На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Родственные связи - степени родства и троюродные браки
помогите разобраться в родственных отношениях, а также интересное сочетание пар - кто, кому и кем доводиться
Ветвь — Линия родства Колено — Разветвление рода, поколение в родословной Кровное родство — Происхождение от одних родителей Отценачальник — Старший в поколении Поколение — Родственники одной степени родства по отношению к общему предку Потомок — Человек, происходящий по рождению из какого-нибудь рода, человек по отношению к своим предкам Потомство — Потомки Прародители — Первая по родословной известная чета, от которой берет начало род Предок — Древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений Род — Ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение Родители — Отец и мать по отношению к детям Родитель — То же, что и отец Родительница — То же, что и мать Родоначальник — Первый известный представитель рода, от которого он ведет начало Родня — Родственники Родословная — Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства Родословие — То же, что и генеалогия Родственник — Тот, кто находится в родстве с кем-нибудь Родство — Отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших родственников Свойство — Отношение близости между людьми, возникающее не по родству, а из брачного союза (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов) Свойственник — Человек, который состоит в свойстве с кем-нибудь Семья — Группа живущих вместе родственников Фамилия — То же, что и род, семья
Термины степени родства Внучатный, внучатый — Являющийся родственником в третьем колене, троюродный Двоюродный — Состоящий в родстве во втором колене Кровный — О родстве в пределах одной семьи Незаконнорожденный — Рожденный от родителей, не состоящих в церковном браке Однородный (единокровный) — Происходящий от одного отца Одноутробный (единоутробный) — Происходящий от одной матери Побочный (сын, дочь) — Сын или дочь, происходящие не от законного брака Полнородный — Происходящий от одних родителей Привенчанный — Происходящий от одних родителей, но до брака рожденный, а затем в нем признанный Пятиюродный — Являющийся родственником в пятом колене (по прапрадеду) Родной — Происходящий от одних родителей. См. кровный, полнородный Семиюродный — Являющийся родственником в седьмом колене (по прапрапрапрапрадеду) Троюродный — Являющийся родственником в третьем колене (по прадеду)(см. внучатый) Четвероюродный — Являющийся родственником в четвертом колене (по прадеду) Шестиюродный — Являющийся родственником в шестом колене (прапрапрапрадеду)
Термины кровного родства Бабушка,бабка — Мать отца или матери, жена деда Брат — Сын в отношении к другим детям одних родителей Братан, братаник, братеня, братеник, брательник — Двоюродный брат Братанич — Племянник по брату Братана — Дочь брата,племянница по брату Брательница — Родственница двоюродная или дальняя Братыч — Сын брата, племянник по брату Великая тетка — Сестра деда или бабки (двоюродная бабка) Великий дядя — Брат деда или бабки Внук — Сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы Внучатая двоюродная племянница — Внучка двоюродного брата или сестры Внучатая племянница — Внучка брата или сестры (троюродная племянница) Внучатые братья и сестры — Троюродные братья и сестры Внучатый двоюродный племянник — Внук двоюродного брата или сестры Внучатый племянник — Внук брата или сестры Внучатый троюродный племянник — Внук троюродного брата или сестры (троюродный племянник) Внучка, внука — Дочь сына или дочери, племянника или племянницы Двоюродная бабушка — Сестра бабушки или деда Двоюродная прабабушка — Сестра прабабушки или прадеда Двоюродная прапрабабушка — Сестра прапрабабушки или прапрадеда Двоюродная племянница — Дочь двоюродного брата или сестры Двоюродная сестра — Дочь дяди или тетки Двоюродная тетка — Двоюродная сестра отца или матери Двоюродный брат — Сын дяди или тетки Двоюродный дед — Брат деда или бабушки Двоюродный дядя — Двоюродный брат отца или матери Двоюродный племянник — Сын двоюродного брата или сестры Двоюродный прадед — Брат прадеда или прабабушки Двоюродный прапрадед — Брат прапрадеда или прапрабабушки Дед (дедушка) — Отец отца или матери Дедина, дедка — Тетка по дяде Дедич — Прямой наследник по деду Дочь — Лицо женского пола по отношению к своим родителям Дщерич — Племянник по тетке Дщерша — Племянница по тетке Дядя — Брат отца или матери, а также муж тетки Кузен — Двоюродный брат Кузина — Двоюродная сестра Малая тетка — Сестра отца или матери (двоюродная тетка) Малый дядя — Брат отца или матери Мать — Женщина по отношению к своим детям Отец — Мужчина по отношению к своим детям Отчинник, отчич — Сын, наследник Племянник — Сын брата или сестры Племянница — Дочь брата или сестры Племяш — Родич, родственник Прабабка, прабабушка — Мать деда или бабушки Правнук — Сын внука или внучки Правнучатая двоюродная племянница — Правнучка двоюродного брата или сестры Правнучатая племянница — Правнучка брата или сестры Правнучатая троюродная племянница — Правнучка троюродного брата или сестры Правнучатый двоюродный племянник — Правнук двоюродного брата или сестры Правнучатый племянник — Правнук брата или сестры Правнучатый троюродный племянник — Правнук троюродного брата или сестры Правнучка — Дочь внука или внучки Прадед, прадедушка — Отец деда или бабушки Прапрабабушка — Мать прадеда или прабабушки Праправнук — Сын правнука или правнучки Праправнучатая двоюродная племянница — Праправнучка двоюродного брата или сестры Праправнучатая племянница — Праправнучка брата или сестры Праправнучатая троюродная племянница — Праправнучка троюродного брата или сестры Праправнучатый двоюродный племянник — Праправнук двоюродного брата или сестры Праправнучатый племянник — Праправнук брата или сестры Праправнучатый троюродный племянник — Праправнук троюродного брата или сестры Праправнучка — Дочь правнука или правнучки Прапрадед — Отец прадеда или прабабки Пращур — Родитель прапрадеда или прапрабабки Сестра — Дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям Сестренка, сестрина, сестрична, сестричка — Двоюродная сестра Сестренница — Двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца Сестрич, сестренич, сестричищ (др.