Книги о Донских казаках
Zabellisa следопыт  Москва Сообщений: 11497 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9795 | Наверх ##
5 апреля 2014 0:22 Размещаю по просьбе Гусева В.А. Добрый день! Уважаемые читатели! Предлагаю приобрести мои книги! Я, Гусев Виталий Александрович, проживаю в г. Волгограде, историк, занимаюсь исследовательской работой в области генеалогии и истории донского казачества. Мои предки – донские казаки. За продолжительное время работы в архивах ГАРО, РГАДА, РГВИА, РГВА, ГАВО накопилось много копий архивных документов 17-нач. 20 вв., которые необходимо публиковать, чем занимаюсь в настоящее время. Уже вышло из печати 3 моих книги, на март-апрель 2014 г. намечен выход 4 книги. Идет подготовка 5 книги. Всем кому интересны мои книги, обращайтесь по тел. 89023641710 или пишите на: guseffv@mail.ru Концепция данных выпусков – предоставить читателю возможность лично ознакомиться с источниками, после чего он сможет самостоятельно оценивать качество научных или научно-популярных трудов по истории и генеалогии казачества. Широкие массы интересующихся этой темой, особенно под влиянием выложенного в Интернете огромного количества разных откровенных «сочинительств», за незнанием источников охотно верят таковым. В последнее время каждый может объявить себя историком и писать все, что ему заблагорассудится, путая при этом исторический и литературный подход. Архивные изыскания для таких авторов – занятие сложное и непопулярное. А когда недостает фактов и источниковедческой базы для выдвинутых ими версий, в качестве аргументации используются «предания», под прикрытием которых очень удобно сочинять все, что приходит в голову. ПРОДАЮ КНИГИ: -ПРИСЯГИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ 1718 год. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск I. -"О происхождении донских казаков". Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 2. -Поселение на Волге ДОНСКИХ КАЗАКОВ. XVIII век. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 3. -готовится к выпуску:Сказочные казаки на Дону. Переселение на Терек сказочных и волгских казаков. XVIII век. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 4. -готовится к выпуску: Служба донских казаков. XVII-XVIII века. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 5. содержание книг | | Лайк (5) |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
5 ноября 2020 16:44 ри дня разбирал сложнейший текст рукописи 1779 года. Мало того, что в некоторых местах сохранились только полуистлевшие записи, так еще и почерк нелегкий. А когда буква за буквой, слово за слово стали получатся предложения, неожиданно так погрузился в описываемые там события, что местами становилось не по себе: как будто читал криминальные отчеты. В частности, показание добравшейся сквозь "нещастии" "Моздоцкого казацкого полку из станицы Ищорской от крепости С-го Георгия до сей Андреевской" крепости " ... Селезнева" жены. Она подробным образом сообщала, как она с мужем в "феврале месяце" отпущена была "для своих нужд" в Ищорскую станицу, "где пробыв ... даже до воскресенья первой недели сего текущаго поста", "отправились в дом свой" в Андреевскую крепость. "И встремясь на такой тракт, продолжали путь свой до крепости С-го Георгия", "прибыв же в Георгиевскую крепость и переночевав в селении расположенном при оной у казака ... Андреева, ... поутру рано и выехали в настоящей свой путь до Андреевской крепости". "Куда следуя, как уже от дальней поездки, да и от прежней худобы лошади весьма ослабели", и поэтому вынуждены были часто останавливаться для их отдыха и кормления. И вот "достигши до речки Кумы и переправясь через лежащей на оной мост, у лесу остановились к раздыху". А пока отдыхали, из "крепости Святого Георгия" мимо проехал казачий разъезд, "в след за которым" и они, "запрягши своих лошадей, поехали" было, "но по слабости лошадей не могли вместе ехать далеко с разъездом". И после "следовали еще до вершины гребня, лежащаго вперет перваго Карамыка", и тут в полдень их "нагнали" якобы "ехавшие из Георгиевской же крепости на трех арбах грузины". И чтобы не быть в одиночестве, решили с этими "грузинами" вместе заночевать. "А переночевав, в суботу наутро рано, запрягши вместе с теми грузинами лошадей, поехали в свой путь, с которыми и прибыли ... на первый Карамык", и опять сделали остановку. Пообедав, муж пошел к этим "грузинам" спросить: "скоро ли они поедут"; те ответили положительно. Тогда