Evgen75Tul Новичок
г. Раменское, Московская обл. Сообщений: 11 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 15 | Наверх ##
3 июня 2022 12:08 23 января 2023 18:44 Художник Таисия Романовна Яшкина. Биография. Этюды памяти Часть 4. Исполненный дар Части 1-3 опубликованы в Разделе [color=orange]Войны и военные=Вахта памяти ВГД=Книга памяти ВГД "Судьбы людские...
К 1960 году население в доме Пищулиных сменилось. Подросшие Михаил, Таисия закончили обучение в школе и уехали из Эртиля устраивать жизнь на новом месте. В 1948 году в дом принесли вторую дочку Нину, а в 1952 – третью, Любу. За 13 лет изначально обветшалое, много раз латанное-перелатанное строение стало окончательно непригодным для жилья. Помимо инвалидной пенсии Валентины, зарплаты Александра, трудившегося на сахарном заводе, хороший доход приносили приусадебные сад, огород, где много добросовестного труда, помимо хозяев, вкладывали, жертвуя детством, юностью Михаил, Таисия. Накопленные средства позволяли построить новый бревенчатый дом. В эти годы желающих закупить строевой лес было много. Как и в других городах СССР, выстраивалась многолетняя очередь покупателей. Преодолеть очередь позволяла система льгот. Дядя Леня помог оформить на Таисию справку, что она сирота, дочь жертв фашистских карателей. По этой справке Александру вне очереди в 1963 году выдали заготовочный лимит на лес. Почти через месяц Александр пригнал из Кирова вагон круглого леса. К его приезду подготовили отпуска дядя Леня, Таисия с мужем Евгением Михайловичем Головастовым. Дружными усилиями в короткий срок кругляк перемещен с железнодорожных путей к подготовленной стройплощадке. На готовом фундаменте бригада опытных плотников дней за десять возвела сруб, врезала окна, двери, установила временную кровлю. Бригадир долго объяснял хозяевам меры предосторожности, чтобы не навредить бревенчатой кладке до окончания её естественной сушки через год – полтора. Вечером, после отъезда мастеров, отметить новоселье накрыли праздничный стол. Немного захмелевший дядя Леня решил основательно познакомить всех со своей жизнью в Ставрополье. Достал фотоальбом и показывал дом-дворец, двух совсем взрослых дочек, студенток Ленинградских вузов. Были фотографии с видными советскими и партийными работниками, многие из которых уже работали в Москве. Особенно гордился близким знакомством с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. В заключение достал из чемодана сверток из плотной ткани, в котором оказалась коллекция украшений, столовых, чайных приборов из золота и серебра. Коллекция образовалась во время командировки в 1945 году в разрушенные города Германии. Таисия знала, как постыдным воровством в руках советских солдат, офицеров оказывались ценности из Германии. Образ честного, порядочного дяди обмяк до позорного мелкого крохобора. Как подарок на новоселье передал Александру большую столовую ложку из серебра. По мужицкой простоте Александр пользовался ложкой как обычной стальной. Через несколько лет от ложки из мягкого серебра осталась одна ручка, выброшенная в мусор. Со временем, измученная, истерзанная непрерывными дорогами, частыми сменами остановок, Таисия обрела спокойствие, ощущение какой-то устроенности. С третьего класса знала, что полностью закончит учебный год. Проявилась гуманитарная наклонность её натуры. Кроме математики, физики, химии другие предметы давались легко, обеспечивая среднюю успеваемость в классе. Особую радость, наслаждение жизнью придавали занятия рисованием. Добрый дядя Коля, узнав об увлечении племянницы, купил где-то невиданный многоцветный набор карандашей и несколько тоненьких альбомов для рисования. С первых же рисунков Таисия почувствовала, в этом занятии существуют какие-то правила, законы, без знания которых создать на бумаге что-то стоящее, а уж тем более совершенное, нельзя. Учиться было негде, не у кого. Смышленая девочка нашла выход. В те годы в журнале «Огонек» на развороте печатали репродукции картин знаменитых художников, шедевры живописи. Покупать дорогой журнал не было денег. Охотилась за ставшие ненужными, пылящимися в кладовках старыми номерами состоятельных подписчиков. Много было расстройств, огорчений и слез, пока на листе бумаги под её рукой стали возникать сносные фрагменты воспроизводимых журнальных картинок. С каждой попыткой приходило понимание линии, формы, игры света, тени, глубины, других секретов рисунка, живописи. Перелистывая альбомы, Таисия с удовольствием замечала успехи самообучения полюбившемуся занятию. За занятиями в школе, домашнем хозяйстве, с подрастающими племянницами, редкими играми, забавами, шалостями со сверстниками промелькнули годы детства. Успехами в школе не блистала, потребности в глубоком освоении школьных предметов не ощущала. Более всего интересовали тайны изобразительного мастерства. Зачитывалась случайными книгами, брошюрами по искусству, ставшими источниками её теоретической подготовки. Использовала любую возможность раскрыть репродукцию в очередном номере «Огонька» и перенести её в свой альбом. Бывшее в начале ощущение слабости, неуверенности в способности создавать качественные изображения, к 7 классу сменили ощущения твердости в руке, зоркости глаза, позволяющие достаточно успешно воспроизводить репродукции. Весной 1953 года Таисия привычным путем возвращалась из школы домой. В газетном киоске внимание привлекло приклеенное к стеклу объявление. Московское художественно-промышленное училища (МХПУ) имени М.