Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Образование в Кромском уезде

Земские школы, министерское училище

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: Tilo
Tilo
Модератор раздела

Частный специалист

Орёл
Сообщений: 481
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 853
О СОСТОЯНИИ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1894г.

В отчете о положении хозяйства земская управа указывает на продолжающееся развитие народного образования, что видно из переполнения школ учениками, перестройки заново школы в с.Глинках и расширении школы в с. Соскове усердием кр-на Брусенцева. Также земство получило ходатайства от 2 сельских обществ о принятии школ в ведение земства. На ряду с этим управа с сожалением указывает, что есть такие уголки, где польза грамоты недостаточно сознается, что отражается в крайне плачевном состоянии школьных зданий. Так управой вносится доклад о прекращении пособия школе в Старых Турьях из-за полной непригодности этой школы.
Окончило курс в прошлом году 190 мальчиков и 17 девочек.
Смета выразилась в сумме 15577 р., в том числе на народное образование 14040 р., на пособие школам грамоты 100 р., на общественную библиотеку в г. Кромах в память И.С. Тургенева 652 р., на пособие ученикам городского училища 50 р., мальчику, обучающемуся в Кутафинской школе 50 р., на канцелярию училищного совета 50 р., на курсы садоводства 100 р., пособие ученику городского училища 60 р., на введение военной гимнастики в школах 25 р., на награду дьякону И.М. Соколову за обучение церковному пению 50 р., на награду учителям земских школ 50 р., на ремонт женской школы 50 р.
Школу в д. Мураевке поставлено принять в ведение земства, когда она будет отстроена и с тем условием, чтобы она удовлетворяла вполне необходимым условиям в отношении тепла и удобства.
---
Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК
Tilo
Модератор раздела

Частный специалист

Орёл
Сообщений: 481
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 853
О СОСТОЯНИИ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1896г.

Из отчета о положении земского хозяйства видно, что в земских школах обучалось 3967 человек: 3425 мальчика и 542 девочки. Окончило курс 199 мальчиков и 29 девочек — всего 228. Построены новые школы в д. Зябловой Коровье-Болотовской волости при материальной помощи Г.С. Щербачева и в с. Камнеце-Горчаковском при материальной помощи М.Н. Озерова и В.П. Малышева. Общество д. Зябловой уступает под огород при школе 150 кв. саж.
На народное образование внесено в смету 18525 р., в том числе и на жалованье учителям с обучением пению, покупку учебных книг, пособий, материала для классной мебели и переплета книг — 15325 р., на пособие ученикам городского училища — 50 р., на канцелярию училищного совета — 75 р., на обучение 4-х учеников — 200 р., на введение военной гимнастики — 100 р., на публичную библиотеку им. И.С. Тургенева — 375 р., в награду учителям земской школы — 350 р., на продажу книг при библиотеке — 50 р., на постройку школы в с. Холодове в память И.С. Тургенева — 1700 р., на сарай при Кривчиковской школе — 150 р., на приобретение волшебного фонаря — 150 р.
В заседании 26 сентября заслушан доклад управы о разработке плана строительства школ. Копии этого плана должны были быть разосланы во все волостные правления для руководства при устройстве новых школ. К планам добавлялся комментарий, что параметры школы рассчитаны на 50 учеников, с помещением для одного учителя, и при планировании принятия большего количества учеников, размер помещений должен быть пропорционально увеличен.
Из отчета о библиотеке видно, что с февраля управой открыта при библиотеки книжная торговля и продано книг на сумму 6 р. 49 к.
В заседании 27 сентября перед обсуждением сметы расходов на народное образование председатель собрания заявил о необходимости устранения неудобств и удовлетворения неотложных нужд, относящихся до школьного дела. В первом своем заявлении председатель собрания указал на ненормальность найма сторожей для земских школ. Сторожа в настоящее время поставлены так, что учителя и учительницы находятся от них в некоторой зависимости, а это происходит от того, что сторожей нанимает сельское общество, и часто сторожа нанимаются с их же отоплением школы. Такое положение дела председатель находит ненормальным, а потому и просит собрание принять меры к устранению этого. Собрание постановило просить земских начальников оказать свое содействие, чтобы сборы с сельских обществ на найм сторожей и отопление школы по необходимой потребности вносились сельскими старшинами, и чтобы сторожа не имели права заниматься отоплением школьных зданий. Во втором заявлении председатель собрания указал, что ученики школ тех селений, где нет церквей, редко посещают богослужение, а потому он находит необходимым, хотя бы раз в месяц, приглашать священника служить всенощную в школе. В третьем своем заявлении председатель собрания высказал, что учителя земских школ не имеют никакого материального обеспечения. Такое положение дела он находит крайней нежелательным. В прежнее время поднимался вопрос об эмеритуре, но так как устройство эмеритуры потребует громадных и непосильных затрат со стороны земства, поэтому он предлагает устроить сберегательно-вспомогательную кассу для служащих в училищах земства, как это уже сделано земством Елецкого уезда.
---
Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК
Tilo
Модератор раздела

