Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Самарское Покровское кладбище

Собираем информацию об утраченном Самарском городском кладбище, действовавшем в 1805-1857 гг. Сейчас, при сохранившемся Покровском православном соборе имеются отдельные захоронения - старые и новые...

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено.

П.В. Алабин пишет: "Вознесенская церковь первоначально стояла на месте, где ныне стоитъ Успенская церковь, и, какъ видно изъ церковной летописи, сгорела 20 апреля 1765 г. Въ томъ же году она была выстроена на кладбище, где теперь домъ бывший Сливкова, на Саратовской улице, противъ дома Муллы. Когда же, за расширениемъ города, тогдашнее кладбище оказалось не у места, то Вознесенская церковь была перенесена туда, где ныне Вознесенский соборъ, а кладбище перенесено туда, где ныне существуетъ упраздненное, такъ называемое старое кладбище, у Покровской церкви".

Ведомость о церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы за 1915 г.
Церковь построена в 1861 г. на доброхотные даяния жителей г. Самары. Расширена пристроями в 1907 г., украшена стенною живописью ктитором Петром Ивановичем Шихобаловым в 1909 г.
Здание церкви каменное, теплое, вместимостью до 2000 человек. Колокольня каменная в одной связи с церковным зданием. Престолов три: главный – в честь Покрова Богородицы, освящен 17 июля 1862 г.; правый – во имя Св. Митрофания, Епископа Воронежского, освящен 12 ноября 1861г.; левый – во имя мученика Емилiана, освящен 19 августа 1911 г.
Как построенная на месте бывшего кладбища церковь в силу решения Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената от 16 апреля 1896 г. /церковн. ведомости 1907 г. №17/ должна бы пользоваться всей землей какая была отведена для кладбища, но в действительности она не владеет и 1/20 частью сей земли и границы ея владения не определены. Город развел около церкви парк и устроил на кладбищенской земле здания для приходских училищ.

С расширением города кладбище, в 1860 г., опять отнесено за город, на место, где теперь Покровская церковь (сохранилась, ныне - это Покровский Собор и находится он по адресу: ул. Ленинская, 77 (Бывшая Сокольничья, Шихобаловская).

Но в несколько лет, после образования этого кладбища, город опять приблизился, и в недавнее время у его ограды возведены великолепные здания станции Оренбургской железной дороги, под полотно которой отошла довольная часть места, отведенного кладбищу».
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
продолжение

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси "обновленчества", активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь - Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора - Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 690
продолжение

Среди святынь храма - Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

К святыням храма относится чудотворный образ Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", а также образы Божией Матери "Умягчение злых сердец" и Табынской.

Икона "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", связана с событием Сретения Господня (2 февраля по ст. ст., или 15 февраля по н. ст.) - принесением на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм. Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: "Тебе Самой оружие пройдет душу". На иконе Богородица изображена с семью воткнутыми в сердце мечами - по три справа и слева, один снизу. Число "7" в Священном Писании означает полноту чего-либо, в данном случае - полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были в жизни Пресвятой Девы Марии на земле. Перед иконой Многострадальной Мати Божией молятся об облегчении страданий душевных и телесных, о смягчении враждебных отношений, об умягчении своего сердца и сердец своих близких и врагов, вообще об истощании зла в мире.

Табынская икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери, а называется так по месту ее обретения на большом камне у подошвы горы над источником "Святые ключи" у села Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Это произошло дважды - в XVI и XVIII веках. Первый раз икона явилась иеродиакону близлежащего монастыря, а во второй раз ее нашли башкиры и надругались над ней, за что ослепли. Эта икона, как и икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", отличается очень темным Ликом, как бы символизируя "тьму грехов наших". И мы молимся пред этой иконой - просветить нас, умягчив "окамененныя сердца наши росою молитв" Богородицы.

