Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усадьбы

Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные

    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 20 21 22 23 24 * 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35295
Мемориальный музей-усадьба М.П. Мусоргского в Наумове
(Усадьба в Псковской области)
Модест Мусоргский родился в селе Карево. Дом не сохранился, остались только фундаменты. Кажется, в 1960-е годы были планы восстановить и сделать в Кареве музей Мусоргского. В конце 1960-х годов в Жижицкой школе по инициативе директора Качнова в двух классах устроили народный музей Мусоргского. Были собраны вещи, документы, связанные с семьей Мусоргского.
Зато недалеко от Карево, в Наумове, сохранился старый дом с мезонином. Этот дом принадлежал Чириковым. Здесь родилась Юлия Ивановна Чирикова, которая в 20 лет в 1828 году вышла замуж за соседа, Петра Алексеевича Мусоргского, а в 1839 году в Кареве у них родился сын – Модест.
Мусоргские – дворянский род, происходящий от князей Смоленских, из рода Монастыревых. Роман Васильевич Монастырев, по прозвищу Мусорга , был родоначальником Мусоргских. Петр Иванович Мусоргский был воеводою в Старице (1620).
file.php?fid=595903&key=692101144
В этом доме, принадлежавшем дедушке Мусоргского, Чирикову, и был в 1972 году открыт музей-заповедник М.П. Мусоргского:
Наумово находится всего в четырех километрах от Карева, понятно, что Модест, первые десять лет живший в Кареве, бывал в этом доме у бабушки с дедушкой.
Свистулька М.П.Мусоргского была найдена в Кареве.
После реформы 1861 года дела у многих помещиков пошли плохо. Не стали исключением и Мусоргские. Модест не занимался хозяйственными делами. Все хлопоты по размежеванию земель с бывшими крепостными легли на старшего брата Филарета. Из письма Модеста к Цезарю Кюи: "Доходит всякий раз чуть не до драки, хоть полицию зови. У одного из главных крикунов постоянные стычки с посредником, … крикун разъезжает по городу и собирает христа ради подписочки для удаления посредника". Филарет Петрович был мировым посредником. Мировые посредники назначались для решения конфликтных ситуаций на местах, для рассмотрения недоразумений и споров. Все посредники обязаны были показать пример в разделе земель на выгодных для обеих сторон условиях. Филарету Петровичу удалось разделить свое поместье бесконфликтно. Фамилия главного крикуна, о котором идет речь в письме Модеста Петровича – Корвин-Круковский.
В самый разгар реформы Филарет Петрович женился. Материальное положение стало совсем плохим. Юлия Ивановна уже не могла позволить себе жить в Петербурге и после 1863 года переселилась в Карево. А Модест Петрович отказался от наследства в пользу старшего брата, которому нужно было содержать семью. Несмотря на все финансовые затруднения, Филарет Петрович всегда материально помогал брату, хотя сам едва сводил концы с концами. По смерти Модеста Петровича, Филарет Петрович продал Карево и переселился в имение жены.
Модест Петрович посвятил племянникам пьесу «С куклой». Георгий Филаретович Мусоргский служил на флоте: на лодке "Смерч", на транспорте "Хабаровск", на крейсере "Кубань". Георгий Филаретович совершил кругосветное плавание. В императорском указе говорится: "Капитан 2-го ранга Георгий Филаретович Мусоргский имеет орден Св. Анны 3 степени, медали серебряную в память царствования императора Александра III и светло-бронзовую в память русско-японской войны..."
В 1914 году Георгий Филаретович переехал с семьей в Рязань и служил в земской управе. После революции продолжал заведовать губернскими больницами и лазаретами. В 1923 году Георгию Филаретовичу назначили пенсию по болезни. Но затем лишили ее, как бывшего помещика. Узнав о его тяжелом материальном положении, крестьяне из деревень, которые когда-то принадлежали Мусоргским, предложили ему стать у них в школе учителем. Умер Георгий Филаретович в 1928 году. Татьяна Георгиевна Мусоргская вспоминала: «Пришел домой, принес кулек крупы - обменял на какие-то вещи,- снял флотскую шинель, вынул носовой платок, чтобы вытереть пот, и упал». Татьяна Георгиевна в блокаду схоронила мужа и дочь, потом ее эвакуировали в Рязань. Тот зеркальный столик, на котором лежит свистулька, Татьяна Георгиевна передала музею. Она умерла в 1984 году в Рязани.
Дом в Наумове сохранился, потому что при советской власти здесь был техникум. Кроме дома в усадьбе сохранились флигель, молочная, амбар и оранжерея.
Евгений Евгеньевич Нестеренко стал ангелом-хранителем музея. Он участвовал в разных комиссиях в Пскове, Великих Луках, улаживал дела музея в Москве. Привозил в музей фотографии, документы, книги, автографы. 27 октября 1988 года Е.Нестеренко, Н.Некрасов и академический оркестр русских народных инструментов Гостелерадио СССР дали в концертном зале им. П.И. Чайковского концерт. Гонорар от этого концерта был направлен на возведение памятника Мусоргскому в Кареве. Также на открытие памятника деньги выделила ЮНЕСКО. В марте 1989 года состоялось открытие памятника (скульптор В.Х Думанян, архитектор А.В. Степанов). Евгений Нестеренко сказал на открытии памятника: «Это, наверно, первый случай, когда произведение скульптуры сооружается среди полей, лесов, просторов Жижицкого озера, как знак любви, преклонения, внимания, которые мы испытываем к Модесту Петровичу Мусоргскому — русскому композитору, оказавшему огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Побывав на каревском холме, где он часто любовался прекрасными окрестностями, понимаешь глубокие истоки его творчества... Памятник получит еще много оценок искусствоведов, музыкантов и просто любителей искусства за необыкновенно удачное, точное решение, которое, помимо таланта, вдохновения, стоило большого мужества и стойкости! Я считаю этот день одним из самых лучших в моей жизни».