И. Калинина предлагало присылать на конкурс работы желающих поступить на обучение. Основано постановлением правительства в 1920 году как Московское художественное училище прикладного искусства — «для обслуживания нужд кустарной промышленности со сроком обучения три года…». В 1931 году переименовано в Московский промышленно-художественный техникум имени М. И. Калинина, а в 1938 - в Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина со сроком обучения пять лет. С 1931 года имело статус среднего специального учебного заведения Москвы, готовившее мастеров декоративно-прикладного искусства. В 2011 году вошло в структуру МГХПА им С. Г. Строганова как Колледж дизайна и декоративного искусства. Таисия почувствовала, что судьба дарит ей возможность открыть дверь в жизнь, которую жаждет. Наскоро поужинав, основательно устроившись под настольной лампой, раскрыла недавно добытый «Огонёк», на развороте которого была репродукция картины известного русского и советского художника П.П. Кончаловского «Мичурин в саду». Через несколько дней, вложив в рисунок всё старание и обретенные навыки, отправила конверт с работой конкурсной комиссии. Нескончаемыми днями тянулось ожидание результатов. Недели через две пришел конверт из Москвы. Дрожащими руками достав письмо, Таисия долго вчитывалась в него, с трудом постигая смысл. Строки о положительной оценке её работы перечитывала много раз, чтобы поверить в свою первый большой жизненный успех. Наконец, крепко удерживая послание над головой, радостно сообщила каждому в доме, в дворе, на улице, что победила в конкурсе, училище приглашает её на вступительные экзамены на художника. К назначенному времени Таисию, как могли, собрали в дорогу и с небольшим чемоданчиком отправили на вокзал. В долгой дороге в Москву радость победы в художественном конкурсе сменилась тревожным опасением провала на предметных экзаменах. Не раз упрекнула себя за детское легкомыслие в поверхностном, на троечку освоении технических предметов. На экзаменах откуда-то пришло спокойствие. С удивлением обнаружила, что на большинство предлагаемых вопросов знает ответы. На следующий день после экзаменов никак не могла пробиться сквозь плотно сгрудившихся у доски объявлений девушек, юношей. Протиснувшись, долго лихорадочно искала свою фамилию в нескольких списках Вспомнив, что они по алфавиту, посмотрела нижние строчки. Изумление, радость, восторг, душевный подъем произвела несколько раз прочитанная строчка с её именем в одном из них. «Ура! Поступила, поступила» - пела душа. Немного успокоившись, прочла заголовок списка с её именем. Она зачислена в текстильное отделение. Как это так, её, так научившуюся хорошо рисовать, будущую художницу отправляют учиться на какого-то текстильщика. Нет, она будет искать место, где учат на художника. А вот и список принятых на художественное отделение, пусть переводят на это отделение, или буду искать другое училище. В учебной части своенравную художницу встретила пожилая, грузноватая преподаватель. Выслушав сбивчивое обоснование перевести её на художественное отделение, умудренная учительница прямолинейно спорить, переубеждать явное дарование не стала. Рассказав немного историю училища, она подробно раскрыла содержание обучения по отделениям. Непременным курсом каждого из них является основательное художественное образование. Отделения отличаются материальной сферой и технологий воплощения художественных замыслов. Везде нужен талант художника, в том числе в производстве текстиля, материала, без которого жизнь человека немыслима. Увидев, что сомнения рассеялись, добрая учительница напутственно предсказала, что Таисия раскроется как успешный художник уникально оформленными образцами промышленного текстиля, сожалеть о выбранной профессии не будет. Письмом поделилась с родными в Эртиле радостью поступления в училище. Денег на дорогу в Эртиль и обратно не было. До занятий оставалось немного времени, надо было устроиться в общежитии, приготовить всё необходимое для занятий в училище. Пока занятие не начались было много свободного времен. В Поселенном списке всесоюзной переписи 1926 года деревни Волынцево Горского сельсовета Горецого района Оршанского округа Белорусской республики в пункте 39 домохозяином крестьянского типа записан Иванов Нестер М. (1879 года рождения) народности Белорусской. Как принято в деревнях России, Беларуси, к семейной фамилии часто добавлялось дружеское, шутливое прозвище, как правило, давно забытого происхождения. В Волынцево Ивановы именовались Карпечкиными. Полагают, что основой фамилии-прозвища Карпечкины послужило церковное имя Карп, ведущее свое начало от канонического мужского имени Карп, образованного от греческого «karpos» – «приносить пользу». В домохозяйстве отмечены два лица мужского пола и три лица женского. Так безымённо в переписи вошли домохозяйка Ульяна А. (1882 -1939 годы жизни), сын Сергей (рожденный 30.03. 