На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
В состав Задонского уезда Воронежской губернии входили административно-территориальные еденицы: Нижне-Студенецкая волость Ивовская волость Докторовская волость Казинская волость Стебаевская волость Грязновская волость Тешевская волость Ксизовская волость Хлевенская волость Воронеж-Лазовская волость Сенновская волость В настоящее время территории волостей бывшего Задонского уезда входят в состав Липецкой области за исключением Сенновской волости, селения которой в большенстве своём входят в состав Рамонского района Воронежской области
Перечень слобод и сёл,в коих находятся церкви Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. - Воронеж : Тип. В. И. Исаева, 1884-1886. - 4 т. Перепечатано из "Воронежских епархиальных ведомостей"
Все мы знаем, как важно определить к приходу какой церкви относился нужный нам населенный пункт. Хорошо если это село, в селе обязательно была церковь. А если деревушка? Недавно мне нужно было определить к приходу какой церкви относилась деревня Стерляговка. В "Памятной книжке Воронежской губернии” за 1887 год в списке волостей и входящих в их состав селений написано:
Получается, что одна деревушка имела три названия. Отлично! Знаю, что Крутец встречался мне в метрических книгах Космо-Дамиановской церкви с. Большой Мечок. Смотрю метрические книги – деревня Крутец есть, а искомой фамилии нет. Просмотрела несколько лет и встретила запись о браке, где жених из д. Крутец, а невеста из д. Стерляговка. То есть это значит, что деревни - то разные! И, действительно:
Оказалось, что Стерляговка относилась к приходу церкви Николая св. чудотворца в с. Вертячье-Гремячье. А название деревушка получила по фамилии помещиков Стерлеговых, которые кроме Стерляговки владели землями в с. Гремячье, сельце .Крутец, д. Малый Мечок. Это данные на конец 18 века. Во второй половине 19 века владельцами уже были наследники “умершей помещицы Коллежской Секретарши баронессы Ольги фон Клопман”. Сельцо же Крутец, действительно, имело второе название Акилов Угол (иногда ошибочно пишут: Акимов). Это второе название сельцо получило от капитана Акила Стерлегова, которому в 1722 году досталось это имение по закладной от помещика того села поручика Трухачева Ивана Богдановича.
Уважаемые коллеги ! С Новым годом ! Успехов в "охоте" !!!
Для всех, кого интересует история Воронежской области - приглашаю на страницу ТО "Альбом " !
Издательская деятельность творческого объединения «Альбом» тесно связана с краеведческой литературой. Издаются книги по истории населённых мест Воронежской области, истории предприятий, организаций нашего края. Объединением были выпущены серии книг, сразу ставшие известными широкому кругу читателей: «Визитная карточка: Города России», «Легенды Воронежской области», «Мемуары»,
ГАЛО фонд Р-155 оп.1 дело 62 Задонский уездный комиссариат по военным делам. Воронежская губерния. Списки военнообязанных, уволенных от службы по болезни 1920 г. В деле: ФИО, место жительства, год рождения, Когда и по какой статье расписания болезней уволен вовсе от службы. Например: Курбатов Сергей Иванович, с. Кашары, 1897 г.р., 3.11.1920 по всеобщему сбору к военной службе не годен по 37 ст к труду негоден по ст 22
ГАЛО фонд Р-155 оп 1 д.10. Задонский уездный комиссариат по военным делам. Воронежская губерния. Списки граждан Задонского уезда 1879-1901 г.г. рождения, подлежащих мобилизации. 1919 г. 460 листов. В деле: ФИО, место жительства (работы или службы), год рождения, семейное положение, был или нет на военной службе, сколько времени, род войск, звание и специальность, примечание. В списке 4749 человек. Сложность поиска в том, что фамилии не по алфавиту. Отдельно списки студентов, зубных врачей, лекарских помощников, железнодорожников, рабочих топливных учреждений, Отдельно список рожденных в 1901 году – 150 человек. Кроме того, именной список по трудовой мобилизации.
ГАЛО фонд Р-197 оп.1 д. 5 Комиссариат по военным делам Казинской волости Задонского уезда. Списки красноармейцев Казинского волостного отряда и списки военнообязанных, уклоняющихся от учета. 1919 г. Список лиц, у которых имеется казенное оружие.