рус.) — Сын сестры матери (племянник по сестре) Сын — Мужчина, мальчик по отношению к своим родителям Тетя, тетка — Сестра отца или матери, а также жена дяди Троюродная бабушка — Двоюродная сестра деда или бабушки Троюродная племянница — Дочь троюродного брата или сестры Троюродная прабабушка — Двоюродная сестра прадеда или прабабушки Троюродная прапрабабушка — Двоюродная сестра прапрадеда или прабабушки Троюродная сестра — Дочь двоюродного дяди (тетки) Троюродная тетя — Троюродная сестра отца или матери Троюродный брат — Сын двоюродного дяди (тетки) Троюродный дед — Двоюродный брат деда или бабушки Троюродный дядя — Троюродный брат отца или матери Троюродный племянник — Сын троюродного брата или сестры Троюродный прадед — Двоюродный брат прадеда или прабабушки Троюродный прапрадед — Двоюродный брат прапрадеда или прапрабабушки Четвероюродная бабушка — Троюродная сестра деда или бабушки Четвероюродная племянница — Дочь четвероюродного брата или сестры Четвероюродная прабабушка — Троюродная сестра прадеда или прабабушки Четвероюродная прапрабабушка — Троюродная сестра прапрадеда или прапрабабушки Четвероюродная сестра — Дочь троюродного дяди (тетки) Четвероюродная тетя — Четвероюродная сестра отца или матери Четвероюродный брат — Сын троюродного дяди (тетки) Четвероюродный дед — Троюродный брат деда или бабушки Четвероюродный дядя — Четвероюродный брат отца или матери Четвероюродный племянник — Сын четвероюродного брата или сестры Четвероюродный прадед — Троюродный брат прадеда или прабабушки Четвероюродный прапрадед — Троюродный брат прапрадеда или прапрабабушки
Термины свойства Братаниха — Жена двоюродного брата Братова — Жена брата Вдова — Женщина, не вступившая в брак после смерти мужа Вдовец — Мужчина, не вступивший в брак после смерти жены Деверь — Брат мужа Жена — Женшина по отношению к мужчине, с которым она состоит в браке Женима, женища — Невенчанная четвертая жена Жених — Сговоривший себе невесту Золовка, золовища, золова — Сестра мужа, иногда жена брата Зять — Муж жены для ее семьи Муж — Мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке Невестка — Жена брата или жена сына, а также жена одного брата по отношению к жене другого брата Сват (м.), сватья (ж.) — Родитель одного из супругов по отношению к родителям другого супруга Свекор — Отец мужа Свекровь — Мать мужа Свояк — Муж свояченницы (сестры жены) Свояки — Лица, женатые на двух сестрах Свояченница — Сестра жены Сноха — Жена сына по отношению к его родителям, невестка Сношенница — Жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу Супруг — Муж Супруга — Жена Тесть — Отец жены Тёща — Мать жены Шурин — Брат жены Шурич — Сын шурина (брата жены) Ятров(ятровка) — Жена деверя (брата мужа)
Термины неродственных отношений Брат крестный — Сын крестного отца Брат крестовый, брат по кресту, брат названый — Лица обменявшиеся нательными крестами Дед крестный — Отец крестного отца Дочь названная — Приемыш, воспитанница Дядька — Человек, ухаживающий за ребенком Крестная мать — Участница обряда крещения в роли духовной матери Крестник — Крестный сын Крестница — Крестная дочь Крестный отец — Участник обряда крещения в роли духовного отца Кум — Крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери Кума — Крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу Крестная, крестовая — Восприемница про обряде крещения Мать названная — Мать приемышу, воспитаннику Мать молочная — Мамка, кормилица Мать посаженная — Женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха Мачеха — Неродная мать, другая жена отца по отношению к детям от прежнего брака Молочная сестра — Ребенок (женщина), вскормленный чужой матерью по отношению к ее детям Молочный брат — Ребенок (мужчина), вскормленный чужой матерью по отношению к ее детям Отец крестный — Восприемник при обряде крещения Отец названный — Отец приемышу, воспитаннику Отец прибеседный, посаженный, ряженый — Мужчина, заменяющий на свадьбе родного отца жениха Отчим — Неродной отец, другой муж матери по отношению к ее детям от прежнего брака Падчерица — Неродная дочь одного из супругов Приемная дочь — Усыновленный чужой ребенок, девочка Приемный сын — Усыновленный чужой ребенок, мальчик Сводные дети — Дети, приходящиеся друг другу братьями или сестрами по отчиму или мачехе Сирота — Ребенок или несовершеннолетний, лишившийся одного или обоих родителей Сын крестный (крестник) — Лицо мужского пола по отношению к восприемнику Сын названный — Приемыш, воспитанник Удочеренная — Лицо женского пола по отношению к приемным родителям Усыновленный — Лицо мужского пола по отношению к приемным родителям
Проконсультируйте, пожалуйста! Родная сестра моего деда мне приходится двоюродной бабушкой? Или же, родной брат моего прадеда мне приходится двоюродным прадедушкой? Двоюродная сестра моего деда - моя троюродная бабушка? Заплутала я в родственных связях. Еще двоюродного брата от троюродного отличу, а с бабушками, дедушками, тетями, дядями - беда. Заранее благодарна.
