Самарские городские и сельские кладбища
Тема для обсуждений, разговоров, вопросов, размещения единичной информации о захоронениях, кладбищах, памятниках, мемориалах. Открыты новые темы по самарским кладбищам...
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 621 | Наверх ##
13 мая 2009 15:10 19 сентября 2011 13:01САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА: утраченные, закрытые, действующие
Содержание темы.
Самарские городские кладбища: новости, полезные ссылки, интересная информация. Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:12
• Утраченные 1. Старейшее - первое общее кладбище Самары; утрачено. 2. Старые кладбища Самары; утраченные к середине XIX в. 3. Всесвятское, поликонфессиональное; утрачено, разорялось в 30 – 40-е гг. XX в. 4. Иверское, монастырское; утрачено, разорялось с 1925 г 5. Мещанского посёлка; утрачено, функционировало с 1910 – до 1930 гг. 6. Николаевское, монастырское; утрачено, разорялось с 20-х гг. XX в. 7. Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено. 8. Томашева Колка; утрачено в 1930-х гг. 9. Эпидемические (холерные) кладбища; действовали с 1891 г., разорены в 1940-х гг. • Действующие ограниченно 10. Безымянское; действующее с 1941 г., ограничено. 11. Рубёжное; частично действующее, функционировало с 1972 – по 1984 гг., возобновлено в 1990-х гг. 12. Старые городские кладбища; действовали в 1930 – 1960 гг., ограничено • Действующие 13. Берёза; действующее, 1960 г. 14. Зубчаниновское; действующее, с 1910 г. 15. Кряжское; открыто в 1930 г. 16. Лесное; действующее, с 1981 г. 17. Мехзаводское; действующее, с 1949 г. 18. Песчаная Глинка; действующее с 1955 г., возобновлено в 1990-х гг. 19. Прибрежное; действующее, с 1950 г. 20. Сорокины хутора; действующее, с 1940 г., возобновлено в 1990-х гг. 21. Управленческое; действующее, с 1940 г. 22. Южное; действующее, с 1984 г. 23. Яблонька; действующее, с 1940 г. • Национальные, действующие 24. Еврейское, центральное; действующее. 25. Татарское; действующее. • Литература, архив новостей и ссылок
| | Лайк (2) |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2274 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2729 | Наверх ##
16 июля 2009 4:59 16 июля 2009 6:10 Katinka Катя, доброе утро! Вы написали выше: Первый случай, насколько я поняла, произошел ок городского кладбища на Партизанской. Были обнаружены голубые (синие?) гробы. Как мне объяснили, так хоронили самоубийц.Очень непростое - резко отрицательное - отношение к самоубийству у Русской Православной Церкви! У меня где-то есть высказывания наших самарских иерархов об этом - найду, покажу в теме. Недавно я наткнулась в Интернете на книжку "Эстетика самоубийства" (лучше бы Белые Книги и старообрядческие метрики в Сеть вернули!) http://tiphoanaliz.narod.ru/lit/estet/estet0.htmlАНОНС: Предлагаемая вниманию читателей книга рассматривает актуальную проблему самоубийства в новом и неисследованном аспекте, на стыке двух наук: психолопии и эстетики. Авторы, основываясь на многочисленных исторических и литературных примерах (Сократ, Сенека, Катон, Клеопатра, Вертер, Анна Каренина и др.), с позиции психологической эстетики объясняют скрытые внутренние механизмы акта самоубийства и особенности его эмоционального воздействия на других людей. Книга рассчитана не только на специалистов в области психологической эстетики, но и на широкий круг интеллигентных читателей. Но, предполагаемые "интеллигентные читатели" прекрасно знают, из дневников Толстого, что затеяв писать об Ане Карениной, Лев Николаевич просто не знал, что делать со своей героиней. Она не вписывалась ни в одни стандартные рамки! И он нашел единственный "выход" - бросить Анну под поезд... Это не самоубийство, а виртуальное "убийство" И, конечно - такая тема без Сергея Есенина обойтись не может... ИСПОВЕДЬ САМОУБИЙЦЫ Простись со мною, мать моя, Я умираю, гибну я! Больную скорбь в груди храня, Ты не оплакивай меня. Не мог я жить среди людей, Холодный яд в душе моей. И то, чем жил и что любил, Я сам безумно отравил. Своею гордою душой Прошел я счастье стороной. Я видел пролитую кровь И проклял веру и любовь. Я выпил кубок свой до дна, Душа отравою полна. И вот я гасну в тишине, Но пред кончиной легче мне. Я стер с чела печать земли, Я выше трепетных в пыли. И пусть живут рабы страстей — Противна страсть душе моей. Безумный мир, кошмарный сон, А жизнь есть песня похорон. И вот я кончил жизнь мою, Последний гимн себе пою. А ты с тревогою больной, Не плачь напрасно Надо мной. 1912-1913 --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2274 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2729 | Наверх ##
