Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Московская школа танковых техников (1930-1937 гг.)

Поиск и обобщение сведений о школе и её курсантах до переименования в Московское танкотехническое училище (1937 г.), с последующей передислокацией в г. Киев (1938 г.)

← Назад    Вперед →Модераторы: Wojciech, chayka, ГЕРОдот
FominDima

FominDima

Москва
Сообщений: 264
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 256
Уважаемые форумчане! Мой прадед проходил обучение в Московской школе танковых техников в период с 1932 года по 1935 год. Чудом сохранившийся и найденный дневник, который он вёл будучи курсантом, возможно, будет интересен многим, поможет найти своих предков, а также прольет свет на особенности обучения, быта и военной службы курсантов тех лет. По мере возможности, в части касающейся, буду публиковать его здесь. Кроме того, буду стараться аккумулировать данные и фотоматериалы на всех курсантов школы тех лет, о чем прошу и Вас. Уверен, это будет полезно и интересно.
---
Пишу книгу о предках.
Лайк (1)
FominDima

FominDima

Москва
Сообщений: 264
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 256
Панов Дмитрий Михайлович. Выпуск 1935-го года. Снимок 1932-1933 гг.

Прикрепленный файл: img_5111.jpg
---
Пишу книгу о предках.
Лайк (1)
FominDima

FominDima

Москва
Сообщений: 264
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 256
Будущий гвардии воентехник 1-го ранга Старовит Василий Семенович, 28.01.1912 года рождения. Снимок от 01.01.1935 года.

Прикрепленный файл: post-56060-0-09913800-1371550958.jpgpost-56060-0-21631500-1371551149.jpg, 54357 байт
---
Пишу книгу о предках.
Лайк (1)
FominDima

FominDima

Москва
Сообщений: 264
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 256
Чухустов Василий Архипович, период обучения с июня 1932 года по ноябрь 1935 года. Будущий воентехник 1-го ранга. Погиб в бою в феврале 1942 года под Юхновым в составе 32-й танковой бригады.

