Станица Глазуновская
http://duhovenstvovd.ru/glazunov.html Расположена на правом берегу реки Медведицы, в 35 верстах от Усть-Медведицкой станицы. Первоначально находилась на левой стороне Медведицы при озере Самородном. Но по плану 1818 года видно, что станица уже была при речке Скурышке, о чем можно заключить из надписи на плане: "хутор Бахалдин" (место бывшей Глазуновской станицы). От наводнений в 1792 году станица переселилась на новое место, где находится по сей день. Время первоначального ее заселения неизвестно, но в 1688 году она уже существовала. Ее название связывают с прозвищем одного из переселенцев: Глазун-ротозей. В 1790 году выгорела большая часть станицы, сгорела и церковь. В 1848 году пожаром истреблено более 400 дворов, уцелело только три двора. Этот год был особенно бедственным для станицы еще и потому, что кроме пожара свирепствовали также голод и холера.
Урочища: в двух верстах от станицы - Меченный буерак, где были признаки бывшей татарской мечети, стены которой существовали до конца XIX столетия и были разобраны жителями на свои надобности; там и сегодня встречаются остатки камней. В историческом описании земли Войска Донского говорится: "В 1820-х годах близ Глазуновской станицы было какое-то здание, коего внутренние стены состояли из полированных разноцветных камней, сохранивших и доныне яркие цвета свои". По-видимому, буерак сей получил свое название "Меченный" от этого. Второе татарское городище находится в 35 верстах от станицы, близ хутора Чаплыженского. Оно обнесено рвом и валом.
Балки: Подстепная, Рогожная, Ламовская, она же Балобардина, Чаплыжная; курганы: Грязный, Чепурий, Большой, Сухов.
В 1744-45 годах в станице встречаются фамилии: Клешн, Яицков, Хухлын, Резон, Рубак, Буянов, Алатарщев, Капылов, Клягин, Думчев, Боярсков, Чекмарев, Ганзиров, Хухлы, Шкаратенков.
В станице было:
1745 год - дворов 103, мужчин 357, женщин 364.
1795 год - дворов 230, мужчин 847, женщин 880.
1880 год - дворов 458, мужчин 1603, женщин 1523.
1915 год - дворов 497, мужчин 1437, женщин 1433.
2000 год - дворов 509, мужчин 632, женщин 666.
В конце XVIII века в низовьях Хопра и Медведицы побывал академик Иоганн Фальк (швед по национальности). В "Записках путешественника Фалька" сообщается, что в станице Глазуновской проживало 300 казаков и что здесь, как и в некоторых других станицах, есть мост через реку. Любопытны и другие сведения. Так, сообщается, что "самы зажиточные казаки засевают поля рожью, ячменем, овсом и пшеницею, но для собственных нужд. Высевают от 10 до 70 пудов семян, а получают от своего посева в 4,7 и часто в 20 раз более". Главное же занятие - скотоводство. "Многие казаки держали по 500 лошадей, а по 50 почти всякий. Иные имеют 10 лошадей". Хуторки состоят из 4 или 10 домов и входят в юрты. "Богатые скотом строят при степных ручьях хутора, где живут пастухи, которые держат скот зимою в сараях и кормят сеном. Многие занимаются пчеловодством".
Фальк также отмечал: "Дома в Глазуновской малы, но внутри чисто. Многие дома построены наподобие малороссийских мазанок... Сколько сии казаки ленивы и по большей части нерачительны, столько женский пол прилежен. Они прядут, ткут полотно... собирают вместе с детьми... степные вишни, малину, крыжовник и другие ягоды и приготовляют из них посредством брожения с вином и медом малиновку, терновку, присматривают за скотом".
(Из книги "Историко-краеведческие очерки Кумылженского района". 1999 год).
Одним из самых крупных и, пожалуй, самых красивых поселений, что стоят на реке Медведице, является станица Глазуновская. Со стороны реки ограждают ее леса и луга, а с северо-запада - высокая гора. Захватывает дух, когда с вершин пойменной террасы взору открывается весной цветущее раздолье садов.
Глазуновская основана в середине XVII века. Было здесь глухое место. Через станицу в старину проходил Астраханский шлях, по которому с севера на юг и обратно шли торговые караваны, орды завоевателей, осуществлялись набеги на русь.
О прошлом станицы ходит много легенд. В начале 60-х годов на берегу Медведицы школьники нашли хорошо сохранившийся челн, занесенный илом и песком. Предполагается, что дубовый челн принадлежал казакам Степана Разина, который не раз тут бывал. Доказано документально, что станицу посещал Емельян Пугачев.
Это была крепкая и многолюдная станица. Жители занимались охотой, бортничеством, рыбной ловлей.
Кроме этого, население рано или поздно стало заниматься земледелием - земля находилась недалеко, лишь стоило выехать на гору.
С 1861 года Глазуновская получила статус волостной станицы. Станица поставляла молодых казаков издавна в 3-й Донской казачий полк.
В дореволюционное время Глазуновская была довольно богатой станицей. Здесь была церковь, в которой служили два священника. Имелось станичное правление. Местную власть представляли станичный атаман Сухов и хуторской атаман Филипп Ветютнев, который ведал хуторами, приписанными к станице. Был даже свой полицейский урядник, призванный "искоренять крамолу". Но в станице крамола случалась крайне редко, а потому его роль сводилась к разгону картежников да орлятников, а также пьяных драк в праздничные дни.
Глазуновская имела высшее начальное училище и церковно-приходскую школу для девочек. Была даже одна старообрядческая школа, так как в станице проживало много казаков старообрядческой веры. Имелась больница, именуемая приемным покоем. Возглавлял это медицинское учреждение старый фельдшер Данилыч.
Торговлю осуществляли купцы-лавочники. Самыми крупными были Ширяевы и Новосельцевы. Они торговали "красным товаром", то есть мануфактурой. Был и еще один купец - Василий Михайлович Савельев, жулик и прохвост. На его большом магазине вывеска гласила: "Торговля колониальными товарами В.М. Савельева". Но жители станицы переименовали вывеску по-своему: "Торговля вора, мошенника Савельева" - по его инициалам.
В свое время станица Глазуновская была особо революционно настроенной. Революционные веяния принесли фронтовики, вернувшиеся сюда с германской войны. Станица не поддержала Каледина. Однако вскоре положение стало меняться в пользу белых. Станицу стали называть "осиным гнездом".