На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Острогожский слободской (черкаский) казачий полк 1652-1765гг
Полк также именовался Рыбинским, или Рыбьянским слободским (черкасским) казачьим полком. Административно-территориальная и военная единица на Слобожанщине.
Белгородская область Сообщений: 4235 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 30437
Наверх##2 июня 2008 23:417 июня 2024 9:11 Острогожские казаки
Острогожский слободской (черкасский) казачий полк (также именуемый Рыбинским, или Рыбьянским слободским (черкасским) казачьим полком) — слободской казачий полк, административно-территориальная и военная единица на Слобожанщине.
Острогожск был основан в 1652 году, когда Русское государство, начинало заселять степные просторы и заботиться об охране своих южных рубежей. Началось строительство восьмисоткилометровой укрепленной линии, названной Белгородской засечной чертой. Указом государя Алексея Михайловича помимо других городов-крепостей Белгородской черты было велено заложить и «жилой город на реке Тихой Сосне у Острогощи на конец Тернового леса». А свое название Острогожск получил по имени речки Острогощи, впадавшей в Тихую Сосну. На строительство девятибашенной крепости прибыли вольные люди. Позже к ним присоединились более четырех тысяч украинских переселенцев во главе с полковником Дзиньковским. В 1664 году царским повелением Острогожский казачий полк был официально узаконен, а казакам предоставили монопольные привилегии. Впрочем, это не помешало многим из них принять участие в восстании под предводительством Степана Разина. Где-то к началу XVIII века город утратил свое стратегическое значение, но боевых доспехов не снял: острогожские казаки участвовали во многих боевых походах русской армии. Однако главным занятием местных жителей стало земледелие. Это нашло отражение в гербе города, утвержденном Екатериной I в 1729 году: «В щите, в зеленом поле златой оржаной сноп, показующий богатые жатвы областей сего города». После того как указом другой Екатерины — Второй — в 1765 году был ликвидирован Острогожский полк, город постепенно изменил свой социальный облик, став крупным торговым центром, населенным дворянами, купцами, ремесленниками. Острогожский (Рыбинский) полк — административно-территориальная единица Слободской Украины. Основан в 1652 г. крестьянами и казаками Черниговского и Нежинского полков, которые, стремясь избежать польско-шляхетского гнета, в количестве более 2 тыс. семейств переселились на Слободскую Украину. Территория полка занимала правобережье Дона между его притоками Девицей и Богучаром и на левом берегу Дона — в районе затона р.Толучеевки и г. Калач. Полковым центром был Острогожск, сотенными городами — Белолуц, Ольшанск, Старобельск, Евдаковка, Усерд и др. Казаки Острогожского полка принимали участие в восстании 1670 г. под руководством Дзинковского, в Азовских походах 1695—1696 гг., Северной войне 1700—1721 гг. После ликвидации в 1765 г. слободских полков Острогожский полк был реорганизован в Острогожский гусарский полк, а казаки превращены в войсковых обывателей.
Вот как описывает Костомаров, выходец из Острогожчины, историю своей семьи :
Фамильное прозвище, которое я ношу, принадлежит к старым великорусским родам дворян, или детей боярских. Насколько нам известно, оно упоминается в XVI веке; тогда уже существовали названия местностей, напоминающие это прозвище, — например, Костомаров Брод на реке Упе. Вероятно, и тогда уже были существующие теперь села с названием Костомарове, находящиеся в губерниях Тульской, Ярославской и Орловской. При Иване Васильевиче Грозном сын боярский Самсон Мартынович Костомаров, служивший в опричнине, убежал из Московского государства в Литву, был принят ласково Сигизмундом Августом и наделен поместьем в Ковельском (?) уезде. При Сигизмунде III по смерти Самсона данное ему поместье разделилось между его сыном и дочерью, вышедшею замуж за Лукашевича. Внук Самсона, Петр Костомаров, пристал к Хмельницкому и после