ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Обряды в изобразительном искусстве

Не могу удержаться, чтобы не выложить коллекции. Начинаю с советского периода. Эх, свадьбы! А венчания! Поворотные события в жизни каждого человека

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 Вперед →
Модератор: Мурзилка
Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3742
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1108
Так ( потерла с удовлетворением руки). Галлерея пополняется. СПАСИБО всем!

Корзухин. Девичник. ( фрагмент)
Девичник (красота, плаканье, подвенёха) — этим словом назывались обрядовые действия, во время которых невеста прощалась с девичеством, и прощальный вечер в доме невесты, проходивший накануне венчания. По традиции, выходя замуж, девушка покидала родительский дом, родное село, подруг, с которыми вместе выросла. Прощание с девичьей жизнью проходило через целый комплекс театрализованных действий.

Главными действующими лицами на девичнике были невеста и ее подруги. Обрядовые действия прощания невесты с девичеством обычно начинались сразу же после сговора и длились вплоть до венчания. В различных областях России они проводились по-разному, но их смысл повсюду был одинаковым — так оформлялся переход девушки в группу замужних женщин. Во многих деревнях Европейской России и Сибири невеста прощалась с «белым светом», выходя вместе с подругами на утренней и вечерней заре за околицу деревни. Уж вы, милые-то мои подруженьки, Выведите меня на белую зарю, С новой горницы во новы сени, С новых-то сеней на красно крыльцо, Со красна-то крыльца на широкий двор, С широкого-то двора на широку улицу, Раздуйте-ка, мои ветры буйные, Гробову доску — лютую тоску. В Псковской губернии прощание невесты проходило несколько иначе. Вместе с девушками она торжественно шла по деревне, держа в руках «красоту» — небольшую елочку, обвитую ленточками, тряпочками, бумажными цветами, или букет бумажных цветов. Шествие девушек сопровождалось пением грустных песен:

Благослови, Пресвятая Богородица,
Выйти мне на широкую улушку
Со сестрицами, со милыми подружками.
Разгорелась моя буйная головунька,
Распалось мое ретиво сердце,
Ах, свалилась моя буйная головунька,
С моих со белых плец.
Свет мой, широки улушки,
Я любила ходить тут красной девицей,
Я любила носить свою красу девицью.
Накрасуйся, накрасуйся, краса девицья,
Навольнуйся, навольнуйся, воля вольная.
Уж недолго мне красоватця красной девушкой:
Один день до вецера.
Приближенные мои и соседушки,
Раскрывайте вы окошецки косящатые.
Хорошо ли я красуюсь с милым подружкам?
Вить не долго мне красоватця красной девицей:
Один день всего до вецера.

В деревнях Владимирской губернии невеста прощалась с односельчанами, сидя вместе с подружками на лавочке у своего дома. Послушать ее причитания собиралась вся женская половина деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома, где жили ее родственники, у избы, в которой проходили посиделки. Кульминационным моментом девичника было прощание с «девьей красотой». Оно происходило накануне венчания в родном доме девушки в присутствии ее родителей, сестер, братьев и подруг.

Девушки проводили различные обрядовые действия с предметами, считавшимися воплощением «девьей красоты». Это могла быть украшенная ленточками елочка (или березка), букет искусственных цветов, девичий головной убор. Почти по всей России знаком девичества считалась «коса — девичья краса». Обряд прощания невесты с косой заключался в ее заплетании, продаже и расплетании. Косу заплетали таким образом, чтобы ее было трудно расплести: вплетали в нее шнуры, тесьму, ленты, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось причитаниями невесты, чередовавшимися с грустными песнями девушек:

Ты голубушка-подруженька!
Потрудись-ка ты, пожалуйста,
Причеши ты мне буйную головушку,
Разбери-ка ты мне русу косу,
Разбери мелко-намелко,
Заплети-ка мне часто-начасто.
Посреди моей русой косы
Вплети мне два ножичка булатные,
Два замочка полужонные.
Во конец моей русой косы
Вплети ленту алую.
Завяжи ее в три узла,
В три узла немецкие:
Не распалась бы моя руса коса,
Не потеряла бы красу девичью.

После этого подруги или брат невесты начинали торг с дружкой жениха, требуя от него выкупа за невесту:

Дивью красу озолотите!
Не озолотите, так посеребрите!
Медные-то не кладите,
Тарелочке края не ощебите,
Нас, красных девушек,
В изъян не введите!
На нашей елочке —
Золотые иголочки.
Каждая иголочка
Стоит пятерочку,
Каждый прутик
Стоит рублик!
Кто сидит в углу,
С того по рублю!
На ком шелкова рубашка,
Клади трехрублевую бумажку!
У кого седая борода,
Тому и два червонца положить не беда!

