Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Лирика:: генеалогия рода Ширин

генеалогия беев Ширинских

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модератор: severinn
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2415
У Бируни есть сообщение, что Асы и Аланы ранее жили вместе с печенегами по нижнему течению Аму-Дарьи, а после того, как эта река изменила свое русло, переселились на берега Хазарского (Каспийского) моря.
http://protobulgarians.com/Rus...azakov.htm
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2415
УЛУС БАТУ

Бату-хан (1208-1255) Сын Джучи и Уки-фудж-хатун, дочери Иналчи-нойона. Правил в 1227-1255.
Сартак (?-1256) Сын Бату. Правил в 1255-1256.
Улагчи (?-1257) Сын Сартака. Правил в 1256-1257.
Берке-хан (1210-1266) Сын Джучи и Султан-хатун. Правил в 1257-1266.
Мету-Тимур (?-1282) Сын Тукана (сына Бату) и Кучу-хагун, дочери Чичкан и Торэлчи-гургена, внучки Чингисхана. Правил в 1266-1280.
Туда-Менгу (?-1288) Сын Тукана (сына Бату) и Кучу-хатун, дочери Чичкан и Торэлчи-гургена, внучки Чингисхана. Правил в 1280-1287.
Теле-бука (?-1291) Сын Тарбу, сына Тукана, сына Бату. Правил в 1287-1291.
Тохта (?-1291) Сын Менгу-Тимура и Олджай-хатун, дочери Салджидай-гургэна и Кслмиш-аки, правнучки Тулуя, из племени кунгират. Правил в 1291 -1312.
Узбек (?-07.04.1342) Сын Тогрылчи, сына Менгу-Тимура. Правил в 1312-1342.
Тинибек (?-1342) Сын Узбека и Тайдуллы. Правил в 1342.
Джанибек (?-22.07.1357) Сын Узбека и Тайдуллы. Правил в 1342-1357.
Бердибек (?-13.11.1359) Сын Джанибека и Тоглу-хатун. Правил в 1357-1359.


ВЕЛИКАЯ ЗАМЯТНЯ

Кульпа (Кельдибек) (?-сентябрь 1362) Сын Иринбека, сына Узбека. Правил в 1359-1362. Некоторые считали его самозванцем.
Науруз (?-1361) Сын Джанибека. Правил в 1360.
Хызыр-хан (?-1361) Сын Мангутая, сына Теле-буги, сына Кадака, сына Шибана, сына Джучи. Правил в 1360-1361.
Базарчи (Орда-Мелик, Орда-шейх) (?-1361) Сын Буралыги, сына Тукуза, сына Тангута, сына Джучи. Правил в 1360-1361.
Темир-ходжа (?-1361) Сын Хызыра. Правил в 1361.
Кутлук-Тимур (?-?) Сын Нумкаиа, сына Абая, сына Кин-Тимура, сына Тука-Тимура, сына Джучи. Правил в 1361.
Мурид (?-1363) Сын Мангутая, сына Теле-буги, сына Када-ка, сына Шибана. Правил в 1361-1363.
Пулад (?-?) Сын Менгу-Тимура, сына Бадагула, сына Джу-чи-Буки, сына Бахадура, сына Шибана, сына Джучи. Правил в 1364.
Азиз-шейх (?-1367) Сын Темир-ходжи. Правил в 1364-1367.
Улджай-Тимур (?-?) Сын Кутлук-Тимура. Правил в 1367-1368.
Тулунбек-ханум (?-?) Генеалогия неизвестна. Правила в 1371-1372.
Айбек (?-1375) Сын Менгу-Тимура, сына Бадагула, сына Джучи-Буки, сына Бахадура, сына Шибана, сына Джучи. Правил в 1362-1375.
Каганбек (?-?) Сын Айбека. Правил в 1375-1380.



КРЫМ

Мамай (?-1381) Сын Джир-Кутлу, сына Исатая кията. Был женат на дочери Бердибека. Правил от имени подставных ханов.
Абдулла (?-1370) Сын Хидырбека, сына Узбека. Правил в 1361 -1370. Был марионеточным ханом в руках Мамая.
Мухаммед Булюк (?-1380) Сын Тинибека. Правил в 1370-1380. Был марионеточным ханом в руках Мамая.
Тулугбек (?-1380) Сын Тинибека. Правил в 1380. Был марионеточным ханом в руках Мамая.




СЫРДАРЬИНСКИЙ УЛУС

Тенгиз-бука (?-1360) Сын Джир-Кутлу, сына Исатая кията. Правил в 1357-1360.
Кара-Ногай (?-1362) Сын Сасы, сына Токанчара, сына Бай-Тимура, сына Тука-Тимура, сына Джучи. Правил в 1360-1362.
Туглук-Тимур (?-1368) Сын Буджкака, брата Кара-Ногая. Правил в 1362-?.
Мурад-ходжа (?-1369) Брат Туглук-Тимура. Правил в ?-?.
Кутлук-ходжа (Букер-кутлук-ходжа) (?-1364) Сын Сасы, сына Токанчара, сына Бай-Тимура, сына Тука-Тимура, сына Джучи. Правил в ?-?.
Урус-хан (?-1377) Сын Бадыка, сына Тимур-ходжи, сына Бакубуки, сына Ачика, сына Уран-Тимура, сына Тука-Тимура, сына Джучи. Правил в 1361-1377.
Токтакия (?-1377) Сын Уруса. Правил в 1377.
Тимур-Малик (?-1379) Сын Уруса. Правил в 1377-1379.


