Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Литовские поляки

Самая интригующая и при том единственная нераскрытая до сих пор ветка в моём роду. Имение близ Вилкомира, арест отца семейства и имения. Приёмные семьи, брак обманом, убийство доносчика, потерянные братья...

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: manager_mix
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 191

Suleiman Stalskij написал:
[q]
Нет, там что-то другое. Вероятнее всего, о метриках на своих детей от первого брака.
[/q]


А вот я там выше картинку из справочника по Волынским дворянам цеплял, там как раз его дети Пётр и Людвика утверждены в 1875, а Станислав отдельно уже в 1883. Похоже, с этим связана необходимость метрик. Станислава внести.

Интересно, я теперь подробнее рассмотрел карточки с ПМВ о гибели, там указано, что Петр женат и у него сын и 4 дочери. А Станислав погиб холостым. Т.е. у Петра какие-то потомки остаться могли ещё.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 191
Отец ФЕРДИНАНД, каноник, военный капеллан в Туркестанском и Омском военном округах, священник Омского кадетского корпуса
Сенчиковский Фердинанд Евстафьевич (*04.10.1837, Минск –†26.10.1907, Омск), политический деятель, борец за русско-национальную идею. Из потомственных дворян Белоруссии. Римско-католического вероисповедания, почетный каноник. Мать – дочь униатского священника, православного вероисповедания. Воспитывался в чисто русском духе и всю свою жизнь русскую народность считал родной и дорогой. Окончил Минско-Могилевскую римско-католическую духовную семинарию (казеннокоштный воспитанник). Уважал и любил римско-католическую обрядность. Основатель первого в Российской империи училища для римско-католических органистов в Минске и первой военной каплицы в Ташкенте, составитель католического молитвослова на русском языке.
4 июня 1861 г. рукоположен епископом Минским Адамом Ройткевичем в сан иерея. Настоятель Минского Злотогурского костела и визитатор костелов Минской губернии. В 1867 г. «с забвением к самому себе» приступил к работе на благо русского дела. В Бобруйске служил четыре года в должности уездного декана. Был несколько месяцев каноником в Францисканском монастыре (Гродно). Преподавал в университете. В 1877 г. из Новочеркасска ему писал Александр, архиепископ Донской (в мире Добрынин; скончался в 1885 г. в Вильне архиепископом Литовским и Виленским): «Желаю Вам всевозможных успехов в Вашей энергичной деятельности обрусения ополяченных», «Да укрепит Вас Господь и поможет Вам трудиться во славу Божию и на пользу русскому делу». В 1878 году подал проект министру внутренних дел Л.С. Макову присоединения Минской губернии к Могилевской архиепархии. Предлагал богослужения вести на русском языке «даже здесь в Гродно, в этой яме польского фанатизма» он ни разу не изменил своему убеждению. Подвергал критике «полякующих» русских чиновников.
После отказа от должности декана он 9 месяцев находился в отставке с пенсией 500 рублей. Накануне отставки в Петербурге он встретился с холодными и равнодушными, наивно выслуживающими перед Папой Римским графом Н.П. Игнатьевым, М.Т. Лорис-Меликовым и «круглым невеждой» в жизни К.П. Победоносцевым (чуть не выгнал о. Фердинанда за «навязывание темы русского языка»). Там же был назначен жить при Гродненском монастыре «указанном изменниками русскому делу, убит монахами по чести и доброму имени моему, оклеветан поляками и пренебрежен всеми, сочувствующими польской пропаганде (каких в Гродне очень много)».
Невесело жилось ему в Гродненском францисканском монастыре в котором: «…я в тюрьме был бы менее оскорбляем и преследуем, чем здесь, в монастыре, где все для меня чужое, где в сущности ныне нет ничего христианского, католического… здесь все, решительно все, польско-фанатическое и фарисейское».