Заметьте, да не оскорбится многоуважаемая мною Nathalie, что именно священникам легче всего было по роду своей службы нарушить закон. Когда факты всплывали, шли судебные разбирательства, когда нет, то всё оставалось на своих местах. Ради обычного прихожанина не каждый священник пошёл бы на такой риск, а вот ради собственной дочери (или сына).......
Церковно-канонические препятствия к Браку Священнику, прежде чем совершить венчание, следует выяснить, нет ли церковно-канонических препятствий к заключению церковного Брака между данными лицами. В первую очередь следует отметить, что Православная Церковь, хотя и считает гражданский брак лишенным благодати, фактически признает его и отнюдь не считает его незаконным блудным сожительством. Однако условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГС'е, может быть освящен в таинстве Брака. Так, допускаемые гражданским законодательством четвертый и пятый браки Церковью не благословляются. Церковью не допускается вступление в брак более, чем три раза, запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачащихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, пришедшими в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей, если хотя бы один из супругов некрещен и не готов принять крещения перед венчанием. Все эти обстоятельства выясняются при оформлении документов на венчание за церковным ящиком, и, в перечисленных выше случаях, в церковном бракосочетании отказывается. Прежде всего нельзя венчать брак, если один из брачащихся фактически состоит в браке с другим лицом. Гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак. Препятствием к совершению браковенчания является также кровное родство жениха и невесты, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении. Различают два вида родства: кровное родство и "свойство", т. е. родство между родственниками двух супругов. Кровное родство существует между лицами, имеющими общего предка: между родителями и детьми, дедом и внучкой, между двоюродными и троюродными братьями и сестрами, дядями и племянницами (двоюродными и троюродными) и т. д. Свойство существует между лицами, не имеющими общего достаточно близкого предка, а породнившимися через брак. Следует различать свойство двухродное, или двухкровное, устанавливаемое через один брачный союз, и свойство трехродное, или трехкровное, которое устанавливается при наличии двух брачных союзов. В свойстве двухродном находятся родственники мужа с родственниками жены. В трехродном свойстве находятся родственники жены одного брата и родственники жены другого брата или родственники первой и второй жены одного мужчины. В двухродном свойстве при отыскании его степении нужно учитывать два случая: а) свойство между одним из супругов и кровными родственниками другого, б) свойство между кровными родственниками обоих супругов. В первом случае родственники одного супруга находятся в отношении к другому в той же самой степени, в какой они были бы, если бы являлись собственными кровными его родственниками, так как муж и жена составляют в браке одну плоть, а именно: тесть и теща находятся к зятю в первой степени, как его собственные родители, только, конечно, в двухродном свойстве; братья и сестры жены (шурья и свояченицы) - во второй степени, как родные братья и сестры, и тоже, конечно, в двухродном свойстве и т. д. Приемы счисления степеней свойства в этом случае те же самые, что и в родстве однородном. Во втором случае, когда отыскивается степень свойства между кровными родственниками обоих супругов, нужно определить: а) в какой степени родственник мужа приходится по отношению к нему и б) в какой степени родственник жены, в отношении которого определяется степень, отстоит от нее; потом количество степеней обеих сторон складывается, и полученная сумма покажет, в какой степени отстоят друг от друга родственник мужа и родственник жены. Например, между данным лицом и его тестем - одна степень; между данным лицом и его свояченицей - две степени, между братом мужа и сестрой жены - четыре степени и т. д. В трехродном свойстве, происходящем от соединения через брачные союзы трех родов или фамилий, степени свойственных отношений считаются тем же способом, как и в свойстве двухродном, т. е. опять так же складываются в общую сумму количества степеней, в которых данные лица отстоят от главных лиц, через которые соединяются между собой в родство, и эта общая сумма определяет степень их взаимного родственного отношения. При кровном родстве церковный Брак безусловно запрещается до четвертой степени родства включительно, при свойстве двухродном - до третьей степени, при трехродном свойстве брак не разрешается в том случае, если брачащиеся находятся в первой степени такого родства. Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство). Поскольку согласно канонам при крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции и, следовательно, нет канонических препятствий для заключения церковного Брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крестным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея. Разрешение архиерея требуется и для венчания православного с лицом другого христианского вероисповедания (католиком, баптистом). Безусловно не венчается брак, если хотя бы один из брачащихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Однако брак, заключенный по инославному обряду и даже нехристианский, заключенный до присоединения супругов к Православной Церкви, может считаться по желанию супругов в силе, даже если только один из супругов принял Крещение. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершение таинства Брака не обязательно, так как благодать Крещения освящает и их супружество. Нельзя венчать того, кто однажды связал себя монашеским обетом девства, а также священников и диаконов после их рукоположения. Что же касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, то поскольку без выполнения этих условий не может быть предварительно зарегистрирован гражданский брак, Церковь при наличии Свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств. Источник: Сайт Литургия.ру
Что же касается состоящих в родстве по линии боковой, то брак между ними дозволяется в 8-й степени, - а в 7-й степени совершенно возбраняется, ибо не может кто-либо взять себе в жены дочь своего троюродного брата. Впрочем, прежде, в 7-й степени кровного родства, брак запрещался в том случае, когда испрашиваемо было разрешение на него, но не расторгался, если каким-нибудь образом такой брак был уже совершен, хотя и не оставлялся без епитимий, по причине умолчания закона, который запрещает (брак) только до шестой степени. Источник: Матфей Властарь АЛФАВИТНАЯ СИНТАГМА , Свод законов православной церкви
христианство начало с весьма строгого ограничения браков не только между близкими кровными родственниками, но также и между родственниками по мужу или жене. Таким образом, последующие декреты императоров Феодосия и Юстиниана, а также определения Шестого ("Пятошестого") Вселенского Собора постановили, что тот, "кто женится на дочери своего отца (сводной сестре); или отец, или сын на матери и дочери; или отец и сын на девицах, которые являются сестрами; или мать и дочь на двух братьях; или два брата на двух сестрах - все они подпадают под правило семилетнего отлучения, предусматривающее публичный отказ от этой противозаконной связи" (правило 54). Этот необычный текст, по всей вероятности, отчасти можно объяснить заинтересованностью христиан в сохранении человеческих отношений такими, какими они были созданы рождением или браком, желанием предотвратить семейные недоразумения и избежать неприятностей, могущих возникнуть из-за "влюбленностей" родственников. Это тем более оправдано в условиях, когда большие семьи, заключавшие в себе различные степени родства, жили совместно. С другой стороны, на соборное решение мог повлиять абстрактный принцип римского права относительно исчисления степеней родства. По этому принципу пара, вступившая в брак, юридически рассматривалась как одна личность; таким образом, мужчина признавался в первой степени родства со своей невесткой. Поэтому, если его жена умирала, он не мог вступить в брак с ее сестрой, так как по византийскому закону браки запрещались вплоть до седьмой степени родства. Источник: Протоиерей Иоанн Мейендорф. БРАК В ПРАВОСЛАВИИ
Троюродные брат и сестра - это как раз шестая степень родства с точки зрения церковных канонов. А третья - например, между Х и его родной племянницей. Впрочем, если Вы специалист в области церковного брачного права, я с удовольствием Вас послушаю.
Что касается священников "со связями", то, думаю, консистория не дремала. Лесков в "Соборянах" хорошо показал, что духовное ведомство как раз духовных лиц и гнобило весьма прилежно. А вот среди крестьян, насколько я слышал (впрочем, документов представить не смогу), как раз были весьма распространены родственные браки - чтобы, как сказал герой известного фильма, "деньги остались в семье".
Theodor, неужели? Так я по-Вашему не прав?Drevlev, спасибо ему огромное за прекраснейшие ссылки, привёл наиболее подробные правила, в которых говорится: "В боковых линиях кровного родства брак запре¬щается включительно до шести степеней, впрочем, по нужде, архиерей может разрешить в 6-й и даже в 5-й степени." Theodor, Вы пишете: Theodor написал:
[q]
Троюродные брат и сестра - это как раз шестая степень родства с точки зрения церковных канонов.
[/q]
Прочитайте внимательно: До ШЕСТИ степеней ВКЛЮЧИТЕЛЬНО. Думаю, Вам не надо объяснять, что означает слово "включительно". То есть, и ШЕСТАЯ степень в том числе, что я и пытаюсь доказать. Так что обороты мне сбавлять смысла нет. Theodor написал:
[q]
Впрочем, если Вы специалист в области церковного брачного права, я с удовольствием Вас послушаю.
