Dmi3Ut Новичок
Владивосток Сообщений: 10 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 21 | МОЛОКАНЕ АНДРОСОВКИ 1825г.
Кратко: В 1821г. в селе прижились молокане, в 1825 прошел суд над ними и их последователями. Из которых 5-ым предлагалось 70 ударов плетьми и ссылка в Сибирь. С соизволения Императора(!) было предложено: отменить порку, наказание ссылкою заменить рекрутчиной. Видимо инициатива была отвергнута осужденными и наши молокане с семьями обнаружены сосланными в д. Емельяновку Томской Губернии.
Первоисточник РГИА ф1284 оп195 д88
------------------------------- Министерство внутренних дел Канцелярия особенных по Секретной части. С представлением списка с определенных Уголовной палаты о удельных крестьянах: Луки Буянова с товарищи отступивших от православной веры. 10 октября 1825 года N 9943 Саратовского Гражданского губернатора.
N 899 24 октября 1825 года
Господину управляющему министерством внутренних дел По основанию предписания управлявшаго Министерством Внутренних Дел от 26 июля 1823 года с N 407 честь имею представить при сём Вашему Высокопревосходительству список с совзнесеннаго ко мне Саратовской палатой уголовного суда решительного определения, о удельных крестьянах: Луки Буянова с товарищи всего 5 человеках, приговорённых к наказанию за отступление от православной веры, разсивание своих заблуждений и за явное поучение других; а вовлечённых ими в молоканскую ересь, об отсылке в Духовную Консисторию Губернатор Питрийчук(?)
Список 1825 года августа 26 дня, по указу Его Императорского Величества, Саратовская Палата Уголовного Суда, слушала дело поступившее из Хвалынского Уездного Суда, произведённое по отношению Удельной Конторы тамошним Земским судом, обще с ея чиновником, Хвалынской округи сельца Андросовки о удельных крестьянах Луке Буянове 35. Николае Пыркине 23. Ефиме Герасимове 34. Ермолае Утенкове 34. и Никифоре Буйникове 22 лет во отступлении ими от православной веры прежде ими исполняемой, в принятии на себя молоканской ереси и в склонении к тому же других. Уездный суд в отношении дела сего мнение сим полагает: как из дела явствует что означенные подсудимые Удельные крестьяне принявшие молоканскую Секту в допросах показали:
первый Лука Буянов, что в молоканскую секту вступил он в 1807. которую содержал до 1823 года скрытно, в виду прочих людей соблюдал христианский обряд, поклонялся Святым иконам и всякие Христианские требы на дому его приходским священником исправлялись, а после (неразборчиво) пред прочими содержащими молоканскую секту старшинство в доме своём делал прочим поучение нехотя скрывать тайно, и под видом исправлять христианский закон обнаружил себя в обществе, и с того времени по возложеному на него с крестьянином Николаем Макаровым старшинству собрание делается в его и Макарова домах, производят поучение из библии Священному писанию и всякие требы исправляются ими, в каковую секту ввёл он жену Агафью Логинову, детей Захара, Андрея, дочь Марину, зятя Лариона Ефимова, жену его а свою дочь Агрофену, кои прежде были все в христианском обряде крещены священником; Захар женат на молоканке Василисе Панкратовой и брак их совершал товарищ его Макаров, Андрей и Мариана ещё малолетны. Первый четырёх а последняя 7 лет, Зять Ларион венчан на дочери его Аграфене, Самарского уезда села Еланки в церкви, дети их Мария крещена приходским священником, сын Василий Буяновым, Зять же Ефимов прежде содержал христианский обряд, а по входу к нему в дом в зятья назад, тому шестой год принял молоканский обряд;
Второй Пыркин тоже подтвердил, в секту свою склонил он семейство своё: жену Мавру Павлову взятую назад тому шестой год Хвалынского уезда деревни Ивановки однодворца Павла Митрофанова дочь содержащего христианский закон, венчан Вольского уезда села Барсуковки священником Куприяном по отчеству не упомнить, братьев Степана, Никифора, жену Степанову Степаниду Ефимову взятую в 1825 году Вольского уезда деревни Тяглое Озеро удельного крестьянина Ефима Меркулова содержащую христианский закон в коей она была венчана сельца Марвина священником Сидором Яковлевым, живущего с ним дядю Никифора Филиппова с женою Авдотьей Ивановою;
Третий Герасимов будучи в христианском законе зная что Буянов и Пыркин содержит молоканскую секту начал ходить к ним, которые читали ему библию Священного писания внушили, что библия запрещает человеку знаменоваться крёстным знамением и поклоняться святым иконам, и содержимый ими христианский закон есть несправедливый, и он по знанию его чтения внимая сильно их заверению, что молоканская секта есть настоящая Вера, склонился назад тому другой год, совсем оставил Христианский закон, вступил в их молоканскую секту, которую также по пожеланию их него вступила жена его Ирина Дорофеева, и дети Максим, Кристинья, Лукирия, Иван, которые все крещены по христианскому закону, по знанию его чтения делает другим поучение