Автор-Александра Смолич.
https://amsmolich.livejournal.com/
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35295
Усадьба Матренино
Речь пойдёт о практически неизвестной усадьбе Матренино, расположенной в глухом местечке, на юго-западе Тверской области. Сохранившийся там господский дом малоизвестен не только у широкого круга любителей старины, но и обделён вниманием у историков и архитекторов.
Вопреки ожиданиям, дорога до этого, с виду и по рассказам, глухого местечка оказалась довольно-таки простая. Что, надо заметить, отняло часть впечатлений. Всё-таки труднодоступность объекта влияет на его восприятие, особенно для любителя «медвежьего угла», каким уж точно являюсь я. Итак, преодолев от Москвы по трассе М-9 350 км, сворачиваем на шахтёрский городок Нелидово и ещё с 25 км едем в сторону города Белого, после чего делаем ответвление в сторону нужного нам урочища. Тем временем хорошее асфальтовое покрытие трассы сменяется разбитым асфальтом поселковых дорог, а чуть позже покрывается песочком.
Свернув со свеженасыпанного песка, шуршим колёсами по утрамбованной грунтовке.
Покуда та не сменяется разбитой, местами подтопленной, норовящей "пустить нас ко дну" колеёй.
А чуть погодя наш путь оказался настолько затопленным, что пришлось парковать железного коня в ближайших кустах и далее передвигаться на своих двух (благо для таких поездок мы всегда брали сапоги).
Протопав чуток по хляби, упираемся в красивый, спокойного пейзажа берег реки с не менее красивым названием Береза.
Поперёк неглубокой водной преграды когда-то был перекинут деревянный мост, давным-давно исчезнувший.
Сейчас вместо него лежат бетонные плиты. Сразу отмечу, что места далеко не безлюдные. Охотники облюбовали здешние просторы и вдоль берега мы насчитали сразу шесть автомашин с тверскими номерами.
Итак, преодолев от берега ещё небольшой отрезок пути, поднимаемся на небольшую возвышенность, где на открытом пространстве перед нашим взором предстаёт усадебный дом, спрятавшийся за такими же одинокими лиственницами.
file.php?fid=602272&key=870084507
Первым наше внимание привлекает веранда, увенчанная шатровым куполом.
Выполненная из бетона она вполне могла быть пристроена к дому позже. Впрочем, если мне не изменяет память, мы как раз и видели заделанные дверные и оконные проёмы, выходящие на крытую площадку.
Место, конечно, живописное. Можно лишь догадываться, как в барские времена на свежем воздухе пыхтел самовар, на столе лежали баранки, а из блюдец прихлёбывали чаёк хозяева усадьбы.
Для общего обзора пришлось отойти в поле. Оказалось, что подобный ракурс был сделан задолго до нас — ещё во времена существования здесь пионерлагеря, чьи деревянные корпуса до сих пор окружают со всех сторон старинный кирпичный дом.
Вот так здешний особняк выглядел в недалёком прошлом. Сей господский дом использовался как основное здание комсомольско-пионерского лагеря школы-интерната. 
 Судя по кирпичной кладке и архитектурному стилю, а здесь определённо присутствуют черты модерна, годы возведения дома можно отнести к рубежу XIX–XX  вв. или к началу XX столетия. Увы, точная датировка строительства мне неизвестна. Как нет и какой-либо более-менее достоверной информации об этой усадьбе.
file.php?fid=602271&key=1616926614
К сожалению, усадьба не была поставлена на учёт как памятник архитектуры и истории, потому не подверглась изучению специалистами. До 2005 г. здесь ещё функционировала база отдыха для подрастающего поколения, с тех пор дом заброшен и разрушается, а недавно мародёры частично сняли листовую кровлю (хорошо, что местные энтузиасты вместо неё настелили рекламные баннеры). При том, уже не первый год здание выставлено на торги, так что любой желающий и обладающий средствами может приобрести. Только вот его месторасположение не располагает к участию в аукционе на покупку. Уж больно неудобно добираться досюда — ото всех крупных городов далеко, а сам край потихоньку вымирает, о чём можно судить по моему недавнему отчёту из окрестных мест 
Не менее оригинальным оказалось оформление дверного проёма в виде "вогнутых" двойных дверей, на которых под толстым слоем краски ещё можно разглядеть хоть и незамысловатый, но подлинный рисунок.
Изнутри шикарный вид на прилегающую к дому территорию, в своём время однозначно декорированную лужайками и парковыми дорожками.
Из примечательного, мало-мальски интересного внутри дома отмечу наличие большого количества закутков-закоулков, а также разного объёма и планировки комнат.
Когда-то ещё один маршевый лестничный пролёт вёл на третий этаж — в небольшую башенную комнатку.
Правильное произношение и написание названия Матренино — через «е», а не «ё». Первыми владельцами здешних земель, предположительно, были дворяне Огонь-Догановские. Этому роду принадлежало несколько поместий в разных уездах Смоленской губернии. Из владений Огонь-Догановских ближайшим к Матренино я нашёл бывшее село Травина, Бельского уезда (ныне это урочище, в 25 км отсюда). В нач.XIX века владельцем там числился помещик Пётр Онуфриевич, в 1820 г. пристроивший к местному храму тёплый придел. Следующим помещиком села Травина значился Н.С. Огонь-Догановский — надворный советник, земский начальник Шостовской волости; в 1911-1915 гг. считался образцовым хозяином.
На форумах «SB» и «Нелидово» прошлое Матренино связывают с купцом Резниковым. Вот такую красивую легенду в той или иной вариации излагают про усадьбу: «...Резников (купец города Белого – моё примеч.) познакомился с удивительно красивой женщиной по имени Матрёна, которая впоследствии стала его возлюбленной. Очарованный красотой и добротой женщины, Резников дарит ей усадьбу. По воспоминаниям современников, Матрёна была чудесным человеком. Она всегда была готова помочь людям, заботилась о своих крестьянах. К ней приходили за помощью жители окрестных деревень. Благодаря доброй славе Матрёны, старое название имения Ахтырское стало забываться. И до наших дней усадьба сохранилась под названием Матрёнино».
Действительно сельцо имело и второе название — Ахтырское. Однако, купеческая любовь к Матрёне и переименование в честь неё имения маловероятны, ибо согласно «Спискам населённых мест Российской имп. Смоленской губ.» в Бельском уезде, в 3-м стане, вдоль Торопецкого почтового тракта, по правую его сторону, село Ахтырское (Матренино) в 4 двора (8 муж.пол. 14 жен.пол) — и всё это по сведениям 1859 года. А первый из известных купцов рода Резниковых был Феодор Космич, 1824 г. рождения, впоследствии потомственный почётный гражданин, бельский городской голова (похоронен в г. Белом на Петропавловском кладбище). Сложно предположить, что Резников к 35 годам разбогател настолько, что смог купить и переименовать усадьбу. Да и вряд ли дворяне Огонь-Догановские до отмены крепостного права имели нужду продавать свои земли. Более вероятно, что полюбить Матрёну мог сын городского головы — купец Михаил Фёдорович Резников, после кончины своего отца также занявший пост городского головы. Однако М.Ф. Резников, скончался сравнительно молодым в 1914 г. в Петербурге. При том имел четверых малолетних детей, которых его жена ещё в юном возрасте отправила в Москву.
Более вероятно, что разбогатевшие купцы Резниковы просто купили землю в бывшем владельческом сельце Ахтырском (Матренино), когда-то принадлежавшем Огонь-Догановским, и построили тот дом,
Недалеко от дома мы заприметили ещё одно кирпичное здание, в барские времена служившее то ли хозяйственным двором, то ли конюшней, а в советское время приспособленное под кухню пионерлагеря. После чего стали исследовать расположенные рядом деревянные корпуса пионерского лагеря «Звёздный», многие десятилетия функционировавшего на территории усадьбы.
https://deni-spiri.livejournal.com/72364.html
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35295
Крепость Андрея Ананова
Стоящий в лесу каменный дом со стрельчатыми окнами и множеством башенок можно с полным правом назвать фамильным замком: крепость ювелира Андрея Ананова построена на земле, когда-то принадлежавшей его предкам.
file.php?fid=625162&key=1969553400
Фото: https://img2.postila.ru/storag...f831b0.jpg
Замок Ананова высится в лесу вдали от фешенебельной загородной жизни – в ста пятидесяти километрах от пределов Петербурга, недалеко от Луги. Это часть усадьбы прадеда ювелира, известного врача, которого император Николай II в 1902 году возвел во дворянство. Восстановлением прежнего владения занялся еще отец Андрея Георгиевича. Конечно, в советские времена было безумием попытаться получить даже садовый участок на «земле предков». Помог случай: министр сельского хозяйства оказался учеником деда Ананова, профессора начертательной геометрии. О восстановлении исторической справедливости речь не шла – был выделен садовый участок в двенадцать соток, зато с сохранившимся фундаментом старого дома, который давно сгорел. В новое время Ананов постарался восстановить усадьбу в былых границах, обозначенных с одной стороны липовой аллеей, а с другой – березовой.
Один из главных принципов ювелира, первая профессия которого, между прочим, режиссер: все делать самому, от мелочей до глобальных проектов. В таком случае и отвечать за принятые решения и совершенные действия приходится перед самым строгим судьей – самим собой. Поэтому загородный дом Ананова тоже его совершенно самостоятельный проект. Ни архитектора, ни декоратора допустить к возведению и оформлению дома Андрей Георгиевич не согласился. Незадолго до начала работы над замком он руководил строительством здания своих мастерских и выставочного салона на Петроградской стороне. Накопленный опыт позволил реализовать проект частного загородного жилья в рекордные для нашей страны сроки: дом из светлого кирпича с готическими стрельчатыми окнами вырос в лесу всего за год. Его хозяин шутит: что бы он ни взялся строить, всегда получается замок. Так было и с мастерскими, так случилось и с загородным домом, который в процессе строительства буквально оброс башенками.
На постоянно растущем участке за полтора года сложился целый усадебный ансамбль: большой дом и служебные постройки. Новый дом так и не достиг размеров старого. Часть древнего фундамента служит границей террасы перед одним из фасадов – с лужайкой и смородиновыми кустами. Чуть запущенный яблоневый сад, разросшиеся кусты сирени и веревочные качели создают ауру неторопливой загородной жизни, далекой от суеты большого города. Находящееся поблизости озеро зовет на рыбалку, а лес – к прогулкам и тихой грибной охоте. Все, что сохранилось от жизни прежних хозяев, тщательно восстановлено. Например, огромный коллектор, на котором при ремонте обнаружили дату «1903 год», исправно работает до сих пор.
Принципу постепенности, воплощенному в поэтапном составлении ансамбля усадьбы, следуют и интерьеры дома. Все предметы подбирались без спешки, часть со временем переехала из старых квартир Андрея Георгиевича или из ювелирных салонов «Ананов». По словам хозяина, изначально он ориентировался на создание загородного охотничьего домика с отголосками традиций дачной жизни. Представления горожанина о сельском быте реализуются прежде всего в выборе материалов для жилья. Простые, экологичные и долговечные древесина, камень, керамика и текстиль – единый ансамбль природных материалов бежево-коричневой гаммы – не утомляют глаз и привносят в дом ощущение покоя и стабильности. Полы общих помещений (гостиной, прихожей, коридоров и лестницы) из соображений пожарной безопасности выложены керамической плиткой, имитирующей разные породы древесины. В спальнях на пол положены сосновые доски. Проводка запрятана в высокие съемные плинтусы. Светлые стены покрыты штукатуркой, которая стала идеальным фоном для старых семейных фотографий.
Мебель, по старой дачной традиции, представляет собой причудливую смесь разных времен, стилей, направлений и материалов. В гостиной расположилась столовая группа – большой резной стол и стулья из Таиланда. Экзотическую тему здесь продолжают журнальный столик и кресла с основой из гнутого ротанга. Противостоит им строгая итальянская кухня из вишни. По дому рассеян гарнитур красного дерева, декорированный маркетри (вид деревянной мозаики, при котором набор выполняют из кусочков шпона разных пород), – наследство от бабушки. Тепла и уюта в интерьер добавляют камины, которые есть практически в каждой комнате. Второй этаж более сдержанный. В спальнях и большой библиотеке с зеленым каменным камином Андрей Георгиевич сделал кессонированные (с углублениями, балками и перекрытиями) потолки. Правда, материал для них взят предельно простой, но при этом долговечный, – тонированная березовая фанера. Это немного напоминает принципы театральной декорации. Но для профессионального режиссера Ананова игры с материалами и образами не в новинку. Как и любой замок, дом наполнен секретами: тайными переходами и крутыми лестницами. Путешествуя по нему, от огромного подвального этажа с кладовкой, гаражом и мастерской, где хранится станок, на котором хозяин работал на заводе еще подростком, поднимаясь все выше и выше по лестнице, скрытой в башне замка, неожиданно прорываешься в бесконечное небо – прямо на крышу, окруженную зубчатой стеной. И, глядя в бескрайнюю высь, понимаешь, что быть режиссером собственной жизни совсем неплохо.
Текст: Наталья Корогодова
http://www.sobaka.ru/lifestyle/design/26856


