На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
Село КОНДРАШКИНО. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Кондрашкино Каширского района Воронежской области. Кондрашкино основано около 1770 года бывшими монастырскими крестьянами, переведенными сюда из-под Москвы. Первые дома появились на склоне оврага, который ранее назывался Кондрашкин Буерак. От него и получило название селение. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
Деревянная Покровская церковь в селе была построена в 1853 году. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Кондрашкине, Воронежскаго уезда, деревянная с таковою же колокольнею, построена в 1853 году. Земли 33 десятины пахатной, подцерковный деревянный дом. Прихожан 460 душ. К сей церкви приписана Никольская церковь села Коломенскаго».
В 1897 году вместо деревянной церкви был выстроен каменный Покровский храм. На рубеже XIX-XX веков в штате церкви числились: священник (Александр Петрович Нечаев) и псаломщик (Андрей Евстигнеевич Болховитинов). У церкви отмечено 36 десятин земли. В приходе храма насчитывалось 177 дворов, в них проживало 1017 человек.
Село МОЖАЙСКОЕ. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Можайское Каширского района Воронежской области. Поселения на месте современного села Можайское, на правом берегу реки Красная, были основаны около 1770 г. бывшими монастырскими крестьянами, переведенными сюда из-под Москвы, из Можайского уезда. В конце XVIII века эти поселения назывались: поселок Верейской что на Красном логу, деревня Мосальская и поселок Головешкин. С появлением церкви поселение Верейское приобрело статус села (в разных источниках название села указывалось, как Верейское, так и Можайское).
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х гг. отмечал: «Казанская церковь в селе Верейском, Воронежскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1868 г. Земли 33 десятины. Прихожан 930 душ».
На рубеже XIX-XX веков в штате Казанской церкви числились: священник (Михаил Александрович Резанов) и псаломщик (Иоанн Александрович Бедин). Дворов в приходе в это время насчитывалось 324, в них проживало 2347 человек.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Бабяково Новоусманского района Воронежской области. В 1594 году воеводой Воронежской крепости стал Иван Федорович Кобяков. Через год он основал слободку, позднее названную «Бабяковской». Слободка была названа в честь основателя, но со временем название было немного искажено, вместо «Кобяковской» она стала называться «Бабяковской». Согласно "Дозорной книге" 1615 года Бабяковская насчитывала 10 атаманских и 29 бобыльских дворов. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
Первая деревянная церковь Рождества Богородицы была выстроена в селе в 1620-е годы, впервые упоминается в 1631 году. По переписной книге 1646 года при ней числится: «Двор попа Григория, двор попа Филипа, двор просвирницы Крестины, всего при церкви 7 человек».
В 1787 (по другим данным в 1797) году, на месте деревянной, была выстроена новая каменная церковь Рождества Богородицы «с колокольнею и приделом Рождества Христова в трапезе». При церкви служил «поп Харитон». «Подцерковной земли 33 десятины, но во владении причта только 24 дес. Прихожан 1290 душ мужскаго пола; хутор Апостоловка (8 верст)». Освящал новый храм управляющий Воронежской епархией епископ Тихон III.
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Петр Феодорович Понятовский), диакон (Василий Алексеевич Чернецкий) и псаломщик-диакон (Тихон Степанович Смирницкий). Приход насчитывал 501 двор, в которых проживало 3160 человек.
В годы советской власти церковь была разобрана, а стройматериал использовали для хозяйственных нужд. Ныне существующий храм построен на основании здания церковно-приходской школы (фундамент прежней церкви оказался поглощённым разросшимся кладбищем, и использовать его не было возможности). Церковь выстроена в псевдорусском стиле, отличающаяся оригинальной компоновкой объёмов. Четырёхстолпный храм обладает ступенчатой композицией, основной объём увенчан декоративным пятиглавием.
