Корткеросская волость
Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии
KPS Сообщений: 1602 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1868
| Наверх ##
18 февраля 2020 16:36 Мацук А. М. Православные приходские храмы Усть-Сысольского уезда в начале XX века. // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. – 2013. – № 3. – С. 29 – 59.
№ 31 Церковь Воскресения Христова в селе Нившере. Церковь построена в 1853 г. «тщанием прихожан», освящена 19 июня 1855 г. Престол в церкви один: в честь Воскресения Христова. Утварью скудна. Штаты: священник и псаломщик. Приписанных часовен – четыре: в деревне Ягвильской, во имя святителя Николая Чудотворца; в деревне Тист, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; в деревне Русановской; в деревне Лымвинской. Приход – село Нившерское и 4 деревни (от 1 до 3 верст и 50 верст (дер. Лымва) от приходского храма): 243 дворовладения, 745 человек мужского пола, 753 человека женского пола, всего 1498 человек. | | |
KPS Сообщений: 1602 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1868
| Наверх ##
18 февраля 2020 16:38 Нившерская Воскресенская церковь. Церковь была построена усердием прихожан в 1853 г., вместо часовни во имя свт. Василия Великого, и освящена 14 (19?) июня 1855 г. Церковь деревянная, одноэтажная, в одной связи с колокольней. Престол: во имя Воскресения Христова. Часовни: в д. Ягвильская - во имя св. Николая Чудотворца (1903 г.); в д. Тист - в 1900 году указана часовня во имя св. пророка Илии, в 1911 году во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; в д. Русановская (Русановка); в д. Лымвинская (Лымва) - св. Модесту Иерусалимскому. Информация с сайта «Православные приходы и монастыри Севера» – http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=72 | | |
KPS Сообщений: 1602 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1868
| Наверх ##
19 февраля 2020 19:33 Малыхина, А. Г. Семейная история одного из священнических родов. – Сыктывкар, 2016. – 132 с.
В книге представлены: 1) восходящая схема (5 поколений) священнического рода Бронниковых, среди представителей которого Карп Бронников – священник Корткеросской церкви, Пётр Карпович Бронников – священник Корткеросской церкви, Иван Петрович Бронников – дьячок Корткеросской и Пезмогской церквей, Алексей Иванович Бронников – священник Пезмогской церкви (стр. 13); 2) сведения о представителях священнического рода Клочковых, среди которых Николай Степанович Клочков – священник Корткеросской церкви (стр. 109-110). | | |
KPS Сообщений: 1602 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1868
| Наверх ##
19 февраля 2020 19:33 Первый думский депутат из Коми края: посвящается Степану Николаевичу Клочкову / Сост. Л. А. Храмович, ред. Л. В. Калугина. – Сыктывкар, 2017. – 44 с.
В книгу включены информация о Николае Степановиче Клочкове – священнике Корткеросской церкви и его фотография (стр. 14). | | |
KPS Сообщений: 1602 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1868
| Наверх ##
20 февраля 2020 16:13 Минин, М. Я – сын земли Коми. // Дым Отечества. Историко-краеведческое издание. – 2019. – № 9 – 10. – С. 124 – 154. | | |
KPS Сообщений: 1602 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1868
| Наверх ##
20 февраля 2020 16:14 Казаков, Р. Мои предки. // Дым Отечества. Историко-краеведческое издание. – 2016. – № 7 – 8. – С. 198 – 202. | | |
KPS Сообщений: 1602 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1868
| Наверх ##
20 февраля 2020 16:41 20 февраля 2020 16:42 Плесовский, Ф. В. Свадьба народа коми. Обряды и причитания. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1968. – 320 с.
Часть II. Свадебная поэзия у коми. Глава 1. Тематика, содержание и характер причитаний. 5. Плачи о персонифицированном девичестве. Причитания о большой девичьей воле («ныв ыджыд вöля»).
