Покупательная способность российских денег
Сколько стоила корова? Что можно было купить за копеечку, отобранную мальчишками у юродивого? Что "стоили" наши деньги в разные эпохи?
Denisius Начинающий
Israel Сообщений: 32 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
8 июля 2007 14:20 Может кто-то об этом здесь уже спрашивал, но очень интересно было бы узнать - существует ли в интернете какая-нибудь сводная таблица о покупательной способности рубля на разные годы. А то, допустим, читаешь, что некто получал в 1800 году 100 рублей в год, но совершенно непонятно, мног это или мало, что можно было на эти деньги купить, какие должности оплачивались подобным образом и т.д. Сколько стоила в то время, скажем, корова, лошадь, дом, имение, крепостной крестьянин, поездка за границу. Каково было соотношение 1 франк к одному рублю, один фунт стерлиногов к одному рублю, один доллар к одному рублю... | | |
septimus Сообщений: 1531 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8190
| Наверх ##
25 февраля 2017 1:16 25 февраля 2017 22:56 Уважаемые коллеги, могу ли спросить Вашего совета и подсказок ? Некоторый офф-топ от основной тематики. Итак, история следующая, английская аристократка (Фипс) заказывает мастерам серебряный (sterling стандарт) поднос, с красивым флоральным дизайном, наносится фамильный герб гравёром в Лондоне, вес изделия около 4250 грамм. Позднее завещает его сыну. Пытаюсь понять сколько этот поднос мог стоить на момент его покупки в 1817 - 20 году? По разным данным установил, что среднее отношение золота к серебру начала 19 века около 1/15 -1/16 (считаем в унциях). По "зубодробительным" расчётам http://www.uwyo.edu/numimage/currency%20conversion.htmПримерно получается, что за один £ фунт стерлингов (в среднем обменном курсе 1$ к 1£ за период 1815-20 гг. в пересчете через доллары) можно было купить около 3,6 обычных унций серебра. Но это как-то странно ?? Кажется больше должно быть? ;( Данных о стоимости 1 унции серебра в британских фунтах на 1817-20 гг не нашёл. Короче, запутался, сколько всё-таки этот поднос нашей даме мог стоить (покупка в Лондоне) и главное сколько это было на тот момент в российских рублях "пушкинских времён" и что можно было бы купить в России за эту же сумму эквивалентом в тот период времени? Верно ли, что за 1£ давали до 10 золотых(???) рублей в указанный период!? Видел сравнительные характеристики стоимости рубля конца 19 и начала 20 века, но интересующего периода не найду...!? Корректно ли допустим "на пальцах" прикинуть следующее? Например, 1 рубль серебром 1820 года, как известно, материал - серебро (проба 868/1000), Масса: 20,73 г. Содержание химически чистого металла: 17,9936 грамм То есть, ежели 17,99 грамм = 1 рубль, тогда вес подноса 4250 / 17,99 = = 236,24 рубля "серебром", но это уж совсем как-то нелепо "бумагу деревьями считать" получается !? Наверняка соотношение металл / его стоимость разнились, не говоря о работе мастеров (это вообще подсчитать не возможно) и прочие расходы !? Буду очень признателен за помощь и подсказки, уж больно любопытно узнать, но сам не могу разобраться пока В ветке темы есть информация о 90 десятинах за 200 рублей, о стоимости "крепостного" с семьёй, но боюсь расчёт мой первоначально некорректно построен, так что очень надеюсь разгадать загадку!? | | |
septimus Сообщений: 1531 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8190
| Наверх ##
28 февраля 2017 0:38 | | |
Geo Z LT Сообщений: 19957 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13237 | Наверх ##
28 февраля 2017 1:10 28 февраля 2017 1:11 septimus написал: [q] Пытаюсь понять сколько этот поднос мог стоить на момент его покупки в 1817 - 20 году? [/q]
В 1816 году в Англии официально утвержден золотой стандарт, который существовал до начала ПМВ 1 соверен содержал 113 гранов (7.322 грамма) чистого золота. Монета содержала 22 карата чистого золота, тоесть была 916,66 пробы и весила 7.98 граммов. Соверен (1 фунт) равнялся 4,85 доллара. 1 шиллинг (1/20 фунта) весил 5.655 граммов серебра 925 пробы. 1 фунт составлял 113,1 граммов такого серебра. Значит серебра было в изделии на 37,6 фунта.Ну и плюс работа. | | |
