Рабочий поселок Мучкапский (Мучкап, Мучкан)
Мучкапский район Тамбовской области
INA06Модератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1906 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2233 | Наверх ##
14 марта 2019 22:14 22 февраля 2021 18:16 У __________________________________ Уваров Ульянов Ф __________________________________ Федюнин Дмитрий Савельевич - и.д. писаря Мучкапской волости (АК 1913) Феофилактов Филатов Х __________________________________ Харламов Михаил Иванович - МК, восприемник двух новорожденных (ГАТО. Ф.1049 оп.1 д.1022. 1915-1917 Крестовоздвиженской и Покровской) ИсточникХоборов Ц __________________________________ Ч __________________________________ Чеботарев Никифор - МК, поручитель при браке (1846 г. ГАТО Ф.И281 оп.1 д.171 стр.0320) Черников Иван Васильевич - фельдшер Мучкапской земской больницы (АК 1911) Черникова Марфа Тихоновна - фельдшерица Мучкапской земской больницы (АК 1911) Черняев Чижиков В. - бригадир тракторной бригады №1 Мучкапской МТС (газета Колхозня правда 1945-02-15, 1945-03-05) Чурилов Чурсин Ш __________________________________ Шапкин Шаталов Шаховской Николай Васильевич – помощник агронома 2-го земского агрономического участка (АК 1916 мобилизован) Шибороев Архип Яковлевич - секретарь Мучкапского отдела Союза русского народа (АК 1913) Шигорев (Шигарев) Щ __________________________________ Э __________________________________ Ю __________________________________ Я __________________________________ Яковлев Якунин Яхонтов Борис Александрович - врач (Список медицинских врачей С.С.С.Р. на 1 янв. 1924 г.) Источник | | |
INA06Модератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1906 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2233 | Наверх ##
12 апреля 2019 19:43 12 апреля 2019 20:03 Из статьи иерея Евгения Большова "Блаженный Петр, подвижник благочестия"В помянниках мучкапских старожилов встречается имя «чтец Пётр». Называли его и Пётр Фёдорович. Он жил в начале прошлого века и являл пример православного подвижника-юродивого. Не было у него своего дома, ночевал у разных людей. Жил подаянием. Роста был большого, одевался в простую одежду, носил бороду и длинные волосы. Наименование «чтец» указывает на то, что он читал Псалтырь над умершими. На каждой службе Пётр Фёдорович бывал в церквях сёл Мучкап и Коростелёво. Люди недалёкие и недуховные принимали его за дурачка и смеялись. Пётр Фёдорович с терпением и смирением сносил все обиды. Воспитание в себе терпения и любви ко всем людям – вот цель подвига юродства. Вспоминает жительница Мучкапа Таисья Михайловна Попова. «Пётр Фёдорович часто заходил к моей маме, которая привечала и кормила нищих и бездомных. Я была ещё девчонкой, а он часто просил меня прогуляться с ним по улице. Как мне было стыдно идти с таким плохо одетым, бородатым стариком! Однажды Пётр Фёдорович сказал одной женщине: «Что ты шьёшь рубашку сыну? Она ему не понадобится». Через некоторое время ребёнок тот умер. Вообще в его словах был скрытый смысл, но люди его не понимали». Покойная ныне читалка из села Коростелёво Мишина Анна Никитична рассказывала: «Мой дедушка Павел Антонович очень любил нищих. Каждый день кормил кого-нибудь. Особенно перед разговением оповещал всех неимущих и угощал. Пётр Фёдорович часто бывал у нас. Однажды приходит и спрашивает: «Можно, я у вас чайничек оставлю?» «Оставляй» – ответил дедушка, а сам говорит бабушке – «Старуха, что-то нечаянное ожидается». Наутро один сын пришёл из армии, а вечером другой. В один день Пётр Фёдорович приходит и говорит: «Бегите к соседям скорее, там змея хочет съесть ребёнка». Прибегают, а женщина рожает тайно. Она хотела задушить ребёнка, потому что зачала его в девках. Это он всё предвидел заранее». Одному крестьянину сказал: «Уходи из этого дома, а то волки скот съедят». Тот жил на отшибе. И точно, полезли воры увести лошадь, да не смогли цепь распутать. Потом они переехали в центр села. Бывало, Пётр Фёдорович заходил в кабак и там плясал до изнеможения. Это очень соблазняло людей – вот, святой, пляшет в кабаке. Попова Т.