Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Самарские городские и сельские кладбища

Тема для обсуждений, разговоров, вопросов, размещения единичной информации о захоронениях, кладбищах, памятниках, мемориалах. Открыты новые темы по самарским кладбищам...

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 96 97 98 99 100 * 101 102 103 104 ... 188 189 190 191 192 193 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА: утраченные, закрытые, действующие

Содержание темы.

Самарские городские кладбища: новости, полезные ссылки, интересная информация.
Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:12

• Утраченные
1. Старейшее - первое общее кладбище Самары; утрачено.
2. Старые кладбища Самары; утраченные к середине XIX в.
3. Всесвятское, поликонфессиональное; утрачено, разорялось в 30 – 40-е гг. XX в.
4. Иверское, монастырское; утрачено, разорялось с 1925 г
5. Мещанского посёлка; утрачено, функционировало с 1910 – до 1930 гг.
6. Николаевское, монастырское; утрачено, разорялось с 20-х гг. XX в.
7. Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено.
8. Томашева Колка; утрачено в 1930-х гг.
9. Эпидемические (холерные) кладбища; действовали с 1891 г., разорены в 1940-х гг.
• Действующие ограниченно
10. Безымянское; действующее с 1941 г., ограничено.
11. Рубёжное; частично действующее, функционировало с 1972 – по 1984 гг., возобновлено в 1990-х гг.
12. Старые городские кладбища; действовали в 1930 – 1960 гг., ограничено
• Действующие
13. Берёза; действующее, 1960 г.
14. Зубчаниновское; действующее, с 1910 г.
15. Кряжское; открыто в 1930 г.
16. Лесное; действующее, с 1981 г.
17. Мехзаводское; действующее, с 1949 г.
18. Песчаная Глинка; действующее с 1955 г., возобновлено в 1990-х гг.
19. Прибрежное; действующее, с 1950 г.
20. Сорокины хутора; действующее, с 1940 г., возобновлено в 1990-х гг.
21. Управленческое; действующее, с 1940 г.
22. Южное; действующее, с 1984 г.
23. Яблонька; действующее, с 1940 г.
• Национальные, действующие
24. Еврейское, центральное; действующее.
25. Татарское; действующее.
• Литература, архив новостей и ссылок

Лайк (2)
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2274
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2730

vlasta написал:
[q]


Генеральный план за 1937-39гг.
[/q]

Здорово!
Я сразу выстраиваюсь в очередь - как только карта будет на руках - посмотрите мне, пожалуйста, отмечены ли на ней какие либо самарские церкви. Православные храмы, обычно, на картах, отмечали толстым греческим (равноконечным) крстом 101.gif

А я по картам ничего интресного пока не нашла -- в оснавном "типовые", рассказывающие о памятниках в центре Куйбышева и Куйбышевской области confused.gif
Желтенькая 1976 г., синенькая - 1984 г.
Полиграфия разная, а содержательное описание, практически, одно и то же.

Марина.
---
ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2274
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2730
Валек

Вы пишите выше:
А Головкин измудрился. Кстати, почитайте его биографию - он умный самоучка и сын богатеньких родителей. Биографий на него много в сети и все противоречивые.

А как Вам такая, народная, биография? Обычно народ язвит, насчет господ, а здесь этого мы не найдем - уж больно человек был необыкновенный... Он сам отдал этот роскошный дом под госпиталь для раненых. Мы о его биографии говорили и выяснили. что он был похоронен на утраченном ныне Всехсвятском кладбище...