Село ВОЛНА-ШЕПЕЛИНОВКА. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Волна-Шепелиновка Новоусманского района Воронежской области. Поселок возник в начале XVIII века, по данным «Ревизских сказок» за 1744 год, назывался Хавой и числился за отставным капитаном морского флота И.Я. Шепелинским. Этим офицером была выстроена деревянная Казанская церковь и уже в 1779 году на плане генерального межевания село обозначено как Казанская Хава. Кирпичная Казанская церковь была построена в 1845 году, как приусадебная, помещиком Шуриновым, который в это время являлся владельцем села. Церковь была освящена управляющим Воронежской епархией архиепископом Антонием II в честь иконы Казанской Божией матери.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в Казанской Хаве, Воронежскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1845 году помещиком Дмитрием Петровичем Шуриновым, и считается домовою, при ней только два помещичьих дома, прихожан нет, причт один священник и один псаломщик. Два подцерковных деревянных дома, на содержание причта господином Шуриновым положено 2857 рублей серебром. Земли 33 десятины пахатной. Сверх того платится добавочное жалование в размере 586 рублей».
По документам Воронежской епархии, в 1900 году в штате церкви состояли: священник (Иоаким Иванович Смирнов) и псаломщик (Димитрий Павлович Лукин). Прихожан отмечено 8 человек в четырех дворах.
С октября 1903 года по 10 декабря 1908 года должность псаломщика Казанской церкви исполнял Дмитриев Федор Павлович.
Спустя 20 лет село было перенесено на другой берег реки, а усадьба с церковью получила название Шепелиновка по имени первых владельцев села.
В архитектурном плане церковь построена в традиционных чертах русского классицизма - четверик, завершённый ротондой. К церкви пристроена полукруглая апсида. В настоящее время сохранились лишь храмовая часть с апсидой. Внутри храма находился витраж - световая икона "Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа" и старинный иконостас, которые, к сожалению, были утрачены. На стенах церкви сохранились остатки росписи. В центре купольного свода - фреска Господь Вседержитель (утрачена). Ниже, в парусных сводах - фрески с изображениями четырех евангелистов, на опорных столбах - святые.
Село ГОРЕНСКИЕ ВЫСЕЛКИ. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Горенские Выселки Новоусманского района Воронежской области. В первой половине XVII века земли, на которых в настоящее время расположены современные Горенские Выселки, принадлежали роду Небольсиных и назывались Левой Вершиной. В "Верстальной десятне воронежцов детей боярских" за 1638 год можно прочитать, что Михайло Неболсин получил за государеву службу: ...по отделу Дикого поля на пашню и сенные покосы в пустоши за Хавой в урочище Левой Вершины 200 четвертей и денег 6 рублей...
В начале XIX века Семен, Филипп и Федот Небольсины наследуют земли в Левой Вершине. В середине XIX века Левая Вершина постепенно превращается в большую деревню. В 1847 г. в соседнем селе Горки стояла каменная Покровская церковь, но она не отвечала требованиям жителей Левой Вершины, коих к тому времени насчитывалось более 800 человек.
В 1866 году Иван Филиппович Небольсин вместе с братьями решают построить деревянную церковь из долговечной лиственницы по образцу соседней церкви в Успенской Хаве. Строительство продолжалось более двух лет и в 1868 году церковь была освящена в честь православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. С окончанием строительства храма, деревня Левая Вершина была переименована в Горенские Выселки. Церковные земли имели в своем владении 33 десятины земли. В 1876 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. По данным 1905 года, в ней обучалось около 70 детей.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в Левой Вершине Воронежскаго уезда, деревянная, начата постройкою в 1866 году. Жители этаго села прежде были прихожанами Успенской церкви села Успенской Хавы».
По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Феодор Васильевич Крыгин), дьякон (Димитрий Моисеевич Ефремов) и псаломщик (Александр Александрович Подгоренский). Церковной земли 33 десятины. Приход насчитывал 255 дворов, в которых проживал 1951 человек.
