Каждый европеец, путешествовавший по Кавказу и побывавший в Баку в XVIII - XIX веках, считал своим долгом посетить вечные огни
в Сураханах. Сохранились описания Ганвая ( 1747 г. ), подробно рассказавшего о белой нефти, ее лечебных свойствах, о практическом применении газа уже в те времена для обжига извести и для домашних надобностей (приготовления пищи и проч. )......
Впервые наиболее полное описание добычи нефти
в Сураханах дал Эйхвальд в своем сочинении "Reise auf dem Caspischen Meere und Caucasus" в 1825 году, где он красочно изобразил вечные огни и культ огнепоклонников, - выходцев из Индии. Интересно его описание колодцев: "Колодцы с белой нефтью находятся на С.-З.
от дер. Сураханы, приблизительно на расстоянии 1.5 версты от нее. Для добычи нефти устроены 16 колодцев; для того, чтобы нефть могла лучше в них собираться, внутри они устроены широкими, вверху, напротив, узкими - не более фута в диаметре. Они прикрыты плотно прилегающими покрышками, чтобы нефть не могла испаряться. Во многих колодцах собирается белая нефть с водой, каждый колодец дает неопределенное количество нефти - более летом, менее зимой". (На заре нефтяной промышленности в России использовались следующие величины измерения:1 пуд = 16.38 кг; 1 сажень = 2.13 метра; 1 десятина = 1.0925 га.)
.....
1877 год следует считать моментом, когда бакинская нефтяная промышленность встала на твердую почву. В 1879 году насчитывалось уже 126 отдельных фирм и предпринимателей, добывавших нефть на площади в 411 десятин, из которых казенных земель было 259 десятин, и частновладельческих - 152. Казенные земли были распределены по площадям: Балаханской - 149 десятин,
Сураханской - 10, Биби-Эйбатской - 20 и Бинагадинской - 80 десятин, частновладельческие же земли были сосредоточены исключительно на Сабунчинской площади.
Братья Нобель владели промыслами на Биби-Эйбате, в Балаханах,
Сураханах. Арендовав земли в "Черном" и "Белом городе", они построили нефтеперегонные, сернокислотные, медеплавильные, чугунолитейные заводы, а также морские причалы. Первый нефтепровод из Балаханов в "Черный город" на нефтеперегонные заводы, построенный корпорацией бр. Нобель, удешевил доставку нефти с промыслов на заводы в 7 раз. Нобели построили первую железную дорогу -узкоколейку (названную в народе "кукушкой"), что также удешевило перевозку нефти. Нобели первыми из нефтяных фирм стали перевозить нефть наливным способом. Корпорация построила свой наливной флот, что значительно ускорило и упростило доставку нефти в Россию, Иран, Туркестан.
Весьма активны были в Азербайджане и немецкие предприниматели. Промыслами владели: "Торговый дом Бенкендорф и К0 ", "Товарищество О.Ленц и К0 ", "Товарищество Беппле и К0 ", Т.Е.Гаген, А.Ф.Беренч. Наиболее крупным нефтепромышленником был Бенкендорф, владевший участками в Балаханах, Сабунчах, Раманах,
Сураханах и других районах Апшерона, в Нефтечале.
https://www.sultanov.azeriland...rt_01.html