуры и спорта отправлял на курсы и семинары повышения квалификации инструкторов-общественников по лыжному спорту. Соревнования продумывались до мелочей и обязательно носили не только оздоровительный, но и просветительский характер. Так в конце года, учащиеся ремесленного училища №10, под руководством отличника и комсомольца т. Фомина, разработали маршрут пос. Калиец – г. Березники. Но команда не только прошла маршрут, но и провела в колхозах беседы о дне выборов в местные Советы, а также проверила линии связи до г. Березники. А физкультурники Боровского завода совершили лыжный поход в д.Кокорино и доставили на избирательный участок предвыборную литературу, фотовыставку и газеты. Активное участие во всесоюзном комсомольском кроссе, с целью вовлечения молодежи в занятия легкой атлетикой и сдачу норм на значки ГТО и БГТО. Соревнования проводятся в беге по пересеченной местности на дистанции от 500 до 3000 метров в зависимости от пола и возраста соревнующихся. Футболисты Соликамска становятся победителями в играх на первенство области, которое проходило на стадионе «Химик», 24 июля 1947 года, сыграв 2 игры с футболистами г. Половники со счетом 9:0 и с футболистами г. Березники одержали победу со счетом 5:0. Наша команда в основном состоит из спортсменов клуба «Динамо». В ноябре этого же года поднимается вопрос о развитии зимних видов спорта, а конкретно о строительстве катков. В Соликамске в этот период занимались: лыжными гонками, легкой атлетикой, шахматами и шашками, боксом, велоспортом, конькобежным спортом, хоккеем с мячом, футболом, штангой, гиревым спортом, волейболом, баскетболом, стрелковым спортом, туризмом. В районе Ключиков вскоре будет работать лыжная база и учебный трамплин.Из бюджета города выделялись средства на улучшение уровня физкультурной работы в городе, но обслуживание спортивных объектов и инвентаря происходило силами самих спортсменов-физкультурников. Для этого организовывались субботники, во время которых выполнялись земляные работы, осуществлялся пошив спортивной формы, производилось изготовление лыжных палок и крепежей для лыж, расчистка катка и т.п. Каждый год утверждались и согласовывались планы работы физкульткомитета, а по итогам года лучшие спортсмены отмечались наградами. Во второй половине ХХ века Соликамск ждут новые спортивные достижения и открытия. Подготовлено по материалам архива СГО и фондов СКМ Автор: научный сотрудник Назар Ольга Викторовна. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3708 | Наверх ##
28 апреля 2023 12:34 28 апреля 2023 12:36 НА КАКОМ МЕСТЕ СТОИТ СОЛИКАМСК.jpeg) Мы уже привыкли считать, что г. Соликамск с момента возникновения и по сегодняшний день стоит на одном месте. Но так ли все однозначно? Город впервые упоминается в русских летописях под 1506 годом. «Лета 7014 пришедши из Тюмени на Великую Пермь ратью сибирский царь Кулуг Салтан и без вести приступиша. Чердыню не взял, а землю Нижнюю воевал всю, в Усолье на Камском варенцы пожегл, цырны разорив, а пермяков и русаков вывел и посекл…». Какую информацию можно почерпнуть из этого летописного сообщения? Город назван так: Усолье-на-Камском, и, следовательно, располагалось поселение на берегу р. Камы или в непосредственной близости от реки. Иначе бы термин «на Камском» звучал как-нибудь по-иному. «Усолье» – географической привязкой служить не может, т. к. термином «усолье» на севере называли тип поселения, а именно – поселок солеваров,или место, где добывали соль, или место, где есть выходы соленых источников. Еще из этого сообщения ясно, что здесь были соляные варницы. Плюс к этому из сообщения ясно, что в городе жили и русские, и коми-пермяки. И последнее, если брать за основу только эти строки, понятно, что поселение Усолье на Камском возникло не год и не два назад. Чтоб построить варницы, пробурить скважины, поставить трубы, требуется лет 10–15. Чтобы продвигаться в поисках истины дальше, выясним, какие вообще существуют версии, гипотезы о местонахождении первогорода Соликамска. Общепринятая версия (назовем ее первой) о возникновении русского поселения, названного Соликамском, на нынешнем месте имеет уязвимые места. На территории исторического центра города неоднократно проводились