Получив выкуп, девушки приступали к расплетению косы под пение песен:

Свет моя косынька, русая коса,
Вечор тебя, косынька, девушки плели
И золотом русую перевивали,
Жемчугом русую перенизали.
Как и Бог судить Николы Ивановича:
Прислал ко мне сваху немилостливую,
Немилостливу, нежалостливу;
Взяла мою косыньку рвать, порывать,
Золото на косыньке все изорвала,
Жемчуг на русой весь рассыпала.

Распущенные волосы невесты символизировали ее готовность к браку, были знаком того, что первый шаг к замужней жизни сделан. Ленты из косы девушки раздавались всем подругам. Действие сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось, что «девья красота» гибнет, улетает, покидает девушку. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае прощание с «девьей красотой» сопровождалось посещением невестой с подругами бани. Приготовление бани для невесты и ее шествие туда превращалось в яркое ритуальное действие. Подруги топили баню рано утром, исполняя приуроченные к этому событию песни:

Ты топись-ка, топись, баенка,
Да разгорися, нова каменка,
Да разгоритесь, сыры дрова,
Да что сыры дрова березовые!
Мы носили серы камешки,
Что со трех полев со чистыих.
Мы носили студену воду,
Что со трех ключей кипучиих.
Мы ломали шелков веничек,
Что со трех берез кудрявыих

Затем девушки приходили к сидевшей в переднем углу избы невесте и приглашали ее пойти в баню «по мостам да по калиновым со кумушками да со подруженьками». Шествие девушек с невестой в баню возглавлял дружка, который шептал заклятия от нечистой силы, размахивал кнутом и посыпал невесту зерном. Мытье в бане длилось достаточно долго, девушки парили невесту березовым веником, украшенным ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном, причитали, пели.Совмещение ритуального мытья невесты в бане с обрядом прощания с «девьей красотой» было вполне закономерным. Невеста пела:

Не спасибо тебе, баня-парушка,
Не намыла, не напарила,
Только смыла, только спарила
Ты мою да девью красоту,
Красоту да украшеньицу.

Источник: Традиция

Прикрепленный файл: А.И. Корзухин. Девичник (фрагмент картины.jpg
ОВЧ
Ассоциированный член РДС

ОВЧ

г. Москва
Сообщений: 14437
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4659
О !! Гости Вас закидают картинами. И я - в том числе ....



А. Волков. Прерванное обручение
Сюжет картины (а сюжеты жанровых картин легко переводятся на язык слов, по ним легко составить небольшой рассказ) обыден: в момент обручения молодого человека, желающего поправить свое финансовое положение женитьбой на купеческой дочери, в дверях появляется когда-то соблазненная и покинутая этим молодцом молодая женщина с ребенком на руках. Заметим, что картина А. Волкова, осуждающая аморальность одного человека, была достаточно холодно встречена Советом Академии, хотя нашла горячий отклик в широких кругах российского общества.
И тем не менее за картину "Прерванное обручение" в 1860 году Волков получает Золотую медаль, правда, в номинации «отличившиеся в экспрессии».
В следующем, 1861 году, он получает звание классного художника за картину «Обжорный ряд в Санкт-Петербурге». Правда, в одном из источников указано, что Волков получил звание классного художника все-таки за «Прерванное обручение».

Прикрепленный файл: 0VolkovAM_PrervanObruchGTG[1].jpg
Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3742
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1108
овч
Дык.. to_keep_order.gif Замечательно! Будем собирать к картинкам описание обряда. Историюсоздаия картины. Это же просто удовольствие). Не искать самой))) yahoo.gif

Эскизкартины "Прерванное обручение"

Прикрепленный файл: ce7af064a887.jpg
ОВЧ
Ассоциированный член РДС

ОВЧ

г. Москва
Сообщений: 14437
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4659
Крещение младенца