16 июля 2009 5:47 16 июля 2009 16:25 ЮрийАлекс-41 vlasta ВалекДа Вы всю ночь проговорили! Как здорово, что сориентировались по картам - по правилам - топография кладбища, в первую очередь, должна быть привязана к природным "земляным" объектам. И тольк во вторую - к культурным... А что может быть лучше оврага, даже уничтоженного в наше время Юрий, когда вошла в тему, увидела Вас на форуме - мельком. Вы, наверное, так и заснули за компом. Зато я осталась любоваться Вашей новой аватарой - да Вы, батенька, подросли за одну ночь Попозже, придя с работы размещу в этом окне еще одну небольшую информацию о Всехсвятском кладбище. Точнее о том, что на нем упокоились, на равных, как белочехи - профессиональные военные (у нас их назвали бы контрактники), так и наши революционеры - самарские рабочие, пытавшиеся от них защить Самару и павшие в неравной борьбе... Вообще, странная какая-то ситуация, когда они во Францию эмигрировали через Россию - короче путей не нашли. Один их "поезд смерти" чего стоит - концлагерь на колесах! Марина. --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2274 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2729 | Наверх ##
16 июля 2009 5:57 16 июля 2009 7:28 vlasta написал: [q]
Генеральный план за 1937-39гг. [/q]
Здорово! Я сразу выстраиваюсь в очередь - как только карта будет на руках - посмотрите мне, пожалуйста, отмечены ли на ней какие либо самарские церкви. Православные храмы, обычно, на картах, отмечали толстым греческим (равноконечным) крстом А я по картам ничего интресного пока не нашла -- в оснавном "типовые", рассказывающие о памятниках в центре Куйбышева и Куйбышевской области Желтенькая 1976 г., синенькая - 1984 г. Полиграфия разная, а содержательное описание, практически, одно и то же. Марина. --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2274 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2729 | Наверх ##
16 июля 2009 7:11 16 июля 2009 7:35 Валек
Вы пишите выше: А Головкин измудрился. Кстати, почитайте его биографию - он умный самоучка и сын богатеньких родителей. Биографий на него много в сети и все противоречивые.
А как Вам такая, народная, биография? Обычно народ язвит, насчет господ, а здесь этого мы не найдем - уж больно человек был необыкновенный... Он сам отдал этот роскошный дом под госпиталь для раненых. Мы о его биографии говорили и выяснили. что он был похоронен на утраченном ныне Всехсвятском кладбище...
В 90-х годах прошлого столетия на Барбашиной Поляне купец Соколов занялся строительством дач. Позже к нему присоединились и другие самарские купцы. При этом было разрушено большое количество древних погребений-могильников, кости и вещи из них вывозились вместе с землей, использовавшейся в качестве подсыпки под фундаменты зданий. Ценный памятник для науки никого тогда не заинтересовал и погребения были безжалостно разрушены. Дачи по своей архитектуре очень разнообразны и выражали в некоторой степени характеры и пристрастия хозяев. Особенно выделялось красивое белое здание с белыми гипсовыми слонами перед фасадом. Дача принадлежала и построена по проекту самарского художника К.П.Головкина в 1908-1909 годах. Здание сложено из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Слоны сделаны по рисункам хозяина, принимавшего участие в их изготовлении. Слоны пустотелые, и в одном из них, по воспоминаниям жены Головкина, были заложены документы, относящиеся к постройке дачи, и фотографии. В гостинной дачи во всю длину стен были вмонтированы написанные хозяином широкие холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся прозрачных одеждах. Копии картин, запечатлевших пейзажи Волги и Жигулей, издавались в Германии в виде цветных открыток. Константин Петрович Головкин родился в Самаре в 1872 году, в семье купца. Автор более чем ста больших картин, большинство из которых посвящено видам Волги, Жигулей и окрестностей Самары. Один из первых в Самаре спортсменов-любителей, велосипедист, мотоциклист, первый в Самаре владелец и водитель автомобиля, который купил в 1904 году. Фотограф-любитель, краевед, археолог, коллекционер... В 1916 году исследовал и описал мордовское захоронение 16 века в районе Барбашиной Поляны. Имел небольшой телескоп, делал макеты волжских пароходов, изготовил в нескольких вариантах макет своей дачи. Умер в 1925 году и был похоронен на кладбище, которое в настоящее застроено домами. Дача со слонами Головкина - одно из самых таинственных мест Самары. При внешнем блеске жизни Головкина "Комнаты его... дома на Панской, внутри были мрачными и темными". Вот как описывал К.П.