археологические раскопки. В результате найдены культурные слои и находки, относящиеся к разным временам, эпохам. Встречались находки конца XI – начала XII, XIII–XIV, конца XVI, XVII, XVIII, XIX веков. Но вот парадокс: нигде, ни разу не встречался не только слой, но даже отдельные находки, которые можно было датировать XV – первой половиной XVI века. Если предположить,что они полностью уничтожены более поздними постройками,то тогда непонятно, как сохранились предметы, которые старше на 300–400 лет. И второе: исторический центр города находится почти в четырех километрах от р. Камы, и такое поселение можно назвать «на Камском» с очень большой натяжкой. Вторая версия, Городищенская. Она предполагает, что первое русское поселение возникло на р. Усолке, но выше по течению,там, где сейчас стоит с. Городище. Почему возникло такое предположение?  На берегу Усолки, на западной окраине села, есть мыс, называемый Русский. Подобное название могло появиться только в то время, когда русское население жило здесь в иноязычном окружении, т. е. когда нигде рядом не было других русских поселений. Какой смысл называть что-либо «русский», если всюду живут русские! Здесь же, на мысу Русский, найдены фрагменты русской керамики, пищальные кремни, которые можно датировать как минимум первой половиной XVI века. К тому же земли по р. Усолке в те времена были землей пограничной, и возводить солепромыслы, не имея рядом крепости, было в те неспокойные годы по крайней мере неразумным. А здесь ряд ом, на соседнем мысу, стояла крепость.  Но и в этой гипотезе (версии) есть свой минус. Городище находится от Камы еще на пять километров дальше, чем исторический центр Соликамска. Поэтому назвать его «на Камском» еще более проблематично, да к тому же в непосредственной близости от с. Городище нет следов солеваренных промыслов. Хотя здесь есть одна зацепка. Во время раскопок 1981 года, которые проводил профессор А. М. Белавин, были найдены фрагменты большой (в радиусе) железной сковороды. Андрей Михайлович предположил, что это вполне может быть чрен для выпарки соли. Версия третья, Верх-Боровская. Русское поселение возникло вначале на р. Боровой, а уж потом было перенесено на р. Усолку. Источник появления этой версии известен, наверное, всем – это книга В. Н. Берха «Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей». Но вряд ли эта гипотеза верна, уж слишком далеко находится это место от Камы. Мы позволим себе выдвинуть четвертую гипотезу. По нашему редположению, русское поселение, которое получило название Усолье на Камском, первоначально возникло на месте Эсперова городища. (Это укрепленное поселение находилось на правом берегу р. Камы, между нынешними пос. Тетерино и д. Тетерина.) Самые ранние русские находки, которые были найдены на этом памятнике, датируются концом XIV – началом XV века. В те времена это было крупное, хорошо укрепленное поселение, имевшее две линии земляных и деревянных укреплений. Исчезает поселение в начале – середине XVI столетия. И после этого, со второй половины XVI века, фиксируются русские находки на территории современного города Соликамска. К Эсперову городищу, как ни к какому другому поселению, подходит название «на Камском», т. к. стояло оно непосредственно на берегу р. Камы. * По легенде, городище было построено Миной и Эксперой (Перой) — богатырями-защитниками Перми Великой.Городище расположено на правом берегу Камы, напротив Соликамска, у села Тетерино на горе Минин Утюг (Минина гора).И еще одно – в верхнем культурном слое встречаются одновременно как русские находки, так и родановские, причем внутри жилищ. То есть здесь тогда, в XV – начале XVI века, жило смешанное население – и пермяки и русские, что и зафиксировала летопись.  Если же построить логическую цепочку, то можно предположить,что Усолье на Камском первоначально возникло на месте родановского поселения на Эсперовом городище, а а после его разорения в 1506 или 1547 году было перенесено на место современного Соликамска. На сегодня этой гипотезе не хватает одного звена: рядом с городищем пока не найдено следов «варниц», уничтоженных Култук-Салтаном. Но тем не менее по сравнению с прочими гипотезами наша версия имеет большие преимущества. Источник:Бординских Г. А. Пермь Великая – Terra Incognita: рассказы по истории / Г. А. Бординских. — СПб.: Маматов, 2014 --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3708 | Наверх ##