ВОССОЕДИНЕННЫЙ УЛУС

Тохтамыш (?-1406) Сын Туй-ходжи, сына Кутлук-ходжи, сына Кунчека, сына Саричи, сына Уран-Тимура, сына Тука-Тимура, сына Джучи. Правил в 1379-1395.
Бек-Булат (?-1392) Генеалогия неизвестна. Был родственником Тохтамыша. Правил в 1386-1392.
Кайрджак (?-1396) Сын Уруса. Правил в 1395-1396.
Таш-Тимур (?-1396) Сын Джансы, сына Тулек-Тимура, сына Кунчека, сына Саричи, сына Уран-Тимура, сына Тука-Тимура, сына Джучи. Правил в 1395-1396.
Тимур-Кутлук (?-1399) Сын Тимура, сына Кутлук-Тиму-ра. Правил в 1391-1399.
Шадибек (?-1407) Сын Кутлубека, сына Кутлук-Тнмура. Правил в 1399-1407.
Булад (?-1410) Сын Тимур-Кутлука. Правил в 1407-1410.
Тимур-хан (?-1411) Сын Тимур-Кутлука. Правил в 1410-1411.
Джелаладдин (1365-1412) Сын Тохтамыша. Правил в 1407, 1408, 1411-1412.
Керимберды (?-1414) Сын Тохтамыша. Правил в 1412-1414. Кепек (?-?) Сын Тохтамыша. Правил в 1413-1414. Чекре (?-?) Сын Ахмыла, сына Минкаса, сына Абая, сына Кин-Тимура, сына Тука-Тимура, сына Джучи. Правил в 1414-1416.
Джаббар-берды (?-1417) Сын Тохтамыша и Тогайбек, дочери Хаджи-бека. Правил в 1416-1417.
Дервиш (?-1419) Сын Алты-Куртуки, сына Мамки, сына Минкаса, сына Абая, сына Кин-Тимура, сына Тука-Тимура, сына Джучи. Правил в 1417-1419.
Кидырберды (?-1419) Сын Тохтамыша и наложницы из племени черкес. Правил в 1419-1420.
http://www.historica.ru/index.php?showtopic=10454
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2415
Известно, что титул хорезмшах был введен в 305 году нашей эры основателем династии Афригидов и просуществовал до 995 года. После некоторого перерыва титул был восстановлен. В 1097 году хорезмский губернатор тюркского происхождения Экинчи ибн Кочкар объявил о независимости от сельджуков и объявил себя шахом Хорезма. В этом же году он был убит. Сельджуки захватывают Хорезм и назначают хорезмшахом тюрка из рода бегдили Кутб ад-Динa Мухаммедa I. В течение всего своего правления он оставался вассалом сельджукского султана Санджара, сохраняя лояльность к нему.

Его преемник Ала ад-Дин Атсыз постоянно стремился избавиться от протектората сельджукского султана Санджара. В 1138 году он восстал против своего сюзерена, но был разгромлен Санджаром и вынужден был бежать. Ахмед Санджар же возвел на хорезмийский престол племянника Атсыза Сулейман-шаха. Однако Сулейман-шах не смог удержать власть над Хорезмом и в 1141 году султан Санджар вернул Атсыза на престол.

В том же году в Среднюю Азию с востока пришли новые завоеватели — каракитаи под предводительством Елюя Даши. Сельджукский султан Санджар вынужден был прийти на помощь Караханиду хану Махмуду, который являлся его ближайшим родственником. Битва с каракитаями при Самарканде закончилась полным поражением Санджара. Хорезмшах Атсыз тут же воспользовался поражением Санджара и зимой 1141 года захватил и разграбил Мерв, а в 1142 году уже приблизился к Нишапуру.

Однако уже в 1142 году султан Санджар снова заставил Атсыза платить дань, а кроме этого Хорезму пришлось платить дань и каракитаям.

Он продолжил политику собирания земель, начатую его предшественниками, присоединил к Хорезму Дженд и Мангышлак. Многие кочевые племена оказались в зависимости от хорезмшаха. К концу своей жизни Атсыз подчинил Хорезму всю северо-западную часть Средней Азии и фактически добился его независимости от соседей.
В 1156 году Атсыз умер, на престоле Хорезма его сменил его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан.

Как и отец, он платит дань сельджукскому султану Санджару и каракитаям. Всего через несколько месяцев после прихода Ил-Арслана к власти, в 1157 году, Санджар умирает, что позволяет Хорезму полностью освободиться от сельджукской опеки.

В 1160-х годах Ил-Арслан присоединяет к владениям Хорезма Дехистан с окрестностями. Ему удается подчинить несколько городов Хорасана, он пытается подчинить себе часть городов Иракского султаната, Мавераннахра. В 1172 году он успешно отражает поход каракитаев на Хорезм. Вскоре после этого Ил-Арслан умирает, а его сыновья Ала ад-Дин Текеш и Джелал ад-Дин Султан-шах начинают борьбу за престол.

После смерти Ил-Арслана престол занял младший брат Текеша Султан-шах, но Текеш отказался признать власть брата и обратился за помощью к исконным врагам хорезмшахов — каракитаям, пообещав им ежегодную дань.

С их помощью Текешу удалось сместить брата и занять трон Хорезма. Придя к власти он приказал умертвить свою мать, поддерживавшую Султан-шаха, самому же Султан-шаху удалось скрыться и ещё в течение двадцати лет тот оспаривал право на власть.

Лишь после смерти Султан-шаха в 1183 году Текеш смог окончательно присоединить к Хорезму Мерв и Серахс (1193). Кроме того, стремясь избавиться от вассальной зависимости от каракитаев, Текеш совершил несколько походов на Мавераннахр. В 1176 году он покорил Южный Хорасан, а правителя Гора сделал своим вассалом. В 1187 году хорезмшах взял Нишапур, в 1192 году — Рей, а через два года захватил Ирак.

В 1194 году Текеш разбил войска западно-сельджукского султана Рукн ад-Дина Тогрула III, а в 1196 — аббасидского халифа Насира.

Таким образом в период правления шаха Текеша Хорезм стал одним из самых могущественных государств в Центральной Азии. Его владения простиралась от Аральского моря и низовьев Сырдарьи на севере, до Персидского залива к югу, от Памира на востоке и до Иранского нагорья на западе, за своё правление он сумел увеличить территории Хорезма вдвое. Кроме всего прочего, сохранились также сведения о библиотеке в Гургандже, основанной Текешем.

После смерти хорезмшаха Текеша на престол вступил его младший сын Ала ад-Дин Мухаммед, ещё больше расширивший владения Хорезма.

Правление Мухаммеда II началось с войны с гуридами, которые захватили крупный город Мерв, почти без боя заняли Абиверд, Серахс и Нису, взяли Нишапур и пленили брата хорезмшаха, которого отправили в Герат. Осадив Герат, войска Мухаммеда в течение месяца пытались прорвать его оборону. Лишь после получения откупа хорезмшах снял осаду. К этому времени на помощь правителю гуридов Гияс ад-Дину из Индии подошли войска его брата — Шихаб ад-Дина. После достаточно кровопролитной битвы хорезмийцам пришлось отступить. Преследуя отступающие войска Мухаммеда II, Шихаб ад-Дин окружил хорезмийскую столицу Гургандж, обороной которой руководила мать шаха — царица Теркен-хатун. При поддержке каракитаев Мухаммеду удалось вытеснить гуридов за пределы Хорезма и заключить мир, однако они не оставляли попыток развязать войну.

Только после убийства Шихаб ад-Дина в 1206 году эта опасность исчезла. Гуридское государство распалось на части, которые вскоре попали в зависимость от Хорезма.