septimus Сообщений: 1531 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8190
| Наверх ##
28 февраля 2017 2:08 28 февраля 2017 2:13 Geo ZБольшое спасибо! Таким образом указанная дама 40-43 фунта стерлингов могла предположительно потратить на данное изделие (разумеется это мог быть подарок ей же и т.д.)... Все-таки очень любопытно, а сколько же могло в России стоить (аналогичное изделие из серебра для дворянского обихода) на тот период, ежели мы говорим о рублях "серебром", ассигнации все время падали в цене!? например ?? Не могу пока найти источники 1820-30 гг. с хоть какими бы то ценами на аналогичную серебряную утварь в России....  !? Очень бы конечно хотелось что-то узнать на этот счёт ... | | |
Geo Z LT Сообщений: 19957 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13237 | Наверх ##
28 февраля 2017 16:10 septimus написал: [q] Верно ли, что за 1£ давали до 10 золотых(???) рублей в указанный период!?[/q]
На тот момент в России была золотая монета в 5 рублей 868 пробы весом 6,54 грамма. То есть чистого золота в ней 5 ,995 грамма. Соответственно 1 английский фунт стоил приблизительно 6,107 рубля. Следовательно серебра в подносе по курсу того времени было на 230 рублей. Это позже российский рубль был деноминирован два раза - в 1885 и 1897 годах. Вот с 1997 года английский фунт и стал стоить 9,45 рубля. | | |
septimus Сообщений: 1531 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8190
| Наверх ##
28 февраля 2017 16:37 Geo Z большое спасибо за подсказки !
Очень интересно. Теперь попробую найти какие-либо цены на серебряную посуду тех времён, вдруг повезёт... но пока ничего не выявил ....;( | | |
ole68 Сообщений: 2497 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 1897 | Наверх ##
1 июля 2017 17:56 Подсобный рабочий в литейном цеху, 1934 год, Марксштадт, зарабатывал 93 рубля в месяц. 1 кг белого хлеба стоил 2 рубля 70 копеек. Пшеничный хлеб второго сорта - 1 рубль 50 коп., серый, смешанный - 90 коп., белый ржаной - 1 руб. 30 коп., а чёрный ржаной - 75 коп. http://wolgadeutsche.net/herber/biographie06.htm | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24876 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20520 | Наверх ##
2 июля 2017 12:01 2 июля 2017 12:07 ole68 написал: [q] Подсобный рабочий в литейном цеху, 1934 год, Марксштадт, зарабатывал 93 рубля в месяц. 1 кг белого хлеба стоил 2 рубля 70 копеек. Пшеничный хлеб второго сорта - 1 рубль 50 коп., серый, смешанный - 90 коп., белый ржаной - 1 руб. 30 коп., а чёрный ржаной - 75 коп.[/q]
Ни хлебом единым...определяется достаток советского рабочего! .В эти годы заработная плата рабочих в денежном выражении систематически и очень быстро росла, но в то же время цены на предметы массового потребления, падавшие в первые годы новой экономической политики, стали также быстро расти, так что их реальная заработная плата в товарном выражении дает совершенно иную кривую развития, чем их денежная заработная плата. Для эволюции товарных расходов рабочих характерны изменения в процентном распределении их расходного бюджета по их народнохозяйственному назначению. Расходы одиноких рабочих составляли в червонных рублях и процентах............с 1928 г., на бюджет рабочего начал оказывать сильное давление первый пятилетний план народнохозяйственного развития СССР. Его влияние выразилось в сокращении расходов на одежду и домашнюю утварь, и росте расходов на пищу и в особенности, с конца 1930 г., прочих расходов, в которых видное место занимали затраты на приобретение государственных ценных бумаг.Интересную эволюцию претерпела за эти годы плата за пользование жилым помещением. Революция 1917 года отменила плату за занимаемые рабочими комнаты и углы и бесплатно передала им буржуазные квартиры со всею мебелью, утварью и посудой. Но вскоре оказалось, что дома нуждаются в ремонте, который должны были производить городские советы. Поэтому была введена плата за пользование жилым помещением, которая росла следующим образом (в червонных рублях и копейках и процентах от расходного бюджета рабочего) См. таблицу и т.д. С начавшимся с 1929 г. понижением уровня реальной заработной платы, семья рабочего начала сокращаться. По бюджетным данным, в 1923‑1935 гг. в ней произошли следующие изменения: См. таблицу. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