М. вспоминает, как он зашёл после к ним в дом и снял сапоги. А ноги все в крови, в сапогах нарочно были гвозди набиты. Такие поступки характерны для юродивых, чтобы избежать славы человеческой и обличить распутную жизнь многих. Блаженная Ксения Петербургская «безумием мнимым безумие мира обличала». Вспомним фильм «Остров», где монах тоже позволял себе странные поступки, дабы избежать славы. Заботился Пётр Фёдорович о славе Божией, а не о своей. Иногда бросал камни в некоторые дома, говорил, что там на завалинке черти сидят. Ходил он и стучал по воротам домов палкой, говорил: «Что вы спите, молиться надо! Скоро всем запретят молиться». Однажды встретился ему человек, идущий из церкви и рассказал, как много было на службе народу. А Пётр Фёдорович ответил, что было всего три человека, а сам батюшка стоял в хомуте. Когда это передали священнику, он признался, что всю службу думал, как бы отремонтировать хомут у лошади. Посчитал же он тех прихожан, кто истинно молился, а не мечтал о суете. Несколько человек рассказывали, как шли по берегу реки и впереди их – Пётр Фёдорович. Потом сразу видели его на другом берегу, а моста там никакого не было. Люди верили, что он шёл по воде, как по суше. Многие такие свидетельства наглядно показывают, что чтец Пётр был человеком высокой жизни, молитвенником и прозорливцем. Духовные дары использовались им для помощи людям, со смирением и кротостью. Сравним его с современными экстрасенсами. Сколько сил они тратят на саморекламу, возвеличивание себя, на выманивание денег за мнимые «услуги». А что в основе? Гордыня, безбожие и сребролюбие. Так отличаются дары Божии от бесовского обмана. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4,6). Петру Фёдоровичу Бог дал откровение, которого просили многие мудрецы и святые. «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно», – взывал в псалме 38 царь Давид. Незадолго до своей смерти Пётр Фёдорович пришёл в райисполком и попросил серую лошадь. Ему, конечно, не дали, а он ответил: «Завтра всё равно меня будете катать на ней по всему Мучкапу.» Он шёл по улице Свердлова и нёс топор в руках. У него спрашивали, куда идёшь. Пётр отвечал: «Меня разбойники ждут». Несколько мужиков подошли, когда он сидел на крыльце одного дома. Придрались к нему – что ты ходишь и стучишь? Ты святой, скажи, когда дождь будет! (А стояла засуха.) Потом его ударили топором по голове и убили. И приехали за телом на той серой лошади… Какое смирение нужно иметь пред Богом и перед людьми, чтобы вот так встретить кончину дней! Не воспротивиться, не убегать, а принять смерть как ещё один, последний, дар от Небесного Отца. Похоронен чтец Пётр был в ограде Крестовоздвиженской церкви в выложенной могиле. И сейчас невысокий бугорок заметен перед крыльцом закрытого хлебного магазина, на повороте к больнице. Может быть, мы созреем для того, чтобы как-нибудь отметить это место. Ведь жизнь приснопамятного чтеца Петра учит нас, что святость, чудо и благодать недалеки от нас, но заметны тем, чьи очи чисты. А к святости призваны все мы. Спросили праведного Иоанна Кронштадтского, что мешает современному человеку стать святым? Был ответ: «Только нерешительность». Источник | | |
INA06Модератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1906 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2233 | Наверх ##
12 апреля 2019 19:44 12 апреля 2019 20:02 Учебные заведения Мучкапа в дореволюционный период
Первое училище в Мучкапе было открыто 1 мая 1843 года, по решению крестьянского схода мучкапского общества и состояло в ведении Палаты Государственных имуществ, с одногодичным сроком обучения. Как говорят архивы в школу было принято всего 18 человек, в числе которых было: детей купцов - 8, мещан - 1, крестьян - 9 . Обучал их священник Федор Иванович Крылов, а с 1856 года законоучитель священник Стефан Стефанович Победоносцев. Училище имело свое помещение при базарной площади.