1909), дочери Анна (1907 года рождения), Мария (1911 года рождения). Старший сын Яков, 1905 года рождения, к этому времени жил отдельно своим домохозяйством. Погиб в советско-финляндскую войну 1939 -1940 годов. Дочь Дарья, 1903 года рождения в 1922 году вышла замуж за соседского парня Романа Яшкова. В 1943 году Нестер похоронил зверски замученных фашистскими карателями дочерей Дарью, Анну, зятя Романа. С 1932 года Сергей, увлекшийся наукой о почвах, жил в Горках, после войны - в Минске, с отцом, сестрой практически не общался. Мария до войны вышла замуж за Ивана Александрова, погибшего в годы Великой Отечественной Войны. С дочерями Галиной, Светланой проживала в Московской области. В 1947 году, после продажи Валентиной родительского дома, Нестер остался один в доме. Возраст, непривычное одиночество, забвение сыновнего долга Сергеем, где-то за горами проживающая Мария подкосили его силы. Дочка сочувственно отнеслась к стареющему отцу и перевезла в Подмосковье. С собой привез тщательно хранимое сокровище - кованый сундучок, доверху наполненный старинными, в хорошем состоянии книгами. Благоговейно, перекрестившись, осторожно доставал по одному красивые, необычного вида тома в кожаных переплетах, некоторые с металлическими застежками. Библиотека образовалась в 1930-ых годах, времени, порожденного переворотом 1917 года разгула варварства, дикости, азартного уничтожения достояния предков. Спешил упредить комсомольские дикие бригады разрушителей, посещая намеченные к разорению храмы, монастыри. Таисия любила общаться с мудрым, много повидавшим в жизни дедушкой и в дни обучения в училище часто навещала его. Входя в комнату, много раз видела Нестера, склонившегося над книгой из сундучка. Волей судьбы Нестер и повзрослевшая Таисия, после насильной разлуки в 1943 году, вновь встретились в 1953 году после поступления в училище. Очень хотелось поделиться с добрыми людьми огромной радостью зачисления в училище. На письмо родным в Эртиль ответа не последовала. Других родных, близких, кто мог бы понять, принять и поддержать её летящий восторг, не было. Узнав адрес дедушки, Таисия тут же помчалась к нему. Успех внучки дедушка принял с искренней радостью, глаза засветились, послышались слова похвалы, одобрения, высокой оценки. Не видевшиеся 10 лет, внучка и дедушка без устали проговорили до вечера. От души желая внучке счастья, успеха, Нестер призвал дорожить выбранной профессией, так гармонирующей с её художественной натурой, благословил старательно учиться, преодолеть неизбежные лишения, трудности. Жизнь у гостеприимной дочки не могла скрасить, заглушить грусть, печаль по родине, ждущему хозяина дому. Вскоре Нестер возвратился в Волынцево, где скончался в 1955 году. Через несколько лет дом Ивановых продала внучка, Галина Александрова. Купили дом Мария Илларионовна, рожденная 11.12.1928 года, и Петр Александровичи. Мария Илларионовна скончалась 28.05.2006 года, похоронена на деревенском кладбище. С этого года дом Ивановых (Карпечкиных) доживает свой век одиноко чернеющим на пустующей улице, вспоминая добрые души заботливых хозяев, радостно, с надеждой взиравших на веселую беготню детишек. Через пять лет, в 1958 году успешно защищена дипломная работа. В жизнь выпущен квалифицированный специалист по декоративному творчеству. По распределению Таисия направлена художником на Митрохинскую ткацко-отделочную фабрику в селе Ильинский Погост Орехово-Зуевского района Московской области, до сентября 1960 года именовавшейся Митрохинской ткацко-отделочной промысловой артелью «Ткацкий станок». 