Литературная программа. Сценарий и либретто танцев с. Григорьевки, Духовницкого р-на. Из собрания Российского национального музея музыки (взято с госкаталога)август 1951 г. (С???нова)
Самарка
Танец исполняется на вечерах молодежи с. Григорьевка.
Положение танцующих: юноша спиной по ходу круга, девушка – лицом в положении вальса.
Музыкальный размер 4/4
Пары двигаются вперед по линии круга 4 такта. Вперед простых 8 шагов: юноша с левой, а девушка – с правой ноги 4 такта, такие же шаги обратно.
Музыкальный размер 2/4
2 такт: вперед 3 шага, 4-й приставить
2 такт: назад 3 шага, 4-й приставить
4 такт: вальс по ходу круга
Месяц (светит месяц)
Положение танцующих: стоят по кругу друг к другу лицом – юноша спиной в круг, девушка – лицом.
Руки юноши согнуты в локтях, ладони подняты вверх и обращены к партнерше.
8 тактов. Девушка ударяет ладонями по ладоням юноши.
Левой рукой ударяет по правой руке юноши на каждую ¼ такта. Правой рукой ударяет (дробит) по левой руке, выбивая музыкальный рисунок.
8 тактов. Обыкновенный вальс.
Полька (1-й вариант)
Исполнялась до войны взрослым поколением. Положение как в вальсе: юноша спиной по ходу круга с
(…)
-3-
Коробочка
Танец перенят молодежью у старшего поколения. Сейчас в селе его почти не танцуют т.к. имеющийся гармонист не играет эту мелодию.
Положение танцующих:
Стоят по кругу лицом. Юноша в своей правой руке держит левую руку девушки. Правая рука девушки свободно спущена вдоль корпуса. Левая рука юноши на бедре. Головы повернуты друг к другу.
Все движения все время девушка начинает с правой ноги, а юноша – с левой.
1-й такт: девушка с правой ноги, а юноша с левой делают шаг вперед, мягко проводя вперед другую ногу.
1-й такт: то же движение повторяется с другой ноги.
2-й такт: девушка с правой, а юноша с левой ноги делают 3 шага вперед и на последнюю ¼ (муз.) ударяют слегка ногой в пол, перенося на нее тяжесть корпуса.
2-й такт: делают два шага назад, подставляя к ней другую ногу. Партнеры оказываются друг к другу спиной. Сцепленные руки выводятся вперед.
2 такта. Продолжая эти шаги, повертываются друг к другу лицом, меняя руки, т.е. – уже правая рука девушки в левой руке юноши. На последнюю ¼ муз. приставление (ноги) делается с ударом в пол.
2 такта. Партнеры принимают положение вальса, идут простым жизненным шагом вперед по линии круга. Девушка лицом с правой, юноша спиной с левой ноги 3 шага, 4-й ставить и то же обратно.
-4-
2 такта. Вальс.
БРЫКОВКА ДУХОВНИЦКОГО РАЙОНА
Месяц (светит месяц)
Пары встают по ходу круга друг к другу лицом, юноша – спиной в круг.
8 тактов. Танец начинается с хлопушек:
на «раз» - 2 удара в свои ладони;
на «два»» -
на «три» - удар правой ладонью в правую ладонь партнера;
на «четыре» - пауза.
Все повторяется сначала только на «три» удар левыми ладонями.
На «раз», «два» - ДВА удара в свои ладони, на последующие «раз», «и», «два» и т.д. до конца музыкальной фразы девушка попеременно ударяет в подставленные (ладони) юноши, правой в левую, левой – в правую, удар на каждую ¼ муз.
8 тактов: Вальс.
Серебрянка (частушки)
Две девушки стоят рядом лицом к гармонисту. Запевающая 1-я девушка стоит с правой стороны.
«Товарочка моя Валя
Выходи со мною плясать,
Гармонисту заказали
Полтора часа играть»
(…)