septimus Сообщений: 1531 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8190
| Наверх ##
23 октября 2017 0:53 23 октября 2017 12:01 Уважаемые коллеги, не угомонюсь с темой столового серебра, прошу простить - уж очень красивы работы серебряных дел мастеров России периода конца XIX - начала XX вв. (рассматриваю предметы из «клада Нарышкиных»)...) Не встретил покамест информации о возможных расходах семьи на подобные изделия ( у Нарышкиных вообще и подобных записей любой другой дворянской или купеческой семьи вообще...), разумеется там много французского серебра (об Аucoc сделал даже небольшую подборку ), но вот интересно, что могло стоить приобрести изделия подобно этим (на фото) в начале 20-го века? в кладе фамильного серебра порядка 2193 единиц, около двух с чем-то тонн. Предположительно многое из сервизов в русском стиле, канделябров на «народные мотивы» «Сазикова», «братьев Грачевых» и т.д. было заказано в периоды 1890-1910 гг. Сколько это тогда стоило в рублях Императорской России? Да и вообще подобный размах сервизов и проч. - это что-то из рамок вон обыденности, или состоятельные семьи вполне могли себе позволить и большее в то время? или же это не было совсем недоступным и для провинциального дворянства например? (экстраполирую на своих Тимофеевых, например «...Титулярный советник Александр Федорович Тимофеев, Мировой Судья 2 участка Обоянского Судебно-Мирового Округа, Содержание получает в 1914 году : Жалования 1500 руб. и Столовых 500 руб. всего 2000 рублей, имение в хуторе Хмелевом Колодезе, Курской губ. 170 десятин земли с усадьбою и домом, доставшееся по наследству от матери...» все-таки больше 2 тонн у Нарышкиных - Сомовых и очевидно, что изделия последней четверти 19 века и позднее (ну кроме золоченого чайного сервиза очевидно ?), то есть переплавляли прежнее серебро или заказывали все новое? сколько это вообще могло тогда стоить заказать ?
           | | |
septimus Сообщений: 1531 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8190
| Наверх ##
27 октября 2017 20:27 27 октября 2017 22:54 Наверное о стоимости будет любопытна статья про один из кладов Фаберже, с артефактами стоимости изделий на период начала XX века. В 1990 году при реконструкции дома No. 13 по улице Солянке - одного из типичных московских особняков, рабочие-строители нашли две жестяные коробочки из-под конфет, завернутые в полуистлевшую дореволюционную афишу. В них оказалось 21 великолепное украшение из золота и платины, усыпанные бриллиантами, сапфирами и изумрудами, украшенные редкостными крупными белыми, серыми и черными жемчужинами. Часть клада была передана в Государственное хранилище ценностей СССР, а в Оружейную палату Московского Кремля поступили только 13 изделий рубежа XIX — XX веков, которые, за исключением одной пары серег, при изучении были определены как произведения знаменитой ювелирной фирмы Карла Фаберже. Раньше владения на углу Солянки и Певческого (ныне Астаховского) переулка принадлежали кавалеру Павлу Петровичу Свиньину — действительному статскому советнику и дипломату, литератору, художнику и коллекционеру произведений искусства. После его смерти в 1839 году и до Октябрьской революции его усадьба и барские палаты находились в собственности купцов Расторгуевых, известных московских купцов 1-й гильдии, потомственных почетных граждан, принимавших участие в благотворительной и общественной деятельности. Но в 1909 году дом 13 наряду с другими был продан с торгов и приобретен действительным статским советником, "сахарным королем,” Павлом Ивановичем Харитоненко, одним из самых состоятельных людей России, который возглавлял фирму “Торговый дом И.