Тарас1412Тарас1412 написал:
[q]
что за инструмент для разбивания льна вы имели в виду[/q]
Лён
теребили (били) или
трепалиВ X–XIII вв. лен повсеместно распространился на Руси.
Новгород уже в XII столетии отправлял в Европу значительное количество льна и пеньки на ганзейских кораблях. В Новгородской губернии производилось значительное количество льна, а сам
Новгород был главным пунктом, куда привозился лучший лен из других губерний. Он продавался связками и был двух сортов, из которых высший сорт, называвшийся белым льном, был длиннее и чище низшего. Новгородский лен особенно славился между иностранными купцами.
В
XIII–XIV вв. Новгород и Псков стали основными центрами производства льна. Плоды трудов российских крестьян – лен-сырец, рубахи, сарафаны скупались купцами из Фландрии, Германии, Византии.
Церковь, используя большую приверженность народа к этому растению, даже ввела особые праздники – день Олены-льняницы (3 июня по новому стилю), к которому в то время приурочивали посев льна, и праздник Параскевы-льняницы, отмечавшийся 28 октября (10 ноября по новому стилю), когда женщины приступали к прядению и ткачеству.
Исстари лучшими в мире считались льны,
выращенные в Тверской, Костромской, Новгородской, Ярославской, Архангельской губерниях, а полотно приносило царской казне громадные доходы, так как высоко ценилось за рубежом и в больших количествах обменивалось на «заморские сукна и материалы».
........
С Ильина дня начинали теребить лен вручную, связывали в небольшие снопы, головки обрезали косами и вешали на островья. На ниве оставляли последний пучок льна. По древним верованиям считалось, что этот пучок хранит силу со всего жнивья. По традиции его посвящали Богу, Николаю-угоднику, Христу, Илье-пророку, с тем чтобы на следующий год нива не оскудела и был урожай.
После теребления лен замачивали в специально выкопанных «мочилах» или других водоемах, прижимая его при этом каменьями. Мочили от 7 дней до месяца. Затем расстилали по ровным покосным местам, несколько раз переворачивали, а через 2–4 недели собирали, связывали в снопы и сушили на гумне во «рью». Мочка и расстил были очень важными и ответственными операциями, во многом влияющими на конечный результат работы. Это нашло свое выражение в пословицах и поговорках. «Лен родится дважды – на поле и на стлище» или еще более решительно: «Не земля родит лен, а мочило».
.........Нужен был большой навык, чтобы определить срок вылежки или вымочки. Для этого брали пробу: стебель надламывали в комлевой части и снимали слой волокна.
Сухой лен мяли ручными льномялками и трепали ручными трепалками.Мялка – ручное приспособление, с помощью которого ломают и мнут льняные стебли, чтобы затем легче отделить волокна от внешней оболочки – костры. «Стоит Арина – рот до ушей» – пословица о мялке.
Трепало – деревянное орудие, которое имеет вид лопасти или широкого ножа. Нарядные трепала украшались резным орнаментом и считались хорошим подарком от жениха невесте. «Сделай, миленький, трепало, чтобы сердце припадало, – поется в одной старинной частушке. – В середине вырежь круг, вековечный будешь друг». Трепать, теребить лен, очищать волокнистый внутренний слой стебля от костры. Работы эти начинались 14 сентября, со дня Семена-летопроводца.
Изготовление конных и ручных льномялок было одним из главных промыслов и ремесленных занятий крестьянского населения. Средний выход волокна составлял 3–4, высокий – 8–10 ц/га.
Источник
http://www.history-ryazan.ru/node/376