---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35295
Доходный дом Ананова
Москва Улица Мясницкая, 20.
Владение по нынешней Мясницкой, 20 упоминается еще в «Переписных книгах» города Москвы, датированных 1710 годом.
В те времена хозяином владений был князь Кольцов-Мосальский Я.И., принадлежавший к знатному роду князей Черниговских, потомков Рюрика.
Княжеские палаты, фасад которых был украшен скульптурным родовым гербом, стояли в глубине тогдашнего двора
Спустя некоторое время князь Кольцов-Мосальский начал расширять свои владения за счет соседей. Так, им были выкуплены участки генерала Томилова и владение, некогда принадлежавшее князьям Бабичевым.
В зданиях владения, которые выходили за красную линию по находившейся здесь Мясницкой улице, располагались магазины, торговавшие изделиями Императорских заводов.
Покупатели могли приобрести здесь товары из стекла и фарфора - статуэтки купидонов, различную посуду, нарядные пасхальные яйца и многое другое.
В 1845 году владения по Мясницкой, 20 переходят к купцу И.С. Ананову, уроженцу Армении.
Новый хозяин состоял в совете при Лазаревском институте восточных языков, занимался банковской деятельностью не только в Москве, но и в грузинских городах Тифлисе и Кутаиси.
При купце Ананове во владениях размещался под вывеской «Восточная кондитерская» магазин, принадлежавший Дмитрию Лерио, выходцу из греческого города Афины. Здесь же долго находилось «Семенное депо», предлагавшее покупателям семена травяных и кормовых культур.
Современное здание на Мясницкой, дом 20
В конце девятнадцатого столетия наследники купца Ананова на Мясницкой, 20 возводят огромное строение по проекту архитектора А.В. Иванова и передают его в аренду известному в Москве Варваринскому акционерному обществу.
В начале двадцатого века в здание на Мясницкой переезжает контора, принадлежавшая инженеру А.В. Бари. В его заведении работали такие известные инженеры, как Н.Е. Жуковский и Владимир Шухов, являвшийся автором множества оригинальных производств и строений, среди которых Шуховская башня на Шаболовке и дебаркадер на Киевском вокзале.
Помимо других строительных контор, в доме на Мясницкой, 20 располагались редакции московских газет и журналов - «Раннее утро», «Семья», «Новости иностранной литературы», «Новости дня», «Русский листок» и «Рампа».
Здесь же находилось отделение типографии, принадлежащее Кушнеревым.
После Октябрьской революции, в 1918 году, в здание вселилась редакция газеты под названием «Экономическая жизнь». Ее пребывание в доме на Мясницкой, 20 запомнилось москвичам по длиннющей рекламной вывеске издательства, занимавшей весь фасад строения.
Долгое время в здании располагались отделения ВСХН, различные торговые синдикаты и многочисленные магазины.
file.php?fid=625182&key=843350000
В 1924 году, по проекту архитектора Рерберга, в здании надстраивают два этажа.
В наши дни владение занимает Высшая школа экономики, как и соседнее здание.
https://progulkipomoskve.ru/pu...39-1-0-474
Фото:https://www.hse.ru/pubs/share/direct/130197177.jpg
БАНКИР И МЕЦЕНАТ
Пришло время рассказать более подробно и об Иване Степановиче Ананове (Ованесе Степаносовиче Ананьяне).
Родился он в 1811 году в Тифлисе. В 16 лет, имея в кармане 150 рублей ассигнациями,  едет он в Москву, где поступает в услужение к Агало Лорис-Меликову, занятому банковским делом.
Смышленый Иван, основательно освоив счетоводство, в скором времени перебирается под присмотр купца 1-й гильдии Гавриилы Ивановича Тамамшева, имевшего в Москве, как и в Тифлисе, Ставрополе и Екатеринодаре, подряды. Редкая предприимчивость и гибкий ум позволили ему довольно быстро выделиться в торговых и финансовых операциях Тамамшева.
В 21 год Ананов уже поставщик Военного ведомства империи, о чем свидетельствует справка Военного ведомства от
4 февраля 1867 года: «И.С. Ананов, производя с 1832 по 1859 гг. поставку вещей для довольствия войск и госпиталей, поставил мундирных и амуниционных вещей на 35.000.000 руб., госпитальных вещей на 9.110.000 руб. и провианта на 619.500 руб., всего на 44.729.500 руб. с понижением цены более чем на миллион руб. и все поставки были исполнены с примерностью и точностью… и этим всегда содействовал успешному довольствию войска и госпиталей».
Уже коммерции советником (1840 г.), став в 1843 году членом Совета Лазаревского института восточных языков, а в 1848-м еще и членом новообразованного Касперовского приюта для бедных армян при храме Сурб Хач, избирается он и в Совет московских армянских церквей. Иван Степанович до конца дней опекал ЛИВЯ и его воспитанников, не жалея средств и для содержания Касперовского приюта, старшим членом Совета которого избран был в 1874 году.
В 1848–1851 годах московский купец 1-й гильдии Ананов состоял членом Ярмарочно-биржевого комитета Нижнего Новгорода, куда съезжалась вся торговая Россия.
Лет за 5-6 до приобретения в 1851 году земельного участка на Сретенке Ананов селится в собственном доме на Мясницкой улице, где в 1850-м – по случаю возведения его в ранг Потомственного почетного гражданина – накрывает богатый стол для чинов Военного ведомства и видных московских армян – генерал-майора артиллерии Павла Арапетова, дворян Петра Херодинова, Никиты Мурачева, Григория Калантарова, Аветиса Пиратова, Мкртыча и Вартана Вартановых, купцов Матевоса Айинцева, Теодоса Казачкова, Маргара Эдильханова, лекаря Соломона Тер-Гукасова, квартального Карапета Калантарова, ктитора армянской церковно-приходской школы Арутюна Егулова, священнослужителя Тер-Овакима, протоиерея Меликянца. Этого звания Ананов был удостоен по особому представлению от Военного ведомства государя-императора.
* * *
Среди учредителей Купеческого банка, первого частного банка Москвы, основанного   в 1866 году, был и преуспевающий в делах Ананов, бессменный член его Совета и ревизор.  
Авторитетный Ананов в 1871 году становится членом Совета Промышленного банка, а  в 1874-м – уже членом Общества любителей коммерческих наук, входит в ревизионную комиссию Московского торгово-промышленного товарищества, состоя в 1873 – 1876 и 1882 – 1885 годах еще и выборным Московского биржевого общества.
Когда в 1875 году при Екатерининской больнице было открыто благотворительное общество, Ананову   было предложено стать членом Совета общества. В него он вложил немало сил и средств, как и в Зоологический сад в Москве, членом комиссии которого был избран в 1881-м.
В том же 1881 году с одобрения московского генерал-губернатора В.А. Долгорукова Ананов назначается казначеем возглавляемого Долгоруковым же Комитета для сооружения в   стенах Кремля памятника убиенному императору Александру II. Сбор пожертвований был объявлен по всей Российской империи. Купеческому и Биржевому обществам предлагалось принять участие в «столь высоконравственном деле».   При содействии казначея Ананова общества эти  не замедлили откликнуться: в кассу Комитета поступило чуть более 5.000 рублей.
До закладки первого камня памятника в мае 1893 года Ананов, увы, не дожил. Возведение мемориального комплекса длилось пять лет и торжественное открытие памятника в присутствии императора Николая II состоялось 16 августа 1898 года.
…Весной 1918 года статуя императора была убрана, а в 1928-м уничтожен был и весь комплекс.
В суровом на зиму 1882 году Ананова просят быть казначеем Комиссии бесплатного снабжения топливом беднейших жителей Москвы.
К 1887 году, когда Ананов был возведен в ранг действительного статского советника, в Тифлисе его стараниями было устроено образцовое женское училище, носившее  имя его жены – «Мариамян-Овнанян». Доходы с построенного им 4-этажного здания караван-сарая стоимостью 400.000 рублей полностью покрывали все расходы училища.
К числу добрых деяний Ананова относят и создание первой типографии в Шуше, как и содержание типографии при Святом престоле Эчмиадзина.
Банкир Ананов считал своим прямым долгом поддерживать Московское художественное общество (МХО), членом Совета которого впервые был избран в 1857-м и попеременно состоял в нем в 1870–1876  и в 1879–1888 годах. Это объединение меценатов, коллекционеров и любителей искусства возникло на основе так называемого «Натурного класса», кружка любителей и художников-профессионалов. В разные годы в Совет МХО входили коллекционер, почетный член Петербургской Академии художеств Д.П. Боткин, архитектор М.Д. Быковский, этнограф и коллекционер, директор Московского Публичного и Румянцевского музеев В.А. Дашков, граф И.Д. Лорис-Меликов, предприниматель и меценат С.И. Мамонтов, меценат, основатель Третьяковской галереи П.М. Третьяков, коллекционер, основатель музея-усадьбы Мураново Н.И. Тютчев. Принимали активное участие в делах Общества и другие:   предприниматель, меценат С.Т. Морозов и князь Ф.Ф. Юсупов.
Заслуги Ананова, как банкира и мецената, были отмечены российским орденом св. Владимира IV степени и персидским орденом Льва и Солнца II степени. А за попечительство над ранеными и больными в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов Ивана Степановича удостаивают знака Красного Креста.  
По духовному завещанию мецената, а скончался он в 1888 году, его зять Г.И. Кананов, директор ЛИВЯ, учредил три Анановских стипендии. За счет средств Ананова, на его именные стипендии, обучались дети из крестьянских семей: в прогимназиях, Московском императорском университете, Петровской академии, Московской школе земледелия.
Еще при жизни Ананов выделил бедным крестьянам Московской, Кутаисской, Тифлисской губерний значительные суммы из собственных средств для уплаты выкупных платежей (по положению о крестьянской реформе 1861 г.), а также русским крестьянам-староверам для переселения их в Закавказье на пустующие земли.
Женатый на Марии Ивановне Адильхановой, астраханской армянке, Иван Степанович имел от нее
4  сыновей и 6 дочерей, родившихся с 1838 по 1858 год. Им он оставил чистого капитала 4.000.000 рублей и в разных губерниях недвижимого имущества примерно на ту же сумму.   Только в Москве Ананов имел более 15 владений, из коих самое крупное располагалось в районе нынешнего Сущевского вала и Рижского вокзала. И вокзал, и многие здания рядом  построены были на анановской земле в 11,7 гектара.
Автор :Гамлет Мирзоян
https://noev-kovcheg.ru/mag/2013-15/4032.html