Г. Харитоненко.*’ основанную в Сумах. Сын прежнего владельца. Дмитрий Алексеевич Расторгуев, по договоренности с новым хозяином. остался в своем прежнем доме, занимая квартиру 60, где помещалось и правление фирмы. Новый хозяин и его жена не жили в приобретенном ими доме, но перестроили его по своему усмотрению. Павел Иванович умер в 1914 году, и руководство фирмой перешло к его вдове, Вере Андреевне. В последние предреволюционные годы главным управляющим торгового дома “П.И. Харитоненко и наследники.” ближайшим помощником и другом владельцев был Николай Михайлович Чупров. Его родной брат, Зиновий Михайлович, работавший в Городском доме трудолюбия, имел квартиру в интересующем нас доме. Так как братья были теснейшим образом связаны с семьей Харитоненко. можно предположить. что во время революционных событий дорогие украшении были отданы человеку, которому безусловно доверяли. В Москве шли обыски, и скромный служащий Работного дома не вызывал столь большого интереса у революционных экспроприаторов, как известная всей стране семья '“сахарных королей.” В 1918 году братья Харитоненко были вынуждены покинуть Россию. Их имущество было национализировано, коллекция живописи передана в различные музеи. Из тринадцати предметов клада клейма московского отделения фирмы Фаберже имеют только шесть: две пары серег, судя по клеймам, сделанные в 1896 — 1908 гг., два кольца и булавка для галстука, изготовленные позже, в период с 1908 но 1917 год. На третьей паре серег из крупных великолепных сапфиров стоит клеймо “ВГ” может быть, принадлежащее московскому ювелиру Вильгельму Габю - владельцу Депо золотых украшений и часов на Никольской улице. Остальные вещи, включая кулоны, брошь и браслет, клейм не имеют. Они выполнены. в основном, ИЗ платины или из платиносодержащего сплава, а, как известно, изделия из этого металла в России тогда не маркировали. Изделия из клада, несомненно, сделаны фирмой Фаберже. На них процарапаны фабричные номера, совпадающие с номерами и названиями предметов на фирменных товарных ярлычках, бережно хранившихся вместе с украшениями. По ним можно установить время изготовления изделий (с 1890-х по 1917 гг.) и цену некоторых из них. Так. небольшие золотые серьги с изумрудами- кабошонами в окружении бриллиантов стоили б 000 рублей, а кулон из серебросодержащего сплава с бриллиантами и изумрудами - 18 000 рублей. Как видно. суммы эти по тому времени весьма значительные. Заказчиками Фаберже был Кабинет Его Императорского Величества, представители аристократического общества, финансовые и промышленные магнаты. Для примера, к бракосочетанию великой княжны Ольги Александровны Фаберже изготовил бриллиантовый фермуар, оцененный в 8 762 рубля, для жемчужного ожерелья в пять ниток работы ювелира Ф. Кехли стоимостью 55 000 рублей. И все же для владельца всемирно известной фирмы было важнее сделать вещь не столько дорогую, сколько отличающуюся “новым фасоном." отвечающую “всем причудливым требованиям моды." Как гласила реклама, фирма делала произведения “новейших и моднейших рисунков." а цены были “от самых доступных до самых дорогих." Для их создания использованы бриллианты чистой воды, сложной формы и огранки, редчайшие четырех, пяти и восьмикаратные жемчужины разных цветов, за один карат которых платили в то время от 150 до 200 рублей. Их закрепка требовала большой тщательности и кропотливости, что сильно повышало стоимость работы и к конечном итоге определило значительную цену изделий, не столь часто встречающуюся среди счетов знаменитой фирмы. Эти изделия выполнены вполне “в духе" знаменитой фирмы, которой так стремились подражать многие ювелиры того времени. Обращает на себя внимание необыкновенная тщательность проработки всех деталей изделий. В кольцах оборотные стороны щитков представляют собой миниатюрные изысканные