ГАЛО фонд Р-197 оп. 1 д.3 Комиссариат по военным делам Казинской волости Задонского уезда. дек 1919 – дек 1920. Списки обученных военному делу. Списки граждан, подлежащих призыву всеобщего военного обучения, родившихся в 1902 и 1903 г.г., по Казинской волости. Списки граждан, рожденных в 1902 г. по приходам: села В. Студенца, села Плоской Казминки, села Казина, с. Борок. Эти списки составлены по метрическим книгам за 1902 г., сделаны отметки кто умер, кто куда переселился, кто в наличии. Список граждан в возрасте от 15 до 40 лет по Казинской волости, отдельно по населенным пунктам: с. Плоская Казминка (118 чел), Каширское (10 чел), Отрадовское общество (14), Уваровка (6), Отв. Студенца (10), с. В. Студенец ( 241), с. Казино (351 чел), с. Никольское (69 чел.) д. Степановка (11 чел), д. Софиевка (21 чел), х. Пашков (17), Ново-Дмитриевская (83), д. Казинка (57), с. Борки (132) и д. Дмитриевка (47). Указаны ФИО, год рождения, профессия, образование.
ГАЛО фонд Р-197 оп 1 д. 11 Именной список обозного взвода в числе 100 человек, с подводами мобилизованных от Казинской волости в 20 сентября 1920 г. Именной список трудового взвода в числе 100 человек мобилизованного от Казинской волости 20 сентября 1920 г. Списки граждан, рожденных в 1886-1888 г.г. отдельно по селам Казинской волости. Указаны ФИО, год рождения, указано кто из тих граждан и где находится в настоящее время: дома, в Красной армии, состоит на службе, на каком предприятии работает.
Село КАРАЧУН. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Карачун Рамонского района Воронежской области. Карачун является одним из старейших сел Воронежского края. До 1924 года село территориально входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии.
Карачунский монастырь В начале XVII в. на реке Воронеж был основан Богородецко-Карачунский Владимирский монастырь, при котором возникло селение Карачун. В Дозорной книге 1615 года подробно описан Карачунский монастырь, имеющий 2 церкви, несколько других строений, окруженных «стоячим тыном, за тыном – животный двор».
Дозорная книга сообщает, что «крестьяне и бобыли Карачуна распахивали для себя в одном ближнем и двух дальних полях 30 четвертей земли». Из этого можно предположить, что численность населения слободы была небольшой. В это время заселение карачунской земли только начиналось. Но оно сдерживалось постоянной угрозой татарских нападений. Одно из них татары совершили в 1623 году. При их набегах главной добычей были пленные, которые продавались в Турцию и другие страны. Из-за потерь населения Карачун долго оставался по числу жителей примерно на одном уровне.
Первоначально при монастыре были две церкви - Сретенская «древена, верх шатром» и Никольская, тоже деревянная. Обе церкви - «строение игумена Никона». Перед въездными воротами находилась башня с вестовым колоколом. Монахов было не более десяти человек. Когда звонил колокол, извещая о набегах татар, люди прятались в монастыре. Игумена Никона сменил Ворсонафий - жадный и жестокий правитель. Монастырь владел землей и сенными покосами на 16 верст в западную сторону до урочища Кривоборье, на Дону. В 1623 году двадцать семь семей сбежало из села. В то время сгорела Никольская церковь - «то ли татары подожгли, то ли сами карачунцы мстили Ворсонафию».
Игумен монастыря Варсонофий, который был призван служить примером высокой нравственности, не отличался праведным образом жизни. Он был одним из тех, о ком воронежский историк Л.Б. Вейнберг говорил, что «...за немногим исключением, попы степной окраины во все продолжение XVII века ничуть не выделялись из среды народа и даже соперничали с ним в грабеже, разврате и пьянстве».