После победы над гуридами Мухаммед стал готовиться к войне с каракитаями. Но в первом же сражении каракитаи, подкупившие правителей Хорасана и Самарканда, разгромили армию хорезмшаха, после чего Мухаммед на некоторое время пропал из поля зрения своих приближенных. Только весной 1208 года Мухаммед вернулся в Хорезм. Укрепив своё государство, он приступил к решительной борьбе с каракитаями, опираясь при этом на поддержку мусульман каракитайского государства, воспринимавших его как освободителя. В сентябре 1210 при битве на равнине Иламиш за Сырдарьей каракитайские войска потерпели поражение.

В 1212 году в Самарканде вспыхнуло восстание под предводительством караханида хана Османа. Оно было жестоко подавлено Мухаммедом и Западно-Караханидское ханство было ликвидировано, после чего он решил сделать Самарканд своей столицей. В 1217 году Мухаммед отправился в поход на Багдад, один из духовных центров мусульманского мира, желая стать не только светским, но и духовным властителем. Однако при переходе горного перевала его войска попали в снегопад и понесли значительные потери. Мухаммеду пришлось отказаться от своих планов и вернуться в Самарканд.

К 1215 году его власть хорезмшаха распространилась на сам Хорезм, на Мавераннахр,Туркменистан, Афганистан, Иран, Атрпатакан, Хорасан, Южный Казахстан, а также другие территории.

Но с востока шли монголы по предводительством Чингисхана.

Однако уязвимым местом в империи Мухаммеда II было всесилие канглыйской знати, занимавшей ведущие посты в административном и военном аппарате.

Мать хорезмшаха Мухаммеда Теркен-хатун происходила из тюркского рода канглы [2] и обладала огромным влиянием при дворе, фактически сама назначая своих родственников на все ключевые государственные посты. Пользуясь их поддержкой, она фактически возглавила оппозицию своему сыну. Особенно обострились их отношения перед монгольским нашествием.

В 1218 году Чингизхан отправил к Мухаммеду посольство с предложением заключить союз для совместной борьбы с конкурентами на востоке и взаимовыгодной торговли. Хорезмшах отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр-хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но хорезмшах, боясь гнева знати, отказался, и Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства.

Несмотря на более чем трёхкратное превосходство своего войска над армией монголов Хорезмшах, опасаясь заговора со стороны военачальников, разделил свою армию на несколько частей и гарнизонов, чем фактически обрек её на поражение.

После победы над Кучлуком монгольское войско во главе с Субэдэй-багатуром и Тохучар-нойоном приблизилось к границам Хорезма и столкнулось с войсками хорезмшаха. Правое крыло хорезмского войска под командованием сына Мухаммеда Джелал ад-Дин Менгуберди добилось успеха на своём фланге и помогло центру и левому крылу своего войска. К наступлению темноты ни одна из сторон не добилась решающих результатов. Ночью монголы разожгли костры и покинули место битвы. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 50-тысячную армию в Хорезм.

В 1219 году при наступлении войск Чингисхана на Хорезм Мухаммед II не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали Отрар, Ходжент, Ташкент (Чач), Бухара, Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур, Герат, Ургенч и остальные крупные хорезмские города. Монголы истребили миллионы горожан, в одном только Мерве более 500 000 жителей, остальных продавали в рабство.

Хорезмшах с остатками армии вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в Каспийском море от приступа пневмонии. Государство хорезмшахов прекратило существование, несмотря на то, что сын и наследник Мухаммеда Джелал ад-Дин Менгуберди еще около десяти лет продолжал оказывать сопротивление монголам, находясь при этом в Дели и Малой Азии

Хорезм в начале XIII в. был на вершине своего могущества, он объединял земли собственно Хорезма, Мавераннахра, Ирана, Хорасана, современного Южного Казахстана.

ru.wikipedia.org›Государство Хорезмшахов
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2415
возможно, род ширин (ас-ширин) имел родствоне не только с Чингизидами, а и с династией Хорезмшахов


аль-Малик аль-Музафар Сайф ад-Дин Кутуз (араб. الملك المظفر سيف الدين قطز‎; ? — 24 октября 1260) — мамлюкский султан Египта (1259—1260).
О происхождении Кутуза Макризи сообщает следующее: «Говорят, что его звали Махмуд ибн Мамдуд, что его мать была сестрой султана Джалал ад-Дина хорезмшаха, а отцом его был дядя по отцу султана Джалал ад-Дина. Кутуза взяли в плен татары, которые продали его в Дамаске, откуда он был перевезён в Каир» [1]



.известный астроном Мирза Улугбек (1394-1449) ,автор «Улус-и арба-йи Чингизи» («Четыре улуса Чингизидов»).
Труд написан на персидском языке в 1425 г. и представляет собой важный источник по истории Чингизидов.
Сочинение «Улус-и арба-йи Чингизи» посвящено правителям четырех государств империи Чингиз-хана:
Улус Угедей-каана, Улус Джучи-хана, Улус Хулагу-хана, Улус Чагатай-хана.

"После завершения его правления один из его ..., человек по имени Кудар, сел на трон повелителя и стал править под прозвищем Малик Музаффар."

т.е. у одного из рода хорезмшахов имя Кудар как и в роде ширин Кударь-мурза


severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2415
«Грамотка» князя Ширинского: примечательное простодушие

Б. М. Пудалов


В исторических исследованиях принято опираться на комплекс разнообразных источников, но порой интересные наблюдения делаются на материале небольшой группы архивных дел или даже по отдельному документу. В особенности это характерно для периода средневековья: утраты источников здесь весьма значительны, так что историкам волей-неволей приходится анализировать уцелевшие крупицы и учиться «выжимать» из них максимум информации. Примером может служить изучение повседневной жизни и нравов государева двора XVII в.: здесь для специалистов имеет значение любая, даже косвенная информация, потому что наиболее показательный источник – личная переписка («грамотки») – встречается крайне редко.

Тем большее значение имеет «Грамотка» князя Ивана Байкаевича Ширинского, сохранившаяся в коллекции Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (Центральный архив Нижегородской области. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 743). Этот небольшой документ, представляющий собой частное послание, интересен уже тем, что и его автор, и адресат – представители служилой аристократии XVII в. Дополнительный интерес придает документу принадлежность автора и адресата к хорошо известному и разветвленному роду князей Ширинских – татарского феодального рода, который вплоть до XVIII в. играл ключевую роль в Крымском ханстве. Все эти обстоятельства заставляют внимательнее отнестись к грамотке и ее содержанию.

