На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
• Подряд несколько сообщений (будут объединены). • Длинные и многоуровневые цитаты. Выделите фрагмент текста и нажмите "Цитировать". • "Спасибо" (будет удалено). Для благодарностей есть рейтинг – нажмите [+] под ником. Фамильные темы создавайте > по ссылке <.
Шамовка Александрийского уезда Херсонской губернии
✓ Дмитровской волости. Владения Самуила Хорвата. Ныне часть села Дмитровка Кропивницкого района Кировоградской обл.
Коваленко Ефим Матвеевич, 16.10.1884, с. Шамовка Знаменского района Николаевской области. Ветврач при колхозе. Дата ареста: 27.11.1937. Статья обвинения: 54-10 УК УССР. Орган, вынесший приговор: тройка при УНКВД по Николаевской области. Приговор: заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет. Дата приговора 07.12.1937. Сведения о реабилитации:реабилитирован прокуратурой Кировоградской области 19.06.1990 года. Архивные данные: ГА Кировоградской области, ф. П-5907, оп. 2-р, д. 1504.
Таран Евдоким Селиверстович, 1889, Херсонская губ., с. Шамовка Год репрессии 1927, к ссылке в Сибирь на 3 года. Источник: Книга памяти Ставропольского края.
Журнал «Інгульський степ». Вып. V, статья Пасічняк О.М., м. Кропивницький Історичний огляд Шамівської церковно-вчительської школи (До 120-річчя заснування закладу) Оригинал статьи: https://library.kr.ua/wp-conte...p2020V.pdf (стр. 50)
(перевод)
Историческое обозрение Шамовской церковно-учительской школы (к 120-летию основания заведения) Последнее двадцатилетие XIX века ознаменовалось становлением церковно-приходского образования в Российской империи. Этот исторический этап не мог не сопровождаться рядом трудностей и проблем. Одной из таких была хроническая нехватка подготовленных педагогических кадров для церковно-приходских школ (далее – ЦПШ). В результате материальной необеспеченности церковных школ, квалифицированные учителя недолго оставались преподавать в одной и той же школе, переходили в земские, министерские школы и почти половина учителей ЦПШ состояла из лиц, не имевших соответствующей квалификации. Например, согласно послужным спискам учителей ЦПШ Херсонской епархии, около половины преподавателей всех ЦПШ Центрально-украинского региона были выпускниками именно Шамовской двухклассной ЦПШ, а не определенных специализированных педагогических заведений [20]. Решить проблему дефицита качественных педагогических работников для ЦПШ должно было создание второклассных ЦПШ с учительским курсом и церковно-учительских школ (далее – ЦУШ). Из 64 православных епархий империи, только у 20 из них были созданы ЦУШ, таким образом, одна школа готовила педагогические кадры не меньше, чем для трех епархий. На территории украинских земель существовало по меньшей мере 5 ЦУШ (Киевская, Александро-Николаевская (в Полтаве), Винницкая, Свято-Феодоровская при Дерманском монастыре (теперь Ровенская обл., тогда Волынской епархии и одноименной губернии) и Шамовская, в одноименном селе, Херсонской. Причем, большая половина ЦУШ размещалась в крупных городах и городках, часто при монастырях. По задумке Александрийского уездного отделения Епархиального Училищного Совета ЦУШ должна была появиться в уездном центре – городе Александрии Херсонской губернии, но по стечению обстоятельств появилась в селе Шамовка Дмитровской волости (село Шамовка в 1960-е годы включено в состав поселка Дмитровки Знаменского р-на Кировоградской обл.). Из 6-ти епархий, входивших в Одесский учебный округ (Екатеринославский, Кишиневский, Полтавский, Таврический, Черниговский и Херсонский), в Херсонской было наибольшее количество ЦПШ и, соответственно, наибольшее число учащихся в ЦПШ [7, с. 42]. Поэтому открытие именно в этой епархии ЦУШ в селе Шамовке, которая, кстати, входила в "первую десятку" основанных ЦУШ империи, отвечало потребностям места и времени. Целью создания ЦУШ была подготовка учителей для ЦПШ и второклассных церковно-учительских школ. ЦУШ приближалась по своему типу больше к учительским семинариям, подчиненным Министерству народного образования Российской империи. Хотя этот тип ЦУШ в народе был прозван "духовной семинарией" по аналогии с подобным, давно существующим учебным заведением. Данный факт, а также обстоятельство непосредственно близкого расположения Шамовской ЦУШ к двухклассной церковно-приходской школе породили у населения путаницу. Да, еще и до сих пор ошибочно считается, что двухэтажное кирпичное здание, в котором в советские времена размещались то сельскохозяйственная профшкола, то зоотехнический, а с 1931 года – агротехнический техникум, с 1976 и по 2009 год – профессионально-техническое училище, а в последнее десятилетие – учебно-тренировочный центр подготовки по автономному существованию и выживанию летных экипажей Кировоградской летной академии (ЛА НАУ), – это здание бывшей духовной семинарии, хотя это памятник культурного наследия местного значения (в Госреестре тоже допущена аналогичная ошибка в наименовании памятника) строилась специально для "образцовой" двухклассной ЦПШ и не имела никакого отношения к ЦУШ, кроме базы для практики будущих учителей. Попытки написания истории отдельных ЦУШ Российской империи успешно осуществлялись еще в первые годы их существования, в результате чего половина всех школ имела книги по истории своего учебного заведения. Однако дальше написания исторической справки об учреждении Шамовской ЦУШ процесс не пошел [12]. Историческая политика советской власти привела к истиранию исторической памяти, вследствие чего у всех остались туманные представления и искаженные предания о Шамовской ЦПШ, даже название школы никто не помнил и не знал, что заметно как из дошедших до нас воспоминаний, которые собирал местный краевед-энтузиаст И.