В 1932 году эту церковь постигла участь многих других храмов: священники были репрессированы, колокол сброшен, хотя само здание осталось нетронутым. В начале 1950-х её начали разорять местные жители: были вскрыты полы, сломаны внутренние стены, вытащено железо, снят крест. «Сначала двуручными пилами отпилили колокольню, которую затем разобрали и свезли на колхозный двор, из её высушенного дерева так ничего и не построили», – пишет историк Михаил Небольсин. Основное помещение, "по традиции", использовалось под зернохранилище. В начале 1990-х жителями села был организован сбор средств на восстановление храма, были проведены первые работы, но для более масштабной реставрации нужны были иные средства. В начале 2000-х рухнула крыша трапезной. В настоящее время уникальная для Центрального Черноземья церковь находится в плачевном состоянии.
В архитектурном плане церковь представляет собой упрощенный тип ярусных храмов. Купол отделан железом. Внутри храма на стенах, обитых досками, сохранился лик Христа с воздетыми руками, потолок по кромке отделан бордюрным орнаментом. Под куполом - изображения святых, написанных на металлических пластинах. На окнах сохранились кованые решётки.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Горки Новоусманского района Воронежской области.
Село расположено по берегам реки Усмань. Основано в середине XVII века (после 1646 года) как деревня Нижние Горки. В переписной книге Усманского стана 1678 года отмечена «деревня Кульнево, Нижние горки тож».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в классическом стиле тщанием состоятельных прихожан села в 1847 г. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) описывал ее так: «Церковь в с. Горках Воронежскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1847 году. Земли 33 десятины пахатной. Прихожан 560 душ. Причт получает % с капитала 950 рублей (из коих 450 рублей пожертвованы помещицею Мариею Болтиною)».
По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник (Алексей Иванович Павлов) и псаломщик (Василий Алексеевич Сахаров). Приход насчитывал 181 двор, в которых проживало 2208 человек.
Во времена безбожной власти храм был закрыт и разграблен. С довоенных времен в нем поочередно размещались зернохранилище, совхозный гараж и мастерские. С 1970-х годов, когда церковное здание обветшало настолько, что использовать его даже для складов стало невозможным, храм стоял бесхозным. Многие помнят, как выглядели церковные руины в 2000 году, когда началось создание общины и восстановление церкви. Скептики говорили, что восстановить храм невозможно – легче было бы снести его остатки и на этом месте выстроить новую церковь, но Господь в очередной раз явил нам Свое чудо. При отсутствии финансирования, при фактическом отсутствии прихожан (в Горках проживает 154 человека) храм готов принять молящихся.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Крыловка Новоусманского района Воронежской области.
Крыловка - старинное русское село. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь Живоноснаго источника Пресвятой Богородицы в Крыловом Воронежскаго уезда, деревянная с колокольнею, построена в 1849 г. Земли 43 десятины пахатной. Церковный причт получает % с 600 рублей. Прихожан 830 душ. Хутора Тамлык, Михайловка, Ольховка и Караичев». В том же году церковь была освящена архиереем Воронежской епархии архиепископом Игнатием (Семеновым). Престолов было два: во имя Казанской иконы Божией Матери и, особо почитаемой в селе, иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
В 1887 г., архитектором Дмитрием Знобишиным, церковь была перестроена в камне.
В архивах Воронежской епархии за 1900 год, церковь была отмечена, как Казанская и имела штат: священник (Алексей Иванович Саввин), диакон (Димитрий Николаевич Павленко) и псаломщик (Симеон Ильич Богомолов). У церкви 33 десятины земли. Приход насчитывал 239 дворов, в которых проживал 2171 человек.
Также в Казанской церкви служил священник Турбин Митрофан Михайлович, 1886 года рождения. Арестован в январе 1933 года, осужден на 5 лет лагерей.
Храм был построен в традиционных чертах позднего классицизма. В архитектурном плане церковь представляла собой средокрестие с примыкающими южным и северным приделами. С запада четверика расположена трапезная, а с востока — пятигранная алтарная апсида. Была разрушена после революции 1917 года.