4 мая 2023 13:37 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Дьякон Александр Ипатов Из послужного списка за 1917 год известно, что Александр Евфимович Ипатов — сын мещанина города Казани 42 лет. В марте 1888 года он окончил Казанское городское 4-х классное училище. С июня месяца 1892 года Александр Ипатов находился в Соликамском Свято-Троицком мужском монастыре в числе «бельцов на искусе», т. е. на испытании. Послушник Ипатов жил в монастыре до 1898 года.2 Неизвестно, по какой причине он оказался среди послушников, но вероятно именно в эти годы пребывания в стенах Соликамского монастыря было принято решение посвятить свою жизнь служению Богу. После испытания на звание псаломщика в экзаменационной комиссии при Пермской Стефановской школе, с 27 мая 1898 года Ипатов стал исполнять должность псаломщика при Артинской Введенской православной церкви. Указом Пермской Духовной консистории за № 8060 в 1899 году А.Е. Ипатов был принят в духовное звание и утверждён в должности псаломщика. В годы службы в Артинской церкви он женился на Александре Петровне Хрущёвой. 10 сентября 1900 года псаломщик церкви Артинского завода Красноуфимского уезда Александр Ипатов был награждён стихарём. В стихарь он был посвящен 14 сентября Преосвященнейшим Епископом Петром (Лосевым).  Ипатов А.Е. с женой Александрой Петровной и дочерью 24 марта 1906 года отец Александр, по ходатайству причта, старосты и прихожан, перемещён к Свято-Троицкому градо-Красноуфимскому собору. 17 сентября 1906 года рукоположен Преосвященнейшим Епископом Никанором (Надеждиным) в сан дьякона с оставлением на псаломщической вакансии при том же соборе. 31 марта 1908 года дьякон Ипатов перемещён указом Преосвященнейшего Епископа Никанора за № 766 к градо- Соликамской Спасской церкви на псаломщическую вакансию. В Соликамске отец Александр начинает преподавательскую деятельность — 17 февраля 1911года резолюцией Преосвященнейшего епископа Палладия (Добронравова) он был утверждён законоучителем Поповского земского начального училища. За усердное и умелое преподавание Закона Божия в этом училище епархиальное начальство неоднократно выражало ему благодарность. С 1916 по 1917 г. дьякон Александр Ипатов состоял законоучителем земского начального училища в д. Чувашева Соликамского уезда. Александр Евфимьевич Ипатов был расстрелян красногвардейцами в ходе массовых репрессий в Пермской губернии 21(8 ст.ст.) сентября 1918 года. Священномученик Александр был прославлен в лике святых Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Со слов дочери сщмч. Ипатова Елены Александровны, «в семье говорили, что отца при белых перезахоронили по-человечески в Соликамске, вроде бы у Спасской церкви». Это даёт нам возможность предположить, что отца Александра расстреляли и похоронили в Соликамске. Время тогда было тяжёлое для транспортировки тела убитогоотца дьякона из Перми в Соликамск для перезахоронения. После его гибели осиротела семья, которая состояла из жены Александры Петровны, 38 лет, и детей: Веры 13 лет, Галины 11 лет, Зинаиды 7 лет, Елены 4 лет и Вадима 2 лет. Семья находилась в тяжелом положении. Собственного дома у Ипатовых не было, из церковного их выселила новая власть, и им пришлось жить на съемной квартире. Вдова дьякона, Александра Ипатова, изыскивала средства к существованию продажей личного имущества; не оставляли ее помощью и крестьяне. Пережитое потрясение не прошло для Александры Петровны бесследно и привело к нервному расстройству. Здоровье матушки было подорвано, и в 1933 году она скончалась.Дочь Галина окончила семилетку, работала счетоводом сначала на калийном руднике, потом в начальной школе, а после Великой Отечественной войны пела на клиросе Богоявленской церкви до её закрытия. Другая дочь, Зинаида, ещё при жизни матери была отдана на воспитание в другую семью, где ей сменили отчество. Зинаида Ивановна окончила начальную школу и курсы медсестёр. Работала в Соликамской больнице и в больнице при Усольлаге медсестрой. Елена Александровна окончила начальную школу 4-х летку и 7 групп ФЗС; до конца школу не окончила из-за тяжёлого материального положения в семье: мать была больна и не работала. Так и не доучившись, Елена со школьной скамьи ушла работать в горный цех калийного рудника, с 1932 года работала счетоводом в бухгалтерии калийного рудника. Судьба старшей дочери, Веры Александровны, неизвестна. Единственный сын отца Александра, Вадим, скончался во младенчестве, так фамилия дьякона Ипатова по мужской линии прервалась. Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3708 | Наверх ##