[/q]
Считаю, что Drevlev дал достаточное количество ссылок на прекраснейшие статьи на эту тему. Ничего нового я к ним не дополню. Theodor написал:
[q]
Что касается священников "со связями", то, думаю, консистория не дремала. Лесков в "Соборянах" хорошо показал, что духовное ведомство как раз духовных лиц и гнобило весьма прилежно.
[/q]
Для священников и всех (говоря сегодняшним жаргоном) "блатных" как раз и существовала лазейка, выраженная фразой: "впрочем, по нужде, архиерей может разрешить в 6-й и даже в 5-й степени". А уж что считать нуждой, это на совести архиерея. Кому-то может посчитать нуждой просто желание молодых и их родителей, а для кого-то и беременность нуждой считаться не будет. Вот я и вернулся к своим рассуждениям о связях и деньгах. Что в 19 веке, что в 21, всё одинаково. Кому-то можно, кому-то нет. Theodor написал:
[q]
А вот среди крестьян, насколько я слышал (впрочем, документов представить не смогу), как раз были весьма распространены родственные браки - чтобы, как сказал герой известного фильма, "деньги остались в семье".
[/q]
Ну этот тезис несерьёзен. ...."Насколько я слышал..." , "...документов представить не могу...." - это не разговор. Для начала найдите такие документы, а потом мы вернёмся к этому вопросу. Я, например, таких документов о крестьянах не встречал. ПРиведёте примеры, покажете, тогда, может, и сбавлю обороты, а пока нужды в этом не вижу.
Троюродные брат и сестра - это как раз шестая степень родства с точки зрения церковных канонов. А третья - например, между Х и его родной племянницей.
[/q]
я вот этого немного не поняла.....все эти церковные каноны, их нужно усердно и внимательно читать...запутаешься.... я знаю, что запрещены браки до 7 го колена.....так что же это получается...что троюродные брат и сестра , это 6 степень родства?.....поясните пожалуйста...
ЛБелка, похожая тема давным-давно обсуждалась, там был текст.... Очень длинный Но приведу его опять и здесь, там все подробно объяснено:
Родством называется связь между лицами, происходящими от общего родоначальника. Связь эта представляется двоякой: или несколько лиц происходят одно от другого, или они не происходят одно от другого, а имеют только общего родоначальника. Происхождение одного лица от другого составляет прямую линию (linea recta), происхождение же только от общего родоначальника - боковую линию (linea obliqua). Прямая линия представляется восходящей и нисходящей; восходящую линию составляет совокупность лиц, от которых происходит данное лицо, а нисходящую - совокупность лиц, которые от него происходят. Боковая линия всегда предполагает другую боковую линию, параллельно с ней идущую, подобно тому как параллельная линия предполагает другую линию, которой она параллельна. И точно так же, как может быть несколько параллельных линий, может быть несколько боковых линий. Одна боковая линия по отношению к другой называется первой, второй и т. д., смотря по тому, от которого общего родоначальника идет нисходящая линия - боковая по отношению к другой нисходящей линии. Так, первая боковая линия - это нисходящая линия, идущая от ближайшего общего родоначальника; вторая боковая линия -нисходящая линия, идущая от второго ближайшего родоначальника, и т. д. Сообразно этому и лица, соединенные узами родства, называются или родственниками восходящими или нисходящими, или родственниками в боковой линии - первой, второй и т. д. Кроме того, существует понятие о расстоянии между родственными лицами, так что связь между ними представляется в одном случае более, в другом менее тесной, и таким образом возникает вопрос об измерении родства. Но каждое измерение предполагает единицу. И вот для измерения родства такой единицей служит степень (gradus), под которой разумеется рождение; так что родство между двумя данными лицами определяется числом рождений, через посредство которых установилась между ними родственная связь: quot sunt generationes, tot sunt gradus. Так, если одно рождение установило родственную связь между данными лицами, то они считаются родственниками первой степени, или состоящими в первой степени родства; если два - родственниками второй степени, или состоящими во второй степени родства, и т. д. Поэтому, например, отец и сын - родственники первой степени, ибо только одно рождение, рождение сына, устанавливает между ними родство; дед и внук - родственники второй степени, ибо два рождения , рождение сына и рождение внука, устанавливает родство между дедом и внуком; брат - родственник брату, потому что происходит от одного с ним отца; но родство между братьями - второй степени, потому что два рождения устанавливают родство между братьями - рождение одного брата и рождение другого брата; дядя и племянник - родственники третьей степени, потому что три рождения - рождение дяди, рождение брата дяди, отца племянника, и рождение племянника - устанавливают это родство Но для точного определения родства между данными лицами недостаточно указать только степень, а нужно указать также и линию родства: иное родство третьей степени в прямой линии, нежели в боковой; иное - в восходящей, нежели в нисходящей; иное - в первой боковой линии, иное - во второй. И юридическое действие родства различается не только по степеням, но и по линиям. Для удобства счета родства оно представляется на родословной таблице: каждое лицо означается фигурой, лицо мужского пола - кругом, лицо женского пола - квадратом или треугольником; происхождение одного лица от другого означается прямой вертикальной линией, связь брачная - дугой под фигурами; когда желают показать, от какого брака произошло