Частный специалист

Орёл
Сообщений: 481
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 853
О СОСТОЯНИИ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1897г.

В отчетном году в 43-х земских школах обучалось всего 3909 человек. Из них мальчиков — 3498 и девочек — 411. Окончило урс 193 мальчика и 24 девочки (всего 217 человек). В среднем на каждую школу приходится около 90 учеников и 5 выпускников. Деятельность земства выражается в выдаче жалования учительскому персоналу и снабжении школы книгами, учебными пособиями и необходимой классной мебелью.
Смета на народное образование составляет всего 18655 р., в том числе на содержание учителей — 9565 р., помощников учителей — 2370 р., законоучителя — 1900 р. (всего 14000 р.). На нужды церковно-приходских школ — 100 р., на канцелярию училищного совета — 75 р., на учебные пособия и классные принадлежности — 1500 р., на пособие бедным ученикам городского училища — 50 р., на пособие ученикам в распоряжении председателя училищного совета — 230 р., на пособие бывшей учительнице Жехавской — 50 р., в награду учителям — 350 р., на пособие учителю Полякову — 50 р., на публичную библиотеку И.С. Тургенева — 375 р., на продажу книг при библиотеке — 50 р., Кромскому тюремному отделению на библиотеку — 15 р., на устройство сарая при Кривчиковской школе — 70 р., на классную мебель в Кутафинское училище — 60 р., на военную гимнастику — 100 р., на содержание женской школы в Кромах — 1280 р., на пристройку старого здания в Кривчиковской школе — 300 р.
Перестроена заново школа в с. Холодове.
В заседании 27 сентября председатель собрания довел до сведения собрания о неудовлетворительности зданий некоторых земских школ, в этом случае особенно выделяются школы: Шереметьевская, Гостомльская, Тросенская, Добрынская и Верхне-Мухановская. Некоторые из них придерживаются подпорками. Они так стары, темны, с отсутствием в них воздуха, что продолжать учение в них дальше будет вряд ли возможно, а потому он и предлагают собранию принять со своей стороны меры к устранению этих неудобств. Собрание постановило поручить управе обратиться с просьбой от имени собрания к земским начальникам, в районах которых находятся упомянутые школы сельские общества или вновь устроили школу, или исправили старую настолько, чтобы в ней возможно было продолжать обучение детей и жить учителю. Также поручается управе через земского начальника сообщить этим обществам постановление собрания о прекращении выдачи содержания учителю и учебных пособий тем школам, которые общества по требованию земства отказываются исправлять.
---
Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК
Tilo
Модератор раздела

