Слуцкий уезд
Все данные и источники, которые попались на глаза при работе над источниками по своей семье и могут помочь кому-то в их поисках: старые карты, выписки из архивных документов, ссылки на статьи и сайты, помогающие в поиске.
Stretta Минск Сообщений: 936 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1786 | Наверх ##
16 июня 2022 12:47 >> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 15 июня 2022 22:13 Хотя это попахивает офф-топом, не могу не ответить. Про иезуитов - это, как я понимаю, предположение историка архитектуры, доктора искусствоведения Тамары Габрусь (взято из её кнги "Страчаная спадчына"). "Даволі складаным для навуковай атрыбуцыі з'яўляецца яшчэ адзін мураваны культавы будынак 1-й паловы 17 ст., што знаходзіцца ў в.Замосце (10 км ад Слуцка). Гістарычныя звесткі пра яго вельмі скупыя. Вядома, што ён быў фундаваны ў 1620 г. (па іншых крыніцах - у 1649 г.) мясцовым шляхціцам А.С.Вінкаю-Ратамскім і што ў 17 ст. пры ім была місія езуітаў. З дапамогай гісторыка-стылістычнага аналіза мы паспрабуем удакладніць гэтыя звесткі... ...Недакладнасць разбіўкі плана апсіды сведчыць, што збудаванне ўзведзена непрафесійнымі мясцовымі будаўнікамі. Рэнесансная лапідарнасць формаў, спецыфічная тэктоніка алтарнай часткі, спрошчаная трактоўка ордэрнага дэкору дазваляюць меркаваць, што першапачаткова гэта быў, верагодна, кальвінскі збор, пабудаваны, па стылявых характарыстыках, пасля 1620 г. У гэтым пераконвае яшчэ і той факт, што ў 1-й палове 17 ст. (да 1669 г.) удзельным Слуцкім княствам валодаў князь Багуслаў Радзівіл, кіраўнік евангелісцкай абшчыны ў ВКЛ, які прымаў удзел у вайне на баку шведаў і быў сасланы ў Крулявец пасля Андрусоўскага замірэння 1667 г. Таму з'яўленне місіі езуітаў пад Слуцкам раней 2-й паловы 17 ст. малаверагоднае." О присоединении храма из унии к православию (НИАБ Минск, фонд 757 опись 1 дело 408): «По справке в консистории оказалось: во первых с подлинным делом о присоединенных в 1795 году из унии к православию церквах и прихожанах – что Слуцкого уезда в селе Замостье фундушевая во имя Покрова Пресвятыя Богородицы каменная церковь присоединена из унии к православию 1 –го июня 1795 года и вместе с нею принадлежащие к оной приходом село Замостье и четыре деревни: Рудня, Страхов, Виннисцы и Леньки, в коих приходских дворов было тогда 132..." Вот первая страница МК Замоской церкви (можно посмореть на сайте мормонов - дело 136-13-558 Замоская Покровская церковь 1797 г. плёнка 007767998 часть 1 кадр 34
 --- С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род | | Лайк (3) |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12066 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7972 | Наверх ##
16 июня 2022 15:12 16 июня 2022 15:43 >> Ответ на сообщение пользователя Stretta от 16 июня 2022 12:47 Я полагаю, что униатская церковь в Замостье, что была присоединена к православию в 1795 г., не обязательно в прошлом была костелом. Таких местечек в Беларуси было не одно, где одновременно существовали костел, униатская и православная церковь. Так что факта перехода костела в Замостье под униатскую церковь могло и не быть.... Согласно описанию церквей Слуцкого уезда за 1879 г. в приходе Успенской Забельской церкви показана филия в дер. Замостье: [q] Къ сей церкви принадлежать приписныя: а) каменная Вознесенская при дворѣ Степковѣ, построенная в 1831 г. помѣщицею Судаковой, и 2) деревянная въ деревнѣ Замостьѣ.[/q]
От Забел до Замостья меньше 6 км... Как видим, православная приписная церковь в Замостье была деревянной, а костел Св. Барбары был каменный, построенный в 17 в. как кальвинский сбор. Что-то тут не так в истории перехода храма из рук в руки... Вопрос требует дополнительного выяснения. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
Wladzislaw | Наверх ##
16 июня 2022 15:55 Stretta написал: [q] Могу подтвердить, что шляхта Сосиновские в МК замостского костёла встречаются. [/q]
С этим не настолько всё просто  . Они "ушляхтились", видимо, уже во время Рос. Империи. Не совсем ясно, были ли они даже земянами в ВКЛ. В метриках конца 18 в. в Забельской церкви превалирует форма "Сасинович". Видимо, некие удачные браки с земянами поспособствовали их возвышению. В Замостском костёле Сасиновских/Сасимовских/Сасиновичей/Сасимовичей периодически (скорее, даже в большинстве) называют "працовитыми"/"крестьянами". А вот в Забельской церкви им больше везёт  . Те, кто переехал в более земянско-шляхетские места жительства закрепились среди шляхты и их писали "однодворцами". Похожая, видимо, была ситуация с Хоцянами/Хоцяновским. Всё это осложняется отсутствием сказок 1795 (мне не удалось их найти, может, где и есть). Ситуацию могли бы прояснить более ранние инвентари, но не понятно, кто был владельцем Забел, Евладович, Буды. Если они поезуитские, то м.б. в этом направлении следовало бы искать. Если радзивиловские, нужно разобраться, к какому фольварку относились. --- Собрание Белорусской Шляхты — nobility.by