лицо, тогда вертикальная линия проводится от середины дуги; смерть лица означается крестом над фигурой, или самая фигура перечеркивается; лицо , родство которого с другими следует определить, означается точкой в фигуре или словом "Я". Когда родословная таблица составлена, то степень родства между данными лицами можно определить механически: стоит только сосчитать все фигуры, соединяющие данных лиц (следовательно, и фигуры, означающие их самих), и из суммы вычесть единицу", остаток покажет степень родства между данными лицами. Случаи родства, которые мы до сих пор рассматривали, представляют нам только единократную связь между родственными лицами, почему и родство их можно назвать простым. Но родственная связь между лицами может быть и многократной: кроме одной родственной связи, соединяющей двух или нескольких лиц, может существовать между ними еще другая родственная связь, так что, не будь одной связи, лица все-таки были бы родственниками. Такое родство, связывающее двух или более лиц многократной родственной связью, называется сложным. Случаи, в которых устанавливается сложное родство, можно разделить на две категории. К первой относятся те случаи, когда лица, состоящие в родстве между собой, вступают в брак: рождающиеся от этого брака дети состоят в сложном родстве как между собой, так и со своими родителями и их родственниками. Например, А женится на своей двоюродной сестре В, дети их, С и D, - братья, но они были бы родственниками, если бы А и не вступил в брак с В, а, например, С родился бы от А и X, а D -от B и Y, потому что А - родственник В, точно так же А был бы родственником С и D, если бы и не был их отцом, а равно и В, хотя бы и не была их матерью; наконец, родственники А и родственники В были бы родственниками С и D, хотя бы С и D родились от А или В в другом браке, потому что у А н В родственники общие. Вторую категорию составляют те случаи, когда вступают в брак лица, не родственные между собой, но состоящие в родстве с третьим лицом: рождающиеся от такого брака дети состоят в сложном родстве с этим третьим лицом. Например, А, родственник С, и В, родственник С, вступают в брак, от которого рождается D, D был бы родственником С, если бы родился от А и Y или от В и У, но он родился от А и В, которые оба состоят в родстве с С, и потому родство его с С сложное. Сюда же относится случай, когда лицо последовательно вступает в брак с двумя лицами, состоящими между собой в родстве: дети, рожденные от этих браков, состоят между собой в сложном родстве. Например А женится на В и от брака рождается С; потом В умирает, А женится на D, сестре В, и от брака рождается Е-, С был бы родственником Е, если бы Е родился от D и X, потому что С - родственник D, но, кроме того, у С и Е общий отец А. Наконец, к этой же категории принадлежит и тот случай, когда лица , состоящие между собой в родстве, вступают в брак с лицами, которые также состоят в родстве между собой: дети, рожденные от этих двух браков, состоят между собой в сложном родстве. Например, родные братья, А и В, женятся на родных сестрах, С и D, от брака А и С рождается Е, а от брака В и D рождается F-, Е - родственник F и потому, что F- родственник, отцу Е, и потому, что F-родственник С, матери Е. Существенно для сложного родства, чтобы рождение, устанавливающее дальнейшую родственную связь, последовало от нового брака между известными лицами, а не от того же, который раз уже установил родственные связи. Вот почему родство между родными братьями нельзя считать сложным, хотя казалось бы, что родство между ними действительно сложное, ибо они имеют и общего отца, и общую мать, тогда как достаточно одного общего родителя, чтобы установилось родство: братья единокровные и единоутробные точно так же родственники между собой, как и родные братья. Можно назвать, пожалуй, родственную связь между родными братьями двойной, и в действительности мы видим, что происхождение от обоих общих родителей теснее, крепче связывает детей, нежели происхождение от одного только общего родителя; но все-таки родство между родными братьями и сестрами не считается сложным. Юридическое значение родства проявляется главным образом в браке и праве наследования. Юридическое действие родства в браке состоит в том, что запрещается брак между лицами, состоящими в известных степенях родства. Но различные религии, даже различные исповедания одной и той же религии, дают различные определения относительно этого предмета: по одним действие родства обширнее, по другим теснее, так что в браке влияние родства обусловливается догматами религии. Гражданское законодательство наше не определяет даже, в каких степенях родства воспрещаются браки, а отсылает к законодательству церковному, которое основывается главным образом на определениях греко-римского права, занесенных к нам вместе с религией. (Церковное наше законодательство запрещает брак между родственниками до шестой степени включительно. -А. Г.). Подобным же образом и в других вероисповеданиях определения о степенях родства, в которых воспрещаются браки, устанавливаются правилами церковными. Что касается права наследования, то вся система наследования по закону состоит под решительным влиянием родства и некогда существовавшего родового быта. Но, кроме того, встречаются в законодательстве отдельные определения, учитывающие родство между данными лицами: например, родство считается основанием для отвода свидетелей и судей Сложное родство оказывает практическое значение в праве наследования: тогда как по одной родственной связи лицо не имело бы права участвовать в наследстве, оно может иметь