казак с женою двинулись первыми в надежде, что их в пути догонят. Но достигнув "до средняго Карамыка", снова задержались "для роздыху". А "грузин" все не было... Зате возобновили движение, и "в самые сумерки" достигли "последнего Карамыку", "остались у оной начевать", а утром, "переправляясь же чрез состоящей на том Карамыке мост", внезапно казак увидел "татарина" и закричал: "вон де я вижу черкешенина". Но тут "из лесу" выехало трое всадников и стали приближаться к ним, кричавши: "ДОС КУНАК" /НЕ УВЕРЕН НА СТО ПРОЦЕНТОВ, ЧТО ЭТА ФРАЗА БЫЛА ИМЕННО ТАКОВОЙ, И ПОЭТОМУ ОБРАЩАЮСЬ К ЧИТАТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ, и если знают, подсказали - В.Г./. "Спрашивали: што он едет один, и нет ли толмача". И им ответил Селезнев, что за ними едут грузины и у них есть и толмач. А жена вдруг добавила: "что еще едут с казаками". Тогда черкесы с криком повторяя "едут казаки", внезапно удалились. Но как оказалось, недалеко... И жена торопила супруга, "чтоб поспел ехать впериод". Успели преодолеть "версты з две" опосля "лежащего по реке Сабле мосту", и "злодеи" догнали их, а увидев на повозке хлеб, потребовали им отдать. Казак намеревался отломить им половину, так как дорога впереди еще дальняя. Но не тут-то было. Забрали все. "Как ... хлеб получили, то велели" им ехать вперед, а "сами, оборотя своих лошадей, и поехали к прежнему своему месту по дороге". И вроде бы значительно казачья семья удалилась, постоянно оглядываясь назад, "отследовавше ж от того места верст с шесть, не видав уже их больше позади себя, и остановились, съехавши вниз к реке Сабле кормить лошадей, где только что выпрягши лошадей, успели пустить на корм". Казачка спустилась к речке "пробивать " лёд, и вдруг вдали узрела "тех же татар", едут к ним. "От чего придя в робость", сказала мужу, чтобы успел хоть что-нибудь спрятать в "терновой куст". Враги подъехали к ним, казак схватил ружье. "Черкесы" "увидевши натруску, давая бурку, требовали пороху от мужа". Казак ответил, что пороха нет, а бурка ему не надобна. А потом НАЧАЛАСЬ ЖЕСТЬ! Не стану все выносить. Как двое схватили за горло казака, пытались душить, а третий кинулся в вожжам, срезав их, "которыми уже удавивши ево за шею, волокли поближе к речке, где начали уже сперва обдирать...". А "жена" не могла все видеть, т.к. "ей на груди" сел "татарин, которой сказывался грузином (!)", лишь могла слышать звук похожий на "плетьевой бой". А то казака так рубили, что издавался свист, будто "они ево плетью бьют"... И лишь успела в конце заметить, как вытирали о снег кровь на саблях... Ограбив ее, велели "итьти к мужу". А пока она "нашла ево мертваго и всево изрубленного, и ...сидела я над ним и плакала", те разбойники ссыпали на землю из "повоски" пшено и просо. Взяли себе ружье, топор, и вроде даже бы уехали, но один вернулся - за двумя собаками, да увел самого лучшего коня, которого дал в Павловской крепости казак Рубцов для ее родного брата - казака Колоскова. "Часа чрез два опомнившись, собравши остальное за грабежом" вдова, "оставалась только в одной рубашке", нечем было покрыт голову - "не обязав ничем головы, а растрепав волосы, поехала потихоньку в дорогу". Далее ее встретил разъезд из казаков и солдат, и "удивляясь, смотря на меня, спрашивали моего мужа и о приключении". О чем в крепостной канцелярии она и поведала... А поражаюсь отваге этих людей из далекого прошлого наших предков. Сейчас сложно представить, чтобы без вооруженного сопровождения во вражеском окружении решиться на такое рискованное путешествие в одиночку. А тогда для них это была ежедневная "БЫТОВУХА". И благодаря этому документу кто-то из потомков узнает о злоключениях пращуров. Отмечу, что согласно публикации, Селезневы были корнями из донской Кумшацкой станицы. А остальное читатель найдет в 14 сборнике "КАЗАКИ НА ДОНУ, ВОЛГЕ И КАВКАЗЕ". #архиввиталиягусева
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
