Собственность Ходкевичей
В 1764 году Чернобыль стал собственностью графа Яна Ходкевича, генерального старосты, генерал-адъютанта и любимца польского короля Станислава Августа Понятовского.
Перечисленные титулы, а также орден св. Станислава вкупе с креслом сенатора и Чернобылем монарх пожаловал Ходкевичу в знак благодарности за то, что при избрании на польский престол тот проголосовал в сейме за его кандидатуру.
Ян Ходкевич
Портрет Яна Николая Ходкевича
Ходкевич расширил и благоустроил городишко, восстановил сожженный доминиканский костел. Отремонтировал также чернобыльский замок, ставший его резиденцией – здесь граф скончался в 1781 году.
Правление Яна Ходкевича отличается толерантностью.
«Местечко значительно увеличилось, – описывает Похилевич, – особенно при вспомоществованиях, оказанных им польской шляхте и евреям. При нем водворились в Чернобыле и раскольники, выходцы из Стародубья».
Упомянутым старообрядцам, бежавшим из России, граф разрешает построить в Чернобыле собственную церковь во имя св. Филиппа и открыть при ней монастырь.
Второй раздел Польши между Россией и Пруссией в 1793 году изменяет судьбу местечка – оно отходит к Российской империи. Спустя четыре года его включают в состав новообразованной Киевской губернии.
Луковая житница
Согласно официальным данным, в 1864 году в Чернобыле числилось «59 525 десятин земли и 3212 ревизских душ мужеска пола». Городишко по-прежнему находится в частной собственности – принадлежит потомкам Яна Ходкевича.
«Графам Ходкевичам, – уточняет Похилевич, – принадлежат также значительные имения в Подольской губернии, где они постоянно и живут, содержа в Чернобыле, для собирания доходов, только своего поверенного».
В местечке имеются две деревянные православные церкви (была и третья, но сгорела в 1849 году), каменный костел, пять синагог. Доминиканский монастырь был закрыт еще в 1832-м, после неудачного восстания в Польше, а спустя 20 лет, в 1852 году, разобрали деревянную старообрядческую церковь.
В Чернобыле «жителей обоего пола» было: православных – 2160, старообрядцев – 566, католиков – 84, евреев – 3683.
Веяния цивилизации еще не зацепили здешнюю жизнь. Своего врача тут не было (в случае чего надо было посылать за лекарем в Радомысль или Коростышев), ближайшие почтово-телеграфные конторы – там же, а почтовые станции – в Ставищах и Кочереве.
Зато местечко стало луковой житницей Киева.
«Крестьяне и раскольники разводят в огородах в большом количестве лук, – пишет Похилевич, – коего в Киеве продается до 28000 пудов».
Из-за начавшихся притеснений поляков Чернобыль утрачивает статус католического центра, зато приобретает новый – одного из главных центров хасидизма в Российской империи.
Дело в том, что еще во второй половине XVIII столетия, во времена Речи Посполитой, здесь селится Менахем Нахум Тверский, основатель династии, позднее снискавшей известность как семья чернобыльских цадиков (духовных вождей хасидской общины).
Тверские живут в Чернобыле без малого полтора столетия – титул цадика переходит от отца к сыну.
В местечко, ставшее своеобразной еврейской столицей, устремились со своими просьбами тысячи хасидов. Цадик принимает их до трех часов дня.
Шломо Бен-Цион, последний чернобыльский цадик, оставляет местечко в 1920 году – вместе с семьей он бежит после очередного погрома, умер в Киеве от туберкулеза в 1939-м.
https://bigkyiv.com.ua/kogda-c...tvennosti/