В 1625 году факт побега населения стал предметом разбирательства воронежских воевод Ивана Волынского и Семена Усова, по указанию которых подверглись опросу 30 карачунских крестьян. Они показали, что люди разошлись от «Варсонофиевой изгони, а не от государевых податей, потому что их бивал, и мучил, и на правеж ставливал. А ныне те крестьяне живут в Воронежском уезде и в иных городах за разными помещиками. А бил игумен монастырских крестьян из денег, старосту Сеньку, на Миките Худяке доправил 7 рублей, на Ивашке Балникове да на брате его Савке доправил мерин, на Тимошке Волдыре 5 рублей денег да 20 ульев пчел, у Ивашки Шемая взял мерина да 2 пуда меда, да у него ж, Ивашки, жену позорил и прижил 2 ребят, у Андрюшки Чеплинца взял мерина. Да в прошлом во 1624 году являла им, крестьянам, того ж монастыря проскурница Ульянка, что тот игумен Варсонофий ее изнасильничал и ребенка с нею прижил».
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «В селе Карачуне был мужской монастырь, или по выражению митрополита Евгения "собственнее сказать вотчинное подворье Воронежскаго архиерейскаго дома". Однакож он писался монастырем и имел вместо настоятелей архиерейских управителей вотчины. Карачунский монастырь назывался Владимирским от храма в честь иконы Владимирской Божией Матери. Монастырь этот был до открытия Воронежской архиерейской вотчины».
В 1644 году в монастырской слободе остался только двор пономаря Семена Лямзина, два крестьянских, 12 бобыльских и 17 пустых, разоренных «от татарской войны» дворов. По Переписной книге 1646 года, в слободе при Карачунском монастыре числилось 5 крестьянских и 20 бобыльских дворов.
Из старинных актов видно, что он в 1659 г. подвергался разорению «от крымскаго хана». По докладу воронежского воеводы Сеита Хрущева в Разрядный приказ от 18 февраля 1659 г., татары «в Карачунском монастыре били и брали в полон, постройки выжжены, разорено и выжжено крестьянских и бобыльских 21 двор». Об этом же доносил строитель этого монастыря старец Митрофан, что «в прошлом де 1659 году приходил под Воронеж Крымский хан войною и монастырь их разорил, а братью всех и крестьян посекли, а иных крестьян же и жен и детей побрали в полон, а уходцев, крестьян же и детей их, только осталось семь человек, и те одинокие».
Самбикин перечисляет настоятелей Карачунского монастыря: «игумен Никон (без обозначения лет его настоятельства), Феодосий (1629-1632), Леонид (строитель в декабре 1640 и вторично в 1654 году), Авраамий (1645), Филарет (строитель в 1667), Митрофан (1673), Феодосий (1681) и Савватий (1702-1704)». Упоминается также при Карачунском монастыре «черный поп Филарет».
К 1683 году монастырь остался почти без братии и, по просьбе Воронежского епископа Митрофана, в октябре 1684 года был приписан со всеми угодьями и крестьянами к Воронежскому архиерейскому дому, став его подворьем (вотчиной). Крестьяне пахали вотчинные земли, сеяли, убирали и молотили хлеб, косили и возили сено, заготовляли дрова и т.д. Если в архиерейском доме велось какое-либо строительство или ремонт, то крестьяне на своих лошадях привозили необходимые материалы и принимали участие в работах. Кроме того, они направлялись в вотчины архиерейского дома для охраны и выпаса скота, а также других дел.
Кроме выполнения работ, крестьяне села Карачун не платили архиерейскому дому никакого оброка, в том числе и денежного. Митрополит Пахомий видел в этом причину того, что карачунские крестьяне «... весьма своевольны и ослушны, и наказывать невозможно, но бегают в Донские городки». Об этом он доносил в 1721 году в Синод, а еще раньше жаловался графу Апраксину: «... крестьян всего 195 дворов, от которых только пашни, сено и дрова и от недорода хлеба оные крестьяне бегут в казачьи городки».
По податям, внесенным от Карачунского монастыря видно, что «в 1703 году в нем было крестьян 21 двор, они приписаны к архиерейскому дому; в 1704 году была "пустая" мельница, что под слободою на речке, велено ее оправить и отдать на оброк откупщикам; в 1705 году был пчельник из 25 ульев: в том же году рыбная ловля в плесу реки Воронежа. Рыбных пошлин числилось 18 алтын 3 деньги».
По описи 1714 года видно, что из «монастыря взято было в архиерейский дом Евангелие на александрийской бумаге, новопечатное, и обрезано золотом, покрыто красным бархатом».