1 октября 1963 года фабрика объединена с Куровским меланжевым комбинатом со статусом ткацкого производства № 2. Здание фабрики до сих пор сохранилось и представляет собой творческую усадьбу «Арт-Гуслица». Как профессиональный художник текстильного производства, Таисия хорошо понимала материальные и технологические ограничения для воплощения творческих замыслов. Фабрика выпускала жаккардовую ткань, отличающуюся крупным узором, образованным сочетанием сложного и простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разно переплетающихся нитей. Художник фабрики отвечал за создание раппорта - базового элемента орнамента, часть узора, повторяющегося многократно в художественном оформлении ткани. Воплотив творческий замысел в раппорте, художник превращался в технолога, разрабатывающего патрон - технический рисунок, изображенный на канвовой бумаге, для насекания картона, подающего команды на исполнительные органы ткацкого станка. С детства обретенный навык не теряться в любой сложности ситуациях, помог Таисии с первого дня включиться в налаженный ритм производства тканей. Уже первые работы художника фабрики удивляли обилием орнаментальных решений, неожиданными находками, свободным, уверенным владением традициями народного искусства. Изобретательное использование жаккардовой технологии позволяло добиться предельной декоративной выразительности и эмоциональности продукции. Наиболее плодотворными в должности главного художника фабрики оказались первые 15 лет работы. Накопленные орнаментальное мастерство, ювелирное владение технологией позволили выпустить 68 оригинальных наименований тканей. Большинство из них пользовались длительным спросом, что обеспечивало их выпуск по нескольку лет. Ежегодно около миллиона метров погонной длины выпускала фабрика тканей, оформленных своим главным художником. Образцы тканей Митрохинской фабрики участвовали в художественных выставках, в рулонах лежали на прилавках магазинов по всей стране, хозяева квартир с гордостью показывали гардины из тканей Таисии, ими благоустраивали интерьеры офисов, гостиниц. Среди работ этих лет достойны упоминания ткани «Переславль» (1966 г.), «Кружевная» (1969 г.), произведения 1970 года «Березка», «Космическая птица», «Орган», «Клетка» (1972 г.). Помимо тканей на отрез, фабрика выпускала тканевые орнаментальные и сюжетно-орнаментальные изделия для взрослых и детей: занавеси на двери, коврики, покрывала, скатерти, салфетки. Бесчисленны источники вдохновения художника. Обыденные вещи, обстоятельства, мимо которых, не замечая проходит обычный человек, могут привлечь внимание художника, породить в нем черты нового образа. Как-то Таисия попала на концерт в Домском соборе в Риге. Проникающие глубоко в душу звуки органа лились потрясающе торжественно. По пути в гостиницу, под неумолкающие в сознании звуки, возникала гармонирующая с ними композиция. Возвратившаяся из Риги художник запустила на фабрике производство сине-белой ткани «Орган». Интересы Таисии простирались далеко за пределы профессиональных занятий. Следила за театральными событиями, новинками литературы, другими событиями культурной, общественной жизни. Не оставалась равнодушной к событиям мирового значения. 12 апреля 1961 года человечество было потрясено небывалым известием. Представитель мира, Советский летчик Юрий Гагарин побывал в космосе. Через несколько дней героя встречала Москва. Эти дни, не покладая рук, охваченная неугасимым вдохновением, Таисия готовила выпуск тканей невиданной прежде тематики оформления. Взволнованное правление МООСХ лихорадочно искало произведения своих членов, достойных для подношения герою. Решение правления было почти единодушным, когда Таисия представила только что снятые со станка ткани Митрохинской фабрики. Представитель художников Подмосковья преподнес Ю.А. Гагарину жаккардовые ткани «Человек в космосе», «Полет в космос» (совместная работа с супругом Е.М. Головастовым), с благодарностью принятые. В ткани «Полет в космос» раскрыта тема большого общественного значения. В работе во всей полноте проявился талант мастера создавать художественно значимое произведение, располагая ограниченными материальными, технологическими ресурсами фабрики. Ткань получила признание покупателей, пользовалась повышенным спросом, выдержала огромный тираж. Приобретенный опыт, новая ступень мастерства открыли новые горизонты творчества. Также быстро в том же 1961 году создана выразительная желто-синяя ткань «Восток-2» («Слава Титову»). Открытая фактически случайно, космическая тема оказалась неисчерпаемым источником вдохновения. К ней Таисия обращалась впоследствии на протяжении всей творческой жизни. Тема в той или иной степени возрождалась в рисунках жаккардовых тканей, гобеленов, тканей и панно ручной росписи, в декоративных чеканных изделиях, композициях в экстерьерах зданий, в графике и живописи. Напряженное добросовестное исполнение обязанностей главного художника фабрики обеспечили овладение в совершенстве орнаментальным искусством, технологией производства жаккардовых тканей, гобеленов. Творческая фантазия нескончаемым потоком расширяла темы, стили произведений. Выпускаемая фабрикой продукция отличалась неповторимым разнообразием, широким спектром эмоционального воздействия. Детские декоративные ткани ласкали взгляд, занавеси на окна привлекали сдержанностью рисунка, звучны цветом были нарядные коврики, салфетки. Таисия не успокаивалась на достигнутом, в