Головкин проведение одного из праздников самарцами: "Захватив самовар, выпивку, обыватели едут на лодках на целый день за город на остров по ту сторону Волги... Возвращаются поздно, будучи навеселе, а иногда сильно поддатыми..." Дача в Студеном буераке удивительна. Дом похож то на крепость с башнями, то на красивый особняк в стиле модерн, то на отдающий холодом пустой дом. Возле входа на веранду установлена статуя девушки с руками, похожими на крылья птицы. Словно вырастая из постамента, она встречает гостей своей чуть заметной грустной улыбкой. В доме отсутствуют большие окна - даже днём приходилось зажигать свечи. На стенах с облезлой выцветшей штукатуркой от былых картин остались лишь большие пятна. Дача построена из бетонных блоков и полых кирпичей и отличается своей изумительной акустикой. О чем думал, сидя у камина, хозяин осенними вечерами в этом уединенном уголке близь Самары - о том можно только догадываться. Памятью о нём остались его картины, описания быта самарцев да это здание, окутанное легендами. Рассказывают, хозяин любил молодую девушку-крестьянку, которая от безысходности покончила жизнь самоубийством... В 1916 году на территории дачи располагался госпиталь, но, по рассказам, лечение в нём проходило с осложнениями и не давало должного эффекта, как в иных местах. После революции приспособили дачу под детский садик, клуб, пытались сделать даже дискотечный зал, но все начинания постигла неудача. Атмофера угрюмого внутреннего интерьера не располагала к веселью и танцам. Были попытки взорвать дачу в 30-е лихолетние годы, но боязнь болезней и кары призрака-хозяина не дали это сделать... "Дом со слонами" стоит и поныне - виден с воды, если пройти левым берегом Волги.
Мистика, конечно, как выражается Юрий - но эти легенды не давали забыть о Головкине... Дом, немного похож на мавзолей...
--- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
TaniaAbушла из жизни в феврале 2025 г.  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
16 июля 2009 13:42 16 июля 2009 13:52 Валек MARIR ЮрийАлекс-41Здравствуйте! Валя, поздравляю с рождением котяток у Мурки! У меня, к сожалению дома только хилые цветочки - и никаких животных, хотя кошек я обожаю! Заметили, что Юрий сменил аватару? Вас я тоже не сразу узнала в образе незнакомки Крамского ... Марина, я написала Вам в личку. У меня пара вопросов по Самарскому архиву Юрий, Вы на новой аватаре - прелесть! Вы с vlasta говорили об Аннаевском овраге и саде... Это, как я понимаю одни из главных топос-ориентиров по старым картым - для кладбища Мещанского поселка, которое, кроме как на карту 1928 г. больше нигде не нанесено... Я поинтересовалась - кто такой Аннаев. Аннаев Егорhttp://www.samluka.ru/1508/annaev.html"Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь письмена" Иван БунинОткроем архивное дело Фонд Р- 4978 оп. 32 дело №31. Перед нами биография, написанная собственноручно Аннаевым Егором Никитичем, человеком, имя которого известно каждому коренному самарцу. Это он на собственные средства построил: кирху, Аннаевскую дачу, к сожалению, сгоревшую, кумысолечебницу. Купец 1-ой гильдии, страстный садоводлюбитель. Держал виноторговлю в Самаре, Оренбурге, Саратове. Член губернской земской управы, гласный городской Думы, товарищ председателя Самарского управления общества Красного Креста. Автобиографический очерк (с 1826 по 1853гг.) публикуется с сохранением орфографии и стилистики… "Дедушка мой был немец, русский подданный Христофор Фабрициус, женат был на польке. От этого брака Фабрициус имел дочь Марию Христофоровну, выданную им замуж за армяно-католика Никиту Ивановича Аннаева, которые и были моими родителями. Дедушка Фабрициус служил близ Астрахани в Енотаевске соляным приставом. Скончался он 11 марта 1833 года. По смерти дедушки мне было семь лет. Я помню на похоронах на гробовой крышке была прикреплена треуголка. После смерти его была получена ему за беспорочную тридцатипятилетнюю службу пряжка. Мать свою я не помню, так как она скончалась вскоре после моего рождения. Отец мой, которого почти не помню, ибо остался я после него четырех лет, скончался вскоре холерою в 1830 году. Рождение мое было 1826 года 11 апреля. Сестре моей Елизавете в это время было 12 лет, Екатерине - 10 лет, Любе - 8 лет и Анне - 6 лет, следовательно, после родителей нас осталось четыре девочки и я один мужчина, моложе их всех. Средств к жизни никаких. Дедушка коекак нас продовольствовал, а за смертью его меня взяла к себе сестра Елизавета, которая имея только 15 лет вышла замуж за бедного мастерового колониста И.Л. Олденбурга. Сестру Екатерину взяла к себе на воспитание крестная мать ее Мария Андреевна Сабонжогло и увезла с собой в Москву. Любу и Анну взяли на время добрые люди... PS На главной странице форума ВГД я оставила "новость": Академия наук: кто они - фальсификаторы истории России. Приглашаю Вас оставить свой комментарий Татьяна. Познакомьтесь, это Аннаев Егор Никитич (1826 - 1903 гг.) самарский купец и общественный деятель, владелец оврагов, кусысолечебниц, а также плодовых садов... По моему, погребен на Всехсвятском кладбище (лютеранский участок)? | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2274 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2729 | Наверх ##
