⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Волуйка: крепость на южнорусской окраине Волуйка: крепость на южнорусской окраине (судьбы служилых и жилецких людей XVII века)
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед → Модератор: john1 |
john1 Модератор раздела Сообщений: 2924 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1985 | Строительство надолб Не удивительно, что воевода П. Колтовский был очень обеспокоен частыми приходами татар под Волуйку, снова и снова писал в Разряд о слабой защищенности полей, о недостатке полевых укреплений. Отдельные пашни находились далеко, и по набату колокола люди не успевали вернуться в острог. Многие волуйчане пренебрегали указом и на ночь оставались в глухих местах рядом со своими полями. Воевода вновь сетовал, что без усиления ратными людьми обороняться ему трудно, посылать в поход за татарами в степь некого. Отписку о татарских приходах в июне-июле он отправил в Москву со станичным атаманом Никиткой Зарубиным146. В ответной грамоте из Разряда воеводе было приказано обследовать участок за Царегородской слободой и определить, сколько нужно сделать надолб от рек Мосея и Волуя до Оскола, и сколько на всѐ уйдѐт леса. Эти надолбы должны были защитить слободу, пашни и пастбища горожан. Колтовскому следовало обсудить с волуйчанами, в каких местах лучше ставить надолбы и башни, сколько нужно привлечь на строительство иногородних рабочих с лошадьми и телегами147. В Москве также расспросили гонца атамана Никиту Зарубина, доставившего грамоту. Он рассказал, где, по его мнению, следует ставить надолбы. Таким образом, к строительству полевых укреплений подходили грамотно и расчѐтливо, предварительно собрав максимум информации. В системе полевых крепостей на Руси широкое распространение получили деревянные «надолбы» или «надолобы» и «засеки». Главная их задача состояла в создании эффективного передового заслона на пути конницы неприятеля. О первых надолбах в Волуйке упоминается в писцовой книге 1626 года, они находились по Московской дороге и за рекой Осколом. Надолбы со временем подгнивали и падали, сгорали от частых степных пожаров. Вообще, должного внимания содержанию и строительству надолб в Волуйке до 1645 г. не уделялось. Устройство самих надолб рассматривалось в работах Ф. Ласковского148 и В.П. Загоровского149. В свою очередь, мы попытались реконструировать их устройство по архивным материалам, относящимся к Валуйкам. Итак, «надолбное дело» обыкновенно начиналось с заготовки леса. На строительство шли дубовые брѐвна длиной 3 сажени (6,5 м) и толщиной 6 вершков (27 см), такие же, какие шли на возведение башен или острожной стены. Минимальный план на заготовку леса для надолб включал 4 бревна и 2 столба или 5 брѐвен с человека или двора, что было не случайно. Бесспорно, слово «надолба» происходит от слова «надолбить». Топором или долотом в бревне выдалбливалась выемка, в которое вставлялось другое бревно с аналогичной выемкой. Между собой они сбивались костылями (гвоздями) или скобами, возможно, связывались ремнями. Получалось крепкое, надѐжное соединение. Надолбы представляли собой не что иное, как длинную ограду, своеобразный высокий забор. Подобные конструкции для загона и выгула скота распространены по всему миру. Одно звено надолб или ограды состояло из двух вкопанных на расстоянии около 2,5–3 м столбов, соединѐнных между собой четырьмя поперечными брѐвнами длиной 6–6,5 м. Таким образом, из заготовленного одним человеком леса (4 бревна и 2 столба) получалось как раз одно звено такой ограды. Надолбы ставились рядами, от одного до четырех. Самыми простыми и легко проходимыми являлись однорядные или одиночные надолбы, их ещѐ называли «надолбы в одну кобылину». Несколько рядов надолб, несомненно, увеличивали заградительные свойства укрепления, преодолевать их становилось значительно труднее. «Сделать к старым надолобам по надолобине да по связи» или «сделать к старым надолобам по кобылине» означало, что к существующим надолбам нужно добавить ещѐ один ряд. Многорядные надолбы назывались «надолбы в три кобылины», «надолбы в четыре ряда с наметы», «надолбы с наметы», «надолбы со связями». Слово «связи» происходит от глагола «связывать», «соединять». «Наметы», «переметины» — это перекладины, брусья, жерди, слеги, служившие для связывания, соединения рядов. Переметины делали поперечные