5 мая 2023 13:04 5 мая 2023 13:35 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Новомученик епископ Феофан Соликамский Будущий епископ Феофан родился в 1867 г. в Саратовской губернии, в селе Содом, в семье бедного дьячка Петра и рабы Божией Анны. Младенца при крещении нарекли Сергием. В 1888 г. Сергий Ильменский оканчивает Саратовскую духовную семинарию и поступает на первый курс Казанской духовной академии. Спустя много лет он рассказывал: «В семинарии желание моё идти в священники не только не прошло, — наоборот, под влиянием одной чудной книги «Письма о должностях священного сана», с которой я не расстаюсь и сейчас, созрело в непременную решимость быть священником, и притом в селе!» По окончании Академии в 1892 г. кандидат богословия Сергий Ильменский зачисляется преподавателем Саратовского епархиального женского училища. К этому времени он женится, у него появляется дочка Мария.В 1894 г. будущий архипастырь рукоположен в сан священника к кафедральному собору Саратова.В 1911 г. о. Сергий был возведён в сан протоиерея. С 4 сентября 1911 г. по предложению правящего архиерея епископа Гермогена он — исполняющий должность редактора «Саратовского Духовного Вестника». Был также благочинным домовых церквей Саратова. Отец Сергий много публикуется и постоянно проповедует в Саратовском кафедральном соборе и других храмах города. Монашеский постриг на Валааме Пастырское слово о. Сергия всегда было прямым. Но 1 июня 1914 г. в «Саратовском духовном вестнике» выходит последняя статья редактора: «Чем должен быть наш епархиальный орган?» Читатель узнаёт, что протоиерей Сергий уезжает и поступает в обитель преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Оказывается, ещё в 1913 г., когда мать была похоронена, а дочь получила достойное воспитание, о. Сергий, согласно прошению, был зачислен в братство Валаамского монастыря... Впереди светил древний Валаам. Отец Сергий рассказывал: «Раннее вдовство, по-видимому, указывало мне путь к монашеству, но было нечто задерживающее, привязывающее меня к миру; — на моем попечении оставались престарелая мать и дитя — дочь! И вот я остался в мiру. Очевидно, надо было глубже изучить окружавшую меня жизнь, прислушаться к движению собственной души, и долго, долго работать над ней в области нравственного воспитания. Светлые порывы души, под влиянием Небесных благодатных впечатлений священства, хорошие минуты духовных переживаний в общении с юношеством, особенно в храмах Божиих за богослужением и беседами... сменялись минутами уныния, забвения, нерадения, малодушия, какой-то безотчетной тоски... Но бодрствующая Десница Божия всегда вовремя приходила на помощь посылала вовремя средства, исцелявшие душу мою от лютых недугов — физические и нравственные потрясения, за которыми всегда слышались: «Маловере, почто усомнился еси». (Мф. 14, 32). Теперь я познал сладость изречения: «Сын мой! Не пренебрегай наказанием Божиим. Его же любит Господь, наказует. Биет, его же приемлет...» [Евр. 12. 6]. *** Но вот я свободен! Мать похоронена, дочь воспитана! Чудный дивный Валаам привлек моё внимание, и в святой обители его думал найти себе убежище и покой от бурных волн житейского моря. Здесь мечтал я напитать многомятежную душу мою благодатными впечатлениями иночества в ежедневном общении с храмом Божиим и со словом Божиим и с другими душеспасительными книгами в безмолвной келье, чтобы здесь в святой обители во имя Преображения Господня, по молитвам и предстательству Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, приготовить себя к Небесному Фавору». *** Август на Валааме незабываем. Радостен праздником Соборного храма в честь Преображения Господня. После отдания праздника Преображения, 14/27 августа, в Соборе предпразднество Успения Пресвятой Богородицы и пострижение о. Сергия в монашество с именем Феофан. Радость праздников была тревожной. Война грозила неисчислимыми бедствиями Отечеству. «Известие об объявлении войны... было получено на Валааме в самый Ильин день 1914 года.... Утром следующего дня все состоявшие в запасе братья и послушники, причастившись в Соборе св. Христовых Таинств, отправились на пристань, провожаемые всею братиею. Произошло трогательное и незабвенное прощание со всеми, отправляющимися на войну. Многие из этих воинов-иноков уже более не возвращались в родную обитель, так как легли костьми на поле брани за Русь Святую». 14 сентября 1914 г. епископом Сердобольским Серафимом о. Феофан возводится в сан архимандрита.*** В октябре Духовная консистория предписывает игумену Маврикию исключить архимандрита Феофана из братства монастыря в виду назначения в Балашов.Отец архимандрит вспоминает: «Но недолго, очень недолго пришлось мне пожить здесь в общении со святой обителью, со старцами её и любвеобильным игуменом о. Маврикием, от руки которого Господь сподобил меня принять пострижение. Господь призвал меня к служению воспитанию духовного юношества...» Служение в Саратовской и Пермской епархияхВ родную Саратовскую епархию архимандрит Феофан возвращается на должность смотрителя Балашовского духовного училища. Под руководством нового правящего архиерея епископа Палладия он открывает в Балашовском уезде миссионерские курсы. Он призывает православных воспользоваться курсами, чтобы «научиться дать отчёт в своём уповании, а в случае нужды — отпор врагам Церкви Православной». Пермь. Вид на Духовную семинарию и Свято-Троицкий кафедральный собор. Фото начала ХХ века.В сентябре 1916 г. архимандрит Феофан назначен ректором Пермской духовной семинарии. Прибыв пароходом в Пермь, он обратился с амвона к своим новым подопечным и воспитанникам со словами: «Я — ничто, всё благое во мне соделывает благодать Божия. Готов потрудиться при содействии и помощи сей благодати и среди вас. Будем назидать друг друга, дабы соделаться нам живыми камнями в здании Церкви Господа Иисуса Христа». Простота и сердечность, отеческая забота о нуждах своих учащихся стяжали архимандриту Феофану всеобщую любовь. Квартира ректора становится открытой для питомцев семинарии. На квартире о. ректора собирается проповеднический кружок, учащиеся в домашней обстановке познают азы миссионерского дела. Среди преподавателей — достойнейшие наставники православной веры и будущие архипастыри Церкви. Духовная семинария стоит на высоком берегу широкой Камы, рядом кафедральный собор и архиерейский дом. Место красивое и возвышенное во всяком смысле. Епископ Пермский Андроник — частый гость семинаристов, вместе с отцом ректором он посещает учебные занятия. Остались такие строки о пермском служении архимандрита Феофана: «Простота, сердечность, отеческая заботливость о нуждах учащейся детворы в Балашовском духовном училище, а равно и в других учебных заведениях, стяжали о. архимандриту общую любовь, всегда тепло и ярко проявлявшуюся. И душа нашего Пермского семинарского юношества также была близка, понятна и дорога бывшему о. ректору, архимандриту Феофану, несмотря на короткое время службы его в семинарии. Воспитанники семинарии скоро узнали доступность, простоту и истинно монашескую набожность своего ректора и сейчас же пошли к нему со своими печалями, нуждами и школьными заботами...» Заслуги архимандрита Феофана в деле воспитания юношества были отмечены орденом св. Анны 3-й степени. Епископ Соликамский25 февраля 1917 г. в Крестовой церкви Архиерейского дома состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа Соликамского, викария епископа Пермского.На следующий день в Спасо-Преображенском кафедральном соборе была совершена архиерейская хиротония. Таинство совершили епископ Пермский Андроник (Никольский), епископ Глазовский Павел (Поспелов), епископ Барнаульский Гавриил (Воеводин), епископ Петропавловский Мефодий (Красноперов) и епископ Челябинский Серафим (Александров) при 12 архимандритах. Епископу Феофану был вручен посох святого Стефана Пермского. В день хиротонии епископа Феофана (он сидит справа). Второй слева — будущий новомученик епископ Пермский Андроник (Никольский), 26 февраля 1917 г.