11 ноября 2020 23:03 Новые известия о войсковом атамане ВОЙСКА ДОНСКОГО ВАСИЛИЕ ФРОЛОВЕ и мятежнике ИГНАТЕ НЕКРАСОВЕ В готовящемся 15 сборнике будет опубликовано много новых и малоизвестных документов. Одно из них о шпионах Игната Некрасова. В 1719 году "изменник Игнашка Некрасов" набрал "из своей братьи охотников руских и черкас", а атаманом назначен бывший "острогожский житель", который был личным писарем при Некрасове, и "послал для присмотру крепостей и воинских людей под Валуйку, Усерд и Пензу, и по другие места". А писарю дал "три письма, в том числе одно в Черкаской к войсковому атаману Василью Фролову". "И пришед в Черкаской в другом часу ночи, явились они ему, войсковому атаману, в доме ево", и то письмо отдали. Чтобы о пришедших с Кубани, "что они шпионы, никто не ведали", велел им Фролов укрыться на его базу, и "на том базу жить неделю и никуда не ходить". И только по ночам их предводитель к войсковому атаману "в дом хаживал по ночам многожды"... Оказывается "и напред того за семь недель от Некрасова к нему, атаману Фролову, с письмами ездил дважды", и от Фролова "к нему, Некрасову, письма отвозил же". А через несколько дней "в полночь" Фролов проводил некрасовских шпионов "за реку Аксай в степь" и дал им "подорожную", а также пшена и сухарей... В 10 книге Сыскные дела о донских казаках XVII-XVIII вв.: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. X / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград. 2017. Уже было опубликовано дело 1715 г., как трое беглых солдат под Азовом на «рыбной ловле были, и в те числа приезжал в Азов вор и изменник Игнашка Некрасов с единомышленники своими ч[е]л[о]в[е]к с сорок, и розставя в лугу близ их Васильевой с товарыщи вотаги полатку, стоял дни с три. И в те де числа с того стану он, Некрасов, с пятью ч[е]л[о]в[е]ки приезжал к ним на рыбную вотагу, и спрашивал их, Василья с товарыщи: какия они люди, и в Азове не обусурманились ли, и ежели не босурманились, то де вас турки продадут на каторгу. И они де ... ему, Некрасову, сказались: беглыя салдаты, и не босурманились. И взяв де он, Некрасов, к себе в полатку, говорил им при всех товарыщев своих, которыя с ним, Некрасовым, были, что он с единомышленники своими изменил Великому Г[о]с[у]д[а]рю, и нагрубил народу христианскому многое число. А н[ы]не де у него, Некрасова, есть намерение: хочет он ему, Великому Г[о]с[у]д[а]рю, вину свою заслужить. Ежели де ево ц[а]рское величество повелит, то он Азов возьмет, и турак вырубит». Некрасов дал солдатам три письма, которые «написаны до приходу их к нему Некрасову в полатку», и «велел те письма отнести … одно … к генералу адмиралу кавалеру и губернатору графу Феодору Матвеевичю Апраксину; другое … велел иттить же к Москве, и явитца в Военном приказе судье; третье … иттить велел к генералу ж к фельтмаршалу Барису Петровичю Шереметеву». Игнат Некрасов «им говорил: как они те письма отнесут, и ему, Некрасову, будет против тех писем отповедь. И он де, Некрасов, то вышепомянутое учинит: Азов возьмет и турак вырубит, и принесет Великому Г[о]с[у]д[а]рю повинную; а войска у себя он, Некрасов, сказывал пять тысяч триста ч[е]л[о]в[е]к». А что далее произошло в 1719 году, читатель узнает из 15 сборника серии "материалы по истории и генеалогии казачества". #архиввиталиягусева
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
16 ноября 2020 15:07 Булавин и ногайцы Готовящейся 15 сборник вновь будет посвящен и двум важным событиям из истории донских казаков - "расколу на Дону" конца XVII века, а также Булавинскому восстанию 1707-1709 гг. Казалось бы темы давно уже стали хрестоматийными и вся информация полностью выявлена и давно опубликована. Много новых документов по теме булавинцев было представлено и ранее: Сыскные дела о донских казаках XVII-XVIII вв.: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. X / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград. 2017. 400 с. – Документы об участниках восстания К. Булавина, о некрасовцах, о казаках-старообрядцах. Служба донских казаков XVIII век. Отставные казаки Войска Донского 1777 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск XII. / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград. 2019. 392 с. – Разноплановые источники XVIII века по истории донских казаков c 1707 по 1805 гг. – о старых и новопостроенных казачьих городках по Дону, по Хопру, Бузулуку, Медведице, Северскому Донцу и запольным речкам, о Богучарском и др.; о ближайших соседях: Запорожье, Приазовье, Малороссия, Белгородская, Тамбовская и другие губернии; а также НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ о ходе булавинского восстания и о происхождении атаманов БУЛАВИНА - "из салтовских детей боярских" и НЕКРАСОВА - "что де он, Игнашка, их нагайской природной", о дальнейших судьбах их единомышленников; об участии донских казаков в «баталиях» XVIII в.; об отношениях с калмыками, о калмыках в Войске Донском; об освоении Кавказской линии. Служба донских и яицких казаков XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск XIII. / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград 2020. 