john1 Модератор раздела
Сообщений: 2923 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1983 | Наверх ##
2 сентября 2016 18:04 20 февраля 2021 1:24 Встречи выпускников 1954 года 2-го Балтийского ВВМУ г. Клининград -
Никитин Валентин ---------- после окончания..... в команде по затоплению боевых кораблей полученных в рамках ленд-лиза ,от США Советскому Союзу ..... ....более десятка военных кораблей ... ========
№ (68 (8123) 25 августа 1994 года ♦ К 50-ЛETИЮ Великой Победы
Военное детство вечно в памяти будет
Чем дальше в прошлое уходит от нас та страшная война, тем чаще мы к ней возвращаемся . И делаем это не потому, что кому то так хочетя. поскольку там, далекнм-далеко, остались чьи-то детство или юнocь. Мы возвращаемся в прошлое для того , чтобы оно припомнилось каждому таким, каким было, плохим или хорошим, злым или добрым. Мы возвращаемся туда снова и снова, чтобы взять там все лучшее и не повторигь былых ошибок. Ведь не зря говорится, что без прошлого нет будущего.
СЕГОДНЯ я расскажу о человеке, чье детство пришлось на нелегкие военные годы, юность на послевоенные, а старость, как говорит он сам, по-видимому, придется доживать при капитализме.
Валентин Сидорович Никитин родился в деревне Моисеево. В 1937 году пошел в Боталовскую школу. Сейчас эти деревни существуют лишь в памяти старожилов, а тогда они были красивыми и многолюдными. Одной молодежи сколько было ! Когда началась война, Валентин поступил в 5 класс Чурманской неполной средней школы. Весь военный период учебный год для школьников начинался с 15 октября, потому что до этого все они в обязательном порядке работали на сенокосе, заготовке кормов , уборке хлеба . Да и зимой нередко по выходным подростков посылали то за дровами, то за сеном или соломой. Вот и получалось, что трудились от зари до зари, без выходных. В сухоросные и лунные ночи молотили хлеб. Когда шел дождь со снегом, приходилось укладывать скошенный хлеб на шаромы. Труд не из легких для взрослого человека, не говоря о ребенке. Как хотелось тогда пареньку бросить все это и идти в школу, сесть за парту, отдохнуть в урочной, размеренной тишине. Для таких ребятишек учеба была желанной, радостной и интересной. После изнурительного труда они шли в школу с большим желанием. Кроме всего в обязанности Валентина входила разноска почты в своей деревне. Летом бригадир раз в неделю отпускал его в Чурман за письмами, газетами, переводами. Были среди них и похоронки. Тяжело переживал парнишка, отдавая в руки адресатам эту казенную бумагу. Немало сам пролил слез по этому поводу. Всю остальную неделю возил на лошади силос, сено, хлеб от комбайна. А в учебное время почту разносил после уроков. День, когда Валентин ходил за корреспонденцией, был для него и выходным, и праздником. Путь пролегал через две речки, поле, овраг. Каждый раз это путешествие доставляло массу новых впечатлений. Вокруг нетронутая природа. Все ароматы лета. Когда зайчишка пересечет дорогу , а иногда за ближайшим кустом мелькнет хвост рыжей плутовки. Посчастливится, можно увидеть бурундука или белочку. А то и сохатый пробежит у кромки поля. Это была настоящая радость — весь уральский зоопарк перед глазами. Если позволяло время, можно было понаблюдать из укрытия за выводком диких уток или за журавлями. Впечатлений хватало до следующего путешествия.
ЗА РЕБЯЧИЙ труд тогда не платили. Иногда, правда, выдавали кое-что по ведомости, в основном зерно, а так, можно сказать, работали бесплатно. Сколько их, 12-14-летних мальчишек и девчонок трудились во имя победы на сельских нивах, на заводах и фабриках! В 1944 году В. Никитин закончил 7 классов и пытался поступить в Горьковское военно-морское подготовительное училище, но не прошел медкомиссию (конъюктивит и увеличение щитовидки). После этого уехал в Сталинград. Без средств существования, не зная, куда пристроиться. Попал в детприемник. Оттуда взяли воспитанником в военный оркестр, с которым ездил по гарнизонам. Играл на теноре. Побывал во многих городах, но мечта стать моряком, появившаяся еще в 6 классе, не покидала его. И она осуществилась: в 1947 году Валентин поступил во Владивостокское военно-морское училище, а в 1954-м окончил Балтийское высшее военно-морское командное училище в городе Калининграде. Служил помощником командира большого морского охотника. Но при правлении Хрущева начались массовые сокращения в войсках и морских частях. Так в 1956 году Валентин, не успев как следует понюхать соленого морского воздуха, стал человеком гражданским. Полгода работал слесарем-испытателем на авиационном заводе. С морем, видимо, придется расстаться, думал он. Но была огромная тяга к знаниям, поступил на дневное отделение Московского энергетического института. В 1961 году окончил факультет вычислительной техники, и снова жизнь закрутила в своем водовороте. Работал в конструкторском бюро, научно-исследовательском институте, в Госплане С С С Р , в Комитете по науке и технике, в Академии народного хозяйства на инженерных и научных должностях. Занимался подготовкой кадров. Выработал 45 лет стажа и только в 1992 году ушел на заслуженный отдых.
ГДЕ БЫ НИ ЖИЛ этот человек где бы ни трудился, он всегда тепло вспоминал свою малую родину — Моисееву, Боталову, Чурман, своих одноклассников Маргариту Потапову, Павла Ситаша, Михаила Попова, Нели Белову, Валерия Белова, Анатолия Никитина, Анатолия Боталова, Юрия Мочалова и многих других ребят и девчат, которые сейчас то же уже на пенсии и имеют взрослых внуков. А тогда подростками вместе работали на полях и фермах наравне со взрослыми. Помнит Валентин Сидорович и своих учителей, особенно часто вспоминает Татьяну Александровну Кухареву, квалифицированно преподававшую русский язык и литературу; наверное, потому, что часто приходилось поступать в учебные заведения и писать сочинения, а при этом, как известно, необходимы хорошие знания этих предметов. С благодарностью вспоминает и математика Иннокентия Григорьевича Лапина, чьи уроки всегда любил и посещал с большим удовольствием, а впоследствии осознал, что это самая философская наука, которая немало пригодилась в его инженерной и научной деятельности. Не меньше пригодилась и химия, которую преподавала Валентина Степановну Пенкина. Учащихся всегда поражало, что в результате химических реакций ничего никуда не исчезало, а превращалось в другие вещества. Василия Егоровича Егорова дети любили за военное дело. Этот предмет они считали тогда, пожалуй, одним из главных. Даже из настоящих винтовок посчастливилось пострелять. Остались приятные воспоминания и о многих других учителях военной поры, которые не дожили до наших дней.
Сколько воспоминаний вызывают те годы ! Словно живые картины проходят перед глазами. Вот моисеевская ребятня переходит веселой гурьбой по переходам речку Чурманку, идет между Потаповой и Чурманом, мимо капустника. Или зимой через глубокий снег и сугробы пробирается до школы. А в классе тепло от жарко натопленных печей, Тишина. Все пишут изложение. За окном заснеженные яблони и кусты сирени. Потом звонок. Детские возгласы. Весной искали счастливые лепестки у цветов. Все были такие юные, полные добрых мечтаний и предчувствий чего-то неизвестного. И в то же время все понимали, что идет война, чувствовали ее смертельное дыхание, которое тяжелым грузом лежало на серых похоронках, на политинформациях, проводившихся в школе. И это накладывало свой отпечаток на детство. Но как бы ни было трудно, все мальчишки и девчонки понимали: там, на войне, трудней во стократ. Там гибнут люди во имя жизни других. А значит надо работать и учиться для светлого дня победы. Жизнь пронеслась ураганом, как какое-то кино из нескольких частей. И все-таки нелегкое военное детство и послевоенная юность остались в памяти у Валентина Сидоровича навсегда. В настоящее время он живет в Москве с женой и двумя взрослыми дочерьми и, конечно же, мечтает приехать на свою родину, где не бывал с 1948 года, встретиться с одноклассниками, знакомыми. С тех пор все изменилось. Какая она будет, эта встреча, свидание с далеким прошлым? Какой след она оставит в душе земляка?
С. ЛЕБЕДЕВ .
       |