Исследования на заказ: Беларусь (шляхта), Литва (шляхта), Латвия (шляхта Латгалии и Курляндии; католики), Украина (шляхта; католики Киевщины, Волыни, Черниговщины), Россия (дворяне; католики). В Личные — только заказы. | | Лайк (1) |
Wladzislaw | Наверх ##
16 июня 2022 15:57 GrayRam написал: [q] построенный в 17 в. как кальвинский сбор.[/q]
Это информация кочует, но никакого подтверждения ей нет. Не известно, чтобы там был кальвинский сбор. --- Собрание Белорусской Шляхты — nobility.by
Исследования на заказ: Беларусь (шляхта), Литва (шляхта), Латвия (шляхта Латгалии и Курляндии; католики), Украина (шляхта; католики Киевщины, Волыни, Черниговщины), Россия (дворяне; католики). В Личные — только заказы. | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12066 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7972 | Наверх ##
16 июня 2022 17:29 16 июня 2022 17:31 Wladzislaw написал: [q] Не известно, чтобы там был кальвинский сбор.[/q]
Я этого тоже не утверждаю, а оперся на довод об архитектурных особенностях костела, что: [q] "дазваляюць меркаваць, што першапачаткова гэта быў, верагодна, кальвінскі збор"...[/q] --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (1) |
Stretta Минск Сообщений: 936 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1786 | Наверх ##
17 июня 2022 10:23 Дела, в НИАБ по теме Замостского костёла, свидетельствуют о том,что между имеющимися в Замостье конфессями постоянно шла война за прихожан - т.е. за их приношения, с переменным успехом.. Причём ксендзы были в этом более изобретательны: чего соит выставление в костёле для поклонения мощей фудатора костёла Винки Ратомского,обряженных в новую одежду.
При записи в метрических книгах случайно-намеренно не указывалось вероисповедание персон.
МК Замостского костёла за 1822-1828 гг. написаны латынью.Помню, что чуть не плакала,в первый раз пытаясь что-то понять. Сословие своих Михаловских и друживших с ними Сосиновских, живших в застенке Осово, перевела, как "шляхта". А в инвентаре 1839 г. поиезуитского имения Замостье, в состав которого входил застенок Осово, Иван и Яков Сосиновские записаны однодворцами, (у Михаловских сословие вообще не обозначено).
P.S. Фамилия Соснковский представляется мне несущей чью-то преднамеренную или непреднамеренную, но оказавшуюся в данной ситуации нужной,ошибку. --- С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род | | Лайк (1) |
anastasyave4er Начинающий
Sankt-Peterburg Сообщений: 35 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 25 | Наверх ##
22 июня 2022 0:35 22 июня 2022 2:33 Уважаемые форумчане,подскажите,пожалуйста, к какой церкви относился застенок Чайчицы? Я так понимаю,что в 1802 к Иваньской церкви. А в 1840 и дальше не смогла найти. И есть ли метрики после 40го? Дело в том,что нашла запись о боакосочетании своего прапрадеда Броновицкого Семена Кирилловича(з. Чайчицы) и села Пруссы Анны Ивановны Керножицкий. В Пруссах и жили потом мои предки,но позже. Хочется найти запись о рождении прадеда Константина и его братьев./ Прошу прощения,увидела в описании церквей и приходов за 1879 год,что к приходу Малышевичской церкви. Назрел другой вопрос(( Сохранились ли метрики?
 --- Ищу сведения о Брановицких, Статкевич, Вечер. Места: Танежицы, Пруссы (Слуцкого уезда), Дунцы (Любанского района) | | |
riven Сообщений: 105 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 110 | Наверх ##
22 июня 2022 10:34 >> Ответ на сообщение пользователя anastasyave4er от 22 июня 2022 0:35 В НИАБ фонд 766 Иваньская Крестовоздвиженская церковь - вот тут опись https://drive.google.com/file/...kqz4K/viewЕсть метрические книги 1803 - 1842 и довольное большое покрытие по брачным обыскам. Броновицкие, как арендаторы, не входят в число жителей за 1795-1811, возможно метрику нужно будет искать в другом месте, в зависимости, от предпологаемой даты рождения. | | Лайк (1) |
anastasyave4er Начинающий
Sankt-Peterburg Сообщений: 35 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 25 | Наверх ##
23 июня 2022 2:41 riven написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя anastasyave4er от 22 июня 2022 0:35
В НИАБ фонд 766 Иваньская Крестовоздвиженская церковь - вот тут опись https://drive.google.com/file/...kqz4K/view
Есть метрические книги 1803 - 1842 и довольное большое покрытие по брачным обыскам.
Броновицкие, как арендаторы, не входят в число жителей за 1795-1811, возможно метрику нужно будет искать в другом месте, в зависимости, от предпологаемой даты рождения.
[/q]
Спасибо большое. Судя по имеющейся у меня информации, они жили в Кавержицах. Сильно удивили Чайчицы в метрике. --- Ищу сведения о Брановицких, Статкевич, Вечер. Места: Танежицы, Пруссы (Слуцкого уезда), Дунцы (Любанского района) | | |
Tatyana1b | Наверх ##
23 июня 2022 17:11 23 июня 2022 17:17 Подскажите пожалуйста где можно найти в свободном доступе Ревизии или инвентарь имение Бранчицы, фольварк Листопадовичи. Интересуют жители д. Листопадовичи. По метрическим книгам у мормонов не удалось найти Сандоевских в православных, скорее всего посещали костёл, но какой?
| | |
|