М. Шкафар в течение третьей четверти ХХ в, так и из официальной документации 1920-1930 годов. По сути, ЦУШ у местного населения ассоциировалась с "замком Хорвата" – народным названием поместья семьи Хорватов, в котором находилось заведение. Несмотря на полное отсутствие каких-либо упоминаний о данной ЦУШ в историографии советского времени, И.М.Шкафарь в работе по истории села Шамовки первым предпринял попытку включить это заведение (в книге фигурирует под названием "духовная семинария") в историческую составляющую края и восстановить историческую память о нем, приведя ряд воспоминаний, записанных им у старожилов села. Но книга так и осталась в рукописном виде, неизданной, никому не известной [26]. Первым из современных исследователей, обративших внимание на Шамовскую ЦУШ был К.В. Путевой, который, основываясь преимущественно на Херсонских епархиальных ведомостях, попытался написать исторический очерк о ЦУШ в своей статье "История Шамовской церковно-учительской школы". По содержанию львиная доля данной работы главным образом раскрывает историю возникновения заведения [27]. В отличие от большинства ЦУШ империи, для которых специально строились помещения, Шамовская ЦУШ размещалась в барском имении. Случилось это следующим образом. Летом 1898 г. в местечке Дмитровка Александрийского уезда были организованы летние педагогические курсы для учителей ЦПШ. Уездный смотритель, священник Леонид Лысый, неоднократно бывавший в этом городке, выполняя свои служебные обязанности по организации курсов, узнал о том, что дворянин Людвиг Иосифович Роговский, владелец земель в селах Шамовка и Васовка, ищет подходящего покупателя для продажи своего поместья, площадью около 31 десятина, с парком (6,69 дес.), фруктовым садом, пахотной (4,17 дес.), сенокосной (6,03 дес.) землями, с прудом (12,03 дес.), большим кирпичным домом и экономическим двором и всеми дворовыми постройками (1,55 дес.) [см. рис. №1]. В пределах усадьбы находились следующие здания: кирпичный на каменном фундаменте двухэтажный дом с подвальным светлым жилым этажом, крытый железом, длиной 30 м, шириной 15 м, высотой почти 11,5 м. Дом был построен итальянскими мастерами примерно в середине – трети ХІХ в. в архитектурном стиле эклектика, в виде миниатюрного замка [см. рис. №4], стоимостью 60 тыс. руб. [23, c.1802–1803]. Высота комнат первого этажа составляла 4,7 м, второго – 3,5 м, подвального – 2,15 м; всех комнат на обоих этажах было 10, по 5 на каждом. Все комнаты разделены длинным коридором. Расположение комнат полностью отвечало потребностям учительской школы. В подвальном этаже были достаточно удобные помещения для кухни, прислуги, амбары. В акте оценки стоимости имущества стоимость этого дома была определена в 20 тыс. руб. (не считая меблировки комнат), несмотря на то, что он имел идеальное состояние, и вообще не нуждался в ремонте. Далее в оценочном акте следовали: деревянный одноэтажный дом (24×6,4 м), в котором было 8 комнат, признанный пригодным для жилья, стоимостью 1000 руб.; деревянный флигель с кухней, 2 амбарами и 2 комнатами для прислуги и сени, которые отделяли стиральную от котельной; деревянный дом (16,4×4 м) с четырьмя комнатами и кухней; кирпичный сарай и кладовая [рис. №5], стоимостью в 1200 руб.; кирпичный, полностью новый сарай с конюшней оценен в 1500 руб.; деревянный амбар, двор для рогатого скота, 2 погреба, два колодца; камышовая изба (24×5,3 м.) в парке, мазанная глиной, с двумя при ней погребами, стоимостью 500 руб. [23, с.1803]. Общая стоимость усадьбы с землей, садом, парком, прудом и всеми постройками определена комиссией в 30 900 руб. В этом же году Училищным Советом Синода уже был готов план школьного здания и выделены средства на его строительство в г. Александрия, но оказалось, что этих средств не хватает, вследствие подорожания строительных материалов. Отец Леонид Лысый, зная эту проблему, сообщил о ней епархиальному смотрителю на курсах, предложив ему осмотреть усадьбу [12, с. 619]. Оказалось, что имение удовлетворяет всем необходимым требованиям для организации, тогда еще второклассной, ЦУШ. В конце лета 1898 года отец Леонид Лысый предоставляет смотрителю церковных школ Российской империи, действительному статскому советнику В.И. Шемякину подробный доклад о сути дела с приложением фотографий дома [рис. № 2-3] и описанием размеров и расположения комнат, а также с просьбой дать совет, как лучше: строить школьное помещение в Александрии или ходатайствовать о приобретении поместья с надеждой, что Синод еще выделит дополнительные средства. Через неделю епархиальный смотритель телеграммой получил разрешение на приобретение усадьбы Л. Роговского [12, с. 620]. В октябре В.И.