поисках новых выразительных средств неустанно экспериментировала в области орнаментального искусства, фабричной технологии К середине 1960-х годов Таисия Романовна Яшкина вошла в число признанных художников Московской областной профессиональной организации. Стремление к профессиональному совершенству привело её в Московский технологический институт на художественно-технологический факультет, который закончила в 1967 году. В 1963 году принята в члены союза художников России. Избиралась в правление Московской областной организации союза художников РСФСР (МООСХ). Была председателем, членом художественного совета МООСХ по декоративно-прикладному искусству, членом художественного совета по монументальному искусству города Химки Московской области. В истории советского и российского изобразительного искусства заметный след оставил Э́лий Михайлович Белютин (10 июня 1925, Москва — 27 февраля 2012) - художник, педагог и теоретик искусства. Учился у Аристарха Лентулова, Льва Бруни, Павла Кузнецова, основавших направление в искусстве, оставшееся в истории как «Новая реальность». По завершении обучения, став зрелым мастером, Билютин создал художественную школу - студию «Новая реальность». С 1954 года Белютин руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой Коммунистической улице. После неодобрительного отзыва руководителей СССР о картинах Белютина и его учеников на выставке в Манеже в декабре 1962 года школа - студия «Новая реальность» лишилась помещения на Таганке. Для продолжения работы школы - студии Белютин построил мастерскую в подмосковном Абрамцево на дачном участке. Студия, позже названная «Новая реальность», работала с 1964 по 2007 годы. Радикальный поворот в творческой судьбе Таисии стала встреча в 1961 году с «другим искусством» Элия Михайловича Белютина, Стержнем школы художника являлась свято хранимая свобода художника. Как на праздник. стремилась на занятия в Студию Элия Михайловича, где впитывала новые, неожиданные, порой парадоксальные взгляды на искусство в целом, на изобразительное, в частности. После лекции учителя возникали дискуссии, также во многом поучительные. Яркой, незабываемой строкой в судьбу учеников Белютина вошли уникальные творческие, просветительские водные экспедиции Студии в 1950-1960-х годах. На зафрахтованных теплоходах по 200 - 300 человек выходили на несколько недель в плавание "на этюды". Запомнился неспешный круиз 1962 года. Останавливались часто. На признанный живописным берег по сходням торопливо высаживался пассажирский десант увешанных этюдниками, подрамниками, сумками с кистями и красками художников. Самозабвенный труд мастеров, не замечавших времени, прерывал гудок теплохода, готового к отплытию. Если по курсу судна наплывал населенный пункт, в обществе немедленно стихийно возникала подготовка экспозиции путешествующих художников. Немного беготни по сходням – и вот на пристани бесплатная картинная галерея, скорее всего, первая и последняя для местных жителей. Совсем как в далекие времена Российских передвижников. На ученические графические, живописные работы Таисии в Студии, в плаваниях Элий Михайлович обращал несколько большее внимание, чем на работы других учеников. Со временем стал дольше задерживаться у них, высказывая критические или одобрительные замечания, обсуждая общие вопросы теории и практики изобразительного искусства. Как-то незаметно возникло дружеское обращение к ней «профессор». В совершенствовании творчества заметное влияние оказывали поездки по стране, за рубеж, знакомство с образцами искусства на выставках, в галереях. В соответствии с дипломом специалиста трудовую деятельность Таисия начала художником ткани. Памятуя уроки Белютина о святости свободы художника, она обратила внимание на другие области декоративного искусства. Первые же пробные работы показали возможность овладения техниками, технологиями, далекими от полученных в училище. Познание нового направления начиналось с эскизов, набросков на бумаге. Затем следовал подбор материалов, инструмента, оснастки. Первые пробные вещи создавались для дома, для себя. Так в доме появились настенные ковры, декоративные занавеси, панно, чеканные пластины, вязаные изделия. Изначально эти вещи выглядели вполне совершенными, оригинальными произведениями, отмеченными вкусом, мастерством создателя. Быстро приобретенный опыт, накопленные навыки переросли рамки домашних поделок. Художник ощутила уверенность в выполнении масштабных работ. Дружественные отношения с влиятельными советскими, партийными работниками позволили получать заказы на комплексное оформление экстерьеров, интерьеров общественных, производственных зданий. В представляемых на суд заказчика проектах оформления предлагались изделия из чеканки по меди, алюминию, росписи по ткани, дереву, керамика, витражи, рельеф, мозаика, горельеф, горельеф