Грамотка представляет собой документ на двух листах-«сставах», имеющих незначительные повреждения. Источник его поступления в коллекцию НГУАК неизвестен, но к Нижнему Новгороду он отношения не имеет: грамотка была послана из Москвы в Казань. По содержанию грамотку можно датировать временем между 1678 г., когда И. М. Милославский начинает упоминаться как боярин (в приказе Большой казны), и не позднее 1685 г. (время его смерти), но интервал следует сузить до 1682 г. (после стрелецкого бунта царский титул начинает упоминаться во множественном числе, тогда как в нашем документе он все еще в единственном числе: «ваш царского величества стряпчей»). Текст написан приказной скорописью на бумаге с филигранью 1670-х гг., так что сомневаться в подлинности грамотки нет оснований. Вместе с тем совершенно очевидно, что документ – не автограф князя Ивана Байкаевича: хорошо разработанный почерк и складный слог послания указывают на то, что писал его опытный приказный «крючок», а не молодой служилый князь, более привычный к сабле, чем к перу. Следовательно, перед нами образчик «письма на заказ», составленного по воле и со слов его автора.

Известно, что представители рода крымских мурз Ширинских выезжали на службу к великому князю московскому еще в XV в. На русской службе находились также автор и адресат грамотки, но их служебный статус различен. Адресат – князь Петр Степанович Ширинский – принадлежал к верхушке провинциального дворянства: он входил в состав казанского служилого «города», но служил «по дворянскому списку по выбору». Судя по его православному имени и отчеству, его предки достаточно давно выехали на Русь («старых лет колена Ширинских»), так что эта «веточка» рода уже успела обрусеть. Автор же грамотки столь заметно обрусеть еще не успел, и его предки стали русскими подданными только после взятия Казани Иваном IV. Князь Иван Байкаевич Ширинский служил непосредственно при государевом дворе в Москве, и, хотя чин его был невелик (стряпчий – предпоследний по значимости среди дворовых), он имел здесь могущественного покровителя – боярина И. М. Милославского.

Собственно, именно со служебным статусом связано первое примечательное откровение князя Ивана. Даже не зная степени родства с князем Петром, он тем не менее предлагает ему вместе добиваться продвижения по службе: «…Мочно тебе, государю моему, быть и в стольниках. И о том станем милости просить у великого государя сопча и у приятелей своих, хто ко мне милостив». За этой короткой фразой скрывается многовековая традиция государственной службы: карьеру здесь сплошь и рядом делали по родству, а не по реальным заслугам. К вершинам власти восходили феодальные кланы, представители которых поддерживали друг друга, так что возвышение одного становилось началом возвышения его родичей, а падение опять-таки одного означало крушение всех надежд для многих, невзирая на заслуги или способности кого-либо из них. «Командный метод управления» на деле означает не только руководство с помощью команды-окрика, но и подмену коллектива профессионалов командой единомышленников-родичей, связанных между собою принципом «Ну как не порадеть родному человечку?». При таких порядках власть руководствовалась отнюдь не государственными, а клановыми интересами, что особенно ярко проявилось в эпоху опричнины и стоило государству немалых жертв. Пагубность этого отчетливо ощущалась окружением царя Федора Алексеевича, которое в 1682 г. приняло решение отменить местничество. Однако то, за чем стояла традиция, не так-то легко отменить росчерком правительственного указа. Лишнее тому доказательство – процитированный призыв князя Ивана Байкаевича к князю Петру, о деловых качествах которого он не осведомлен, но зато твердо знает, что это родич (и неважно, в какой степени) и к тому же знатный («и старых-де царей грамоты у вас за их государскими вислыми печатьми есть»).

Второе откровение князя Ивана Байкаевича также весьма примечательно: он сообщает адресату о своем крещении. И вот тут-то этот потомок мурз, «прадет и дет и отец» которого «владели и жили и померли некрещены», простодушно раскрывает мотивы своего перехода в православие. Разумеется, не глубины христианской философии влекли его (да полно, знал ли их служилый татарин, прибывший ко двору «на ловлю счастья и чинов» и наскоро нареченный «Иваном»?); нет в его словах и намека на стремление приобщиться к высокой культуре. Зато князь Иван подробно расписывает родичу, сколько он поимел деньгами и чинами, приняв православие, а заодно упоминает и о наглядном примере некрещеных предков, которые «потому не были взысканы» (то есть не были приняты ко двору и не смогли сделать карьеру). Комментарии, как говорится, излишни. По одному документу делать обобщения рискованно, но вкупе с тем, что сегодня известно историкам о придворной службе татарской знати, приходится делать вывод, что для феодальной верхушки (или по крайней мере для большей ее части) социально-классовые интересы оказывались гораздо важнее национально-религиозных.

Приложение (текст документа).

Между 1678–1685 гг. – Грамотка стряпчего Государева двора князя Ивана Байкаевича Ширинского в Казань князю Петру Степановичу Ширинскому с изъявлением родственных чувств и о своей жизни после принятия крещения.

(л.1) «Государю моему, ко мне приятелю, князю Петру Степановичю с Москвы однород[ец][1] ваш царского величества стряпчей Ивашко князь Байкаев сын Ширинской челом бьет. Здравств[уй], государь, з благодатным своим домом и з де[тьми] на много лета. А про меня, государь мой, изв[олишь] спросить, и я на Москве божиею милостию и великого государя жалованьем и при милостии государя моего боярина Ивана Михайловича Милославского в пресветлой ево государской трапезе в покое июня по [пропущено] число жив обретаюся. Да прошу заочно твоего к се[бе] жалованья: пиши ко мне о сво[ем] и родителей своих о здоровье, а мне, слыша, о Бозе радоватца.

Да вестно мне учинилось ныне, что-де ты, государь мой, в Казани в чину по дворянскому списку служишь по выбору, а дед и отец твои и ты старых лет колена Ширинских, что в Крыму, и старых-де царей грамоты у вас за их государскими вислыми печатьми есть, и мочно тебе, государю моему, быть и в стольниках. И о том станем милости просить у великого государя сопча и у приятелей своих, хто ко мне милостив. А я от того ж Ширинского коле[на], и чиню тебе, государю, вестно, как божиею милостию блаженной памяти великому // (л. 2) государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии вручил Бог царствующий град Казань, и в то время он, великий государь, блаженные памяти прадеду моему[2] указал с Казани, где похотя ему, великому государю, служить. И прадет мой по ево государьскому указу служил по Алаторю и пожалован был селом Мангушевым, семьсот дворов крестьян да пятнатцать деревень мордовских. И теми дачами дед и отец мои и сродники владели, только крестьяне в тех дачах перевелись в прошлых лет[ах] в приход крымских татар и в-ыные – нагайское разоренье и в моровое поветрие, и в то число стало малое число. А прадет и дет и отец мои владели и жили и померли некрещены, и потому были не взысканы. А я ныне, познав истиннаго всещедраго Бога и Спаса нашего Исуса Христа, в православную християнскую веру крестился и от великого государя пожалован на платье сто рублев, камка да две тафты да два сукна, за крещенье кормовыми деньгами мне по 5 алтын на день, человеку по 10 денег, лошеди по 4 деньги на день же, и через чин, не быв в жи[льце]х[3], пожалован в стряпчие по передней.