Прикрепленный файл: IMG_2716.jpg
---
Пишу книгу о предках.
Лайк (1)
FominDima

FominDima

Москва
Сообщений: 264
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 256
«Школа размещалась во Фрунзенском районе Москвы, известном в дореволюционные годы как Хамовники, в старинном комплексе казарменных корпусов. В разное время в этих казармах размещались полки русской армии, а после революции - войсковые части и подразделения Красной Армии. В их числе был 1-й отдельный автобатальон, готовивший водителей автомобилей. В батальоне были в основном автомобили иностранных марок, которые постепенно вытеснялись первенцем отечественного автостроения АМО-Ф-15. Батальон имел несколько классов: автомобильный, мотоциклетный, химический, артиллерийский и инженерного дела. Все это было передано вначале школе младшего комсостава автомобильных войск, а затем Московской школе военных автомобильных техников. Ко времени создания школы автотехников в пяти из шести корпусов дислоцировались кавалерийские части и только в одном - размещалась школа. Через два года школе передали еще два корпуса. Вот как описывают школу её ровесники: «Перед казармами простирался огромный Фрунзенский плац, на котором проводились строевые смотры, тренировки к парадам, состязания кавалеристов в рубке лозы и джигитовке. Здесь же проводились занятия по преодолению препятствий и выучке строевых лошадей. Один из участков этого плаца выделили для школы автотехников. На нем был оборудован небольшой автодром для проведения занятий по вождению автомобиля. Вблизи автодрома находился тир, где выполнялись упражнения одиночных стрельб из стрелкового оружия». Московская школа автомобильных техников в то время была единственным военно-учебным заведением, готовившим командный и технический состав для автомобильных и танковых частей Красной Армии. Первым начальником школы был назначен один из опытных командиров того времени комбриг В. М. Черняев, прибывший с Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования командного состава, начальником политотдела школы - бригадный комиссар А. Талонов, начальником штаба - комбриг В. К. Акимов. Командный и преподавательский состав тех лет представлял собой дружный и хорошо подготовленный в военном и политическом отношении коллектив, но большинство из них не имели достаточного опыта подготовки специалистов для автомобильных и танковых войск.
Требовали своего решения многочисленные сложные вопросы по организации и методике боевой и политической подготовки. Не хватало опыта проведения занятий в учебном заведении и у работников учебного отдела, назначенных из числа командного состава бывшего 1-го отдельного автобатальона. Постепенно, в результате упорной и настойчивой работы всех командиров, политработников и преподавателей, в школе был налажен планомерный учебно-воспитательный процесс. Командование и политотдел школы проводили огромную работу по отбору на учебу лучших кандидатов из числа рабочей и колхозной молодежи. Многие из них направлялись в школу военных автотехников с крупных предприятий Москвы и Московской области, а также из других городов. Один из курсантов школы Тацкий П. Г. вспоминает, что в первый набор школы вошла группа лучших молодых рабочих Сталинградского тракторного завода и Харьковского завода имени Коминтерна. Это было подготовленное пополнение. Многие имели среднее и незаконченное среднее образование, получили подготовку на курсах добровольного общества «АВТОДОР». Часть из них экстерном сдали экзамены за 1-й курс и были сразу зачислена на 2-й. В октябре 1931 года школа выпустила первых 17 военных автотехников для автомобильных войск Красной Армии, а в следующем - 348 специалистов. В числе первых выпускников школы был А. П. Камышан (впоследствии полковник-инженер). В своих воспоминаниях он пишет: «Школа дала нам хорошие технические и военные знания. Нас, молодых техников-выпускников Московской школы автотехников, встречали в частях с большой радостью. В то время в Красной Армии было всего несколько автомобильных батальонов и один танковый полк. Но военные техники ценились исключительно высоко. Мы с большим желанием и любовью сами производили ремонт боевых машин, учили красноармейцев и командиров владеть сложной для того времени боевой техникой. Я с глубокой благодарностью вспоминаю дни моей учебы в Московской школе автотехников. Помню, как командиры и преподаватели, испытывая большие трудности, не жалея сил и энергии, передавали нам свои знания»… Развитие и усложнение боевых машин требовало подготовки квалифицированных танковых техников. В связи с этим в 1933 году Московская школа автотехников преобразуется в Московскую школу автотанковых техников. Получив задачу готовить не только автомобильных, но и танковых техников, школа провела спецнабор из отобранных в технических институтах и техникумах студентов, был сформирован специальный батальон курсантов с сокращенным сроком обучения. В 1934 г. приказом Реввоенсовета № 34 школе присваивается название Московская школа танковых механиков. Всего с 1930 по 1933 год создается шесть танковых школ (в Орле, Саратове, Горьком, Ульяновске, Москве, Ленинграде). Общее число курсантов всех шести школ составляло 6700 человек. Срок обучения 3 года. В танковую школу, как и в другие средние военно-учебные заведения, принималась гражданская молодежь с образованием: командный профиль - не ниже 7 классов, технический - не ниже 10 классов. Однако выдержать эти условия полностью из-за недостаточной общеобразовательной подготовки молодежи было трудно. Поэтому приходилось увеличивать сроки обучения, тратить значительное время на ликвидацию отставания курсантов по общеобразовательным дисциплинам.