В 90-х годах прошлого столетия на Барбашиной Поляне купец Соколов занялся строительством дач. Позже к нему присоединились и другие самарские купцы. При этом было разрушено большое количество древних погребений-могильников, кости и вещи из них вывозились вместе с землей, использовавшейся в качестве подсыпки под фундаменты зданий. Ценный памятник для науки никого тогда не заинтересовал и погребения были безжалостно разрушены.
Дачи по своей архитектуре очень разнообразны и выражали в некоторой степени характеры и пристрастия хозяев. Особенно выделялось красивое белое здание с белыми гипсовыми слонами перед фасадом. Дача принадлежала и построена по проекту самарского художника К.П.Головкина в 1908-1909 годах. Здание сложено из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Слоны сделаны по рисункам хозяина, принимавшего участие в их изготовлении. Слоны пустотелые, и в одном из них, по воспоминаниям жены Головкина, были заложены документы, относящиеся к постройке дачи, и фотографии. В гостинной дачи во всю длину стен были вмонтированы написанные хозяином широкие холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся прозрачных одеждах. Копии картин, запечатлевших пейзажи Волги и Жигулей, издавались в Германии в виде цветных открыток.
Константин Петрович Головкин родился в Самаре в 1872 году, в семье купца. Автор более чем ста больших картин, большинство из которых посвящено видам Волги, Жигулей и окрестностей Самары. Один из первых в Самаре спортсменов-любителей, велосипедист, мотоциклист, первый в Самаре владелец и водитель автомобиля, который купил в 1904 году. Фотограф-любитель, краевед, археолог, коллекционер...
В 1916 году исследовал и описал мордовское захоронение 16 века в районе Барбашиной Поляны. Имел небольшой телескоп, делал макеты волжских пароходов, изготовил в нескольких вариантах макет своей дачи. Умер в 1925 году и был похоронен на кладбище, которое в настоящее застроено домами. Дача со слонами Головкина - одно из самых таинственных мест Самары. При внешнем блеске жизни Головкина "Комнаты его... дома на Панской, внутри были мрачными и темными".
Вот как описывал К.П.Головкин проведение одного из праздников самарцами: "Захватив самовар, выпивку, обыватели едут на лодках на целый день за город на остров по ту сторону Волги... Возвращаются поздно, будучи навеселе, а иногда сильно поддатыми..."
Дача в Студеном буераке удивительна. Дом похож то на крепость с башнями, то на красивый особняк в стиле модерн, то на отдающий холодом пустой дом. Возле входа на веранду установлена статуя девушки с руками, похожими на крылья птицы. Словно вырастая из постамента, она встречает гостей своей чуть заметной грустной улыбкой.
В доме отсутствуют большие окна - даже днём приходилось зажигать свечи. На стенах с облезлой выцветшей штукатуркой от былых картин остались лишь большие пятна.
Дача построена из бетонных блоков и полых кирпичей и отличается своей изумительной акустикой. О чем думал, сидя у камина, хозяин осенними вечерами в этом уединенном уголке близь Самары - о том можно только догадываться. Памятью о нём остались его картины, описания быта самарцев да это здание, окутанное легендами.
Рассказывают, хозяин любил молодую девушку-крестьянку, которая от безысходности покончила жизнь самоубийством... В 1916 году на территории дачи располагался госпиталь, но, по рассказам, лечение в нём проходило с осложнениями и не давало должного эффекта, как в иных местах. После революции приспособили дачу под детский садик, клуб, пытались сделать даже дискотечный зал, но все начинания постигла неудача. Атмофера угрюмого внутреннего интерьера не располагала к веселью и танцам. Были попытки взорвать дачу в 30-е лихолетние годы, но боязнь болезней и кары призрака-хозяина не дали это сделать...
"Дом со слонами" стоит и поныне - виден с воды, если пройти левым берегом Волги.

Мистика, конечно, как выражается Юрий - но эти легенды не давали забыть о Головкине...
Дом, немного похож на мавзолей...


---
ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА
TaniaAb
ушла из жизни в феврале 2025 г.

TaniaAb

Сообщений: 2346
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2711
Валек
MARIR
ЮрийАлекс-41


Здравствуйте!

Валя, поздравляю с рождением котяток у Мурки! У меня, к сожалению дома только хилые цветочки - и никаких животных, хотя кошек я обожаю! 101.gif
Заметили, что Юрий сменил аватару? Вас я тоже не сразу узнала в образе незнакомки Крамского ...

Марина, я написала Вам в личку. У меня пара вопросов по Самарскому архиву confused.gif

Юрий, Вы на новой аватаре - прелесть!
Вы с vlasta говорили об Аннаевском овраге и саде... Это, как я понимаю одни из главных топос-ориентиров по старым картым - для кладбища Мещанского поселка, которое, кроме как на карту 1928 г. больше нигде не нанесено...

Я поинтересовалась - кто такой Аннаев.

Аннаев Егор
http://www.samluka.ru/1508/annaev.html

"Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь письмена"
Иван Бунин


Откроем архивное дело Фонд Р- 4978 оп. 32 дело №31. Перед нами биография, написанная собственноручно Аннаевым Егором Никитичем, человеком, имя которого известно каждому коренному самарцу. Это он на собственные средства построил: кирху, Аннаевскую дачу, к сожалению, сгоревшую, кумысолечебницу. Купец 1-ой гильдии, страстный садовод­любитель. Держал виноторговлю в Самаре, Оренбурге, Саратове. Член губернской земской управы, гласный городской Думы, товарищ председателя Самарского управления общества Красного Креста.
Автобиографический очерк (с 1826 по 1853гг.) публикуется с сохранением орфографии и стилистики…
"Дедушка мой был немец, русский подданный Христофор Фабрициус, женат был на польке. От этого брака Фабрициус имел дочь Марию Христофоровну, выданную им замуж за армяно-католика Никиту Ивановича Аннаева, которые и были моими родителями. Дедушка Фабрициус служил близ Астрахани в Енотаевске соляным приставом. Скончался он 11 марта 1833 года. По смерти дедушки мне было семь лет. Я помню на похоронах на гробовой крышке была прикреплена треуголка. После смерти его была получена ему за беспорочную тридцатипятилетнюю службу пряжка.
Мать свою я не помню, так как она скончалась вскоре после моего рождения. Отец мой, которого почти не помню, ибо остался я после него четырех лет, скончался вскоре холерою в 1830 году.
Рождение мое было 1826 года 11 апреля. Сестре моей Елизавете в это время было 12 лет, Екатерине - 10 лет, Любе - 8 лет и Анне - 6 лет, следовательно, после родителей нас осталось четыре девочки и я один мужчина, моложе их всех. Средств к жизни никаких. Дедушка кое­как нас продовольствовал, а за смертью его меня взяла к себе сестра Елизавета, которая имея только 15 лет вышла замуж за бедного мастерового колониста И.Л. Олденбурга. Сестру Екатерину взяла к себе на воспитание крестная мать ее Мария Андреевна Сабонжогло и увезла с собой в Москву. Любу и Анну взяли на время добрые люди...