16 июля 2009 16:03 16 июля 2009 16:20 TaniaAbТатьяна, здравствуйте! Хорошо, что Вы вернулись к нам Дендрарий... дельфинарий...!!! ОТПУСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ? Замечательно, что Вы поинтересовались Егором Аннаевым - личность для Самары незаурядная!Только в представленной Вами публикации и в Вашем предположении есть ПРОБЛЕМЫ, которые потребуют дополнительных усилий! Во-первых, купец Е.Н. Аннаев, в числе самарских 1-й гильдии купцов-христиан, единственным был записан "армянином католического вероисповедания". И, соответственно, он инициировал строительство НЕ КИРХИ, а католического храма, который "на его средства" так и не был достроен. Сейчас - это лютеранская церковь Святого Георга ("немецкая" Кирха) в Самаре, на ул. Куйбышева. Ворота Самарыhttp://www.samaraart.ru/history/articles/?id=7... Немецкую слободу увенчала Лютеранская церковь угол Дворянской. Ее история такова. В 1858 году самарский купец Егор Никитич Аннаев, католик по вероисповеданию, решил построить для своих единоверцев костел. Работы выполнял архитектор Н.Еремеев. Но в 1865 году в связи с волнениями в Польше царское правительство запретило открывать католический храм и передало недостроенное сооружение немецкой лютеранской общине. От немцев строительство возглавил купец П.Ф.Цельмер, который собирал пожертвования со всего Поволжья. 26 сентября 1865 года лютеранская кирха была освящена казанским дивизионным проповедником Пундани при ассистенции симбирского пастора Мейера... О Егоре Никитиче Аннаеве-католике - Приход Пресвятого Сердца Иисуса Римско-католической Церкви г. Самары (официальный сайт) http://catholicsamara.ru/info/historia_prev.html... Всего на 1891 год в губернии насчитывалось 11 римско-католических храмов, из них - ни одного в городе. Первую попытку добиться разрешения на постройку католического храма в Самаре предпринял самарский купец Егор Никитич Аннаев. 16 июня 1859 года на имя губернатора было подано прошение купца Е.Н. Аннаева о разрешении построить в Самаре католическую церковь. «Исповедуя Римско-католический закон и желая исполнить как собственный обет, так и желание одноверцев моих, я поставил себе в обязанность построить в Самаре католическую церковь на крепостной земле моей и на свой счет, не требуя каких-либо посторонних пособий, обязуюсь приобрести и устроить собственными средствами как церковную утварь, так и церковные принадлежности» (ГАСО. Ф. 4978. Оп. 1. Д.31. Л. 4-5.). Е. Н. Аннаев, зная, что по российским законам «римско-католические церкви могут быть устраиваемы только там, где сего потребует или приращение населения или слишком большая обширность существующих приходов» (ГАОО. Ф.6. ОП.6. Д.13658. Л.12.), в сопроводительных документах указывает: "Во всем обширном Оренбургском крае, за исключением колоний Новоузенского и Николаевского уезда, только одна есть римско-католическая церковь в г. Оренбурге, поэтому полезно и необходимо дабы постройкой в г. Самаре церкви католики губернии имели возможность исполнять свои духовные требы» ( Там же. Л.5-6.). Поскольку по закону было еще одно ограничение: «на небольшом пространстве приход церковный, имеющий одного священника, должен состоять не менее как из ста дворов прихожан» (Там же. Л.12.), - он отмечает, что «хотя в Самаре нет 100 оседлых римско-католиков, то есть такие, которые бы имели свои дома. Однако за нынешний 1858 год значится исповедующих римско-католическую веру в Самаре 125 человек, в уездах 80, всего 205, а проживающих еще больше. Исповедуют ее большей частью военные и люди заезжие - служащие и торговцы, преимущественно из армян, которые частью потому что нет церкви их исповедания, не решаются там оставаться на всю жизнь, и редко приобретают недвижимую собственность» (Там же. Л. 9.). К сожалению, приведенные доводы не помогли, и ответ властей гласил: «Постройку в Самаре католической церкви отсрочить впредь до того времени, когда численность населения этого вероисповедания возрастет до цифры, требуемой законом» (Там же. Л. 16-17.). Е. Н. Аннаев возобновил свои попытки в 1861 году. ... Е.