---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35295
Усадьба Анановых в селе Варцихе Багдадского района 
file.php?fid=626885&key=931073614
В конце 19 века семья кутаисских предпринимателей Анановых, владевших поместьем в Варцихе,
построила в селе винодельню, которой руководили специалисты из Франции. В год на заводе
производилось до 300 тысяч литров столового вина, несколько десятков тысяч бутылок
шампанского и коньяка под марками «Эра», «Кюве-Марго», «Кюве-Специаль» и «Карт-Бланш».
В особняке Анановых, построенном в 1860 году, в советское время размещался детский сад,
а затем — гостиница.
https://www.newsgeorgia.ge/v-b...-kompleks/
Начало второму винограднику – Багдадскому положено в 1912 году, заполнение его закончится
в текущем 1914 году. Багдадский виноградник занимает площадь в 25 десятин. Культивируемые в
нем сорта исключительно французские: пино, кабернэ, семильон, мускат, мерло и др
https://aidatiflis7.livejourna...%BE%D0%B2.
В рамках проекта «50 имуществ для твоей гостиницы» в бывшем дворце Анановых в Варцихе
будет создан туристический комплекс. Инвестиция составит более 4 000 000 лари. Будут созданы
новые рабочие места. Об этом сообщает Национальное агентство госимущества Министерства
экономики и устойчивого развития Грузии.
По данным ведомства, в туристическом центре, наряду с гостиницей, будет размещено выставочное
пространство алкогольных напитков и спортивная площадка.
https://www.apsny.ge/2020/eco/1579027688.php
Фото:http://ambebi.ru/media/__thumbs__/images/2018/ananovbei_2020-01-15_kVmAf3i9UNAWO.webp
Об Ананове https://forum.vgd.ru/post/1516/77315/p3462740.htm#pp3462740
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35295
Особняк Кекушевой - дом Смитского
Своеобразное здание по адресу улица Остоженка, 21 построено в стиле модерн известным архитектором Львом Николаевичем Кекушевым для своей семьи и записанный на его супругу - Анну Ионовну.
file.php?fid=626891&key=131738952
Стоит отметить, что этот особняк стал вторым личным владение зодчего после дома в Глазовском переулке, 8.
Кекушев создавал это свое творение на основе личного проекта, разработанного еще в 1899 году по заказу компании Саввы Ивановича Мамонтова «Северное домостроительное общество», которое занималось в Москве, помимо прочего, и строительством фешенебельных особняков для последующей их продажи.
Этот дом должен был стоять в районе современных Большой Никитской улицы и Тверского бульвара, но из-за банкротства Саввы Ивановича к строительству так и не приступили. По-прошествии двух лет проект, несколько переделанный, и стал основой кекушевского особняка.
Здание напоминает своим чудным видом средневековый замок. Особый романтизм строению придают ассиметричная композиция, расчлененные и разновысотные объемы, островерхая башенка, плоскости узких фасадов и необычно устроенные фронтоны.
Стоит отметить, что зодчий не копировал образцы западноевропейской архитектуры, а только отталкивался от них, трансформируя и стилизуя собственный особняк в формах модерна: создание контрастных масштабов, выделение профилей, утяжеление пропорций, заглубление оконных проемов и декоративных ниш, а также насыщенное использование растительных орнаментов.
Что касается декора особняка по Остоженке, 21, то он весьма оригинален и разнообразен.
Взору представляются сложная ритмичность разнообразных по исполнению окон, контраст фасадной отделки по цвету и обработке поверхности, обрамление оконных проемов с использованием крупной пластики, массивность свода с несколькими колоннами у парадного входа, использование лепнины противоположных цветов - белого и черного, четкая проработка рельефов орнаментальных деталей с изображением растительности.
Изначально, щипец, который находится на уличном фасаде, Кекушев украсил внушительной по размерам скульптурой стоящего льва.
Многие специалисты считают, что ее прообразом стали скульптурные львы на колоннах шлюза венского порта Нюссдорф, созданные Рудольфом Вейером - австрийским скульптором. К сожалению, со временем эта деталь с кекушевского особняка исчезла и ее можно увидеть лишь на старых фотоснимках.
Лев Николаевич со своей женой прожил в этих стенах недолго. В 1906 году в семье случился разлад и архитектор съехал из дома. В 1909 году владение вовсе было продано его супругой и далее в архивных документах оно упоминается как «дом Смитского».
Интересно, что любители творчества Михаила Булгакова считают, что этот особняк Кекушевой по улице Остоженке, 21 является прообразом жилища Маргариты из его знаменитого романа.
https://progulkipomoskve.ru/pu...9-1-0-1836