это право по другой родственной связи, или вследствие двойной связи, лицо может получать две доли из наследства. Но вообще должно заметить, что сложное родство имеет более практическое значение для нехристиан, нежели для христиан, более - для лютеран, нежели для последователей православного или католического исповедания, ибо нехристианские религии менее ограничивают браки между родственниками, нежели религия христианская, лютеранское исповедание - менее, чем православное и католическое. Мы определили родство как связь между лицами, основанную на происхождении от общего родоначальника, на единстве крови. Но и независимо от единства происхождения, иногда законами гражданскими, иногда церковными устанавливаются между несколькими лицами отношения, подобные родству, так что родство разделяется на кровное, гражданское и духовное. Тем не менее можно сказать, что понятие о родстве исходит из понятия о родстве кровном, ибо родство гражданское и духовное суть только уподобления родству кровному, настоящему. Под гражданским родством (cognatio civilis) разумеется родство, основанное oна усыновлении: вследствие известного гражданского акта постороннее лицо считается отцом другого и между ними устанавливаются отношения, подобные отношениям отца к сыну. Но гражданское родство не имеет у нас того значения, какое имело оно в римском праве и какое под влиянием последнего имеет в современных законодательствах Западной Европы. Там усыновленный рассматривается как дитя усыновителя и вступает во все те родственные связи, в каких состоял бы он, будучи родным сыном усыновителя. Церковное законодательство наше также было знакомо с понятиями римского права об усыновлении: но эти понятия не привились к нашему юридическому быту, и позднейшее гражданское законодательство определило усыновление иначе; так что у нас и теперь усыновление имеет только то значение, какое придает ему законодательство, и проводить уподобление далее нет основания. (Усыновленный, с одной стороны, рассматривается как родной сын усыновителя, а с другой - не порывает своих отношений с семьей и родом, к которым принадлежит по крови. Так, он имеет право законного наследования по смерти своего усыновителя, но не родственников его; в родовом имении он сохраняет неограниченное право наследования по закону после смерти своих родителей и родственников и т. -А. Г.). Родство духовное (cognatio spiritualis) основывается на восприятии от купели. Известно, что таинство крещения совершается при участии воспреемников, которые поручаются перед церковью за воспитание крещаемого, сообразное с догматами христианской религии. Но как по воззрению церкви христианской крещение есть духовное рождение, то должны быть и лица, которые соответствовали бы естественным родителям при физическом рождении. И церковь переносит это понятие на воспреемников. Но церковь не останавливается на признании связи, подобной родству, между воспреемниками и воспринятым, а устанавливает также связь между самими воспреемниками, между воспреемниками и родственниками воспринятого, даже между родственниками воспреемников и родственниками воспринятого. Вместе с тем церковь связала с этим родством известные ограничения относительно брака, вследствие чего духовное родство получило юридическое значение. В особенности православная церковь распространила значение духовного родства, довела запрещение браков между духовными родственниками до тех же пределов, как и между родственниками кровными. Но в действительности слишком слабо сознание духовно-родственной связи, слишком ограничен круг лиц, более или менее объединяемых духовным родством. Законодательная власть не могла не обратить внимания на действительность, и позднейшее законодательство отменило многие запрещения браков между духовными родственниками, так что ныне практическое значение духовного родства ограничивается тесным кругом лиц. По воззрению церкви воспреемники заступают место родителей еще и в том смысле, что обязываются дать воспитание и содержание воспринятому ими дитяти, как скоро оно в малолетстве лишится родителей. Но это определение церкви не получило обязательной силы, а потому и само обязательство воспреемников давать воспитание дитяти есть только обязательство нравственно-религиозное, а не юридическое. Восприятие от купели нередко имеет еще то последствие, что незаконнорожденные дети принимают отчество и фамилию крестного отца; но, отсюда не вытекает никаких юридических последствий; относительно же фамилии следует сказать, что незаконнорожденные дети не всегда принимают фамилию крестного отца, а принимают или фамилию матери, или создают себе произвольную фамилию. VI. Свойство. Брак производит сближение не только между супругами, но и между их родственниками, и эта-то связь между известными лицами, основанная на браке двух лиц, принадлежащих к разным родам, называется свойством. Понятие о свойстве заимствовано из римского права; из римского права перешло оно в каноническое право греческой церкви, а отсюда, вместе с христианской верой, и к нам. Конечно, и независимо от римского права могло родиться понятие о свойстве, ибо брак естественным образом сближает родственников супругов, но римское право возвело это естественное сближение на степень юридического учреждения, связало с практическими последствиями, и вот эти-то юридические определения заимствованы из римского права. Но каноническое право не остановилось на том понятии о свойстве, какое имело римское право, а расширило его; между тем как римское право под свойством (affinitas) разумело связь между одним супругом и родственниками другого