И ты, государь мой князь Петр Степанович, удиви надо мною милость свою, пиши ко мне о своем дому и родителей моих[4] о здоровье, а мне бы, слыша, о Бозе радоватца. А как пожалуешь, станешь писать, и на грамотке прикажи подписать: «Отдать на Москве государю боярину Ивану Михайловичю», потому что меня либо в то время на Москве не излучится, и грамотку отдадут и тому кому, а ко мне и не дойдет. Да пожалуй, отпиши ко мне ведомо, как тебя Бог принес[ет] к Москве, чтоб мне в то время не быть в деревне».

ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 743.

Подлинник. На 2 л. Листы повреждены по правому краю, с незначительными утратами текста. Размер листа: 37,5 х 15,5 см (л. 1), 35 х 15,5см (л. 2). Знаки бумаги: лилия геральдическая в щите (нижний фрагмент, л. 1, 2) – схожие ГИМ-1, № 926 (1671 г.).

Пометы и записи. На л. 1 об. адрес: «Отдать грамотка в Казане князю Петру Степановичу Ширинскому». На л. 1 об. вверху помета XVIII в.: «грамотка», ниже карандашом: «письмо». На л. 1, 1 об, две фиолетовые мастичные оттиски печати НГУАК.

Комментарий. Документ следует датировать временем не позднее 1685 г. (время смерти боярина И. М. Милославского) и не ранее 1678 г. (когда И. М. Милославский начинает упоминаться как боярин в приказе Большой казны).

http://www.idmedina.ru/books/m...udalov.htm
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2415
В 1452 г. один из беев Ширинских стал вассалом Касимовского царя.
Другой Ширинский бей — Кинбар выехал в Россию при великом князе Иоанне Васильевиче III и считается таким образом родоначальником российской ветви Ширинских. Потомки правнука его — Шихмата (во св. крещении Василия) Келядемаевича (начало XVI в.) и стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Сын его Иван Васильевич — известный боевой воевода середины XVI века.

Часть Ширинских оставалась вассалами крымских Гиреев. В 1555 году, при поражении Девлет-Гирея в Судбищенской битве, И. В. Шереметевым взято было в числе трофеев знамя Ширинских мурз; в 1572 году при набеге того же Девлет-Гирея были убиты трое мурз Ширинских; в 1594 г. Ширинский мурза Иши-Махмет приезжал в Москву в качестве крымского посла; в 1622 году во время набега крымского хана Махмет-Гирея на Комарницкую волость взят в плен Ширинский мурза Котлуш.

Некоторые из Ширинских ещё в XVI в. принимали православие. Так, упоминается в шведском походе 1549 г. князь Пантелеймон Иванович Ширинский; в 1630 г. значится в числе ярославских дворян князь Иван Лукич Ширинский. Князья Иван Сунгалеевич, Федор Арасланович, Петр, Михаил и Андрей Бикбаевичи были стольниками Петра I (1702).

В 1784 г. Мехметши-бею Ширинскому Потемкин назначил ежегодное жалованье в 2000 руб., императрица Екатерина II повелела избирать губернских предводителей дворянства Тавриды из рода Ширинских.
https://ru.wikipedia.org/wiki
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2415
РГАДА
Посольские книги

Кудояр-мурза (Кудаяр-мурза), гонец из Крыма
Фонд 123 - Дело 5
Годы 1517 - 1519

Содержание: 1. Копии грамот, присланных с Т. Кадышевым от посланников В. И. Шадрина и И. М. Челищева. 2. Приезд посла Кодояр-мурзы Ивачева. 3. Отправление гонца Б. Олферова. 4. Приезд от царевича Ахмата гонца Качима. 5. Отправление гонца К. Карчеева. 6. Приезд гонца Милк Омана; гонца Кудояр-мурзы. 8. Возвращение посланников В. И. Шадрина и И. М. Челищева. 9. Отправление гонца О. Андреева. 10. Отправление И. М. Челищева и отпуск крымских послов Кудояра-мурзы и Авельшиха. 11. Посольство кн. Ю. Д. Пронского. 12. Приезд гонцов: Девлет Килдея Мерекина, Козюм Бердея; посла кн. Аппака.


Кудодар (Кудояр), гонец из Крыма
Дело 123 - 6
Годы 1523 - 1532

Содержание: 1. Приезд гонца Кудодара. 2. Отправление гонца О. Андреева. 3. Приезд гонца Кудодара. 4. Отправление гонца У. Кобякова. 5. Приезд гонца Девлет Гилдея Мерекина. 6. Отправление гонцов Т. Кадышева; Кудаша. 7. Приезд от царя Сейдет-Гирея послов Томача; Халиля. 8. Отправление гонца Н. Мясного; гонца Байкула. 9. Приезд гонца Девлет Килдея Мерекина. 10. Отправление гонца Б. Блудова. 11. Приезд гонца Томача. 12. Отправление гонца Тоюша. 13. Приезд гонца Оллокула. 14. Отправление гонца М. Кобякова; посла С. Злобина. 15. Приезды гонцов Девлет Килдея Мерекина; Томача; посла улана Ахмеда; гонца Исеньяра; гонца Али Мерденя. 16. Отправление гонца Кадырбека. 17. Приезд гонца Тансарыя. 18. Отправление гонца С. Неболсина. 19. Приезды гонца Аикиша; посла Авель-шаха. 20. Отправление гонца Р. Писарева.


Кудояр (Кудаяр),
посол из Ногайской Орды
Фонд 127 - Дело 1
Годы 1489 - 1508

Содержание: 1. Приезд из Ногайской Орды послов: Чюмгура, Адика, Тувача. 2. Отправление к казанскому хану Махаммед-Эминю посла М. Погожева. 3. Приезд посланника Семена Богатыря. 4. Отправление русского гонца Тулуша к Мyce-мурзе. 5. Приезд в Москву гонца Аларкуша от казанского хана Махаммед-Эминя. 6. Отправление в Казань гонца С. Ступишлна. 7. Приезд из Ногайской Орды послов: Катлушейка, Усейна, Тувача, Азехмат-князя с сыном Коюч-мурзой. 8. Отправление в Ногайскую Орду гонцов: татар Кудаша и Кожуха; С. Федцова-Мансурова и переводчика П. Новокрещеного в Казань. 9. Приезд из казани гонца Кичканя. 10. Отправление в Казань к хану Махаммед-Эминю гонцов С. Осорьина; К. Приклонского. 11. Приезд из Ногайской орды гонцов: Чюмгура; С. Богатыря; Семена. 12. Отправление в Ногайскую Орду гонца К. Карчеева. 13. Приезд из Ногайской Орды гонцов: Увана, Козяка; Телевлю; Асанака, Авберя. 14. Отправление к Алгачирь-мурзе гонца Чюра. 15. Отпуск грамоты великого князя к царевичу Акурту, посланной с русским гонцом Ахметем. 16. Отправление в Ногайскую Орду русского посланника Темиря Якшенина. 17. Приезд из Ногайской Орды гонцов: Исень Бахты; Яншея Елки; Акдевлетя; послов: Баубека, Кудояра, Курмань Хозя, Бебеша.


