Sebastian PereiraМодератор раздела freebooter  Сообщений: 858 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2038 | Наверх ##
26 декабря 2022 14:30 Перевод:
БЕЛОРУССКАЯ ЧАСТНАЯ ГЕРАЛЬДИКА
Геральдика Беларуси связана своим происхождением с несколькими течениями, которые после взаимоотражения и взаимопроникновения дали миру тот феномен, к которому растет интерес не только узкого круга ученых, но и широкой общественности. Причиной возникновения геральдики была, безусловно, необходимость подчеркнуть собственнические права на определенную вещь, выделив ее среди подобных, обозначить границы территории, на которой жил род или племя. На практике это приводило к необходимости применять определенные символы. При одинаковости функций даже в славянской среде они имели разные названия: гмерк, грань, знак, знамя, клеймо, кляйно, метка, рубеж, тамга, клеймо и т.д. Эти символы изображали на вещах, флагах, они заменяли и подпись на документах, т. е. применялись во всех случаях, когда нужно было указать личность либо подчеркнуть собственнические права. По мнению некоторых ученых, первичный знак-знак родовой собственности был, за редкими исключениями, изображением тотема - » прародителя "данного рода: Тотем со временем схематизировался, потом "портился" (через добавление различных штрихов, крестиков и т.д. либо снятие определенных деталей, через использование младшими родами определенной части тотемного изображения — лапы, крыла, головы, клюва, челюстей, клыков и т.д.). В результате с течением времени изображение тотема детализировалось и трансформировалось до неузнаваемости, а изменения условий жизни в конце концов стирали самую память о первообразе. Богатым источником эмблематических символов, некоторые из которых стали позже гербами на просторах Беларуси — Великого Княжества Литовского, - Польши и Украины, были родовые знаки, сформированные под влиянием германских и скандинавских рун.. (Руническая гипотеза, созданная более ста лет назад Франциском Пекосиньским, несмотря на острую критику тогда и позже, не была опровергнута столь доказательно, чтобы от нее можно было бы отмежеваться.) Перенос культурных элементов от одного к другому народу непосредственно или через какую-то третью сторону есть явление совершенно естественное и сегодня. Как свидетельствуют этнографические параллели, некоторые народы иногда берут отдельные изображения у соседей, но, как правило, при выборе ориентируются на то, чего у самых нет; например, у славян нет рунического письма, но оно было у германских и некоторых других народов. Это может объяснить появление у славян рунообразной символики. 3 определенной степенью вероятности к ней можно отнести изображения с вариациями стрелы и крестовых мотивов. 3 другой стороны, надо обращать внимание на то, что в период распада родового образа жизни возникает большое разнообразие символов. Человек, набравшись смелости отказаться от знака-тотема, часто избирал своим знаком предмет быта; с которым он был тесно связан в обыденной жизни и от которого часто зависел его благополучие. Если учесть, что-предметы быта были в основном очень похожими, особенно у народов на одной ступени .развития форм хозяйствования и в примерно одинаковой географической среде, то становится понятным. широкое распространение однотипных символов на больших просторах. Эти геральдические обычаи были свойственны почти всем народам. Они продолжали существовать в определенных кругах нашего общества и тогда, когда белорусские земли оказались в сфере расширения геральдической традиции. В этот период наблюдается как приспособление и вливание местных символов в русло общеевропейского геральдического процесса, так и определенный антагонизм между старыми и новыми традициями. Городельский привилегия (1413 г.) закрепил позиции классическое геральдики через прием в гербовые братства 47 семей крупных магнатов ВКЛ. Такое придание внесло новый поток в процессы герботворчества, хотя не могло существенно изменить общее картины, когда тысячи и сотни тысяч семей продолжали пользоваться своими» старосветскими " клейнами, понемногу редактируя их вид. К очертаниям гербов (добавляя щиты-терки, прилбицы, короны, клейноты, повойники и т.д.).
Хорошей иллюстрацией, показывающей определенный геральдический антагонизм в ВКЛ в начале XV века., есть отрывок из летописи Быховца. В нем подается взгляд местного человека (автора) на завлючение Городельской унии и на причины, которые вынудили на нее пойти. Одним из главных аргументов в пользу приема польских гербов был Витовтов: "веди же если корону (королевскую.- А. Ц.) принесут, и вы им за сим можете письма (привилегии на гербы.- А. Ц.) обратно отослать, а свои старые возьми". Таким образом шляхетско-гербовое братство Витовт и его соратники рассматривали лишь как временное средство для коронации, а это значит выхода к полному юридическому признанию и лишению зависимости от Польши, в которую попала ВКЛ в результате Ягайловой Кревской унии (1385 г.). |