супруга, каноническое право греческой церкви, а за ним и наше, стали понимать под свойством связь не только между одним супругом и родственниками другого, но и между родственниками супругов, даже связь между родственниками одного супруга и свойственниками другого. Таким образом, свойство представляется двух- или трехродным: двухродным называется свойство, сближающее посредством одного брака членов двух родов, следовательно, свойство между одним супругом и родственниками другого и свойство между родственниками супругов; трехродное - это свойство, сближающее членов трех родов" посредством двух браков, следовательно, свойство между одним супругом и свойственниками другого супруга и свойство между родственниками одного и свойственниками другого супруга. Понятно, что можно допустить и четырехродное свойство - между свойственниками одного супруга и свойственниками другого и точно так же можно бы допустить свойство пяти-, шестиродное и т. д. ; но свойство далее трехродного, не будучи связанным ни с какими практическими последствиями, уже не имеет юридического значения. Подобно родству, свойство измеряется степенями. Но спрашивается, как определить степень свойства между данными лицами? Если идет речь о свойстве одного супруга с родственниками другого - о свойстве, как понимало его римское право, то измерение свойства не представляет затруднения: по определению римского права, перешедшему и в нашу Кормчую книгу, супруг состоит в той же степени свойства с родственником своего супруга, в какой степени родство его супруга - с тем родственником. Так, зять и тесть состоят в первой степени свойства, потому что тесть состоит в первой степени родства со своей дочерью - женой зятя. Но если идет речь о степени свойства между родственниками супругов, то расчет несколько затруднителен. Нам кажется, что его нужно сделать так: сосчитать степень родства, в которой состоит с одним супругом его родственник, потом сосчитать степень свойства супруга с родственником другого супруга и сложить эти две степени; сумма покажет степень свойства между родственниками супругов. Так определяется свойство между тестем и братом зятя третьей степени. Такой же расчет нужно делать и для определения свойства трехродного: степень свойства супруга со свойственниками другого супруга определится степенью свойства этого второго супруга, только род свойства будет уже другой - оно будет трехродное. Так, если А и В состоят в четвертой степени свойства двухродного, то и супруг А состоит с В в четвертой степени свойства трехродного. Чтобы определить степень свойства родственников супруга со свойственниками другого супруга, нужно сложить степень родства с супругом со степенью свойства его со свойственником другого супруга; сумма покажет степень свойства между данными лицами - родственником одного супруга и свойственником другого. Так, А состоит во второй степени родства с Див четвертой степени трехродного свойства с С-значит, В и С состоят в шестой степени трехродного свойства. Юридическое значение свойства проявляется преимущественно в запрещении брака между лицами, состоящими в известных степенях свойства, хотя запрещение здесь и не простирается так далеко, как запрещение браков по родству: между свойственниками браки запрещаются только до четвертой степени свойства включительно. Но, кроме того, свойство оказывает влияние на юридические отношения физических лиц и в некоторых других отдельных случаях; например, оно служит основанием для отвода судей, свидетелей" и т. д. Наконец, представляется вопрос: не следует ли считать свойством и связь между супругами, если брак их производит свойство между их родственниками? Но связь между супругами есть самостоятельная брачная связь, а не считается свойством. По идее брака и по воззрению христианской религии брак производит единение между супругами, так что, можно сказать, брачная связь производит слияние личностей супругов, хотя, впрочем, это слияние по нашему законодательству не касается сферы имущественных прав. Во всяком случае, юридические определения о свойстве не касаются супругов: так, свойство имеет влияние на брак; но о браке между супругами не может быть речи: устранение от свидетельства свойственников все-таки не касается супругов, хотя, конечно, они и устраняются но не потому, что считаются в свойстве, а по той же самой причине, по которой устраняются от свидетельства родственники и свойственники, - как лица близкие друг другу и едва ли беспристрастные; точно так же и в других отношениях для супругов существуют особые определения. Связь между свойственниками не прекращается и по прекращении брака. Но, разумеется, связь эта имеет юридическое значение только при действительности брака, который послужил ей основанием. Что касается наследования, то закон прямо говорит, что свойство не дает права, наследования по закону
"Колено" - это не термин. Говорят о степенях родства. Одна степень - это расстояние это Х до его родителей. Чтобы посчитать, в какой степени родства находятся троюродные брат и сестра, нужно пошагово пройти расстояние между ними. Смотрим: по определению ближайший общий предок троюродных брата и сестры - прадед (прабабка). Итак, от прадеда нашего Х отделяют 3 степени (Х - его отец; отец - дед; дед - прадед), и столько же степеней - от прадеда к правнучке.
Замечу также, что правило о запрете браков до шестой степени родства включительно - это не церковный канон в строгом смысле этого слова, а норма светского византийского законодательства. Реальная практика в разные времена была весьма различной, и данная норма соблюдалась далеко не всегда.