Частный специалист

Орёл
Сообщений: 481
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 853
О СОСТОЯНИИ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1898г.
В отчете о положении земского хозяйства видно, что в 44 земских школах обучалось всего 4260 человек (3740 мальчиков и 520 девочек). Окончило курс в этом году 218 мальчиков и 46 девочек (264 человека).
С 10 июня по 10 июля для народных учителей и учительниц с помощниками в Кромах были учреждены временные педагогические курсы по арифметике и русскому языку. По арифметике был приглашен учитель Карачевской учительской семинарии А.Я. Лещинский и по русскому языку наставник этого же заведения — В.Ф. Андреев.
Согласно постановления экстренного земского собрания отпразднован 25-летний юбилей существования женской школы, на что был разрешен расход в 50 р. в распоряжение председателя земского собрания и 150 р. в пользу учительницы К.Е. Желоменской, которая работала в этой школе с момента основания.
Приняты земством новые школы в д. Нижней Костеевке и в сельце Малой Рыбинке.
Смета на народное образование составляет 19705 р. В том числе согласно подробного расчета на содержание начальных школ в уезде — 14450 р., на обучение пению — 350 р., на преподавание военной гимнастики — 450 р., на пособие церковно-приходским школам в распоряжение председателя училищного совета — 75 р., на учебные пособия и классные принадлежности — 1800 р., на пособие бедным ученикам городского училища — 50 р., в распоряжение председателя училищного совета на учеников — 140 р., в награду преподавателям земских школ — 440 р., на пособие ученикам Вышневолоцкого училища — 200 р., на публичную библиотеку им. И.С. Тургенева — 375 р., на продажу книг при библиотеке — 50 р. , на содержание женской школы в Кромах — 1500 р., орловскому комитету народных чтений для покупки волшебного фонаря для земских школ — 25 р.
В настоящий момент в Гуторовской школе при пособии А.Г. Критской пристроено помещение для учителя, а Добрынская весьма плоха, но на ее обновление местными обществами собираются деньги. В некоторых школах указывается опять на зависимость учителя от сторожа. Председателем управы высказано, что при осмотре школ указанные недостатки частично исправлены, но некоторые школы требуют серьезного переустройства, непосильного сельским обществам. И он, председатель, находит необходимым открыть для этих обществ кредит от земства на постройку и исправление школ с рассрочкой выданной ссуды на несколько лет.
---
Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК
Tilo
Модератор раздела

Частный специалист

Орёл
Сообщений: 481
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 853
О СОСТОЯНИИ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1899г.

Как видно из отчета о положении земского хозяйства в отделе по народному образованию, в 1898-1899 г. в Кромском уезде функционировало 46 земских школ и одно земское женское училище в Кромах, всего 47 школ. Во всех народных школах и женском училище было 4278 учащихся.
Сравнивая число учащихся и окончивших курс в отчетном году с числами минувшего года, увидим, что в прошлом году посещало школы 4260 учеников, из них курс в выпускном классе окончило 264. В нынешнем же году обучалось 4278, т.е. больше прошлого года только на 18 человек, что по мнению земской управы, весьма незначительно, так как число школ увеличилось с 45 до 47 (открыты вновь Нижне-Костеевская и Малорыбинская сельские школы), а следовательно число учащихся должно бы было увеличиться гораздо больше. Число окончивших курс в нынешнем году также увеличилось незначительно, всего лишь на 28 человек (с 2634 до 292). Такая незначительность объясняется малоуспешностью некоторых школ. Так, например, Каменец-Горчаковской школой не было представлено к экзамену ни одного ученика, а в Глинской, Гуторовской и Кировской хотя и были выпускники, но всего лишь по 1 из них в каждой школе сдали экзамены.
Во всех 47 школах преподавание велось учителями, учительницами и их помощниками, законоучителями. Весь учительский персонал получает содержание от уездного земства.
---
Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК
Tilo
Модератор раздела

Частный специалист

Орёл
Сообщений: 481
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 853
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В КОНЦЕ 1890-Х гг.