Местожительство викарного епископа — г. Соликамск, где он пребывает на правах настоятеля Свято-Троицкого монастыря, в его подчинение входили северные уезды: Соликамский и Чердынский. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами епархии и паствой, он обошел свое викариатство пешком. Современники свидетельствовали, что епископ был великим молитвенником и постником и, подобно архиепископу Андронику, бесстрашным обличителем безбожия. Став епископом Соликамским, он за пределы викариатства почти не выезжал, погруженный в дела благоустроения вверенных ему приходов. Но пребывание епископа Феофана в Соликамске будет недолгим: около полугода. После отбытия епископа Пермского Андроника на Поместный Собор владыка Феофан возвращается 9 августа 1917 г. в Пермь и исполняет обязанности по управлению епархией. 4 февраля он возглавляет небывалый по многолюдству крестный ход, проводимый в связи с гонениями безбожных властей на Церковь. В Перми происходят грабежи святых обителей. Город обретает своих мучеников и страстотерпцев. 15 марта 1918 г. официально распущена Пермская духовная семинария; в этот же день ЧК заявляет себя как орган советской власти в Перми.11 апреля в Пермь навсегда возвращается владыка Андроник. Здесь он встретит свою последнюю Пасху. Здесь 7/20 июня 1918 г. власти тайно расправятся со святителем. Мученическая кончина 22 июня епископ Феофан принял управление Пермской епархией. Именно в это время из северных уездов губернии стали поступать известия об арестах и казнях священников. По самым скромным подсчетам, жертвами «красного террора» в 1918 году стали 19 священнослужителей Соликамского викариатства. Получая трагические известия, Владыка сердечно молился за арестованных и погибших. Летом уже повсеместно начались расстрелы и аресты священнослужителей, конфискации церковного имущества и обыски в архиерейском доме стали привычным явлением. Вскоре, в конце лета 1918 г., он и сам был арестован. *** За несколько дней до взятия Перми Сибирскими войсками, 24 декабря 1918 г., в тюрьму, где томился епископ, пришли представители ЧК и увели девять заключенных — епископа Феофана, трёх священников и пятерых мирян. Стоял тридцатиградусный мороз. Большевики привели владыку Феофана и других осужденных на берег уже замерзшей реки Камы. Здесь одни срывали со своей жертвы одежды, а другие заплетали волосы епископа в косички, чтобы, связав их между собой, продеть под них жердь и приподнять таким способом свою жертву на воздух. Прорубь для казни приготовляли другие мучители. По обе стороны проруби появились скамейки, на которые встали два палача. Держа шест, продетый под волосы, за концы стали постепенно опускать в прорубь, с тем, чтобы через полминуты поднять его над прорубью и снова опустить в ледяную воду Камы, сменяя друг друга. Через 15-20 минут, тело владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик всё ещё оставался жив. Многочисленные свидетели, среди которых были и почитатели замученного епископа, видели всё это. Вместе с владыкой Феофаном были утоплены священники и миряне.*** 14 марта 1918 г., отвечая на вопрос о возможном захвате земель монастырей, епископ Феофан писал: «А на злобу и вражду к нам тех, кто оказался орудием Божьего наказания на нас, не будем отвечать тем же: будем молиться и за врагов, да простит им Господь, не ведят бо, что творят. Будем молиться и да укротит Господь ярость их на нас и силою молитвы и примером доброй христианской жизни нашей да преложит непримиримые сердца их к примирению и братолюбию». _______ Источники: 1) «Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских». Сост. В. Королёв. Фрязино, 1998. С. 73–76. 2) Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2». Тверь. 2001. С. 451–452. 3) «Новые мученики Российские». Часть 2. Сост. прот. М. Польский. С. 282–283. © Трудами братии Валаамского монастыря --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3364 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3708 | Наверх ##
6 мая 2023 9:23 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.
