Отсюда выборочно, где есть имена и села
https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/269428/1/71-79.pdf.... Уже в 1656 г. есть сведения о наличии войта в Стародубе, которым стал
Корней Молявка [1, с. 143], записанный в присяжных листах 1654 г. казаком 5
.......По результатам посольства с участием стародубского войта
Андрея Шабловского в 1665 г. московским царем Алексеем Михайловичем была подтверждена грамота Сигизмунда III о наделении Стародуба Магдебургским правом. Уже в январе 1666 г. в соответствии с царской грамотой был избран магистрат – «уряд меский». В него вошли
войт Андрей Шабловский, старший бурмистр Яков Маркович, бурмистр Лаврин Яковлевич, старший райца Иван Низовец, райцы Тимофей Нагаско, Петр Шашонок, Костя Ларионович, старший лавник Григорий Григорьевич, лавники .Иосиф Малявка, Иван Хламота, Елисей Максимович, писарь Василий Афанасович Бернацкий, а также 12 посполитых «от миру упрошенных».
..........Так, в присяжных листах московским царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу
1682 г.наряду с войтом, пятью бурмистрами, семью райцами, писарем и четырьмя лавниками к присяге были
приведены 22 «знатных мещанина». Вероятно, эти люди имели более высокий социальный статус по
сравнению с обычными горожанами. Кроме того, двое из них –
Савва Ермолаевич и Петр Лукьянович –
записаны как «значные мещане Стародубовские».......Основным товаром, поставляемым из Стародубщины, была пенька. На ее продаже разбогатели многие мещане, в том числе стародубский войт Спиридон Ширай
.......первые раскольники появились на территории полка еще в конце 1670-х гг. Благодаря знакомству
со стародубским полковником они основали свою первую слободу –
Понуровку. Затем появились
и другие: в 1700 г. –
Лужки, в 1701 г. –
Зыбкая (современный г. Новозыбков), в 1702 г. –
Злынка, в 1706 г. –
Клинцы [1, с. 496, 504, 505, 519] и др. Уже к 1715 г. в слободах насчитывались десятки дворов. Их жители занимались различными промыслами, торговали конопляным маслом, рыбой и солью [8, с. 279].
Первоначально правовое и социальное положение раскольников не отличалось от положения других
посполитых полка. Они обладали теми же правами и несли такие же обязанности. При этом в среде старообрядцев было немало выходцев из московского купечества. Именно они, оценив выгодное географическое положение края, придали его торговле новый импульс19. Но вместе с этим они заставили
потесниться на рынке традиционных стародубских купцов, что нанесло ощутимый удар по благосостоянию мещанского сословия. В 1716 г. киевский губернатор князь Д. М. Голицын издал распоряжение, согласно которому раскольники записывались в оклад и освобождались от повинностей в пользу местных державцев [1, c. 499]. Из старообрядческих слобод была образована административная единица –
«государевы описные
малороссийские слободы». Руководство ею осуществляло волостное правление во главе с бурмистром,
избираемым самими жителями
......... Наиболее распространенным способом избежать зависимости от державцев был переход в казачество. Так начался процесс, обратный тому, что происходил во второй половине XVII в., когда казаки записывались
«под ратушу». Проследить его можно на примере жителей
с. Запольские Халеевичи. В данном селе, согласно переписным книгам 1666 г., насчитывалось лишь 6 дворов «тяглых и пашенных» людей. Часть из них уже были выходцами из казачества23. К 1721 г. количество тяглых ратушных крестьян села возросло до 20 дворов в основном за счет перешедших «под ратушу» казаков25. Однако в начале 1730-х гг. было принято решение о передаче
с. Запольские Халеевичи генеральному бунчужному Семену Галецкому 26. Воспротивившиеся этому в абсолютном большинстве жители села «вспомнили» о своем казацком происхождении. И уже в ревизии 1740 г. подавляющее число бывших крестьян оказались записаны в казачье сословие 27, а повинности на пользу ратуши в 1741 г. несли лишь три двора одной семьи 28.
....Продолжая историю жителей
с. Запольские Халеевичи, можно привести пример основания Киево-Печерской Лаврой в 1743 г.
слободы Маркияновка29 на соседних с их селом землях. Переехавшие в нее бывшие казаки были записаны уже посполитыми. Но в 1749 г. еще «окладу никакого не платят только пригон по возможности отбывают»30. Однако по истечении льготного налогового периода эти крестьяне попадали в еще большую зависимость, чем была у них на прошлом месте жительства. Ведь там они работали на земле, которую получили в наследство от своих предков, и тем самым хотя бы формально могли противостоять
увеличивавшимся поборам со стороны державца. Здесь же они оказывались совершенно бесправными, ведь в слободах земля изначально принадлежала владельцу и он мог устанавливать кабальные налоги за ее использование. Так, в 1767 г.
в той же слободе Маркияновке, насчитывавшей к тому времени всего 21 двор, жители только «за землю и выполнение подданнических повинностей» платили Киево-Печерской Лавре 25 руб. в год, а также консистенский оклад на комиссариат Стародубского повета 25 руб. через год со всей деревни31. Сумма налогов, уплачиваемых деревней, делилась между жителями в зависимости от размеров принадлежащего им грунта и количества дворов.
......Представители мещанской верхушки города, ставшие к тому времени уже крупными землевладельцами, начали активно записываться в казачество, получая военные чины и переставая платить налоги магистрату. Уже в 1767 г. многие выходцы из мещанской среды, получившие от предков высокий социальный статус, записаны казаками. Это войсковые товарищи
Лайкевич, Гуриновский, Коменко, значковый товарищ Воскобойник и многие другие [5, с. 44–46]. Еще раньше в число казацкой старшины полка вошли самые богатые
мещане Стародуба Шираи и Скорупы36. При этом все они не оставляли торговых промыслов
........в 1783 г. посполитые были закреплены за землей, на которой жили. Фактически история лично свободных
крестьян Стародубщины на этом была закончена. Бывшие ратушные крестьяне были причислены
к государственным. В 1786 г. это сословие пополнилось монастырскими крестьянами, жившими на
церковной земле, в результате ее секуляризации. Остальные посполитые, находившиеся на тот момент в подданстве крупных землевладельцев, попали к ним в крепостную зависимость.
Жившие в городах мещане остались в своем сословии.
Кроме того, раскольничьи слободы получили статус посадов и их жители также были причислены к мещанам37. Представители городской знати получили возможность подавать прошения о причислении их к дворянству Российской империи. Многие из потомков знатных мещан, слившихся к тому времени с казачьей старшиной, получили дворянство согласно казачьим чинам. В их числе –
Шираи, Скорупы и др. Другая часть хоть и оставалась в своем сословии, но владела значительными земельными наделами с подданными. На этом основании к дворянству были причислены
потомки стародубского войта Демьяна Ермолаевича Стоколенка, владевшие грунтами и мельницами
в с. Пятовске38
Сноски на источники см. в статье