Воронежские епископы предписывали вотчинному управителю с. Карачун осторожно обращаться с крестьянами, «... наблюдая во всем добрую благопристойную экономию, без всякого излишнего отягощения», чтобы не потерять их совсем. Когда работы было много, то на нее посылалась половина крестьян, а другая половина оставалась в домах. Если дел было немного, то к ним привлекалась четвертая часть, которая должна была распределяться на работы «с рассуждением», а остальные оставлялись «для их домовых крестьянских работ».
Часть произведенной сельскохозяйственной продукции отправлялась в Воронежский архиерейский дом. В частности, крестьяне поставляли туда овес, пшено, рожь, ячмень, гречневые крупы и 4 пуда меда в год, а также сено, которого 1702 году было привезено более 50 возов. Это сено продали в Воронеже за 5 рублей 64 копейки. Иногда сенные покосы сдавались в аренду, принося в начале XVIII века около одного рубля дохода.
Незначительный доход приносил торжок, который в зимнее время еженедельно устраивался около монастыря. В приходных книгах Воронежского архиерейского дома за 1702 год указано, что 23 апреля от целовальника Ивана Банникова принято 11 рублей 24 копейки пошлинных денег, собранных с монастырского торжка с 25 октября 1701 г. по 1 марта 1702 г. Кроме того, по 2-3 рубля пошлинных денег ежегодно собиралось с ярмарок.
Монастырь этот, по мнению митрополита Евгения, был закрыт в 1764 году, а Владимирская церковь была обращена в приходскую. Владимирская церковь
В 1620 году при монастыре была выстроена деревянная Владимирская церковь. Церковь упоминается в 1708 году: «1708 года Января 20 в Карачунскую церковь был посвящен поп Косьма».
В 1881 году по проекту архитектора Дмитрия Знобишина была построена кирпичная Владимирская церковь. Архиепископ Самбикин в документах середины 1880-х годов отмечает: «Церковь в селе Карачуне, Задонскаго уезда, каменная, с колокольнею, построена в 1881 году на месте прежде бывшей деревянной. Земли 30 десятин пахатной, сенокосной 3 десятины. Есть план и межевая книга. Прихожан 850 душ. Церковь в этом селе недавно перестроена в каменную и в тоже наименование Владимирской иконы Божией Матери».
По документам Воронежской Епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Димитрий Яковлевич Петров) и псаломщик (Николай Николаевич Тростянский). Приход насчитывал 210 дворов, в которых проживало 1785 человек.
В 1914 году в центре села, в двадцати метрах от церкви, началось строительство кирпичной церковно-приходской (а затем начальной) школы. Однако первая мировая война помешала ее достроить. Свои двери она распахнула только в 1928 году.
В советский период церковь была закрыта и использовалась под склад продовольствия местным колхозом. Храм был частично разрушен, большинство фресок уничтожены.
Реликвии и святыни храма Дмитрий Самбикин упоминает икону Николая Чудотворца, хранившуюся в этой церкви: «В церкви с. Карачун находится местно чтимая икона Николая чудотворца. О явлении этой иконы передают, что в старину, в лесу была пасека, о коей было упомянуто выше; пасечником был старик, известный своею благочестивою жизнию, так разсказывают о нем, что спал на камне, хотя для виду имел постель. Однажды ему во сне привиделся старец и приказал в лесной яруге, в известном (указанном от старца) месте взять икону. Пасечник почему-то медлил исполнением даннаго ему поручения и, уже после троекратнаго явления ему старца, пошел на указанное место и нашел там икону св. Николая. Эту икону свято чтут не только жители Карачуна, но и окрестные жители. К 9 числу Мая бывает большое стечение богомольцев, тем более, что в это время бывает ярмарка. Пред этою иконою нередко служат молебны в церкви, берут ее и в дома для молебствий».
Село ГОРОЖАНКА. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской епархии. Расположена в селе Горожанка Рамонского района Воронежской области. Селение возникло в 1725-1726 годах выходцем из села Карачун однодворцем Горожанкиным. В ревизских сказках 1745 года сказано: «Новопоселенное село Покровское Горожанкино тож». Позже село принадлежало помещикам Веневитиновым, затем помещику Михайлову, которым в поместье был создан уникальный парк - усадьба. До 1924 года село территориально входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии.