Шемякин прибыл в село Шамовку для осмотра поместья и еще больше убедился в необходимости его приобретения для будущей школы. Дополнительным аргументом в пользу решения стало то, что в 70 м северо-западнее усадьбы размещалась Шамовская Рождество-Богородичная церковь, а также удобное географическое расположение – на границе четырех губерний: Херсонской, Екатеринославской, Киевской и Бессарабской, вблизи двух железнодорожных линий. Было принято решение основать вместо второклассной школы – ЦУШ [12, с.621]. Училищный Совет при Синоде принял во внимание заявление В.И.Шемякина о выгодности такой покупки, который в ноябре ходатайствовал перед Синодом о разрешении купить имение Л.Роговского, на что Синод удовлетворил заявление смотрителя церковных школ журнальным постановлением и, что не менее важно, взял за целесообразное еще и поддержать инициативу покупки у Роговского дополнительного земельного участка (в который входил фруктовый сад, площадью 7 дес., и пахотная земля лучшего качества, площадью 9 дес.) для закрепления усадьбы за ЦУШ. Выходит, оба земельных участка, количеством 45,97 дес., были приобретены за 33 650 руб. Отметим активную работу Училищного, Епархиального и уездного советов, без колебаний, оперативно занимавшихся покупкой поместья и организацией ЦУШ, несмотря на все формальности, бюрократические и юридические барьеры. Через год, в ноябре 1899 года земля была закреплена за духовным ведомством. В апреле 1900 года была создана, по распоряжению Синода, "особая комиссия с участием архитектора, для приема в ведение Херсонского епархиального училищного совета всего купленного имущества, с подробным описанием по статьям и планам всех сооружений и земельных угодий, а ближайшее ответственное наблюдение было возложено на местного приходского священника, с наймом сторожа, и предложено епархиальному совету осуществить все приготовления и приспособить здания для открытия с начала учебного года занятий в учительской школе» [23, с.1804]. В мае Херсонский епархиальный училищный совет представил акт приема всего имущества и смету на проведение ремонта помещений на сумму 1150 руб., которую Совет Синодального училища быстро перевел. Когда завершились все подготовительные работы по открытию школы, по определению Синода от 26 июля – 2 августа 1900 года постановлено было открыть Шамовскую ЦУШ с началом следующего 1900/1901 учебного года в составе первого класса [12, с.623]. Неизвестный автор публикации об открытии Шамовской ЦУШ в синодальных "Прибавлениях к Церковным ведомостям" отмечал, что это "первый опыт обустройства правильно поставленной школы для подготовки учителей" и первый удачный опыт покупки поместья для учительской школы [23, c.1798, 1804]. Торжественное открытие Шамовской ЦУШ состоялось 5 октября 1900 года. На торжества в Шамовку прибыли архиепископ Херсонский и Одесский Иустин, смотритель церковных школ империи действительный статский советник Василий Иванович Шемякин, до 15 представителей из епархиального училищного совета, уездного отделения, образовательные деятели епархии, представители дворянства и земства Александрийского уезда, учителя церковных школ и земской школы местечка Дмитровки и села Шамовки, местные жители [23, c.1805]. После литургии, крестного шествия и освящения школьного здания архиепископом Иустином начались учебные занятия. Церковно-учительские школы в учебно-воспитательном и хозяйственном отношении находились в ведении епархиальных училищных советов, а последние, в свою очередь, подчинялись Синодальному Училищному Совету. Была специальная должность епархиального наблюдателя при училищных советах, на которую возлагалась обязанность следить за учебно-воспитательным процессом и руководить хозяйственной деятельностью в ЦУШ. Епархиальный наблюдатель сообщал результаты своих наблюдений в Училищный Совет, который на основе них делал соответствующие выводы и представлял их на утверждение епархиального преосвященного. Текущие дела школы обсуждались на школьном совете, журналы которого представлялись через епархиальный училищный совет на утверждение епархиального преосвященного. Уездным отделениям епархиального училищного совета ассигновали от Синода кредиты, которые они тратили на удовлетворение потребностей ЦУШ [17, с.255-256]. Финансирование ЦУШ исходило, главным образом, из бюджета Синода. К началу ХХ в. годовой бюджет ЦУШ составлял 10 тыс. руб.: 1500 руб. заведующему школой, 2700 руб. трем учителям (по 900 каждому), учителю пения и музыки 600 руб., на содержание школьного помещения и прислуги 1500 руб., библиотеке 300 руб., на ведение хозяйства и делопроизводства 200 руб., на медицинскую помощь 300 руб., мелкие расходы 100 руб. , а также не более 2800 руб. на содержание стипендиатов, которых, как правило, было до 40 человек, по 70 рублей в год на каждого ученика. Количество учащихся в Шамовской ЦУШ колебалось в диапазоне 60-80 человек. Так, по состоянию на 1908 год в первом классе было 28, в среднем – 18, старшем – 14 учеников. Всего – 60 человек, из них 55 проживало в общежитии, 40 – получало стипендию [4, c.236]. В 1909 г. в школе обучалось 75 учащихся, из них 35 – в первом классе, 23 – втором, 17 – третьем. Только 13 учащихся – закончили курс. 69 воспитанников школы проживали в общежитии [4, c. 260]. Сословная принадлежность учащихся Шамовской ЦУШ в процентном отношении выглядела примерно следующим образом (ведомость на 1902 год): 79% – крестьяне, 11% – мещане, 5% – дети духовенства, 5% – из других сословий [5, с.82]. Школа была исключительно мужской (мужских