Берестецкого поражения подвергся банниции и потерял свое наследственное имение сообразно польскому праву кадука, как показывает современное письмо короля к Киселю об отобрании имений, подлежавших тогда конфискации. Костомаров вместе с многими волынцами, приставшими к Хмельницкому и поступившими в звание казаков, ушел в пределы Московского государства. То была не первая колония из южноруссов. Еще в царствование Михаила Федоровича появились малорусские села по так называемой Белогородской черте, а город Чугуев был основан и заселен казаками, убежавшими в 1638 году с гетманом Остраниным; при Хмельницком же упоминаемое переселение казаков на московские земли было, сколько нам известно, первое в своем роде. Всех перешедших в то время было до тысячи семей; они состояли под начальством предводителя Ивана Дзинковского, носившего звание полковника. Казаки эти хотели поселиться поблизости к украинским границам, где-нибудь недалеко от Путивля, Рыльска или Бельска, но московское правительство нашло это неудобным и определило поселить их подалее к востоку. На их просьбу им дан был такой ответ: “Будет у вас с польскими и литовскими людьми частая ссора, а оно получше, как подальше от задора”. Им отвели для поселения место на реке Тихой Сосне, и вслед за тем был построен казачий городок Острогожск. Из местных актов видно, что название это существовало еще прежде, потому что об основании этого городка говорится, что он поставлен на Острогожском городище. Так начался Острогожский полк, первый по времени из слободских полков. В окрестностях новопостроенного города начали разводиться хутора и села: край был привольный и плодородный. Костомаров был в числе поселенцев, и, вероятно, эта фамилия оставила своим прозвищем название Костомаровой на Дону, теперь многолюдной, слободе. Потомки пришедшего с Волыни Костомарова укоренились в Острогожском крае, и один из них поселился на берегу реки Ольховатки и женился на воспитаннице и наследнице казацкого чиновника Юрия Блюма, построившего во имя своего ангела церковь в слободе, им заложенной и по его имени названной Юрасовкою. Это было в первой половине XVIII столетия. Имение Блюма перешло к Костомаровой. К этой ветви принадлежал мой отец.
Может быть кто-нибудь подскажет, где найти Посемейные списки 1765- 1779 гг. ? Ищу Болдыревых и Соловьёвых из Кривой Поляны
[/q]
Кривополянские Болдыревы в 1779-м жили еще в Колбино. Часть семей точно из нее, как и в Дальней Полубянке куда они переехали до 1795-го года. В Колбино часть Болдыревых пришла из Богучара, а откуда остальные пока не знаю. Напишите кто именно Ваши предки по Бодыревым в Кривой поляне.
[/q]
По РС сл.Кривополяны за 1835 год мой предок Емельян Яковлев Болдырев 1803 года рождения. Там же проживали Яков Филипов Болдырев ( 1771 г.р.) и Филип Яковлев Болдырев (1791 г.р.) . Жили они разными дворами. Я предполагаю, что это одно семейство.
По переписи 1748 года, 1760 года и РС за 1795 в сл. Колбино проживало много Болдыревых. Чётко прослеживается семейство, которое переселилось в Дальнюю Полубянку, а вот с Болдыревыми из Кривой Поляны у меня не получается проследить из-за недостатка архивных материалов.
РГАДА, Ф.210, Оп.6д, д.32 (4 мая 7167/1659) г. Росписной список г. Острогожска (лл.35-128)
*Дело представляет собой книгу формата около А5. "Росписной список" - перепись, составляемая при передаче города от старого воеводе новому. Присутствует описание укреплений города, документации, военных припасов и артиллерии. Присутствует перепись служилых людей (черкас) с разбитие по сотням с указанием имени/отчества, детей и их возраста. Знак "?" - неуверенное/неточное прочтение. Цифра в скобках - численность носителей данной фамилии.
Несколько вопросов накопилось. В одном и том же документе употребляются понятия малороссиянин и черкас, выходит между ними были различия? Какие? Если только сословные, то тогда кто такие пахотные черкасы? А так же "подушные черкасы", "черкешенка волею", и как понять выражение "подданный волею"?