и косые. «Сшитые» наметами или переметинами ряды имели единую жѐсткую конструкцию, которую повалить или сломать было не так-то просто. Высота надолб выбиралась такой, чтобы их не смогла преодолеть на скаку лошадь, около 2 м. Количество надолб определялось расстоянием, на котором они были установлены, и измерялось в саженях или верстах. В рядах надолб устраивались башни, где находились караульщики. Конные стрельцы и казаки проезжали вдоль надолб от башни к башни, контролировали целость укрепления и следили за появлением свежих следов. Дороги для мирного населения прокладывались вдоль надолб и проходили через проездные башни или ворота рядом с башней. На реках в местах бродов также ставились надолбы, которые дополнялись «частиком» — частоколом. «Засека» представляла собой срубленные сваленные деревья, завал, для затруднения прохода неприятеля. Устраивались они на опушках леса, по берегам рек в местах бродов, вдоль дорог. В начале сентября 1645 г. на строительство полевых крепостей по государеву указу в Волуйку прибыли тульские драгуны, дети боярские из Яблонова, 7 помещиков из Халани, 35 конных казаков, 5 казаков из села Голубино, 60 пеших стрельцов, 37 человек из Корочи, 33 человека из Оскола, 30 крестьян белгородских посошных волостей, а всего 205 «деловцов». Волуйчанам было приказано возить лес, отремонтировать «худые» места у острога и копать ров. Тех же, кто ослушается, велено бить батогами. Жители города теперь просили только об одном — чтобы государь дал за работу денежное жалование по их окладам150. |
john1 Модератор раздела Сообщений: 2924 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1985 | Разбушевавшийся стрелец Осень 1645 г. в Волуйке вообще оказалась богатой на события, каждое из которых стоит отдельного рассказа. Второго сентября с воеводой Колтовским произошѐл курьезный случай, для разрешения которого он однако был вынужден обратиться в Разрядный приказ с весьма эмоциональной челобитной. Перфирий отправился инспектировать рабочих из украинных городов, которые делали надолбы по Московской дороге между двух речек Сазонов. Когда он со стрельцами и казаками прибыл на место строительства, волуйский конный стрелец Демка Михайлов сын Плутов закричал: «Что стали? Возьми, возьми!» В ответ воевода оборвал его: «Что кричишь, ково взять и за что?»151 И даже хотел шумного стрельца стегнуть плетью. Но Демка стал «лаять» (ругаться) главу волуйской власти, а потом снял с плеча пищаль, помышляя его застрелить. Вся сцена происходила при большом стечении народа, который перепуганный воевода призывал в свидетели. Оказывается, за несколько дней до этого Колтовский уже побывал в этом месте с той же целью, и Демка так же выходил против него с криками и оскорблениями. Тогда Перфирий приказал трѐм приставам схватить дебошира и отвести в съезжую избу, но не тут-то было: полковой казак Кондратий Чоботов на глазах у воеводы силой освободил дружка Демку. Прошѐл месяц. Четверо яблоновских казаков, которые приезжали в Волуйку для пополнения запасов, подали на Плутова челобитную — буйный Демка зачем-то отнял у них сабли, а самих поколотил. В тот же день пришѐл к воеводе и волуйский конный стрелец Степан Хохлов, пострадавший от того же Демки, — в крови, с пробитой правой щекой. На этот раз Колтовский был более решителен, приказал приставам взять разбушевавшегося стрельца, сковать и посадить в съезжую избу под арест. О действиях Д. Плутова и К. Чоботова воевода доложил в Москву. Государь указал окольничему князю В.П. Ахамашукову-Черкаскому и дьяку К. Окинфееву, которые были в то время на посольской размене, «сыскать про воровство» и наказать стрельца и казака — бить кнутом. |
john1 Модератор раздела Сообщений: 2924 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1985 | Томила Бобырев В 1626 году в первом волуйском наборе станичников записали атаманом Томилу и ездоками Сафона и Василия Бобыревых. Много раз Томила провожал государевых посланников в Азов, казну к донским казакам, турецких послов. Наверное, места те ему были хорошо знакомы. Случалось, в пути наезжали на татарские отряды, но смекалистому станичнику всегда удавалось уйти живым и невредимым. Один раз, спасаясь от погони, Томила даже загнал коня, но государь пожаловал его, дал за поездку 10 рублей, а за изрон коня 6 рублей. А вот оборвалась жизнь отважного, лихого первого волуйского станичника Томилы Бобырева трагически, по нелепой случайности. 