ЦУШ в империи было 14) и принимала на обучение лиц всех сословий, но только православной веры, не моложе 15 лет и не старше 18 (позже возрастной ценз опустили на год ниже – до 17 максимум) лет, окончивших курс двухклассных школ или других учебных заведений не меньшего курса и сдавших соответствующие экзамены. Стать учеником ЦУШ было достаточно сложно. Во-первых, нужно было сдать достаточно жесткие вступительные экзамены. Так, если абитуриент сдал экзамены на четверки по пятибалльной шкале, с вероятностью 90% его бы не засчитали. Во-вторых, даже будучи отличником, сдав экзамены идеально, но не имея вокальных способностей, обучение в ЦУШ для такого кандидата было закрыто раз и навсегда. Об этом предупреждалось каждый раз в условиях поступления в Шамовскую ЦУШ: "В школу принимаются только способные к пению". В-третьих, любая малейшая вина в поведении/учебе, допущенная ранее, для руководства школы могла стать причиной отказа абитуриенту при поступлении. От преподавателей ЦУШ требовалось иметь академическое богословское образование. Все преподаватели Шамовской школы, за исключением преподававших факультативы, ее имели. Подавляющее большинство преподавателей были воспитанниками Киевской духовной академии (далее – КДА). Первый преподавательский состав ЦУШ был следующим (данные на 1902 год): заведующий школой (до 1905 года), кандидат богословия, священник Владимир Ильинский (выпускник КДА, до назначения на должность заведующего – законоучитель Новобугской учительской семинарии), выпускники КДА Александр Дитятин – учитель церковной и русской истории и географии (позже перешел в Винницкую ЦУШ) и Владимир Владимирович Лобачевский (сын священника-краеведа) – учитель русского языка и словесности (1901/1902 у.г.), учитель церковного пения и музыки Макарий Георгиевич Рыбальченко (выпускник Одесской духовной семинарии), учитель сельского хозяйства (выпускник сельскохозяйственного училища) Феодосий Данилович Биба [18, с. 14]. 1902/1903 учебный год – учителем русского языка и словесности был кандидат богословия, выпускник КДА, Виталий Михайлович Ремезов, а учителем сельского хозяйства – П. Михеев (среднее агрономическое образование). Следующим заведующим школы (до начала 1908/09 у.г.) был кандидат богословия, священник Никифор Архипович Блошенко (09.02.1873-1938), причем назначен на должность приказом Синода сразу после завершения академического курса КДА. Еще до учебы в КДА служил священником в Таврической епархии [1, с. 135–136]. В 1908/1909 у.г. заведующим ЦУШ был Дмитрий Васильевич Знаменский (1877 г.р.), в дальнейшем – епископ Русской православной церкви Макарий, епископ Краснослободский (Мордовия), викарий Пензенской епархии. Д. В. Знаменского сменил священник Георгий Николаевич Прокопович (выпускник КДА), кандидат богословия. Долгое время учителем истории и географии Шамовской ЦУШ был кандидат богословия Андрей Павлович Соколов, учителем пения и музыки – Михаил Андреевич Руднев, окончивший курс Санкт-Петербургской придворной капеллы со званием "регент II разряда", учителем математики и естествознания – кандидат богословия Александр Павлович Великославинский (выпускник КДА), которого заменил в должности в 1911 году кандидат богословия Ксенофонт Федорович Нечаев (выпускник Московской духовной академии). Студент Киевской духовной семинарии, коллежский секретарь Федор Иванович Шулькевич тоже долгое время занимал должность учителя русского языка и словесности Шамовской ЦУШ. В 1915 году впервые за короткую историю заведения учителем сельского хозяйства стал выпускник Шамовской ЦУШ Михаил Иванович Ульянов (должность занимал 1 год) [20, л. 261 об.]. Как видим, большинство преподавателей школы долго не задерживались, часто не осуществляя даже полноценного выпуска воспитанников, несмотря на относительно достойную оплату труда для того времени. Первый заведующий школой, священник Владимир Ильинский, писал в статье, посвященной первому выпуску ЦУШ: «К своим обязанностям мы приступили с большим смущением. По характеру своему дело наше было таково, что приходилось начинать его без надлежащего соответствующего личного опыта; к тому же предстояло вновь устраивать заведение во всех его частях – не только учебно-воспитательной, но и материальный. Наконец – мы не имели таких правил, которые более или менее полно определяли бы течение жизни в заведении. … Условия труда были нелегкие, … так что многие не выдерживали. Среди кончающих его не все были начинающими. Многие наставники оставили заведение, прежде чем довели до конца начатое дело. Так в устроении нашего заведения среди всякого рода огорчений, колебаний, смен радости и печали, сомнений и надежд прошло три года. [8, с. 434]. Каждая ЦУШ специализировалась на определенном виде (или видах) ремесла. Так, в Шамовской ЦУШ учили столярному, в отдельные годы – переплетному делам. В отчетах Синода Шамовская ЦУШ признавалась лучшей в преподавании сельского хозяйства [4, c. 629–630]. С 1900/01 учебного года разрешалось вводить преподавание сельского хозяйства или отдельных его отраслей в ЦУШ при наличии достаточного участка земли [14, c.66]. Положение о церковных школах 1902 закрепило право духовного ведомства включать в программу второклассных и ЦУШ обучение сельскому хозяйству и ремеслам в качестве факультативов [19, с. 85]. Целью введения