Первым советским танком, который изучали курсанты школы, был танк МС-1. Скорость его была примерно в два раза выше скорости первых английских танков, но иногда курсанты, шутки ради, соревновались с МС-1 и нередко бегом перегоняли его. Эта машина была заменена впоследствии танком Т-26, который школа получила зимой 1933 года. Первый Т-26 был выставлен на плац школы, где заместитель командира роты по технической части выпускник школы Б. А. Томасов показывал курсантам возможности боевой машины. Невиданная по тем временам скорость (30 км/ч), высокая маневренность, вооружение (2-3 пулемета и 37-мм пушка) произвели сильное впечатление на курсантов. Лагерь с учебными полями, стрельбищем и современным для того времени оборудованием школа создала на протяжении 1934-1936 гг. в районе озера Сенеж под Москвой. Расстояние до лагеря было 75 км. В этих условиях каждый марш, совершался на тактическом фоне, представляя большие возможности для отработки задач по тактике, танкотехническому обеспечению и т. д. Для совершенствования практических навыков и приобретения опыта курсанты привлекались на войсковые учения. Техническое перевооружение армии выдвигало новые задачи перед военно-учебными заведениями. Необходимо было пересматривать учебные программы, совершенствовать методы обучения, увеличить время на изучение новых образцов вооружения, тактики, вновь появившихся технических родов войск, привлечь курсантов для решения учебно-боевых задач совместно с войсками. Так, например, в июле 1936 г. из состава школы было выделено 2 поста технического обслуживания для участия в тыловых маневрах Харьковского военного округа. Принятые меры позволили повысить уровень подготовки выпускников. Быстрое развертывание танковых и механизированных соединений остро ставило вопрос о своевременной подготовке для них командных и технических кадров. Количество курсантов военно-технических школ возрос с 31,8 процента до 63,5 процента в 1933 г. При этом возможности подготовки курсантов во всех военных школах возросла почти в 3 раза. Наряду с обучением танковых механиков для войск на Московскую школу танковых техников была возложена обязанность, проводить переподготовку среднего комсостава из младших командиров, при ней работали также курсы переподготовки комначсостава запаса и проходили военную подготовку студенты Московского автодорожного техникума. Постепенно увеличивался приток в школу командиров, имеющих войсковой опыт эксплуатации бронетанковой техники. Продолжалось совершенствование учебно-воспитательного процесса. В решении больших и сложных задач, поставленных перед школой, главенствующая роль принадлежала коммунистам. Здесь сложилась крепкая партийная организация, насчитывающая в 1933 году около 700 человек.
Как и весь личный состав Вооруженных Сил, курсанты и командиры школы принимали непосредственное участие в решении народнохозяйственных задач. Вспомним историю, тридцатые годы - период массовой коллективизации, оснащения сельского хозяйства новой сложной техникой. Кадров (механизаторов) на селе было очень мало, опыта и знаний им не хватало. Уборка урожая. По решению правительства школа командировала курсантов на Украину, Северный Кавказ, Поволжье для перевозки урожая, ремонта тракторов, комбайнов, автомобилей. Только в 1933 году автомобильный батальон, сформированный из курсантов школы, за два месяца работы на Северном Кавказе обслужил 28 МТС, 250 колхозов. Было перевезено 656 тыс. центнеров хлеба, общий пробег автомашин составлял почти 1,8 млн. км. За это время было отремонтировано 211 сельскохозяйственных машин (тракторы, комбайны), отработано более 10 тыс. часов на уборке и обмолоте... За отличные показатели по выполнению этих задач школа была отмечена приказом командующего Киевским Особым военным округом и Наркомзема Украины.
В школе большое внимание уделялось физической подготовке и спорту. Выросли в коллективе школы и известные спортсмены, завоевавшие высокие спортивные титулы. Капитан Б. А. Томасов дважды - в 1936 и 1938 гг.- становился чемпионом РККА по мотокроссу. Курсант А. И. Божко в 1936 году стал рекордсменом РККА среди штангистов. Впоследствии Божко завоевал титул чемпиона мира.
Большое значение для укрепления авторитета командного состава Красной Армии имело новое "Положение о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА", утвержденное правительством 22 сентября 1935 года. Этим же постановлением учреждались персональные воинские звания: военный техник 2-го и 1-го рангов, военный инженер 3, 2 и 1-го рангов, бригадный инженер, корпусной инженер. В августе 1937 г. в дополнение к Постановлению Советского правительства от 22 сентября 1935 г. было введено воинское звание младший военный техник. Для всего командно-начальствующего состава устанавливались новые знаки различия, соответствующие воинским званиям, новая форма одежды, а также эмблемы родов войск. Введение персональных воинских званий и нового положения о прохождении службы более четко определяло военную и специальную квалификацию каждого командира и начальника, поднимало их авторитет и ответственность за обучение и воспитание личного состава.
В 1937 году Приказом Народного комиссара обороны СССР Московская школа танковых техников, успешно выполнявшая задачи по подготовке военно-технических кадров для Красной Армии, была переименована в Московское танкотехническое училище.
Всего к 1937 году танковые школы и курсы усовершенствования, выполняя программу обеспечения специалистами бронетанковых войск Вооруженных Сил СССР, подготовили свыше 20 тысяч квалифицированных и преданных Родине командиров и техников. В это число вошло и более 1200 технических специалистов, подготовленных Московской школой танковых техников".
Источники: https://www.kvtiu.org/ , http://www.polk.ru/ , https://kvtiu.io.ua/
---
Пишу книгу о предках.
FominDima

FominDima

Москва
Сообщений: 264
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 256
Курсанты МШТТ во время уборочной кампании в Куйбышевской области. Снимок сделан летом 1935 года. Крайний справа Чухустов В.А. Из личного архива.

Прикрепленный файл: IMG_5331.jpg
---
Пишу книгу о предках.
Лайк (1)
FominDima

FominDima

Москва
Сообщений: 264
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 256
Пока неизвестный курсант МШТТ. Снимок был размещен в октябре 2006 года на http://www.sammler.ru. Поиски его установочных данных до настоящего времени успехом не увенчались.

Прикрепленный файл: 11.jpg
---
Пишу книгу о предках.
← Назад    Вперед →Модераторы: Wojciech, chayka, ГЕРОдот
Вверх ⇈