Село Нижняя Катуховка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Нижняя Катуховка Новоусманского района Воронежской области.
Село Катуховка было основано во второй половине XVIII века: оно обозначено на карте межевания Воронежского уезда 1779 г. В начале XIX века сюда прибывают две партии переселенцев из села Орлово. В 1859 г. в селе было 77 дворов, численность населения которых составляла 834 человека. До 1928 года Нижняя Катуховка входила в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
В 1868 году в Нижней Катуховке была выстроена каменная Покровская церковь. Архиепископ Дмитрий Самбикин в 1880-е годы писал о ней: «Покровская церковь в селе Нижней Котуховке Воронежского уезда. Каменная с таковою же колокольнею, построена в 1868 г. Земли пахатной 33 десятины. Четыре подцерковных деревянных дома. Прихожан 1000 душ, деревни: Трудолюбивая, Тарасовка (1 верста), Усманские выселки 1-я и 2-я (в 2-х верстах), Петровская (в 3-х верстах) и Федоровка (в 4 верст.). Один штат».
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Михаил Данилович Попов), диакон (Михаил Димитриевич Скрябин) и псаломщик (Михаил Стефанович Попов). Приход насчитывал 327 дворов, в которых проживало 2472 человека.
В 1908 году Покровская церковь была расширена - пристроены обширные притворы , в результате чего церковь получила крестообразный план. Проект пристройки выполнил архитектор Купинский А.С, имевший усадьбу неподалеку от села.
В 1910 году в селе было выстроено новое здание земской школы, в котором в 1914 году обучалось 169 детей.
Церковь, расположенная в центре села, доминирует в окружающем ландшафте. Оригинальность ей придает колокольня с очень высоким четвериком первого яруса.
Село НОВАЯ УСМАНЬ. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области.
У красивой реки Усманки царский слуга В.В. Собакин обзавелся землями, получившими прозвание по его фамилии - «Собакина поляна». В 1598 году основано поселение, которое в исторических документах фигурирует под несколькими названиями: Собакино, Усмань (Собакина) и т.д. Было основано как село в 1601-1602 годах под названием Собакина или Большая Усмань.
В XVII - XIX веках Большую Усмань еще не делили на Первую, Вторую, Третью. Было единое большое село и построили в нем усманцы деревянные церкви. В центре - Дмитриевскую, а ближе к Воронежу - возможно, Николаевскую, о коей сообщают документы 1740-1760 годов. Но старожилы уверены, что их деревянная церковь, как потом и каменная, называлась именем Казанской иконы Божией Матери.
Первые деревянные церкви села По сведениям «Дозорной книги» 1615 г., в Большой Усмани уже была Димитриевская «церковь с трапезою, древесны, клетцки, с папертью, два престола: престол во имя Николая Чудотворца, престол Великого Мученика Дмитрия Солунского, а в церкви образы и книги и всякие церковныя строенья попа Власа да приходных людей...». Храм, рубленый из дуба, простоял почти 150 лет. По своей архитектуре он представлял собой трехчастный объем с выделяющейся центральной кубической частью, с примыкающей к ней с востока пятигранным алтарем, а с запада - прямоугольной трапезной.
В исторических документах Дмитрия (Самбикина) есть упоминания об этом храме: «На основании одного старинного документа, относящегося к 1732 году, можно думать, что в Усмани, принадлежавшей к ведению г. Орлова (ныне бывшей город в 10 верстах от Усмани), была издавна церковь св. Димитрия».