4 сентября 7154 (1645) года у кабака торговые люди из Курска стреляли из лука по мишени: наверное, после принятия спиртного захотелось выявить самого меткого. К ним подошел волуйский затинщик (категория служилых людей, обслуживавших «затинную», то есть крепостную, артиллерию) Иван Марков и начал учить, как надо стрелять. Томила Бобырев сидел в то время у кабацкого амбара и наблюдал за происходящим. Тут Марков, промахнувшись по мишени, попал стрелой ему в висок. Три дня атаман прожил с раной, а на четвѐртый умер. Отходя в мир иной, Томила сказал своему духовному отцу, что у него с Иваном Марковым «недружбы никакия не бывала, а пострелил де иво, Томилу, тот Ивашка не умыслом, грешною мерою», то есть случайно. Умирая, он простил своего убийцу и просил не наказывать. Воевода П. Колтовский отдал затинщика под охрану приставу и письменно испросил столицу, что с ним дальше делать? Государь, рассмотрев дело о нечаянном убийстве атамана, велел Маркова оправдать и от пристава освободить152. |
Лайк (1) |
john1 Модератор раздела Сообщений: 2924 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1985 | «Крестное целование» 7 сентября 7154 (1645) г. волуйские служилые и жилецкие люди на смотре в городе присягали перед М.М. Бутурлиным на верность новому царю Алексею Михайловичу и его матери Евдокии Лукьяновне. Вместе с воеводой П.И. Колтовским «целовали крест» 20 станичных атаманов, 112 станичных ездоков, 64 черкашенина, 99 конных стрельцов, 228 полковых казаков, 36 пеших стрельцов, 64 пушкаря и 116 их детей, братьев и племянников, 3 торговых человека, 9 гулящих людей из Чѐрной слободы, 8 гулящих людей из поповой слободы, 20 ямщиков с 32 детьми и братьями, 49 затинщиков, 5 церковных и площадных дьячков. В Москву на «крестное целование» от города делегировали трѐх станичников и двух черкас. При этом шесть человек отсутствовали на присяге по служебным делам, а двое казаков сбежали.153 Надо сказать, что сослуживцы Томилы Бобырева не исключили заслуженного атамана из списков на присягу. Трагически погибший накануне верный слуга государев остался, как живой, в строю со своими товарищами. По упущению сторожей Важная роль в обнаружении татар на подступах к городу отводилась сторожам и набег 4 октября 1645 г. показал, что халатность в их службе может иметь самые серьѐзные последствия. В третьем часу дня казаки-сторожа Матюша Конищев и Кузьма Осипов выехали на «сторожу» (ударение на втором слоге) — дозорное место в устье речки Мосея. Как потом выяснилось, они опоздали, предыдущая смена сторожей покинула пост, и он оставался некоторое время пустым. Не доехав до места с полверсты, казаки увидели на дороге татар. Клячи у сторожей были «худые», и татары едва их не поймали, те кое-как убежали от погони в лес. На Мосее татары, которых было 150 человек, взяли в полон двух мужиков, ездивших за сеном на речку Полатовую, девятерых ребят, пасших стадо свиней, отогнали несколько коров. Воевода со служилыми людьми выехал за ними и настиг на речке Ураевой. В стычке многих татар побили, при этом были ранены двое волуйчан. У старых заволуйских надолб русские отбили лошадей и домашних животных, которых татары отогнали с полей. Провинившихся сторожей воевода П. Колтовский посадил в тюрьму до государева указа. В отписке в Разряд он высказал свои опасения о незащищенности пастбищ выше города со стороны Сазона, где паслись лошади и скот горожан. В прежние времена там стояли надолбы, воевода не раз предлагал их возобновить, но волуйчане отказались, ссылаясь на то, что из Москвы «указа им не бывало». В ответной грамоте государь велел волуйских сторожей за то, что они «не устерегли татарский приход», при народе бить кнутом. Надолбы, о которых писал воевода, указано было поставить, а людей, которые не захотят их делать, — бить батогами и сажать в тюрьму154. Надо сказать, что этот случай с упущением сторожей был исключением из правил. Сторожевая служба неоднократно доказывала свою эффективность и своевременно упреждала о приближающейся опасности. |