Список с темноликой Табынской иконы


Комментарий модератора:
Олег, спасибо за продолжение - материал оказался внушительным 101.gif


Прикрепленный файл: Pokrov15.jpg
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 690
продолжение

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы - любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов - времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В день его ангела, 9 октября, в Самаре ежегодно проходят Иоанновские чтения, целью которых является осмысление и передача соотечественникам духовного наследия митрополита Иоанна, рассмотрение духовных основ русской истории и культуры, педагогики и образования.

Духовные наследия двух почитаемых самарцами и петербуржцами владык, митрополитов Мануила и Иоанна (учителя и ученика), дают ответы на самые сложные и болезненные вопросы современности и вечности и служат путеводной звездой ко спасению. Публикацию их богатого духовного наследия осуществляет официальный орган Самарской епархии - православный альманах "Духовный Собеседник". "Подвижническая деятельность моих предшественников осеняет наше нынешнее веростроительство", - говорит архиепископ Самарский и Сызранский высокопреосвященнейший Сергий о митрополитах Мануиле и Иоанне, считая, что их стараниями епархия сохранила подлинно христианское православное лицо.

Владыка Сергий (Полеткин) был назначен на Самарскую кафедру в 1993 году 25 февраля, в знаменательный для самарцев день, когда празднуется память святителя Алексия, небесного покровителя Самарского края, и Иверской иконы Божией Матери - Благой Вратарницы, которые как бы открыли владыке сердца и двери Самарской земли. За восемь лет управления владыки Сергия в епархии построено и открыто около 110 храмов и 75 воскресных школ, действует Самарская духовная семинария, выходят многочисленные православные издания, радио- и телепередачи, работают Братство святителя Алексия и духовно-просветительные центры, учреждены общественные движения "Самара православная" и благотворительный фонд "Тольятти православный", проводятся Рождественские и Иоанновские чтения. И еще множеством хозяйственных, просветительских и молитвенных служений отмечена деятельность владыки на Самарской земле. Особенное внимание владыка Сергий уделяет семинарии, ректором которой он является, а также Покровскому собору, будучи его настоятелем.

К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.

Крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

Прикрепленный файл: Pokrov17.jpg
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 690
продолжение

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам - бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы "Взыскание погибших", свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и "Похвала Пресвятой Богородицы". Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием "под золото".

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

В недалеком будущем Покровский собор, возможно, "уступит свои полномочия" новому кафедральному собору - Кирилло-Мефодиевскому, который строится на Поляне имени Фрунзе и будет крупнейшим храмом в Среднем Поволжье. Но в истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна.

Расписание богослужений: Божественная Литургия 8.30 (в будничные дни), в воскресение - в 7.00, в 9.30. Вечерние богослужения в 17.00.

Транспорт: автобус - 37, 40, 60 остановка "Стадион Динамо".

Крест над могилой братьев Шихобаловых.

Прикрепленный файл: Pokrov07.jpg
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 690
ЮрийАлекс-41

Юрий, добрый день!

Эх, жаль что я сейчас не в Самаре - обязательно прогулялся бы к Покровскому собору, пофотографировал. Хотя самую красивую "золотую" осень я уже пропустил dntknw.gif

ПОКРОВСКИЙ СОБОР
http://www.samara.cityout.ru/art/museums/sys328

Найдено в разделах: Музеи
Адрес: ул. Ленинская, д. 75а
Телефон: 8462-33-4129
Комментарии к цене: Вход свободный

Собор был построен в 1859-1861 гг. и ныне объявлен памятником архитектуры. Из сегодняшних святынь собора наибольшей любовью верующих пользуется икона - Чудотворный лик Божьей Матери “Взыскание погибших”, найденная в Волге в середине XVII в.
Действует воскресная школа “Ладомир”, издается православная газета “Благовест”.
По праздничным дням здесь дает концерты ансамбль колокольного звона.