Четвёртый Утенков, в молоканскую секту первоначально стал он склоняться с женою Нелидой Филипповой от бедного состояния находясь в разных местах по работникам, что якобы запрещается знаменоваться крёстным знамением и поклоняться святым иконам и что содержмой Христианский закон есть неправильный, а настоящая Вера есть молоканская секта, и он познанию чтения на то склонился, уклоняясь в таковую секту оставил весь христианский закон и исправлял его только по наружности содержал молоканскую секту, и назад тому четвёртый год начал иметь жительство в Андросовке ходя в дом Луки Буянова и Николая Пыркина, по толкованию ими библии, что молоканская секта есть настоящая Вера, и не желая более скрывать себя тайно в 1823 году обнаружил во обществе, и с того времени с женою содержат молоканскую Секту, в каковой находятся по воле и дети их Федот крещен священником, Агафья, Спиридон, Настасья рождены в молоканской секте, Настасья крещина Буяновым, Федот женат назад тому третий год села Баруковки(Барсуковки) однодворца Петра Филиппова на дочери девке Агафии Петровой содержащий прежде христианский закон, венчаны села Пестравки в церкви священником Дмитрием по отчеству не упомнить, которая по склонению его содержит ныне молоканский обряд, и он делает впрочем поучение молитвам
Пятый Никифор Буйников, молоканскую секту вступил он лет 15 на старом жительстве в Тамбовской Губернии Моршанского уезда в селе Серповом и с того времени содержал тайно и христианский закон исправлял в исходе 1821 года себя обнаружил в молоканской секте и вместе вступил с женой его Прасковьей Дмитриевной, венчались в церкви, принятые ими дети Фёдор, Пелагея, Пелагеи сын, Яков крещёный приходским священником в молоканской секте наученые крестьянами Буяновым, Пыркиным, Марком Тимофеевым, и Ермолаем Андреевым
из обнаружившихся в сей молоканской секте значащих именами местами по регистру Буянов, Герасимов с их семействами, Утенков кроме сына Федота с женой Агафею Петровой, Пыркин, кроме брата Степана Макарова с женою Степанидою Ефимовой, дяди Никифора Филиппова с женою Авдотьей Ивановою, дочерью Пелагеей, Буйников один кроме жены с детьми обратившимися по-прежнему в христианскую веру всего мужеска 13, женска 13 душ, за настоятельным увещанием остались в той же секте, обратившихся в христианскую Веру мужеска 13, женска 18 душ.
Оной же деревни удельного ведомства староста Максим Иванов, добросовестный Астафей Филиппов, Савелий Емельянов, рядовые Федот Иванов всего 44 человека в данном от Поселян Заседателю Любомирову при удельном чиновнике князе Тугушеве показаний, о Буянове Герасимове ,Утенкове, Пыркине и Буйникове не обратившихся в христианскую Веру под присягу свидетельствуют что с самого заселения деревни их Андросовки четырнадцатый год таковых молоканов кроме в таковой секте пришедшего марка Григорьева при следствии обратившегося в христианскую Веру никого не было, и никаких слухов не происходило, да (неразборчиво) было нельзя потому что они перешедши в деревню Андросовку все христианского закона, из нынешних молоканов Лука Буянов назад сему семь лет учился грамоте у крестьянина оной деревне Афанасия Тарасова, Ефим Герасимов, Ермолай Утенков, Николай Пыркин со братьями своими от бедного их состояние находились в работниках по разным местам, и по приходе их на жительство так оне не давая о себе знать содержали христианский закон, назад тому два года Буянов, Герасимов, Утенков, и Пыркин обнаружили ими в обществе с семействами своими, Христианский закон оставили а содержат молоканскую секту, узнали что Утенков когда обучался у Тарасова грамоте придерживался у Марки Григорьева , а последнее большую частью имели проживание Вольского уезда деревней Тяглое озеро где большое число людей содержит молоканскую секту, находясь у них склонились в их секту и сколько ими не были от оной удерживаемы, но остановить не могли, потом стали делать своё сборище и так усилясь начали они многим из жителей выхваляться своею сектою опорачивая христианский закон, говоря якобы крёстная знамение и поклонение святым иконам называют кумирами противное богу через что самое еще ксебе Михайлу Мастева, Алексея Данилова и Никифора Буйникова с семействами их, и сей последней обнаружился в 1824 году по осени и об таковой своей неистовой секте Буянов а потом Пыркин (неразборчиво) и Утенков сделались Старшими, и первыми лицами, за каковым их склоняли обманом своим. Буянов склонил к себе крестьянина Лариона Ефимова, отдал за него дочь свою Аграфену, Григорьева и Утенкова дети первого Филипп, второго Федот и Николая Пыркина брат Степан, разглашая себя, чти не малаканы а содержут Христианский закон взяли за себя жен Христианского закона, с коими венчаны Священником и напоследок склонили их в малаканскую секту, из коих Утенкова сноха неоднократно объявляла в обществе, что Свекор ея Ермолай Утенков усильно склоняет в молоканскую секту и от того делала от него побеги ина последок склонена и по таковому всех их отступила сию от Христовой веры, поведения их с семействами не одобряются; обратившихся в христианскую Веру по-прежнему в жительство принять согласны;
Буянова, Герасимова, Андреева, пыркина, Фёдорова как нарушители Веры христианской кои искоренению такового зла и не сделать другим повод, принять в общество не желают; посему он суд определяет: деревни Андросовки удельных крестьян поименно: Луку Яковлева Буянова, Николая Макарова Пыркина, Ефима Герасимова, Ермолая Андреева Утенкова, и Никифора Фёдорова Буйникова, за отступление от исполнения христианского закона по чину православныя грекороссийской церкви, принятие на себя духоборскую ересь явно и гласно исправляемую, за соблазн и склонение к тому семейству своих и прочих той деревни удельных крестьян, так же с семействами уличивших в том по допросам добровольные признание обличающих свидетелями в удерживании прочих к обращению на путь истины, и под присягою сорока четырьмя от общества человеками доказанных в поведении не одобренных, яко главных настоятелей оной секты, за настоятельным увещанием необратившихся к исполнению христианского закона оставивших непреклонными в той же ереси молоканской секты, в нарушении общего благочиния и порядка нетерпимых, к удержанию в предь от того прочих, следуя уложений 1 главы 1 статьи воинского устава, 1 главы 3 артикула морского устава 4 книги 1 главы отделения 2 и 3 наказа комиссии 193 параграфа и указов 1723 декабря 16. 10 пункта 1 отделения 1763 февраля 10 3 пункта и 1823 годов февраля 23 числа, по наказанию в их жительстве при многолюдном собрании плетьми и сослать в Сибирь на поселение; из семейств оных значащих по регистру именами совершеннолетних и малолетних поступивших и оставших в сей секте по воле и принуждению яко старшин семейств так и раскаявшихся от ереси оставить по-прежнему в жительстве без наказания, со строжайшим с подпиской через земской суд подтверждением, чтобы они от исполнения христианского закона по чину православной греко-российской церкви не удалялись а от разглашения молоканской ереси удерживались, в противном случае поступлена будет с ними по всей строгости законов; к увещеванию оных от такового заблуждения от православия и к совершению над раскаявшимися от сей молоканской секты обратившихся по-прежнему к исповедованию истинной христианской веры по преданиям святые восточные греко-российской церкви надлежащего обряда и наблюдению в поведении за ними с духовной стороны, по силе указов 1722 апреля 29 и 1806 годов марта 20 числа к отношению о сём епархиальному преосвященнику, с приложением именного списка представить его превосходительству господину Саратовскому Гражданскому Губернатору и кавалеру; по рассмотрению же оного, и соображений с законами в Палате Уголовного Суда приказали: Хвалынской округи деревни Андросовки удельных крестьян Луку Яковлева Буянова, Николая Макарова Пыркина, Ефима Герасимова, Ермолаева Андреева Утенкова, и никифора Фёдорова Буйникова, открывшихся в молоканской ереси и по всем принятым от правительства мерам к обращению их на правоверье, оставшимся в буйном зломыслии упорными, за разливание своих заблуждений между простодушных поселян, и за явное поучение других, в чем они и успели обратить в богопротивную секту свою других и семейства свои, употребляя к последним даже и самое насильные принуждение, в чём все они по производству дела доказаны и сами признались, по основанию указов 1799 августа 8. 1800 года марта 30. 1810 ноября 15 числа и высочайшего рескрипта данного в 26 день июля 1807 года сибирскому господину генералу-губернатору наказать в жительстве, в страх обуздание других, плетьми, дав каждому по 70 ударов, и как вредных и нарушающих общий порядок и спокойствие сослать в Сибирь на поселение, затем прочих вовлечённых теми преступниками в молоканскую ересь удельных крестьян с детьми значащихся мужеско 13 и женская 13 всего 26 душ по невежеству своему и сильному уверению учителей своих, не обратившихся ещё на православие, по силе указов 1719 декабря и 1722 годов апреля 29 числа отослать в Пензенскую Духовную Консисторию для надлежащего исправления и обращения к благочестию с тем если по увещании не исправятся, тогда обратить их для поступления по всей строгости законов; о исполнении приговора палаты во всех его отношениях сообщить в Саратовская Губернское Правление, а Тобольский приказ о сынах уведомить, а уездному суду предписать указать, возвратив по надлежащему делу; (неразборчиво) приговор сей по содержанию предписания господина управляющего министерством внутренних дел от 26 июля 1823 года донести туда посредством ст. начальника губернии, коему представить в рассмотрении протокол и подлинное дело.