Архитектор Кекушев Лев Николаевич
Архитектор Лев Николаевич Кекушев родился в 1859 году в городе Вильно. В 1883 году закончил реальное училище в родных местах и тогда же поступил в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров, в котором обучался до 1888 года. Учебное заведение закончил с Серебрянной медалью и присвоением звания «гражданского инженера», а также права на чин десятого класса.
Интересно, что Кекушев учился вместе с такими известными в будущем архитекторами, как Виктор Андреевич Величкин, Илларион Александрович Иванов-Шиц и Николай Евгеньевич Марков.
Сразу после окончания своей альма-матер Лев Николаевич поступил на службу в Техническо-строительный комитет МВД, который в то время располагался в городе на Неве. Помимо государственной службы архитектор и инженер Кекушев работал в Санкт-Петербурге в качестве помощника архитектора, занимаясь строительством различных зданий, а также водонапорной башни при местной скотобойне.
В 1890 году Кекушев выходит в отставку и переезжает в город Москву, где и занялся частной архитектурной практикой.
В период с 1890 по 1893 году являлся помощником известного московского архитектора Семена Семеновича Эйбушица во время строительства по его проектам зданий Охотного ряда и Центральных бань семьи Хлудовых. Это сотрудничество позволило мастеру получить навыки в таких технологиях, как травление различных металлов и стекла, ковке и гальванопластике.
В 1893 году Лев Николаевич Кекушев основал уже личную архитектурную фирму и далее исполнял проекты самостоятельно. С этого же года и вплоть до 1898 являлся участковым архитектором города Москвы.
Помимо основной профессиональной деятельности, архитектор занимался преподавательской работой. Он читал лекции в Императорском Техническом училище (1898-1899), Строгановском училище (1898-1901) и в Инженерном училище ведомства путей сообщения (1901-1904).
Здание в городе Москве, которое впервые построили в новом тогда стиле модерн, архитектор Кекушев спроектировал в 1896 году. Это был дом в Варсонофьевском переулке, 6, который частично сохранился до настоящего времени.
Модерновский стиль Кекушева был наиболее близок к стилю Виктора Орта, к его франко-бельгийскому модерну, и завоевал большую популярность среди богатых заказчиков, среди которых были Якоб Рекк, семьи Хлудовых и Морозовых.
Интересно, что дом в Глазовском переулке, 8 архитектор начал строить в своей стилистике для себя, но переуступил его промышленнику Густаву Ивановичу Листу за баснословные по тем временам деньги.
В 1899 году архитектор Лев Кекушев становится победителем в конкурсе проектов фешенебельной гостиницы «Метрополь», но заказчик - Савва Иванович Мамонтов - передает работу Валькоту. Только после ареста предпринимателя новые владельцы вновь привлекают Кекушева для управления строительством.
Расцвет архитектурной деятельности Кекушева пришелся на период с 1900 по 1903 годы. Именно тогда он построил Иверские ряды на улице Никольской, особняк Носова по нынешней Электрозаводской, здание железнодорожной станции «Царицыно» и на Поварской улице особняк Миндовского.
После 1905 года стиль раннего модерна сменили неоклассика и «северный модерн», более сдержанные по форме и менее роскошные. Архитектор Лев Николаевич Кекушев не захотел или не смог подстроиться под новые веяния и к 1910 году совсем отошел от дел.
Дальнейшая его судьба, как и место, и время смерти, не известно. Это до сей поры остается неразгаданной тайной.
Дома и здания работы архитектора Кекушева Л.Н. в Москве:
Доходный дом Богословской церкви по улице Большая Дмитровка, 30 (совместно с С.И. Тихомировым)
Доходный дом князя Гагарина в Варсонофьевском переулке, 6
Начальный проект особняка Обуховой в Малом Козловском переулке, 4
Богадельня с храмом во имя Святого Иосифа по улице Верхняя Красносельская, 15 (совместно с И.А. Ивановым-Шиц)
Доходный дом по улице Рождественка, 1/Театральный проезд, 3
Начальный проект ресторана "Эльдорадо" на улице Красноармейской, 1
Особняк Коробкова на Пятницкой улице, 33
Ярославский вокзал (водоподъемное здание) на Комсомольской площади, 5
Доходный дом на Покровке, 29
Городской особняк Любатович на Долгоруковской улице, 36
Главный дом Грачева в усадьбе «Грачевка» по улице Зеленоградская, 13
Участие в проекте по строительству гостиницы «Метрополь»
Особняк Кекушева в Глазовском переулке, 8
Химическая лаборатория при Техническом училище на 2-ой Бауманской, 10
Реконструкция особняка Некрасова на Гоголевском бульваре, 4
Городской особняк Саарбекова на улице Поварская, 24 (совместно с С.С. Шуцманом)
Никольские торговые ряды на Никольской улице, 5 (совместно с С.С. Шуцманом)
Особняк Кекушевой на улице Остоженка, 21 (совместно с В.С. Кузнецовым)
Доходный дом на Остоженке, 17
Лечебница Руднева в Серебряническом переулке, 4
Жилой дом с пристройкой в Колпачном переулке, 2
Многоквартирный доходный дом в Колпачном переулке, 6
Реконструкция доходного дома Франка в Большом Кисельном переулке, 11 (совместно с С.С. Шуцманом)
Доходный дом Бочаровых на Гоголевском бульваре, 21
Многоквартирный дом Кекушевой на Остоженке, 19
Городской особняк Носова по улице Электрозаводская, 12
Особняк Миндовского по улице Поварская, 44
Городской особняк Понизовского на Поварской, 42
Доходный дом Толоконникова-Исаева на Пятницкой улице, 49, к.2
Доходный дом Исакова на Пречистенке, 28
Реконструкция особняка Морозова на Пречистенке, 21
Реконструкция ресторана «Прага» по улице Арбат, 2
Особняк Пантелеева в Олсуфьевском переулке, 2
Реконструкция особняка Щукина в Большом Знаменском переулке, 8
Доходный многоэтажный дом Быкова на Второй Брестской, 19/18
Реконструкция ТД Носова и дворовые постройки в Большом Черкасском переулке, 11
Перрон Ярославского вокзала на Комсомольской площади, 5
Постройки «Дома призрения бедных» Хлудова в Сыромятническом проезде, 6
Доходный дом в Малом Афанасьевском переулке, 4, стр.2
Левый корпус лечебницы Руднева в Серебряническом переулке, 4
Больница при Преображенской общине старообрядцев на Преображенском Валу, 19
https://progulkipomoskve.ru/pu...8-1-0-1656
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35295
Несвижский замок Радзивиллов — крепость и роскошь знаменитого рода
По своей красоте и великолепию Несвижский замок Радзивиллов в местечке Несвиж с его живописными парками можно смело назвать белорусским Версалем.
Это более 100 гектаров территории, включая пруды
В 1533 году город перешёл во владение Яна Радзивилла, члена одного из самого влиятельного и богатого рода основателей Великого Княжества Литовского. Древний род Радзивиллов берёт своё начало ещё от древнеримской аристократии. Патриарх рода Радзивиллов — Дорспрунг — морем добрался до Литвы и основал своё поселение, которое назвал Рамнова (Новый Рим).
Среди его наследников выделялся умом Верховный жрец тогда ещё языческой Литвы, которого звали Криво-Кривейше. Он очень сильно и страстно полюбил девушку-простолюдинку. В результате этой прекрасной, но «греховной» любви родился сын. Его отец не мог по закону сам воспитывать своего сына, так как являлся жрецом. А мать малыша, к сожалению, при родах умерла.
Тогда жрец придумал хитроумный план. Частенько к нему приезжали богатые люди. Среди них был бездетный князь Наримунт, который молил Бога Перкунаса, чтобы он дал ему сына. Это было на руку жрецу, и когда они с Наримунтом в очередной раз пошли на охоту, собаки привели их к высокому дереву, на ветвях которого висела корзина с младенцем.
Это Криво-Кривейше тайком приказал положить малыша в колыбельку, украшенную цветами и повесить на дерево. А утром они с князем, якобы случайно, его нашли. Увидев малыша, жрец сказал Наримунту, что это Бог Перкунас послал ему сына. «Как родного расти малыша. И слушайся его, потому что его слова будут словами самого Бога», — сказал он.
Мальчика назвали Лиздейком, по литовски это значит «найденный в гнезде». В доме и окрестностях его слушали, уважали. Однажды Великий князь Гедимин попросил его разъяснить удивительный сон, который приснился ему в долине Святого Рога. В этом сне огромный волк из железа выл во все четыре стороны.
И Лиздейка сказал, что там, где приснился этот сон, князь должен будет построить большой город, который затем станет знаменит. Так и возник город Вильно, а Лиздейку стали называть ещё и Радзивиллом, что значит по-белорусски «советовать». Сначала это было прозвищем, потом стало фамилией знаменитого рода.
Первым из этого рода и был Ян Радзивилл Бородатый. Женившись на Анне Кишке, представительнице знатного рода, владевшего землями в Литве, Подляшье и Западной Белоруссии, Ян Бородатый, в качестве приданого, стал править в городе Несвиже. По его приказу город был огорожен земляным валом и там, на холме построен замок. Заложен он был на полуострове на правом берегу реки Уша.
То, что со всех сторон он был окружён искусственными плотинами, делало его, практически, островным и поэтому неприступным.