Ниже приводится выдержка из этого документа: «1732 года июля 13 дня Орловской станицы станичный атаман Сергей Григорьев,сын Скачев, есаул Иван Клевешов и старшины Антон Федоров, Алистрат Ларионов, Михайло Сухой, Антон Иванов, Семен Петров, Борис Григорьев и всей станицы казаки на станичном сборе дали сию сказку по указу вел. господина Преосвященнейшаго Иоакима, епископа Воронежскаго и Елецкаго, старосте поповскому Преображенскаго (вероятно, Толшевскаго Спасо-Преображенскаго) монастыря игумену Игнатию, понежемы всею станицею перешли селением на иное удобное и сухое место, а на прежнем старом месте от многих перебоин и от водомоин жить невозможно, а ныне еще церковь Божия храм Димитрия мироточца имеется на старом месте, и дабы нам станицею благословением отца игумена Игнатия оную церковь перенесть, каковое место в наш переселенной городок, на хорошее и сухое (место) и чтоб управить, кончая оную в год, со всем ко освящению быть готову, а ежели мы в год не управимся взять на нас помянутому отцу игумену штрафу на всемй станице пятьдесят рублев, в том мы станицею и подписуемся».
Самбикин продолжает: «За неграматных подписался дьячек той же станицы Ерофей Семенов. Под городком нельзя разуметь г. Усмань, и что Усмань была городом с 1625 и не могла принадлежатьк другому городу (Орлову) и в Усмани (ныне Тамбовской губернии) насколько известно нет Димитриевской церкви и даже придела».
В архивах "Указателя храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884 годы" можно прочитать: «Из документов 1740-1760 г. большой Усмани (собакиной) видно, что была Николаевская церковь, в 1730 году при ней был священник Иоанн».
Казанская церковь Казанская каменная церковь в Новой Усмани была построена в 1870 году в стиле классицизма. Освящал храм архиепископ Воронежский и Задонский Серафим.
Дмитрий (Самбикин) в своих архивах далее отмечает: «Казанская церковь в Большой Усмани, каменная с колокольнею, построена в 1870 г. Земли 24 десятины пахатной. Причт получает % с 356 рублей капитала (256 рублей по завещанию свящ. Феодора Стефановскаго, а сто рублей крестьянки Карцевой). В деревянном церковном доме находится сельское училище. Прихожан 1170 душ мужскаго пола. Хутор Подклетный (в 5 верстах)».
Вероятно, вышеупомянутый отец Федор Стефановский служил и в ранней, еще деревянной церкви, так как известно, что копии метрических книг имелись с 1857 г., а отец Федор служил до 1885 года, до своей кончины. Вдова священника Олимпиада Петровна Стефановская работала в Казанской церкви еще многие годы.
"Ведомости" отмечают хорошее качество здания, крепкое, но холодное. Каменная колокольня, кирпичная ограда. В архивных документах Воронежской епархии за 1900 год указан штат Казанской церкви: священник (Иосиф Иванович Ефремов), диакон (Николай Евфимович Пятницкий, с 1890 г.; – брат Митрофана Ефимовича Пятницкого, знаменитого русского музыканта, исполнителя и собирателя русских народных песен) и псаломщик-диакон (Николай Петрович Пересветов, 1872-1890). Земли у церкви отмечено 26 десятин. Приход насчитывал 336 дворов, в которых проживал 2831 чел.
В 1910-1920 годах церковным старостой был Александр Лукьянович Костин. Служил в этом храме и священник Алферов Петр Антонович, 1890 года рождения. Арестован в феврале 1932 года, осужден на 5 лет лагерей. До закрытия храма дьяконом служил Георгий Федорович Гаврилов (1936 год), певчим был Лукин Василий Андреевич, расстрелянный в 1937 году.
Закрытие церкви По словам очевидцев в 1933 году сняли колокол. Службы в храме велись до 1936 г., когда власти закрыли его. Имена всех священников, служивших в этот период не известны. Последний настоятель – Иосиф, был арестован в ночь великой Пятницы в 1936 году. И после этого местонахождение его не известно. Имеются скудные сведения о том, что в хоре Казанского храма пела Ефросиния Калашникова, уроженка Новой Усмани, впоследствии участница хора М. Пятницкого. После закрытия храм использовался властями как склад, мастерская. Алтарь был разрушен.