400 с. – Акты о «сходе на Дон»: «с Москвы и из городов» «разных чинов людей». Подобраны акты о крупном повстанческом движении времен Смоленской войны, о составе и происхождении так называемых «болашовских козаков»; о выходе с Дона и Яика казаков на «государеву службу», которые группами и по отдельности оседали «на Руси». Подробно описана служилая корпорация «донских и яицких и орешковских кормовых казаков». Немало сведений о служилых людях Московского государства, интерес к которым возрастает с учетом того, что их «сродники» часто пополняли ряды донских казаков, давая начало уже донским казачьим фамилиям. К примеру, о детях боярских Булавиных в Чугуеве и Салтове, в том числе о службе в рейтарах салтовца сына боярского Афонасея Буловина и о времени побега его на Дон. Но каждый раз, как только вновь возвращаюсь к этой проблеме, снова неожиданно всплывают малоизвестные факты. Подробности о них читатель узнает из 15 выпуска серии "материалы по истории и генеалогии казачества". #архиввиталиягусева А пока напомню, что после поражения восстания сподвижник Кондратия Булавина атаман Игнат Некрасов далеко не случайно увел часть казаков на Кубань под власть "бусурман". Вероятно сыграли положительную роль и его ногайские корни. Но главное, что переписку с татарами в самый разгар мятежа еще до своей гибели вел и "поборник истинной казацкой вольности": "Доношение из Розряду. Сего июня 15-го дня писал из Азова губернатор Иван Толстой, и при отписке своей прислал о Булавине с ево единомышленники из розных мест ведомости, а в них написано: 1. Майя в 16 день приехал ис Черкаского в Озов Веденихт Ян Грек, и сказал: как де вор Буловин был в кругу, и он от него слышел, что пошлет он от себя к нагайцом, чтоб с ними ему, вору, учинить мир особой. 2. Майя ж в 19 день данской казак Алексей Мартинов, которой и посылан в Черкаской тайно, приехав, сказал: в Черкаской де он, Алексей, ночью был, и виделся с войсковым толмачом с Михайлом Сулиным, и он де, Михайло, сказывал ему, Алексею, что де вор Булавин по ссылает на Кубань кубанских татар 2-е ч[е]л[о]в[е]к, которые были в неволе у атамана Лукьяна Максимова да у Микиты Соломаты, да 2 ч. казаков с письмами. А знатно де для того, что он, вор, с единомышленники своими и рыковских станиц с казаками хочет бежать на Кубань вскоре, и рыковских де станиц казаки лошади и телеги готовят. 3. Тогож числа посланы из Азова в степь на те места, которыми местами имеетца проезд ис Черкаского на Кубань, конной службы афицеры с конными людьми 60 ч., велено им на тех дорогах и в степи смотрить накрепко, чтоб от него, вора Булавина, посыльных с письмами на Кубань переловя, привести в Азов. 4. Майя в 26 де[нь] писали в Азов к губернатору ис Черкаского донские казаки Тимофей Соколов да Иван Юдик, что ис Черкаского от вора Булавина подлинно поедут на Кубань, для чего выбран ехать Черкаской станицы казак Васька Шильца. 5. Тогож числа приехал ис Черкаского Средней станицы казак Тит Семенов, и сказал: майя де 25-го числа в Черкаском у Булавина с единомышленники ево верховых городков да Рыковских трех, да Скородумовой, да Тютеревой станиц с казаками был круг, в котором Булавин определили послать на Кубань оного ж казака Шильцу с письмами, и присрочено ему ехать майя 26-го числа, а с ним посылают ис верховых городков двух ч[е]л[о]в[е]к, да торговых армян, которые живучи в Черкаском торговали, четырех ч[е]л[о]в[е]к, да кубанского татарина. 6. Тот же казак объявил письмо к губернатору от старшины Ильи Григорьева, в котором написано, что Булавин хочет бежать на Кубань со единомышленники своими со изменники, а их, которые к ево злому совету не престают, хочет всех побить и Черкаской выжечь. 7. Майя в 28 де[нь] посыльные афицеры приехав в Азов, объявили посланных от Булавина на Кубань с письмами турчан и татар, и армянина – 6 ч., и при них калмыцкого ясырю 23 ч., и посланные с ними письма. А в них написано: в прелесном письме от Булавина х кубанским казаком, к атаману к Савелью Похомову написано, послали они на Кубань в Ачюев к Хасяну паше и к Сартлану мурзе свои войсковые письма об мировом между ими и крепком состоянии ... В том ж прелесном письме написано: есть ли де Великий Г[о]с[у]д[а]рь их не пожалует против прежнего, как жили отцы их, и они де от него отложатца, и станут служить турскому салтану"
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
