Самарское Покровское кладбище
Собираем информацию об утраченном Самарском городском кладбище, действовавшем в 1805-1857 гг. Сейчас, при сохранившемся Покровском православном соборе имеются отдельные захоронения - старые и новые...
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 621 | Наверх ##
25 октября 2009 2:55 26 октября 2009 3:41Самарские городские кладбища Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено.
П.В. Алабин пишет: "Вознесенская церковь первоначально стояла на месте, где ныне стоитъ Успенская церковь, и, какъ видно изъ церковной летописи, сгорела 20 апреля 1765 г. Въ томъ же году она была выстроена на кладбище, где теперь домъ бывший Сливкова, на Саратовской улице, противъ дома Муллы. Когда же, за расширениемъ города, тогдашнее кладбище оказалось не у места, то Вознесенская церковь была перенесена туда, где ныне Вознесенский соборъ, а кладбище перенесено туда, где ныне существуетъ упраздненное, такъ называемое старое кладбище, у Покровской церкви".
Ведомость о церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы за 1915 г. Церковь построена в 1861 г. на доброхотные даяния жителей г. Самары. Расширена пристроями в 1907 г., украшена стенною живописью ктитором Петром Ивановичем Шихобаловым в 1909 г. Здание церкви каменное, теплое, вместимостью до 2000 человек. Колокольня каменная в одной связи с церковным зданием. Престолов три: главный – в честь Покрова Богородицы, освящен 17 июля 1862 г.; правый – во имя Св. Митрофания, Епископа Воронежского, освящен 12 ноября 1861г.; левый – во имя мученика Емилiана, освящен 19 августа 1911 г. Как построенная на месте бывшего кладбища церковь в силу решения Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената от 16 апреля 1896 г. /церковн. ведомости 1907 г. №17/ должна бы пользоваться всей землей какая была отведена для кладбища, но в действительности она не владеет и 1/20 частью сей земли и границы ея владения не определены. Город развел около церкви парк и устроил на кладбищенской земле здания для приходских училищ.
С расширением города кладбище, в 1860 г., опять отнесено за город, на место, где теперь Покровская церковь (сохранилась, ныне - это Покровский Собор и находится он по адресу: ул. Ленинская, 77 (Бывшая Сокольничья, Шихобаловская).
Но в несколько лет, после образования этого кладбища, город опять приблизился, и в недавнее время у его ограды возведены великолепные здания станции Оренбургской железной дороги, под полотно которой отошла довольная часть места, отведенного кладбищу». --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 621 | Наверх ##
25 октября 2009 5:21 25 октября 2009 14:02 продолжение
17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.
Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат - протоиерей Николай Цареградский.
Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.
В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.
Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от "фрязин" - итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.
Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали "Самарские епархиальные ведомости" в 1911 году, считалась "одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению".
В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: "Деньги есть - надо строить", - говорил он.
Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.
ФОТО. Покровскя церковь с прилегающим сквером (бывшиим кладбищем). Нач. ХХ в.
 --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 621 | Наверх ##
25 октября 2009 5:24 4 марта 2010 18:38 продолжение
После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси "обновленчества", активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь - Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.
В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.
В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.
Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора - Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.
В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев). --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 830 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 690 | Наверх ##
25 октября 2009 11:55 25 октября 2009 11:55 продолжение
Среди святынь храма - Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.
К святыням храма относится чудотворный образ Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", а также образы Божией Матери "Умягчение злых сердец" и Табынской.
Икона "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", связана с событием Сретения Господня (2 февраля по ст. ст., или 15 февраля по н. ст.) - принесением на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм. Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: "Тебе Самой оружие пройдет душу". На иконе Богородица изображена с семью воткнутыми в сердце мечами - по три справа и слева, один снизу. Число "7" в Священном Писании означает полноту чего-либо, в данном случае - полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были в жизни Пресвятой Девы Марии на земле. Перед иконой Многострадальной Мати Божией молятся об облегчении страданий душевных и телесных, о смягчении враждебных отношений, об умягчении своего сердца и сердец своих близких и врагов, вообще об истощании зла в мире.
Табынская икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери, а называется так по месту ее обретения на большом камне у подошвы горы над источником "Святые ключи" у села Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Это произошло дважды - в XVI и XVIII веках. Первый раз икона явилась иеродиакону близлежащего монастыря, а во второй раз ее нашли башкиры и надругались над ней, за что ослепли. Эта икона, как и икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", отличается очень темным Ликом, как бы символизируя "тьму грехов наших". И мы молимся пред этой иконой - просветить нас, умягчив "окамененныя сердца наши росою молитв" Богородицы.
Список с темноликой Табынской иконы
 | | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 830 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 690 | Наверх ##
25 октября 2009 11:56 продолжение
В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы - любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов - времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
В день его ангела, 9 октября, в Самаре ежегодно проходят Иоанновские чтения, целью которых является осмысление и передача соотечественникам духовного наследия митрополита Иоанна, рассмотрение духовных основ русской истории и культуры, педагогики и образования.
Духовные наследия двух почитаемых самарцами и петербуржцами владык, митрополитов Мануила и Иоанна (учителя и ученика), дают ответы на самые сложные и болезненные вопросы современности и вечности и служат путеводной звездой ко спасению. Публикацию их богатого духовного наследия осуществляет официальный орган Самарской епархии - православный альманах "Духовный Собеседник". "Подвижническая деятельность моих предшественников осеняет наше нынешнее веростроительство", - говорит архиепископ Самарский и Сызранский высокопреосвященнейший Сергий о митрополитах Мануиле и Иоанне, считая, что их стараниями епархия сохранила подлинно христианское православное лицо.