В храме до войны находился автопарк. После разгрома церквей, в Новоусманском районе действующих храмов Божиих не было. Но многие верующие продолжали молиться у домашних икон, носить крестик, читать Евангелие, Псалтырь, тайно крестили детей.
Спасский храм, построенный на средства прихожан в 1785 году, был освящен в честь Перенесения нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едессы в Царьград. Освящал его управляющий Воронежской епархией епископ Тихон III (Малинин). По своей архитектуре храм был построен предположительно в стиле русского барокко.
В 1882 году на опоре церковных ворот были сделаны надпись и барельеф в память об убийстве императора Александра II и о его благодеяниях для российского народа. Надпись сохранилась до сего дня, а барельеф был утрачен в революционное время.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Спасская церковь в Большой (Собакиной) Усмани Воронежскаго уезда, с приделами на правой стороне св. Николая чудотворца, на левой святых великомуч. Димитрия и Никиты, каменная с колокольнею, построена в 1795 году (или в 1785 году) на месте прежней в честь св. великомуч. Димитрия. Земли 48 десятин пахатной и 46½ дес. сенокосной писцовой, на последнюю есть план и межевая книга. Прихожан 2600 душ».
По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Спасской церкви числились: два священника (Георгий Васильевич Алексеев и Феодор Иванович Карманов), диакон (Василий Евгеньевич Федоров), псаломщик-диакон (Василий Андреевич Колтунов) и псаломщик (Димитрий Яковлевич Попов). У церкви отмечено 114 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 632 двора, в которых проживало 6449 человек.
В 1921 году последний настоятель Спасского храма протоиерей Михаил Алексеевич Хмелинский, служивший в храме с 1907 года, был осужден, а в 1937 - расстрелян.
В 1936 году храм был разграблен и частично разрушен. Позже здание реконструировали, вначале в нем располагалась школа, затем - детский сад. В последние годы оно пустовало и стало приходить в упадок.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Орлово Новоусманского района Воронежской области.
Орлово возникло в 1645 году, как укрепленное поселение на Белгородской черте и до конца XVIII века было известно под названием городок Орлов. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
История села О селе Орлово, в описании митрополита Воронежской епархии Евгения, сказано: «Орлов, бывший уездный город Воронежской губернии, построенный в царствование Государя царя Алексея Михайловича около половины 17 столетия на Усмонской линии на Ногайской степи от набегов татарских. Он лежит при реке Усмони, разстоянием от губернскаго города Воронежа в 30 верстах к востоку, а от Москвы в 506, а от С.-Петербурга в 1236 верстах. По учреждению губерний в царствование Государыни Императрицы Екатерины 2-й в 1779 г. был упразднен и обращен в посад Воронежской округи. В нем до ныне находилась одна деревянная церковь (сгорела в 1878 г.) в самом городе, а другая деревянная Троицкая в пригородней слободе (под которою, вероятно, разумеется село Селиваново) и при них по ведомости 1798 года считается приходских 1753, женских 1711, а обоего пола 3464 души.
Там бывает знатная своими торгами Вознесенская ярмарка, продолжающаяся около недели. Продаются всякие красные и крестьянские товары. Впрочем, по причине лежащей чрез сие село большой Тамбовской дороги, бывают там и торги съестными и дорожными запасами. Жители в нем военные, приказные, посадские, однодворцы, помещичьи дворовые и крестьяне. Там есть и две суконные фабрики.
С проведением Воронежско-Козловской дороги село Орлово стало вдали от тракта и год от году беднеет и нисходит в разряд самых обыкновенных (бедных) селений, что видно из того, что ныне нет и церкви, а только молитвенный дом. Орлов был когда-то значительным городом, в нем жили воеводы».