17 ноября 2020 12:48 Как крымский хан грозился уйти к донским казакам в союзники против турок В 1688 году прибежал из Азова бывший казак Рыковской станицы, "которой изменил из Черкаскова в прошлых годех и жил в Азове". Войсковой атаман Фрол Минаев собрал войсковой круг, слушали "переметчика". И он сообщал, что пришел к Азову турецкий паша и привел "восмь тысеч человек крымских и нагайских татар и горских черкес, и хотят де промысл чинить над Черкаским и над иными казачьи городками". Рассказал подробно "про донских казаков роскольшиков, которые сошли з Дону" на Куму, их количество, в какой местности их разместил "Большой Кабарды ... горский князь". Да говорил, что оказывается случился конфликт между турецким султаном и крымским ханом, вроде бы задумал султан "ево, хана, переменить". И хан ушел за Перекоп, при этом заявляя, что если "меня переменит салтан турской", то я от него "отложусь ... к донским казакам, и ему де, салтану, неприятель учинюся ...". Подробности в 15 сборнике серии "материалы по истории и генеалогии казачества". #архиввиталиягусева
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
18 ноября 2020 22:25 Очередная находка точно порадует кого-то из современных потомков упоминаемых там казаков. Не исключено, что кто-то из них и мои пращуры тоже, ведь в XVIII веке их у каждого из нас было минимум 64 лица. Итак, передо мною текст из документа сурового 1708 года, события которого в нашем обществе до сих пор воспринимаются неоднозначно. Явно сказываются отголоски советского времени, когда бывшие "ВОРЫ И ИЗМЕННИКИ" вдруг становились по воле новой власти ГЕРОЯМИ. Это списки и сообщения о себе тех донских казаков, кто вынужден был скрываться от "Кондрашки Буловина с единомышленики" на Воронеже, куда приходил "из верхних городков в розные времена", "оставя жен своих и детей": "с Казанки", "Букановской станицы", "Мартиновской", "с Чиру", "из Сиротина" и других мест. К примеру, казак Усть Медведицкого городка пришел с братом, "родился он тамо; отца у нево в живых нет, токмо есть братья родные", один - "служит и доныне великому государю с протчими донскими казаками в Польше", другой - "жил на Дону вместо с ним". А как приходил Булавин к их городку, "они ис того своего городка из Усть Медведицы выходили против него, вора, с ружьем и с пушкою", и его не впустили, да послали весть войсковому атаману "Лукьяну Максимову с товарыщи", тогда еще живому. За это "Кондрашко Булавин хотел их поймав, в воду посадить или казнить". Братья не желали "к воровству и к возмущению" приставать, "и в мысле того худого и злаго дела у них не было", т.к. "и дед де их и отец служили великому государю на Дону во всякой верности, такожде и они ему, великому государю, обещались служить верно ж". Как видно, это были "старожилые казаки", минимум в третьем поколении. И им бунтовать по большому счету было незачем. Жалованье из Москвы получали постоянно, добычу "дуванили" в числе первых, имели богатые дворы, крепкие хозяйства. Им с голытьбой было точно не по пути. А новопришлым на Дон еще только предстояло в многолетних сражениях, проливая кровь, хоть чем-то обзавестись. А хотелось ведь всего и сразу... А что было с теми казаками, кто не пошел с Булавиным, напомню отрывки из предыдущих постов: От "вора" приезжали в станицы, и высылали всех к нему. "А которые в донецких городках к нему, Булавину, итить не похотели, ... и тех изымав, побили до смерти", да потопили - "посажали в воду". "Товарыщи ...вора Булавина ... пришли на Дон и по реке Бузулуку взяли городки казачьи Казарин, другой Высоцкой, третей Островской и тутошних жителей, которые к воровству не пристали, побили и животы их грабили. И июня против 15-го числа пришел он вор под казачей Арчадинской городок, что на Медведице, и тот городок взяв, многих казаков побил и ругательски вспарывал груди и жен и дочерей, и животы побрал". Среди скрывавшихся в Воронеже был и казак Иловлинского городка, назван с фамилией и по имени отчеству, "у которого отца вор Булавин посадил в воду" - то есть утопил. Интересно, сегодня отпрыски того утопленного тоже превозносят "борца за свободу казачьего народа" и проклинают "предателей", тех кто "пошол за государем"? Напомню, что согласно первой полной переписи - Крестоприводной книги 1718 года таковых, служивших "верой и правдой" царю казаков, на Дону было почти 16 000, и именно от них пошли и мы. Не стоит это забывать! Подробности в 15 сборнике серии "материалы по истории и генеалогии казачества". #архиввиталиягусева