PS На главной странице форума ВГД я оставила "новость": Академия наук: кто они - фальсификаторы истории России. Приглашаю Вас оставить свой комментарий 101.gif

Татьяна.

Познакомьтесь, это Аннаев Егор Никитич (1826 - 1903 гг.) самарский купец и общественный деятель,
владелец оврагов, кусысолечебниц, а также плодовых садов...
По моему, погребен на Всехсвятском кладбище (лютеранский участок)?
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2274
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2730
TaniaAb

Татьяна, здравствуйте!
Хорошо, что Вы вернулись к нам 101.gif
Дендрарий... дельфинарий...!!! ОТПУСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ?

Замечательно, что Вы поинтересовались Егором Аннаевым - личность для Самары незаурядная!

Только в представленной Вами публикации и в Вашем предположении есть ПРОБЛЕМЫ, которые потребуют дополнительных усилий!

Во-первых, купец Е.Н. Аннаев, в числе самарских 1-й гильдии купцов-христиан, единственным был записан "армянином католического вероисповедания". И, соответственно, он инициировал строительство НЕ КИРХИ, а католического храма, который "на его средства" так и не был достроен. Сейчас - это лютеранская церковь Святого Георга ("немецкая" Кирха) в Самаре, на ул. Куйбышева.
Ворота Самары
http://www.samaraart.ru/history/articles/?id=7
...
Немецкую слободу увенчала Лютеранская церковь угол Дворянской. Ее история такова. В 1858 году самарский купец Егор Никитич Аннаев, католик по вероисповеданию, решил построить для своих единоверцев костел. Работы выполнял архитектор Н.Еремеев. Но в 1865 году в связи с волнениями в Польше царское правительство запретило открывать католический храм и передало недостроенное сооружение немецкой лютеранской общине. От немцев строительство возглавил купец П.Ф.Цельмер, который собирал пожертвования со всего Поволжья. 26 сентября 1865 года лютеранская кирха была освящена казанским дивизионным проповедником Пундани при ассистенции симбирского пастора Мейера...

О Егоре Никитиче Аннаеве-католике - Приход Пресвятого Сердца Иисуса Римско-католической Церкви г. Самары (официальный сайт)
http://catholicsamara.ru/info/historia_prev.html
...
Всего на 1891 год в губернии насчитывалось 11 римско-католических храмов, из них - ни одного в городе.
Первую попытку добиться разрешения на постройку католического храма в Самаре предпринял самарский купец Егор Никитич Аннаев. 16 июня 1859 года на имя губернатора было подано прошение купца Е.Н. Аннаева о разрешении построить в Самаре католическую церковь.
«Исповедуя Римско-католический закон и желая исполнить как собственный обет, так и желание одноверцев моих, я поставил себе в обязанность построить в Самаре католическую церковь на крепостной земле моей и на свой счет, не требуя каких-либо посторонних пособий, обязуюсь приобрести и устроить собственными средствами как церковную утварь, так и церковные принадлежности» (ГАСО. Ф. 4978. Оп. 1. Д.31. Л. 4-5.).
Е. Н. Аннаев, зная, что по российским законам «римско-католические церкви могут быть устраиваемы только там, где сего потребует или приращение населения или слишком большая обширность существующих приходов» (ГАОО. Ф.6. ОП.6. Д.13658. Л.12.), в сопроводительных документах указывает: "Во всем обширном Оренбургском крае, за исключением колоний Новоузенского и Николаевского уезда, только одна есть римско-католическая церковь в г. Оренбурге, поэтому полезно и необходимо дабы постройкой в г. Самаре церкви католики губернии имели возможность исполнять свои духовные требы» ( Там же. Л.5-6.).
Поскольку по закону было еще одно ограничение: «на небольшом пространстве приход церковный, имеющий одного священника, должен состоять не менее как из ста дворов прихожан» (Там же. Л.12.), - он отмечает, что «хотя в Самаре нет 100 оседлых римско-католиков, то есть такие, которые бы имели свои дома. Однако за нынешний 1858 год значится исповедующих римско-католическую веру в Самаре 125 человек, в уездах 80, всего 205, а проживающих еще больше. Исповедуют ее большей частью военные и люди заезжие - служащие и торговцы, преимущественно из армян, которые частью потому что нет церкви их исповедания, не решаются там оставаться на всю жизнь, и редко приобретают недвижимую собственность» (Там же. Л. 9.).
К сожалению, приведенные доводы не помогли, и ответ властей гласил: «Постройку в Самаре католической церкви отсрочить впредь до того времени, когда численность населения этого вероисповедания возрастет до цифры, требуемой законом» (Там же. Л. 16-17.).
Е. Н. Аннаев возобновил свои попытки в 1861 году.
...
Е.Н. Аннаев пишет: «Все чувствуют потребность в церкви. Это дает мне смелость утруждать [Вас] покорнейшею просьбою позволить мне на мой счет выстроить в Самаре римско-католическую церковь, если же это невозможно, то по крайней мере, филиальную часовню Оренбургского костела, чем дадите жизнь многим, теперь духовно неживущим» (Там же. Л. 26.).
Старания принесли долгожданный плод: «На этот раз было получено разрешение на постройку филиальной церкви, чтобы богослужение отправлялось в оной церкви Оренбургским ксендзом во время его приезда в Самару» (Там же. Л.33-34.).
Место для постройки было выбрано в 49 квартале Самары, на перекрестке современных улиц Куйбышева и Некрасовской. Землю приобрел Аннаев у мещан Новокрещеновых, Каноновой, Разладской и Зеленовой...