В 1736 году, после постройки деревянной Покровской церкви, деревня Горожанка стала селом. Первое время оно именовалось Покровским по названию церкви. Каменная церковь в селе была построена в 1787 г. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в с. Горожанке, Задонскаго уезда, с приделами на правой стороне св. Алексия Московскаго митрополита, на левой - преподобной мученицы Евдокии, каменная с колокольнею, построена в 1787 году помещиком секунд-майором Алексеем Акиндиновичем Веневитиновым. Земли усадебной 3 десятины, пахатной 33 десятины. Земля эта состоит в разных полях, в дачах помещиков Кожиных. Прихожан 930 душ. Деревни: Севрюковка (3 версты), Буравлянка (4 версты), Кривоборье (4 версты)».
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Сергий Васильевич Матвеев) и псаломщик (Димитрий Михайлович Попов). Земли у храма отмечено 36½ десятин. Дворов в селе насчитывалось 309, в них проживало 2287 человек.
"Клировые ведомости по Задонскому уезду за 1911 год" сообщали, что у священника Матвеева Сергея Васильевича в собственности деревянный дом, что являлось большой редкостью, т.к. подцерковные дома обычно принадлежали церкви. У храма имелось две церковно-приходских школы - в Горожанке (открыта в 1913 году) и Кривоборье. В Горожанке в такой школе обучались 41 мальчик и 13 девочек. Обучение детей велось от Покрова до Пасхи. Библиотека составляла 20 томов. Задонское учебное отделение при епархии отпускало на школу 50 рублей в год. Кроме церковно-приходских, в "Ведомостях" указываются земские школы в Севрюковке, учрежденная в 1904 году, и в Горожанке, учрежденная в 1870 году. Штат церкви, состоящий из священника, дьякона, псаломщика и просфорни, содержали прихожане. Они вносили от себя в церковную казну 400 рублей в год. Земля, ранее находившаяся в дачах у помещиков Кожиных, сдавалась церковью в аренду по 15 рублей за сотку. В годы воинствующего атеизма церковь закрыли и по некоторым данным использовали под склад. В 1960-х годах колокол был сброшен, а вместо него белым кирпичом надстроена водонапорная башня.
Православный храм Воронежской епархии. Расположена в селе Пекшево Рамонского района Воронежской области. Селение Пекшево возникло в начале XVII века под названием «деревня Пекишева». Село также носило имя - Богоявленское. До 1924 года село территориально входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии.
Первая деревянная церковь в Пекшево появилась в 1735 году. Каменная небольшая Богоявленская церковь была построена в 1826 году. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Богоявленском (или Пекшеве) Задонскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1826 году на средства помещицы Александры Нечаевой. Земли пахатной 33 десятины. К этой церкви приписана Богословская церковь села Глушицы. Прихожан 270 душ (в Глушицах 470 душ). Находящийся в приходе Пекшева хутор Кривоборье замечателен тем, что упоминается в 14 столетии в описании путешествия по Дону митрополита Пимена из Москвы в Константинополь (1389)».
По данным Воронежской епархии за 1900 год, Богоявленская церковь в Пекшево, наоборот, считалась приписной к Богословской церкви в Глушицах и обслуживалась священниками последней: настоятель (Иоанн Иоаннович Оболенский; в "Клировых ведомостях" за 1911 год упоминается Иоанн Николаевич Пересветов) и псаломщик (Михаил Дмитриевич Данилов). Приход в Пекшево насчитывал 90 дворов, в которых проживало 619 человек. В храме имелась библиотека в 47 томов.
Жмите на ссылки ниже:
1. Диалоговая тема по Задонскому уезду. Вопросы и ответы
2. Метрические книги (реквизиты)
3. ГАВО И-18 , ревиз. сказки
4. Церковные приходы
5.
Расписании приходских церквей и причтов
6. Населённые пункты Задонского уезда по 4 и по 5 ревизии
7. Населённые места Задонского уезда, 1859г.
8. Волости и важнейшие селения Задонского уезда, 1880г.
9. Алфавитные списки населённых мест Задонского уезда, 1887г.
10. Списки волостей Задонского уезда, 1887г.
11. Населённые места Задонского уезда, 1900г.
12. Сведения о населенных местах Задонского уезда, 1906г.
13. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Задонский уезд
14. Тема "Воронежская епархия"
15. Тема "Культурное наследие жителей Задонского уезда"