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
20 ноября 2020 15:29 Хотел бы внести некоторые уточнения о булавинских событиях, и несколько подкорректировать предыдущие посты на эту тему. Конечно же не все поголовно казаки пошли за царя. Это понятно. В войске Булавина была не только сплошная голытьба. Карательным царским войскам сопротивлялись многие казачьи городки. Напомню, что в разгар пика сражений в конце июня 1708 года Долгорукову был указ: чинить "промысл над теми ворами, и чтоб перевешать воров по городам". "А по Донцу и протчим речкам надлежащие городки по сей росписи разори и над ними чини по указу". Но уже при этом с оговоркой: "А когда будешь в Черкаском, тогда добрых обнадеж, и чтоб выбрали атамана доброго ч[е]л[о]в[е]ка. И по совершении оном, когда пойдешь назад, то по Дону надлежащие городки, також обнадеж." Однако же вскоре, когда антицарские выступления стали стихать, 15 августа Долгорукову писали по иному: "что по городкам вам велено так жестоко поступать в ту пору пока еще были все в противности. А когда уже усмирят [хотя и за неволю], то надлежит инако, а имянно: завотчиков пущих казнить, а иных на каторгу, а протчих выслать в старые места." Поэтому не все городки, которые изначально было приказано уничтожить и даже составлены были их списки-"росписи" (а исключительно их всегда пытаются цитировать в страшилках), в итоге спалили. И после взятия царскими войсками их казаки приносили присягу и на верность царю крест целовали (какую силу это имело в те времена, надеюсь, что объяснять не нужно). В конце августа 1708 г. в городке Есаулове собралось много булавинцев, "которые бежали по Дону и из Донца из розных городков к вору Некрасову, в осаде сели". Майор Долгоруков не сразу атаковал Есауловскую. А посылал туда "перезывныя письма", уговаривая сдаваться, а кто выходил, "в домы их отпущал". Но в целом "они, воры, учинились противны и в осаде укрепились". 23 августа Долгоруков с "с ратными людьми" и верными "донскии казаками" "к осадному городку приступали, и многое число их, воров, ис пушек и из ружья до смерти побили, и много ранили". А когда 24 августа подошли на помощь пехотные полки, осаждаемые "устрашились, и воспомянув страх Божий и ... великого государя к себе премного неизреченную милость, в городке целовали крест и святое евангелие, чтоб служить ... великому государю, по-прежнему; и вышед из осаднова городка все, повинную ... великому государю, также и лейб гвардии Преображенского полку маеору князю Василью Володимеровичю Долгорукову принесли". И сами же выдали "пущих воров и завотчиков всех из розных станиц". К 24 октябрю 1708 г. "вызжены и разорены без остатку: Голубые, Паншин, Качалин, Илавлинской, Сиротин, Старо Григорьевской, Ново Григорьевской, Перекопской". Были у кресного целованья из станиц: Вверх по Дону: Клецкой, Роспопинской, Усть Медведицкой, Усть Хоперской, Еланской, Вешкинской, Решетовской, Тихой, Мигулинской, Казанской, Донецкой, Песковацкой. Вверх по Медведице: Островской, Ивановской, Скуришенской. Вверх по Хопру: Букановской, Остроуховской, с Кумылги, Лащевской, Федосеевской, Зотовской, Оржановской, Акишевской, Тишенской. По Базулуку: Алексеевской, Яминской, Карповской, Мартыновской, Дурновской, Ярыженской, Черновской, Березовской, Филимоновской, Дарьинской, Мельсяпинской, Высоцкой, Островской, Казарецкой. И их простили в большей массе. Из уничтоженных хоперских городков казаков с семьями перевели и расселили по станицам "ниже Паншина городка". Конечно же были и казни. Даже атаману Илье Зерщикову вначале царь поверил, а после казнил "за пособничество бунтовщикам". Активных участников царь направил на каторгу, строили "Санкт Питербурх", и, кстати, после некоторые возвращались обратно на Дон. Поэтому среди служивших позже "верой и правдой" царю донских казаков Крестоприводной книги 1718 года, а именно: в 119 станицах – 15753 казаков, конечно же были и бывшие булавинцы. Но большинство из них более присяги своей не изменяли!
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
Nermin Новичок
Сообщений: 1 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1 | Наверх ##
30 ноября 2020 12:47 Merhaba ben size Türkiye'den yazıyorum. Rusça konuşmuyorum. (Almanca, İngilizce veya Türkçe.) Nekrasov edebiyatını bana tavsiye edebilir misiniz? Burada Strovopol'den kimse var mı? Minos Kazaklarını (Manyas) bilen var mı? veya Hamidie? Cevap için teşekkürler ..