на подлинном подписано тако: председатель Беднеков, заседатели от дворянства Сорокин и Сорокин же, от купечества Клоков, скрепил секретарь Попов, читано губернским прокурором 2 октября с оригиналом верно губернатор Петричук
///////////(((((/////// Министерство Внутренних Дел Канцелярия особенных по секретной части 4 марта 1826 N 429 о молоканах в Саратовской губернии совращение с пути православных
Саратовский гражданский губернатор, представил в МВД копию с приговора тамошней уголовной палаты удельных Хвалынской округи сельца андросовки крестьянах: Луки Буянова, Николая Пыркина, Ефима Герасимова, Никифора Буйникова и Ермолая Утенкова осуждённых за отступление от православной в молоканскую или духоборческую секту из-за обращения в оную других из показаний подсудимых видно: что они вступили в молоканскую секту в недавнем времени сколько от чтения книг святого писания, не менее того и от обращения с разными подобно им заблудшими людьми и по наружности исполняли все христианские обряды до самого времени, как секта и через особенное старание из них Буянова и Пыркина значительно умножилась и сии последние избраны были начальниками или старшинами оной. - находясь в всём звании, они обнаружили себя и начали явно исправлять требы по обрядам принятой ими ереси и делать сборища в домах своих; где читали Библию и другие священные книги, внушали слабомыслящим, при (неразборчиво) правил святой церкви, ложных понятий на счёт отвержения ручного знамения креста и непочтение Угодников и св. Икон называя оных кумирами, а самое поклонение о нём и молитве признаются противным библии. Сами и другими тому подобными способами совратили не только семейства свои но и других православных до 30 душ обоего пола из сих последних (неразборчиво) обратившись в православие, а прочие, равно как и самые наставники, оставшиеся неприклонными в принятой ими ереси. Общество села Андросовки подтвердила под присягою всё вышеизложенное, дополнила что из числа судимых некоторые женились на дочерях православных людей обманом, выдавая себя за таковых же, но после насильно принудили их ко вступлению в совершаемую ими секту - в чем и (неразборчиво) бы были приносимы от снохи Ермолая Утенкова, которая (зачеркнуто: неоднократно через то от него бегавшей,но) в последствии времени (зачеркнуто: также) учение его также принимает в секте и в заключение покинувшие общество отозвалась, что оное людей их по известной причине в селении своем (имеет не делает)
Уголовная палата определила заключение: выше поименованных пять человек удельных крестьян за отступление их от православия и за совращение ими других в молоканскую ересь с употреблением даже насилия наказать на месте решительно в пример другим плетьми каждого 70 ударами и потом сослать, как нарушителей порядка и вредных людей в обществе в Сибирь на поселение. Последователей из их числа 30 душ, отступивших при своем заблуждении , препроводить в духовную консисторию для увещевания и обращения к благословению с тем что буде они и за сим останутся упорными в ереси, то поступить с ними по всей строгости законов.
----------------------------------
Управление министерства внутренних дел Сообразясь с духом кротости правительства, Ей (неразборчиво) бы, первых пять человек крестьян, избавить от телесного наказания, отдать, как распространители ереси и вредных людей в обществе в военную службу в Грузинский Корпус, разместить их там по отдельным бригадам, если окажутся к этому способными, за честь обществу за рекруты; а в противном случае сослать в Сибирь на поселение без зачета; семейства их оставших в сём заблуждении так же сослать в Сибирь; а прочих последователей всей ереси, буде не обретённых к православию, удалить на основании тринадцатых правил в Таврическую Губернию на Молочные воды для водворения с их единомышленниками, там поселёнными.