Его сын Николай Чёрный позже разрушил деревянный замок отца и построил на этом же месте каменный, укрепив его ещё больше. В 1583 году Христофор Радзивилл Сиротка произвёл масштабную перестройку здания.
По проекту итальянца Джованни Бернандони на месте разрушенного был построен не простой замок, а уникальный настоящий дворец с 12 залами, библиотекой и кунсткамерой.
Четырёхугольный замок Радзивиллов в Несвиже площадью 170 х 120 метров со всех сторон был окружён земляным валом,
Для надёжности вал укрепили камнями. Соорудили конюшни и тайные ходы, по углам бастионов стояли оборонительные башни. В замке была оборудована людвисарня. Это была первая на территории Белоруссии литейная пушечная мастерская.
Несвижский замок пережил множество осад. В 1706 году войска Карла-12 её разрушили, но за 20 лет его хозяева-Радзивиллы полностью восстановили и укрепили.
Работы продолжались, и при Кароле Станиславе Радзивилле замок окончательно стал роскошным дворцом в стиле барокко.
Двор-Колодец
Попасть внутрь крепости (как раньше, так и сейчас) можно только по каменному трехпролетному мосту, перекинутому через защитный ров.
Только теперь нужно еще, конечно, купить входной билет, чтобы благополучно миновать современный турникет при входе, ну и учитывать время работы музейного комплекса. Но подробная информация об этом, а также о ценах и как сюда добраться, будет в конце этой статьи.
Пройдя сквозь арку, ты оказываешься в небольшом внутреннем дворике. И непроизвольно вырывается крик «Вау!» от красоты, которая открывается перед глазами.
file.php?fid=630722&key=687858541
В центре каменного двора расположен колодец.
Сейчас у него больше декоративная функция. Но раньше он обеспечивал питьевой водой многочисленных жителей, гостей и слуг во дворце.
Все здания образуют замкнутый прямоугольник.
Но лучше, это видно на карте, ее можно увеличить и даже скачать к себе на компьютер или телефон, чтобы лучше разглядеть все подробности строения и не пропустить интересных объектов.
file.php?fid=630723&key=1560012384
В гости к Радзивиллам
Трёхмаршевую лестницу парадного вестибюля украшали фрески на тему военных побед. Залы дворца имели каждый своё имя и своё неповторимое оформление: Гетманский, Мраморный, Золотой, Охотничий, Оружейный.
Стены и своды замка-крепости были закреплены золочёными карнизами, дубовыми панелями, рамами с кожаными вставками, дорогими голландскими изразцами. На полу — мозаика из дубового паркета. Комнаты украшали многоцветные печи, восхитительные камины. Коллекция картин — портреты русских, литовских и польских царей, самих Радзивиллов — состояла из более 1000 полотен.
Библиотека замка насчитывала 20 тысяч книг. Это были старые рукописи, редкие издания. Здесь был собран почти весь архив документов Великого Княжества Литовского: письма Богдана Хмельницкого, Петра-1, Карла-12, Людовика-15 и Людовика-16, исторические акты. Там же стояли бюсты древних философов, глобусы и различные навигационные приспособления.
В зале библиотеки хранились и книги с фамильным гербом рода. Свой родовой герб Радзивиллы получили в 1451 году — на лазурном щите изображены три охотничьих трубы в золотой оправе.
А в нашлемнике над короной находится семь перьев страуса. И девиз рода «Нам советует Бог». В 1517 году этот богатейший род первым в истории Великого Княжества Литовского был удостоен княжеского титула Священной Римской империи.
В Оружейном зале находились образцы оружия разных народов: арабов, китайцев, японцев и европейцев. Изящная мебель, восковые фигуры знаменитых людей, чучела редких рыб и животных, фарфор и хрусталь, коллекции монет, слуцкие пояса и гобелены, вышитые золотом — всё это богатство хранилось во дворце.
Предлагаю пройтись по этажам Несвижского замка, чтобы полюбоваться на быт и роскошь бывших обитателей дворца.
1 этаж
При входе в Несвижский Замок есть гардероб и кассы. Если вы приехали самостоятельно, обязательно возьмите аудиогида. Он сможет рассказать много интересных деталей о каждом помещении.
Здесь же, в холле предлагается сфотографироваться в исторических костюмах.
Замковый Арсенал
Этот зал был оборудован еще при первом этапе строительства замка в конце 16 века, а основательно перестроен в середине 18 века.
Сейчас здесь представлена коллекция холодного и огнестрельного оружия и вооружения. Арсенал Несвижского замка насчитывал около 30 пушек. Однако, Шведское вторжение 1706 года привело к его полному уничтожению.
После этого были предприняты повторные попытки вооружить замок. Однако, большинство орудий были не не пригодны к использованию и могли служить лишь музейными экспонатами.
Сейчас в Арсенале представлены знаменитые пушки, которые даже имеют свои имена: «Цербер» и «Виноград». Они были отлиты еще во времена князя Радзивилла Сиротки.
Пол замкового Арсенала выложен дубовыми брусками, плотно подогнанными друг ко другу. Это вызвано соображениями безопасности. Ведь при перетаскивании по каменному полу орудийных лафетов могла выскочить случайная искра. А для помещения, где хранятся ядра и порох, это было крайне опасно.
Здесь представлены воинские доспехи и походные барабаны,
огнестрельное оружие и пушечные ядра.
Больше, конечно, доспехи средневековых рыцарей впечатляют в музее Каменецкой Башни и в Мирском замке (здесь были даже экземпляры с крыльями за спиной). А вот узорные пушки в арсенале Несвижского дворца многим понравтся.
Каплица
Часовня (капелла, каплица) расположена на 1-м этаже замкового комплекса. Она появилась во дворце в 1758 году, благодаря князю Михалу Казимиру Рыбоньке.
С двух сторон от алтаря в специальных рамках находятся документы, повествующие о торжественном освящении каплицы во имя Матери Божией Лоретанской. Это подлинные экземпляры середины 18 века, имеющие самое непосредственное отношение к замку и его владельцам.
Они были бережно сохранены в несвижском Костеле Божьего Тела и возвращены на свои прежние места в часовню замка 10 декабря 2011 года. Именно в этот день в католической церкви отмечается праздник Наисвятейшей Девы Марии Лоретанской, которой посвящена эта каплица.
Копия чудотворной иконы, полученной Радзивиллами в дар от короля Яна 3-го Собесского, помещена в алтаре.
Сам алтарь выполнен из искусственного мрамора, стол алтаря — из камня, а ступени пола — из мраморных плит. Наверху расположен балкон. Видимо, там находится хор во время Богослужения.
Помещение выглядит очень светлым. И так было приятно посидеть хотя бы на этих деревянных лавочках часовни, чтобы немного отдохнуть после длительных прогулок по этажам Несвижского дворца. ?
2-й этаж
Основная выставочная экспозиция начинается со второго этажа. Парадная лестница для туристов перекрыта.
Рядом расположена родословная династии Радзивиллов в виде генеалогического дерева с огромным количеством ветвей. А сверху в качестве люстры освещения гордо парит металлический сокол.
Звездный зал
Зал оформлен в стиле неоклассицизма. Главная его отличительная черта — это огромная лепнина на потолке в виде звезды, за что зал еще назывался «Комната со звездой»
Здесь сохранились оригинальные элементы интерьера: печь, декорированная фамильным гербом, и вызолоченный потолок.
Тут были апартаменты князя. Издалека виден его рабочий кабинет и спальня. Но подойти ближе, чтобы рассмотреть детали, увы, нельзя.
Хорошо можно только рассмотреть массивный рабочий стол князя и высокую оригинальную кровать 17 века на мощных деревянных ножках. Ну и, конечно же, впечатляет шкура медведя, лежащая на полу.
Каминный и столовый залы
Аутентичный интерьер Большого каминного зала окунает посетителей в эпоху Возрождения 16 в. и, одновременно, к периоду начала строительства замка. Оригинальные черноизрасцовые печи, большой камин, обшивка стен интарсированными панелями создают особую атмосферу подлинности.

Интерьер очень удачно дополняют курульные кресла второй половины 19 века. Почему-то эти небольшие мягкие стульчики показались очень привлекательными, возникает непреодолимое желание посидеть на одном из них. Но музейное ограждение и скучный взгляд тети-смотрительницы немного охладают пыл.
Пройдя через протяженный Каминный зал вдоль множества портретов представителей рода Радзивиллов, оказываешься в Столовом зале. Здесь посетителей ждет стол, правда, без всяких признаков того, что сейчас будут кормить гостей. На столе представлен редкий сервиз из мейсенского фарфора рубежа 19-20 веков
.Бальный зал
В 16-17 веках здесь располагались комнаты для гостей. Но в середине 18 века зал был перепланирован и приобрел вид парадного покоя. Сейчас реставраторы представили в Бальном зале интерьер 19 века, когда его использовали как музыкальный салон.
В зале представлены бюсты Марии Розы Радзивилл и Антония Вильгельма Радзивилла.
Хорошо сохранились четыре колоны, сделанные из искусственного мрамора и круглые печи необычной формы.
3-й этаж
Гетманский зал
Красочное зелено-золотое оформление интерьера воссоздано на середину 18 века —  эпоху 9-го Несвижского ордината Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки, женатого на Франциске Урсуле из рода Вишневецких. В честь породнения этих двух известнейших фамилий и был создан этот зал.
А еще здесь раскрывается тема военной истории государства, которая представлена в ростовых портретах наиболее выдающихся гетманов Великого княжества Литовского, а также в эмблемах на потолке.
Ну а в настоящее время Гетманский зал служит конференц-залом музея-заповедника «Несвиж».
Зал Слуцких поясов
Здесь представлена коллекция слуцких поясов. Многочисленные мануфактуры Радзивиллов (их было более 20), среди прочего, прославили своих создателей великолепными образцами декоративно-прикладного искусства.
В прошлые столетия наличие Слуцкого пояса показывало знатность и состоятельность рода. Этот аксессуар изготавливался из золотых нитей и стоил столько, сколько рабочий мог заработать за год.
В 1939 году в Несвижском замке были обнаружены 32 пояса высокой художественной ценности. К сожалению, большинство из них сейчас находятся за пределами Беларуси. Как особая ценность в этом зале сохраняются и уцелевшие фрагменты.
Показана реконструкция старинных женских и мужских костюмов.
Золотой зал
Этот зал реконструирован на период середины 18 века в стиле позднего барокко. Он утопает в сусальном золоте, покрывающем лепнину потолка и стен.
Несмотря на огромное количество металла, украшающего интерьер, зал выглядит очень легим и воздушным.
Как никакой другой, именно этот зал демонстрирует величие рода. И не зря на потолке золотом выложен герб рода Радзивиллов.
На протяжение многих столетий князья этой великой династии играли исключительную роль в политической, культурной b социально-экономической жизни Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
В Золотом зале Несвижского замка представлены подлинные зеркала 19 века и парные вазы, привезенные из Франции.
Интересный факт, что зеркала не пострадали даже в годы Великой Отечественной войны, несмотря на бомбежки и почти полное разрушение вокруг. Встав между этими зеркалами, переносишься в перспективу бесчисленных отражений, создающих иллюзию бесконечного пространства.
Театральный зал и коридор
Здесь представлены старинные устройства, которые раньше использовались для создания различных шумовых эффектов во время театральных представлений.
Эти машины умеют воспроизводить звуки дождя, ветра, морского прибоя.
А еще здесь представлен макет замкового театра 18 века: «волшебный фонарь» с проекционным аппаратом.
Охотничий зал
Охота — развлечение средневековых аристократов — была самым любимым занятием и представителей династии Радзивилл. В этом зале представлена коллекция охотничьих трофеев владельцев замка.
Возле каминов в двух концах зала стоят чучела огромных медведей, а на полу расстелены медвежьи шкуры
Многие из этих трофеев в свое время получили призы на разных престижных выставках
На стеллажах размещены фотографии, иллюстрирующие различные моменты охоты и добытые при этом трофеи князей и их свиты.
А в зале — представлено столько чучел животных и птиц, что невозможно даже сосчитать их количество.
Уникальным экспонатом Охотничьего зала Несвижского замка является бильярдный стол, изготовленный американской фирмой Брюсвик (Bruswik) в 1896 году. Раньше во дворце было 4 бильярдных стола, но до наших дней дошел только один.
Во время второй мировой войны, когда в замке был расположен немецкий госпиталь, немцы при эвакуации хотели вывести стол, однако, не смогли его вынести из помещения по причине массивности.
Сокровища Радзивиллов ждут своих открывателей
Есть много историй о несметных богатствах, хранившихся в стенах замка Радзивиллов в Несвиже. Так в 1812 году уже Доминик Радзивилл поддержал политику Наполеона, а после его поражения бежал во Францию. У него было очень мало времени, и на несколько часов он появился в замке для того, чтобы отдать приказ об эвакуации богатства. Когда русские взяли замок, сокровищ там уже не было.
По словам очевидцев, никто, никакой обоз не выезжал из ворот. Сокровища могли спрятать только здесь, во дворце. Но ни немцы во время войны, ни археологи, ни работники во время долгой реставрации замка так их и не обнаружили. Как и все оборонительные крепости замок имел свои подземные ходы, чтобы в случае опасности выйти из дворца. Ходят легенды, что всё-таки существует подземный ход, длиной в 30 км, который доходит до другого летнего замка Радзивиллов в городе Мир.
После событий 1812 года Указом Александра-1 Несвижский замок приобрел новых хозяев-Радзивиллов, но уже принадлежащие другой линии этого же рода. Строительство и расширение усадьбы продолжалось. И в конце 19 — начале 20 веков княгиня Мария де Кастелян дополнила дворцовый комплекс рядом великолепных пейзажных парков. Всего их пять — Старый, Новый, Японский, Замковый и Английский.
Последние владельцы из именитого рода в 1939 году вынуждены были оставить замок и, после присоединения Западной Белоруссии к СССР, уехать за границу. Всю посуду, предметы обстановки, дорогие костюмы были переданы соседним театрам как реквизит, а многое — просто разворовано.
Во время Великой Отечественной войны в помещениях замка был оборудован немецкий госпиталь для лётчиков. В 1945 году здесь начал работать санаторий «Несвиж» специального назначения. В конце 1990-х годов санаторий прекратил свою работу, и замок остался совсем без хозяев. Но в 2000 году началась его реставрация, и в настоящее время в замке работает 30 выставочных залов.
В Фарном костёле Несвижа, в усыпальнице под храмом находятся 70 забальзамированных тел Радзивиллов.
Замок Радзивиллов в Несвиже охраняется государством с 1939 года. В 2012 году реставрационные работы там завершены, и музей принимает гостей.
И еще одна важная дата в развитии Несвижского дворцово-паркового комплекса: в 2005 году он включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Источник.
https://otpusk-zdorovo.ru/bela...-nesvizhe/