с мозаикой, скульптура. Совмещать объемные, трудоемкие декоративно-оформительские заказы с работой на фабрике оказалось невозможным. С 1975 года главный художник Митрохинской фабрики стала независимым, свободным художником. Готовя проект оформления интерьера, в основу архитектурного замысла Таисия клала заимствованный у Белютина принцип контраста. Создаваемые затем произведения становились истинным украшением интерьера, выглядели нарядно, привлекательно, добротно. Работы Таисии носят отпечаток особого творческого почерка. Сложился он не сразу. Первые после окончания училища работы отмечены наивностью, простотой ритма. В работах 1960-х, начала 1970-х годов ощущается высокий уровень орнаментального мастерства. В сохранившихся набросках, рисунках, графических, живописных работах тех лет отражено «декоративное» видение мира. Оно, несомненно, принадлежит прикладному искусству, являясь неразрывной, органической его частью. Особенность творческого почерка Таисии – преобладание излюбленных графических решений. Графичны жаккардовые ткани, рисунок которых образован переплетением нитей двух цветов, в ручной росписи тканей фон и рисунок применены линейно два цвета, графичен орнамент в росписи декоративных деревянных панно, где черный контур образует и подчеркивает общий силуэт композиции, отдельные её детали. Работы Таисии также отличает стремление к единству узора, движения. Раскрывая секреты творчества, художник говорила, что постоянно фантазирует, отлавливая в калейдоскопе возникающих картин достойное воплощения. Примером осуществленной фантазии может служить орнаментальная композиция «Чудо-юдо», впоследствии выполненная в чеканке. Толчком для её создания послужили банальные отпечатки в грунте двух каблучков. В каждом произведении художника проявляется гармония творческого почерка и полёта фантазии. Взору зрителя предстают необычно, свободно, естественно, каждый раз уникально заплетенный орнамент, заполняющий выбранную художником плоскость, фантастические птицы, рыбы, цветы, вазы, кувшины, другие сосуды, музыкальные инструменты, движущиеся в сказочном едином ритме фигурки людей в загадочном окружении. Отсутствие следов труда мастера создаёт иллюзию естественного происхождения образов, их взаимосвязи, движения. На самом деле, произведение – продукт ежедневного, напряженного труда на производстве, дома, размышлений в пути, на отдыхе, систематического повседневного наблюдения. Созданию произведения предшествовали многочисленные этюды, графические листы с натуры, по памяти, технические рисунки, наброски эскизов, изготовление макетов. В последние годы активного творчества Таисия Романовна сосредоточилась на оформлении интерьеров, экстерьеров применением монументальных декоративных композиций, образованных чеканкой, росписью и резьбой по дереву, мозаикой, горельефом, реализованных в едином художественном замысле. Созданные произведения отличают самобытность, высокое совершенное мастерство, ярко выраженный творческий почерк художника-орнаменталиста. Творческий поиск сюжета, композиции, составляющих её элементов сопряжен с орнаментальным видением мира. Найденные решения, мысль, тема, жизненное наблюдение приобретают орнаментальное очертание, наполнение. Порожденные серьезными мыслями, глубокими чувствами, её орнаменты приглушенно эффектны, проникновенно выразительны. Небывалое техническое мастерство создателя скрыто от зрителя, не отвлекает его внимание. Таисии Романовне удавалась главная цель художника: показать красоту, гармонию произведения, пробудить чувства доброго, прекрасного. Не часто, но Таисия в эти годы с удовольствием уединялась в мастерской для любимых занятий графикой, живописью. Природный дар, доведенный до совершенства душой и трудолюбием, позволил Таисии Романовне Яшкиной внести заметный вклад в историю Российского декоративно-прикладного искусства. В отечественном жаккардовом ткачестве осталась выработанная ею самобытная, уникальная графика. За годы работы на Митрохинской фабрике созданы получившие широкое признание многочисленные жаккардовые изделия. Наиболее значимыми произведениями можно выделить шторы «Конек», «Отдых», коврик «Детский», покрывало «Отдых», ткани «Мелкая», «Сияние», «Человек в космосе», «Листок», «Розы», «Бородино», «Лужки», «Подсолнухи», «Роза», «Космическая птица», декоративные ткани «Суздаль», «Ракитка», «Орган». Ручным ткачеством создан гобелен «Штурм космоса». Руками художника и уникальной техникой росписи льняного полотна рождены панно-триптихи «Космос», «Памяти погибшим», «Память», панно «Народные таланты», «Ленок», «Звуки музыки», «Море и птицы», «Бабье лето», «Рождение планеты», «Рождение», «Колокольчики», «Лилии», «Звездный Олимп», «Лесная сказка», «Взгляд», «Земля и люди». В декоративно-прикладном искусстве применила текстиль, керамику. Нашла уникальную технику росписи