Протоиерей В.В. Боголюбов
Судьбы некоторых из соликамских священников после Гражданской войны остаются неизвестны, погибли они или сменили место жительства, а может, просто оставили службу. Исходя из состава причтов Соликамских церквей можно установить, кто служил на период начала Гражданской войны, но сложно установить дальнейший жизненный путь этих священно- и церковнослужителей.
Так, причт Соликамской Спасо-Преображенской церкви на 1918 год состоял из священника Василия Васильевича Боголюбова и дьякона Василия Стефановича Воскресенского.
Дьякон Воскресенский был убит красногвардейцами осенью 1918 года. В.В. Боголюбов в списках погибших не значился, и судьба его была неизвестна. В результате длительного поиска и сбора информации мне удалось найти Елену Константиновну Полевичек, внучку священника В.В. Боголюбова и дочь известного уральского писателя и преподавателя факультета журналистики Уральского Университета Константина Васильевича Боголюбова. В результате мы обменялись информацией и материалами, в частности, Елена Константиновна передала Соликамскому музею послужной список своего деда, В.В Боголюбова. Сведя информацию, удалось восстановить жизненный путь одного из соликамских священников и его родных.
В.В. Боголюбов родился в селе Кызьва Оханского уезда 20 февраля 1871 году в семье дьякона Василия Иоанновича Боголюбова, впоследствии священника церкви села Янидор, где он служил более 20 лет и где скончался 20 июля 1897 года. Собственно, с Василия Иоанновича и берет свое начало династия священников Боголюбовых. Дело в том, что настоящая фамилия Василия Иоанновича — Мельчаков и переменили ее в Пермской духовной семинарии на среднем отделении, которое он закончил в 1846 году. Начал свою службу В.И. Боголюбов в должности дьячка.
В семье В. И. Боголюбова было шестеро сыновей и одна дочь. Пятеро из шести сыновей пошли по духовной линии, окончив семинарию, стали священниками. Среди пяти был и Василий Васильевич, окончивший Пермскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда в 1894 году. После этого он был законоучителем и учителем начального училища в селе Янидор. В это время настоятелем Янидорской церкви был его отец В.И. Боголюбов.
В это же время Василий Васильевич женился на Августе Ивановне Славниной, дочери священника церкви села Губдор Ивана Тимофеевича Славнина. Василий Васильевич рукоположен в сан священника 26 сентября 1896 года Преосвященным епископом Петром и направлен к Покровской церкви при заводе села Александровского Красноуфимского уезда, где прослужил около 3 лет. Являясь настоятелем, он продолжал преподавательскую деятельность, за что имел благодарность от попечителя Округа за преподавание Закона Божия. Стремясь на родные места, в Чердынский край, ближе к овдовевшей матери, Василий Васильевич Боголюбов пишет прошение о переводе его в село Вильгорт Чердынского уезда. Прошение было удовлетворено, и Указом Пермской Духовной Консистории от 3 июля 1899 года Василий Васильевич переведен к Свято-Троицкой церкви села Вильгорт на священническую вакансию. Здесь он продолжил преподавательскую деятельность, состоял законоучителем двухклассного министерского училища и Земского начального женского училища. Являясь настоятелем Вильгортской церкви, В.В. Боголюбов неоднократно утверждался Пермской Духовной Консисторией в должности кандидата к следователю, депутатом на соликамский училищный съезд и депутатом по судебным делам. Именно в период службы в селе Вильгорт он награждается набедренником и камилавкою.
Служба в городе Соликамске началась с 10 октября 1910 года. Указом ПДК В.В.Боголюбов перемещен к Свято-Троицкому собору на вторую вакансию священника, а с 1 июня 1911 года утвержден законоучителем пяти младших классов женской гимназии. В это время он был уже настоятелем Спасо-Преображенской церкви.