john1 Модератор раздела Сообщений: 2924 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1985 | Нападение татар на деревню Яблоневую Упоминаемая в документах с 1630-х гг. «Монастырска Яблонова деревенька» за рекой Осколом долгое время оставалась единственной в уезде. Еѐ жители, монастырские крестьяне, также страдали от степных кочевников. 29 октября 7154 (1645) г. поутру отряд татар подошѐл к деревне Яблоневой, намереваясь в ней поживиться. По своевременно доставленным от сторожей вестям воевода со служилыми людьми подоспел в срок, в 10 верстах от города на речке Козинке состоялся бой. Татары были опрокинуты и побежали в степь к Изюмской сакме, волуйчане преследовали их 50 вѐрст. На речке Двуречной вновь произошла схватка и опять русские ратники «многих татар побили и ранили», отбили 40 лошадей с тюками и всякой рухлядью, освободили двух пленных волуйчан. Воевода послал в Москву со станичником Сафоном Бобыревым послужной список людей, которые участвовали в этом походе. Государь похвалил воеводу и ратных людей за службу, а Сафона наградил жалованьем155. Ссора крымских и ногайских татар 11 ноября 1645 г. во втором часу дня прибежали в Волуйку к воеводе полковой казак Григорий Гусев с шестью товарищами. С утра они поехали на речку Полатовую за сеном и напротив речки Мосея увидели впереди себя ехавшего из города пушкаря Трофима Подерегина. У «Круглого ольха» Трофима окружили 30 татар и пленили. Воевода со служилыми людьми настиг их на речке Ураевой у Шарапова брода. Позже воевода в отписке государю не скромничал о своих подвигах: «С теми воинскими татары я, холоп твой, бился не щедя головы своей, и волуйские служилые люди»156. Пушкаря Подерегина освободили, а станичный ездок Василий Луковников взял в плен татарина. Волуйчане преследовали убегавших степняков до речки Красной. Захваченный ногайский татарин Кочумайка Табаянов рассказал, как прошлым летом Караш- мурза ходил войной в Рыльские и Путивльские места, в Комарицкую волость (Севский уезд). На обратной дороге у Перекопа крымские люди потребовали с ногайских татар дань для своего царя — отдать лучших пленников. Произошел конфликт, который перерос в сражение, с обеих сторон полегло много татар. После боя Караш-мурза с ногайскими мурзами и 12 тысячами татар ушѐл из Крыма кочевать по Молочным Водам и Тору. Турецкий султан проведав о побоище между своими вассалами, прислал в Крым гонца. Султан гневался и требовал, чтобы крымский царь помирился с ногайскими мурзами, а после примирения готовился к большой войне против Руси. Крымский царь послал к Караш-мурзе своих гонцов с подарками и просил возвращаться без боязни. Воевода немедленно отправил ценного пленника с казаком Василием Ланиным в Москву. Государь похвалил за эту службу Колтовского и ратных людей, а сеунщику Ланину дал денежное жалованье157. Конфликт атамана служилых черкас Данилова с воеводой Колтовским В 1645 г. «за обиды и налоги» волуйские служилые черкасы переизбрали атамана Степана Волошенина. Новым атаманом стал Пѐтр Данилов158. Отношения с воеводой П. Колтовским у него и его подчиненных мягко говоря не сложились. 6 апреля 1646 г. из-за Волуя прибежали казак Макар Злобин и конный стрелец Фѐдор Макаров с сообщением, что у Изрога в лесу видели татар. Воевода П. Колтовский с головой Фѐдором Тяпкиным и волуйскими служилыми людьми, всего 28 человек, отправились на поиск. 11 азовских татар они обнаружили в 15 верстах от города на речке Ураевой. Завязался бой, татары пустились наутѐк в степь. Волуйчане продолжили преследование, и на реке Айдаре произошла новая схватка. Станичный ездок Фотей Бронников и полковой казак Лазарь Ташлыков сбили с лошади татарина и взяли его в плен, остальные разбежались по степи. Воевода послал Ф. Бронникова в Москву со своей отпиской и расспросными речами пленного. Станичному ездоку в Москве за взятие татарина пожаловали 2 рубля, воевода тоже не остался без внимания. А казаку М. Злобину и Ф. Макарову за то, что обнаружили татар и быстро сообщили воеводе, велено было дать из волуйских доходов по рублю на человека159. О награждении казака Л. Ташлыкова ничего не сказано, но хочется верить, что именно про него речь идѐт в тех двух строках грамоты, которые написаны неразборчиво. Однако воевода послал в Разряд и ещѐ один доклад о том же апрельском походе, но совершенно другого содержания. Колтовский писал, что черкасы ему не подчинились и в погоню за татарами за речку Уразову не пошли. Напрасно воевода замахивался на Петра Данилова плетью и угрожал, впустую посылал он вслед за ослушниками Степана Волошенина и казака Ариста Золотарева. Черкасы не послушали своих товарищей