Рисунок с сайта
http://www.vvsamara.ru/news/1144/

Прикрепленный файл: vvs_200309_04.jpg
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 690
БЛАГОВЕСТ. САМАРА
Православная гаета, издающаяся при Покровском соборе

http://www.cofe.ru/blagovest/

Архипастырь
События
Личность
Взгляд
Знамение времени
Святыни
За Христа пострадавшие
Малая церковь
Отвечает священник
Чудеса Божии
Из церковной практики
Слово пастыря
Православная культура
В защиту нравственности
Православная трапеза
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
ГЕРОдот

Олег, спасибо за поддержку! 101.gif

Если будет такая возможность - сфотографировать Покровский собор и окрестности бывшего Покровского кладбища, сделайте это, пожалуйста...
Насчет переименования этой темы - Вы правы на 100%

Карта Самары
1839 г.

Справа, по центру - "большое" Покровское кладбище... Интересно, что рядом за "маленькое" кладбище?..
Согласно карте, на него, по горизонтали, выходит ул. Предтеченская (Передельская, Лебяжинская), ныне - ул. Некрасовская.


Прикрепленный файл: 1839-r.jpg
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
Карта Самары
1916 г.

В нижней трети карты просматривается ул. Предтеченская, Покровское кладбище к тому времени уже перестает быть мемориальным и начинает ликвидироваться...
Под № 2 - Покровский сад;
Под №23 - Шихобаловская больница;
Под №30 - Покровская церковь.

Прикрепленный файл: 1916a-r.jpg
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
Валек

Валечка, я рад что Вы откликнулись 101.gif
По прошлой теме не беспокойтесь - я еще напишу Вам в личку. А здесь - о Покровском кладбище вся информация НОВАЯ, ведь мы его, практически, не обсуждали.

А Вы заметили, что по Покровскому собору и по Покровскому кладбищу - старых открыток или фото, не очень много (смотрел на сайте Бичурова), да и в поисковых системах они не высвечиваются?

А вот на этой карте 1839 г. возле "большого" Покровского кладбища изображено "маленькое" - что это за кладбище?
https://forum.vgd.ru/file.php?fid=48023&key=401896490

Как всегда - вопросов больше, чем ответов... dntknw.gif

Карта Самары
современная, на которой указан объект, расположенный по ул. Ленинская, 74.
Адрес Покровского кафедрального собора (ул. Ленинская, д. 74а).

Прикрепленный файл: 1.png
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
«Благовест», Самара

Крест на могиле
http://www.pravpiter.ru/sovs/n037/ta016.htm

Как правильно устанавливается крест на православном храме и на кладбище? У нас на кладбище кресты ориентированы на восток, но нижняя перекладина имеет наклон в разные стороны. Я считаю, что на храмах крест должен быть ориентирован Распятием на восток, и если возле правой руки был распят добрый разбойник, значит, нижняя перекладина должна быть приподнята с юга, так как Иисус Христос взял его на Небо. Иначе получится, что прихожане вступают в противоречие с Богом и утверждают, что на Небо должен быть взят другой разбойник. Ну а на могиле, раз крест установлен в восточной части гробнички, а Распятие — со стороны могилы, то приподнята наклонная часть перекладины креста с севера. Как мне кажется, люди должны знать, как правильно, иначе получается или по незнанию, или по злому умыслу. В Православии не должно быть неточностей, иначе получается слишком большой грех.

Отвечает руководитель миссионерского отдела Самарской епархии, ключарь Покровского кафедрального собора г. Самары священник Алексий Богдан.

Крест на Православном храме и на кладбище устанавливается Распятием на запад, то есть лицо Спасителя смотрит на вас с востока. Нижняя перекладина, соответственно, нижней частью ориентирована на юг, верхней — на север. Получается, что справа от Спасителя нижняя перекладина приподнята.

Так же и на кладбище — крест ставится в ногах покойного; усопшего кладут в могилу лицом на восток в сторону креста. Но часто бывает, что изготовители крестов, возможно по незнанию, путают ориентир нижней перекладины, и на одних крестах с правой стороны Спасителя она приподнята, на других, наоборот, опущена. Поэтому, когда покупаете могильный крест, будьте внимательны.

На могилке бывает крест восьмиконечный, без изображения Спасителя. Поэтому установка креста должна быть правильной. Если крест в ногах, то с левой стороны конец должен быть приподнят.
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
Вверх ⇈