«Причитания с таким названием характерны, как мы уже говорили, для нижней Сысолы, средней и верхней Вычегды. Причитания отличаются большим разнообразием вариантов, привести которые к общему знаменателю без насилия над материалом почти невозможно. По преобладанию той или иной темы все эти варианты можно разбить на четыре группы… Ко второй группе вариантов мы относим причитания, в которых преобладающей является тема размышления о местонахождении «Ныв ыджыд вöля». Основные варианты таких причитаний записаны в селениях по средней Вычегде (Сторожевск, Корткерос, Позтыкерос, Маджа) … Корткеросский вариант в начале почти повторяет маджский (если восточный ветер был, то девичья большая воля попала на бор с брусникой и черникой; если южный ветер был – попала на болото с морошкой – мыр пома нюрö; если западный ветер – то попала на пожню с широкими покосами; если северный ветер был, то попала на поле с широкими загонами – паськыд адаса му вылöуси). Далее повествование отличается от рассмотренных выше вариантов. Здесь невеста размышляет: может быть, парни-братья пойдут косить, найдут её среди травы (турун светнас светитö ), пожалеют и вынесут; может, девушки-сёстры пойдут жать и заметят среди хлебов (нянь розсис), пожалеют и вынесут; может, милые парни-бояре пойдут собирать морошку, увидят её среди цветов морошки, пожалеют и вынесут, покажут (петкö дласны); милые подруги пойдут собирать чернику и, может, заметят её среди цветов черники (чöд дзоридзнас дзордзалö ), пожалеют и, может, ещё покажут. Третья группа вариантов причитаний о судьбе персонифицированного девичества рассказывает о том, что делал с ним жених. Основные варианты таких причитаний записаны в Корткеросе и Помоздине, потому можно определить их средне-верхневычегодскими. По причитанию, записанному в Корткеросе, с девичьей волей происходит следующее. Жених (морта пи) скидывает с головы невесты «Большую девичью волю» (Ныв ыджыд вöля) на правое плечо невесты: затем: на правое колено; на ступню правой ноги, оттуда берёт и связывает в узел пояса; кладёт вместо стельки в сапог, бросает в грязь и топчет; мнёт и бросает на ветер. Затем следует описание, как он (жених) нёс её: крутясь на пятках; щипля пальцами; хлопая двумя руками; махая двумя руками; расширяя грудь; приподымая оба плеча; посвистывая губами; кусая зубами; матюкаясь концом языка; глазами (нёджмасигтырйи) стреляя; двумя ушами нёс, прислушиваясь; прислушивался, прислушивался и сунул под то дерево, которое больше всех скрипит, взял оттуда и сунул в щель сухого дерева; взял оттуда и тремя шестами стал искать глубокие места в реке; где глубже всех показалось, туда и бросил. Затем невеста просит отца пойти удить – если плывёт, как щепка, красноглазой сорогой поймаем; если же утонула она, как камень – уже не видать вовек, сходим, шёлковым неводом словим; если она поднялась, как щепка – волной прибьёт, если утонула, как камень – уже не видать вовек». | | |
KPS Сообщений: 1602 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1868
| Наверх ##
21 февраля 2020 19:17 Список солдат 183-го пехотного Пултусского полка из Коми края
Елфимов Константин Андреевич из Усть-Сысольского уезда Лыткин Степан Максимович из Корткеросской волости Потапов Константин Осипович из д. Додзьской Корткеросской волости Сорвачев Иван Лаврентьевич из Корткеросской волости Турьев Нил Стефанович из Пезмогской волости
Источник: Кызъюров, Л. Коми-зыряне в великой войне. // Дым Отечества. Историко-краеведческое издание. – 2018. – № 7 – 8. – С. 148 – 158. | | |
KPS Сообщений: 1602 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1868
| Наверх ##
21 февраля 2020 19:18 Список солдат из Коми АССР, прошедших через фашистский плен. // Дым Отечества. Историко-краеведческое издание. – 2018. – № 7 – 8. – С. 95 – 104.
27. Попов Владимир Осипович, 15.08.1914 г.р., Корткеросский район, с. Пезмог | | |
KPS Сообщений: 1602 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1868
| Наверх ##
22 февраля 2020 21:20 23 февраля 2020 17:30 «Корткерос между 1608 и 1646 гг. основали Казаковы, имеется также указание на прозвище Шестак (по книге 1646 г. в д. Наволок), от которого пошли Шестаковы. Затем до 1678 г. здесь появляются Изъюровы – переселенцы из Зеленца. В 1719 г. кроме этих фамилий упоминается лишь один Вишеретин (фамилия указывает на вишерское происхождение). В 1743 г. здесь жили Кирушевы и Нестеровы из Маджи, Коюшевы с Вишеры или из Маджи, Старцевы с Сысолы или с Присыктывкарья».
Источник: Жилина, Т.И., Бараксанов, Г.Г. Присыктывкарский диалект и коми литературный язык. – М.: Издательство «Наука», 1971. – С. 12. | | |
|