Н. Аннаев пишет: «Все чувствуют потребность в церкви. Это дает мне смелость утруждать [Вас] покорнейшею просьбою позволить мне на мой счет выстроить в Самаре римско-католическую церковь, если же это невозможно, то по крайней мере, филиальную часовню Оренбургского костела, чем дадите жизнь многим, теперь духовно неживущим» (Там же. Л. 26.). Старания принесли долгожданный плод: «На этот раз было получено разрешение на постройку филиальной церкви, чтобы богослужение отправлялось в оной церкви Оренбургским ксендзом во время его приезда в Самару» (Там же. Л.33-34.). Место для постройки было выбрано в 49 квартале Самары, на перекрестке современных улиц Куйбышева и Некрасовской. Землю приобрел Аннаев у мещан Новокрещеновых, Каноновой, Разладской и Зеленовой... Во-вторых - где упокоился "армянин, католического вероисповедания" Егор Никитич Аннаев пока нам не ведомо. Будем выяснять --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
Валек г. Самара Сообщений: 3293 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9338 | Наверх ##
16 июля 2009 16:27 16 июля 2009 18:23 Здравствуйте, Марина, Татьяна! Может я повторюсь в чем-то, но просто освежим память... http://www.slavday.samreg.ru/traditions/eparchy/Православные традиции в Самарской области Новости О празднике Самарский край Визитная карточка История губернии Достопримечательности Православные традиции в Самарской области Самарская епархия Храмы и монастыри Архиепископ Святыни епархии Самарская ассамблея Мир через культуру Лига Самарского землячества Выставка русского музея Пресса СМИ о празднике Фотогалерея Ссылки Обратная связь Форум E-mail © 2004 Правительство Самарской области © 2004 Вебзавод Самарская епархия Среди епархий РПЦ, как в прежние времена - так и в настоящем, Самарская епархия занимает далеко не последнее место. Её история, являющаяся составной частью истории РПЦ и России в целом, многообразна, интересна, подчас трагична и полна знаменательных дат и событий. А начиналось всё так. 5 декабря 1849 года было решено Святейшим Синодом учредить в составе Саратовской и Царицынской епархии т. н. Волгское викариатство. Ещё точно не были утверждены его границы, как уже 31 декабря 1850 года оно было упразднено с созданием новой губернии и, соответственно, последовавшим за этим территориальным разграничением. По существовавшему тогда положению, губернский город Самара должен был иметь и свою архиерейскую кафедру. 1 января 1851 года последовало Высочайшее подписание указа об учреждении новой епархии - Самарской и Ставропольской. Кафедру было решено разместить в губернском центре - в Самаре. Границы епархии совпадали с границами одноимённой губернии по левому берегу Волги и охватывали территорию уездов: Самарского, Ставропольского, Бугульминского, Бугурусланского, Новоузенского, Николаевского и позже - Бузулукского. Первым Архиереем Самарско-Ставропольской епархии был назначен епископ Евсевий (Орлинский), управлявший епархией в 1850-1856 гг. При владыке Евсевии ещё в 1851 году была заложена основа для создания на окраине Самары женской монашеской общины. В 1855 году община получила свой устав и была наименована в честь Иверской иконы Божией Матери. При приезде владыки Евсевия в Самару, город насчитывал один кафедральный собор Вознесения Господня (см.фото след. пост), шесть церквей, из них самая древняя - Спасо-Преображенская (район нынешней хлебной площади) и одну часовню. Преемником владыки Евсевия стал епископ Феофил (Надеждин), бывший на Самарской кафедре вплоть до своей кончины, последовавшей в 1865 году. По непроверенным данным, погребён владыка Феофил в крипте Вознесенского собора. Именно во время правления владыки Феофила Самарская женская монашеская община в 1860 году была возведена в степень монастыря с подтверждением наименования в честь Иверской иконы Божией Матери. --- Валек
| | |
Валек г. Самара Сообщений: 3293 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9338 | Наверх ##
16 июля 2009 16:43 25 июля 2009 9:51 продолжение В 1863 году был учреждён мужской общежительный монастырь возле Шихобаловских мельниц с наименованием во имя Святителя Николая Чудотворца. Одновременно, во время правления епископа Феофила, в городе были построены церкви: в 1860 году - Всехсвятская кладбищенская (в конце улицы Алексеевской), Воскресенская приходская (центр Самарской площади); в 1864 году - перестроена и обрела внешний облик Покровская (бывшая Предтеченская, построенная в 1828 году), на территории купеческого кладбища в 1861 году и, наконец, в районе нового базара (тогда городская окраина) в 1865 году построена Петропавловская приходская церковь со зданием церковно-приходской школы и причтовыми домами (частично сохранены и доныне).