В Соликамске Василий Боголюбов был глубоко уважаем жителями города и духовенством, судя по тому, что он занимал в разное время такие должности, как председатель Соликамского уездного отделения Епархиального училищного совета, заведующий воскресной школой. Трижды назначался благочинным градо-Соликамских церквей, окружным духовенством избирался депутатом на Епархиальный съезд и Окружной училищный съезд, назначался представителем в Соликамское земское собрание, утверждался председателем Соликамского уездного отделения Епархиального училищного совета, представителем Духовного ведомства в Земское собрание и Городскую думу, а 25 октября 1917года был награжден саном протоиерея.
После Февральской революции до 1918 года В.В. Боголюбов возглавлял в городе Церковно-народную партию , а в мае 1919 года общим собранием представителей города, земства, педагогического совета и родительского комитета избран законоучителем всей Соликамской женской гимназии. Был уважаем он и среди своего прихода, куда входили не только жители города Соликамска, но крестьяне близлежащих деревень.
Константин Васильевич Боголюбов в своих воспоминаниях о том, что его отец остался жив в годы Гражданской войны благодаря своей доброте к прихожанам, писал: «В Соликамске отцу дали самый бедный приход – деревни Тверитину и Лобанову. Когда отец ездил туда с требой, то возвращался без денег-отдавал беднякам. Зато в 1918 г. тверитинские и лобановские красногвардейцы вступились за отца. – Этого попа не троньте. Он к нам был хорош. И хотя сильна была ненависть к духовенству – оплоту самодержавия, но отца не тронули».
В Соликамске у Боголюбова был свой деревянный дом на улице Преображенской № 10 (сейчас ул. 20-летия Победы). В семействе у него было шестеро детей: трое сыновей – Константин, Виталий, Алексей и три дочери – Любовь, Нина, Маргарита. Последняя запись в послужном списке, связанная с городом Соликамском, датирована июнем 1919 года, незадолго до отступления войск Сибирской армии Колчака.
Следующая запись, от 6 июля 1920 года, сообщает, что указом Омского Епархиального Совета В. В. Боголюбов назначен на штатное священническое место к церкви села Большеизюм Кокчетавского уезда Омской области (ныне село Большой-Изюм Акмолинской области, Казахстан). Указом Петропавловского Епархиального Совета, от 23 сентября 1923 года он был назначен на вторую вакансию священника к кладбищенской Всесвятской церкви г. Петропавловска Акмолинской области (бывш. Омской губернии). 9 февраля 1924 г. В.В. Боголюбов награжден Сибирским Областным Церковным Советом палицею. Указом Священного Синода от 19 февраля 1927 г. награжден наперсным крестом. 14 февраля 1930 г.по личному прошению в связи с болезнью уволен за штат. Указом Омского Епархиального Управления назначен настоятелем Никольской церкви города Ленинск Омской губернии (бывшая атаманская станица переименована в 1921 г. в город Ленинск при Транссибирской магистрали, в 1922-1930 гг. город Ленинск-Омск, сейчас — один из районов города Омска).
25 августа1931г. снова, по личной просьбе, указом Омского Епархиального Управления уволен за штат, но 11 октября 1931г. указом Алтайского Епархиального Управления назначен на второе священническое место к Крестовоздвиженской кладбищенской церкви города Барнаула. Указом Омского Епархиального Управления от 21 августа 1930 года избран и утвержден членом Омского Епархиального Церковного Управления. 5 июня 1932 г. по личному прошению в третий раз уволен за штат.
Указом Свердловского Епархиального Управления от 25 августа 1933 года назначен на псаломщическую вакансию к Николаевской единоверческой церкви завода Верх-Нейвинского, в1932-1944 гг. служил псаломщиком. В ноябре 1944 г. назначен настоятелем Параскевинской церкви села Савиново Свердловской области. 29 марта 1945 г. перемещен к Иоанно-Предтечинской церкви рабочего поселка Нижние Серги Свердловской области на второй штат, где был до выхода за штат в июне 1949 года по старческой немощи.
Скончался протоиерей Боголюбов в 1949 году, прослужив в церкви 53 года.[8] Никто из его детей не пошел по духовной линии. Время было не то.
Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник Солкамского краеведческого Музея. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
|