Время прибытия на Слобожанщину. Оба слова использовали русские в отношении украинцев, в 16-17 веке черкас, в 18-19 малорос. Большинство из тех кто попал на Тихую Сосну с 1630-х и до реформ Петра стали казаками, а потом перешли в разряд войсковых обывателей. Это люди типа однодворцев, но украинцы, а не русские. А большинство тех кто начинает массово приезжать в 1731-м, больше в Бирюченский, а в Острогожский лишь от части, своей земли не имели, а жили на землях российских помещиков типа Шереметева у которого и в Острогожском уезде тоже были хутора с крепостными. Их малоросами уже звали, но они не как однодворцы, они ближе по правам к крепостным были. Среди этой, второй украинской волны переселенцев была небольшая часть и тех кто поселился не на помещичьей земле, а на полковой. В 1744-м они отдельно указаны. Например в Колбино - станице основаной черкасами относящийся к Острогожскому полку, но находящейся в Коротоякском уезде, отдельно указаны три малоросийских семьи в 11 человек. Я не знаю какие именно у них там отношения были, но когда они в Сибирь переселялись через сто лет разницы между теми кто был записан казаком и малоросом уже не было, они все как гос.крестьяне идут. А вот те кто жил на помещичьей земле и после отмены крепостного права смог выкупить землю при переселении указаны как крестьяне собственники, хотя это те же малоросы приехавшие в те же 1730. Чтобы понимать о чем именно Вы говорите надо знать время, место и тип документа. Скорее всего речь о 1740-х когда и старое, и новое наименование народа использовали. Я не специалист, это лишь мои личные наблюдения.
>> Ответ на сообщение пользователя Ivtur от 26 августа 2025 18:21 Документ о котором я говорю 7-я ревизия по Острогожскому уезду. В нем термины черкас и малорос встречаются одновременно. Еще одно хотелось бы отметить. Я понимаю, что термин украинцы воспринимается сейчас во вполне конкретной каннотации, но для человека из 17-18 века он носил другой смысл. Украинцы это жители украинных городов Руси, то есть практически пограничники. То есть и велико и малоросы, о однодворцы и черкасы.
В одном и том же документе употребляются понятия малороссиянин и черкас, выходит между ними были различия?
[/q]
А не может быть так: документ является компиляцией нескольких авторов-составителей сказок, и эти разные авторы использовали синонимичные на тот момент термины, одни писали модно-прогрессивно "малорос", другие консервативно-старорежимно "черкас". А впоследствии первое слово вытеснило второе?
Опровержением такой гипотезы может быть сказка в составе ГАВО ф.18 оп1 д148, употребляющая оба термина, написанная одной рукой.
В одном и том же документе употребляются понятия малороссиянин и черкас, выходит между ними были различия?
[/q]
А не может быть так: документ является компиляцией нескольких авторов-составителей сказок, и эти разные авторы использовали синонимичные на тот момент термины, одни писали модно-прогрессивно "малорос", другие консервативно-старорежимно "черкас". А впоследствии первое слово вытеснило второе?
Опровержением такой гипотезы может быть сказка в составе ГАВО ф.18 оп1 д148, употребляющая оба термина, написанная одной рукой.
[/q]
Согласен, скорее всего даже не одной рукой а на одном листе. Потому что вот вроде бы и одной рукой, но есть сомнения.
Черкасы не состоящие на полковой или городовой службе и не живущие в городах. Сегодня в посте Карпикова увидел, что из не полковых черкасс в 1660-м году пахотные составляли до 25%. В 1800-е ни полковых, ни городовых уже не должно было быть, они в статус войсковых обывателей переведены были. Могу лишь предположить, что сами себя они все ещё делили, не имея уже на это юридических оснований, поэтому и встречаются такие уточнения в ревизиях. Была такая слобода Черкасская Тростянка в которой жили полковые черкасы, их уже в 1730-е начинают переводить в однодворцев даже, а не войсковых обывателей. Казалось бы официальный статус такой же как у русских в соседних Репенке, Груховке, Иловке. И при этом при переселении в Сибирь в 1852-м эти товарищи селятся в тех же сёлах, что и бывшие полковые черкасы, а их воронежские соседи из потомков русских служивых людей селяться отдельно, пусть и так же по соседству, но не в те же села. Я только одним это могу объяснить - у этих людей было сильно развито самосознание и они себя чётко отделяли от соседей с которыми прожили больше века. Это есть и у русских переселившихся в Сибирь, талагаи и цукане первое время старались не смешиватья вступая в браки. Наверняка они это все с родных мест привезли. Возможно, этим и объясняется употребление в РС терминов которые юридически не должны уже были употребляться. Как вариант.