Во-вторых - где упокоился "армянин, католического вероисповедания" Егор Никитич Аннаев пока нам не ведомо. Будем выяснять 101.gif

---
ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9338
Здравствуйте, Марина, Татьяна!
Может я повторюсь в чем-то, но просто освежим память...
http://www.slavday.samreg.ru/traditions/eparchy/
Православные традиции в Самарской области

Новости
О празднике
Самарский край
Визитная карточка
История губернии
Достопримечательности
Православные традиции в Самарской области
Самарская епархия
Храмы и монастыри
Архиепископ
Святыни епархии
Самарская ассамблея
Мир через культуру
Лига Самарского землячества
Выставка русского музея
Пресса
СМИ о празднике
Фотогалерея
Ссылки
Обратная связь
Форум
E-mail
© 2004
Правительство Самарской области

© 2004
Вебзавод
Самарская епархия

Среди епархий РПЦ, как в прежние времена - так и в настоящем, Самарская епархия занимает далеко не последнее место. Её история, являющаяся составной частью истории РПЦ и России в целом, многообразна, интересна, подчас трагична и полна знаменательных дат и событий. А начиналось всё так.

5 декабря 1849 года было решено Святейшим Синодом учредить в составе Саратовской и Царицынской епархии т. н. Волгское викариатство. Ещё точно не были утверждены его границы, как уже 31 декабря 1850 года оно было упразднено с созданием новой губернии и, соответственно, последовавшим за этим территориальным разграничением. По существовавшему тогда положению, губернский город Самара должен был иметь и свою архиерейскую кафедру.

1 января 1851 года последовало Высочайшее подписание указа об учреждении новой епархии - Самарской и Ставропольской. Кафедру было решено разместить в губернском центре - в Самаре. Границы епархии совпадали с границами одноимённой губернии по левому берегу Волги и охватывали территорию уездов: Самарского, Ставропольского, Бугульминского, Бугурусланского, Новоузенского, Николаевского и позже - Бузулукского.

Первым Архиереем Самарско-Ставропольской епархии был назначен епископ Евсевий (Орлинский), управлявший епархией в 1850-1856 гг. При владыке Евсевии ещё в 1851 году была заложена основа для создания на окраине Самары женской монашеской общины. В 1855 году община получила свой устав и была наименована в честь Иверской иконы Божией Матери. При приезде владыки Евсевия в Самару, город насчитывал один кафедральный собор Вознесения Господня (см.фото след. пост), шесть церквей, из них самая древняя - Спасо-Преображенская (район нынешней хлебной площади) и одну часовню.

Преемником владыки Евсевия стал епископ Феофил (Надеждин), бывший на Самарской кафедре вплоть до своей кончины, последовавшей в 1865 году. По непроверенным данным, погребён владыка Феофил в крипте Вознесенского собора. Именно во время правления владыки Феофила Самарская женская монашеская община в 1860 году была возведена в степень монастыря с подтверждением наименования в честь Иверской иконы Божией Матери.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9338
продолжение
В 1863 году был учреждён мужской общежительный монастырь возле Шихобаловских мельниц с наименованием во имя Святителя Николая Чудотворца. Одновременно, во время правления епископа Феофила, в городе были построены церкви: в 1860 году - Всехсвятская кладбищенская (в конце улицы Алексеевской), Воскресенская приходская (центр Самарской площади); в 1864 году - перестроена и обрела внешний облик Покровская (бывшая Предтеченская, построенная в 1828 году), на территории купеческого кладбища в 1861 году и, наконец, в районе нового базара (тогда городская окраина) в 1865 году построена Петропавловская приходская церковь со зданием церковно-приходской школы и причтовыми домами (частично сохранены и доныне).