Nermin Maira | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
1 декабря 2020 20:17 1 декабря 2020 20:21 Взятие Азова царем Петром Первым и "Гроб Господень" Во всю идет подготовка очередного, уже 15 выпуска публикаций рукописных текстов XVII-XVIII веков о далеком прошлом донских, терских, гребенских и яицких казаков. Вот один из них: 1700 год. В Москву прибыла "от Войска Донскаго лехкая станица станичного атамана Василья Познеева с товарыщи" и привезла пойманного на Куме бежавшего туда "вора и плута донскаго казака Тимошку Саколова". А заодно докладывали обстановку. "В Азове и на Дону милостию Божиею здорово и везде смирно, набегов неприятельских ниоткуды никаких нет". Турецкий "салтан" "нынешнее учиненное перемирье везде держат твердо", и "задоров" пока не чинит. Но "ис турских де городов ис Керчи и ис Тамани в приезде к Азову и в Черкаской торговых людей ныне никаких нет", а потому известия узнавать стало сложнее. Разве что от "выходцев из полону", которые и сообщали, что конечно же турки не смирились с потерей такой крепости как Азов. Готовились турецкие паши по весне "быть х Керче и к Тамане для строения в гирле крепостей". А "приезжие для розмены нагайцы" говорили, что султан, мечтая вернуть Азов и "поднепрские городы", "вместо того отдает ключи Иерусалимския церкви от Гроба Господня", чем до того "владели французы". Подробности читатель найдет в 15 сборнике серии "материалы по истории и генеалогии казачества". Уверяю, что будет еще много интересного и малоизвестного! #архиввиталиягусева
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
7 декабря 2020 18:27 Как донской казак стал архангельским стрельцом В 1686 году писал в Курск к воеводе князю Михаилу Голицыну "царского величества подданной Войска Запорожского обоих старон Днепра гетман Иван Самойлович", да между прочим сообщал, что в Батурин к нему "с той стороны Днепра" "с Польской земли" явились казаки, а среди них и два донских, их он и прислал с отпискою. А "в роспросе" один из них сообщал, что родился он "на Дону в Черкаском", а отец ево был до бегства в Войско Донское "танбовец солдат", и "умер тому лет з дватцать и больши". Как известно, на Дону в те времена с женским полом бывало нелегко, поэтому и говорили донские казаки еще в 1632 году: "на Дону многих земель люди, а которые руские люди – и те живут з бусурманками, а иные прижиты от бусурманок". Вот и матерью нашего героя была "туркеня", и носил он прозвище "ТУМА". Прошу забыть байку, якобы всех "полукровок" называли "Болдырями", но так именовали выходцев из плена: "казак ... Болдырь вышел ис полону", "Болдырь ... сказал: вывезен с полану тому будет шестнацеть лет", "... с[ы]н Болдырь родом из Польши города Каменского Подольца взят был крымскими татарами в полон, вышел из полону на Дон", "казак ... Болдырь вышел из неволи" и т.п. А в это время "по указу великих государей ... Войским замирились с азовцы и с крымцы, и с нагайцы, и с черкесы, и с ыными людьми, которые подручны турскому салтану и крымскому хану". "За зипунами", как ранее, никуда ходить нельзя. Где брать добычу? Одного царского жалованья видать было маловато. Поэтому "собрався на Дону в Черкаском донские казаки, и калмыки и татары, которые живут на Дону, человек с триста, конные пошли они з Дону на Запорожье" в Сечь. А из Сечи ходили "за Днепр в Волоскую землю на реку Ревлю для добычи", где "добыли" лошадей, "и всякою животиною и мелкою рухледью", вернулись в Запорожье, а оттуда ушли на Дон. А казак Тума внезапно заболел и остался "в Сече до весны". И вот дошел слух, "бутто король польской дает всякому казаку платы по пяти червонных", и двинулся отряд запорожцев с "вотажным полковником" в Немиров, да и он с ними, а после "из Немирова пошли на королевскую службу, где ляхи збирались под Устьем на помочь цесарю римскому против турок". Далее опустим подробный рассказ о службе "за Днепром" полякам, об участии в сражениях. И получил донской казак "у гетмана коронного плату полтора" талера и "зипун"... "А з Дону пошли они своею волею, а ни под чьему подзову для добычи". Второй казак дал о своем происхождении, о родственниках и о прочем не менее интересные сведения. И "за воровство" из Москвы указано выслать тех донцов на Двину и там "и написать в стрельцы у Архангельсково города". Никуда отлучаться не велено, и воеводам смотреть за ними "накрепко, чтоб за город никуды не ушли и за воровством и ни за каким дурным не ходили". Подробности в 15 сборнике серии "материалы по истории и генеалогии казачества". #архиввиталиягусева
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
GuseFF Vitaly Сообщений: 361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 344
| Наверх ##