Кромская уездная земская управа представляет вниманию собрания несколько слов о самом преподавании в земских школах. Кроме грамоты и других научных предметов в некоторых земских школах преподавались церковное пение и гимнастика. Пение преподавалось в 5 школах: Воронецкой, Гостомльской, Кривчиковской, Мелиховской и Плосковской, а гимнастика в 3-х школах: Гостомльской, Мелиховской и Турейской.
Большинством священников редко посещаются школы, в особенности Голубицкая, Добрынская, Кировская и Турейская. Во многих школах плохо преподавалось чистописание и ученики, за немногим исключением, пишут крайне некрасиво.
Возвращаясь к вопросу слишком небрежного преподавания в школах Закона Божия, управа находит необходимым указать на причину, тормозящую преподавание этого главного в народных школах предмета. Право преподавать Закон Божий исключительно предоставлено местным священникам или лицам, получившим богословское образование; между тем священники по разным причинам нередко пропускают уроки; в селениях же, где при церкви один только священник, он не имеет возможности одновременно с требами по приходу и преподаванием в школе, а потому, естественно, преподавание, как предмет в обязанностях священника второстепенной важности, отходит на задний план. К устранению этого неудобства управа, по примеру многих земств рекомендовала бы собранию единственную меру - ходатайствовать перед властями о разрешении преподавания Закона Божия, кроме местных священников, псаломщикам, окончившим курс богословских наук, кои, как лица более свободные от треб по приходу, могли бы с большим успехом заниматься делом преподавания, а в тех местах, где помимо священников и лиц с богословским образованием не имеется, разрешить преподавание светским учителям народных школ, которые и в настоящее время в большинстве случаев, во время отсутствия священников, фактически состоят законоучителями в силу необходимости. Что же касается вопроса, насколько учителя и учительницы могут быть пригодны для преподавания, то в этом вряд ли, можно иметь сомнение, так как каждый из них, по всей вероятности, обладает достаточными для этого познаниями, тем более, что в Кромском земстве большинство учителей окончило курс епархиального женского училища.
---
Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК
Tilo
Модератор раздела

Частный специалист

Орёл
Сообщений: 481
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 853
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В 1890-е гг.

По вопросу о влиянии на некоторые стороны народного образования экономического благосостояния и грамотности крестьянского населения, управа за отчетное время произвела со своей стороны некоторые наблюдения и по возможности собрала статистические сведения, из их рассмотрения можно сделать вывод, что распределение учащихся в сельских училищах по отделениям крайне неравномерно. В школах с тремя отделениями, каждое из них должно было состоять приблизительно из 1/3 учащихся, на 2 старших отделения должно было приходиться около половины всех учащихся в школе. В действительности же младшие отделения отличаются своим многолюдьем, а в старших число учащихся очень незначительно. Этот факт вполне ясно свидетельствует о том, что значительная часть учащихся в сельских школах не проходит полного курса, а стало быть не получает законченного даже элементарного образования.
Сопоставляя экономическое положение и грамотность семейств, к которым принадлежат учащиеся дети, с занятиями в школах, оказывается, что распределение по отделениям детей, семьи которых занимаются хлебопашеством, находится в тесной зависимости от экономического положения последних, что подтверждается данными.
В старших отделениях обучались дети из семей, которых:
не имеют скота — 10%
имеют мелкий гулевой скот — 11%
имеют коров — 19%
имеют 1 шт. рабочего скота — 16%
имеют 2 шт. рабочего скота — 18%
имеют 3 шт. рабочего скота — 25%
Следовательно, чем зажиточнее родители, тем большая часть детей получает законченное образование. Больший достаток и наличие образование у родителей открывает возможность на более длительный срок посылать детей в школу. Таким образом, чем более зажиточные или грамотнее население, тем, во-первых, оно дольше оставляет своих детей в школе, и, во-вторых, тем легче дается детям школьная наука.
---
Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК
Tilo
Модератор раздела