В Гродне ксендзы и поляки перехватывали его письма и ответы русских людей. В декабре 1882 г. ему было отказано в исповеди настоятелем Гродненского францисканского монастыря на основании, что Ф.Е. Сенчиковский будто бы отлучен от церкви за служение на русском языке. Из Рима в адрес о. Фердинанда шли угрозы. Проблемами Сенчинковского занимались в то время директор департамента полиции В.К. Плеве, гродненский губернатор генерал Н.М. Цеймерн (немец, бывший командир полка в Борисове (1870 г.), пытался выжить о. Фердинанда из Гродно, протежировал все польское, позже в Астрахани в него стрелял русский чиновник), также и. д. гродненского губернатора вице-губернатор И.Ф. Искрицкий.
Просился в апреле 1883 г. у министра внутренних дел графа Толстого на службу в местность в которой употребляется русский язык (вместо польского) – в белорусских или великорусских городах.
В июне 1883 г. из Гродны переехал в крепость Бобруйск, где ополяченный генерал Петров (женился в период службы в Варшаве на полячке) стал ему угрожать высылкой в Сибирь. От пана Петрова от польско-иезуитской слежки и травли он решился бежать в Петербург. Билет в Петербург ему выдал в Вильне исполняющий должность командующего войсками Виленского военного округа и генерал-губернатор С.-З. края генерал В.Н. Никитин.
В Петербурге директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий князь М.Р. Кантакузен, граф Сперанский принял его с пониманием и выдал свидетельство на право жительства (сроком на два месяца). В Северной столице он встретил знакомого русского генерала Михаила Григорьевича Черняева, туркестанского генерал-губернатора и командующего войсками с 15 июня 1883 г. В этот момент генерал Черняев готовился выехать в ставку в Ташкент и взял о. Фердинанда под свою опеку. При содействии исполняющего должность военного министра генерала Н.Н. Обручева по Высочайшему повелению Государя Императора Александра III его командировали в Туркестан военно-окружным священником (первым туркестанским настоятелем для местных католиков и военным капелланом для воинских чинов). Митрополит Гинтовт дал устное согласие князю М.Р. Кантакузену, графу Сперанскому.
В Петербурге и Москве, Сенчиковский купил на собственные свои сбережения все принадлежности, необходимые для оборудования римско-католической военной каплицы в Ташкенте и заказал в Академии художеств за 200 рублей образ для алтаря Св. Михаила художнику Шаховскому. Всего на верблюдах перевез для каплицы 45 пудов вещей. 29 августа, по дороге в Ташкент, в городе Казалинске, он исполнял христианские потребы по р.-к. обряду, погребение тел умерших «плац-адъютанта комендантского управления поручика Шимкевича, его жены и дочери, а также крещение оставшихся в живых после смерти их дочерей Регины и Элеоноры». 8 декабря 1883 г. в городе Ташкенте, в присутствии 12 генералов, торжественно была освящена им первая от сотворения мира р.-к. военной каплица.
Офицеры и гражданские чины католического вероисповедания, входившие в церковный совет председатель начальник топографического отдела Туркестанского военного округа генерал-майор С.И. Жилинский, староста статский советник Витовский, д.с.с. старшина Логинович, полковник Грудзинский, статский советник Барановский, майор Владимир Михаил Карлович Ржепецкий, таксатор Рафаловский и старший врач 10-го Туркестанского линейного батальона Шиманский приняли на себя финансовое управление новой каплицы (Протокол утвердил 11.01.1884 г. генерал-лейтенант Черняев; совет прекратил работу 04.01.1885 г.).
