На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Уважаемая Елена Николаевна, понравилось мне стихотворение Юрия Воронова, разрешите ... ------ За залпом залп. Гремит салют, Ракеты в воздухе горячем, Цветами пёстрыми цветут, А ленинградцы тихо плачут.
Не успокаивать пока, Не утешать людей - не надо, Их радость слишком велика - Гремит салют над Ленинградом !
Их радость велика, но боль Заговорила и прорвАлась, На праздничный салют с тобой Пол - Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют, И лиц, запрятанных не прячут. Сегодня в городе - Салют ! Сегодня Ленинградцы плачут...
2500 человек пробежали марафон «Дорога жизни» в Ленобласти
В 47 регионе 27 января прошел марафон «Дорога жизни». Участие в мероприятии приняли около 2500 человек, сообщается на сайте администрации региона.
Марафонцы преодолели 42 километра пути от мемориала «Разорванное кольцо» до мемориала «Цветок жизни». Спортивное событие было приурочено к 75-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
История марафона начинается 21 января 1970 года, когда житель блокадного Ленинграда, известный советский сверхмарафонец Григорий Колгашкин вместе со своими друзьями совершил пробег между мемориалами.
Документально-просветительский телепроект "Блокадные храмы Петербурга" представлен в Доме журналиста 24 января, накануне празднования 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Фото: Марина Куракина
Впервые фильм был представлен накануне дня начала блокады Ленинграда, 7 сентября, в медиацентре городского правительства, а в день начала блокады был показан в эфире телеканала "Санкт-Петербург".
Перед показом руководитель проекта Наталья Родоманова поблагодарила священнослужителей, историков и других экспертов, принимавших участие в съемках, отметив, что фильм - это общий труд, и важно рассказывать современникам о малоизвестных страницах церковной истории.
Во время блокады действовало десять православных храмов, девять из которых сохранились. Это Николо-Богоявленский, Спасо-Преображенский и Князь-Владимирский соборы, Никольский храм на Большеохтинском кладбище, храм преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, храм Иова Многострадального на Волковском кладбище, Спасо-Парголовский храм и храм великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, а также Князь-Владимирский храм в Лисьем Носу.
Фильм назван "Блокадные храмы Петербурга", хотя в те годы город назывался Ленинградом. Это не случайно: помимо не закрывавшихся во время войны церквей в нем рассказано о храмах, появившихся на карте города уже в XXI веке, где особо хранят память о погибших жителях и защитниках города. Это храмы мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове, Всех святых, в земле Русской просиявших, в парке Победы, Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте.
"Мы считаем важным, что удалось сделать публичным достоянием фрагменты удивительных судеб священников блокадного города, озвучить их имена, представить фотографии из их личных дел, хотя бы кратко рассказать обо всех сохранившихся блокадных храмах, - отметила Наталья Родоманова. - Священнослужители совершали ежедневный подвиг, не думая о том, что они его совершают. Когда замерзало лампадное масло, шли артобстрелы, люди падали от голода и усталости, священники продолжали служить у престола Божия, отпевали усопших, возносили молитвы о здравии и сохранении воинов, города и Отечества. Многие пешком преодолевали десятки километров, чтобы добраться до мест служения. А когда в лютые блокадные зимы силы их покидали, некоторых священников привозили в храмы на санках, чтобы они могли продолжить служить".
В фильме использованы материалы архива и музея Санкт-Петербургской епархии, звучит запись голоса митрополита Алексия (Симанского), который разделил с ленинградцами все тяготы блокадного времени. Экспертами стали хранитель епархиальных архива и музея Ольга Ходаковская, профессор Европейского университета Никита Ломагин, историки Юрий Соколов и Иван Петров.
Рассказ ведут настоятели и клирики блокадных и мемориальных храмов: протоиереи Владимир Сорокин, Михаил Стрельников, Вадим Балакирев, Сергий Ашиток, Антоний Витвицкий, иерей Игорь Троицкий. О старосте блокадного прихода храма святого Димитрия Солунского в Коломягах Ефиме Привалове рассказывает его внук - профессор СПбГУ Серафим Чуков.