1866 год ознаменован в епархии началом большого строительства. С приездом на Самарскую кафедру епископа Герасима (Доброседова), управлявшего епархией до 1877 года, начинается строительство большого кафедрального собора (на территории нынешней площади Куйбышева) и закончена постройка церквей: в 1867 году - Иоанно-Предтеченской в загородном архиерейском скиту (м-н Солнечный, сейчас, в помещении сохранившейся трапезной, существует одноимённый храм); Николаевского сиротского дома с домовой Никольской церковью (комплекс не сохранён, территория Станкозавода по улице Дворянской, напротив Струковского сада), впоследствии Мариинский детский сиротский приют. В 1869 году при епархиальном женском училище (ныне швейная фабрика "Звезда" по улице Саратовской) открывается домовая Введенская церковь, построенная и украшенная на личные средства владыки Герасима. Вообще этот период можно охарактеризовать как период строительства домовых церквей (пользвавшихся, кстати, большой популярностью в тогдашней Самаре), ибо в 1872 году Самарская Духовная Семинария получает, наконец, свой собственный Иоанно-Богословский храм, а в 1877 году опять на личные средства владыки Герасима, устраивается крестовая во имя Архистратига Божия Михаила при архиерейской резиденции домовая церковь.
Четырнадцать лет (1877-1891гг.) возглавлял Самарскую кафедру епископ Серафим (Протопопов) (был погребён на территории Иверского женского монастыря, в новом верхнем Успенском храме, ныне - обкомовский жилой комплекс по улицам Вилоновской и Чапаевской). Этот период был также ознаменован большим строительством. В 1889 году был устроен и освящён прекрасный Ильинский храм (находился на месте жилого дома Приво, р-н пересечения улиц Красноармейской (Алексеевской) и Арцыбушевской). В 1890 году был построен небольшой каменный храм в честь Святого Благоверного князя Александра Невского на территории больницы для душевнобольных (сохранился и по нынешнее время). Вот некоторые данные статистического характера, красноречиво свидетельствующие о высоком уровне церковной жизни в Самаре 1890 года, в сорокалетие её существования.
Самарские епархиальные ведомости. 1890 г. №5-8. На территории Самарской епархии монастырей - 15, из них штатных (т. е. получающих пособие) - 1, заштатных -14. Из общего количества мужских - 6 (в том числе 1 штатный), женских - 9.
Общее число церквей всех типов (соборных, приходских, монастырских, домовых, кладбищенских), кроме часовен, составляло 783. В 1890 году число православных верующих в Самарской епархии составляло 1 млн. 859 тыс. 500 человек. Число приходских церквей доходило до 708, т.е. на один приходской храм в среднем приходилось 2 тыс. 626 человек. Если в Самарской семинарии в 1867 году обучалось 223 человека, то в 1890 году - 316 человек. --- Валек
| | |
Валек г. Самара Сообщений: 3293 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9338 | Наверх ##
16 июля 2009 16:45 16 июля 2009 17:18 продолжение В духовных училищах епархии (Самарское, Бузулукское, Сергиевское, Сызранское, Бугурусланское, Николаевское (миссионерское) в 1867 году обучалось 617 человек, а в 1890 году - 491 человек. Число церковно-приходских школ грамоты, находившихся в ведении церкви (в 1883 году) было лишь 80, а число учившихся в них достигало 2 тыс. человек обоего пола. Несмотря на это 15 января 1891 года в Самаре прошёл общероссийский съезд учителей церковноприходских школ, на котором присутствовали также делегаты из Австрии и Польши. Съезд получил высочайшее одобрение и был назван символом уходящего десятилетия.