розетки, а внутренние части кастов украшены тончайшим гравированным и сквозным орнаментом, который виден лишь при ближайшем рассмотрении. Необходимо отметить "воздушную" закрепку камней, при которой тонкие и легкие платиновые касты не заметны среди бриллиантов, образующих ровные искрящиеся поверхности или ажурные узоры. Использование платины с её нейтральным серым цветом подчеркивает красоту алмазов и жемчуга. При создании подвижного и гибкого кулона, “сотканного” из темно-синих сапфиров использовались точно подобранные но размеру невидимые для глаза камни. Серебряный кулон в виде лотоса украшен узкими цветными полосками изумрудов, деликатно помещенных среди мерцающих алмазов. Узкий платиновый браслет состоит из подвижно соединенных между собой звеньев, и впечатление легкости ему придает не только ленточная форма, но и холоднокатая колористическая гамма. построенная на сочетании сверкающих бриллиантов и матового жемчуга. Преобладают геометризованные формы и ровные плоскости, акцент сделан на прямых параллельных линиях и концентрических окружностях, что позволяет говорить о том. что эти вещи относятся к позднему периоду работы фирмы с бриллиантами. Созданные в начале 1900- х годов, они. на наш взгляд, предвосхищают многие работы Картье в Париже или Тесье в Англии, сделанные на десятилетие позже, в середине 20-х годов. Дизайнеры и ювелиры фирмы Фаберже, крупнейшего в мире предприятия в ювелирном деле, шли в авангарде художественных исканий своего времени. Серебряный концентрический кулон с бриллиантами выполнен по эскизу из “Петербургского” альбома рисунков ювелирных украшений мастерской А. Хольмстрема. Брошь и кулон из клада также имеют аналогии в этом альбоме, что свидетельствует в пользу происхождения их из северной столицы. С другой стороны, некоторые украшении близки к проектам ювелирных изделий, выполненными С.И. Адриановым, работавшим в московской фирме в начале 1900-х гг. Правда, эскизы С. Адрианова отличаются большей сочностью, колористической насыщенностью и фантазийностью по сравнению со строгими петербургскими рисунками. Так, сочетание в большинстве украшений жемчуга и бриллиантов, холодная светлая красочная гамма, ясность композиционного построении — дань неоклассицизму начала XX столетия, появившемуся как противовес модерну. Хотя в данных произведениях отсутствуют характерно выраженные пластические черты ар нуво, элементы данного стиля все же заметны в вещах, как. например, мотив лотоса в серебряном кулоне, популярный в искусстве начала XX столетия с его интересом к культуре восточных цивилизаций. Здесь флоральный натурализм предшествующих десятилетий уступает место геометризованным. отвлеченно-декоративным элементам, что было характерно для изделий начала XX века. При создании этих модных ювелирных украшений художник импровизировал и с ретроспективными мотивами: так. острый зубчатый край и концентрическая композиция серебряного кулона с бриллиантами напоминаю арактерно для изделий начала XX века. При создании этих модных ювелирных украшений художник импровизировал и с ретроспективными мотивами: так. острый зубчатый край и концентрическая композиция серебряного кулона с бриллиантами напоминают о Ренессансе, а грушевидная, слегка неправильной формы жемчужина в обрамлении пышной цветочной гирлянды о ‘’причудливом” стиле XVII столетия. Трактованы эти мотивы довольно свободно и непосредственно, в соответствии со вкусами потенциального покупателя и изменчивым спросом. В изделиях из клада, в которых причудливо сплелись поэзия старинного искусства и элементы модерна, заметны также начатки нового стиля, открыто заявившего о себе в 1925 году на Всемирной Парижской выставке. Плоскостность построения вещей, гризантная закрепка и игра четких форм все это черты развивавшегося в начале XX века стиля ар деко (декоративный стиль). Дизайнеры и ювелиры фирмы Фаберже, всегда опиравшиеся на завоевания прошлого, чутко следившие за сменой модных стилей, открывали и новые пути... Источник | | |
|