Основянин Харьков/Большая Основа Сообщений: 374 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1698 | Наверх ##
18 ноября 2014 21:06 19 ноября 2014 0:08 Сегодня, наконец-то получил книгу Н.А. Тахтамышевой и, отложив все дела, принялся за чтение. С Натальей Андреевной мы плодотворно общались в прошлом году, и тем для обсуждений у нас было предостаточно – мой дед тоже был железнодорожником, долгое время работал в Славянске, занимаясь ещё и педагогической деятельностью. В общем, эту книгу я ждал, и ожидания меня не обманули. Три замечательных человека, три инженера-путейца - Г.С. Тахтамышев, Ю.А. Пешель, П.Г. Таллако оставили, безусловно, заметный след в истории России. В моём видении железнодорожники того времени – такая же элита страны, как и офицеры – честные, принципиальные, мужественные, способные обуздать огромные рычащие механизмы, направить их по «нужным» рельсам, доставить людей и сотни тонн грузов за тридевять земель. Стоит только взглянуть на фотографии конца ХІХ – начала ХХ ст., чтобы понять насколько сложные и совершенные сооружения в то время уже возводились на железных дорогах Российской империи. Один из плюсов бурного развития железнодорожного дела в России как раз и состоял в том, что создавались условия для формирования «элиты» из таких молодых, небогатых, но умных, грамотных и амбициозных людей, как герои книги Н.А. Тахтамышевой. Наталья Андреевна, кстати, приводит на этот счет характерный пример – на «прогрессивной» Северо-Донецкой дороге в 1912 г. работали начальниками или заместителями начальников служб (высокие должности и огромная ответственность!) три молодых человека, имевшие чины …коллежских секретарей! На содержании книги останавливаться не буду, скажу лишь, что тот «странный жанр», о котором автор пишет во вступлении, мне очень нравится ещё со времен знакомства со статьями Тахтамышевой в «Известиях ПГУПС». Импонирует и стиль подачи исторического материала. Переработав большое количество архивных документов, Тахтамышева не навязывает читателю свою интерпретацию, а излагает их содержание наиболее «близко к тексту» оригинала, делая выводы и строя умозаключения только на основе увязанных фактов. В итоге в книге нет «блуждающих» фраз и «болтающихся» абзацев – всё на своих местах, всё вплетено в цельную историческую канву («…на фоне времени»). Теперь уже можно совершенно точно сказать, что автором проделана огромная работа в области изучения истории развития Северо-Донецкой железной дороги, как впрочем, и харьковского железнодорожного узла, в целом. Тема эта чрезвычайно интересна, но, к сожалению, я не знаю ни одного человека, который бы серьезно и системно работал в этом направлении. Следует сказать, что даты открытия ряда железнодорожных станций ЮЖД, являющиеся «официальными», не соответствуют реальным, подтвержденным архивными документами. Особенно это касается станций, расположенных в черте Харькова, год открытия которых в лучшем случае берут из не лишённого ошибок справочника «Железнодорожные станции СССР» (1981 г.). Одна из таких станций – «Основа» строилась по проекту Юлия Пешеля. Изучив архивные документы, касающиеся всех этапов проектирования и строительства этой станции, Наталья Андреевна в своей работе сделала совершенно справедливый вывод о том, что празднование в августе 2008 г. в Харькове 100-летия «Основы» не вписывается в исторические реалии, ведь в 1908 году к строительству станции еще даже не приступили. Действительно, «днём рождения» станции следует считать 15 сентября 1911 года, ведь именно в этот день открылось паровозное депо «Основа», началось постоянное грузовое и пассажирское сообщение. Ну, а пока на фасаде здания вокзала красуются другие цифры – свидетели того, как историю можно «подкрутить», как кому заблагорассудится. Хочу поблагодарить Вас, Наталья Андреевна, за прекрасную работу и пожелать Вам здоровья и сил. Безусловно, после окончания такого труда мотивировать себя нелегко, но я всё же надеюсь, что ещё неоднократно смогу иметь удовольствие от прочтения Ваших новых публикаций (как минимум). |