selleywanУчастник  Екатеринбург Сообщений: 100 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 42 | Наверх ##
22 июля 2016 23:22 СафроноВ середине октября 1750 г. крестьянин Елизар Телминов из Буткинской слободы Шадринского уезда Исетской провинции не желая переходить в православие, бежал к своему дяде в деревню Смолину и стал убеждать его, «чтоб он собирал свою братию раскольников, с которыми бы вместе згореть» 230. В случае отказа Елизар угрожал донести на него, «что он записался в раскол по ево, Кириллову, научению». Дядя внял доводам племянника и пошел по деревне с призывом к самосожжению. Жители из числа раскольников стали собираться в небольшую избушку. Остальные селяне, видимо, почувствовав недоброе, сообщили об их приготовлениях десятнику Ивану Рукину, но тот оставил это сообщение без внимания231. Видя, что раскольники настроены весьма решительно, принялись уговаривать их не брать с собою хотя бы младенцев, но это ни к чему не привело, и в полдень 20 октября собравшиеся сами подожгли дом, в котором они находились. Об изуверстве происходящего говорит тот факт, что к раскольнику Кириллу Телминову зашел проститься его внук Семен. Простился. Однако обратно его уже не выпустили, а поскольку он сопротивлялся, то мальчика накрепко связали. Через какое-то время Семен смог освободиться от пут и «вылез было из избы дымным окном, только выскочить не успел, ибо они, раскольники, обхватив его, бросили среди самого огня»232.
Перед тем, как сгореть, раскольники бросали наружу деньги, личные вещи, прося людей поминать их. И хотя вокруг избы собралось довольно много народа, однако никто из них не пытался остановить поджигателей или вытащить из объятого пламенем строения. Всего погибло 64 человека, из которых 37 недавно перешли в православие. Десятник Иван Рукин пожаловал лишь на третий день «ради переписи их згоревших трупов». Следствием было установлено, что агитировал крестьян против церкви, а затем и «благословил» на самосожжение известный расколоучитель Авраам Михайлов233.
Деятельность православных священников, призывавших местное население отказаться от идей раскола и примкнуть к официальной церкви в тех местах, где вели свою агитационную пропаганду расколоучители, вызывало зачастую резкое противодействие вкусивших эсхатологических идей доверчивых крестьян. Не помогали ни уговоры, ни воинские команды, пытавшиеся остановить очередную гарь с применением силовых методов.
В ряде случаев совместные оперативные действия обеих ветвей власти приводили к предотвращению очередной гари, как это произошло после увещания раскольников Буткинской слободы Шадринского уезда. В октябре того же 1750 г. приехавший в Тобольскую консисторию из Долматовского монастыря диакон Евстафий Мутинский сообщил, что в середине октября из Буткинской слободы прибежал раскольник к наместнику иеромонаху Митрофану. Он принес письмо от Шадринского воеводы Выходцова, в котором говорилось, «чтоб он, наместник, ехал во оную слободу для увещания раскольников, кои имеют намерение, собрався, гореть»234. Митрофан тут же выехал в слободу, где после беседы с раскольниками убедил их отказаться от своего намерения, и они «стали обращаться к Святой церкви»235. Всего в православие перешло 30 семей. На самосожжение их призвал все тот же Авраам Михайлов 70 лет, из «нищенствующих» Невьянской богадельни, который вскоре устроил сожжение в д. Смолиной, где погибли 64 человека. Сам Михайлов скрылся для устройства новых поджогов236.
Иногда местные власти шли на уступки раскольникам, чтобы остановить очередную гарь. В октябре 1751 г. в Исетской провинции Буткинской слободы в деревне Калиновке в избу крестьянина Никифора Непеина, «по его подговору» и при подстрекательстве расколоучителя Ионы Булатова, собрались около 100 раскольников и приняли решение сгореть. Они находились в избе более месяца, когда прибыл «рассыльщик» из Исетской провинциальной канцелярии и велел им идти в канцелярию заслушать указ о «неотвращении двоеперстного креста ... и протчего к их, раскольнической, пользе»237. Тогда они покинули избу Непеина и разошлись по домам. Однако организаторов готовящегося поджога схватить не удалось. В.Ю."Миссионерская деятельность в западной сибири"Тобольск.2005г. ......... --- Ищу сведения ожителях д.Данилова Черепановых,Марьинских,Колмогоровых,Карачёвых,Труфановых.
Повышевы из д.Кисели Богородского района Кировской области.
Бороздины из д.Песчано-Таволжанское Шадринского района. |