О Стефане Победоносцеве стоит сказать особо: Высокообразованный по тем временам, он был неравнодушен к истории Мучкапа и все сведения по истории нашего поселка и церкви дошли до наших дней во многом благодаря его стараниям. С 1864 года со времени Высочайше утвержденных "положений о земских учреждений", в Мучкап понемногу начинает просвечивать опека земцев. Сельское училище из ведения Палаты Государственных имуществ перешло по средствам содержания к Борисоглебскому уездному земству и сельскому обществу, а по учебной части под надзор инспекции по уездного училищного совета. В 1864 году, согласно "Положению о начальных народных училищах" был установлен трехлетний курс обучения. В школах изучались: закон божий, катехизис, письмо и чтение на русском и славянском языках, арифметика. С момента открытия (1843 г.) и до 1866 года крестьянское общество полностью содержало школы за свой счет. В 1867-1868 учебном годе в Мучкапе училось 100 учеников. "Содержится из сумм общественного сбора с государственных крестьян на 324 рубля в год." В 1869 году школа размещалась в общественном здании, которое не сохранилось. В этом же году было открыто специальное отделение для обучения девочек, размещавшееся в доме священника Победоносцева. По весьма веским утверждениям старожилов дом Победоносцева сохранился практически до наших дней (ул. Советская, дом 8). Здание это деревянное, обложенное кирпичом на сложном растворе, крытое железом, пришедшем в полную негодность. В начале 21 века было снесено. Сейчас на этом месте находится Нотариальная контора. В 1869-1870 учебном году в Мучкапе училось 95 мальчиков и 17 девочек. Попечителем был местный протоиерей Василий Аквилонов, наставник - священник Стефан Победоносцев. Помощник дьякон Иван Остроумов, наставница - жена священника Агрипина Балтитская. Обществом отпускалось на содержание школы 334 р. в год, а из земских сумм было ассигновано для преобразования этого училища в одноклассное образцовое - 250 р. Наставник получал - 100 р. в год, помощник 75 р., наставница - 75 р. в год. В 1870 году желая открыть в другой половине уезда образцовое училище, совет (Борисоглебский уездный земский совет - БУЗС) командировал своего члена протоиерея Аквилонова в с. Мучкап и по его донесению, попечитель училища и волостное правление, приняв живое участие в этом деле, склонили общество на пожертвование, "требуемое для его правительством", то есть на уступку десятины усадебной земли для постройки на ней училищного дома и принятие на свой счет ремонта отопления и освещение училищного дома с содержанием прислуги, а так как ассигнованная обществом сумма найдена не совсем достаточною, то совет назначил в помощь Мучкапскому обществу из земских сумм 250 рублей и "теперь ждется" только приговор общества, "для предоставления по начальству" об открытии "другого" образцового училища в с. Мучкап. Хотя в этом же году в отчетной ведомости следует запись "за тем неизрасходованных остается 250 рублей назначенные в пособие Мучкапскому обществу для открытия у себя образцового училища". Из этого можно сделать вывод, что "приговор общества" был отрицательным. В 1870 г. в Борисоглебском уезде в 14 училищах (включая Мучкапское), где нашлись ученики и ученицы хорошо усвоившие курс учения были произведены, через участковых членов совета, окончательные экзамены и окончивших курс 42 мальчикам и 2 девочкам выданы свидетельства, а за особое прилежание и "благонравие" награждены 78 мальчиков и 2 девочки похвальными листами и книгами и эта мера, по заявлению членов совета, "несмотря на всю неразвитость сельских обществ и равнодушие их к воспитанию детей, имело большое влияние на учащихся и теперь все более привлекает их в школу". Из 5 лучших и благоустроенных училищ в отчетном году (1870 г.) заявило о себе и Мучкапское училище. В 1871-1872 учебном году училось 75 мальчиков и 17 девочек. Попечителем был протоиерей Аквилонов В.А., законоучитель-священник Победоносцев, он же был и наставником. В женском отделении наставником был, окончивший курс Тамбовской духовной семинарии Алексей Яковлевич Херувимов, а помощник, ученик риторики той же семинарии Петр Иванович Остроумов. Обществом на содержание училища отпускалось 334 рубля в год, а из земских сумм, для преобразование училища в образцовое 250 рублей. Наставник и помощник получали 75 р. в год, столько же получал и наставник женского отделения. В 1873-1874 учебном году уже училось 90 мальчиков и 19 девочек. Попечитель, законоучитель и помощник - были теже люди, а вот в течении года наставником был Алексей Яковлевич Херувимов, но в 1874 - "наставка место вакантное". Обществом отпускалось 334 рубля в год, с земских сборов 50 рублей, итого 384 рубля. Наставник получал 150 