Ведущий фильма Александр Малич рассказал, что его бабушка была блокадницей, поэтому он сразу согласился принять участие в проекте. Обстоятельства церковной жизни в блокадном городе остаются неизвестными основной массе людей, об этом практически не говорят.
Режиссер Светлана Лялькина приветствовала молодежь, пришедшую на киновечер. Она рассказала, как во время работы над материалами в архиве епархии случайно обнаружилось, что ее знакомый оператор - правнук протоиерея Михаила Славнитского, бывшего во время блокады настоятелем Никольской церкви на Большеохтинском кладбище.
"Молодые люди думают, что блокада - это далеко, а история внезапно оказывается на расстоянии вытянутой руки: вот наш оператор Сергей - и вот его прадед-священник... Важно чувствовать, как все близко. Здорово, что сегодня много молодых людей в зале. У кого-то, возможно, еще остались в живых родственники-блокадники, но все меньше остается среди нас людей, помнящих блокаду, а это наша история, ее нельзя забывать".
Телепроект "Блокадные храмы Петербурга" создан творческой "Студией "Образ" при поддержке сектора коммуникаций епархиального информационного отдела. В фильме использованы малоизвестные фотографии, военная хроника, личные и церковные архивы. О некоторых фактах, судьбах и документах рассказано впервые.
27 января в 6:30 фильм покажет телеканал "Санкт-Петербург".
На Пискаревском мемориальном кладбище 26 января состоялось возложение венков и цветов, посвященное 75-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Фото: Станислав Марченко
В церемонии участвовали спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, и.о.губернатора Александр Беглов, полпред президента в СЗФО Александр Гуцан, председатель Заксобрания Вячеслав Макаров, представители органов городской и областной власти, дипкорпуса, религиозных и общественных организаций, ветераны и жители блокадного города.
Делегацию Санкт-Петербургской епархии возглавил епископ Кронштадтский Назарий. Цветы возлагали председатели епархиальных отделов, клирики храмов. У монумента Матери-Родины священнослужители пропели "Вечную память".
"Мои родственники жили на Обводном канале, недалеко от храма Воскресения Христова, где я служу, - рассказал корреспонденту ИА "Вода живая" протоиерей Георгий Пименов. - У тети Лены была швейная машинка, она шитьем зарабатывала на жизнь. У кого-то из родственников была возможность уехать в эвакуацию на машине, они звали ее с собой, а она сказала: "Как же я оставлю машинку, чем я буду зарабатывать на жизнь?" Осталась вместе с детьми, и все они умерли в первую блокадную зиму, лежат на Пискаревке в братской могиле. Моя бабушка и ее двоюродная сестра пережили блокаду. Сестра бабушки работала на заводе "Светлана", делала снаряды, на работу с 7-й Красноармейской ходила пешком. Потом ее взяли на фронт, закончила войну под Кенигсбергом. Бабушка была детским врачом. Мама родилась в 1941-м году, и бабушка с ней гуляла. Мимо шли солдаты, они уходили на фронт. Удивлялись, говорили: "Неужели дети остались в Ленинграде? Дайте подержать живого ребенка!" Но потом бабушка с мамой эвакуировались и выжили. Сейчас блокадные даты отмечаются торжественно, а раньше никому бы это в голову не пришло. Люди, пережившие войну и блокаду, мало и неохотно рассказывали об этом, вообще старались не вспоминать".
Ранее траурная церемония прошла у памятной надписи с предупреждением об артобстреле на фасаде дома 14 по Невскому проспекту. Памятные церемонии прошли также на Серафимовском, Смоленском, Богословском, Невском воинском кладбищах, на площади Победы, на мемориале "Красная Слобода".
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 27 января в храмах и монастырях епархии после Божественной литургии совершены поминовения православных христиан - жителей и воинов, защитников блокадного города на Неве.
Сергей Ларенков Блокада. Связь времен. Полный альбом 1941-1945/2009-2019
Ровно десять лет назад я разместил первые фотореконструкции блокадного Ленинграда. С той поры я создал около 400 работ и сегодня решил собрать все фотореконструкции в максимальном качестве без каких-либо логотипов в новый альбом, все фотографии можно скачивать и использовать на свое усмотрение. С наступающим праздником 75-летия Ленинградской Победы! http://vk.com/liniya_fronta_ki...1195%2Fall
#БлокадаЛенинграда: новгородские страницы... Успенский Николай Дмитриевич (1900-1987) – выдающийся литургист и музыковед, специалист в области церковной истории. Уроженец деревни Поля Демянского уезда Новгородской губернии. Рос и учился в поселке Окуловка. Выпускник Старорусского духовного училища и Новгородской духовной семинарии.
Во время войны Николай Дмитриевич оставался в Ленинграде и все 900 блокадных дней был начальником отряда противовоздушной обороны. Оборонную службу совмещал с работой в единственной действующей в Ленинграде детской музыкальной школе.
Кроме того, всю блокаду он служил регентом Николо-Богоявленского кафедрального морского собора. По своему значению это было сродни символам стойкости блокадного Ленинграда – голосу Ольги Берггольц в черных тарелках репродукторов и 7-й симфонии Шостаковича в стылом, нетопленном зале филармонии. Он тоже помогал ленинградцам оставаться несломленными, в нечеловеческих условиях сохранять человеческое достоинство, ободрял и утешал их. Это был личный вклад в Победу ученого-богослова, музыканта-педагога и бойца отряда противовоздушной обороны Николая Дмитриевича Успенского. Вклад, удостоенный ордена Великой Отечественной войны I степени.
Поисковый отряд "ЛИНИЯ ФРОНТА" КООМПО "Долг" 39 минут назад
75-ю годовщину со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады наши поисковики встречают... в блокадном Ленинграде. Да, ни больше ни меньше! К памятной дате на нескольких улицах Санкт-Петербурга была воссоздана атмосфера героических и трагических дней блокады. Экспозиция получила название "Улица жизни". Замерший посреди улицы трамвай - символ самой тяжелой и страшной зимы 1941-42 годов. Зенитки, охраняющие ленинградское небо. Легендарная "полуторка" - на таких легких грузовиках в осажденный город доставляли продукты по ледовой "Дороге жизни". Противотанковые ежи и уличные громкоговорители, стенды с агитационными плакатами и афишами. Вопреки всему - обстрелам и бомбардировкам, голоду и холоду - ленинградцы жили и боролись за жизнь: пожарные тушили здания после вражеских бомбежек, сотрудники городских служб расчищали завалы, работали предприятия, больницы, учреждения культуры, транслировались передачи по радио.
Посетители выставки могли не только рассмотреть вблизи каждый экспонат, но и прочитать о нем подробную информацию. Засыпавший технику снег придал "Улице жизни" еще больше правдоподобия.
Экспозиция работала всего 4 дня, с 25 по 28 января. Теперь ее уже нельзя увидеть "вживую" - только на фото. Все фото здесь: http://vk.com/album-130990648_260208333 . За фоторепортаж спасибо Илье Онучину!
Нина Соколова - инженер-полковник Военно-морских сил СССР, водолаз. В 1942 году она участвовала в строительстве бензопровода, проложенного по дну Ладожского озера и ставшего для осажденного Ленинграда "артерией жизни".
Нина Васильевна Соколова родилась в 1912 году в Череповце в многодетной семье. С ранних лет мать брала ее на тяжелую работу как помощницу, поэтому к труду и самостоятельности Нина была приучена с детства.
В 1931 году девушка поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а после его окончания получила направление в ЭПРОН - Экспедицию подводных работ особого назначения, которая занималась подъемом затонувших объектов, спасением иностранных и отечественных судов, строительством портов, прокладкой подводных трубопроводов.
Для выдачи свидетельства, разрешающего Соколовой подводные спуски на глубину до 10 метров, начальнику ЭПРОНа, контр-адмиралу Фотию Крылову, понадобилось заручиться личным разрешением Михаила Калинина. В личном деле военнослужащей Крылов дал ей такую характеристику: "Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных". Так Нина стала первой в истории женщиной-водолазом.
Службу Соколова начала в холодном Баренцевом море в 1939-м. К началу Великой Отечественной войны Нина уже была главным инженером 27-го отряда ЭПРОНа. Ее подразделение восстанавливало подводные коммуникации после бомбежек, поднимало затонувшее оружие, продукты, технику. В осажденном городе 27-й отряд ЭПРОНа работал в условиях артиллерийского обстрела и авиационных налетов: водолазы поднимали с затонувших барж мешки зерна, прокладывали подводный телефонный кабель.
На Ладоге строились подводные железнодорожные спуски и подъемы: цистерны с бензином, застрявшие у озера, спускали прямо на воду и буксировали на противоположный берег, где снова ставили на рельсы. Весной 1942 года вопрос, как по дну перейти Ладожское озеро, стал в буквальном смысле вопросом жизни и смерти: в блокадном городе горюче-смазочных материалов оставалось на 100 дней.
Легендарная женщина-водолаз участвовала в строительстве бензопровода через Ладогу - "артерии жизни" для осажденного Ленинграда. Руководитель Кронштадтского Морского музея Владимир Шатров рассказывает, что начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков называл саму Соколову автором идеи спасительного подводного бензопровода. Сооружение этой магистрали для многих стало главным делом жизни - и для эпроновцев, и для специалистов "Нефтепроводпроекта", предшественника компании "Гипротрубопровод". Задача стояла тяжелейшая: работать нужно было быстро и тайно, а опыта сооружения подобных магистралей не существовало ни в отечественной, ни в зарубежной практике. 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление о строительстве трубопровода, назначив срок 50 дней. Главным инженером был назначен опытный проектировщик "Нефтепроводпроекта" Давид Шинберг.
Сотрудники отряда Соколовой в реализации проекта сыграли огромную роль: они проводили все подводные работы на дне озера, гидроиспытания, участвовали в укладке труб, обеспечивали необходимый водный транспорт для проведения работ.
Началась укладка первой километровой плети 26 мая. Ладога была неспокойной, дул сильный ветер. Эпроновский катер-буксир подцепил головной понтон с готовой плетью и двинулся к створу трассы. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление оборвалось, и плеть исчезла в волнах. С этого дня установили правило не работать в шторм. Работа по укладке продолжилась с 31 мая - подгонка и сварка плетей средней длины 1,4 километра. На дно Ладоги подводники уложили 15 таких плетей.
Задание было выполнено за 43 дня - 16 июня 1942 года. Трубопровод протяженностью 29 километров (из них подводная часть - 21 км) и диаметром чуть больше метра проложили на глубинах до тридцати пяти метров. На восточном берегу установили две насосные станции, на западном - резервуарный парк и наливную эстакаду. Производительность бензопровода по разным оценкам составила от 400 до 600 тонн горючего в сутки. За общее время эксплуатации - с июня 1942 по март 1943 года - в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина. После снятия блокады труба была заморожена. Об "артерии жизни" немцы так и не узнали. Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника Военно-Морских сил. Во время работы на Ладоге она была дважды ранена. Ее личный счет под водой - 644 часа, то есть почти 27 суток. Легенда ЭПРОНа награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и "Знак Почета".
В 34 года Нина Соколова стала инженером-полковником, преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе (ныне - Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт). Единственная женщина-водолаз последней войны ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни. Имя Нины Васильевны Соколовой занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.
Мемориальную доску первой в СССР женщине-водолазу Нине Васильевне Соколовой открыли в Петербурге 28 января 2019 года. Доску разместили на фасаде дома №48 по улице Ленина. Там Нина Соколова жила с 1957 по 2001 год. Инициатором установки выступила компания «Транснефть — Балтика». На торжественном мероприятии присутствовали дети Соколовой: Марина Александровна Лабецкая и Евгений Викторович Зубков. http://rg.ru/2016/07/20/nina-s...olaza.html
Да, Воронов - замечательный ленинградский поэт; каждое слово в строке незаменимо.