Фонд 127 - Дело 2
Годы 1533 - 1538

Содержание: 1. Отправление в Ногайскую Орду гонца А. Бахметева. 2. Приезд из Ногайской Орды посла Кудояра. 2. Отправление в Ногайскую Орду русского посла Д. Губина. 4. Приезд из Ногайской Орды гонца Кара Дувана. 5. Отправление в Ногайскую Орду русских гонцов: Янбулата; К. Шерхози. 6. Приезд из Ногайской Орды гонца Куртки. 7. Отправление в Ногайскую Орду посла П. Левского. 8. Приезд из Ногайской Орды гонца Синалея; посла Кудояра. 9. Отправление в Ногайскую Орду Н. Симина. 10. Приезд из Ногайской Орды гонца кн. Янсарыя. 11. Отправление в Ногайскую Орду русского гонца Р. Етманова. 12. Приезд из Ногайской Орды гонца Шевкала. 13. Отправление в Ногайскую Орду русского гонца Девлет Хозя. 14. Приезд из Ногайской Орды послов от кн. Шейдяка и других мурз. 15. Отправление в Ногайскую Орду К. Кудинова. 16. Приезд из Ногайской Орды гонцов Карача и Сююндюка. 17. Отправление в Ногайскую Орду русских посланников: Я. Кашинцова; И.В ыродкова; Ш. Мотякина.
Лайк (1)
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2415
№ 25.

1517, мая 30 — июня 8. Приезд из Крыма казаков великого князя с грамотами от Василия Шадрина и Ильи Челищева и бумаги посольства к великому князю Василию Ивановичу от царя Магмет-Гирея с Кудояром князем. Грамоты от Василия Шадрина и Ильи Челищева: описывается хороший прием Челищева у царя, обещание непременно [433] дать шертную грамоту; Апак князь сообщает, что царь решил сначала отправить к великому князю посольство условиться: обязуется ли великий князь присылать вперед поминков свыше присылаемой в Крым королевской казны, и для доказательства согласия на это прислал бы теперь же с Кудояром князем добрых поминков; другое условие — непременно послал бы помощь царю на Астрахань; если великий князь несогласен, то царь будет на него с королем заодин, за эти условия особенно стоит Багатырь царевич; немилостивый прием Шадрина и Челищева у Багатыря царевича; сообщают вести о делах турецкого султана и предупреждают великого князя, чтобы он приказал беречь украйны, потому «без того не будет чтобы татарам на украйне не быть, царю царевичей не унять — татары босы и наги». — Прием крымских послов у государя; посольские речи и грамоты царя к великому князю: царь пришлет посольством с шертною грамотой Апака князя, а теперь великий князь послал бы свою рать в судах под Астрахань и отпустил бы царя Абдыл-Летифа на Казан; просит скорее прислать поминков, потому что нужно дарить турецкого посла. Грамоты Ахмат царевича: о дружбе, он удерживает царя от похода на украйны великого князя, и о других делах. Грамота Багатырь царевича: объясняет за что он осердился на великого князя, и указывает условия, на которых он согласен быть ему другом. Грамоты Апака князя: объясняется как следует устроить дружбу между царем и великим князем и что он сам для этого дела едет в Москву; просит подарков. Грамота Абду-р-Рахмана князя, сторонника польского короля; жалуется, что король его правды и службы не познал и поэтому теперь предлагает свою службу великому князю. Грамоты некоторых других крымских царевичей и вельмож (Дела Крымские, № 5, лл. 420–459). 58


I. Лета 7025-го маия 30-го. Приехал к великому князю из Крыма казак его Темеш Кадышев с товарищи, а с Темешем вместе приехал от Ахмата от царевича человек его Качим. А привез Темеш к великому князю от Василья от Шадрина, да от Ильи от Челищева грамоту, а сказал Темеш великому князю, что от Магмед-Гирея царя едет к нему Кудояр мурза Ивачев.

II. И июня 8-го приехал к великому князю Кудояр. И князь великий велел у себя быти Авель-Шых-зоде и Кудойяру князю и царицыным людем и царевичевым, и как на двор приехали, и князь великий им велел к себе итти. И Кудойяр князь правил великому князю от царя челобитье, да словом говорил: царь велел тебе говорили: наперед того отец мой с твоим отцом был в дружбе и в братстве, и правда меж их была, что другу другом быти, а недругу недругом, а опосле того межи нас с тобою рота и правда была, что мне твоему другу другом быти, а недругу недругом, а тебе также моему другу другом быти, а недругу недругом. И опосле того промежи нас с тобою добрые люди не езживали, и дело меж нас с тобою не бывало; а ныне посылаем к тебе своего ближнего человека Аппака князя, да Магмед-пашу Халилева сына и твоих людей Василья Шадрина и Илью Челищева с ними вместе к тебе отпущаем, а на весне хотим ити на своих и на твоих недругов на Азторохань, и ты б нам помочь свою учинил, в судех бы еси рать свою послал, а мы твоему другу хотим прямо другом быти, а недругу недругом. Да подал грамоты.

А се грамоты с Кудояром от царя к великому князю. — Великие Орды великого царя от Магмед-Герея царя всея Русские земли князю великому князю Василью Ивановичу брату моему много поклон

III. А се грамот к великому князю от Ахмата царевича с его слугою с Халилем с Чагиревым со княжим сыном. — Брата моего великого кинза Василья величеству от Ахмат-Гирей-салтана брата твоего много много поклон. Слово то: Брата моего величеству брата своего царя что послал к тебе гонцом слугу своего Кудаяра посылки для, к яз брат твой твоего здоровья отведати с своими с прямыми речми межи братства, как правому братству быти, а недругу недружба которым обычаем довести, о том подумав, тебя брата своего видев к себе прямую дружбу, а иным недругом как недружба чинити думати с великою ротною и с шертною братственною грамотою царю рату своему болшово своего посла Аппака придумали есмя к тебе [446] послати. А мы к тебе своего ординского князя Магмед-Аминя посылаем, и что у брата моего мысли было, то его недругу хотим чинити, на братстве есма крепко стали, так бы еси верил. Молвя Чагирова княжова сына Магмед-Аминева княжево брата слугу своего Халиля послал есми: твое бы, брата моего, здоровье видел, а мое бы, брата твоего, здоровие приехав тебе сказал.