рублей, помощник 75 рублей и за женское отделение обоим 75 рублей. В 1874-1875 учебном году учился 81 мальчик и ни одной девочки. Попечитель, законоучитель, помощник были те же, а вот учителем был, окончивший курс в Екатерининском институте, Иван Иванович Казаков. Обществом и земством отпускалось столько же 384 рубля в год. Учитель получал 200 рублей, а помощник лишь 100 рублей в год. В 1875-1876 учебном году в Мучкапе училось: 102 мальчика и 3 девочки. Попечитель, законоучитель, учитель и помощник были те же, кто и был в 1874-1875 учебном году. Обществом было отпущено 367 р. 32 коп., а из земских сумм добавлено 50 рублей. Учителю платили 200 рублей в год. Помощнику 100 р. в год. В 1876 году Мучкапское училище (из 20 по уезду) относилось к 1-ой категории (из 3-х). В них выполнялся один из новейших (в то время) звуковых способов первоначального преподавания по методам Ушинского, Корфа или Паульсона, по Закону Божью - руководства Соколова и Афинского и по арифметики - методике Евтушенского или Грубе. В 1876-1877 учебном году училось 116 мальчиков и 2 девочки. Попечителем был протоиерей Аквилонов В.А., законоучитель-священник Победоносцев С.С., 1-ый учитель Казаков И.И. и 2-ой учитель Остроумов П.М. Обществом отпускалось 334 рубля, а от земства - 100 рублей в год. 1 учитель получал 200 руб. в год, 2 учитель - 150 рублей в год. В 1885 г. Мучкапское училище посетил инспектор народных училищ 4-го участка. Он записал "Школа содержится земством на 283 руб. и обществом на 400 руб. в год, помещение тесное". В 1886 г. была открыта церковно-приходская школа, "которая помещалась в церковной караулке, при "старой" церкви, где прежде был центр села. На церковные средства для нее было построено деревянное здание на кирпичном фундаменте, крытое железом, с тремя классными комнатами и теплой раздевалкой. Школа стояла там, где теперь сад Мучкапской средней школы. Просуществовала эта школа до 1917 г., а потом здание было продано на слом, а на месте его в 1920-21 гг. было построено новое здание "Единой трудовой школы 1 ступени". Это новое здание сгорело в 1923 г., и сюда было срочно перенесено здание бывшей церковно-приходской школы "новой" церкви, которую называли "Женскою школою". В начале 90-х гг. 19 в. было построена 2 церковь Покровский Храм. Большая по размерам. Ее в народе стали называть "новой". Рядом с ней было построено здание 2-й церковно-приходской школы, куда очевидно были переведены девочки, "женская школа". В 1895 г. общество взяло кредит на 20 лет в уездном земстве и к 1899 году построило новое кирпичное здание с 3 классными помещениями и подвалом. В школе обучалось 210 человек. Часть этого здания сохранилась до сих пор (ул. Красная). 16 февраля 1897 года в Мучкапе при земской школе была открыта публичная народная библиотека. За год там было до 110 читателей. В 1913 г. на 12 тысячное население в Мучкапе имелось: на базаре земское трехкомнатное училище с помещением на 300 детей, здесь же церковная женская двухкомнатная школа с помещением на 100 девочек, а на вторую половину села, при Кресто-Возвиженской церкви однокомнатная церковная школа. Как свидетельствуют воспоминания П. Благонадеждина "в этих трех учебных заведениях с большим переполнением осенью, принималось до 600 детворы, а остальное из 10% учащегося отрочества, большинство остается без всякой возможности к обучению. При этом нужно принять во внимание, что всем, выучившимся читать книги именно и нечего читать, т.к. кругом книжный голод и земство здесь беспомощно пасует...Эта убогость просвещения крестьянства печально отзывается и на всех порядках по гражданско-бытовому устроению"52. Где-то между 1914 и 1917 гг. проинтелегентная верхушка Мучкапа открывает для своих детей, сняв в аренду здание (сегодня это здание на ул. Советской №6) частную прогимназию. На ее содержание вносили требуемые суммы владельцы крупных механических мельниц (Волков и Поляков), владелец магазинов Астахов и другие. Так возникло частным путем первое в Мучкапе учебное заведение с повышенным курсом обучения. В 1917 г. все ранее существовавшие школы в Мучкапе были превращены в Единые трудовые школы; а на базе частной прогимназии возникла "Единая трудовая школа 2 ступени с семилетним сроком обучения".
| | |
INA06Модератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1906 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2233 | Наверх ##
12 апреля 2019 19:45 12 апреля 2019 20:01 Советский период развития школ в МучкапеВ 1917 году все ранее существовавшие школы в Мучкапе были превращены в единые трудовые школы, а частная гимназия присоединена к "красной" школе и, таким образом, образовалась единая трудовая школа, а школа у Кресто-Воздвиженской церкви -единая трудовая II ступени с семилетним образованием (Мучкапская школа). На рубеже 1929 и 1930 годов в связи с бурным развитием коллективизации школа при Кресто-Воздви-женской церкви была переименована в Мучкапскую школу колхозной молодежи. Помимо ее было уже 5 начальных школ, в их числе и Кировская начальная. В августе 1932 года ЦК ВКП (б) обсудил вопрос о содержании образования в стране, подверг справедливой критике ошибки в строительстве новой советской школы. С этого времени Мучкапская школа преобразована в Муч-капскую неполную среднюю школу (МНСШ), а Кировская осталась начальной школой № 1. Название двух Мучкапских школ вносило порой неразбериху. 1 декабря 1934 года был убит видный политический деятель С.М. Киров. В память о нем один из сельских Советов, расположенный на территории Мучкапа, стал называться Кировским и Мучкапская начальная школа № 1 получила такое же название - Кировская. В 1936 году решением Воронежского облисполкома Мучкапская неполная средняя школа была преобразована в среднюю школу, а Кировская начальная школа с открытием 5-го класса преобразована в семилетнюю школу. Директором ее была Анастасия Павловна Кобзева, математик, окончившая Тамбовский учительский институт. В 1938 году С 1 сентября ее сменил Борис Михайлович Пушканов. Перед самым началом войны Б. М. Пушканов был назначен заведующим Мучкапским районе. В годы войны сменилось несколько директоров. С 1 января 1945 года директором стала Анастасия Ивановна Рябикина, а с 15 августа 1945 года - Иван Александрович Каруна. 1 апреля 1953 года решением облоно Кировская семилетняя школа преобразована в Кировскую среднюю школу и с 1 сентября 1953 года в ней открылся 9-й класс. Первый выпуск состоялся в 1956 году (11-летнее образование). Школа занимала два здания: "красную" школу и бывшую частную гимназию с 1950 года. С 1953 года "большая" (7-10 классы), "маленькая" (1-6 классы), школы проводили занятия в две смены. В 1953 году в декабре в "маленькой" школе разместился Дом пионеров и школьников, а "маленькая" школа переехала в бывший Детский дом на улицу Красную (позже там был ДОСААФ, его здание сгорело, на этом месте теперь Сбербанк РФ № 3861). 2 апреля 1956 года директором Кировской средней школы был назначен Николай Григорьевич Попов, фронтовик, директор Детского дома, военрук, учитель истории, завуч школы до этого. В 1985 году уже пенсионера Н.Г. Попова сменил Н. А. Конобеев, бывший заведующий роно, 22 августа 2000 г директором школы назначен В. А. Ракитин, бывший директор Сергиевской средней образовательной школы. В 1976 году на месте стадиона закончилось строительство нового здания Кировской средней школы по типовому проекту: трехэтажное здание, с актовым залом, спортзалом, столовой. В 2001 году исполнилось 25 лет с того времени, как она переехала в здание, где и сейчас располагается. Нынче в ней обучается около 700 учащихся. Педагогический коллектив насчитывает 50 человек. Школа является в районе базовой. Автор: Татьяна Николаевна Мурашова (Григолец) Источник, Источник | | |
INA06Модератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1906 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2233 | Наверх ##
12 апреля 2019 19:54 12 апреля 2019 19:55 Кладбища Мучкапа
Из книги Благонадежина П. Не была еще речь о приходских кладбищах. По давнишнему порядку и обычаю на Руси, первым местом для погребения по христианскому обряду умерших с верой в Воскресшего Христа всегда был «погост около храма». Как место упокоения усопших, погост вокруг храма всегда считался неприкосновенным, святым (кадоги), то есть выделенным для Бога. Русское законодательство ограждает эту неприкосновенность близ храмов расстоянием на 20 саженей во все стороны. По этому главному основанию и первое кладбище в Мучкапе было около первого деревянного храма в нынешней Чурсинской улице, вокруг часовни, как это подтверждается общим непререкаемым мнением. Часовня, построенная с незапамятных для нынешнего поколения времен, указывает место алтаря от первого храма. Первый приходской погост с останками усопших мучкапцев и есть около этой часовни. Второй погост, особо отведенный не ранее упразднения и разборки первого деревянного