Богоявленская церковь Первая соборная деревянная церковь появилась здесь в 1645-1646 годах и была освящена в честь Богоявления Господня. Храм трижды перестраивался: в 1650, 1701, 1762 годах. В 1878 году деревянная церковь сгорела и в 1879 году вместо нее было решено временно построить молитвенный дом. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах 1880-х годов отмечал: «Молитвенный дом в бывшем городе Орлове, Воронежскаго уезда, деревянный с колокольнею, построен в 1879 году. До 1879 года в городе Орлове существовал величественный в 5-ти главах храм (деревянный) первоначально построенный в 1762 году, но и эта церковь была не первая. Вероятно, со времени учреждения Орлова городом, (в первой половине XVII века) в нем тогда же была построена церковь».
В "Орловских Актах" встречаются сведения о существовании в городе Орлове церкви с конца XVII века. Так, в 1692 году Орловский воевода Яков Иванович Кулешов доносил святителю Митрофану, что «в нынешнем году пойман в Орлове орловский беглый солдат Матюшка Шемаев и посажен был в приказной избе за приставы. 11 мая в 13-й день у тех приставов Орловской соборной церкви священник Антоний, пришел в приказную избу к ним, Федору Ушакову с товарищами, и того беглаго солдата Матюшку взял у них на свои поруки и их Федора и товарищей к себе в дом хлеба есть без ведома моево. И пришел-де тот священник Антоний с ними со всеми к себе в дом, и тово беглова солдаыта Матюшку у себя в дому оставил, и им Федору с товарищами не дал; из двора ево, Федора с товарищами, бил с ослопьем, и бранил-де их их матерно и псами называл, и грозил де им - хотел из пищали убить; и он де Федор Ушаков с товарищами от него, священника Антония, со двора на великую силу убежали. А ныне, государь, ведомо учинилось что он, священник Антоний, тово беглаво солдата Матюшку, проводил утайкою с Орлова на Воронеж, с Воронежа на Дон с донскими козаками отпустил». ("Орловские Акты"; орфография сохранена).
Архиепископ Самбикин продолжает: «В 1730 г. при Орловской Богоявленской церкви упоминается священник Димитрий; в 1770 году священник Флор, а в 1777 году Роман Иванов (до этаго года бывший "поповским старостою"). Земли 33 дес. пахатной и сенокосной. Прихожан 1200 душ, деревня Никонова (в 1 версте)».
В 1885-1886 годах по проекту воронежского архитектора В.В. Стайновского была построена новая каменная Богоявленская церковь. Храм был построен в классическом стиле, в архитектуре которого соединены формы русского ампира с элементами эклектики и сохранился до наших дней.
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Иаков Тимофеевич Алферов), диакон (Михаил Рыбников) и псаломщик (Федор Александрович Домодедов). Приход насчитывал 351 дворов, в которых проживало 2799 человек.
В 1930-х годах церковь не избежала участи многих других храмов, и к 1935 году была закрыта. Священники Овчинников Петр Иванович и Чулаевский Николай Степанович были расстреляны в феврале 1938 года.
Священник Богоявленской церкви Иван Семенович Отченашков, в 1930-1932 годах отбывал заключение в Ухто-Печерском лагере по 58-й статье. В дальнейшем И.С. Отченашков проходил по одному делу вместе с архиепископом Петром II (Соколовым Павлом Ивановичем), как "пособник, проводивший по его заданию враждебную пропаганду среди местных крестьян". Держался Иван Семенович на следствии твердо, никого не оговорил, виновным себя не признал. Дело архиепископа Петра и священника И.С. Отченашкова рассматривалось в закрытом заседании специальной коллегии областного суда 12 февраля 1937 года. Обвиняемые были признаны виновными и приговорены к пяти годам лагерей и трем годам поражения в правах. Дальнейшая судьба И.С. Отченашкова неизвестна.
Как рассказывают старожилы села, в 1942 году в селе было расквартировано несколько подразделений курсантов, которые готовились выступить на оборону Воронежа. В свободное от занятий время они развлекались, в частности тем, что расстреливали фрески в закрытом Богоявленском храме. В храме после войны размещался зерносклад.