Владыка Сергий (Полеткин) был назначен на Самарскую кафедру в 1993 году 25 февраля, в знаменательный для самарцев день, когда празднуется память святителя Алексия, небесного покровителя Самарского края, и Иверской иконы Божией Матери - Благой Вратарницы, которые как бы открыли владыке сердца и двери Самарской земли. За восемь лет управления владыки Сергия в епархии построено и открыто около 110 храмов и 75 воскресных школ, действует Самарская духовная семинария, выходят многочисленные православные издания, радио- и телепередачи, работают Братство святителя Алексия и духовно-просветительные центры, учреждены общественные движения "Самара православная" и благотворительный фонд "Тольятти православный", проводятся Рождественские и Иоанновские чтения. И еще множеством хозяйственных, просветительских и молитвенных служений отмечена деятельность владыки на Самарской земле. Особенное внимание владыка Сергий уделяет семинарии, ректором которой он является, а также Покровскому собору, будучи его настоятелем.
К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.
Крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
 | | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 830 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 690 | Наверх ##
25 октября 2009 11:57 продолжение
В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам - бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы "Взыскание погибших", свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и "Похвала Пресвятой Богородицы". Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.
В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.
В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием "под золото".
В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.
В недалеком будущем Покровский собор, возможно, "уступит свои полномочия" новому кафедральному собору - Кирилло-Мефодиевскому, который строится на Поляне имени Фрунзе и будет крупнейшим храмом в Среднем Поволжье. Но в истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна.
Расписание богослужений: Божественная Литургия 8.30 (в будничные дни), в воскресение - в 7.00, в 9.30. Вечерние богослужения в 17.00.
Транспорт: автобус - 37, 40, 60 остановка "Стадион Динамо".
Крест над могилой братьев Шихобаловых.
 | | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 830 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 690 | Наверх ##
25 октября 2009 12:12 3 марта 2010 19:27 ЮрийАлекс-41Юрий, добрый день! Эх, жаль что я сейчас не в Самаре - обязательно прогулялся бы к Покровскому собору, пофотографировал. Хотя самую красивую "золотую" осень я уже пропустил ПОКРОВСКИЙ СОБОР http://www.samara.cityout.ru/art/museums/sys328Найдено в разделах: Музеи Адрес: ул. Ленинская, д. 75а Телефон: 8462-33-4129 Комментарии к цене: Вход свободный Собор был построен в 1859-1861 гг. и ныне объявлен памятником архитектуры. Из сегодняшних святынь собора наибольшей любовью верующих пользуется икона - Чудотворный лик Божьей Матери “Взыскание погибших”, найденная в Волге в середине XVII в. Действует воскресная школа “Ладомир”, издается православная газета “Благовест”. По праздничным дням здесь дает концерты ансамбль колокольного звона. Рисунок с сайта http://www.vvsamara.ru/news/1144/
 | | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 830 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 690 | Наверх ##
25 октября 2009 12:13 3 марта 2010 19:26 БЛАГОВЕСТ. САМАРА Православная гаета, издающаяся при Покровском соборе http://www.cofe.ru/blagovest/ Архипастырь События Личность Взгляд Знамение времени Святыни За Христа пострадавшие Малая церковь Отвечает священник Чудеса Божии Из церковной практики Слово пастыря Православная культура В защиту нравственности Православная трапеза | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 621 | Наверх ##
25 октября 2009 13:30 4 марта 2010 18:42 ГЕРОдотОлег, спасибо за поддержку! Если будет такая возможность - сфотографировать Покровский собор и окрестности бывшего Покровского кладбища, сделайте это, пожалуйста... Насчет переименования этой темы - Вы правы на 100% Карта Самары1839 г. Справа, по центру - "большое" Покровское кладбище... Интересно, что рядом за "маленькое" кладбище?.. Согласно карте, на него, по горизонтали, выходит ул. Предтеченская (Передельская, Лебяжинская), ныне - ул. Некрасовская.
 --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 621 | Наверх ##
25 октября 2009 14:57 4 марта 2010 18:43 Карта Самары 1916 г.
В нижней трети карты просматривается ул. Предтеченская, Покровское кладбище к тому времени уже перестает быть мемориальным и начинает ликвидироваться... Под № 2 - Покровский сад; Под №23 - Шихобаловская больница; Под №30 - Покровская церковь.
 --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 621 | Наверх ##
25 октября 2009 20:45 4 марта 2010 18:48 ВалекВалечка, я рад что Вы откликнулись По прошлой теме не беспокойтесь - я еще напишу Вам в личку. А здесь - о Покровском кладбище вся информация НОВАЯ, ведь мы его, практически, не обсуждали. А Вы заметили, что по Покровскому собору и по Покровскому кладбищу - старых открыток или фото, не очень много (смотрел на сайте Бичурова), да и в поисковых системах они не высвечиваются? А вот на этой карте 1839 г. возле "большого" Покровского кладбища изображено "маленькое" - что это за кладбище? https://forum.vgd.ru/file.php?fid=48023&key=401896490Как всегда - вопросов больше, чем ответов... Карта Самарысовременная, на которой указан объект, расположенный по ул. Ленинская, 74. Адрес Покровского кафедрального собора (ул. Ленинская, д. 74а).
 --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
|
Олег, спасибо за продолжение - материал оказался внушительным