храма, был на том месте, где ныне здание земской Мучкапской больницы и сад около этих зданий. Необходимость указания и отвода особого кладбища вызывалось в это время двумя обстоятельствами. Во-первых, со времени упразднения первого деревянного храма в 1812-м году, естественно, и погост церковный должен был закрыться в том смысле, чтобы здесь не прибавлять места за переполнением. Во-вторых, около нового, открытого в приделе храма нельзя было погребать умерших, потому что в строительный период ближайшая площадь около строящегося каменного храма была занята известковыми затворами и складами кирпича и мусора. Это второе кладбище было закрыто в 1833 году, главным образом потому, что оно оказалось с северной стороны стеснено рвом, из которого брали песок для построения Кресто-Воздвиженского храма. Третье место для кладбища отведено с 1833 года в том месте, где оно распространяется и увеличивается до настоящего времени: на северо-запад от храма, в поле, на расстоянии одной версты. На этом кладбище есть две старых разрушающихся каменных надмогильных часовеньки. До настоящего времени занято земли под это кладбище более пяти десятин. До 1913 года не было огорожено. Скотина беспрепятственно ходила по нему и портила всякие надмогильные памятники. Растительности не было никакой. Только сиротливо выглядывала одна тощая береза, как говорят, посаженная тем же Андреем Красновым, который богато окультивировал сад при Кресто-Воздвиженском храме: Царствие ему небесное! | | |
INA06Модератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1906 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2233 | Наверх ##
16 апреля 2019 20:15 Тамбовские губернские ведомости 1900г. №14 При безрыбии и рак рыба, при безлюдии и Фома дворянин (пословица)На базарной площади села Мучкапа до сего времени красуется двухэтажное, полуразвалившееся здание, отправляющее многоважную функцию сельской жизни, особенно в базарные дни. В былое время, когда эти руины нанимались г. «Ангелом», в эту опасную красу мучкапского базара тайком от начальства собирались друзья провести свободные часы своей бездеятельной шаблонной жизни за картежной игрой, за выкрикиванием Нумеров «лото», за рюмкой водки, доставляя этим немалый доход гостеприимному хозяину, который с своей стороны старался быть уважительным, почтительным и позволял совершать такие деяния, которые преследуются не только законом, но даже и общественным мнением, лишь бы заслужить любовь своих посетителей. Теперь же этот дом получил несколько иное, более широкое назначение и права, которые позволяют в стенах его безбоязненно творить все, за что в минувшие дни ежеминутно трепетали и сам хозяин и все присутствующие. Вместе с расширением прав само заведение переименовано из «чайной лавки» в русский трактир «Шумная Волга». А так как домик этот не отличается своею поместительностью то находчивый хозяин, побуждаемый чувством человеколюбия и сострадания к лишенному возможности удовлетворить свое желание посетителю базара и базарной площади, поспешил воздвигнуть пристройку, которая до сего времени заставляет обывателей обращать особенное внимание на оригинальность и находчивость хозяина. Пристройка эта сделана из тонкого теса, сквозь который не только мороз и ветер, но и черные тараканы свободно могут совершать свои вылазки, чтобы подышать свежим воздухом. Но чтобы избавить посетителей от надоедливого ветра и мороза, хозяин заведения прошил таким же тесом и изнутри, а духвершковую промежность тесовой стены засыпал мерзлою землею (пристройка сооружалась в конце декабря, когда сухую, талую землю добывать очень сложно). Таким образом под боком опасного здания в несколько часов выросло новое прибавочное помещение, поразительно похожее на овчарню или свиной хлев, как по своей внутренней обстановке, так и по способу устройства и по наружному виду. Это здание невольно обращает на себя внимание проходящих, заставляя из вопрошать: «неуж-то и тут есть живые люди?» Вполне соответствует этому, так сказать. Санитарная часть этого заведения. Представляя самим читателям составить описание внутреннего порядка таких заведений, которые именуются «Трактирами с продажею вина распивочно и на-вы-нос», я только скажу несколько слов о внешней опрятности нашего grand-hotel'я. Все отбросы, как то: окурки, зола, густые помои, словом все, что не может быть предложено посетителям, за неимением помойной ямы, выливаются не в бочки, чтобы отвозить их подальше от населенного места, а два шага отступая от входа, как раз под окна жилого помещения. Теперь легко себе представить, чем нам, мучкапцам, придется дышать весною, когда растает снег, останутся неприкрытыми и начнут разлагаться все эти трактирные и человеческие отбросы, скрываемые теперь зимним одеянием – снегом, чистка же базарной площади у нас производится позднею весною, когда обсохнет земля, при том, по большей части, не содержателем базарной площади, а беднейшими жителями, которые сгребают просохший мусор себе на топливо. Как бы весною эти антисанитарные условия не повлекли за собою какую либо эпидемию, и не потребовалось бы присылки в мучкап санитарного отряда, что уже имело место прошлой осенью. У. Ссылка | | |