Немного об обряде:
Крещение начинается с чина оглашения. Когда христианство еще только распространялось, через Таинство Крещения проходило большое количество язычников. Взрослые люди, готовящиеся к Крещению, назывались оглашенными потому, что они оглашались учением веры. Их готовили к принятию Крещения в течение всего поста. Позже чин Крещения стал единым для взрослых и для младенцев. А сейчас оглашение принимают на себя восприемники крещаемого. Главное в чине оглашения - отречение от и соединение со Христом Священник просит всех, принимающих Крещение (за младенца все будут делать его поручители - крестные), повернуться к западной стене храма. Устройство храма глубоко символично: он ориентирован на восток, там находится алтарь, на востоке восходит солнце, на восток вела Вифлеемская звезда, указывая земное место рождения Спасителя, на востоке находился ветхозаветный рай - Эдем. Запад, как противоположность востоку, в христианстве символизирует местонахождение ада, на западной стене храма обычно располагается фреска или икона Страшного Суда. Итак, повернувшись к западной стене храма, крещаемые и крестные должны трижды отречься от сатаны, а чтобы еще больше разрушить союз с духом зла, священник велит дунуть и плюнуть на него. Пусть вас не удивляет подобное поведение в храме. Крещение - очень древнее таинство, во многом представляющее собой аллегорический диалог священника и желающего принять христианство. Плевок - яркий, эмоциональный жест символизирует презрение, дуновение - испустие из себя нечистого духа.

Прикрепленный файл: Крещение младенца.jpg
ОВЧ
Ассоциированный член РДС

ОВЧ

г. Москва
Сообщений: 14437
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4659
Свадьба. Франция. 15 век.

Прикрепленный файл: Свадьба. Франция .15 век.jpg
---
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ
ОВЧ
Ассоциированный член РДС

ОВЧ

г. Москва
Сообщений: 14437
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4659
Свадьба. Картина Блэйр-Лейтона...

Прикрепленный файл: ba4ce63bfd84[1].jpg
---
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ
litana

litana

Россия, Москва
Сообщений: 6151
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2787
Офигенно!!!
Ниточка, потом уберите этот мой возглас!
Но я балдею! такая прелесть эта тема!

Ниточка отвечает: "Ни-ког-да!" Это же отклики на наши старания по созданиюгаллереи!
ОВЧ
Ассоциированный член РДС

ОВЧ

г. Москва
Сообщений: 14437
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4659
Девичник. Корзухин

Прикрепленный файл: Девичник.jpg
---
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ
Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3742
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1108
Гадание на жениха



Для гадания используют колоду из 36 карт. Предварительно из колоды отбирают королей. Далее необходимо обозначить какой король представляет тех лиц из окружения того, кому гадают. Допустим дама бубен гадает на своего возлюбленного червового короля, у нее имеется поклонник король бубен, за ней по месту работы ухаживает молодой человек - это король треф и т.д. Король пик может быть незнакомцем.
Гадание производят следующим образом. Колоду тщательно перетасовывают, далее снимают и раскладывают на 4 стопки под каждого короля.
По одной открывают карты, которые оказались под первым королем. Из этих карт необходимо по порядку возрастания выбрать карты: 6, 7, 8, 9, 10, валет, дама, король, туз. Вероятнее всего Ваш ряд прервется в каком-либо месте. Если ряд прерывается на середине и карта, которая отсутствует 6, то Ваш роман с этим человеком и не начнется. Последовательность карт, которая получилась, должна быть положена под первого короля, а карты, которые остались необходимо положить в сторону. Далее проделайте то же самое с другими королями. Когда Вы проделаете все с четырьмя стопками карт и с четырьмя королями, то соберите карты отложенные в сторону в одну стопку, тщательно перетасуйте и после этого повторите раскладывание карт. Если уже под каким-нибудь королем лежит вся последовательность карт, то под этого короля стопку уже не кладут, а делят колоду на 3 части. Таким образом карты, что откладываются в сторону тасуют 4 раза и 3 раза докладывают последовательность картами, которые де достают. Если ряд выкладывается до конца, то это значит, что тот человек, который подразумевался под этим королем любит, того кому гадают. Если в ряду есть девятки, дама, король и туз мастей этой пары любовников, то это значит, что их взаимоотношения закончатся счастливым браком. Карта, на которой ряд ряд обрывается, подсказывает причину неудачи в их взаимоотношениях. Если ряд не начинался, то этого человека следует исключить из своей жизни, взаимоотношения с ним сулит только плохое.

Прикрепленный файл: 43530998_s244.jpg
ОВЧ
Ассоциированный член РДС

ОВЧ

г. Москва
Сообщений: 14437
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4659
СОЛОМАТКИН Леонид Иванович. Свадьба.

Прикрепленный файл: Свадьба. Соломаткин.jpg
---
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 Вперед →
Модератор: Мурзилка
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Мурзилки » Обряды в изобразительном искусстве [тема №26370]
Вверх ⇈