и вернулись обратно в город. Между тем, воевода с головой Тяпкиным и служилыми людьми продолжили погоню и на реке Айдаре разбили татар. Победители вернулись с добычей, привели с собой 5 захваченных лошадей. Тогда черкасы пришли к воеводе на двор и «с озорничеством и невежеством» бесчестили его, требуя своей доли с погрома. Перфирий Колтовский ничего им не дал, исчерпывающе пояснив: «Не за что!» В ответ Пѐтр Данилов бросил воеводе: «Тако б де ты у речки Ураивой ударил плетью, как велел гнать за татары с собою вместе, и я де тебя, Перфирья, зарезать хотел ножем. А зарезав, побежал де б, куды очи застигли б»160. Эти слова слышали свидетели — соборный поп Герасим и несколько горожан. Колтовский высказывал государю свои опасения, что впредь от Петра Данилова «чаеть всякова дурна» — неблагонадежные черкасы не внушали ему доверия. Далее в отписке воевода продолжал, что несколько ранее Данилов отпустил в степь трѐх черкас, и они пропали безвестно. В апреле выдали черкасам половину годового жалованья (4,5 руб. на человека) «с поруками, что им, волуйским черкасам, на Волуйке на вечное житье дворами строитца, и пашню пахать, и хлеб сееть, и ни в чем не изменить, с Волуйки не збежать и без отпуску не съехать»161. Однако двое черкас пришли к воеводе и извещали на своих товарищей, готовившихся к побегу на Дон. Колтовский сыскал и допросил сразу десятерых, выяснив, что собрались они на Дон с разрешения атамана, который к тому же дал им запасы в дорогу. Воевода пригрозил черкасам суровым наказаньем. 26 апреля в Разряде думные дьяки Иван Гавренев и Григорий Ларионов допросили волуйских черкас Петра Данилова с товарищами по данному делу. Черкасы рассказали, что с татарами 6 апреля бились и после речки Уразовой вместе со всеми участвовали в их преследовании. В город они вернулись вместе с П. Колтовским. Пѐтр Данилов ножом зарезать воеводу не намеревался и никаких угроз в его адрес не говорил. Черкасы оправдывались, что приходили на двор не бесчестить и бранить воеводу, а просить о поездке в Москву для челобитья о своих потерях и нуждах. Все это, по их утверждению, происходило также при свидетелях. Очевидно, разрядным следователям нужно было допросить свидетелей со стороны воеводы и со стороны черкас. Но этого никто не сделал. Оказалось, что Колтовский не отпускал черкас в Москву и его сопроводительную отписку они предъявить не могли. Дело в том, что при подаче челобитной в Разряде челобитчик обязательно должен был приложить отписку воеводы, в которой пояснялась цель поездки. Случалось, что простые люди добивались справедливого решения властей. Но чаще московские чиновники поддерживали и принимали сторону городового главы. В Разряде признали волуйских черкас виновными в неподчинении воеводе и самовольном приезде в Москву. Дезертиров били нещадно батогами, после чего отпустили домой. Воеводе черкасы привезли грамоту, согласно которой им разрешалось служить в Волуйке по-прежнему. Но было добавлено, что если впредь они не будут подчиняться, воеводе велено их наказывать, «смотря по вине»162. Какова же дальнейшая судьба атамана Петра Данилова? Через три года его переизбрали, и он продолжил службу рядовым. В апреле 1664 г. служилых волуйчан посылали в поход на Белую Калитву. В послужном списке ратников, принимавших участие в сражении с татарами, записаны 12 волуйских черкас. «Черкасы но бои были и бились явственна: Кондратей Иванав ранен по левам баку пониже мышки, Петр Данилав…»163. |
AdmiralNemo Новичок Архангельск Сообщений: 6 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 8 | Добрый день! Я занимаюсь генеалогическими исследования по своей фамилии Рохин. В вашем тексте фигурирует на карте Рохин лог. Не могли бы вы прояснить историю возникновения этого названия, а также какие-либо сведения о персоналии, давшей свое имя? Фигурировали какие-либо Рохины в истории Валуек? С уважением, Валерий Рохин |
john1 Модератор раздела Сообщений: 2924 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1985 | AdmiralNemo написал: Добрый день! Добрый день! К сожалению не знаю! С уважением, Иван. смотр. в РГАДА нужно! |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед → Модератор: john1 |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник john1 » Волуйка: крепость на южнорусской окраине [тема №136556] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |