Сероухов Валерий АлексеевичСкончался в декабре 2017 года. Светлая память!  Московская область, г. Красногорск Сообщений: 1048 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 2008 | Наверх ##
14 февраля 2011 22:09 NatalyM612 Иртышская укреплённая линия
C 1716 года экспедиция под начальством И. Д. Бухгольца заложили ряд крепостей вверх от Омска по реке Иртыш. В 1716 году был основан острог у Ямышевского озера, в 1717 году между Омской крепостью и Ямышевской отряд тарских казаков заложил Железинскую крепость. В 1718 году возник Семипалатинск, в 1720 году — Павлодар и Усть-Каменогорск. Были построены Убинская (1718 год), Полон-Карагайской (1718 год) крепости.
Только в начале 1740-х гг. между крепостями выстроили 7 промежуточных форпостов: Ачаирский, Черлакский, Осморыжский, Чернорецкий, Коряковский, Семиярский и Убинский. Разъезды между опорными пунктами выполнялись крайне редко и не регулярно. Только после 1745 г. можно говорить о сложении Иртышской укрепленной линии. Укрепления и посты Иртышской линии предназначались для защиты от Джунгарского ханства, от которого в ту пору немало страдали и казахи.
В январе 1746 года инженер-подпоручик А. Селиверстов на основании разведки прапорщика Долбилова составил смету Иртышской линии, отказавшись от строительства укреплений севернее Омской крепости. Командующий Сибирским корпусом генерал-майор Х. Х. Киндерман и сибирский губернатор А. И. Сухарев утвердили новую смету в феврале того же года. Сюда вошли 5 крепостей, 7 больших форпостов, 1 Шульбинский завод, 21 малый редут и 37 маяков, всего 71 опорный пункт. Летом 1746 года уже были заложены станцевые (малые) редуты в урочищах: Грачи, Черемховой Забоки, Белого Камня, Глухой Старицы, в Озерках и Уварове. В 1745—1747 гг., по сведениям Павлуцкого, было построено от Омской крепости до Колыванского завода форпостов 10, станцев 23, а между ними по 1-2 маяка. Осенью 1747 года строительство Иртышской укрепленной линии практически закончилось. Но развитие её продолжалось. В мае 1755 года на Иртышской линии насчитывалось 5 крепостей, 9 форпостов, 23 станца и 35 маяков, всего 72 опорных пункта. Среднее расстояние между ними составило 12 верст. В начале 1762 года количество опорных пунктов увеличилось до 81. Через 30 лет на линии появились новые редуты, выросшие на месте половинных маяков и других населенных пунктов: Покровский (на месте деревни), Атмасский. Башмачный, Бобровский, Качирский, Пресный, Известковый, Старо-Семипалатинский (на месте старой крепости), Григорьевский и Георгиевский. Увеличение количества опорных пунктов повышало эффективность охраны границы, гораздо менее утомляя конные разъездные команды.
В 1763 году командующим Сибирскими линиями был назначен генерал-поручик И. И. Шпрингер. По приказу Екатерины II ему поручалось возвести линию укреплений на Алтае. Местом своего пребывания Шпрингер выбрал Омскую крепость.
Крепости Иртышской линии — Омская (в 1745 и 1768 гг.), Усть-Каменогорская (в 1765 г.), Ямышевская (в 1766—1767 гг.), Семипалатинская (в 1776—1777 гг.) — переносились на новые места и перестраивались.
В 1785 году на Иртышской линии числилось 5 крепостей, 12 форпостов, 20 станций и 1 село: Омская крепость, станция Усть-Заостровская, форпост Ачаирский, село Покровское, станция Изылбашская, станция Соляной поворот, форпост Чарлаковский, станция Татарская, станция Урлютюбская, крепость Железинская, станция Пяторыкская, форпост Осьморыжский, станция Песчаная, форпост Чернорецкий, станция Черноярская, форпост Коряковский, станция Подстепная, крепость Ямышевская, станция Чёрная, форпост Лебяжий, станция Подспускная, станция Кривая, форпост Семиярский, станция Грачевская, станция Черемховая Забока, форпост Долонский, станция Белый камень, станция Глуховская, крепость Семипалатная, станция Озерная, форпост Талицкий, форпост Шульбинский, станция Пресноярская, форпост Убинский, станция Барашкова, форпост Красноярский, станция Уваровская, крепость Усть-Каменогорская.
В 1785—1793 годах Иртышскую линию продлили и на юго-восток: к 932 километрам прибавилось ещё около 170 километров Бухтарминской линии.[3] |