14 декабря 2020 11:56 Как донской казак ходил в Рязанский уезд "с женой повидатца" Бил челом царский стольник "Васька Еуфимов сын Маслов", что "в прошлых годех" "из резанской ... деревнишки Лесищ бежал крестьянин мой ... Авчюницын", "покиня жену свою и детей, пократчи моих лошадей", а в "1700-м году против 13 числа в начи" тот беглый "Ачюницын" "с товарыщи, умысля воровски, для подговору и взятья жены своей Пораньки и детей, и иных крестьян, и для покражи лошадей пришли в Резанской уезд" "в деревню Щокотову" на двор его брата Григорья Маслова. Но дворовые люди дворян братьев Масловых, "послыша тех воровских людей приход, закричали разбоем", "и на тот крик поспешили ... той деревни Щокотовой крестьяны", "тое крестьянку и з детьми отбили", а "беглой" смог скрыться. Но "после того в деревни Заболотой " его все же схватили и привезли к барину Маслову в "деревню Шектово", где сильно били, а потом заковали в кандалы, на шею одели цепь и бросили в погреб, и сидел он "недель с шесть". А затем Маслов отвез его "на Михайлов в приказную избу", "и стоя у приказу, говорил де: я тебе переломаю руки и ноги, и прибив до смерти, мясо твое собакам розбросаю". И бывший крестьянин, "видя над собою смертной бой и слыша конечную смерть" перед воеводою объявил "слово государево". И повезли его в Москву в Преображенское, а там он объявил себя донским казаком Казанского городка, "прозвища себе переложил и сказался, что бутто по прозвищю ему Каржилин" (а в челобитьях называл еще себя "Каржилин Лохмытка" и "сын Коржилин и Постовалов"), а "слова" за ним никакого нет. Бежал он на Дон лет двенадцать назад, и служил на Дону "великому государю" "казатцкую службу", был в обоих Азовских походах "на приступах и на выласках", получил ранение, дано ему жалованье "ис государского шатра". А "слался" "на все казатцкие станицы", с казаками которых он служил, "на Козанскую станицу ... и на Донетцкую станицу и на Мигулинскую, и на Тишанскую, и на Решотовскую, и на Вешинскую". За него же ходатайствовали "присланные з Дону донские казаки челобитчики", что "отпущен з Дону из Войска с подорожною па обещанию помолитца к Николаю Чюдотворцу в Радунежской монастырь", а "служит великому государю в казоках семнатцать лет и был на его великого государя службах: под Азовым на приступех и на вылосках, и на тех вылосках ранен", "был в охотниках, как взяли Колончи, и за то де ему дано десять рублев", "был на его великого государя службе под Казикерменев в полку боярина и воеводы князя Якова Федоровича Долгоруково, и за тое службу дано ему великого государя жалованья пять рублев; также де и в ыных походах в казаках был многожды". Донского казака Коржилина перевели в "Московской судной приказ". А далее началось самое интересное. Решали "спор в деле": с одной стороны - "явился по крепости за Васильем Масловым во крестьянех", а с другой - служит в "донских казаках". Как быть с ним? Да и для Войска Донского ситуация возникла примечательная. Или человек он был в донской среде "из уважаемых", или сам прецедент заставлял решительно действовать и "своей братьи", даже из простых казаков не бросать. Донские станичники писали: "А наперед де сего по указу великого государя беглых людей, которые живали на Дону по три и по пяти лет, помещиком и вотчиником не отдавать". На что в "Судном московском приказе" отвечали: "о свободе ево ... на Дон указу учинить немочно, для того что о таких беглых людех и о крестьянех, которые бегаючи от помещиков и от вотчиников, жили на Дону и служили великому государю многие годы, и чтоб их свободить по-прежнему на Дон, такова великого государя указу в Московском судном приказе нет". Пошли за правдой "к дьякам в Посольской приказ". "И Посольского де приказу дьяк Борис Михайлов сын Протопопов ... сказал, которые де помещиковы люди и крестьяне живут беглыя на Дону в казаках, и таким де людем отдача бывает по имянному великого государя указу по расмотрению: какова де чину, каков человек, а окроме де имянного великого государя указу и боярского приговору им … Посольского приказу, таким людем оддачи нигде не бывает". Итог был таковым: "по указу великого государя присланной из Московского судного приказу с памятью донской казак Казанского городка ... сын Коржилин, которой бывал во крестьянстве за ... Масловым, по челобитью донских казаков ... отдан из Государственного Посольского приказу на росписку им; а как ево ... в Государственной Посольской приказ спросят, и им ... ево ... поставить". Сложно сказать, под какими фамилиями позже записаны в "станичные жалованные книги" его отпрыски, вариантов, как видно, немало: "Авчюницын", "Ачуницын", "Коржалин", "Лохмыткин", "Постовалов". Еще же на Дону часто практиковались "фамильные прозвания" от личных имен и отчеств. Никто теперь не вспомнит "родовые" старшин Ефремовых, Фроловых, Денисовых, Перфильевых и т.п. А вообще в рукописи очень много генеалогических сведений: о предках этого казака, к примеру, отец его матушки "был польские породы"; о его родственниках из "переписных резанских книг ", детях и пр. К тому же семьи у него точно было две: в Рязани - прежняя, да на Дону - новая. А подробности читатель найдет в 15 сборнике серии "материалы по истории и генеалогии казачества". #архиввиталиягусева
 --- история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ | | |
|