Частный специалист

Орёл
Сообщений: 481
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 853
ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ЖАЛОВАНЬЯ УЧИТЕЛЬСКОМУ ПЕРСОНАЛУ В 1890-е гг.
Развитие школьного дела в России идет повсеместно столь быстрыми шагами, что учителя Орловской губернии, при общем недостатке учащих, везде являются желанными людьми. Каждую осень замещение учительских вакансий в Кромском уезде представляет целый ряд затруднений. Трудно, конечно, при такой постановке дела, ожидать чтобы состав персонала мог удовлетворять тем требованиям, которые к нему предъявляются. Нельзя, однако, и требовать, чтобы мало-мальски способный человек (если исключить фанатиков училищного дела) пожелал влачить существование при 200 р. в год, при скверной квартире и тяжелом труде без вской надежды на лучшее будущее. Понятно, что все, что есть лучшего в училищном составе бежит из школы и остается одна посредственность. Что терпит школа от постоянной смены учителей ясно для каждого, не говоря уже о том, что ей при подобных условиях немыслимо иметь должное значение и расположение населения. Конечно, уезд бессилен для самостоятельной борьбы с этим злом. Здесь нужна посильная помощь губернского земства и Министерства, и только серьезными энергичными реформами можно поднять как материальное положение, так и нравственные достоинства училищного персонала. За минимальную цифру жалованья следует принять — 240 р., максимальную — 488. Вознаграждение за пение, гимнастику, рукоделие и другие побочные предметы, в расчет не принимаются и считаются отдельно. Эта ничтожная в глазах людей, привыкших считать на тысячи, прибавка к годичному окладу учителя рисуется этим скромным труженикам, этим сеятелям знания на ниве народной, чем-то вроде светлой зари! Несколько десятков лишних рублей в год, давно заслуженных, хоть немного скрасит их серую, неприглядную жизнь, в которой тяжелый и ответственный труд тормозится и отравляется мучительной тревогой за черный день и хлопотливой заботой о том, как свести концы с концами в этом грошовом бюджете, как прокормить себя и близких.
Вполне своевременно подумать о серьезных мерах, упрочивающих судьбу школы. Ведь первоначальные оклады учащих в 200 р., ведут свою историю с 1869 г.. В настоящее время учителю за 200 р. существовать возможно разве при условии отказа себе в самом необходимом, а уже о расходах на самообразование, чтение, поддержание здоровья, помощь родным и близким родственникам, воспитание детей и думать нечего.
Следует установить прогрессивную прибавку к жалованью народных учителей, при этом желательно было бы, чтобы губернское земство приняло на себя половину приплаты к жалованью, при условии, если вознаграждение от уездного земства учителям будет 240 р. в год и при том, если уездное земство будет прибавлять только тем учителя, которые обладают достаточным образовательным цензом. А таковыми должны признаваться учителя и учительницы, окончившие учительские семинарии, гимназии, духовные семинарии, женские институты, женские епархиальные училища и те, которые имеют звание домашних учительниц. Хорошим же учителям без вышеупомянутого образовательного ценза уездное земство может делать прибавки исключительно за свой счет.
Сумма же прибавок такова: получающим 200 р. после 5 лет службы прибавляется в год 24 р.; прослужившим 10 лет прибавить 48 р., 15 лет — 60 р., 20 лет — 72 р., 25 лет — 84 р., т.е. 288 р. прибавки, а всего с прежним жалованьем 488 р. в год — это максимальный предел жалованья, который управа полагала бы установить для учителей и учительниц Кромского земства.
По Кромскому уезду среди учительского персонала женский пол почти вдвое превышает мужской, учащие в земских школах, главным образом, из светских учебных заведений, получивших воспитание в заведениях духовного ведомства, подавляющий процент дает епархиальное училище среди женщин. По сословиям педагогический персонал земских школ распределяется так: учителя из крестьян, духовных, дворян, мещан. Возраст среди учителей и учительниц преобладает средний от 21-30 лет, затем следует возраст от 31-40 лет, возраст юношеский (от 17-21 лет) занимает 5,46% учителей и 18,44% учительниц. Потом заметный процент приходится на возраст от 41-50 лет и очень небольшой процент от 51-60 лет.
Жалованье колеблется между 120-370 р. в год среди учителей и 120-420 р. среди учительниц.
Одиночек учителей -25,5%. 74,5% имеют еще кого-либо на своем попечении ; среди учительниц 80% — девушек, и одиночек среди учительниц несколько больше, чем среди учителей — 57,9%.
Скудность вознаграждения учителей, часто обремененных большими семьями, заставляет многих из них покидать школу и искать на другом поприще более выгодные материальные условия.
---
Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК
Tilo
Модератор раздела