А сём есть им представить на благоизволение Комитета Г.Г. министров. Подписали: В. Ланской Директор Фон Фок
-----------------------------------
N 347 25 марта 1826 Выписка из журналов комитета министров 9 и 25 марта 1826 года.
В заседании 9 марта слушана записка управляющего министерством внутренних дел от 4 марта за N429.1 по особой канцелярии: внесённые в журнал комитета под N 387 О молоканах в Саратовской губернии, осуждённых за совращение в свой раскол людей православного исповедания.
Комитет полагает заключение управляющего министром внутренних дел утвердить, и спросить на то высочайшее соизволение. В заседании 23 марта 1826 объявлено комитету, что Государь Император на положение комитета соизволяет.
Комитет определил: сообщить о том управляющему министерством внутренних дел к исполнению выпискою из журнала.
Управляющий делами комитета Попелинский
----------- М.В.Д. О. К. По Сарат. Губ 1.апр 1826г. N 781 Ответ на 9943
Саратовскому гражданскому губернатору По предоставлении при донесении Вашего Превосходительства от 10 октября прошлого 1825 года в копии приговора уголовной палаты об удельных Хвалынской округе крестьян Буянове, Пыркине, Герасимове, Буйникове и Утенкове; осужденных за обращение православного исповедания людей в молоканскую ересь, - я входил с запиской в комитет министров. Комитет, соглашается с заключением моим, журналом 9 минувшего марта (неразборчиво) : помянутых подсудимых, избавить от телесных наказаний, отдать как распространители ереси и вредных людей в обществе в военную службу в Грузинский Корпус, разместить их там по отдельным бригадам, если окажется к тому способными, с зачетом обществу за рекрут, а в противном случае, сослать в Сибирь на поселение без зачета; семейство, оставшиеся в сём заблуждении, также сослать в Сибирь а прочих последователей сей ереси, если не обратятся к православию, удалить на основании тринадцатого правила в Таврическую Губернию на Молочные воды для водворения с их единомышленниками, там поселёнными.
От заседания 23 числа объявлено комитету, что Государь Император на положение оне соизволяет. О таковом высочайшем утверждении положения Комитета Министров сообщено сём ваш, М.Г. (неразборчиво)
Управление М.В.Д. Подписали В.Ланской Директор Фон Фок
---------------
МВД ОК По Сарат.Губ 1 апреля 1896 N 780
В департамент уставов Комитет г министров, по представленному от Саратовского Гражданского Губернатора копии приговора тамошний уголовной палатою журналом 9го минувшего марта удостоенным высочайшего утверждения 23 числа, положил утверждение Хвалынской округе сель Андросовки крестьян Луку Буянова, Николая Пыркина, Ефима Герасимова, Никифора Буйникова и Ермолая Утенкова, судимых за обращение людей православного исповедания в молоканскую ересь отдать в военную службу в Грузинский Корпус, если окажется к тому способными с зачислением в общество за рекрутов, а в противном случае сослать в Сибирь на поселение без зачёта; семейство их оставшись всём заблуждении, таковых сослать в Сибирь; а прочих последователей всей ереси, буде не обрашенных к православной Вере удалить в Таврическую Губернию с водворением к своим единомышленникам, там поселённым. Дать предписание Саратовскому Гражданскому Губернатору о выполнении такового высочайше утвержденного положения Комитета г. министров, не излишним почитаю уведомость о сём к департаменту уставов для зависящего со стороны оного распоряжения.
Управление МВД Подписали В. Ланской Директор Фон Фок Верно Домбровский
---------------- Саратовскому гражданскому губернатору предписаниям МВД от 8 апреля 1826 года, поручено предписанием вашего святейшества, учинить немедленно исполнение по высочайше утверждённому 23 марта 1826 года положению комитета министров, о молоканах Саратовской губернии осуждённых за совращение в свой раскол других людей: Буянов, Пыркин,Герасимов ,Буйников и Утенков. Не имея сведения приведено ли в действительное исполнение упомянутое высочайшее утверждённое положение Комитета г Министров, и когда, я поручаю вашему святейшеству доставить МВД таковое сведение, наипоспешайше.
Подписал управ МВД Ланской
---------- N863 29 Октября 1827 г.
Донесение Саратовского гражданского губернатора о действительном исполнении, означенного дела высочайшее утвержденного положения комитета гг министров, находится в деле 1826 года N 498, о помещечьем крестьянине Дмитрии Тимофееве дело сие и заканчивается |