См. фотографии Несвижского замка в сообщении
https://forum.vgd.ru/post/3680/102364/p3089095.htm#pp3089095




---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35295
Усадьба Давыдовых в с. Аксиньино.(Веневский район)
Плохая сохраность.
Первые упоминания о наместничестве в Аксиньино относятся к шестнадцатому веку, однако усадебный комплекс в этих местах начал активно формироваться двумя веками позже. Долгое время усадьба принадлежала представителям рода Даниловых. Но в 1762 году в Аксиньино прошел весьма любопытный случай. Хозяин имения, Иван Петрович Данилов, решил продать часть своих земель Владимиру Семеновичу Давыдову – представителю другого известного дворянского рода. После продажи земли он распорядился перевезти крестьян, долгое время проживавших на территории Аксиньино, в другую свою вотчину. Но подданные Данилова сознательно решили ослушаться воли барина и остаться жить и работать в Аксиньино, с Давыдовыми. В те годы такой поступок был неслыханной дерзостью. Усугубляло его феноменальность и то, что крестьяне отказались платить Данилову подушную подать. Вернуть крестьян помещику удалось только через год, с применением солдатской силы по решению Тульской провинциальной канцелярии.
 https://vadimrazumov.ru/218614.html
В селе Аксиньино Веневского района расположены Спасская церковь и остатки бывшей усадьбы Давыдовых, которые составляли некогда единый ансамбль имения Давыдовых.
file.php?fid=631050&key=2128136748
Село Аксиньино раньше было волостным центром Веневского уезда. Оно находится в 21 км от Венева. Впервые это село на реке Горней упомянуто в писцовой книге Растовецкого стана 1626 г. Тогда в селе была церковь в честь Архистратига Михаила. На рубеже 18-19 вв. село Аксиньино принадлежало Давыдовым. Здесь располагалась усадьба (первая половина 19 в.). которая принадлежала Давыдову Владимиру Денисовичу. В усадьбе хранились работы известного художника О.А. Кипренского, а также богатая коллекция фарфора. Кипренский посещал усадьбу Давыдовых примерно в 1809 г. Скорее всего, в усадьбе хранился и известный портрет А.В. Давыдова кисти Кипренского. После революции он оказался в Тульском губернском музее, но в 1922 г. в силу высокой художественной ценности работы, он был передан в Третьяковскую галерею. Часть предметов искусства досталась новому хозяину.
П.И. Кремешной, владеющий усадьбой в 1860-х гг., испытывал финансовые трудности, и, в связи с этим, продал несколько картин и фарфор Салищеву, владеющему мебельным магазином в Туле на Посольской улице, который специализировался на распродаже ценностей по частям.
От усадьбы до нашего времени дошла лишь одна из въездных пирамид. Это дворянское гнездо в настоящее время практически забыто. Месторасположение Аксиньина вдалеке от дорог и больших городов не способствует популярности сохранившихся здесь построек. Усадьбу Давыдовых обычно вспоминают лишь при упоминании о творчестве знаменитого художника-портретиста О.А. Кипренского.
Усадебный дом семейства Давыдовых, которые были родственниками героя войны 1812 г. и поэта Д.В. Давыдова, простоял до 1900 г., потом он был разобран. Но, тем не менее, в имении сохранялся целостный архитектурный комплекс, который включал церковь и колокольню, парные обелиски на въезде в усадьбу и фамильный мавзолей.
В отличие от усадебного дома храму повезло больше, он почти полностью уцелел. От колокольни сохранились только два нижних яруса. Один из колоколов сняли только в середине 1970-х гг. жители Венева как сувенир. Сохранилась до настоящего времени винтовая лестница, ведущая на второй этаж колокольни.
Строительство Спасской церкви было начато в 1790 г. на средства Прасковьи Алексеевны Давыдовой. Завершилось оно лишь в 1863 г. Павлом Ивановичем Кремешным, новым владельцем имения Давыдовых.
Церковь со стройной колокольней в два яруса выдержаны в правильных формах русского классицизма. На своде церкви – скульптура Архангела Михаила, который держит в руках крест. Каменная скульптура выполняет также роль необычайно крупного замка купольного свода храма. Идея эта, возможно, позаимствована от Александровской колонны в Петербурге, но Ангел в Аксиньино смотрится несколько примитивнее и брутальнее своего прототипа. Этот чудом уцелевший образ уникален для усадебного храма. Но статуя имеет довольно сильные повреждения и в скором времени может быть утрачена. Обшивка купола также повреждена, поэтому общие пропорции здания храма смотрятся искаженно. Церковь постепенно ветшает. В интерьере ее сохранилась деревянная ротонда – интересный пример практически театральной по стилю декорации. В печальном состоянии находится отдельно стоящая колокольня. Она лишена верхней части, кирпичная кладка разрушается. От двух обелисков в настоящее время остался лишь один.
Фамильного мавзолея, который относится к 1810 гг., также практически не существует. Он являл собой необычный образец усыпальницы. Над задуманным в виде монументального подиума полуподземным склепом, стояла изящная беседка. Облик Давыдовского мавзолея больше напоминал затейливое парковое украшение, нежели мавзолей, наполненный чувством скорбного каменного величия, характерного для гробниц в стиле ампир.
В советские времена склеп использовался довольно необычно. Здесь располагалась пекарня. Но с 1940 г. мавзолей пустует. После того, как обрушилась беседка, остался только засыпанный склеп.
Интересный архитектурный усадебный ансамбль, который собрал вместе довольно оригинальные решения, все более утрачивает свои выразительные элементы.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=14851
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35295
Цинандали-родовое поместье Александра Чавчавадзе
 