льняного полотна тушью. Занималась ювелирным искусством. Участвовала во всероссийской выставке-смотре народных художественных промыслов в 1961 году, в республиканских художественных выставках «Молодость России» в 1968 году, «Советская Россия» в 1960, 1965, 1969, 1970, 1975, 1980, 1984, 1990 годах, во всесоюзной выставке «Искусство в быту» в 1960 году, в областной выставке «Подмосковье мое» в Центральном выставочном зале Москвы в 1968 году, в республиканской (РСФСР) выставке «Космос на службе мира» в 1988 году. Ее работы вывешивались на зональных выставках «В едином строю» 1964, 1967 годы, «Центр. Северные области» 1969 год, «Художники центральных областей России» 1974 год, «Подмосковье» 1980, 1984, 1990 годы, на выставке декоративно-прикладного искусства Московской области в Истринском музее в 1971 году, на юбилейных выставках «25 лет МООСХ» 1972 год, «50 лет МООСХ» 1990 год. Памятными документами ушедшего времени в семье хранятся многочисленные дипломы участника выставок. В 1990 году на выставке «Художники студии Э. Белютина «Новая Реальность». От Манежа до Манежа» в Центральном выставочном зале Москвы ее работы были среди работ 400 участников, учеников «Новой реальности». Сохранилась памятная надпись учителя в каталоге выставки. В последующих показах манежной выставки по институтским городкам США не участвовала. Работы Таисии Романовны отбирались на выставку произведений молодых художников в Болгарии в 1970 году, на международную выставку ювелирного искусства в 1974 году в чешском городе Яблонец-над-Нисоу, на выставку в Индии. Состоялись персональные выставки в выставочном зале на Крутицком валу в Москве в 1974 году, в городе Химки в 2000, 2004 годах. Материалы о Таисии Романовне неоднократно публиковали журналы «Декоративное искусство СССР», «Твар», Чехословакия. Немало творческих замыслов воплощено в монументальных произведениях в Московской области. С применением металла, горельефов, мозаики оформлен экстерьер дворца культуры совхоза «Клинский». Интерьер в здании НИИ радиоприборостроения в городе Химки оформлен с использованием росписи, мозаики, горельефа. Витражами, горельефом украшены помещения того же института в Москве. Чеканной композицией, витражами отделан фасад детской музыкальной школы в городе Химки. Отчеканены из металла декоративные блюда «Музыка» для ресторана в городе Орехово-Зуево. Декоративный мозаичный триптих «Звенигород» вывешен в ресторане «Интурист» в Звенигороде. Оформлены фасады нескольких московских общественных и промышленных зданий. Произведения в Московской области узнали ценители искусства в других областях, откуда последовали приглашения. Среди достижений в масштабном декоративном искусстве Таисия считала композицию парковых декоративных скульптур, выполненную с применением бетона, мозаики, украсившую зону отдыха таксомоторного парка города Сухуми. Декоративные чеканные панно «Рыбы», «Птицы», «Кувшин» из алюминия вывешены в помещении столовой Красноярского машиностроительного завода. Вкладом в отечественную графику признаны серии работ на картоне, бумаге на темы «Цветы», «Пейзаж», «Натюрморт», исполненные в уникальной авторской технике с использованием темперы, акварели, гуаши, воска. Произведения Таисии Романовны вошли в коллекции музея народного искусства в Москве, Русского музея, Московского музея прикладного искусства им. К.С. Станиславского, НИИ художественной промышленности в Москве, музея тканей Московского текстильного института. В Московской области работы художника приняты историко-художественным музеем города Истры, музеем 1812-го года города Малоярославец, краеведческим музеем города Коломна. Их можно увидеть в художественных галереях городов Красноярска и Перми, в художественном музее Махачкалы, в одном из музеев города Яблонец-над-Нисоу в Чехии. Творения мастера приобретены частными коллекционерами России, Канады, Греции. Отмечена медалью «Ветеран труда». Официально признана несовершеннолетним узником немецких концлагерей. В 2004 году награждена золотой медалью «За вклад в Российское искусство» Российской академии художеств. Художественные достоинства созданного, значимое воплощение яркого дарования получили широкое общественное признание, естественным проявлением которого стало выдвижение в 1974 году на звание «Заслуженный художник РСФСР». Во времена СССР заслуги творческой личности оценивали, как правило, интеллектуально неразвитые, всесторонне невежественные советские, партийные чиновники. Не имея входов в эту среду, одобрение получить было невозможно. В результате имя Таисии Романовны в архивные списки на поощрение творческих достижений художников республики не вошло. Отсутствие каких-то наград, званий исчезнувшего государства не отразились на общественной объективно высокой оценке действительных заслуг, творческих достижений, плодов вдохновенного труда