Сенчиковский планировал за 8 месяцев объехать границы Хивы, Бухары, Персии и Китая, около 30 тыс. кв. верст и служить исключительно на русском языке (воспрещенным Папою). Совершал в мае 1884 г. богослужения в городах Самарканде и Маргелане. Около пяти месяцев проездил вдоль китайской границы.
В течение года Сенчиковский становится политической личностью, поддерживаемой русским правительством, а для Рима опасной и крупной, и тут же со стороны Папы появляется интерес, «что он делает, каковы его планы и намерения», также римско-католические миссионеры, иезуиты в Китае (загадочные господа) стали им интересоваться, пытаться втянуть его в отношения и переписку.
Выдержка из письма Сенчиковского из Ташкента в Вильну новому генерал-губернатору И.С. Каханову: «Вот уже около двадцати лет как дорогая моя родина – Белоруссия, мучимая польско-иезуитской пропагандой, напрасно взывала о спасении ее от навязанного ей чуждого элемента, около двадцати лет русские люди «умом и сердцем» гонимые польской пропагандой подобно мне, вынуждены искать убежища далеко от болеющей и страдающей родины. … Да пошлет Всевышний новым деятелям мудрость Соломона, осторожность Давида и энергию графа Муравьева, да поможет им Бог возвратить нашим белорусам и белорусской окраине русские чувства и направление, которые насильно отняты польской пропагандой при содействии полякующих чиновников! О, Боже, помоги нам дожить до того времени, когда русскому человеку не нужно будет скрываться со своими чисто русскими чувствами, когда можно будет белорусу жить на своей родине, когда Белоруссия бесспорно будет частицей родной ей России!».
Исполнилось 24 года службы Сенчиковского в иерейском сане. 29 июня 1885 г. заканчивалась двухгодичная командировка в Туркестан. В округе распространили слухи (интрига генерала Жилинского и митрополита Гинтовта за службу в церкви на русском языке) о лишении сана, отлучении от церкви Сенчиковского и лишении права совершать богослужения. Члены церковного совета начали собираться тайно на квартире статского советника доктора Логиновича и перестали ходить в каплицу. Жилинский распустил совет. Лично генерал-адъютант Н.О. Розенбах сказал о. Фердинанду: «Я против вас ничего не имею и другого ксендза кроме вас сюда не впущу. Я готов продлить ваш срок и утвердить каплицу, если поляки будут спокойны». Однако, защиты на месте не последовало. К всему прочему, жизнь в Ташкенте была дороже чем в Петербурге, а Сенчиковский полагался на свои 500 руб. пенсии, так как личные сбережения истратил на имущество каплицы (например, купил орган за 500 рублей).
Вскоре военный округ ходатайствовал принять Сенчиковского обратно в ведение Департамента иностранных исповеданий и назначить на одну из вакансий р.-к. военных капелланов. Была вакансия дивизионного капеллана 17 и 18 пехотных дивизий в Варшавском военном округе и Главный штаб ходатайствовал о назначении туда о. Фердинанда. Митрополит Гинтовт воспротивился и добавил, что Папа не снял с него irregularitatem et excomunicationem (обвинение в отступлениях от канонических правил и отлучении от церкви…). Ни одной бумаги на службу в Ташкенте митрополит Гинтовт не давал, МВД не запросило, поэтому можно было говорить в отступлениях и нарушениях… в списках ксендзов Сенчиковский не числился. Новую должность в войсках он не получил, а МВД отказалось от борьбы за него. Высокопоставленный, заседающий в Санкт-Петербурге, р.-к. духовный сановник Гинтовт считал, что песенка каноника, политического деятеля Белоруссии, пропагандирующим на родине русский язык, спета. Однако, никаких «светских преступных» дел о Сенчиковском ни в Петербурге, ни в Вильне, ни в Минске не заводилось, не существовало вовсе.