Преемником владыки Серафима стал епископ Владимир (Богоявленский) - новомученик Российский впоследствии. Владыка Владимир пробыл на Самарской кафедре всего с начала 1891 - по осень 1892 года, но оставил заметный вклад в области благотворения. Так, им основано было епархиальное братство во имя небесного покровителя г. Самары Митрополита Алексия, а также сиротский приют для девочек в Иверском монастыре со школой и мастерской белошвеек и кружевниц при ней. Владыка на свои средства закупал книги, инвентарь и одежду для воспитанниц приюта (общее кол-во 28 человек) и до самой своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года в Киеве, духовно опекал приют.
Через 25 лет после отъезда владыки из Самары благодарные горожане (среди них немало и иноверцев) посвятят своему архиерею следующие строки: "он, не боясь заразы, в тяжёлый холерный год посещал холерные бараки, благословляя, одобряя и напутствуя страждущих и умирающих, в голодный год по его инициативе организована была борьба с голодом, и он кормил голодных и утешал печальных". Это будет уже в страшные годы революционного лихолетья и большевистского беспредела в Поволжье. Но Самарские епархиальные ведомости сохранят эти строки.
Владыка Гурий (Буртасовский) был Самарским архиереем в течение 1892-1904 гг. В годы его архипастырства в 1894 г. в Самаре было окончено строительство нового кафедрального собора в честь Воскресения Христова с двумя приделами во имя святого благоверного князя Александра Невского и святого Иосифа Песнопевца. Здание Собора было выстроено в 2-а этажа, на нижнем этаже находился храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Новый собор, выстроенный в неовизантийском стиле, окруженный с четырёх сторон яблоневыми садами, стал украшением города и излюбленным местом молитвы самарских прихожан. От "жигулёвских ворот" были видны золочёные кресты собора-красавца, к сожалению, не дошедшего до нас и полностью уничтоженного большевиками в 1935 г., теперь на его месте находятся Театр оперы и балета и площадь им. Куйбышева.
При епископе Гурии были построены и освящены и другие храмы: загородный, во имя преп. Сергия Радонежского - в 1894 г.; 3 домовых церкви: Спаса Нерукотворного образа - 1893 г., при Самарской мужской гимназии №1 (угол ул. Вилоновской и Галактионовской), Рождество-Богородицкий, при реальном училище (Военно-медицинский факультет (ул. Алексея Толстого)) -1895 г., Казанский, при епархиальной богадельне - 1900г.
В 1898 г. при детском Мариинском приюте была открыта и освящена церковь во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии (действует и поныне).
В 1894 г. была освящена гарнизонная военная Никольская церковь в р-не гренадерских казарм (угол просп. Масленникова и Н.-Садовой).
В 1900 г., по благословению владыки, было открыто и освящено здание епархиальной богадельни имени Александра III (угол Урицкого и Красноармейской). Владыка Гурий вошел в историю Самарской епархии как неустанный попечитель о нуждах приходского духовенства и благоукраситель самарских и епархиальных малоимущих приходов. Особенно владыка заботился об украшении и обустройстве самарского женского духовного епархиального училища. Многие "епархиалки", являясь духовными чадами владыки, впоследствии стали достойными своего звания "матушек", псаломщиц, регентов церковных хоров и воспитательниц в детских приютах и гимназиях. Владыка, являясь сам прекрасным проповедником, подготовил для епархии целую плеяду талантливых пастырей-проповедников, таких, как о. Александр Бегин, о. Пётр Архангельский, о. Павел Самуилов и др. В его правление число церковно-приходских школ и воскресных школ грамоты, находившихся в ведении Церкви, составило в 1893 г. 606 против 80 в 1883 г. В 1893 г., т. о., число учащихся обоего пола в этих школах возросло до 22 тыс. 526 человек. Впоследствии, уже в "советское" время, выпускники таких школ по уровню образованности и грамотности не уступали преподавателям средних и средне-специальных учебных заведений. --- Валек
| | |
Валек г. Самара Сообщений: 3293 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9338 | Наверх ##
16 июля 2009 16:47 16 июля 2009 17:26 продолжение Сменивший владыку Гурия епископ Константин (Булычёв) занимал Самарскую кафедру с 1904 г. по 1911 г. При нём было начато, по благословению и с участием св. пр. Иоанна Кронштадского, строительство молитвенного дома во имя св. Архистратига Божия Михаила в пос. Новый Оренбург (ныне пос. Шмидта) - в 1909 г. На Барбашиной поляне в р-не учительских дач (ныне поляна им. Фрунзе) в 1911 г. была построена деревянная Казанско-Богородицкая церковь. В 1911 г. была построена и освящена самая молодая церковь Самары во имя Великомученика и целителя Пантелеймона при губернской земской больнице (ныне больница им. Пирогова). Деревянная, будто сотканная из прутьев и резьбы, пятикупольная церковь стояла на высокой каменной платформе (пересечение проспекта Ленина и ул. Полевой) на въезде в город и была одной из городских достопримечательностей, вызывая восхищение у приезжих из других епархий и даже иностранцев.