преподавания сельскохозяйственных курсов в ЦУШ было распространение полезных сельскохозяйственных знаний в среде учащихся ЦПШ. Заинтересованность правительства в подготовленных к правильному ведению сельского хозяйства крестьянам тоже прослеживалась, ведь это должно было положительно сказаться на экономическом положении империи. Из государственной казны и бюджета Синода ежегодно стали выделяться средства на заработную плату преподавателям сельского хозяйства и их помощникам, покупку учебных пособий и орудий труда [4, с. 367-368]. Шамовская ЦУШ имела собственный сад, город, собственные поля. Это единственная в империи школа среди ЦУШ (и не только среди этой категории школ), которая имела самый большой земельный участок (площадью более 50 га), собственные парк и виноградник (посажен учениками). Это создало особые условия для развития школы. Шамовская ЦУШ – одна из немногих ЦУШ империи, которая имела специального преподавателя сельского хозяйства. В первом классе школы давали основы черчения. Во втором и третьем классах преподавалось землемерное дело и сельское хозяйство. Причем курс землемеров был построен таким образом, что занятия велись преимущественно практические. Сначала воспитанники знакомились с основами этой науки, землеизмерительными инструментами, их использованием, затем занимались измерениями на местности (астролябией, мензулой, экером) с последующим чертежом планов, разделением земли на участки и т.д. Таким образом, выпускники ЦУШ владели основами топографии и геодезии, которые были так полезны в связи с сельским хозяйством. Как правило, три вышеупомянутых предмета преподавались одним и тем же учителем. Для учащихся школы часто организовывали экскурсии. Так, в 1904 году были совершены следующие экскурсии [14, c. 74-75]: – в Чернолиское казенное лесничество для практического ознакомления с лесокультурными работами и лесом в целом; – в город Елисаветград на очередную сельскохозяйственную выставку; – в имение попечителя школы Константина Шапошникова (находилось имение на южной окраине городка Дмитровки Александрийского уезда, тогда восточная окраина села Христофоровки) для осмотра хозяйства, работы различных систем жаток и т.п.; – в Уманское училище земледелия и садоводства, для осмотра Софиевского парка (тогда назывался "Царицын сад"), шелководства, пасеки, фруктовых садов и т.д. В феврале 1905 г. при училищном совете Синода было организовано специальное совещание с участием учителей сельского хозяйства тех второклассных и ЦУШ, у которых уже был определенный опыт его преподавания, или его правильная постановка. Иван Иванович Мещерский, специалист в сельском хозяйстветого времени, участвовал тоже в этом совещании и оставил в сборнике статей "Народная школа и сельское хозяйство" ценные сведения о ведении и преподавании сельского хозяйства в Шамовской ЦУШ, которые услышал от соответствующей делегации [14]. И.И. Мещерский в тончайших деталях описывает весь процесс обучения учащихся Шамовской ЦУШ сельскому хозяйству. Последнее выходит за рамки статьи, поэтому для лучшего понимания значения преподавания сельского хозяйства в этой школе ограничусь тем, что выпускники школы получали наряду с духовным и педагогическим образованием, фактически, хотя и не формальную, квалификацию садоводов, лесников, пчеловодов, огородников, овощеводов, виноградарей, цветоводов, агрономов, – таков был уровень практической подготовки будущих учителей того времени, что трудно поддается осмыслению в XXI в. В целях практической подготовки учащиеся со второго класса уже допускались к преподавательской деятельности в двухклассной образцовой ЦПШ. После первых двух выпусков ЦУШ некоторые выпускники этой школы стали преподавать в лучшей двухклассной ЦПШ епархии – Шамовской. Конечно, не все выпускники школы становились учителями, некоторые переходили полностью на церковную службу и становились псаломщиками (позже и диаконами) и т.д. Согласно пункту 65 "Положения о церковных школах..." (1902) выпускники ЦУШ, отработавшие 20 лет на учительской ниве, по представлению своего руководства, получали звание почетного гражданина [19, с.86]. Но реализация данной преференции оборвалась ликвидацией этого типа школ с установлением советской власти. В письмах историка Михаила Грушевского можно встретить интересные записи ученика Шамовской ЦУШ Макара Безуглого (вероятно 1900-1903 годы обучения). Ю.Мицик опубликовал одно из следующих писем: "Уважаемый господин редактор! Если мое стихотворение годится к печати, то напечатайте и пришлите мне тот № Вашего "Литературно-научного вестника", в котором будет напечатано, а когда стихотворение негодное, то, если не жалко 3-х копеек на открытку, пришлите хоть маленький ответ. Я прислал бы марку на это, но нет денег. Я ученик последнего класса Шамовской учительской школы. Адрес: г. Дмитровка Херсонской губ. Макару Безуглому» [15, с.477]. В силу источниковой ограниченности нет возможности проследить, чем завершилась переписка Н.Безуглого и М.Грушевского. 