В тяжелый момент его поддержал князь М.Р. Кантакузен граф Сперанский, отдав распоряжение на единовременное пособие 500 рублей.
20 сентября министр Петр Ванновский писал министру И.Н. Дурново: «…По имеющимся сведениям священник Сенчиковский, состоя настоятелем Бобруйского костела, употреблял постоянно и добросовестно в дополнительном богослужении русский язык и всегда честно и неуклонно содействовал интересам Правительства. Такие выдающиеся качества этого духовного лица, а также политическая благонадежность его, побуждают меня вновь покорнейше просить Ваше Преосвященство о назначении его на открывающуюся вакансию дивизионного капеллана в войсках. Оставлять без поддержания за штатом такого преданного Правительству священника, как Сенчиковский, нежелательно, так как это может быть понято другими священниками р.-к. вероисповедания во вредном для нас смысле».
Было получено разрешение переселиться из Ташкента в город Верный, где уже шесть лет жил его родной брат Иосиф и держал собственную аптеку (служил военным аптекарем), с возмещением расходов на дорогу Военным ведомством. Из штаба принесли жалованье за четыре месяца, прогонные до Петербурга и 500 рублей на лечение (денщик рядовой 10-го Туркестанского линейного батальона Андрон Тургайский обварил его кипятком, за что был предан суду Ташкентской военной коллегии и приговорен к каторжным работам на 12 лет). Из города Верного, где он пробыл 9 месяцев, он писал: «В Верном очень мало поляков. Город – чисто русский, с русским населением и обычаями».
21 ноября 1885 г. министр МВД утвердил канонику Сенчиковскому увеличение пенсии до 1000 руб.
За судьбой мученика Белоруссии следила пресса «Литовские епархальные ведомости» и минские «Современные известия», «Новое время», «Московские ведомости», «Русь», «Церковный вестник» и «Правительственный вестник», газета «Благовест» и газета пр. Кояловича «Правда»… «Это тот ксендз, который употреблял при католическом богослужении русский язык; употреблял русский язык на исповеди и в проповедях; ратовал против ополячивания русских католиков. Он подвергался за это гонениям от католическо-польской иерархии лишен места и русская власть, чтобы укрыть его от гонителей, дала ему назначение в Ташкент».
На 25-летие своей службы в 1886 г. получил от братьев и сестер, а также учеников золотой наперстный крест с распятием римской формы. Из Вильны прислал поздравление барон Василий Алексеевич фон-Роткирх, жандармский офицер, генерал-майор, публицист, писатель (псевдоним — Теобальд): «Поздравляю Вас от души с 25-летним юбилеем Вашего Апостольства! Трудны были Ваши подвиги – не легче подвигов Святого Петра: Вы также едва не кончили так же, как и он, крестовою смертью. Но Ваши муки также не уступали крестным страданиям, потому что Вы живьем и так долго горели в огне. Вы выпили полную чашу страданий физических и нравственных!!». В Верном его навестил губернатор генерал А.Я. Фриде и сказал: «Я бы счел преступлением кому либо, а тем более Вам, больному, препятствовать молиться Богу».
Через четыре месяца в Верном он получил телеграмму от генерал-губернатора и командующего войсками Омского военного округа генерала от инфантерии Г.А. Колпаковского переехать в Омск для исполнения треб католиков, так как омский ксендз умер, с выдачей 200 рублей на переезд. В Омске его ждал костел с органом и при костеле дом для священника. 21 января 1887 года священник Сенчиковский прибыл в Омск, где служил и жил до своей кончины, наступившей 26 октября 1907 г.
Фото: 1. Сенчиковский Фердинанд Евстафьевич, каноник. Омск, 1890-е годы. 2. Могила каноника Сенчиковского на православном кладбище города Омска
Вячеслав ЛУШНОВ
31 марта 2020 года, г. Хабаровск