INA06Модератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1906 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2233 | Наверх ##
16 апреля 2019 20:17 10 мая 2019 13:02 Тамбовские губернские ведомости 1900г. №140 Из Мучкапа, борисоголебского уездаБыло время, когда мы, мучкапцы, бились головой об стену, скрежетали зубами, негодовали на всех и на вся от досады на препятствия, мешавшие разрешению ведения чтений в нашем селе. Теперь, слава и благодарение Богу. Вот уже третья зима, как получено разрешение и чтения уже велись 1 ½ учебных года. В текущем же году о чтениях ни слуху, ни духу, не смотря на то, что наступил уже декабрь. Только надоедливые мужики и любопытные крестьянские бабы продолжают, с большой настойчивостью, по праздникам, осаждать училище и засыпать учащих, которые в минувшее время вели чтения, самыми разнообразными вопросами. И хотя они, в своих вопросах, окрещивают чтения многими, даже компрометирующими названиями, например: «представления», «тиятер» и др., однако в них ясно выражается протест скучающей толпы против такого равнодушия. Такое равнодушие или отпор стремлению простолюдина еще более кажется удивительным потому, что причина неведения чтений никому не известна. Таким образом, одно горе сменилось другим, а какое из них горше – трудно решить. Обыватель Ссылка | | |
INA06Модератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1906 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2233 | Наверх ##
22 июня 2019 0:24 22 июня 2019 0:54 Дело по обвинению граждан Мучкапского района от 03.08.1930 г.Обвиняются: Казарин Петр Петрович Королев Василий Ефремович Кулаев Иван Романович (приговор: 5 лет концлагерей) Нечуйкин Иван Матвеевич (приговор: 5 лет концлагерей) Пальцев Михаил Федорович Трубников Иван Алексеевич Трубников Максим Данилович (приговор: 10 лет концлагерей) Филатов Иван Илларионович (приговор: расстрелян) Христорождественский Григорий Алексеевич (приговор: расстрелян) Чуриков Димитрий Макарович Шамкин Дмитрий Семенович (приговор: 5 лет концлагерей) Статья Священника Евгения Большова Ссылка на источникПраведники земли Мучкапской ПОСЛЕДНИЙ ЭКЗАМЕНС самого начала служения в Мучкапе я видел в поминаниях за упокой имя протоиерея Григория. Расспрашивая людей, не добился ничего больше. Был такой, служил в 20 годы, потом его расстреляли за чтение какой-то «Протокольной книги». А как фамилия, остались ли родственники и каков он был – не помнили. Но воля Божия проявилась. Из администрации района мне передали письмо Любови Наумовны Краснопольской, разыскивающей своих предков. Она написала наугад. Оказалось, что она внучка протоиерея Григория и тут информация стала прибавляться. Протоиерей Григорий Алексеевич Христорождественский родился в 1872 году, окончил Тамбовскую семинарию, служил в Мучкапе с 1915 по 1930 год. Семья его состояла из матушки и трёх детей. Характером обладал властным и сильным. При антоновском восстании не поддерживал мятежников, противостоя своей даже семье. К обновленцам относился крайне отрицательно. В это время в Мучкап приехал обновленческий священник Алексей. По воспоминаниям людей, он активно поддерживал преобразования советской власти. Будучи назначен благочинным, он ездил в уездный город Борисоглебск, где переодевался в кожанку и так ходил по учреждениям. Однажды он собрал духовенство Мучкапа и окрестностей на собрание, где сказал, что, мол, теперь свобода, и священникам разрешается брить бороду, носить мирскую одежду, торговать на рынке. Протоиерей Григорий встал и резко сказал: «Таковых ожидает ад!» И вышел из помещения. Служил он также без сокращений, по старому обычаю. Это вызвало запрещение в служении от обновленческих церковных властей. На Тамбовщине тогда не было вовсе тихоновских церквей. Доставалось ему и от соввласти. За неуплату огромного продналога в 1929 году его посадили в тюрьму, здесь же, в Мучкапе. Сердобольные селяне носили ему еду. Моя соседка Мария Ивановна сама носила и помнит, что он уговаривал её не отказываться от Бога, помнить веру. А было-то ей 10 лет всего. Собрав за него налог, люди выкупили пастыря из темницы. Но