1866 год ознаменован в епархии началом большого строительства. С приездом на Самарскую кафедру епископа Герасима (Доброседова), управлявшего епархией до 1877 года, начинается строительство большого кафедрального собора (на территории нынешней площади Куйбышева) и закончена постройка церквей: в 1867 году - Иоанно-Предтеченской в загородном архиерейском скиту (м-н Солнечный, сейчас, в помещении сохранившейся трапезной, существует одноимённый храм); Николаевского сиротского дома с домовой Никольской церковью (комплекс не сохранён, территория Станкозавода по улице Дворянской, напротив Струковского сада), впоследствии Мариинский детский сиротский приют. В 1869 году при епархиальном женском училище (ныне швейная фабрика "Звезда" по улице Саратовской) открывается домовая Введенская церковь, построенная и украшенная на личные средства владыки Герасима. Вообще этот период можно охарактеризовать как период строительства домовых церквей (пользвавшихся, кстати, большой популярностью в тогдашней Самаре), ибо в 1872 году Самарская Духовная Семинария получает, наконец, свой собственный Иоанно-Богословский храм, а в 1877 году опять на личные средства владыки Герасима, устраивается крестовая во имя Архистратига Божия Михаила при архиерейской резиденции домовая церковь.

Четырнадцать лет (1877-1891гг.) возглавлял Самарскую кафедру епископ Серафим (Протопопов) (был погребён на территории Иверского женского монастыря, в новом верхнем Успенском храме, ныне - обкомовский жилой комплекс по улицам Вилоновской и Чапаевской). Этот период был также ознаменован большим строительством. В 1889 году был устроен и освящён прекрасный Ильинский храм (находился на месте жилого дома Приво, р-н пересечения улиц Красноармейской (Алексеевской) и Арцыбушевской). В 1890 году был построен небольшой каменный храм в честь Святого Благоверного князя Александра Невского на территории больницы для душевнобольных (сохранился и по нынешнее время). Вот некоторые данные статистического характера, красноречиво свидетельствующие о высоком уровне церковной жизни в Самаре 1890 года, в сорокалетие её существования.

Самарские епархиальные ведомости. 1890 г. №5-8. На территории Самарской епархии монастырей - 15, из них штатных (т. е. получающих пособие) - 1, заштатных -14. Из общего количества мужских - 6 (в том числе 1 штатный), женских - 9.

Общее число церквей всех типов (соборных, приходских, монастырских, домовых, кладбищенских), кроме часовен, составляло 783. В 1890 году число православных верующих в Самарской епархии составляло 1 млн. 859 тыс. 500 человек. Число приходских церквей доходило до 708, т.е. на один приходской храм в среднем приходилось 2 тыс. 626 человек. Если в Самарской семинарии в 1867 году обучалось 223 человека, то в 1890 году - 316 человек.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9338
продолжение
В духовных училищах епархии (Самарское, Бузулукское, Сергиевское, Сызранское, Бугурусланское, Николаевское (миссионерское) в 1867 году обучалось 617 человек, а в 1890 году - 491 человек. Число церковно-приходских школ грамоты, находившихся в ведении церкви (в 1883 году) было лишь 80, а число учившихся в них достигало 2 тыс. человек обоего пола. Несмотря на это 15 января 1891 года в Самаре прошёл общероссийский съезд учителей церковноприходских школ, на котором присутствовали также делегаты из Австрии и Польши. Съезд получил высочайшее одобрение и был назван символом уходящего десятилетия.

Преемником владыки Серафима стал епископ Владимир (Богоявленский) - новомученик Российский впоследствии. Владыка Владимир пробыл на Самарской кафедре всего с начала 1891 - по осень 1892 года, но оставил заметный вклад в области благотворения. Так, им основано было епархиальное братство во имя небесного покровителя г. Самары Митрополита Алексия, а также сиротский приют для девочек в Иверском монастыре со школой и мастерской белошвеек и кружевниц при ней. Владыка на свои средства закупал книги, инвентарь и одежду для воспитанниц приюта (общее кол-во 28 человек) и до самой своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года в Киеве, духовно опекал приют.