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 237483 байт
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 191
Что-то дата жалобы не вяжется с теми вехами, которые описаны в биографии. Может, тёзка просто.

Упоминается "Настоятель Минского Злотогурского костела", потом Гродно и Бобруйск. Может, Злотогурский этот костёл провентелировать.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 191
Хотя я нашёл целую книгу про него. Ладно, надо углубиться, там может быть указано подробнее, где он конкретно служил.
dobby

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 5500
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 5138

manager_mix написал:
[q]
Ладно, надо углубиться, там может быть указано подробнее, где он конкретно служил.
[/q]

В Минске он точно служил. Златогурский костел - это костел на Золотой Горке в Минске Св. Роха. Он сохранился и сейчас. Про его метрики я писал.
---
Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 191

dobby написал:
[q]

В Минске он точно служил. Златогурский костел - это костел на Золотой Горке в Минске Св. Роха. Он сохранился и сейчас. Про его метрики я писал.
[/q]


Да я вот листаю про него книгу, он вроде как визитатор, но в 1879 его упихали в Бобруйск уже. Т.е. пока точного указания, служил ли он в каком-то костёле нет. И он по должности-то выше простого приходского священника, т.е. жалоба может быть на него скорее, не как на ксёндза определённого костёла, а как бы на начальника. Но в костёле на Золотой горке он как-то особенно радел, как я понимаю, там что-то с хором делал, вкладывался в этот именно костёл. А значит, может быть, именно о метриках оттуда речь.


Комментарий модератора:
Если кому интересно, книга вот: https://ia801200.us.archive.or...00zhir.pdf

manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 191
Пока не забыл, а ведь ателье Эмерика Адамовича, чьё фото предположительно Фэли у меня есть, находилось на Троицкой горе, по идее, тогда масштабы города были не такие, как теперь, и раздувать из этого теорию не стоит, но это всё-таки рядом с Золотой горкой. Не на другом берегу где-нибудь или вроде того. Т.е. и ателье и костёл рядом. Ну, можно робко предположить, что и жили, значит, рядом. Впрочем, это ничего не даёт, так, мысли вслух.
Лайк (1)
Suleiman Stalskij

Сообщений: 528
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 574

manager_mix написал:
[q]
на неё же сословие опекуна не распространяется наверное?
[/q]


Только в том случае, если был акт официального усыновления/удочерения. Такое регистрировалось в консистории. В этом случае она была бы дворянкой, но раз мещанкой и оставалась, значит, и акта не было.
---
Поэзия Советского Союза потеряла сильного и яркого бойца!
Скарб: генеалогия в Беларуси: https://archiveskarb.by/
Наш канал: https://t.me/archiveskarb
Лайк (1)
Suleiman Stalskij

Сообщений: 528
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 574
"Мы пойдем другим путем"

1781 3 10040 Дело об исправлении в крестной метрике Олимпия Краузе имени его отца и о заверении оной и другой Елисаветы Краузе. 15.03.1876 22.03.1876 11
1781 3 10544 Дело о выдаче метрики о рождении Олимпии Рудницкой 16.09.1878 27.10.1878 2
---
Поэзия Советского Союза потеряла сильного и яркого бойца!
Скарб: генеалогия в Беларуси: https://archiveskarb.by/
Наш канал: https://t.me/archiveskarb
Лайк (2)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 191

Suleiman Stalskij написал:
[q]
крестной метрике Олимпия Краузе имени его отца
[/q]


Это ж мужик. 101.gif Олимпий.


Suleiman Stalskij написал:
[q]
Олимпии Рудницкой
[/q]


Попробую-ка поискать средь ссыльных Казимиров - Рудницкого. А что, а вдруг.


Suleiman Stalskij написал:
[q]
акт официального усыновления/удочерения
[/q]


Ну, если мы предполагаем, что выше обсуждаемый Раймунд тот самый, то, подозреваю, что не было. Просто опекунство. Поэтому она и не фигурирует нигде у него, поэтому и сплавил он её спокойно. Потому что я, честно говоря, не очень понимаю, как иначе объяснить ту лёгкость, с которой он её за первого встречного выдал. Тем более, что тот фактически-то был именно мещанин, неужели никто ничего не проверил до такой степени. А судя по финансовому состоянию Алексея он и "простимулировать" едва ли кого мог нормально. Склоняюсь я к ощущению, выраженному выше, что капитану было вполне себе выгодно её уже с баланса спихнуть и обмана "не заметить".


Комментарий модератора:
Рудницких подходящих не обнаружил.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: manager_mix
Вверх ⇈