11.05-20.06.1909 года в честь 25-летия основания церковной школы в Санкт-Петербурге при Синодальном Училищном совете проходила Всероссийская церковно-школьная выставка, воспоминания о которой оставил бывший заведующий школой Никифор Архипович Блошенко, возглавлявший делегацию от Херсонской епархии [3]. Шамовская школа отличилась на выставке следующими экспонатами: моделями Шамовской Рождество-Богородицкой церкви и русского сруба; моделями ульев; лучшими картинами учащихся ("Зимний пейзаж", "Маяк", "Горный поток"), фотоальбомом с живописными видами Шамовки, папками с рисунками и чертежами, образцами переплетного дела; подробным описанием общежития, правилами внутреннего распорядка, исторической запиской о школе; конспекты практических уроков в образцовой школе; лучшие письменные работы питомцев; сборниками духовно-музыкальных произведений для смешанного и однородного хоров; светских песен и литургии, музыкой (в рукописном варианте) учителя пения Шамовской ЦУШ Михаила Руднева [11, с. 267–268]. На основе экспонатов выставки, в том же 1909 году, при Синоде был создан специальный музей, дальнейшая судьба которого остается неизвестной. Учителя ЦПШ епархии, не имеющие педагогического образования (а доля таких учителей колебалась в диапазоне 45-55%), могли получить в Шамовской ЦУШ свидетельство на звание народного учителя путем сдачи специального экзамена. Большинство учителей ЦПШ Александрийского уезда имели свидетельства, выданные именно Шамовской ЦУШ [20]. Чтобы поднять уровень профессиональной подготовки таких учителей, устраивались епархиальными училищными советами летние кратковременные (месячные) курсы. На базе Шамовской ЦУШ неоднократно устраивались подобные курсы. Памятными стали педагогические курсы 1901 и 1913 годов. Летом 1917 года постановлением Временного правительства с целью введения общего образования ЦУШ были переведены из духовного ведомства в ведение Министерства народного образования [25], но в действительности это не имело серьезных последствий, ведь 1917/18 учебный год для половины ЦУШ империи/республики завершился, так и не начавшись. Всплеск цен на все виды товаров и услуг привел к тому, что ЦУШ не смогли себя содержать. Так, Синод 13 января 1917 г. постановляет, учитывая это обстоятельство, а также острую потребность сельских хозяйств в рабочих руках, в результате тотального призыва трудоспособного мужского населения, завершить учебный год еще в марте, вместо ранее установленного срока (15 июня), отменив экзамены для первых классов и перенести их для выпускных классов [24, с. 35]. Конкретно для Шамовской ЦУШ, которая имела определенные доходы от сельского хозяйства, можно предположить, что новый учебный год все же начался. Название одного из разделов автобиографического произведения ученого Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) – "Из церковно-учительской школы в тюрьму" (хотя П.А. Сорокин упоминает в данной главе еще досоветские времена) частично отражает трагическую судьбу будущих воспитанников Шамовской ЦУШ, которые стали жертвами режим в 20-30-е годы ХХ в., когда "для вынесения приговора достаточно выяснить социальное положение, образование… это определяет отношение подсудимого к советской власти". Именно наличие духовного образования у выпускников школы было для власти достаточно серьезным основанием для репрессий. То же можно говорить о преподавателях ЦУШ, которые, как правило, к тому же, были кандидатами богословия. Так, бывшего заведующего школой Никифора Блошенко арестовали и осудили 20 апреля 1938 года, после чего расстреляли [1, с. 136]. В связи с тем, что большинство выпускников Шамовской ЦУШ работало в разных регионах Российской империи, очень сложно отследить их, оборванный режимом, жизненный путь. Так, один из них, уроженец села Шамовки, Евдоким Селивестрович (Сильвестрович) ТАРАН, 1889 г.р., по данным Книги памяти Ставропольского края, проживал в Армавирском округе Новоалександровского района, на ст. Расшеватский, был священнослужителем, арестован 18 января 1927 года, приговором особого совещания при Коллегии ОГПУ от 03.06.1927 года приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь [11]. Вернувшись из ссылки, проживал в селе Елизаветинское Благодарненского района Ставропольского края. Повторно был арестован 15 декабря 1934 и осужден 31 августа 1935, снова на три года лагерей. Реабилитирован в 1989 году [22]. Иван Григорьевич ЛАЗАРЕНКО, выпускник 1906 года, бывший учитель Глодоской и Новгородковской второклассных ЦУШ, был приговорен в 1925 году к 10 годам концлагерей. Реабилитирован в 1994 году. Остается невыясненным обстоятельства и причины, по которым сгорел "замок Хорвата" – помещение Шамовской ЦУШ. Автор статьи об истории Шамовки – краевед Николай Билан, писал об этом событии так: "В 1922 году, после окончания гражданской войны, замок Хорвата был уничтожен огнем" [2, с.2]. Авторы фильма, посвященного 280-летию села Дмитровка ("Дмитровка – 280") отметили, что "в 1922 году, из-за неисправности отопления, замок сгорел" (19:22). В памятном фотоальбоме 1983 года "Встреча окончивших Дмитровскую школу-семилетку в 1928-1929 г.", хранящуюся при школьном музее "Память" филиала "Дмитровской ОШ I-III степеней" ОНЗ "Дмитровская ОШ I-III степеней им. Т.Г.Шевченко" есть несколько фотографий усадьбы, под одной из которых содержится надпись: "Сгорел в 1919 году и разобран на кирпичи для постройки свинарника в 1928 году". Автор этих строк считает более вероятной версию местного краеведа И.М. Шкафаря, который в своем историческом очерке села Шамовки писал следующее о судьбе помещения Шамовской ЦУШ: "замок был еще до 1923. В нем проживали учителя [сельско-хозяйственной профшколы. - А. П.]