Через 25 лет после отъезда владыки из Самары благодарные горожане (среди них немало и иноверцев) посвятят своему архиерею следующие строки: "он, не боясь заразы, в тяжёлый холерный год посещал холерные бараки, благословляя, одобряя и напутствуя страждущих и умирающих, в голодный год по его инициативе организована была борьба с голодом, и он кормил голодных и утешал печальных". Это будет уже в страшные годы революционного лихолетья и большевистского беспредела в Поволжье. Но Самарские епархиальные ведомости сохранят эти строки.

Владыка Гурий (Буртасовский) был Самарским архиереем в течение 1892-1904 гг. В годы его архипастырства в 1894 г. в Самаре было окончено строительство нового кафедрального собора в честь Воскресения Христова с двумя приделами во имя святого благоверного князя Александра Невского и святого Иосифа Песнопевца. Здание Собора было выстроено в 2-а этажа, на нижнем этаже находился храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Новый собор, выстроенный в неовизантийском стиле, окруженный с четырёх сторон яблоневыми садами, стал украшением города и излюбленным местом молитвы самарских прихожан. От "жигулёвских ворот" были видны золочёные кресты собора-красавца, к сожалению, не дошедшего до нас и полностью уничтоженного большевиками в 1935 г., теперь на его месте находятся Театр оперы и балета и площадь им. Куйбышева.

При епископе Гурии были построены и освящены и другие храмы: загородный, во имя преп. Сергия Радонежского - в 1894 г.; 3 домовых церкви: Спаса Нерукотворного образа - 1893 г., при Самарской мужской гимназии №1 (угол ул. Вилоновской и Галактионовской), Рождество-Богородицкий, при реальном училище (Военно-медицинский факультет (ул. Алексея Толстого)) -1895 г., Казанский, при епархиальной богадельне - 1900г.

В 1898 г. при детском Мариинском приюте была открыта и освящена церковь во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии (действует и поныне).

В 1894 г. была освящена гарнизонная военная Никольская церковь в р-не гренадерских казарм (угол просп. Масленникова и Н.-Садовой).

В 1900 г., по благословению владыки, было открыто и освящено здание епархиальной богадельни имени Александра III (угол Урицкого и Красноармейской). Владыка Гурий вошел в историю Самарской епархии как неустанный попечитель о нуждах приходского духовенства и благоукраситель самарских и епархиальных малоимущих приходов. Особенно владыка заботился об украшении и обустройстве самарского женского духовного епархиального училища. Многие "епархиалки", являясь духовными чадами владыки, впоследствии стали достойными своего звания "матушек", псаломщиц, регентов церковных хоров и воспитательниц в детских приютах и гимназиях. Владыка, являясь сам прекрасным проповедником, подготовил для епархии целую плеяду талантливых пастырей-проповедников, таких, как о. Александр Бегин, о. Пётр Архангельский, о. Павел Самуилов и др. В его правление число церковно-приходских школ и воскресных школ грамоты, находившихся в ведении Церкви, составило в 1893 г. 606 против 80 в 1883 г. В 1893 г., т. о., число учащихся обоего пола в этих школах возросло до 22 тыс. 526 человек. Впоследствии, уже в "советское" время, выпускники таких школ по уровню образованности и грамотности не уступали преподавателям средних и средне-специальных учебных заведений.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9338
продолжение
Сменивший владыку Гурия епископ Константин (Булычёв) занимал Самарскую кафедру с 1904 г. по 1911 г. При нём было начато, по благословению и с участием св. пр. Иоанна Кронштадского, строительство молитвенного дома во имя св. Архистратига Божия Михаила в пос. Новый Оренбург (ныне пос. Шмидта) - в 1909 г. На Барбашиной поляне в р-не учительских дач (ныне поляна им. Фрунзе) в 1911 г. была построена деревянная Казанско-Богородицкая церковь. В 1911 г. была построена и освящена самая молодая церковь Самары во имя Великомученика и целителя Пантелеймона при губернской земской больнице (ныне больница им. Пирогова). Деревянная, будто сотканная из прутьев и резьбы, пятикупольная церковь стояла на высокой каменной платформе (пересечение проспекта Ленина и ул. Полевой) на въезде в город и была одной из городских достопримечательностей, вызывая восхищение у приезжих из других епархий и даже иностранцев.

Необходимо отметить, что в 1908 г, границы юрисдикции Самарского архиерея были расширены, т. к. Высочайшим указом в этом же году Уральская губерния была изъята из ведения Оренбургского архиерея и присоединена к Самарской епархии. Для управления Уральским викариатством был назначен викарий Самарской епархии, епископ Николаевский; центром викариатства был определён г. Николаев (ныне Пугачёвск); впредь епископу Николаевскому предписано было именоваться Уральским.