ненадолго. В 1930 году ОГПУ начало дело «Мучкапской группы» по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Коллективизация не оставляла места в деревне ни попам, ни кулакам, ни несознательным верующим. Поводом для расправы послужила книга «Протоколы сионских мудрецов», в списках ходившая по рукам мучкапских обывателей. Бедные крестьяне, замучанные налогами, административными запретами, испытывающие тяготы от слома привычной жизни, легко находили связь между окружающей их действительностью и описанными в книге пророчествами. На базаре в посёлке сходились мужики и обсуждали книгу, читали её вместе в домах, переписывали. Советская власть той книги боялась как огня. Случайно ли? Однако стоп. Забегаю вперёд. Любовь Наумовна мне ничего про дело не сказала. У неё была на руках справка о реабилитации и всё. Как добыть подробности? Проживая в Пущино, она не могла достать дело, да и нужно ведь доказать, что она внучка осуждённого, а того сделать не можно было. Документы не сохранились. Думал я, думал, да и решился на штурм ФСБ. Одел подрясник, взял паспорт и справку о реабилитации и пошёл в тёмные двери под тяжёлые своды. Дежурный спросил паспорт и вызвал служащую, которая беседовала со мной в отдельной кабине. Так они доносы принимают, что ли? Выслушав, она сказала: «Ну что же, я знаю это дело, подождите минут 20, я принесу.» Не послышалось ли мне? Ожидая, я всё думал, что мне это мерещится. Но вот появилась архивистка и положила передо мной папку листов в сто. Ознакомляйтесь. И тут-то я проявил находчивость, обычно мне несвойственную. «А можно скопировать некоторые листы?» – спросил я. Поколебавшсь, она сказала: «Ну, вообще-то да, только у нас ксерокс занят очень». «Не беспокойтесь, он не нужен», – и я вытащил из кармана цифровой фотоапарат. Под изумлённым взглядом девушки я за 10 минут переснял почти все листы. Благодарствую, можете уносить в архив. Дело По делу было допрошено более 30 человек. Листы с протоколом допроса отца Григория в деле №86-87. Чтение протоколов допросов – чрезвычайно интересное занятие. На страницах, заполненных химическим карандашом, проявляется слепок жизни Мучкапа 30 года. Надежды, страхи, неясные мысли, трудный быт мучкапцев вызывает чувство истории. И видны характеры людей. Брат с удовольствием сдаёт брата, мол, клеветал на советскую власть. Простак тщательно перечисляет всех, замеченных им на сходке, не понимая, что сам себе роет яму. Благонамеренный партиец высокомерно поучает несознательных верующих, просвещает их о политике партии в промышленности. Злобный образованец шесть с половиной листов исписал своей рукой (!), наслаждаясь властью доносчика. Простоватая баба выгораживает батюшку, неумело, но искренне. Мудрый мужик сухо режет: не знаю, не видел, не слышал, не читал. И как же чисто вёл себя отец Григорий! Он и не был уличён ни в чтении книги той, ни в переписывании оной, ни в даче её кому-либо. Даже и не обсуждал он книгу, никто про это не донёс. Единственный случай был, признанный им, когда он в разговоре на улице посетовал, что храмы закрывают и священников арестовывают. И сказал, что жизнь тяжёлая. Всё. Виновным себя не признал. Осуждены были 7 человек. Двое расстреляны: протоиерей Григорий Христорождественский и Филатов И.И. Одному дали 10 лет лагерей, четырём по пять. Логики в приговоре не найти. Переписывающий и читающий книгу отделался 5 годами. Даже в руках её не держащий – расстрелян. В конце дела три листочка справки из мучкапского сельсовета о священнике. Три строчки в конце: «Всегда и всюду ведёт агитацию против всех мероприятий, проводимых Соввластью, группирует возле себя тёмную и несознательную массу». Вот и причина приговора, за подписью и печатью... Расстрел произошёл в г. Тамбове, на территории Казанского монастыря. Там, в подвале храма, стены были выщерблены от пуль. Здесь располагалось ГПУ. И тут же отец Григорий в юности учился в семинарии. Последний свой экзамен он сдал в 58 лет. АУФСБ ТО Д.Р.- 12319. Ссылка на фотографии дела | | |
INA06Модератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1906 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2233 | Наверх ##
24 декабря 2019 23:51 Коновальцев Иван Николаевич, дата рождения 14.04.1899, сын крестьянина села Мучкапа Свидетельство об окончании Тамбовского мужского двухклассного училища продается тут
   | | |
Alekc174 Челябинск Сообщений: 679 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 678 | Наверх ##
12 января 2020 20:24 12 января 2020 20:25 Анисимов Петр Павлович год рож. Прим. 1870-1880.
Поиск любой информации. Раскулачин или репрессирован в 1929 году выслан. --- Сосновка-Челябинск
| | |
|