Частный специалист

Орёл
Сообщений: 481
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 853
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1890-е гг.
Состав учащихся — исключительно дети крестьян. Влияние родителей, занятых с утра тяжелой работой, какое оно может быть? Дети безусловно предоставлены сами себе и умственный и нравственный облик дает им суровая наставница — деревенская улица. Отсутствие воздуха, недостаток питания и прочие спутники бедности и невежества налагают в свою очередь отпечаток и на физическую их природу. Среднее число учащихся в училищах по отделениям за последние 5 лет увеличилось на 26%. Толковое обучение детей при таких условиях становится делом крайне тяжелым, а меду тем первоначальная постановка обучения грамоте оказывает сильное влияние и на дальнейшую судьбу учащихся.
Можно научить детей читать и рассказывать прочитанное, но в то же время, не внушив им интереса к делу, не пробудить активного участия мыслей в прочитанном. Тогда дети относятся к чтению как к повинности, формально, пассивно, усваивая все поверхностно лишь затем, чтобы гарантировать себе отсутствие назойливости учителей. Жалкий запас непродуманных сведений, приобретаемых при этом, располагается в детской голове и по существу представляет бесполезный балласт памяти. Эти сведения быстро улетучиваются, оставляя незначительный след в душе ребенка. Представление о книге при этом вызывает лень, а иногда и отвращение. Таким образом, на первых же порах обучение грамоте устанавливается и на более или менее продолжительное время преграда между детским умом и книгой. Особенно благоприятно должны затем сложиться условия, чтобы у этих духовных калек явилось сознание своего убожества и нужна большая сила воли, чтобы переучить себя, перевоспитать. Из всего этого ясно можно заключить какая серьезная ответственность лежит на народном учителе, далеко не всегда имеющем поддержку даже со стороны родителей. Исполнить свой долг он может лишь при непрерывной работе над самообразованием, при полной сосредоточенности в своем деле и преданности ему. Многотрудны занятия учителя на пользу просвещения народа, неприметна работа его, но благотворное его значение, несомненно скажется на развитии подрастающих поколений. Условия жизни учительского персонала, однако в настоящее время далеко не таковы, чтобы помогать им оставаться на должной высоте, и если существует у него особое усердие и преданность делу, то это явление случайное, под которым почва очень и очень зыбкая.
---
Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК
Tilo
Модератор раздела

Частный специалист

Орёл
Сообщений: 481
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 853
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В Кромском уезде детей школьного возраста, по сообщению волостных правлений, принимая за таковой от 9 до 12 лет включительно, всего 4872 мальчиков и 4496 девочек. Полагая, что из всего числа девочек желательно обучение не менее 25%, нужно считать общее число обучающихся 5996. Для обучения этого числа детей необходимы помещения, предполагая по 2 квадратных аршина на каждого, всего 11992 кв. арш. площади помещения. В настоящее время для обучения детей общая площадь составляет: в земских — 5267 кв. ар., а в церковно-приходских — 753, всего 6020 кв. ар., следовательно не хватает еще 5972 кв. арш. При составлении сети школ, необходимых для введения всеобщего обучения, принято к соображению географическое положение отдельных селений по волостям, существующие школы и их размер, и число детей школьного возраста в отдельных селениях.
---
Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: Tilo
Вверх ⇈