Юго-восточнее Телави(восточная Грузия,Кахетия) в 30 км от Гурджаани лежит известное село Цинандали – крупнейший центр виноделия.
На крутом берегу реки Кисисхеви стоит старинная княжеская усадьба поэта, боевого генерала общественного деятеля ,первой половины XIX века Александра Чавчавадзе.
file.php?fid=634743&key=6779335
Фото: https://img1.liveinternet.ru/i...91.JPG#DSD
Ныне она превращена в дом-музей. Вокруг, разбитый еще владельцем , великолепный парк в Английском стиле.Когда-то здесь частыми гостями бывали сосланные на Кавказ офицеры царской армии. В этом доме родным человеком был русский писатель Александр Грибоедов.В парке можно увидеть часовню , в которой венчались поэт и дочь хозяина княжна Нина Чавчавадзе*. Именно в этой усадьбе А. Грибоедов написал бессмертную пьесу "Горя от ума".**
В этом же парке Александр Чавчавадзе в заложил винные подвалы. С 1886 года традиционное производство было переведено на промышленную основу. Там был основан старейший в Грузии винный завод. Завод до сих пор выпускает редкие сорта вин и является открытым для помещения туристов. Для посещения с дегустацией также открыты винные подвалы, где хранится 16 тысяч бутылок конца XIX начала XX веков.
Здесь сохранились интерьеры, мебель и личные вещи князей.
Цинандальский дворец не сохранился в своем первозданном виде. Летом 1854 г. отряды Шамиля сожгли родовое имение Чавчавадзе и взяли в плен семью сына Александра — Давида. В 1946 г. в столетний юбилей со дня смерти грузинского поэта в Цинандали был открыт Дом-музей Александра Чавчавадзе.
В доме кн. Александра Чавчавадзе слышалась русская и французская речь, дети его обучались модным танцам, игре на рояле, интересовались театром и литературой.
Большое место отведено здесь Грибоедову. Здесь хранится фортепиано, подаренное писателем Нине, личные вещи семьи Чавчавадзе грибоедовских времен, многочисленные рисунки и картины, предметы всей семьи Чавчавадзе, ставшей для него родной и близкой.
Одной из достопримечательностей современного Цинандали является старейший в Грузии винный завод , обширные подвалы с бочками -великанами , где годами выдерживается вино.
Вспомнились слова Булата Окуджавы
Грибоедов в Цинандали

Цинандальского парка осенняя дрожь.
Непредвиденный дождь. Затяжной.
В этот парк я с недавнего времени вхож -
мы почти породнились с княжной.

Петухи в Цинандали кричат до зари:
то ли празднуют, то ли грустят...
Острословов очкастых не любят цари, -
бог простит, а они не простят.

Петухи в Цинандали пророчат восход,
и под этот заманчивый крик
Грибоедов, как после венчанья, идет
по Аллее Любви напрямик,

словно вовсе и не было дикой толпы
и ему еще можно пожить,
словно и не его под скрипенье арбы
на Мтацминду везли хоронить;

словно женщина эта - еще не вдова,
и как будто бы ей ни к чему
на гранитном надгробьи проплакать слова
смерти, горю, любви и уму;

словно верит она в петушиный маневр,
как поэт торопливый - в строку...
Нет, княжна, я воспитан на лучший манер,
и солгать вам, княжна, не могу,

и прощенья прошу за неловкость свою...
Но когда б вы представить могли,
как прекрасно упасть, и погибнуть в бою,
и воскреснуть, поднявшись с земли!

И, срывая очки, как винтовку с плеча,
и уже позабыв о себе,
прокричать про любовь навсегда, сгоряча
прямо в рожу орущей толпе!..

...Каждый куст в парке княжеском
мнит о себе.
Но над Персией - гуще гроза.
И спешит Грибоедов навстречу судьбе,
близоруко прищурив глаза.
Автор:Вика Попова.
https://www.liveinternet.ru/users/5221705/post272214800/
Основоположник грузинского романтизма Александр Чавчавадзе получил по наследству от отца имение Цинандали, которое он превратил в культурно-интеллектуальный центр Грузии. Этот статус имение не потеряло и в XXI в. Цинандали и сегодня играет значительную роль в культурной жизни Грузии, здесь проводятся выставки, концерты, литературные мероприятия и мастер классы.
Сегодня комплекс Цинандали объединяет дом-музей, декоративный сад, исторический винный завод,  погреб, гостиницу и кафе. Возрождены виноградники и обновилось производство вина, соответственно, вы сможете приятно и с пользой провести время: ознакомиться с историей одной из самых значительных семей Грузии, насладиться красотой декоративного сада, посетить винный погреб, попробовать вино Цинандали и другие грузинские вина, а под конец насыщенного дня отдохнуть в исторической гостинице.
Декоративный сад Цинандали - первая рекреативная зона европейского типа в Грузии. Александр Чавчавадзе специально пригласил европейских декораторов для разбивки сада. Сад уникален в плане планировки и наличия  экзотических видов растений. В саду Цинандали вы сможете посетить аллею любви. Существует легенда, что если пара сможет с закрытыми глазами пройти по этой алее, то их любовь будет счастливой. Интересен и тот факт, что именно в этом саду впервые встретились будущие супруги – Нино Чавчавадзе и Александр Грибоедов. Здесь же стоит и знаменитая липа, в дупле которой во время набега отряда Шамиля пряталась дочь Давида Чавчавадзе. Также во время прогулок по саду вы можете завязать ленточку на древе желания и загадать желание.
В историческом погребе Цинандали впервые в истории страны разлили вино в бутылки. Здесь же хранится коллекция вин Александра Чавчавадзе – более 15 000 бутылок, самая старая из которых датируется 1814 годом.
С 2008 года группа Silk Road осуществляет патронаж комплекса Цинандали. Компания осуществила инвестиций более чем на 12 млн долларов США. При помощи группы Silk Road было отреставрировано более 100 существующих экспонатов, а музейный фонд пополнился более чем 500 экспонатами.
http://tsinandali.ge/ru/museum/o-nas
* Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе венчались в Тифлисе в Сионском соборе.
** Пьеса писалась в разных местах.
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35295
"Дом Ростовых"
Усадьба Долгоруковых (Усадьба гр. Соллогуба).
Усадьба на Поварской улице, д.52
В 1770-х годах это владение перешло к Долгоруковым. Они построили  два симметричных
служебных корпуса по краям главного дома с круглыми угловыми помещениями. На рубеже
XVIII—XIX веков главный дом усадьбы был надстроен мезонином, украшен двумя портиками  
и получил строгое классическое оформление фасадов. Дом описан как "Дом Ростовых" в
романе "Война и мир".
Усадьба начала формироваться в 1756 году, когда И.И. Воронцов-Вельяминов построил
небольшой дом с угловыми пилястрами по линии Большой Никитской. В 1770-х годах владение
перешло к Долгоруковым, при которых усадьба была расширена до Поварской улицы. Они
построили два симметричных служебных корпуса по краям главного дома с круглыми угловыми
помещениями. На рубеже XVIII—XIX веков главный дом усадьбы был надстроен мезонином,
украшен двумя портиками и получил строгое классическое оформление фасадов.В 1812 году в
доме квартировали французы, и огонь не тронул его. Во второй половине XIX века владение
переходит в род баронов Боде-Колычевых и в их владении остается до революции 1917 года.
Барон Михаил Львович Боде купил эту усадьбу примерно в 1853 году, одновременно с усадьбой
Ликино в теперешнем Переделкине. Его мать Наталья Федоровна Колычева была последней
в роде, поэтому в 1876 году Михаил Львович получает разрешение к своей фамилии присоединить
фамилию матери и становится бароном Боде-Колычевым. Женат он был на Александре Ивановне
Чертковой. При М. Л. Боде-Колычеве двор усадьбы получил современную замкнутую композицию.
В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь во имя святителя
Филиппа (Колычева). В этой церкви в 1866 году венчался И. С. Аксаков с А. Ф. Тютчевой. Михаил
Львович был историком и археологом и свой дом превратил в музей древностей. Тут был устроен
зал, с подробным родовым древом родов Колычевых и Боде. Михаил Львович собрал родословие
рода Колычевых и издал его в виде книги «Боярский род Колычевых».

В середине XIX века в этом доме останавливалась проездом в Москве, вдова А.С. Грибоедова Нина
Чавчавадзе*. И бароны Боде сохраняли обстановку этой комнаты мемориальной.

Михаил Львович скончался в 1888 году. Усадьба перешла к ее дочери Наталье Михайловне. Она
была замужем за сыном соседей по Поварской графом Федором Львовичем Соллогубом.
file.php?fid=644856&key=1817815158
Фото: http://mospravda.ru/wp-content...61_XXL.jpg
Его матерью была Мария Федоровна Самарина. Федор Львович прожил не долго. Он умер в 1890 году ,
прожив всего 42 года. Графиня Наталья Михайловна умерла в 1916 году и дом перешел к ее
старшей дочери графине Елене Федоровне Соллогуб. Дом этот был хорошо знаком Льву Толстому.
Старшая сестра Натальи Михайловны Боде-Колычевой Мария Михайловна была первой женой
Михаила Сергеевича Сухотина, который после ее смерти в 1897 году женился на старшей дочери
Толстого Татьяне Львовне. Дочь М.С. Сухотина от первого брака Наталья Михайловна стала второй
женой князя Николая Леонидовича Оболенского, который первым браком был женат на средней
дочери Л.Н. Толстого Марье Львовне. А сын М.С. Сухотина Сергей был первым мужем внучки
Л.Н. Толстого графини Софьи Андреевны Толстой, той которая вторым браком была за Сергеем
Есениным. Но еще задолго до всех этих родственных связей во времена баронов Боде он бывал
тут на балах и по приемным дням. Именно этот хорошо знакомый ему дом он описал как Дом Ростовых
в своем романе «Война и мир».
https://um.mos.ru/houses/dom_rostovykh/
 *и Екатерина Чавчавадзе (Дадиани)- жена правителя Мингрелии. 

В 1950-е гг в подвале дома жил начинающий поэт Роберт Рождественский. А с 2004 года здесь поселился Никита Михалков…
https://vadimrazumov.ru/20619.html

---
Снегиревы
Лайк (2)
    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 20 21 22 23 24 * 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
Вверх ⇈