С 1911 г. по 1913 г. Самарскую кафедру возглавлял владыка Симеон (Покровский), почивший в Бозе в 1913 г. и погребённый на кладбище Иверского женского монастыря. В сохранившихся документах Самарской Духовной консистории указывались такие качества владыки Симеона как "необыкновенное смирение, добросердечие и мягкость к окружающим". С конца 1913 г. до середины 1914 г. епархию возглавлял временный епископ Питирим (Окнов). Сведений о нём почти не сохранилось. На рубеже двух эпох Российской истории, накануне 1-й Мировой войны и большевистской кровавой революции 1917г., епархией управлял епископ Михаил (Богданов), с 1914 г. по 1919 г. имеются некоторые статистические сведения, которые характеризуют Самарскую епархию на 65-м году её существования.

Эти сведения были почерпнуты из ежегодных отчётов о положении дел в епархии, которые, собственноручно написав, епископ Михаил посылал в Петербург, в канцелярию Св. Синода. Из этих отчётов следует, что в 1916 г. в епархии (без Уральского викариатства) было 18 монастырей (из них 7 мужских и 11 женских), из которых лишь один был штатный. Число храмов в Самарской епархии составляло тогда 986, общее число белого духовенства составляло 3021 человек.

С 1915 г. по 1917 г. в епархии действовало 1059 школ (двухклассных) приходского типа и 12 школ при монастырях (ремесленного типа). Общее число учеников обоего пола в них составляло 69 тыс. 729 человек. К 1916 г. в епархии насчитывалось 967 церковных библиотек, которые имели 142 тыс. 532 тома книг российских и зарубежных авторов. К началу 1-й мировой войны во всех монастырях епархии были открыты лазареты для раненых, в каждой из 7 богаделен епархии находилось по 186 человек, при больницах Иверского женского и мужского Никольского монастырей были открыты пункты бесплатной раздачи еды на 75 человек.

Самым значительным событием в церковной жизни этого периода стало освящение вновь построенного рядом со старым деревянным молитвенным домом каменного храма Св. Архистратига Божия Михаила в пос. Новый Оренбург 13-15 ноября 1914 г. В торжествах освящения и открытия храма принимал участие и прежний архиерей Питирим (Окнов), бывший к этому времени митрополитом Петроградским, а до этого экзархом Грузии. За литургией в новоосвящённом храме пели 3 сводных хора: Соборный архиерейский, Иверского женского монастыря и семинарский мужской хор, 15 тыс. молящихся заполнили храм и прилегающие к нему улицы, а также принимали участие в крестном ходу от храма к речному вокзалу (к часовне св. Алексия), откуда высокопреосвященнейший Питирим митр. Петроградский отбыл в Петроград. Это было последнее значительное церковное торжество в Самаре и епархии перед грядущей эпохой безбожия и атеизма.

В годы правления владыки Михаила наступают тяжёлые времена для Церкви, начались события октябрьского переворота 1917 г. и гражданской войны. Вместе с отступающими казачьими частями атамана Дутова епископ Михаил вынужден был покинуть пределы России и умер на чужбине в 1928г.

Что означает белое духовенство? -поясните, пожалуйста.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9338
продолжение
Прибывший, уже по благословению Святейшего патриарха Тихона, в 1919 г. на Самарскую кафедру архиепископ Филарет (Никольский) до 1920 г. стоял во главе епархии. Он, как мог, пытался защитить Церковь от большевистской власти и наступающих обновленцев. Но ему к 1920 г. удалось за патриаршей церковью сохранить лишь 5 храмов и женский Иверский
монастырь
, всё остальное было захвачено обновленцами. В 1920 г. архиепископ Филарет был арестован по доносу обновленцев и, как глава церковной контрреволюционной организации, сослан в один из концлагерей под Архангельском, где и скончался в 1921 г. По свидетельству сестёр Самуиловых, владыка, избитый и истерзанный в застенках Ч. К., был выпущен под домашний арест и умер на квартире своих духовных чад в г. Самаре в начале 1921 г., погребён на старом Самарском кладбище (ныне парк им. Шорcа), могила не сохранилась.
Почти два года епархия, сотрясаемая обновленческим расколом и богоборческой властью, была без своего архипастыря, и лишь в 1922 г, правящим архиереем был назначен епископ Анатолий (Грисюк), в 1923 г. возведённый только что вышедшим из большевистского застенка патриархом Тихоном в сан архиепископа. Но владыка Анатолий не мог свободно передвигаться по епархии из-за преград, чинимых властями и обновленческим ВЦУ. В 1924 г. он был фактически отстранён последними от управления епархией, хотя официально числился на Самарской кафедре до 1928 г. С 1924-1925 г. временно управлял епархией епископ Сергий (Зверев).