. В подвалах были общежития, кухня и столовая. В 1923 году этот замок сожжен то ли умышленно, то ли от неумелой топки печей... Рассказывают, что этот замок горел около 2-3 дней. В 1924 году останки замка разобрали, кирпич был перевезен в Знаменку. Из этого кирпича было построено здание райисполкома, сейчас здесь находится районная поликлиника. Так что от этого замка не осталось и следа. Сейчас на этом месте находится фонтан. Вода в фонтан была пущена по старым трубам, которые проложили еще при построении семинарии» [26, с. 35]. Достоверно известно, что все ЦУШ империи с 1908 года были снабжены ручными переносными пожарными трубами, производительностью 18 ведер в минуту и 4-мя запасными рукавами в каждой трубе, а также огнетушителями "Гидропульт – костыль" [4, c.631]. Вероятность того, что пожарная система и дальше функционировала после гражданской войны, не высока, учитывая тогдашнюю нищету населения. Конечно, это предмет отдельных исследований/расследований, как и судьба немалочисленной библиотеки учебной и церковной литературы, которую накопила школа. По убеждению автора этой публикации, "замок Хорвата" постигла такая же участь, как большинство помещичьих усадеб на территории бывшей Российской империи, принимая/не принимая во внимание так так называемые "несчастные случаи". В парке, возле ЦУШ, как видно из фотографий вышеупомянутого фотоальбома, установлен был фонтан, несколько скульптур, из которых только одна сохранилась до наших дней [рис. № 6]. Кроме нее, со времен ЦУШ, остался почти двухсотлетний парк, двухэтажное здание бывшей образцовой двухклассной ЦПШ, под которую в 1903-1904 годах был выделен участок из земли Шамовской ЦУШ, а также ледник, который использовался для нужд школы.
Геометрический план дачи села Шамовки владения помещика Роговского Л.О. [1888 год]. – Державний архів Кіровоградської області (ДАКрО). – Ф.490. Александрийская межевая канцелярия. – Оп.1. – Спр. 192.
Послужные списки учителей церковных школ Александрийского уезда. – Державний архів Кіровоградської області. – Ф. 492, Олександрійське повітове відділення єпархіальної училищної ради. – Оп. 1. – Спр. 1-2.
Ильинский В. Первый выпуск воспитанников Шамовской церковно-учительской школы / В. Ильинский // Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям (далі – ПХЕВ). – 1903. – № 15. – Год сорок четвертый. – 1 августа. – С. 433–438. https://pravoslavnoe-duhovenst...2dc656.pdf (ск. 39)
Каталог Всероссийской церковно-школьной выставки (11 мая – 20 июня 1909 г.). – Спб.: Синодальная Типография, 1909. - [2], 154, 374 с. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003756381 (см. с. 267)
Лысый Л. Краткая историческая записка об учреждении церковно-учительской школы в с. Шамовке // ПХЕВ. – 1900. – № 21. – Год сорок первый. – 1 ноября. – С. 616–624. https://pravoslavnoe-duhovenst...4e980e.pdf (ск. 46)
Приходская школа в селе Шамовке Александрийского уезда. Прот. И. Самборский (ХЕВ, 1862, ч.6, № 15, с. 344-345)
Шкафарь И. М. Село Шамовка (исторический очерк) [на правах рукописи] / И. М. Шкафарь. - Семейный архив семьи Шерстюков [1979]. - с. 126.
Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. Вернадского (ИР НБУВ): VIII, 1324/124. Указ государственной военной коллегии о преступлениях генерал-поручика Хорвата и приговоре над ним, присланный Румянцеву-Задунайскому для сведения, 14 декабря 1764 г. Оригинал. Фолл. 1 ед., 4 лл. http://irbis-nbuv.gov.ua/CARDS...D/0611.JPG IX, 1 – 23490. Инвентарная книга - * Инвентарный номер: Е 238 – 243. Ордера и отношения Ивана Хорвата о нападении гайдамаков на жителей новопоселенных слобод, воровстве и угоне лошадей с приказом командам усилить с ними борьбу. Октябрь – декабрь 1755 года. Оригиналы. F0, 40; 6 ед., 12 лл. http://irbis-nbuv.gov.ua/CARDS...D/0613.JPG * Инвентарный номер: Е 298 – 304. Ордера Ивана Хорвата и рапорты о получении и выдаче денежного жалования нижним чинам вновь формируемых команд Молдавского гусарского полка. Апрель 1758 года. Оригиналы, копии, черновики. F0, 40; 7 ед., 10 лл. http://irbis-nbuv.gov.ua/CARDS...D/0614.JPG * Инвентарный номер: 1045 – 1047. Ордер гарнизонной канцелярии крепости Елизаветы сотнику слободы Мурзинки с результатами рассмотрения его рапорта о задержанном за воровством двух волов гусара Хорватова полка Павла Серетенка. Ноябрь 1760 г. Оригинал и копия. F0, 40; 3 ед., 6 лл. http://irbis-nbuv.gov.ua/CARDS/014/1760-1769/0036.JPG * Инвентарный номер: 1777 – 1778. Указы гарнизонной канцелярии крепости Елизаветы об отпуске денежного содержания обер- и унтер-офицерам, капралам и нижним чинам гусарского хорватского полка новосербского корпуса. 20-27 марта 1762 г. Оригиналы. F0, 2 ед., 4 лл. http://irbis-nbuv.gov.ua/CARDS/014/1760-1769/0120.JPG
Салют всем! Сейчас готовлю к печати одну большую книгу по истории Шамовки, в которую войдут работы-воспоминания В.В. Гончаренка и И. Шкафаря, жителей Шамовки. Помиимо этого много будет моих комментариев, документов, илюстраций и т.п. как составителя. Если будет интересно, или есть чем дополнить книгу, прошу сообщить сюда или на email: aleksa.intel@gmail.com
>> Ответ на сообщение пользователя Alice S от 5 февраля 2023 12:53 Спасибо огромное за этот и следующий документы. Они очень ценны. Вы с архивов их взяли?