И ныне к тебе царь Бозан-Хозина сына Кудаяра гонцом послал,

А се грамота Халилева. княжая. — Великие Орды великого царя Магмед-Гирееву цареву брату великому князю Василью Ивановичу многие Русии государю холоп твой Халиль князь бьючи челом възвещает.

А се грамота к великому князю от Абды-Рахмана князя с его человеком с Чагирем


http://www.vostlit.info/Texts/...-40/25.htm


князь Чагир - от него (?) прозвался город Чигирин на Днепре (63 км от Черкасс) - столица Богдана Хмельницкого
Лайк (1)
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2415
РГАДА

№ 30.

1518, августа 12–27. Возвращение из Крыма Ильи Челищева и прибытие вместе с ним посольство от царя Магмед-Гирея к великому князю Василию Ивановичу с Кудояром мурзой. Грамоты царя, царевичей Багатыряи Ахмата и посла Кудояра князя, присланные впередь прибытия посольства. Царь [508] извещает об отправлении посольства; царевич Ахмат поздравляет великаго князя с победой над литовцами, просит дать ему город, где бы он мог жить покойно и откуда мог бы воевать недруга великого князя Литовскую землю; просит помочь уплатить его долги, и другие просьбы; грамота Багатыря царевича: он теперь в правде стоит и хочет быть великому князю прямым другом; Кудояра мурзы: извещает, что на его посольство по дороге из Крыма на Самар напали астраханские татары и их ограбили, Поэтому они послали вперед себя к великому князю гонцов. — Прибытие крымского посольства в Москву, прием у государя; грамота царя с послом: по причине бывшей ссоры с братом, царевичем Ахматом, посольство долго не отправлялось, теперь же они помирились; на недруга великого князя на литовского он, царь, отправил своих царевичей со ста тысячами рати; по приезде настоящего посольства в Москву великий князь послал бы в Крым своего доброго боярина и с ним отпустил прежних послов. Грамота Ахмата царевича: извещает о бывшей у нею ссоре с царем и объясняет свои заботы о мире между великим князем и царем. Багатырь царевич пишет, что он теперь помирился с дядей, царевичем Ахматом, и будет вперед воевать Литовский юрт, если только не помешают ему в том астраханцы; да отпустил бы великий князь его татар, которые попались в плен москвичам. Грамоты других царевичей о дружбе к великому князю; Апак князь пишет, что царь помирился с Ахматом царевичем, великий князь прислал бы своего боярина с поминками, дело о шертной грамоте не совершишь по сие всеми по вине умершего Мамонова и объясняет посвоему все предшествующие события, — теперь в Крыму все хотят 6ыть друзьями великому князю. — Грамоты о запросах от царя, царевичей, царицы и князей. Грамоты царя к князьям рязанскому и Шемякину: извещает о мире с великим князем. Грамоты к князю Вас. Щемячичу Ахмата царевича и Апака князя. — Переговоры в Москве Кудояра мурзы с боярами о желании царя быть с великим князем в дружбе и мире (Дела Крымские, № 5, лл. 548–583).

I. Лета 26-го августа 12-го писал к великому князю князь Василей Ивановичи Шемячичь, что идет из Крыма от Магмед-Гирея царя посол его Кудояр мурза Аппаков брат, а с ним пришел в Путивль великого князя татарин Зенек. А отпустил царь к великому князю с ними вместе Илью Челищева, ино их на поле розгоняли татарове азтороканские. [509]

И опосле того писал князь Василей, что Ильи Челищев выехал к нему в Новгородок. И наперед Кудояра и Ильи приехали к великому князю его татарин Зенек, а царевых татар приехал от царя с грамотою Тамач, а от Ахмата царевича приехал человек его Качим.

А се грамота к великому князю Магмед-Гиреева царева с его человеком с Томачем, а приехал наперед Кудаяра. — Великие Орды великого царя от Магмед-Гиреа царя великому князю Василью Ивановичу брату моему много поклон. Слово наше то: Аппакова княжово меншего брата правды и братства для, как до Путивля поздорову доедут, то, видев сказати: поеди, молвя, вперед с гонцом и с слугою с своим с Томачем тяжелой поклон, легкой поминок послали есми, и, Бог даст, поздорову доедут, и ты, се радостные вести услышав, потому жь порадовал бы ся еси. Молвя грамоту послал есми. Лета 924-го, июля месяца в исходе. Писан в Фаряг-Кермени.

А се грамота к великому князю от крымского посла от Кудаяра с товарищи. — Многие Руси государю великому князю Василью холоп твой Кудаяр, да бакши Дана афыз, да Ахмат-солтанов посол Лаим-Берди дуванов сын Олло-Берди все бьючи челом возвещают: волной человек царь государь наш Ахмат-салтана в руки взяв и со всеми уланы и князми гораздо подумав с болшим сыном с Багатырь-Гирей-салтаном, Алп-Гирей-салтаном почен на твоего недруга на литовского юрт послал был, и то доброе посолство и Илья Челищев видел, и все салтаны и уланы и князи то добро увидев, и сего для добра все послов своих послали и все те послов своих Илье Челищеву показали. И мы о том добре Богу славу воздав, к твоему счастливому порогу шли, и на Самаре азстороканские люди с нами ея встретили да с нами много билися, и мы узнали, что их вас боде, а вас им прогонити. И мы твоего человека Илью со всеми казаки вперед пустили и холопа твоего Зенеков конь не поспел за нами и как бы ему в руки к ратным попасти, И мы ея крепко били, да толко стой головы отвели, а Илью есмя Челищева сами видели, что утекли, и как бы вам сстатись и межи ними люди ратные, ино по тому ся не сстало: которой же свою голову унес, и мы на Самаре две ночи ночевали, да тут есмя конь зарезали, а ждали есмя, чтобы нам тут съехатися, да не съехались, и того для что есмя пограблены и с Ильею ся не сстали и коней и платья есмя остали, и что государьские поминки и что наши поминки, того есмя всего остали. И мы хотели с грамотами опять воротитись к Крыму, и твой слуга Зенек молвил: наш государь не жаден твоим поминком; кто жь бы свою грамоту довез, и мы холопи твои все меж себя все подумав, да в твоему счастливому порогу поехали, и дай Господи мы поздорову твое счастливое лице видели, а ведь дорога не одна: мы чаяли, что иною дорогою к Путивлю пришел, и мы там в ратном месте де стояли, да в Путивлю есмя пеши пришли, и твоему бы величеству ведомо было. Да с вами жь выбежал Нурумов царицын посол Ахмет афыз, да Багатырь-солтанов [513] посол Кадыш-Бай, да Гемметь-содтанов поссол Урус, да Казы-Гирей-солтанов посол Тагри-Бердий, да Аппаков княжой человек есть; все есмя пеши так пришли. Твоему бы величеству ведомо было: Тамач, да Качим, да Зенек как до тебя доедут, и ты нас как до своего счастливого порога велишь довести — ты ведаешь. Твоему величеству биючи челом грамоту послали есмя.