художника. Образы оставшихся молодыми отца и матери навсегда поселились в одном из уголков души Таисии. Вспоминая ужасы дорог, концлагерей, кровь, смерть войны, удивлялась не сломленной этим кошмаром девочке. Живо врезавшиеся в память картины тех дней, обделенного добротой, одинокого, сиротского детства, юности органично сопровождали творчество художника, в той или иной мере проникая в произведения. Ярким воплощением этой черты творчества Таисии стали трогательные панно «Пепельные розы», «Мелодия победы». Завершив подаренную судьбой счастливую, наполненную удачей, достижениями дорогу художника, Таисия с благодарностью вспоминает благословивших её в начале пути учительницу в приемной комиссии училища, мудрого, доброго дедушку Нестора. Вечная им память! В 1956 году на одном из вечеров танца в общежитии училища увидела незнакомого учащегося, вскоре пригласившего её на танец. Его звали Женя Головастов. Оказывается, он недавно вернулся на четвертый курс после службы в Советской Армии. Партнеры понравились друг другу, завязалось более тесное знакомство, стали чаще встречаться, проводить вместе свободное от занятий в время. В 1958 году по распределению оба направлены на работу на Митрохинскую фабрику. В 1962 году Таисия приняла предложение Евгения Головастова выйти замуж. Семье Головастовых фабрика выделила жилье недалеко от производства – в селе Митрохино. 13 ноября 1963 года у них родилась дочка Татьяна. В 1970 году, как члены жилищного кооператива художников Подмосковья, Головастовы получили благоустроенную квартиру в новом дому на улице Лавочкина в Химках. Со временем семейная жизнь разладилась и в средине 1970-х годов они расстались. В 1977 году на Таисию было совершено покушение. Неизвестный тип при невыясненных обстоятельствах на пути к дому нанес Таисии удар молотком по голове. Она выжила благодаря опыту, профессиональному мастерству двух пожилых нейрохирургов. На восстановления здоровья ушло несколько лет, потерянных для творчества. К сожалению, с прежним творческим задором, подъемом работать Таисия больше не смогла. Дочка выросла, закончила десятилетку, работала в аэропорту Шереметьево. Родила сына Владимира. Таисия Романовна Яшкина мирно скончалась в квартире в Химках 15 октября 2021 года. Похоронена на кладбище города Химки, Московской области. Пищулины Александр Матвеевич, Валентина Романовна к 1970 году остались в доме в городе Эртиле одни. Дочери Галина, Нина, Любовь выросли, завели свои семьи, устроив семейные гнездышки далеко от родителей. Возраст, ослабленное здоровье потребовали перебраться поближе к детям. В 1977 году дом в Эртиле продали. На вырученные средства купили домик в поселке Мурмино, Рязанской области. Теперь они были недалеко от Галины (Анурцевой), проживавшей в Рязани, от Нины (Петрищевой), проживавшей в городе Раменское, Московской области, от Любови (Чертовой), проживавшей в Москве, от Таисии, проживавшей в Химках. Валентина Романовна скончалась в 1987 году в поселке Мурмино. Похоронена на кладбище этого поселка. Александр Матвеевич к 1994 году ослеп. По соглашению сестер каждая из них брала отца на содержание на 3-4 месяца. Скончался 11 октября 1997 года на квартире Галины в Рязани. Похоронен, предположительно, на кладбище города Рязани. Галина Александровна Пищулина (Анурцева) скончалась от онкологического заболевания около 2010 года. Николай Матвеевич Пищулин в 1980-х годах убит уличными хулиганами - подростками в городе Воронеже. Василий Матвеевич Пищулин из Кадиевки переехал в город Грязи. Неудачно женился. Мужественно прошедший войну, отмеченный наградами за стойкость и отвагу, не выдержал бесконечные семейные скандалы, хамство и наглость пустой, никчемной бабенки, покончил с собой. Михаил Романович Яшков, Николай Романович Яшков были женаты, имели детей, жили в городе Эртиле, где и скончались. Дом в Волынцево, проданный Валентиной в 1947 году, со временем перенесли на другое место. Теперь там пустырь, не имеющий никаких следов от бывшего благоустроенного домохозяйства, налаженной, смотревшей в будущее жизни. Только грустный, печальный холмик, под плачущим дождем вспоминает крепко стоявший на нём дом, мечтавших о счастье его жителей.
В тексте использованы записи воспоминаний Т.Р. Яшкиной, В.Е Кулинкина (село Горы), Г.Е. Барковской (деревня Быстрая), Д.И. Лагунович (город Минск), материалы семейного архива, архивов России, Республики Беларусь, Федеративной Республики Германии, литературные публикации Приношу благодарность Галине Егоровне Барковской, Владимиру Егоровичу Кулинкину за гостеприимство, обстоятельную экскурсию в мае 2018 года по деревне Волынцево, на деревенское кладбище, возможность почтить память посещением могил родных и близких земли Беларуси моей дочери, внучкам.
Текст подготовлен Петрищевым Е.В. Московская обл., г. Раменское, г. Химки, май 2017 - апрель 2022
 |