>> Ответ на сообщение пользователя Alice S от 11 февраля 2023 20:20 По Колеснику Петру неоднозначная информиция. В.Гончаренко встановил, что Колесник Петр Константинович 1914 г. р. и погиб 1941, а не 1944. И эту запись на плите № 2 братской могилы в с.Шамовке нанесли. Михаил Константинович аналогично: 1912-1941. Дополню список убытих с этого же рода одним человеком, которого нету на намогильной плите: Колесник Никита Акимович, 1905-1944 Прикрепляю фото также Михаила Петровича Колесника с книги В. Гончаренка
Наверх##8 сентября 2023 15:2511 сентября 2023 23:12
Поручик Иван Антонов ХОРВАТ скончался 2 марта 1870 года в возрасте 65 лет. Причиной смерти указано «от грудной - водяной», о чем записано в метрической книге Богородичной церкви его родового села Шамовка. (ДАКiрО, ф. 676 оп. 1 д. 4, л. 41_об. - 42.)
В том же 1870 году, 4 ноября, обвенчалась дочь Ивана Хорвата. Запись № 16 в метрической книге Шамовской церкви: - жених: земский врач Александрийского уезда лекарь Петр Васильев ГВОЗДИК, 30 лет, православный, первым браком; - невеста: девица Анна Ивановна Хорват, дочь умершего помещика поручика Ивана Антониева Хорват, 29 лет, православная, первым браком. Свидетелями по жениху были: майор корпуса жандармов Виктор Михайлов Бельский и юнкер белорусского гусарского полка Петр Александров Гунгросс (?); по невести: белорусского гусарского полка майор Кубатов и землевладелец ротмистр Николай Филиппов Тарновский. Венчал священник Илья Иващенков с дьячком Парфеном Кириковым и пономарем Ермолом Пахаловичем. (ДАКiрО, ф. 676 оп. 1 д. 4, л. 38_об. - 39.)
Счастье молодых было недолгим... 1872 год, Март, 20/22 - Александрийского уезда земского врача лекаря Петра Васильева Гвоздика жена Анна Ивановна, урожденная Хорват, скончалась в возрасте 31 год после родов от горячки. Исповедовал и приобщал Шамовский священник Илья Иващенков с причтом. (ГАОО, ф. 37 оп. 2 д. 69, л. 897_об.)
Наверх##11 сентября 2023 18:4319 апреля 2024 21:28
МК Шамовской церкви, Часть I, о рождении: 1843 год, Апрель, 23/25 - Николай - (родители) Александрийского уезда села Шамовки помещик поручик Иван Антонов Хорват и законная жена его Мария Онуфриева, оба православные; (восприемники) того же уезда помещик надворный советник двора его императорского величества камер-юнкер Николай Антониев Хорват и надворная советница Екатерина Алексеева Потемкина. Таинство крещения совершил благочинный священник Илья Иващенков. (ДАОО, ф. 37 оп. 3 д. 672, л. 1282.) +++ Рождество-Богородичная церковь села Шамовка Александрийского уезда Херсонской губернии. Часть III о умерших. 1914 год, Октябрь 12 / 25 - дворянин Николай Иванов Хорват, 71 год, от разрыва сердца. Исповедовал и приобщал священник Михаил Иващенко с причтом. (источник: ДАКiрО, ф. 676 оп. 1 д. 9, л. 93)
Наверх##14 сентября 2023 23:1615 сентября 2023 9:28
Мне пока не понятно, в каком родстве состоит с основателем Новой Сербии шамовский помещик Иван Хорват, но интересно было бы это выяснить. Статья ниже посвящена тому Ивану Хорвату, который основал Новую Сербию. Автор статьи "Жизнь сербского генерала Ивана Хорвата: от взлета до падения (1722–1786)" А.Н. Ганул рассмотрел ключевые аспекты жизни Ивана Хорвата до и после его переселения в Российскую империю. В первой части работы автор исследует происхождение семьи Хорватов и деятельность Ивана на территории Габсбургской монархии. Во второй части статьи в контексте его дальнейшего руководства Новой Сербией автор анализирует вопросы имущественного положения полководца и его торговых операций. Изучены судебные материалы и исследован период ссылки Хорвата, а также его жизни после возвращения в собственные имения на Слободской Украине. На основании обработанных архивных источников определены точное время и место смерти генерала и примерная дата его рождения. Статья на английском: https://clck.ru/35iQG5