Время правления архиепископа Александра (Трапицына), 1928-1933 гг., было самым тяжёлым для Церкви и для епархии, это было время тотального уничтожения Православной Церкви и её институтов. Ещё с 1921 г. по 1924 г. большевики закрыли в епархии все церковноприходские и духовные школы, конфисковав их библиотеки и имущество; в связи с голодом, инспирированным самими большевиками, из самарских церквей и монастырей были изъяты и бесследно исчезли все материальные ценности (оклады, иконы, евангелия, церковная утварь ХVII-ХVIII вв.). В 1933 г. на пл. Алексеевской (ныне пл. Революции) в ночь с 7 на 8 ноября были сожжены богослужебные книги и старые, "не имеющие ценности как материальной, так и культурной" - по мнению большевиков, - иконы и ризы из Вознесенского Собора, Спасо-Преображенской и Казанской церквей г. Самары.

Были зверски убиты на территории Иверского монастыря последний настоятель кафедрального собора о. Пётр Архангельский и протодиакон Нестор (последний был забит штыками и утоплен в проруби в р-не набережной у Вилоновского спуска). Арестовывались и ссылались приходские священники, монахи и верующие. Озверевшая власть обрушивала свой "революционный" гнев даже на церковные здания. Так одним из первых был разобран "на дрова" самый "молодой" храм города - Великомученика и Целителя Пантелеймона, затем взорван самый древний, XVII в., Спасо-Преображенский храм. Протесты владыки Александра по поводу варварского разгрома и разграбления церковного имущества были "услышаны" властями. Он сам был арестован и отправлен в ссылку. Вскоре были закрыты, а затем постепенно разрушены все три городских собора.
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9338
продолжение
Та же ситуация наблюдалась в епархии и при епископе (с 1934 г. - архиепископе) Петре (Рудневе) (1933-1934 гг.). Сам он был выселен из своей квартиры и, вынужденный жить по домам своих прихожан, пешком добирался от Петропавловского храма, служившего тогда кафедральным, до своего убогого жилища, претерпевая по дороге насмешки, оскорбления и избиения. При нём был окончательно разрушен Кафедральный Собор и многие церкви города.

Когда в город прибыл в 1935 г. новый архиепископ Ириней (Шульмин), возглавлявший епархию до 1937 г., Самарская кафедра стала именоваться Куйбышевско-Сызранской, в ней осталось лишь 8 действующих храмов, а к концу правления владыки Иринея, арестованного в 1937 г. вместе со всем причтом Петропавловского храма, у Патриаршей Церкви в г. Самаре остался лишь один храм свв. апп. Петра и Павла: всё было или закрыто или захвачено обновленцами. С 1937 по 1941 гг. Самарская кафедра была вдовствующей, вскоре был закрыт и отдан под конюшни Петропавловский храм, его знаменитый дубовый иконостас был разобран и употреблён для отопления коммунальных домов, расположенных поблизости. Осенью 1941 года в общем вагоне, в старой потёртой фуфайке, шапке и валенках, прибыл в Самару новый святитель - архиепископ Андрей (Комаров) и, хотя управлял он епархией всего 3 месяца, сделанное им для церкви имеет важное значение для её будущего. Он за эти немногие месяцы сплотил православных прихожан епархии, сумел удалить из епархии главу местных обновленцев, настоятеля Покровского храма протоиерея Петра Свиридова. Владыка Андрей, чтобы покончить с обновленческими «нововведениями», сам исповедывал, причащал на дому больных, служил молебны и проповедывал, жил же в маленькой комнатке (сейчас помещение для уборщиц) при Покровском Соборе.

Смелая антиобновленческая проповедь владыки, его стремление упорядочить церковную жизнь в епархии пришлись не по нраву властям. С помощью обновленцев владыка был удалён из Самары на Саратовскую кафедру. Впоследствии он скончался в Саратовской больнице в 1955 г. после жестокого избиения, учинённого над ним на Саратовском вокзале неизвестными. Имя его в летописи епархии почти не упомина- ется, но дела его не пропали даром, жизнь Церкви на Самарской земле не угасла, благодаря его проповедническим и исповедническим трудам.

С января 1942 г. по 1952 г. во главе епархии стоял архиепископ Алексий (Палицын). По кончине своей владыка Алексий был похоронен в притворе Покровского Кафедрального Собора (кафедра сюда было перенесена окончательно в 1941 году).

Время правления епископа Иеронима (Захарова) - 1952-1956 гг.

С 1956 по 1959 г., вплоть до своей кончины, епархией управлял епископ Митрофан (Гутовский). При нём в Покровском Соборе вместо временного был установлен постоянный мраморный иконостас в псевдовизантийском стиле, перенесённый сюда из Пантелеимоновской церкви б. общины сестёр милосердия красного креста (Аржановская больница по ул. Льва Толстого, напротив ликеро-водочного завода). Собору власти передали множество конфискованных ранее из других храмов икон и бронзовой утвари. Владыка Митрофан погребён в левой части притвора Покровского Кафедрального Собора.
---
Валек
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 96 97 98 99 100 * 101 102 103 104 ... 188 189 190 191 192 193 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
Вверх ⇈