А опосле того приехал к великому князю Илья Челищев. И встречу послал князь великий цареву послу Кудояру мурзе корму давати Шаршаву подьячего; а как прислал весть к великому князю с Останочного Яму, как им быти на Москве, и князь великий послал к нему встречу яселничего своего Ивана Сукова, а велел его встретить и на подворие его поставити. И как приехав на подворие его поставили, и князь великий послал и нему о цареве здоровье спросити князя Ивана Татя княж-Федорова сына Хрипунова, да и с своим жалованьем, с шубою.

I. И августа 24-го велел князь великий Кудояру быти на дворе. И как приехал на двор, я князь великий велел его встретить на пере ходех Федору Карпову. И как пришел Кудояр к великому князю, да правил от цари великому князю поклон, да подал грамоты, да и от царицы и от царевичев и от князей подали грамоты их люди.


http://www.vostlit.info/Texts/...-40/30.htm

Лайк (1)
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2415
А се грамота к великому князю от Магмед-Гирея царя с его послом с Кудояром с Аппаковым братом. — Великие Орды великого царя от Магмед-Гирея царя великому князю Василью Ивановичу любовному брату моему много много поклон. Слово наше то: наперед сего ты которую свою грамоту с Ильею с Челищевым к нам прислал, и мы в ней речи уразумели. И после того, как к нам Илья приехал, и мы к тебе с Кудояровым тетем с Магмед-агою слугу твоего Василья Шадрина отпустили есми к тебе, да с ним же есми и посла твоего Илью Челищева хотел к тебе отпустити. Да лихово человека словом, что есмя с братом с своим с Ахмат-Гиреем погневались, и мы его затем к тебе не отпустили, у себя есмя его пооставили. И после того и Ахмат Гирей пришед ко мне в ноги пал, а молвил: проступил есми, а как будет тебе надобе, тек делай: опричь твоей заповеди инако не делаю. И яз тот грех ему отдал и в руки есми его к себе взял, а и посол твой Илья Челищев то видел. Да писал еси ко мне в своей грамоте-толко брат мой царь меня попервому себе братом учинит и другу другом и недругу недругом меня учинит, и он бы с моим недругом с Литовским юртом недругом был. И как еси нам так молвил, и яз первое свое братство попамятовав и с уланы и со князми подумав, с тобою с братом своим первого братства и дружбы и крепкие роты для [514] и правды и попрежнему недругом учинився Литовскому юрту, также и Королевых пятинатцати тысяч золотых отступився, а с тобою первую свою дружбу и братство попамятовав и другу другом и недругу недругом бытья для по крепкой нашей роте и правде сыном своим Багатырь-Гиреем и Алп-Гиреем и Гемметь-Гиреем и Саип-Гиреем поченши со сто тысечью рати и со всем ратным нарядом на твоего недруга на Литовской юрт и ва его землю воевати послал есми, а посол твой Илья Челищев то видел. И Кудаярово задержанье и Илья Челищова затем осталось, чтобы конечную вашу правду видев ехав сказали тебе. И ныне есмя послали к тебе своего верного человека Аппакова княжово брата Кудаяра, да бакшея своего Дану, да и твоего посла Илью Челищева к тебе отпустили есмя, а велели есмя ему тебе ту правду сказати. И как они до тебя дойдут, и ты б к нам прислал такова человека, которой бы с наши умел говорити, а в тетех бы у него был Илья Челищев. Да которого своего человека учнешь к Кудаяру прикошевати, и тот бы человек был получше Ивана Мамонова, того деля, что по нашего Пророка, иже от Бога свидетелствованого, правости, которого своего человека к нам пошлешь, десяти ден его не задержим, к доброму и к верному своему человеку Аппаку князю и к тетю его к Халилеву сыну в Магмед-Паше мурзе прикошевав и всее своей мысли тайные слова прикажу с ними. И что тебе от нас Аппак учнет говорити, и ты ему вери, то наши речи. И после того и до второго по крепкой нашей роте и правде и предние для дружбы и братства другу есмя друзи, а недругу недрузи, а ты б нашему другу друг был, а недругу недруг, а нашу правду ты знай, а твою бы правду мы знали, а другу другом будем, а недругу недругом. И после сего первые дружбы правды для по крепкой нашей роте и правде на твоего недруга на Литовской юрт сына своего Багатырь-Гирея, и Алп-Гирея и брата моего Ахмат-Гирей-солтанова сына Гемметь-Гиреа в головах послал есми, а с ними сто тысяч рати. И на чем яз молвил, по которой роте и правде в конец довели есмя познатью, и ныне с тобою с своим братом до смерти другом и братом названого для имени сто тысяч рати послал есми и до второго с Литовским юртом. А еще какова нашего недруга Ших-Ахметя царя поимали, и яз таковы все дела презрев недругом ся ему учинил, и яз то твою правду довел. И ныне бы твоя, брата моего, правда на том: аж Бог даст яз любо на Азсторокань, а любо на Киев пойду, и Бог даст как Кудояр до тебя доедет, и ты бы суды и тюфяки и пушки велел изготовил, и толко на Киев пойдем, и твои бы суды Десною рекою шли. А ныне бы еси многие суды и тюфяки и пушки изготовил, и в которую сторону нам будет итти, и мы к тебе о том с Аппаком князем [515] откажем, и как он до тебя дойдет, и которой мы с ним срок к тебе накажем, и тебе на тот срок надобе готову быти. А мы правды для на твоего недруга многую свою рать послала, а ты бы с нами на нашего недруга был заодин. А что тебе ныне сею дорогою Аппак в своей грамоте писал, то все ваши прямые мысли речи, и ты б им верил. Да с Иваном с Мамоновым пришел к нам в тетех Дмитреем зовут, и мы в тому прикошевав своего доброго человека Авель-Шиха послали к тебе. И яз не чаял, что сколко ему потчати. И как Аппаков брат Кудаар до тебя дойдет, и ты бы к Кудаару своего доброго человека прикошевав да и Авель-Шиха бы еси с ними вместе отпустил, и которого с Аппаковым братом с Кудаяром учнешь к нам посылати своего доброго человека да и Авель-Шиха, в их выезд увидев наперед гонцом нам возвестити Кудаяра бы послал еси. Молвя с синим нишаном жиковиною запечатав грамоту послал если. Лета 924-го июля месяца в исходе. Писан на Днепре.

http://www.vostlit.info/Texts/...-40/30.htm
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модератор: severinn
Вверх ⇈