Необходимо отметить, что в 1908 г, границы юрисдикции Самарского архиерея были расширены, т. к. Высочайшим указом в этом же году Уральская губерния была изъята из ведения Оренбургского архиерея и присоединена к Самарской епархии. Для управления Уральским викариатством был назначен викарий Самарской епархии, епископ Николаевский; центром викариатства был определён г. Николаев (ныне Пугачёвск); впредь епископу Николаевскому предписано было именоваться Уральским.
С 1911 г. по 1913 г. Самарскую кафедру возглавлял владыка Симеон (Покровский), почивший в Бозе в 1913 г. и погребённый на кладбище Иверского женского монастыря. В сохранившихся документах Самарской Духовной консистории указывались такие качества владыки Симеона как "необыкновенное смирение, добросердечие и мягкость к окружающим". С конца 1913 г. до середины 1914 г. епархию возглавлял временный епископ Питирим (Окнов). Сведений о нём почти не сохранилось. На рубеже двух эпох Российской истории, накануне 1-й Мировой войны и большевистской кровавой революции 1917г., епархией управлял епископ Михаил (Богданов), с 1914 г. по 1919 г. имеются некоторые статистические сведения, которые характеризуют Самарскую епархию на 65-м году её существования.
Эти сведения были почерпнуты из ежегодных отчётов о положении дел в епархии, которые, собственноручно написав, епископ Михаил посылал в Петербург, в канцелярию Св. Синода. Из этих отчётов следует, что в 1916 г. в епархии (без Уральского викариатства) было 18 монастырей (из них 7 мужских и 11 женских), из которых лишь один был штатный. Число храмов в Самарской епархии составляло тогда 986, общее число белого духовенства составляло 3021 человек.
С 1915 г. по 1917 г. в епархии действовало 1059 школ (двухклассных) приходского типа и 12 школ при монастырях (ремесленного типа). Общее число учеников обоего пола в них составляло 69 тыс. 729 человек. К 1916 г. в епархии насчитывалось 967 церковных библиотек, которые имели 142 тыс. 532 тома книг российских и зарубежных авторов. К началу 1-й мировой войны во всех монастырях епархии были открыты лазареты для раненых, в каждой из 7 богаделен епархии находилось по 186 человек, при больницах Иверского женского и мужского Никольского монастырей были открыты пункты бесплатной раздачи еды на 75 человек.
Самым значительным событием в церковной жизни этого периода стало освящение вновь построенного рядом со старым деревянным молитвенным домом каменного храма Св. Архистратига Божия Михаила в пос. Новый Оренбург 13-15 ноября 1914 г. В торжествах освящения и открытия храма принимал участие и прежний архиерей Питирим (Окнов), бывший к этому времени митрополитом Петроградским, а до этого экзархом Грузии. За литургией в новоосвящённом храме пели 3 сводных хора: Соборный архиерейский, Иверского женского монастыря и семинарский мужской хор, 15 тыс. молящихся заполнили храм и прилегающие к нему улицы, а также принимали участие в крестном ходу от храма к речному вокзалу (к часовне св. Алексия), откуда высокопреосвященнейший Питирим митр. Петроградский отбыл в Петроград. Это было последнее значительное церковное торжество в Самаре и епархии перед грядущей эпохой безбожия и атеизма.
В годы правления владыки Михаила наступают тяжёлые времена для Церкви, начались события октябрьского переворота 1917 г. и гражданской войны. Вместе с отступающими казачьими частями атамана Дутова епископ Михаил вынужден был покинуть пределы России и умер на чужбине в 1928г.
Что означает белое духовенство? -поясните, пожалуйста. --- Валек
| | |
|